Научная статья на тему 'Родительское отношение отца и особенности личности ребёнка дошкольного возраста'

Родительское отношение отца и особенности личности ребёнка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОТЦА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / САМООЦЕНКА / ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКАМ / ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ / FATHER'S PARENTHOOD / PRESCHOOL AGE / SELF-ESTEEM / ATTITUDE TOWARDS PEERS / ATTITUDE TOWARDS PARENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сыченко Ю. А., Перминова О. С.

Взаимосвязи родительского отношения отца с особенностями личности ребёнка. Влияние отношения отца на самооценку ребёнка, на отношения к сверстникам, к родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сыченко Ю. А., Перминова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Parent-Child Relationship Of The Father And Personality Characteristics Preschool Child

The article discusses the relationship of the parent the relationship of the father with the personality characteristics of the child. Received the results allow us to conclude that in parental terms fathers traits that positively affect the child’s attitude to themselves and surrounding, combined with features that have the potential negative influence. In addition, father's parenting more affects the child’s self-esteem, to a lesser extent on his attitude to peers, and does not affect unconditionally positive attitude of a preschool child as a father, so to mother.

Текст научной работы на тему «Родительское отношение отца и особенности личности ребёнка дошкольного возраста»

Родительское отношение отца и особенности личности ребёнка дошкольного возраста

ЮА. Сыченко,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург

[email protected]

О.С. Перминова,

педагог-психолог ГКОУ СО «Качканарская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г. Качканар, Свердловская область [email protected]

В статье рассматриваются взаимосвязи родительского отношения отца с особенностями личности ребёнка. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что в родительском отношении отцов черты, позитивно влияющие на отношение ребёнка к себе и окружающим, сочетаются с чертами, оказывающими потенциально негативное влияние. Кроме того, родительское отношение отца в большей степени сказывается на самооценке ребёнка, в меньшей — на его отношении к сверстникам, и не сказывается на безусловно положительном отношении ребёнка дошкольного возраста как к отцу, так и к матери.

• родительское отношение отца • дошкольный возраст • самооценка • отношение к сверстникам • отношение к родителям

В российской культуре воспитание ребёнка раннего и дошкольного возраста считается прерогативой и сферой ответственности матери [4]. Однако, без уравновешивающего влияния отца, без его общения с ребёнком роль матери гипертрофируется и ребёнок получает ограниченный набор вариантов поведения. А.Я. Варга отмечает, что отцы, в отличие от матерей, почти не взаимодействуют с детьми на протяжении первого года их жизни. Активное воздействие отца на ребёнка начинает складываться в дошкольном возрасте и принимает разнообразные формы и характер уже в младшем школьном возрасте [2]. Однако многое зависит от того, как именно отец включается в воспитание ребёнка. Психологические исследования показывают, что дети «холодных» отцов чаще бывают застенчивы, тревожны, их поведение нередко бывает антисоциальным [7]. С другой стороны, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на самооценке ребёнка [3].

Таким образом, роль отца в воспитании ребёнка дошкольного возраста нельзя переоценить. Специалисты, работающие в сфере образования, обеспечивающие педагогическое и психологическое сопровождение ребёнка,

должны учитывать семейный контекст процесса его развития, который во многом зависит от характера родительского отношения отца.

В связи с этим мы предприняли исследование, направленное на изучение взаимосвязи родительского отношения отца с особенностями личности ребёнка.

Психологическое отношение в концепции В.Н. Мясищева рассматривается как обобщенное внутреннее условие действий человека, содержащее тенденцию определенным образом реагировать на объекты, явления, события [6]. На основе положения В.Н. Мясищева о трехкомпонентной структуре отношения родительское отношение можно рассматривать в трёх аспектах. Под когнитивным компонентом понимается образ ребёнка. Эмоциональный компонент представлен спектром разнообразных чувств к нему. Поведенческий компонент проявляется в типе родительского воспитания, характере общения с ребёнком [1].

По мнению Р.С. Овчаровой, родительское отношение входит составным элементом более широкое явление ро-дительства, наряду с ценностными ори-ентациями супругов, родительскими установками и ожиданими, родительскими чувствами, родительской отве-ственностью и др. При этом все перечисленные элементы, в том числе и родительское отношение, реализуются в стиле родительского воспитания [7].

Родительское отношение отцов исследовалось с использованием методики «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) для родителей детей в возрасте 3 — 10 лет (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Методика направлена на диагностику типов семейного воспитания и позволяет увидеть, как особенности родительского отношения отцов проявляются в практике воспитания детей, т.е. в поведенческом компоненте родительства.

Для исследования личностных особенностей детей были взяты методики «Какой Я?» Р.С. Немова и «Неоконченные предложения» Г.Я. Кудриной. Первая из них является опросником и направлена на диагностику уровня самооценки дошкольников, вторая относится к проективным методикам и наряду с самооценкой (шкала «Отношение к себе») позволяет диагностировать широкий спектр отношений ребёнка (к отцу, матери, сверстникам и детскому саду). Таким образом, методики дополняют друг друга.

Исследование проводилось на базе детских садов города Качканара. Были опрошены 60 отцов и 60 детей в возрасте 6 — 7 лет. Определяя возрастные границы детской выборки, мы руководствовались тем, что в период дошкольного детства участие отца в воспитании ребёнка, как правило, становится существенно более активным, чем на предыдущих возрастных этапах.

Предварительный анализ полученных результатов показал, что для опрошенных отцов в основном не характерны воспитательные нарушения, т.к. средние показатели по большинству шкал методики АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса не превышают диагностических значений, за пределами которых возникают нарушения процесса воспитания. Выраженная склонность к воспитательным нарушениям выявилась только по шкалам «Чрезмерность запретов» (диагностическое значение 4; Ме = 5,0; SD = 0,9), «Недостаточность запретов» (диагностическое значение 3; Ме = 3,0; SD = 0,8). Поэтому в дальнейшем речь в основном пойдет не о воспитательных нарушениях, свойственных отцам, а о характеристиках отцовского отношения к ребёнку, проявляющихся в воспитании.

В ходе исследования проверялась гипотеза: характеристики родительского

отношения отца связаны с особенностями личности ребёнка дошкольного возраста.

Корреляционный анализ проводился с помощью непараметрического метода г-Спирмена, поскольку распределение данных в исследуемой выборке оказалось отличным от нормального. На рисунке представлена корреляционная плеяда, в которой отражены статистически значимые взаимосвязи на уровне р < 0,05.

Самооценка ребёнка взаимосвязана со значительной долей показателей родительского отношения отца: «Чрезмерность санкций» (г=-0,410, р = 0,002), «Минимальность санкций» (г = -0,433, р = 0,001), «Неустойчивость воспитания» (г = -0,328, р = 0,012), «Предпочтение детских качеств»

(г = 0,431, р = 0,015), «Воспитательная неуверенность» (г = -0,305, р = 0,025), «Фобия утраты» (г = -0,436, р = 0,022), «Проекция на ребёнка собственных нежелательных качеств» (г = -0,372, р = 0,006), «Предпочтение женских качеств» (г = -0,353, р = 0,007). Тесная связь самооценки с особенностями родительского отношения отца также подтверждается взаимосвязями показателя «Отношение ребёнка к себе» (методика Г.Я. Кудриной «Неоконченные предложения») и такими характеристиками родительского отношения, как «Воспитательная неуверенность» (г = -0,343, р = 0,006), «Фобия утраты» (г = -0,483, р = 0,026), «Потворствование» (г = 0,283, р = 0,031).

Снижению самооценки ребёнка способствуют неуверенность отца в своих воспитательных возможностях («Вос-

Рисунок. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей родительского отношения отца (методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса), самооценки ребёнка (методика «Какой я?» Р.С. Немова), отношения ребёнка к себе и другим (методика «Неоконченные предложения» Г.Я. Кудриной)

Примечание:

- — прямая корреляционная взаимосвязь при р < 0,05

— — — обратная корреляционная взаимосвязь при р < 0,001

--- — обратная корреляционная взаимосвязь при р < 0,01

------ — обратная корреляционная взаимосвязь при р < 0,05

питательная неуверенность») и закономерно вытекающая из этого непоследовательность в применении воспитательных воздействий, резкие переходы от жесткого воспитания к слишком либеральному («Неустойчивость воспитания»).

Понижают самооценку ребёнка как излишне строгие наказания («Чрезмерность санкций»), так и их крайне редкое применение («Минимальность санкций»). В последнем случае, вероятно, ребёнок дошкольного возраста, который не всегда в состоянии самостоятельно определить границы допустимого поведения, не получая от отца подтверждение запретности поведения в виде наказания с его стороны, оказывается в дезориентированном состоянии, что снижает его уверенность в своих силах и понижает самооценку.

Проекция отцом на ребёнка своих отрицательных качеств также способствует снижению самооценки ребёнка, поскольку приводит к непримиримой борьбе отца с недостатками ребёнка, которые на самом деле являются недостатками родителя. Как правило, такое отношение отца приводит к тенденции эмоционального отвержения, в высказываниях и поступках отца сквозит неверие в ребёнка, что негативно сказывается на детской самооценке. Аналогичным образом действует на ребёнка и предпочтение женских качеств, поскольку приводит к эмоциональному отвержению ребёнка мужского пола.

Отношение отца к ребёнку, формировавшееся под воздействием страха его утраты («Фобия утраты»), повышает вероятность сниженной самооценки за счёт тревожности, которая передается и ребёнку. Хотя следует отметить, что повышенная тревожность по поводу здоровья ребёнка — относительно редкий случай среди отцов, матери статистически значимо превосходят их по этому показателю [5].

Исключением, не приводящим к снижению у ребёнка самооценки, является тенденция отца к предпочтению в ребёнке детских качеств: чем сильнее выражено стремление видеть в своём ребёнке такие качества, как непосредственность, игривость, наивность, тем выше самооценка ребёнка. По всей видимости, по отношению к ребёнку дошкольного возраста эта особенность родительского отношения не является таким же воспитательным нарушением, как в отношении подростка. Напротив, предпочтение детских качеств ведёт к высокому уровню принятия ребёнка отцом, что подпитывает положительную самооценку ребёнка. Однако, в дальнейшем, по мере взросления ребёнка, эта особенность родительского отношения перестает играть позитивную роль, и в отношении подростка уже чревата воспитанием инфантилизма. Вместе с тем, необходимо отметить, что в исследуемой выборке в среднем показатели шкалы «Предпочтение детских качеств» не достигают диагностического значения в 4 балла, за пределами которого регистрируется воспитательное нарушение (Ме=1,62; SD = 0,7), т.е. тенденция к предпочтению детских качеств у отцов проявляется в легкой степени и не ведёт к серьёзным воспитательным нарушениям. Точно так же дело обстоит со стремлением отцов удовлетворять все потребности ребёнка («Потворствование»). Во-первых, в среднем эта тенденция не достигает критического уровня в 8 баллов (Ме = 4,0; SD=1,9), во-вторых, в дошкольном возрасте она играет скорее позитивную роль, повышая самооценку детей.

Родительское отношение отца взаимосвязано не только с самооценкой ребёнка, но и с особенностями проявления ребёнка в общении вне семьи, с его отношением к сверстникам. Чем менее отец склонен к жестким наказаниям («Чрезмерность санкций»), чем бли-

же его стратегия воспитания к балансу между недостаточностью и чрезмерностью запретов («Недостаточность запретов»), чем охотнее он принимает детские качества в ребёнке («ПДК»), тем более позитивные отношения выстраиваются у ребёнка со сверстниками.

В целом можно отметить, что особенности родительского отношении отца более всего сказываются на самооценке ребёнка (11 корреляционных взаимосвязей), в меньшей степени — на его отношении со сверстниками (3 взаимосвязи).

Вместе с тем, родительское отношение отцов оказалось не связанным с отношением детей к родителям (как к отцу, так и к матери). По, всей видимости, отношение ребёнка дошкольного возраста к родителям не обусловлено их отношением к ребёнку и, в случае отсутствия серьёзных воспитательных нарушений, носит характер безусловной любви и принятия.

Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов.

В родительском отношении отца к ребёнку существуют ряд рисков, которые потенциально могут способствовать снижению самооценки ребёнка: воспитательная неуверенность отца и закономерно вытекающие из этого резкие переходы от жесткого воспитания к излишне либеральному; тенденция к эмоциональному отвержению ребёнка, вызванная проекцией на ребёнка собственных нежелательных качеств или предпочтениями качеств, присущих гендеру, не соответствующему полу ребёнка.

С другой стороны, некоторые характеристики родительского отношения отца способствуют повышению детской самооценки: предпочтение детских качеств ведёт к высокому уровню принятия отцом ребёнка дошкольного

возраста, что подпитывает положительную самооценку ребёнка; аналогичным образом действует потворствование желаниям ребёнка.

Особенности родительского отношении отца более всего сказываются на самооценке ребёнка, в меньшей степени — на его отношении со сверстниками, и не сказываются на безусловно положительном отношении ребёнка дошкольного возраста как к отцу, так и к матери.

Литература

1 Бодалев А.А. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / А.А. Бодалев, В.В. Столин / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.

2. Варга А.Я. Типы родительского отношения / А.Я. Варга. — Самара: Бах-рах,1997. — 87 с.

3. Васильева Е. Н. Родительские роли и приемы воспитания как индикаторы эмоционально-личностного благополучия дошкольника / Е.Н. Васильева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — №5. — С. 461-463.

4. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. — Екатеринбург, 2000. — 199 с.

5. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений / И. М. Марковская. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 91 с.

6. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 428 с.

7. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.