Научная статья на тему 'Конструктивное отношение матерей и отцов к ребенку дошкольного возраста: психологическая характеристика, диагностика, развитие'

Конструктивное отношение матерей и отцов к ребенку дошкольного возраста: психологическая характеристика, диагностика, развитие Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНОЕ МАТЕРИНСКОЕ И ОТЦОВСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / CONSTRUCTIVE MATERNAL AND PATERNAL ATTITUDE / РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / A CHILD OF THE PRE-SCHOOL AGE / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ТРЕНИНГ / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Завьялова Н.Н., Филатова А.Ф.

Статья посвящена исследованию родительского отношения к детям дошкольного возраста. Выделено конструктивное и неконструктивное отношение матерей и отцов к ребенку дошкольного возраста. Рассмотрены психологические характеристики конструктивного и неконструктивного материнского и отцовского отношения, показана необходимость развития у матерей и отцов конструктивного отношения к ребенку. Представлена программа тренинга, направленного на развитие конструктивного родительского отношения. Предложены способы развития конструктивного родительского отношения к ребенку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTIVE ATTITUDE OF MOTHERS AND OF FATHERS TO A CHID OF THE PRESCHOOL AGE: PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS, DIAGNOSTICS AND  DEVELOPMENT

The article is devoted to the study of parental attitude towards children of the pre-school age. It has been marked out the constructive and non-constructive attitude of mothers and of fathers to a child of the preschool age. The article considers the psychological characteristics of the constructive and of the non-constructive maternal and paternal attitude to a child. It is represented a training program, directed to a developing of the constructive parental attitude. One proposes the ways of developing of the constructive parental relationship.

Текст научной работы на тему «Конструктивное отношение матерей и отцов к ребенку дошкольного возраста: психологическая характеристика, диагностика, развитие»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.49.108 Завьялова Н.Н. \ Филатова А.Ф.2

:ORCID: 0000-0002-1825-0097, Аспирант кафедры практической психологии, 2ORCID: 0000-0002-1825-0023, Доктор психологических наук, Омский государственный педагогический университет КОНСТРУКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ДИАГНОСТИКА, РАЗВИТИЕ

Аннотация

Статья посвящена исследованию родительского отношения к детям дошкольного возраста. Выделено конструктивное и неконструктивное отношение матерей и отцов к ребенку дошкольного возраста. Рассмотрены психологические характеристики конструктивного и неконструктивного материнского и отцовского отношения, показана необходимость развития у матерей и отцов конструктивного отношения к ребенку. Представлена программа тренинга, направленного на развитие конструктивного родительского отношения. Предложены способы развития конструктивного родительского отношения к ребенку.

Ключевые слова: конструктивное материнское и отцовское отношение, ребенок дошкольного возраста, родители, тренинг.

Zavialova N.N.1, Filatova A.F.2 1ORCID: 0000-0002-1825-0097, Postgraduate student, 2ORCID: 0000-0002-1825-0023, PhD in Psychology, Omsk State Pedagogical University CONSTRUCTIVE ATTITUDE OF MOTHERS AND OF FATHERS TO A CHID OF THE PRESCHOOL AGE: PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS, DIAGNOSTICS AND DEVELOPMENT

Abstract

The article is devoted to the study ofparental attitude towards children of the pre-school age. It has been marked out the constructive and non-constructive attitude of mothers and offathers to a child of the preschool age. The article considers the psychological characteristics of the constructive and of the non-constructive maternal and paternal attitude to a child. It is represented a training program, directed to a developing of the constructive parental attitude. One proposes the ways of developing of the constructive parental relationship.

Keywords: constructive maternal and paternal attitude, a child of the pre-school age, parents, training.

Изучение психологических особенностей родительского (материнского и отцовского) отношения к детям дошкольного возраста позволило выявить конструктивные и неконструктивные способы отношений.

Мы рассматриваем конструктивное материнское и отцовское отношение к ребенку как избирательную сознательную связь с ребенком, которая проявляется в позитивных эмоциях и чувствах к ребенку, в уходе за ним, в ответственности за него, удовлетворении его потребностей, установлении дружеских отношений с ним, которые ведут к взаимопониманию, усвоению ребенком социально одобряемых качеств. Конструктивное материнское и отцовское отношение характеризуется безусловным принятием ребенка, а также отсутствием отклонений по исследуемым параметрам психодиагностических методик («Опросник родительской любви и симпатии» Р. В. Овчаровой, «АСВ» Э. Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, «ОРО» А. Я. Варги, В. В. Столина).

В противовес конструктивному родительскому отношению нами выделено неконструктивное родительское отношение к ребенку. Для неконструктивного отношения характерно условное принятие ребенка либо его отвержение, а также наличие: а) в эмоционально-чувственном отношении гипер- или гипопротекции, расширенности или неразвитости родительских чувств, симбиоза, инфантилизации ребенка; б) в когнитивном отношении: предпочтения женских качеств в мальчике или мужских качеств в девочке; проекции своих негативных качеств на ребенка; в) в поведенческом отношении: чрезмерность или, наоборот, недостаточность удовлетворения потребностей и желаний ребенка, чрезмерность или недостаточность требований, запретов и санкций к нему, авторитарность [5, 519 - 523].

От того, насколько конструктивно родители относятся к ребенку, зависит не только его общее развитие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, эстетическое, социальное [1, 3], но и конструктивность отношения к своим детям в будущем [3, 46].

Мы исследовали семьи с ребенком дошкольного возраста. Для выявления того, насколько конструктивно родители относятся к ребенку, наряду с вышеперечисленными методиками, применялась методика Р. В. Овчаровой «Родительская любовь». Выбор данной методики был обоснован тем, что, во-первых, в родительском отношении к ребенку дошкольного возраста преобладает эмоциональность, а это - характеристика любви; во-вторых, - любовь как психологический феномен - есть отношение, в частности, к ребенку-дошкольнику.

В исследовании участвовало 240 человек: 80 матерей, 80 отцов и 80 детей-дошкольников. Все семьи были полными (отец, мать, ребенок). Исследование проводилось на базе нескольких детских садов г. Омска (№№ 303, 312, 119). Были выявлены типы конструктивного и неконструктивного материнского и отцовского отношения - далее МО и ОО.

Конструктивный тип МО и ОО выявлен примерно у половины обследуемых матерей и отцов. У данных родителей развиты все компоненты: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент родительской любви как отношения. Проявляется это в том, что матери и отцы четко представляют, в чем основной смысл родительской любви (отношения) к ребенку. Они выбирают следующие положительные характеристики отношения: ответственное, доверяющее, внимательное, сознательное, бескорыстное (отношение). При этом выявлено, что у матерей соответствующие знания (когнитивный компонент) выше при отношении к дочерям, чем к сыновьям. Это можно объяснить тем, что мать как женщина лучше знает особенности дочери, чем сына. Однако у обследованных отцов аналогичной закономерности не выявлено: у них выявлен одинаковый уровень представлений об отношении как к

сыновьям, так и к дочерям. Это можно объяснить тем, что в полной и социально благополучной семье отцы имеют хорошо сформированную родительскую позицию и к сыну, и к дочери.

Однако, кроме сформированной родительской позиции, важно иметь представления о том, как проявлять свое отношение к детям. Так вот представления о проявлении своего отношениия в действиях и поступках (поведенческий компонент) выше у матерей к дочерям, а у отцов - к сыновьям. И матери, и отцы выбирают следующие характеристики родительского отношения (МО и ОО): активное, гибкое, стимулирующее, заботливое, постоянное. Различия в представлениях матерей и отцов о проявлении отношения в поведении обнаружены в том, что у матерей - это поощрение и к сыновьям, и к дочерям. Это выражается в трехбалльной оценке данной характеристики. У отцов - поощрение больше к сыновьям (3 балла), чем к дочерям (2 балла). Терпение у отцов также сильнее выражено при взаимоотношениях с сыновьями, чем с дочерями (3 балла против 2). Уровень представлений о том, какими должны быть эмоции и чувства по отношению к детям (эмоциональный компонент), у матерей выше к дочерям, а у отцов - к сыновьям. Матери и отцы с конструктивным типом отношения выбирают следующие эмоциональные характеристики отношения к детям: воодушевляющее, доброе, мягкое, нежное, счастливое, всепрощающее.

Следует подчеркнуть, что в нашем исследовании мы изучали не только идеальные представления о родительской любви (родительском отношении) и реальное проявление любви как отношения. Сравнение идеальных представлений о МО и ОО с его реальным проявлением к сыновьям и дочерям показывает, что и матери, и отцы, в основном, проявляют свое отношение к сыновьям и дочерям в соответствии с имеющимися знаниями. Наибольшие расхождения обнаружены в проявлении отношения в действиях и поступках и у матерей, и у отцов (поведенческий компонент). В реальности матери лучше умеют проявлять отношение к сыновьям, чем к дочерям, а в идеальном представлении о проявлении отношений -наоборот. У отцов обнаружена такая же тенденция: в реальности знания о проявлении отношения к дочерям выше, чем к сыновьям, а в «идеале» - наоборот. Характеристики же реального и идеального когнитивного компонента МО и ОО совпадают.

В проявлении поведенческого и когнитивного компонента МО обнаружена одинаковая тенденция: активность проявления материнского отношения в действиях и поступках выше к сыновьям, а в представлениях - к дочерям. У отцов выявлена такая же тенденция проявления поведенческого компонента ОО, что и у матерей: активность отцовского отношения в действиях и поступках выше к дочерям, чем к сыновьям, а в представлениях - наоборот. Представления о материнском и отцовском отношении к сыновьям и дочерям и их выраженность совпадают (в баллах): активность, гибкость, терпение, постоянство.

Проявление эмоций и чувств в материнском отношении более стабильно к сыновьям, чем к дочерям. У матерей представления о проявлении эмоций и чувств к дочерям намного выше (28,75%), чем их проявление в реальной жизни (8,75%). У отцов представления об эмоциональности ОО и к сыновьям, и к дочерям выше, чем реальное проявление эмоций и чувств к ним. Это свидетельствует о том, что у матерей, как и у отцов, нужно развивать конструктивные способы проявления эмоций и чувств к своим детям.

Для этого нами был разработан и апробирован специальный тренинг, ориентированный на диадную работу с обоими родителями, реализация которого дала положительные результаты.

Тренинг основан на принципах гуманистического подхода, что дает возможность участникам для саморазвития, творчества и самораскрытия (актуализации внутренних ресурсов) [2, 309]. На тренинге для родителей создавались условия, при которых они самостоятельно раскрывали и развивали собственные ресурсы.

Данный тренинг является, с одной стороны, тренингом общения, так как обучает вербальным и невербальным способам общения родителей со своими детьми; с другой стороны - тренингом личностного роста, так как решение проблем, связанных с конструктивным отношением к ребенку, ведет к личностному росту матери или отца [4, 428].

Программа тренинга рассчитана на 30 ч, распределенных на 10 занятий. Занятия проводились 1 раз в неделю. Тренинговый день включал 3 ч, состоял из двух частей (по 1,5 ч) с перерывом между ними 10-15 мин.

Структура занятия: 1) вводная часть - 30 мин (впечатления от прошлого занятия); 1 ч (теория); перерыв (10-15 мин);

2) основная часть (упражнения по теме занятия - 1 ч);

3) заключительная часть - 30 мин (упражнения, способствующие выражению дружеских чувств и благодарности друг другу, а также закрепляющие полученные знания и умения; подведение итогов, получение домашнего задания).

Недельный перерыв между встречами давал возможность матери и отцу осмыслить полученные знания, умения и применить их в жизненных ситуациях взаимодействия с ребенком.

Для проведения данного тренинга (как формирующего эксперимента) по результатам диагностики была сформирована экспериментальная группа, состоящая из 8 семейных пар: 8 отцов и 8 матерей, 8 сыновей и 8 дочерей. В данных семьях слабо выражены эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты родительской любви как отношения к ребёнку.

Программа тренинга разбита на три модуля: первый модуль (1-4-е занятие) направлен на развитие и совершенствование эмоционально-чувственного компонента; второй модуль (5-7-е занятие) - на развитие когнитивного компонента; третий модуль (8-10-е занятие) - на развитие поведенческого компонента материнской и отцовской любви.

Упражнения были модифицированы применительно к дошкольному возрасту детей. Перечислим основные темы занятий.

Первый модуль (1-4-е занятие) «Радуга детских чувств» - упражнения, направленные на развитие эмоций и чувств родителей.

1. Вводное занятие. Тема «Давайте познакомимся». Цель занятия - определение ожиданий, запросов матерей и отцов. Сообщение тренером плана предстоящих занятий. Знакомство участников. Установление правил и распорядка работы тренинговой группы.

2. Тема «Угадай, что я чувствую». Цель занятия - эмоционально-положительное отношение к сыну или дочери. Развитие чувства доверия у участников группы. Эмоциональное восприятие. Развитие способности вызывать эмоциональное состояние.

3. Тема «Понимашки». Цель занятия - развитие умения понимать друг друга. Приобретение навыков свободного восприятия и анализа внешнего и внутреннего мира. Эмпатия к эмоциональному состоянию другого человека.

4. Тема «Волшебный ларец». Цель занятия - развитие чувствительности матери и отца. Умение обращать внимание участников группы на собственные чувства-ощущения. Развитие эмпатии. Чувствительность к невербальным средствам коммуникации. Осознание матерью и отцом эмоциональных особенностей речи сына или дочери. Расширение диапазона интонационной выразительности.

Второй модуль (5-7-е занятие) «Знакомство со своим ребенком» - упражнения, направленные на развитие когнитивного компонента.

5. Тема «Представление (образ) материнского и отцовского отношения к ребенку». Цель занятия - диагностика ожиданий участников. Выделение проблемных областей участниками тренинга.

6. Тема «Мой ребенок - большая ценность». Анализ родителями жизненных ситуаций взаимодействия с сыном или дочерью без осуждения и критики. Развитие чувства безопасности, доверия и эмоционального принятия друг друга. Осознание собственной самоценности. Обучение технике эмпатического слушания, развитие эмпатии.

7. Тема «Вместе мы - сила». Цель занятия - развитие сплоченности семьи. Развитие позитивного самосознания через определение своих достоинств и достоинств другого человека. Чем мое отношение, моя любовь к моему ребенку отличается от отношения других родителей к своим детям, и как мой ребенок ответил бы на этот вопрос.

Третий модуль (8-10-е занятие) «Путешествие в мир своего ребенка» - упражнения, направленные на развитие поведенческого компонента родительского отношения к ребенку.

8. Тема «Давай меняться». Цель занятия - развитие способности матери и отца становиться на точку зрения другого человека (сына или дочери) и понять его состояния. Поощрение матерей и отцов к риску нового (конструктивного!) поведения и самовыражения. Развитие умений сочувствия другому человеку и навыков невербальной коммуникации.

9. Тема «Правила движения по миру ребенка». Цель занятия - расширение диапазона невербальных поведенческих паттернов и навыков невербальной коммуникации родителей при проявлении любви к сыну или дочери. Эмоциональные особенности речи ребенка. Развитие мимической экспрессивности и эмоциональной выразительности матери и отца.

10. Тема «Мозаика детско-родительских отношений». Цель занятия - развитие у родителей навыков поведения в cитуациях взаимодействия с ребенком, требующих проявления материнского или отцовского отношения.

После проведенного тренинга проводилось измерение изменений по методикам, которые входили в психодиагностический комплекс констатирующего эксперимента. Доказано позитивное влияние тренинга.

Нами разработаны также психолого-педагогические рекомендации для родителей, которые направлены на развитие конструктивного отношения к детям и гармонизацию детско-родительских отношений.

Так, родителям, которые большую часть времени заняты на работе, можно рекомендовать следующие упражнения: «Общаемся, когда собираемся в детский сад», «Объятия и поцелуи», «Разговор с ребенком по пути в детский сад», «Разговор с ребенком по пути домой». В это время отец (мать) может рассказывать ребенку что -либо интересное, познавательное, отвечать на вопросы, задаваемые ребенком.

Родителям, которые руководствуются «принципом полезности», боясь ласками испортить, избаловать ребёнка, которые редко улыбаются ребенку или хвалят его, можно порекомендовать различные семейные ритуалы, например, прощания, приветствия друг друга. Для формирования постоянства в проявлении эмоций и чувств к ребенку родителям будут полезны такие упражнения, как «Волшебное слово», «Добрая улыбка», «Приятный разговор». Также можно дать им рекомендации целовать ребенка на ночь и желать ему спокойной ночи, а утром опять целовать, обнимать и приветствовать, а в течение дня - минимум пять раз говорить ребенку ласковые слова.

Родители, у которых недостаточно развит когнитивный компонент отношения к ребенку, плохо ориентируются в его личностных особенностях, его интересах и потребностях. Для таких родителей будут полезны упражнения «Жмурки», «Умение слушать», «Сообщения», «Что тебе интересно?», «Как прошел день?». Важно научиться спрашивать у ребенка, как идут у него дела, что нового произошло за день, что ему понравилось или не понравилось в детском саду, что ему интересно делать, и таким образом получать информацию об интересах, потребностях, личностных особенностях ребенка, нюансах его состояния.

Для развития поведенческого компонента родительского отношения родителям можно порекомендовать упражнения «Мои ресурсы», «Как прекрасен этот мир», «Прояви любовь», «Помощь другим», «Слон». Для мам будут полезны упражнения: «Полный порядок», «Самоконтроль», «Движение к цели». Для отцов - «Я - мужчина!», «Победитель», «Жмурки». Для развития коммуникативных и волевых качеств родителям можно предложить упражнения: «Было трудно, но я сумел(а) это сделать!», «Оратор», «Решительность». Отцов необходимо включать в групповые формы деятельности, например в подготовку какого-либо семейного праздника.

В заключение можно отметить, что разработанная и апробированная психолого-педагогическая программа по обучению родителей (матерей и отцов) конструктивному проявлению материнского и отцовского отношения к ребенку дошкольного возраста дала положительные результаты. Работа в данном направлении продолжается.

Результаты, полученные в процессе работы, позволяют наметить перспективы дальнейших исследований по модификации и совершенствованию данной программы. В дальнейшем планируется вовлечение детей младшего школьного возраста в тренинговую работу вместе с родителями.

Литература

1. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России: автореф ... д-ра психол. наук. Екатеринбург. 2011 г. - 46 с.

2. Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

3. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Том 2. - М.: Апрель Пресс, 1999. - 464 с.

4. Филатова А.Ф. Половые различия в становлении характера подростка: концепция, эксперимент, практика: монография. - Омск: Сфера, 2009. - 484 с.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.

References

1. Vasjagina N.N. Sub#ektnoe stanovlenie materi v sovremennom sociokul'turnom prostranstve Rossii: avtoref ... d-ra psihol. nauk. Ekaterinburg. 2011 g. - 46 s.

2. Ovcharova R.V. Psihologija roditel'stva. - M.: Akademija, 2005. - 368 s.

3. Spivakovskaja A.S. Psihoterapija: igra, detstvo, sem'ja. V 2 t. Tom 2. - M.: Aprel' Press, 1999. - 464 s.

4. Filatova A.F. Polovye razlichija v stanovlenii haraktera podrostka: koncepcija, jeksperiment, praktika: monografija. -Omsk: Sfera, 2009. - 484 s.

5. Jejdemiller Je.G., Justickis V. Psihologija i psihoterapija sem'i. - SPb.: Piter, 2002. - 656 s.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.49.131 Калашникова С.А.

Кандидат психологических наук, доцент, Забайкальский государственный университет Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, №2564.14 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НЕАДАПТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В статье рассматриваются специфические личностные характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья, осложняющие их социализацию. Обсуждаются психологические основания неадаптивной социализации детей с нарушениями в развитии. Неадаптивная социализация рассматривается как возможность осуществления самостоятельного выбора, целеполагания и повышение ответственности ребенка за собственные выборы, действия и их результаты. Определены задачи психологического сопровождения неадаптивной социализации детей.

Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, неадаптивная социализация, психологическое сопровождение.

Kalashnikova S.A.

PhD in Psychology, Associate Professor, Zabaikalsky State University PSYCHOLOGICAL BASES OF EFFECTIVE SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Abstract

The article deals with specific personality characteristics of children with disabilities, complicating their socialization. The article discusses the psychological foundations of effective socialization of children with developmental disorders. Effective socialization is considered as a possibility of self-selection, goal setting and increasing the child's responsibility for the own choices, actions and their results. It defines the tasks of psychological support of children's effective socializations.

Keywords: a child with disabilities, effective socialization, psychological support.

Тенденции развития современного образования, в том числе, развитие инклюзивного образования ставят перед школой важную задачу - создание равных возможностей для социализации всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Д.В. Григорьев обращает внимание на то, что социализация ребенка может трактоваться или как адаптация к существующим социальным условиям, или как формирование активной позиции ребенка как члена общества. Ю.В. Громыко различает понятия «социальная адаптация» и «неадаптивная социализация». Социальная адаптация предполагает формирование определенных «умений и навыков». Неадаптивная социализация предусматривает обеспечение в образовательном процессе «возможности создания ребенком собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях» [1]. В последнем случае необходимо создание специальных условий, образовательных и социальных, в которых предусмотрена возможность осуществления самостоятельного выбора, целеполагания и повышение ответственности ребенка за собственные выборы, действия и их результаты.

Социализация детей с ОВЗ осложняется имеющимися нарушениями в развитии, которые накладывают свой отпечаток не только на познавательное, но и на личностное развитие ребенка, определяя психологические основания и механизмы его социализации. Это демонстрируют результаты нашего исследования, посвященного изучению личностных особенностей детей с нарушениями слуха [3]. Для детей с нарушениями слуха характерны трудности в осознании себя в качестве активного деятеля. Такой ребенок часто не в полной мере понимает, что результат какой-либо ситуации может полностью зависеть от него, и часто ждет, что ему помогут или решат возникшие проблемы за него. Самооценка детей с нарушениями слуха носит ситуативный характер и во многом зависит от других людей. Часто дети с такими нарушениями (даже на уровне подросткового возраста) не умеют давать оценку результатов своей деятельности, выделять свои личностные качества и их значение в результативности решения каких-либо задач. Неуверенность в себе, внешний локус контроля, пассивная жизненная позиция, трудности в построении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.