Научная статья на тему 'Самооценка как фактор профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте'

Самооценка как фактор профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
429
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-ASSESSMENT / CAREER GUIDANCE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / READINESS FOR PROFESSIONAL CHOICE / САМООЦЕНКА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЫБОРУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перминова Анна Александровна

Выбор профессии является одним из важнейших решений человека на его жизненном пути и чем раньше этот выбор будет сделан, тем больше человек сумеет приобрести знаний, умений и навыков в определенной профессиональной области. Большое значение при выборе профессии имеют внутренние факторы: умение соотнести собственные притязания и возможности с требованиями, предъявляемыми к специалисту в выбранной профессиональной области. Поэтому значение самооценки так велико в процессе профессионального самоопределения. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи уровня самооценки и готовности к профессиональному выбору в старшем подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Перминова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-assessment as a factor of professional self-determination in the old adolescent

The choice of a profession is one of the most important decisions of a person on his life path and the sooner this choice is made, the more people will be able to acquire knowledge, skills in a certain professional field. When choosing a profession, internal factors are of great importance: the ability to correlate one's own claims and opportunities with the requirements for a specialist in a chosen professional field. Therefore, the value of self-esteem is so great in the process of professional self-determination. The article presents the results of a study of the relationship between the level of self-esteem and readiness for professional choice in older adolescent.

Текст научной работы на тему «Самооценка как фактор профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте»

© riepiviiiHOBa A.A. 2019

SELF-ASSESSMENT AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE OLD ADOLESCENT

САМООЦЕНКА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Anna Alexandrovna Perminova, Анна Александровна Перминова,

assistant of the department of social pedagogy ассистент кафедры социальной педагогики

and psychology Moscow Pedagogical State и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический

University (MPSU) государственный университет» (МШУ)

E-mail: annperminova@mail.ru E-mail: annperminova@mail.ru

Для цитирования: Перминова А.А. Самооценка как фактор профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2019. С. 40-42.

Annotation. The choice of a profession is one of the most important decisions of a person on his life path and the sooner this choice is made, the more people will be able to acquire knowledge, skills in a certain professional field. When choosing a profession, internal factors are of great importance: the ability to correlate one's own claims and opportunities with the requirements for a specialist in a chosen professional field. Therefore, the value of self-esteem is so great in the process of professional self-determination. The article presents the results of a study of the relationship between the level of self-esteem and readiness for professional choice in older adolescent.

Key words: self-assessment, career guidance, professional self-determination, readiness for professional choice.

Аннотация. Выбор профессии является одним из важнейших решений человека на его жизненном пути и чем раньше этот выбор будет сделан, тем больше человек сумеет приобрести знаний, умений и навыков в определенной профессиональной области. Большое значение при выборе профессии имеют внутренние факторы: умение соотнести собственные притязания и возможности с требованиями, предъявляемыми к специалисту в выбранной профессиональной области. Поэтому значение самооценки так велико в процессе профессионального самоопределения. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи уровня самооценки и готовности к профессиональному выбору в старшем подростковом возрасте.

Ключевые слова: самооценка, профориентация, профессиональное самоопределение, готовность к профессиональному выбору.

Трансформация российской экономики и общества вызвали значительные перемены в спектре профессий, востребованных рынком труда, в социальном престиже и социальном статусе профессий и, следовательно, существенно повлияли на ценность того или иного профессионального выбора. Для рынка труда в современных социально-экономических условиях характерен высокий уровень конкуренции специалистов практически во всех сферах деятельности. Это обусловлено тем, что он перенасыщен специалистами, ряды которых ежегодно пополняют выпускники вузов, работодатели находятся в ситуации выбора из большого количества специалистов. В связи с этим растут требования к молодым профессионалам, и это ставит на особое место в системе общего образования проблему профессионального самоопределения обучающихся. В соответствии с п. 9.2 Федерального государственного образовательного стандарта Основного общего образования результатом освоения основной образовательной программы общего образования должно стать «формирование ответственного от-

ношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде»1.

Выбор профессии наиболее актуален в старшем подростковом возрасте, но коррекция профессиональной деятельности человека происходит и во всей последующей его профессиональной жизни. В связи с этим исследователи рассматривают профессиональное самоопределение как длительный процесс, динамично меняющийся в зависимости от этапа развития личности2.

Важность исследоания в даннойобласти обусловлена, в том числе, существующими здесь противоречиями: между высокими требованиями, предъявляемыми к выпускникам школ при по-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ступлении в высшие учебные заведения и низким уровнем готовности к профессиональному выбору; снижением возраста осуществления профессионального выбора (это связано с введением профильных старших классов) и психологической неготовностью учеников к профессиональному выбору; между профориентационной работой, нацеленной на выявление субъективных характеристик личности, и проведением агитации школьников на тот или иной профессиональный путь и отсутствием прямой работы с самосознанием и самооценкой конкретного школьника.

Теоретическую базу исследования составили: работы, посвященные проблемам профессионального самоопределения (И.С. Кон, Е.А. Климов, Дж. Голланд, Н.С. Пряжников, Д. Сьюпер, С.С. Гриншпун, Э.Ф. Зеер); исследования подросткового возраста (Е.А. Леванова, А.М. Личко и др.); исследования, посвященные самооценке личности (А.В. Захарова, О.Н. Молчанова и др.).

Термин «самоопределение», согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, это процесс определения своего места в жизни, в обществе, осознания своих интересов. Впервые понятие «самоопределение» в психологии было введено С.Л. Рубинштейном. В своих работах Сергей Леонидович делал акцент на активности субъекта в ситуации определения. По мнению ученого, внутренняя обусловленность, через которую преломляются внешние воздействия, лежит в основе понимания самоопределения. «Человек не только находится в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение личности»3. Человека как активного субъекта процесса профессионального самоопределения рассматривали в своих работах Е.А. Климов и Н.С. Пряжников.

В отечественных исследованиях акцент делается на внутренних факторах самоопределения, а не на одностороннем подчинении внешним детерминантам. Опираясь на понятие самоопределения данное С.Л. Рубинштейном, психологические аспекты самоопределения личности рассматривали К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, А.Г. Спиркин и др.

Что касается самооценки в подростковом возрасте, то ученые единодушны в описаниях, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте4.

В результате теоретического исследования профессионального самоопределения и самооценки в

старшем подростковом возрасте, мы сделали следующие выводы:

1. Мир профессий с каждым годом становится шире, требования к молодым специалистам повышаются, в след за этим растут и требованиям к абитуриентам. Профессиональное самоопределение усложняется и молодеет. На сегодняшний день, становится понятным, что профессиональный выбор должен быть сделан еще на этапе учебы в средней школе (8-9 класс).

2. Подростковый возраст - подготовительный этап к взрослой жизни. Итогом этого этапа должно стать формирование адекватной самооценки и самоопределение (как личностное, так и профессиональное).

3. Самооценка формируется в старшем подростковом возрасте, и зачастую этому процессу не уделяется должного внимания, следствием чего может стать формирование устойчивой низкой самооценки, которая становится проблемой, мешающей личности объективно, с учетом всех внешних и внутренних факторов определить свое место в профессиональном мире.

Для проведения эмпирического исследования нами были отобраны в качестве респондентов ученики 8-х классов (40 человек), так как их возраст колеблется между 14 и 15 годами, что соответствует старшему подростковому возрасту.

Нами были использованы следующие методы исследования: методика исследования самооценки личности Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан), анкета на определение уровня готовности к профессиональному выбору. Для выявления взаимосвязи показателей, полученных по данным методикам, был использован коэффициент корреляции Спирмэна.

Исходя из полученных в результате первого этапа исследований данных, мы можем говорить о том, что более 50 % исследуемых старших подростков обладают оптимальным уровнем самооценки. Но, при этом 22,5 % подростков из данной выборки обладают низким уровнем самооценки. По нашей гипотезе низкий уровень самооценки оказывает негативное влияние на процесс профессионального самоопределения личности, поэтому на следующем этапе исследования нам особенно важно обратить внимание как на общий уровень готовности к профессиональному выбору, так и на отдельные результаты подростков, которые по результатам первого этапа исследования вошли в группу с низкой самооценкой.

В результате второго этапа исследования, который заключался в диагностике уровня готовности к профессиональному самоопределению мы получили следующие данные: не готовы к профессиональ-

№ 3 / 2019

41

ному выбору 17,5 % подростков, 50 % обладают средним уровнем готовности, и готовы к профессиональному выбору 32,5 %. Данные результаты не противоречат нашей гипотезе, так как более 80 % подростков показали уровень готовности к профессиональному выбору в современных условиях профессиональной ориентации в школе и дома -оптимальный для данного возрастного этапа. Но не стоит забывать о том, как нами уже было сказано, что для дальнейшего социально-экономического развития России, на данном возрастном этапе уровень готовности к профессиональному выбору уже должен быть выше.

Для выявления взаимосвязи между результатами, полученными в результате проведения двух разных методик, был использован коэффициент корреляции Спирмена, который был рассчитан при помощи программы SPSS. В результате расчета было выявлено, что коэффициент корреляции Спирмена (р) равен 0.675. Связь между исследуемыми признаками - прямая, теснота (сила) связи по шкале Чеддока - заметная. Число степеней свободы (f) составляет 38. Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0.313. рнабл > ркрит, зависимость признаков статистически значима (p<0,05).

Таким образом, в результате эмпирического исследования взаимосвязи уровня самооценки и готовности старших подростков к профессиональному выбору было выявлено, что оба показателя взаимосвязаны. Мы можем говорить о том, что, формирование самооценки, ее полноты и адекватности является одной из задач профессиональной ориентации. С другой стороны, вооружение учащихся необходимым объемом профориентацион-ных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей - все это будет способствовать формированию объективной самооценки и профилактике девиантного и делинк-вентного поведения5.

Профессиональное самоопределение школьников - многоплановый, сложный и длительный процесс. Готовность к профессиональному выбору определяется множеством различных факторов, условно их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся социально-экономическое положение семьи, позиция родителей, позиция сверстников, уровень престижности той или иной профессии, позиция учителей и много другое. Что касается внутренних факторов, то сюда можно отнести индивидуально-психологические характеристики, предпочтения и склонности личности, но самым основным является уровень са-

мооценки человека. Именно на самооценку накладываются все остальные факторы. Через призму самооценки рассматриваются и внешние факторы. Человек с адекватным уровнем самооценки при принятии того или иного выбора, в том числе и профессионального, будет опираться и на свои личные предпочтения и учитывать социальные факторы6. А люди, обладающие низкой самооценкой, не могут здраво оценить свои возможности, не умеют рефлексировать на тему своих личных предпочтений, желаний, в этом случае ведущую роль будут играть внешние факторы. Кроме того, сделать окончательный выбор таким людям сложно в силу неуверенности в своих собственных решениях и силах. В условиях современной России профессиональный выбор приходится делать уже к окончанию средней школы. Это совпадает со старшим подростковым возрастом, в котором как раз и происходит формирование самооценки. Самооценка одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу о том, что уровень готовности к профессиональному выбору у современных подростков отстает от уровня, который требуют современные социально-экономические реалии. И на наш взгляд, одним из факторов, который будет способствовать формированию высокого уровня готовности к профессиональному выбору - работа с подростком в профориентационном ключе, с акцентом на развитие оптимального уровня самооценки.

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

2 Никитская Е.А. Формы психолого-педагогической работы по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением. Психология и право. 2017. Т. 7. № 1. С. 25-33.

3 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 243.

4 Волкова Т.Г. Психология самосознания / Т.Г. Волкова. М. : Директ-Медиа, 2013. С. 115.

5 Никитская Е.А., Никитина Е.О. Совершенствование принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних с делинквентным поведением. Преподаватель XXI век. 2018. № 4-1. С. 206-217.

6 Никитская Е.А., Алмаева Е.А. О некоторых результатах изучения ценностно-смысловой сферы и морального сознания подростков с девиантным поведением. В сборнике: Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов XXII симпозиума. 2017. С. 283-286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.