Родительское отношение отца и особенности личности ребёнка дошкольного возраста
ЮА. Сыченко,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург
О.С. Перминова,
педагог-психолог ГКОУ СО «Качканарская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г. Качканар, Свердловская область [email protected]
В статье рассматриваются взаимосвязи родительского отношения отца с особенностями личности ребёнка. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что в родительском отношении отцов черты, позитивно влияющие на отношение ребёнка к себе и окружающим, сочетаются с чертами, оказывающими потенциально негативное влияние. Кроме того, родительское отношение отца в большей степени сказывается на самооценке ребёнка, в меньшей — на его отношении к сверстникам, и не сказывается на безусловно положительном отношении ребёнка дошкольного возраста как к отцу, так и к матери.
• родительское отношение отца • дошкольный возраст • самооценка • отношение к сверстникам • отношение к родителям
В российской культуре воспитание ребёнка раннего и дошкольного возраста считается прерогативой и сферой ответственности матери [4]. Однако, без уравновешивающего влияния отца, без его общения с ребёнком роль матери гипертрофируется и ребёнок получает ограниченный набор вариантов поведения. А.Я. Варга отмечает, что отцы, в отличие от матерей, почти не взаимодействуют с детьми на протяжении первого года их жизни. Активное воздействие отца на ребёнка начинает складываться в дошкольном возрасте и принимает разнообразные формы и характер уже в младшем школьном возрасте [2]. Однако многое зависит от того, как именно отец включается в воспитание ребёнка. Психологические исследования показывают, что дети «холодных» отцов чаще бывают застенчивы, тревожны, их поведение нередко бывает антисоциальным [7]. С другой стороны, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на самооценке ребёнка [3].
Таким образом, роль отца в воспитании ребёнка дошкольного возраста нельзя переоценить. Специалисты, работающие в сфере образования, обеспечивающие педагогическое и психологическое сопровождение ребёнка,
должны учитывать семейный контекст процесса его развития, который во многом зависит от характера родительского отношения отца.
В связи с этим мы предприняли исследование, направленное на изучение взаимосвязи родительского отношения отца с особенностями личности ребёнка.
Психологическое отношение в концепции В.Н. Мясищева рассматривается как обобщенное внутреннее условие действий человека, содержащее тенденцию определенным образом реагировать на объекты, явления, события [6]. На основе положения В.Н. Мясищева о трехкомпонентной структуре отношения родительское отношение можно рассматривать в трёх аспектах. Под когнитивным компонентом понимается образ ребёнка. Эмоциональный компонент представлен спектром разнообразных чувств к нему. Поведенческий компонент проявляется в типе родительского воспитания, характере общения с ребёнком [1].
По мнению Р.С. Овчаровой, родительское отношение входит составным элементом более широкое явление ро-дительства, наряду с ценностными ори-ентациями супругов, родительскими установками и ожиданими, родительскими чувствами, родительской отве-ственностью и др. При этом все перечисленные элементы, в том числе и родительское отношение, реализуются в стиле родительского воспитания [7].
Родительское отношение отцов исследовалось с использованием методики «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) для родителей детей в возрасте 3 — 10 лет (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Методика направлена на диагностику типов семейного воспитания и позволяет увидеть, как особенности родительского отношения отцов проявляются в практике воспитания детей, т.е. в поведенческом компоненте родительства.
Для исследования личностных особенностей детей были взяты методики «Какой Я?» Р.С. Немова и «Неоконченные предложения» Г.Я. Кудриной. Первая из них является опросником и направлена на диагностику уровня самооценки дошкольников, вторая относится к проективным методикам и наряду с самооценкой (шкала «Отношение к себе») позволяет диагностировать широкий спектр отношений ребёнка (к отцу, матери, сверстникам и детскому саду). Таким образом, методики дополняют друг друга.
Исследование проводилось на базе детских садов города Качканара. Были опрошены 60 отцов и 60 детей в возрасте 6 — 7 лет. Определяя возрастные границы детской выборки, мы руководствовались тем, что в период дошкольного детства участие отца в воспитании ребёнка, как правило, становится существенно более активным, чем на предыдущих возрастных этапах.
Предварительный анализ полученных результатов показал, что для опрошенных отцов в основном не характерны воспитательные нарушения, т.к. средние показатели по большинству шкал методики АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса не превышают диагностических значений, за пределами которых возникают нарушения процесса воспитания. Выраженная склонность к воспитательным нарушениям выявилась только по шкалам «Чрезмерность запретов» (диагностическое значение 4; Ме = 5,0; SD = 0,9), «Недостаточность запретов» (диагностическое значение 3; Ме = 3,0; SD = 0,8). Поэтому в дальнейшем речь в основном пойдет не о воспитательных нарушениях, свойственных отцам, а о характеристиках отцовского отношения к ребёнку, проявляющихся в воспитании.
В ходе исследования проверялась гипотеза: характеристики родительского
отношения отца связаны с особенностями личности ребёнка дошкольного возраста.
Корреляционный анализ проводился с помощью непараметрического метода г-Спирмена, поскольку распределение данных в исследуемой выборке оказалось отличным от нормального. На рисунке представлена корреляционная плеяда, в которой отражены статистически значимые взаимосвязи на уровне р < 0,05.
Самооценка ребёнка взаимосвязана со значительной долей показателей родительского отношения отца: «Чрезмерность санкций» (г=-0,410, р = 0,002), «Минимальность санкций» (г = -0,433, р = 0,001), «Неустойчивость воспитания» (г = -0,328, р = 0,012), «Предпочтение детских качеств»
(г = 0,431, р = 0,015), «Воспитательная неуверенность» (г = -0,305, р = 0,025), «Фобия утраты» (г = -0,436, р = 0,022), «Проекция на ребёнка собственных нежелательных качеств» (г = -0,372, р = 0,006), «Предпочтение женских качеств» (г = -0,353, р = 0,007). Тесная связь самооценки с особенностями родительского отношения отца также подтверждается взаимосвязями показателя «Отношение ребёнка к себе» (методика Г.Я. Кудриной «Неоконченные предложения») и такими характеристиками родительского отношения, как «Воспитательная неуверенность» (г = -0,343, р = 0,006), «Фобия утраты» (г = -0,483, р = 0,026), «Потворствование» (г = 0,283, р = 0,031).
Снижению самооценки ребёнка способствуют неуверенность отца в своих воспитательных возможностях («Вос-
Рисунок. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей родительского отношения отца (методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса), самооценки ребёнка (методика «Какой я?» Р.С. Немова), отношения ребёнка к себе и другим (методика «Неоконченные предложения» Г.Я. Кудриной)
Примечание:
- — прямая корреляционная взаимосвязь при р < 0,05
— — — обратная корреляционная взаимосвязь при р < 0,001
--- — обратная корреляционная взаимосвязь при р < 0,01
------ — обратная корреляционная взаимосвязь при р < 0,05
питательная неуверенность») и закономерно вытекающая из этого непоследовательность в применении воспитательных воздействий, резкие переходы от жесткого воспитания к слишком либеральному («Неустойчивость воспитания»).
Понижают самооценку ребёнка как излишне строгие наказания («Чрезмерность санкций»), так и их крайне редкое применение («Минимальность санкций»). В последнем случае, вероятно, ребёнок дошкольного возраста, который не всегда в состоянии самостоятельно определить границы допустимого поведения, не получая от отца подтверждение запретности поведения в виде наказания с его стороны, оказывается в дезориентированном состоянии, что снижает его уверенность в своих силах и понижает самооценку.
Проекция отцом на ребёнка своих отрицательных качеств также способствует снижению самооценки ребёнка, поскольку приводит к непримиримой борьбе отца с недостатками ребёнка, которые на самом деле являются недостатками родителя. Как правило, такое отношение отца приводит к тенденции эмоционального отвержения, в высказываниях и поступках отца сквозит неверие в ребёнка, что негативно сказывается на детской самооценке. Аналогичным образом действует на ребёнка и предпочтение женских качеств, поскольку приводит к эмоциональному отвержению ребёнка мужского пола.
Отношение отца к ребёнку, формировавшееся под воздействием страха его утраты («Фобия утраты»), повышает вероятность сниженной самооценки за счёт тревожности, которая передается и ребёнку. Хотя следует отметить, что повышенная тревожность по поводу здоровья ребёнка — относительно редкий случай среди отцов, матери статистически значимо превосходят их по этому показателю [5].
Исключением, не приводящим к снижению у ребёнка самооценки, является тенденция отца к предпочтению в ребёнке детских качеств: чем сильнее выражено стремление видеть в своём ребёнке такие качества, как непосредственность, игривость, наивность, тем выше самооценка ребёнка. По всей видимости, по отношению к ребёнку дошкольного возраста эта особенность родительского отношения не является таким же воспитательным нарушением, как в отношении подростка. Напротив, предпочтение детских качеств ведёт к высокому уровню принятия ребёнка отцом, что подпитывает положительную самооценку ребёнка. Однако, в дальнейшем, по мере взросления ребёнка, эта особенность родительского отношения перестает играть позитивную роль, и в отношении подростка уже чревата воспитанием инфантилизма. Вместе с тем, необходимо отметить, что в исследуемой выборке в среднем показатели шкалы «Предпочтение детских качеств» не достигают диагностического значения в 4 балла, за пределами которого регистрируется воспитательное нарушение (Ме=1,62; SD = 0,7), т.е. тенденция к предпочтению детских качеств у отцов проявляется в легкой степени и не ведёт к серьёзным воспитательным нарушениям. Точно так же дело обстоит со стремлением отцов удовлетворять все потребности ребёнка («Потворствование»). Во-первых, в среднем эта тенденция не достигает критического уровня в 8 баллов (Ме = 4,0; SD=1,9), во-вторых, в дошкольном возрасте она играет скорее позитивную роль, повышая самооценку детей.
Родительское отношение отца взаимосвязано не только с самооценкой ребёнка, но и с особенностями проявления ребёнка в общении вне семьи, с его отношением к сверстникам. Чем менее отец склонен к жестким наказаниям («Чрезмерность санкций»), чем бли-
же его стратегия воспитания к балансу между недостаточностью и чрезмерностью запретов («Недостаточность запретов»), чем охотнее он принимает детские качества в ребёнке («ПДК»), тем более позитивные отношения выстраиваются у ребёнка со сверстниками.
В целом можно отметить, что особенности родительского отношении отца более всего сказываются на самооценке ребёнка (11 корреляционных взаимосвязей), в меньшей степени — на его отношении со сверстниками (3 взаимосвязи).
Вместе с тем, родительское отношение отцов оказалось не связанным с отношением детей к родителям (как к отцу, так и к матери). По, всей видимости, отношение ребёнка дошкольного возраста к родителям не обусловлено их отношением к ребёнку и, в случае отсутствия серьёзных воспитательных нарушений, носит характер безусловной любви и принятия.
Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов.
В родительском отношении отца к ребёнку существуют ряд рисков, которые потенциально могут способствовать снижению самооценки ребёнка: воспитательная неуверенность отца и закономерно вытекающие из этого резкие переходы от жесткого воспитания к излишне либеральному; тенденция к эмоциональному отвержению ребёнка, вызванная проекцией на ребёнка собственных нежелательных качеств или предпочтениями качеств, присущих гендеру, не соответствующему полу ребёнка.
С другой стороны, некоторые характеристики родительского отношения отца способствуют повышению детской самооценки: предпочтение детских качеств ведёт к высокому уровню принятия отцом ребёнка дошкольного
возраста, что подпитывает положительную самооценку ребёнка; аналогичным образом действует потворствование желаниям ребёнка.
Особенности родительского отношении отца более всего сказываются на самооценке ребёнка, в меньшей степени — на его отношении со сверстниками, и не сказываются на безусловно положительном отношении ребёнка дошкольного возраста как к отцу, так и к матери.
Литература
1 Бодалев А.А. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / А.А. Бодалев, В.В. Столин / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
2. Варга А.Я. Типы родительского отношения / А.Я. Варга. — Самара: Бах-рах,1997. — 87 с.
3. Васильева Е. Н. Родительские роли и приемы воспитания как индикаторы эмоционально-личностного благополучия дошкольника / Е.Н. Васильева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — №5. — С. 461-463.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. — Екатеринбург, 2000. — 199 с.
5. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений / И. М. Марковская. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 91 с.
6. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 428 с.
7. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.