Научная статья на тему 'Современные исследования выбора в контексте психологии развития одаренности: классическая парадигма'

Современные исследования выбора в контексте психологии развития одаренности: классическая парадигма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
385
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЁННОСТИ / КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PSYCHOLOGY OF GIFTEDNESS / CLASSICAL PARADIGM / PERSONAL CHOICE / MAKING DECISIONS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PERSONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркина Н.В.

В статье обозначена актуальность обращения к возможностям экзистенциальной психологии при решении практических задач современной образовательной практики. Цель статьи – представить результаты обзора современных психологических исследований выбора в плане выявления теоретических основ разработки программ развития одаренных учащихся. Обзор построен в логике: от психологии принятия решений (в том числе, в различных сферах деятельности) к изучению выбора в контексте профессионального определения, и далее, к изучению выбора в контексте личностного самоопределения. Для анализа отобраны психологические исследования, выполненные с позиций классической научной парадигмы. Соотнесены критерии субъективного качества выбора и психологические критерии выбора профильного обучения учащихся. Выделена группа феноменов, использование которых расширит феноменологию развития одаренности (конструктивная личностная рефлексия, система жизненных смыслов, стратегии личностного выбора, смысложизненные ориентации, «судьбоносность» и «повседневность» жизненных выборов, выбор творческого жизненного пути и другие). Отмечена слабая изученность экзистенциально-психологических проблем в психологии одаренности. Делается вывод о том, что результаты обзора современных исследований стратегий профессионального и личностного самоопределения с позиций классической парадигмы могут выступить ориентиром при создании программ развития одаренных учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маркина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RESEARCH CHOICES IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGY OF GIFTEDNESS DEVELOPMENT: CLASSICAL PARADIGM

The study substantiates the relevance of access to the possibility of existential psychology in solving the practical problems of modern education. The aim is to present the results of modern psychological research choices review in terms of identifying the theoretical basis of creating programs for developing gifted children. Review structure: from the psychology of decision-making (including different spheres of activity) to the study of choice in the context of professional definition, and further, to the study of choice in the context of personal self-determination. The author selected psychological researches for analysis which were made in terms of the classical scientific paradigm. The author suggests the possibility to correlate criteria of subjective quality of choice and psychological criteria for the choice of profile training. It has been emphasized the group of phenomena whose usage would expand the phenomenology of giftedness development (constructive personal reflection, system of vital meanings personal choice strategies, meaningful orientations, «fatefulness» and «daily life of elections», choice of creative way and etc.). The paper reveals the subject matter of poor knowledge about existential and psychological problems of giftedness. The results of the research demonstrate that the strategies for professional and personal self-determination can serve as a guide for creating programs for the development of gifted children.

Текст научной работы на тему «Современные исследования выбора в контексте психологии развития одаренности: классическая парадигма»

22. Asmolov A.G. (2010) Psihologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka [Psychology of personality: cultural and historical understanding of human development] Moscow, Smysl, Izdatel'skij centr «Akademija» Publ. (In Russian).

23. Sirota N.A., Yaltonskij V.M. (2014) Profilaktika i psihoterapiya narushenij psihosocial'noj adaptacii u podrostkov [Prophylaxis and therapy of disorders of psychosocial adaptation in adolescents] Moscow, RIO MGMSU Publ. (In Russian).

24. Kryukova T.L. (2013) Psihologiya sovladayushchego povedeniya: sovremennoe sostoyanie i psiho-logicheskie, sociokul'turnye perspektivy [Psychology of coping behavior: current state and psychological, socio-cultural perspectives] Vestnik KGU. 5, 184-188. (In Russian).

25. Kryukova T.L. (2012) Stili sovladaniya s zhiznennymi trudnostyami [Styles of coping with life difficulties ] Aktual'nyeproblemy psihologii lichnosti: sbornik nauchnyh statej. Grodno, GrGU Publ. (In Russian).

26. Bodrov V. A. (2012) Psihologicheskij stress. Razvitie i preodolenie [Psychological stress. Development and overcoming] Moscow, Per Seh. (In Russian).

27. Dolgova V.I., Rokitskaja Ju. A, Salamatov A.A. (2018) Individual'no-psihologicheskie prediktory adaptivnogo povedeniya podrostkov [Individual psychological predictors of adaptive behavior of adolescents] Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 1, 45-59. Available from: http://vestnik.nspu.ru/article/2718 (Accessed 20th May 2018) DOI: 10.15293/2226-3365.1801.03. (In Russian).

Обзорные статьи

DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.24

УДК 151.8 ББК 88.37

Н.В. Маркина

ORCID № 0000-0002-5396-9785, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник

лаборатории научно-методического сопровождения обучения одаренных детей, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай: nvmark@mail.ru

современные исследования выбора

В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ:

КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация

В статье обозначена актуальность обращения к возможностям экзистенциальной психологии при решении практических задач современной образовательной практики. Цель статьи -представить результаты обзора современных психологических исследований выбора в плане выявления теоретических основ разработки программ развития одаренных учащихся.

Обзор построен в логике: от психологии принятия решений (в том числе, в различных сферах деятельности) к изучению выбора в контексте профессионального определения, и далее, к изучению выбора в контексте личностного самоопределения. Для анализа отобраны психологические исследования, выполненные с позиций классической научной парадигмы.

Соотнесены критерии субъективного качества выбора и психологические критерии выбора профильного обучения учащихся. Выделена группа феноменов, использование которых

расширит феноменологию развития одаренности (конструктивная личностная рефлексия, система жизненных смыслов, стратегии личностного выбора, смысложизненные ориентации, «судьбоносность» и «повседневность» жизненных выборов, выбор творческого жизненного пути и другие).

Отмечена слабая изученность экзистенциально-психологических проблем в психологии одаренности. Делается вывод о том, что результаты обзора современных исследований стратегий профессионального и личностного самоопределения с позиций классической парадигмы могут выступить ориентиром при создании программ развития одаренных учащихся.

Ключевые слова: психология одарённости, классическая парадигма, личностный выбор, принятие решений, профессиональное самоопределение, личностное самоопределение.

Основные положения:

• уточнены современные аспекты изучении личностного выбора в контексте создания образовательных моделей поддержки и развития одаренных учащихся;

• изложены результаты обзора современных исследований соотношения выбора и принятия решений, профессионального и личностного самоопределения с позиций классической парадигмы;

• выявлена слабая изученность проблемы личностного выбора в психологии одаренности и педагогической психологии.

В современной образовательной практике чрезвычайно востребованы работы, связанные с созданием авторских подходов к поддержке и развитию одаренности. Идеи, обозначенные в исследованиях, посвященных проблемам развития одаренных учащихся (А.М. Матюшкин [1], Н.С. Лейтес [2], А.А. Мелик-Пашааев [3], В.Г. Грязева-Добшинская [4], Н.Б. Шумакова [3], Е.И. Щебланова [3], М.А. Холодная [б], А.И. Савенков [6], Д.В. Ушаков [7]), социально-психологических факторов образовательной среды (Л.И. Ларионова) [8] и ее влияния на учащихся (В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова) [9], роли педагога и сверстников в развитии интеллектуального потенциала учащихся (Н.Н.Воронин) [10] во многом определяют содержание работ по педагогике и психологии одаренности.

В последние годы внимание исследователей смещается на изучение личностных и социально-психологических особенностей одаренных учащихся, в том числе их образа мира, рефлексии жизненных событий, значимых встреч, диалогов. Трансформация парадигм получения нового научного знания фокусирует внимание на возможностях экзистенциальной психологии.

Проблемное поле экзистенциальной психологии, структурированное положениями о самодетерминации развития личности в контексте жизненного пути (Р. Мэй [11], С. Мадди [12], В. Франкл [13] и другие), определяет ряд научных вызовов для исследователей: смысл, свобода, выбор, ответственность, одиночество и отношение к смерти (Времени). Обозначенная проблематика носит междисциплинарный характер, истоки ее восходят к философии экзистенциализма С. Къер-кегора, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера [14].

Проблема выбора в гуманитарных дисциплинах рассматривается на метафизическом, экзистенциальном и эмпирическом уровнях. В след за Э. Фроммом [15] выбор изначально обсуждался в философской антропологии в рамках проблемы свободы воли [16]. Личностный выбор и ответственность, определяя экзистенциальное переживание человеком его внутренней свободы или зависимости, в более ранних исследованиях отечественной психологии рассматривались в контексте самоопределения1. В настоящее время эти вопросы все чаще становятся предметом самостоятельных эмпирических исследований. Среди них: виды личностного выбора и их предпо-сылки2, развития целеполагания у под-

1 Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996. 285 с.

2 Мандрикова Е.Ю. Виды личностного выбора и их индивидуально-психологические предпосылки: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 195 с.

ростков3, выбор варианта жизни в юношеском возрасте4 и другие.

Е.Ю. Мандрикова предлагает развести подходы, рассматривающие личностный выбор по «объективированным» и по «субъективированным» основаниям. Проблема выбора, по мнению Д.А. Леонтьева, сфокусирована на трех основных ее аспектах: 1) соотношение выбора и принятия решения; 2) анализ и интерпретация феноменов социокультурного конструирования ситуаций выбора или не-выбора и 3) обоснование трактовки выбора как формы внутренней деятельности и ее разновидностей [17]. Отметим, что первый и третий аспекты подробно изучены в общей психологии и психологии личности, а второй аспект отнесен к проблематике социальной психологии. В педагогической психологии, в частности, в психологии развития одаренных учащихся эти аспекты редко становятся предметом исследования и практики.

Оставим здесь за пределами анализа аспекты выбора, предложенные Д.А. Леонтьевым, в том числе самодетерминацию выбора и экзистенциальный выбор. В данной статье акцент сделан на анализе современных исследований проблемы выбора, выполненных с позиций классической научной парадигмы.

Традиционно выделяется несколько подходов к изучению выбора: выбор как процесс принятия решения, интеллектуально-когнитивные факторы выбора, выбор как мотивационно-волевой процесс; профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути и другие аспекты. На первый взгляд мотивационно-волевые аспекты выбора, проблемы саморегуляции тщательно изучены в контексте реализации «модели выбора риска» Дж. Аткинсона. Но новые перспективы в этом плане открываются при обращении к метаимпликативной модели мотивации выбора В.А. Петров-

3 Жилинская А.В. Развития целеполагания у старших подростков: на материале проектной деятельности: автореферат дис. ...канд. психол. наук. М.: МГППУ, 2015. 26 с.

4 Шишева А.Г. Выбор варианта жизни в юношеском возрасте: его психологические детерминанты и оптимизация: дис. . канд. психол. наук. Иркутск, 2008. 224 с.

5 Исаева О.М. Психологические характеристики личностного выбора старшеклассников в условиях профильного обучения: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2006. 28 с.

ского [18], выступающей альтернативой модели Дж. Аткинсона.

Д.А. Леонтьев и Е.В. Шелобанов рассматривают выбор как внутреннюю деятельность, которая может принимать развернутую или свернутую форму и включает в себя специфические операции [17; 19; 20]. К параметрам субъективного качества выбора А.Х. Фам отнесены: основательность, бесконфликтность, самостоятельность выбора и удовлетворенность им [21]. Иные характеристики личностного выбора старшеклассников в условиях профильного обучения выделены О.М. Исаевой: свобода / несвобода, однозначность / многозначность, осознанность / неосознанность выбора, его стратегичность /нестратегичность5.

Обратимся далее к обзору современных психологических исследований выбора в плане выявления теоретических основ разработки программ развития одаренных учащихся. Обзор построен в логике от психологии принятия решений (в том числе, в различных сферах деятельности) к изучению выбора в контексте профессионального определения, и далее, к изучению выбора в контексте личностного самоопределения.

Выбор как процесс принятия решений. Традиционно выбор рассматривался в общей психологии как синоним процесса принятия решений. Развивая идеи научной школы О.К. Тихомирова, Т.В. Корниловой соединена проблематика смысловой регуляции мышления в условиях компьютеризации и исследование особенностей принятия решения. На основе целого ряда теоретически-экспериментальных исследований интеллектуальных стратегий человека при принятии решений ею обоснована концепция функционально-уровневой (мотивационно-личностной) регуляции принятия интеллектуальных решений в ситуациях неопределенности, открытости и многоуровневости [22]. Различ-

о с; о

X ^

0

£ ?

ф ^

1- ч

1 го О О. * ГО 00 1=

го 5 ^ ф

.0 Т СО ^

§ 8 15

го Ь ш

2-== Ч I-Ф о

с; о

О I

0 х ^ <и

1 °

ф к

м

!-С0

° 8 О О.

т ±

ные аспекты концепции нашли экспериментальное подтверждение в работах М.А. Чумаковой, С.А. Корниловой, М.А. Новиковой и других [23].

В настоящее время основные положения концепции лежат в основе изучения личностной регуляции морального выбора и эмоционального интеллекта в ситуациях вербальной неопределенности и межличностного взаимодействия [24], а также регуляторной роли эмоционального интеллекта в принятии решений человеком в реальных жизненных ситуациях, раскрытию характеристик эмоционального интеллекта и толерантности к неопределенности в системе предикторов личностного выбора, соотношения диспозициональных и ситуационных контекстов включения эмоционального интеллекта в регуляцию выбора [25].

Ряд работ посвящены психофизиологическим механизмам принятия решений, прежде всего особенностям пространственно-временной локализации мозговых структур [26] и динамике функционального состояния человека в процессе принятия решений в ситуациях с различным уровнем когнитивной нагрузки и разным контекстом [27].

Результаты исследования Т.В. Гав-риленко и З.Н. Рябикиной раскрывают вклад особенностей саморегуляции, самоэффективности и жизнестойкости в процессы самоорганизации студента в ситуации выбора учебного задания в пользу нового, сложного [28]. В конкретной ситуации принятия решений велика роль динамики психических состояний, которые формируют эмоциональные, волевые и когнитивные структуры личности [29].

Н.В. Семичевой обоснована когнитивно-стилевая детерминация принятия решений, раскрывающаяся в автономии влияния когнитивных стилей и интегративной системе взаимосвязей определенных квадриполярных структур и типов принятия решений. Это, в свою очередь, раскрывает механизмы психологического опосредования принятия решений6.

Для Т.А Загузовой принятие решения - психологический процесс, являющийся мыслительным актом и предполагает предварительное осознание цели и способа действий, проработку различных вариантов. Важнейшую особенность этого процесса составляет его волевой характер [30]. Т.А. Индиной и В.И. Моросано-вой рациональность принятия решения обозначена как его регуляторная характеристика, проявляющаяся в осознанной и продуманной регуляции субъектом. Приведен широкий спектр результатов эмпирических исследований личностных, когнитивных и регуляторных особенностей «рациональных» и «эмоциональных субъектов» выбора [31].

Принятие решения в зависимости от сферы деятельности

Представляют научный интерес работы, раскрывающие особенности принятия решения в зависимости от сферы деятельности человека.

Так, например, К.Х. Момджян анализирует специфику принятия решений в инициальной, регулятивной, проектной и операциональной подсистемах активности руководителей [32]. П.В. Теслюк, исследуя влияние уровня интеллекта, эмоционально-волевых свойств и склонности к риску на процесс принятия управленческих решений в экстремальных условиях, отмечает ряд закономерностей данного процесса: 1) чем сложнее решение, тем более индивидуализирован процесс; 2) малый объем информации ограничивает рациональность решения, увеличивая роль интуиции; 3) влияние предыдущих установок относительно альтернатив и др. [33, с. 114]. При этом «истинные психологические качества личности объективируются при принятии ответственных решений в условиях дефицита времени, реальных угроз, высоких рисков» в экстремальных условиях [там же, с. 119].

На процесс принятия экономических решений воздействует фактор доверия, утверждает А.В. Шмаков. Более того, в менеджменте сохраняется воздействие

6 Семичева Н.В. Конитивно-стилевая детерминация принятия решений: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Российский государственный социальный университет, 2010. 25 с.

уровня межличностного доверия на эффективность экономических взаимодействий и групповых решений [34].

Принятие стратегических решений в бизнесе коррелирует с наличием у человека модальностей «Я-сильный», «Я-прагматичный», доказывает Л.В. Иванова7. Модальность «Я-сильный» характеризуется эмоциональной устойчивостью, низкой тревожностью, смелостью, адекватной самооценкой, высоким самоконтролем, синтетическим стилем мышления, а модальность «Я-прагматичный» - экспрессивностью, доминантностью, низким уровнем идеализма, прагматичностью и реалистичностью мышления [там же].

Выбор и профессиональное самоопределение. В педагогической психологии чаще всего речь идет об изучении профессиональных выборов учащихся, выбора в контексте проблем профессионального самоопределения и его мотива-ционных факторов. Мы обнаруживаем подобную тенденцию и в работах зарубежных авторов [35; 36].

Психологическая готовность учащихся к выбору профессии, по мнению С.Н. Кусакиной, включает в себя: устойчивое представление личности о своих способностях, в основе которого лежит сочетание свойств, включающих направленность интересов и склонностей учащихся, их практический опыт; понимание особенностей выбора профессии; способность к самопознанию своих особенностей, навыки принятия решения на основе сопоставления полученных знаний8.

При изучении психологической готовности к выбору профессии среди старшеклассников А.И. Никишина и Л.В. Рыкман обнаружили, что ученики с высокими показателями осмысленности жизни имеют сформированную направленность на исследовательскую и конвенциональную сферы деятельности, способны формулировать и ставить пе-

ред собой конкретные цели. Доминирующим мотивом деятельности среди них является статус и престиж профессии, при этом преобладают оптимистический настрой и заинтересованность в своем профессиональном будущем [37, с. 142].

К.Ф. Уразаевым доказано, что девушки быстрее выбирают профессию, чем юноши, лучше дифференцируют современные профессии и проявляют направленность на социальные и артистические типы профессий. Юноши же предпочитают реалистические и технические профессии, демонстрируя неуверенность в выборе и отсутствие четкого профессионального плана на ближайшее будущее [38].

И.А. Менщиковой выявлено, что «осмысленность ценностей жизни» и «социальная активность» выступают в качестве общих факторов формирования субъектной позиции профессионального самоопределения студентов не зависимо от возраста и направления профессиональной подготовки [39].

«Профессиональное самоопределение, - как утверждает Е.В. Шелобанова, -это событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую» [19, с. 59]. Поскольку оно затрагивает практически все стороны жизни, то выводит проблему профессионального самоопределения в плоскость личностного выбора. Точнее, в плоскость конструирования возможных вариантов будущего, изучения механизмов обучения [19] с привлечением программы LifeLineo [40].

Выбор и проблематика личностного самоопределения. В современной психологии жизненный выбор сопряжен с проблематикой личностного самоопределения, что порождает новые аспекты исследований. Так, например, в работах Д.В. Карася личностный выбор и категориальное пространство его интерна-лизации обозначены в качестве веду-

7 Семичева Н.В. Конитивно-стилевая детерминация принятия решений: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Российский государственный социальный университет, 2010. 25 с.

8 Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе как психологически феномен: автореферат дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 23 с.

о с; о

X s

0

g g

ф S

1- ч

1 го О О.

* го m х

го 5

а

^ ф -Û т m s

g 8

го b ca

2-==

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 I-ф о х о

О I о X

5 ф &

jgS

X ° ф к

M в

О а.

m i

щего механизма становления личности на стадии формирования личностной автономии. Здесь мы видим понимание личностного выбора в контексте проявления волевого процесса, поскольку личностная автономия рассматривается им как возможность, способность и необходимость личности организовывать своё поведение под регулирующим влиянием внутреннего локуса каузальности [41].

О.И. Каяшева, изучая личностную рефлексию в контексте осуществления субъектом свободного выбора между различными альтернативами в трудных жизненных ситуациях, раскрывает роль конструктивной личностной рефлексии в процессе принятия решения [42].

В качестве детерминант, задающих выбор жизненного пути личности, А.Г. Ши-шева определяет систему жизненных смыслов и смысложизненных ориента-ций. Опираясь на типологию вариантов жизни В.Н. Дружинина, она доказывает, что для высокоинтеллектуальных студентов характерны две тенденции: либо «активная творческая самореализация в "социальном жизненном мире", стремление к личному и социальному успеху через выбор вариантов жизни "жизнь как достижение" и "жизнь как творчество", либо выбор нестереотипных способов самореализации в варианте "жизнь как сон" с минимальной опорой на внешние требования и с максимальной ориентацией на содержание собственного внутреннего мира» [43, с. 14].

А.Х. Фам и Д.А. Леонтьев, исследуя процесс выбора и параметры его субъективного конструирования, предложили дифференцировать жизненные выборы по уровням значимости на «судьбоносный» и «повседневный» [21]. Для нас убедительным является их вывод об ограниченности подхода к исследованию выбора «вообще, без определения степени его значимости (и без учета параметров его субъективного конструирования)» [44, с. 104].

Нашей точке зрения близки идеи, изложенные в работе В.Г. Грязевой-Добшинской и А.С. Мальцевой, посвященной исследованию выбора творческого жизненного пути в контекстах

социальных воздействий. Ими выявлено, что в группе математически одаренных учащихся одиннадцатого класса больше учеников с установкой на гедонистический выбор, чем с установкой на творческий и ценностный типы выбора жизненного пути, а установка на реалистический выбор проявляется чаще, чем установка на творческий выбор жизненного пути [45].

В качестве жизненных выборов молодых людей, по мнению Ю.В. Ращупкиной, выступают выборы образа жизни, карьеры и значимого другого человека. Для каждого из жизненных выборов исследованы результативные и процессуальные характеристики, отражающие уверенность, самостоятельность и осознанность выбора [46]. Е.А. Магазеевой и Л.И. Дементий изучены личностные основания стратегий личностного выбора (структура притязаний, уровень ответственности) [47].

Иной подход к проблеме выбора задан в мультисубъектном подходе В.А. Петровского, раскрывающем личность как систему множественных «Я». Так, например, «о процессах и переживаемых результатах его активности действующее Я могло бы сказать о себе: «Производится мною». В случае если выбранная задача имеет решение, а субъект прилагает столько сил, сколько требуется для ее решения, то в конечном счете ему дано пережить предрешенность успеха (восклицательный знак эмоции «я нашел!» опережает, как известно, интеллектуальную точку в этом процессе). Переживаемая предрешенность успеха в «координатах объекта» есть решенная задача, а в «координатах субъекта» есть то же самое, что и удовлетворенность собой» [48, с. 29]. Но это уже «территория» иной детерминации личностного выбора, полагаемого самим субъектом выбора и самоактуализации.

Так, с позиций субъектогенети-ческого подхода к обучению А.С. Огневым и С.Н. Гончар исследована система психологических механизмов, содействующих успешному поиску решений жизненно важных проблем студентами, их позитивному разрешению [49]. Это

тем более важно, поскольку в процессе субъектогенеза большинство студентов «испытывают трудности самоопределения и целеполагания, проявляют высокую неуверенность в своих силах и успехе в деятельности, склонны откладывать осмысление своего опыта, ориентируются при планировании деятельности на одобрение окружающих и удачное стечение обстоятельств» [50, с. 237].

Выводы. Анализ современных исследований личностного выбора с позиций классической научной парадигмы позволил выделить группу феноменов психологии выбора, обращение к которым позволит уточнить механизмы и закономерности развития одаренности (конструктивнаяличностнаярефлексия,

система жизненных смыслов, смысло-жизненные ориентации, стратегии личностного выбора, «судьбоносность» и «повседневность» жизненных выборов, выбор творческого жизненного пути и другие). Обращение к экзистенциальной психологии личности определяет необходимость перевода изучения личностного выбора в плоскость конструирования возможных вариантов будущего, изучения механизмов обучения и развития одаренных учащихся. В целом, можно сделать вывод о слабой изученности различных аспектов выбора среди одаренных учащихся. Это определяет перспективы эмпирических исследований экзистенциально-психологических аспектов развития одаренности.

Библиографический список

1. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - C. 29-33.

2. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Ма-рютина и др.; под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 407 с.

3. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, А.В. Брушлин-ский и др. // Президент. программа «Дети России», М-во общ. и проф. образования РФ. - М.: Магистр, 1998. - 66 с.

4. Грязева, В.Г Экологическая психология творческой личности: обучение в контексте развития личности как субъекта культуры [Текст] / В.Г. Грязева. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2000. - 304 с.

5. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. -Томск; М.: Барс, 1997. - 392 с.

6. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]: учебное пособие / А.И. Савенков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

7. Психология одаренности: от теории к практике [Текст] / под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ИП РАН, 1999.- 18 с.

8. Ларионова, Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности [Текст] / Л.И. Ларионова. - М.: Изд-во ИП РАН, 2011. - 320 с.

9. Дружинин, В.Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. - 1994. -Т. 15. - № 4. - С. 83-93.

10. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии [Текст] / А.Н. Воронин. - М.: Изд-во ИП РАН, 2004. - 270 с.

11. May R. (1969) Love and Will. New York, W.W. Norton Publ.

12. Maddi S.R. (1983) Existential Analysis. The encyclopedic dictionary of psychology. Eds R. Harre, R. Lamb. Oxford, Blackwell Publ.

13. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст]: сборник: пер. с англ. и нем / В. Франкл; общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

14. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии [Текст] / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - 556 с.

15. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм; пер. с англ.: Г.Ф. Швейник. - М.: АСТ, 2011. - 288 с.

m i

16. Мироненкова, Н.Н. Понятие ценностно-смыслового выбора учащихся [Текст] / Н.Н. Ми-роненкова // Бюллетень науки и практики. - 2017. - № 4 (17). - С. 273-278. DOI: 10.5281/ zenodo.546360

17. Леонтьев, Д.А. Психология выбора. Часть I. За пределами рациональности [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 5. - С. 5-18

18. Петровский, В.А. Уровень трудности задачи: метаимпликативная модель мотивации выбора [Текст] / В.А. Петровский // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 1. - С. 6-23.

19. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-66.

20. Леонтьев, Д.А. Психология выбора [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Овчинникова, Е.И. Расска-зова, А.Х. Фам. - М.: Смысл, 2015. - 464 с.

21. Фам, А.Х. Субъективное конструирование выбора в ситуациях разного уровня значимости (Часть 1) [Текст] / А.Х. Фам, Д.А. Леонтьев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 1. - С. 84-96.

22. Корнилова, Т.В. Психология риска и принятия решений [Текст]: учебное пособие / Т.В. Корнилова. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 286 с.

23. Корнилова, Т.В. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала человека [Текст] / Т.В. Корнилова, М.А. Чумакова, С.А. Корнилова, М.А. Новикова. - М.: Смысл, 2010. - 334 с.

24. Корнилова, Т.В. Стадии индивидуальной морали и принятие неопределенности в регуляции личностных выборов [Текст] / Т.В. Корнилова, И.А. Чигринова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 33. - № 2. - С. 69-87.

25. Краснов, Е.В. Предикторы личностного выбора на материале методики эмоционального предвосхищения [Текст] / Е.В. Краснов, М.А. Чумакова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11. - № 4. - С. 37-55.

26. Булдакова, Н.С. Пространственно-временная локализация мозговых структур в процессах принятия решений [Текст] / Н.С. Булдакова // Современные проблемы биофизики. Генетики, электроники и приборостроения: II Всероссийский семинар памяти Ю.П. Волкова, 16-18.12.2015, Саратов / отв. ред. А.О. Мантуров. - Саратов: СГТУ им. Ю.А. Гагарина, 2015. - С. 15-19.

27. Меньшиков, И.С. Лабораторный анализ влияния контекста на процесс принятия решений [Текст] / И.С. Меншикова // Труды МФТИ. - 2014. - Т. 6. - № 4 (24). - С. 67-77.

28. Гавриленко, Т.В. Личностные особенности субъекта саморегуляции как фактор, обуславливающий стратегию самоорганизации в ситуации выбора [Электронный ресурс] / Т.В. Гавриленко, З.Н. Рябикина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - № 134. - С. 905-923. - Режим доступа: http://ej.kubagro. ru/2017/10/pdf/73.pdf. [Дата обращения: 15.05.2018]. DOI: 10.21515/1990-4665-134-073

29. Иванова, Л.В. Моделирование функциональной структуры личности в ситуации принятия решений [Текст] / Л.В. Иванова, Т.В. Савченко, Д.В. Сочивко // Математическая психология: школа В.Ю. Крылова / отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.Н. Савченко, Г.М. Головина. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - С. 456-470.

30. Грошев, И.В. Особенности выбора компонентов структуры мотива при принятии решения от совокупности личностных свойств руководителей - мужчин и женщин [Текст] / И.В. Грошева, Т.А. Загузова / / Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. -2009. - № 1 (15). - С. 33-39.

31. Моросанова, В.И. Регуляторные и личностные основы принятия решений: монография [Текст] / В.И. Моросанова, Т.А. Индина. - М.: Нестор-История, 2011. - 282 с

32. Момджян, К.Х. Процесс принятия решений в деятельности людей [Электронный ресурс] / К.Х. Момджян / / Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2015. -Т. 9. - Вып. 2: Пространство и время принятия решений. — Режим доступа: http://j-spacetime. com/actual%20content/t9v2/2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.32.php [Дата обращения: 15.05.2018]

33. Теслюк, П.В. Влияние уровня интеллекта, эмоционально-волевых свойств и склонности к риску на процесс принятия решений [Текст] / П.В. Теслюк // Вестник университета гражданской защиты MЧC Беларуси. - 2016. - № 1 (23). - C. 113-119.

34. Шмаков, А.В. Воздействие фактора доверия на процесс принятия экономических решений [Текст] / А.В. Шмаков // Terra Economicus. - 2014. - Том. 12. - № 3. - C. 29-47.

35. Saleem N., Hanan M.A., Salem I. Shanshad R.M. (2014) Career Selection: Role of Paren t's Profession, Mass Media and Personal Choice. Bulletin of Education and Research December. Vol. 36 (2).

36. Smith, Vicki J, Leeming, Dawn and Burr, Vivien (2016) Philosophy and Identity: The Relationship Between Choice of Existential Orientation and Therapists' Sense of Self. Existential Analysis. 27. 2.

37. Никишин, А.И. Психологическая готовность к выбору профессии и личностные характеристики старшеклассников с разным уровнем осмысленности жизни [Текст] / А.И. Никишина, Л.В. Рыкман // Научные исследования выпускников факультета психологии CПбГУ. - 2016. - Т. 4. -C. 142-147.

38. Уразаев, К.Ф. Психологические особенности профессиональных выборов старшеклассников [Текст] / К.Ф. Уразаев // Наука и современность. - 2014. - № 27. - C. 102-106.

39. Ященко, Е.Ф. Психология самоактуализации и становления профессионала в условиях современного образования [Текст]: монография / Е.Ф. Ященко, И.А. Mенщикова, Е.Г. Щелокова, А.И. По-стовалова, О.Н. Дунаева, О.В. Лазорак, Э.В. Cаксонова. - CПб.: ЭЛВИ-Принт, 2016. - 194 с.

40. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути [Текст] / Под ред. А.А Крони-ка. - M.: Прогресс, Культура, 1993. - 230 с.

41. Карась, Д.В. Категориальное пространство интернализации личностного выбора [Текст] / Д.В. Карась / / Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 331. -C.177-180.

42. Каяшева, О.И. Феномен личностной рефлексии и осуществления свободного выбора субъектом в трудных жизненных ситуациях [Текст] / О.И. Каяшева // Вестник Университета Российской академии образования. - 2016. - № 1. - C. 77-81.

43. Шишева, А.Г. ^стема жизненных смыслов личности как психологическое условие выбора вариантов жизни в юношеском возрасте [Текст] / А.Г. Шишева // Известия РГУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 67.- C. 509-512.

44. Фам, А.Х. Cубъективное конструирование выбора в ситуациях разного уровня значимости (окончание) [Текст] / А.Х. Фам, Д.А. Леонтьев // Вестник Mосковского университета. Cерия 14. Психология. - 2013. - № 2. - C. 93-105. о

45. Грязева-Добшинская, В.Г. «Типология личностного жизненного пути»: описание методики и g

результаты психометрической проверки [Текст] / В.Г. Грязева-Добшинская, А.& Mальцева // Вест- р

ник Южно-Уральского государственного университета. Cерия: Психология. - 2016. - Т. 9. - № 2. - го

C. 14-21. § I

i- ч

46. Ращупкина, Ю.В. Процессуальные характеристики жизненных выборов молодых людей в g ^ зависимости от выраженности личностной зрелости [Текст] / Ю.В. Рашупкина // Психология об- m íz разования в поликультурном пространстве. - 2015. - № 30 (2). - C. 84-93. о. го

47. Дементий, Л.И. Личностные основания стратегий деятельности в ситуации выбора [Текст] / 42 ф Л.И. Дементий, Е.А. Mагазеева // Личность. Культура. Общество. - 2010. - № 2 (55-56). - C. 390-397. * |

48. Петровский, В.А. Cемь пространств существования личности: формальные моде- i 5 ли состоятельности [Текст] / В.А. Петровский // Mир психологии. - 2009. - № 1. - C. 25-42 . о

49. Огнев, А.& Психологические механизмы позитивного разрешения проблем [Текст] g / AC. Огнев, СИ. Гончар // European social science journal. - 2013. - № 11-2 (38). - C. 291-301. о |

50. Огнев, А.& Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему ^ ^

высшего образования [Текст] / А.& Огнев, Э.В. Лихачева // Психология. Журнал высшей школы

экономики. - 2014. - Т. 11. - № 2. - C. 51-67. 11

го с

го

N.V. Markina

ORCID No. 0000-0002-5396-9785, Candidate of Sciences (Psychology), Leading Research

Scientist at the Laboratory of Research and Methodological Support of Gifted Children, Chelyabinsk Institute of Teachers' Additional and Advanced Training, Chelyabinsk, Russia. E-mail: nvmark@mail.ru

MODERN RESEARCH CHOICES IN THE CONTExT OF PSYCHOLOGY OF GIFTEDNESS DEVELOPMENT:

CLASSICAL PARADIGM

Abstract

The study substantiates the relevance of access to the possibility of existential psychology in solving the practical problems of modern education. The aim is to present the results of modern psychological research choices review in terms of identifying the theoretical basis of creating programs for developing gifted children.

Review structure: from the psychology of decision-making (including different spheres of activity) to the study of choice in the context of professional definition, and further, to the study of choice in the context of personal self-determination. The author selected psychological researches for analysis which were made in terms of the classical scientific paradigm.

The author suggests the possibility to correlate criteria of subjective quality of choice and psychological criteria for the choice of profile training. It has been emphasized the group of phenomena whose usage would expand the phenomenology of giftedness development (constructive personal reflection, system of vital meanings personal choice strategies, meaningful orientations, «fatefulness» and «daily life of elections», choice of creative way and etc.).

The paper reveals the subject matter of poor knowledge about existential and psychological problems of giftedness. The results of the research demonstrate that the strategies for professional and personal self-determination can serve as a guide for creating programs for the development of gifted children.

Keywords: psychology of giftedness, classical paradigm, personal choice, making decisions, professional self-determination, personal self-determination.

Highlights:

• Modern aspects of studying personal choice in terms of creation the educational models of support and development of gifted children have been specified;

• Review results of modern researches about ration of choice and decision-making, professional and personal self-determination in terms of classical paradigm have been demonstrated;

• Poor knowledge about personal choice problems in the psychology of giftedness and pedagogical psychology has been revealed.

References

1. Matyushkin A.M. (1989) Koncepciya tvorcheskoj odaryonnosti [Concept of creative giftedness] Vo-prosy psihologii. 6, 29-33. (In Russian).

2. Babaeva Yu. D., Lejtes N.S., Maryutina T.M. and et al. (1996) Psihologiya odaryonnosti detej i podrostkov [Psychology of children and adolescents' giftedness] Ed. N.S. Lejtes. Moscow, Akademiya Publ. (In Russian).

Bogoyavlenskaya D.B., Shadrikov V.D., Brushlinskij A.V. (1998) Rabochaya koncepciya odaryonnosti [Working concept of giftedness] President. Programma «Deti Rossii». Moscow, Magistr Publ. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gryazeva V.G. (2000) Ehkologicheskay psihologiya tvorcheskoj lichnosti: Obuchenie v kontekste raz-vitiya lichnosti kak sub''ekta kul'tury [Ecological psychology of the creative personality: Education in the context of the development of the personality as a subject of culture] Chelyabinsk, Poligraf-Master Publ. (In Russian).

4. Kholodnaya M.A. (1997) Psihologiya intellekta: paradoksy issledovaniya [Psychology of intellect: paradoxes of research] Tomsk, Bars Publ. (In Russian).

5. Savenkov A.I. (2000) Odaryonnye deti v detskom sadu I shkole [Gifted children in kindergarten and school] Moscow, Izdatel'skij center Akademiya Publ. (In Russian).

6. Ed. Ushakov D.V. (1999) Psihologiya odaryonnosti: ot teorii k practice [Psychology of giftedness: from theory to practice] Moscow, IP RAN Publ. (In Russian).

7. Larionova L.I. (2011) Kul'turno-psihologicheskie faktory razvitiya intellektual'noj odarennosti [Cultural and psychological factors of the development of intellectual giftedness] Moscow, Izd-vo IP RAN Publ. (In Russian).

8. Druzhinin V.N., Hazratova N.V. (1994) Ehksperimental'noe issledovanie formiruyushchego vliyani-ya mikrosredy na kreativnost' [Experimental study of the shaping effect of microenvironment on creativity] Psihologicheskijzhurnal. Vol. 15 (4), 83-93. (In Russian).

9. Voronin A.N. (2004) Intellekt i kreativnost' v mezhlichnostnom vzaimodejstvii [Intellect and creativity in interpersonal interaction] Moscow, Izd-vo IP RAN Publ. (In Russian).

10. May R. (1969) Love and Will. New York, W.W. Norton Publ.

11. Maddi S.R. (1983) Existential Analysis. The encyclopedic dictionary of psychology. Eds R. Harre, R. Lamb. Oxford, Blackwell Publ.

12. Frankl V. (1990) Chelovek v poiskah smysla: sbornik [Man in search of meaning] Eds Gozman L.Ya., Leont'ev D.A. Moscow, Progress Publ. (In Russian).

13. Eds Leont'ev D.A., Schur V.G. (1997) Psihologiya s chelovecheskim licom: gumanisticheskaya per-spektiva v postsovetskoj psihologii [Psychology with a human face: a humanistic perspective in post-Soviet psychology] Moscow, Smysml Publ. (In Russian).

14. Fromm Eh. (2011) Begstvo ot svobody [Flight from freedom] Moscow, AST Publ. (In Russian).

15. Mironenkova N.N. (2017) Ponyatie cennostno-smyslovogo vybora uchashchihsya [The concept of the value-semantic choice of students] Byulleten' nauki i praktiki. 14.7, 273-278 DOI: 10.5281/zenodo.546360. (In Russian).

16. Leont'ev D.A. (2014) Psihologiya vybora. Chast' I. Za predelami racional'nosti [Psychology of choice. Part I. Beyond rationality] Psihologicheskij zhurnal. Vol. 35 (5), 5-18. (In Russian).

17. Petrovskij V.A. (2006) Uroven' trudnosti zadachi: metaimplikativnaya model' motivacii vybora [Level of the task difficulty: a metamplicative motivation model of choice] Psihologicheskij zhurnal. Vol (27) 1, 6-23. (In Russian).

18. Leont'ev D.A., Shelobanova D.A. (2001) Professional'noe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushchego [Professional self-determination as the building of images of a possible future] Voprosy psihologii. 1, 57-66. (In Russian).

19. Leont'ev D.A., Ovchinnikova E.Yu., Rasskazova E.I, Fam A.H. (2015) Psihologiya vybora [Psychology of choice] Moscow, Smysl Publ. (In Russian).

20. Fam A.H., Leont'ev D.A. (2013) Sub"ektivnoe konstruirovanie vybora v situaciyah raznogo urovnya znachimosti (Chast' 1) [Subjective construction of choice in situations of different significance level (part 1)] Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14, Psihologiya. 1, 84-96. (In Russian).

21. Kornilova T.V. (2003) Psihologiya riska i prinyatiya reshenij [Psychology of risk and decision-making] Moscow, Aspekt Press Publ. (In Russian).

22. Kornilova T.V., Chumakova M.A., Kornilova S.A., Novikova M.A. (2010) Psihologiya neopre-delennosti: edinstvo intellektual'no-lichnostnogo potenciala cheloveka [The psychology of uncertainty: the unity of the person's intellectual-personal potential] Moscow, Smysl Publ. (In Russian).

23. Kornilova T.V., Chigrinova I.A. (2012) Stadii individual'noj morali i prinyatie neopredelennos-ti v regulyacii lichnostnyh vyborov [The stages of individual morality and the adoption of uncertainty in the regulation of personal elections] Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ehkonomiki. Vol. 33 (2), 69-87.

сл сл <u с T3 Ф

'га

ч—

О >

га _о о .л

о

X ф

ч-» С

о о

сл го

(In Russian). ф

24. Krasnov E.V., Chumakova M.A. (2014) Prediktory lichnostnogo vybora na materiale metodiki J2 o ehmocional'nogo predvoskhishcheniya [Predictors of personal choice on the basis of emotional anticipation method] Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ehkonomiki.. Vol 11 (4), 37-55. (In Russian).

25. Buldakova N.S. (2015) Prostranstvenno-vremennaya lokalizaciya mozgovyh struktur v processah prinyatiya reshenij [Spatial-temporal localization of brain structures in decision-making processes] Sovre- ^ mennye problemy biofiziki, genetiki, ehlektroniki I priborostroeniya: II Vserosijskij seminar pamyati Yu.P. Volkova. 16- .a3-§ 18December 2015. Saratov, SGTU im. Yu.A. Gagarina, 15-19. (in Russian).

S ц 8 2

го с

го

26. Men'shikov I.S. (2014) Laboratornyj analiz vliyaniya konteksta na process prinyatiya reshenij [Laboratory analysis of the context influence on the decision-making process] Trudy MFTI. Vol. 6 (4), 67-77. (In Russian).

27. Gavrilenko T.V., Ryabikina Z.N. (2017) Lichnostnye osobennosti sub"ekta samoregulyacii kak faktor, obuslavlivayushchij strategiyu samoorganizacii v situacii vybora [Personal features of the self-regulation subject as a factor that determines the strategy of self-organization in the situation of choice] Politemat-icheskij setevoj ehlektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarsvennogo agrarnogo universiteta. Vol.134, pp. 905-923 Available from: http://ej.kubagro.ru/2017/10/pdf/73.pdf (Accessed 15th May 2018). DOI: 10.21515/1990-4665-134-073. (In Russian).

28. Ivanova L.V., SavchenkoT. V., Sochivko D.V. (2010) Modelirovanie funkcional'noj struktury lichnos-ti v situacii prinyatiya reshenij [Modeling the functional structure of the personality in the decision-making situation] Matematicheskayapsihologiya: shkola V.Yu. Krylova. Eds. Zhuravlyov A.L., Savchenko T.N., Golovina G.M. Moscow, Institut psihologii RAN Publ. (In Russian).

29. Groshev I.V.. Zaguzova T.A. (2009) Osobennosti vybora komponentov struktury motiva pri prin-yatii resheniya ot sovokupnosti lichnostnyh svojstv rukovoditelej - muzhchin i zhenshchin [Features of the choice of the motive structure components during deciding on the totality of the personal characteristics of the leaders - men and women] Voprosy sovremennojnauki ipraktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. Vol.1 (15), 33-39. (In Russian).

30. Morosanova V.I., Indina T.A. (2011) Regulyatornye i lichnostnye osnovy prinyatiya reshenij [Regulatory and personal decision-making bases] Moscow, Nestor-Istoriya Publ. (In Russian).

31. Momdzhyan K.H. (2015) Process prinyatiya reshenij v deyatel'nosti lyudej [The decision-making process in people's activities] Ehlektronnoe nauchnoe izdanie Al'manah Prostranstvo I Vremya. Vol. 9. Available from: http://j-spacetime.com/actual%20content/t9v2/2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.32.php (Accessed 15th May 2018). (In Russian).

32. Teslyuk P.V. (2016) Vliyanie urovnya intellekta, ehmocional'no-volevyh svojstv i sklonnosti k risku na process prinyatiya reshenij [Influence of the intelligence level, emotional-volitional properties and risk appetite on the decision-making process] Vestnik Universiteta grazhdanskoj zaschity MCHSBelarusi. 1. 23, 113119. (In Russian).

33. Shmakov A.V. (2014) Vozdejstvie faktora doveriya na process prinyatiya ehkonomicheskih reshenij [Influence of the trust factor on economic decision-making] Terra Economicus. Vol. 12 (3), 29-47. (In Russian).

34. Saleem N., Hanan M.A., Salem I. Shanshad R.M. (2014) Career Selection: Role of Paren t's Profession, Mass Media and Personal Choice. Bulletin of Education and Research December. Vol. 36 (2).

35. Smith, Vicki J, Leeming, Dawn and Burr, Vivien (2016) Philosophy and Identity: The Relationship Between Choice of Existential Orientation and Therapists' Sense of Self. Existential Analysis. 27. 2.

36. Nikishin A.I., Rykman L.V. (2016) Psihologicheskaya gotovnost' k vyboru professii i lichnostnye harakteristiki starsheklassnikov s raznym urovnem osmyslennosti zhizni [Psychological readiness to choose a profession and personal characteristics of high school students with different level of meaningfulness of life] Nauchnye issledovaniya vypusknikov fakul'tetapsihologii SPbGU. Vol. 4, 142-147. (In Russian).

37. Urazaev K.F. (2014) Psihologicheskie osobennosti professional'nyh vyborov starsheklassnikov [Psychological features of professional elections for high school students] Nauka i sovremennost'. 27, 102-106. (In Russian).

38. Yaschenko E.F., Menschikova I.A., Schelokova E.G., Postovalova A.I., Dunaeva O.N., Lazorak O.V., Saksonova Eh.V. (2016) Psihologiya samoaktualizacii i stanovleniya professionala v usloviyah sovremennogo obrazovaniya [Psychology of self-actualization and formation of a professional in the conditions of modern education] Saint Petersburg, EhLVI-Print Publ. (In Russian).

39. Ed. Kronik A.A. (1993) LifeLine i drugie novye metody psihologii zhiznennogo puti [LifeLine and other new methods of life path psychology] Moscow, Progress, Kul'tura Publ. (In Russian).

40. Karas' D.V. (2010) Kategorial'noe prostranstvo internalizacii lichnostnogo vybora [Categorical space of internalization of personal choice] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 331, 177-180. (In Russian).

41. Kayasheva O.I. (2016) Fenomen lichnostnoj refleksii i osushchestvleniya svobodnogo vybora sub»ektom v trudnyh zhiznennyh situaciyah [The phenomenon of personal reflection and the exercise of

free choice by the subject in difficult life situations] Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 1, 77-81. (In Russian).

42. Shisheva A.G. (2008) Sistema zhiznennyh smyslov lichnosti kak psihologicheskoe uslovie vybora variantov zhizni v yunosheskom vozraste [System of vital meanings of personality as a psychological condition for choosing life options in adolescence] Izvestiya RGU im.A.I. Gercena. 67, 509-512. (In Russian).

43. Fam A.H., Leont'ev D.A. (2013) Sub»ektivnoe konstruirovanie vybora v situaciyah raznogo urovnya znachimosti (okonchanie) [Subjective construction of choice in situations of different significance level (ending)] VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya. 2, 93-105. (In Russian).

44. Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Mal'ceva A.S. (2016) «Tipologiya lichnostnogo zhiznennogo puti»: opisanie metodiki i rezul'taty psihometricheskoj proverki [«Typology of the personal life path»: a description of the methodology and the results of the psychometric test] Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya. Vol. 9(2), 14-21. (In Russian).

45. Raschupkina Yu.V. (2015) Processual'nye harakteristiki zhiznennyh vyborov molodyh lyudej v zavi-simosti ot vyrazhennosti lichnostnoj zrelosti [Procedural characteristics of the young people's life choices, depending on the severity of personal maturity] Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. 30. 2, 84-93. (In Russian).

46. Dementij L.I., Magazeeva E.A. (2010) Lichnostnye osnovaniya strategij deyatel'nosti v situacii vybora [Personal foundations of activity strategies in the situation of choice] Lichnost'. Kul'tura. Obschestvo. 2. 55-56, 390-397. (In Russian).

47. Petrovskij V.A. (2009) Sem' prostranstv sushchestvovaniya lichnosti: formal'nye modeli sostoyatel'nosti [Seven Spaces of Personal Existence: Formal Models of Solvency] Mir Psihologii. 1, 25-42. (In Russian).

48. Ognev A.S., Gonchar S.N. (2013) Psihologicheskie mekhanizmy pozitivnogo razresheniya problem [Psychological mechanisms of positive problem solving] European social science journal. 11-2 (38), 291-301. (In Russian).

49. Ognev A.S., Lihachyova Eh. V. (2014) Praktika vnedreniya pozitivno-orientirovannogo sub"ektogeneza v sistemu vysshego obrazovaniya [The practice of introducing positive-oriented subjecto-genesis into the system of higher education] Psihologiya. Zhurnal vysshej shkoly ehkonomiki. Vol. 11 (2), 51-67. (In Russian).

(Л ф

с

тз ф

'га

ч—

О >

га _о о .л

о

■^тз с го

SS £

■й «

о о

-Л го

s ц

SE Ê &

d

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.