Список литературы
1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) [Электронный ресурс] / Режим доступа: poop_noo_reestr.doc (дата обращения: 28.05.2018).
2. Перечень учебного оборудования для оснащения кабинетов начальной школы, предметных кабинетов общеобразовательных учреждений. - Просвещение-регион, 2011. - 220 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: perechen_Prosvregion.pdf (дата обращения: 28.05.2018).
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2013. -
192 с.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
5. Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.
6. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. - М.: «Советская энциклопедия», 1986. - 831 с.
7. Габдулинова К.Г. Цифровой микроскоп как средство реализации наглядных методов обучения на уроках окружающего мира в начальной школе Сборник статей по материалам I международной научно-практической конференции. 2017 Издательство: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга» (Новосибирск) https://elibrary.ru/item.asp?id=29931917 (дата обращения: 28.05.2018).
8. Габдулинова К.Г. Рачок артемия как объект изучения на уроках окружающего мира с использованием цифрового микроскопа. - Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. -№9 - 10 (13-14). С.53-56. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30455452 (дата обращения: 28.05.2018).
УДК 159.95
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ
Штанько И.А., 2018
Оренбургский государственный педагогический университет, магистрант 2 курса Института педагогики и психологии, Оренбург
Аннотация: в данной статье представлены результаты изучения особенностей учебного сотрудничества первоклассников со сверстниками на этапе адаптации. В результате исследования выявлено, что по развитию умений учебного сотрудничества школьники, принимающие участие в опытно-поисковой работе, находятся примерно на одинаковом уровне. В основном дети придерживаются формальной стороны общения, беседы носят бессодержательный характер. Для большинства младших школьников характерен средний уровень отношений со сверстниками.
Ключевые слова: учебное сотрудничество, сотрудничество со сверстниками, первоклассник.
SUBSTANTIAL FEATURES OF EDUCATIONAL COOPERATION THE FIRST GRADER
OF ADAPTATION
Shtanko I.A, 2018
Orenburg state pedagogical University, magistracy 2nd year student of the Institute of pedagogic
and psychology, Orenburg
Annotation: this article presents the results of studying the peculiarities of educational cooperation between first-graders and peers at the stage of adaptation. As a result of research it is revealed that on
development of abilities of educational cooperation the school students taking part in skilled and search work are approximately at identical level. Mostly children adhere to the formal aspects of communication, conversations are meaningless in nature. The average level of relations with peers is typical for the majority of Junior schoolchildren.
Key word: educational cooperation, cooperation with peers, first-grader.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Общая учебная деятельность и та ее организация, которая характерна именно для школы, постепенно сплачивает учащихся в такие детские коллективы, отличительной чертой которых является учебное сотрудничество [1].
Основными признаками учебного сотрудничества выделяют: целенаправленность (стремление к общей цели); мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности); целостность (взаимосвязанность участников деятельности); структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности); согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности); организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению); результативность (способность достигать результата). Содержанием учебного сотрудничества выступает выяснение позиции каждого участника учебной дискуссии (обучающегося, учителя, группы обучающихся), а также способы их координирования с целью содействования (действия сообща) [4] .
Групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет: дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера; дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;
дать каждому ребенку опыт выполнения рефлексивных функций [3].
Для выявления уровня развития способности к учебному сотрудничеству со сверстниками нами было организовано экспериментальное исследование, в котором участвовали обучающиеся 1 «А» класса (экспериментальная группа) и обучающиеся 1 «Б» класса (контрольная группа).
Результаты характера отношений школьников со сверстниками обоих классов покажем в виде рисунка (рис.1).
контрольный класокспериментальный класс
Рисунок 1 Характер отношений школьников со сверстниками обоих классов на
констатирующем этапе опытно-поисковой работы
Таким образом, в ходе опытно-поисковой работы на начальном этапе мы получили результаты, которые говорят о том, что по развитию умений учебного сотрудничества школьники, принимающие участие в опытно-поисковой работе, находятся примерно на одинаковом уровне. В основном дети придерживаются формальной стороны общения, беседы носят бессодержательный характер. Для большинства младших школьников характерен средний уровень отношений со сверстниками.
Таблица 1
Характер отношений школьников со сверстниками контрольного класса на
Характер отношений Контрольный класс
Высокий 25 %
Средний 60 %
Низкий 15 %
Таблица 2
Характер отношений школьников со сверстниками экспериментального класса на
Характер отношений Экспериментальный класс
Высокий 20 %
Средний 50 %
Низкий 30 %
Проанализируем полученные результаты.
На высшем уровне дети строят отношения со сверстниками «с места», без предварительных проб и ошибок. Они сразу обращаются с вопросом к своему партнеру, приглашая его к сотрудничеству, например: «Ты какую половинку взял?», «Саша, ты с какой рукавички начал рисовать?», «Армен, среднюю половинку возьми, и чтобы палец был к картине (рукой указывает направление большого пальца рукавички), договорились?»
На среднем уровне после опыта неудач дети переходят от действий наугад к содержательному сотрудничеству (например, договариваются о размере рукавички и повороте пальца: «Если ты возьмешь среднюю половинку, то и я тоже», «в какую сторону смотрит палец у твоей рукавички?», «давай начнем с маленькой рукавички, чтобы половинки совпали — не хочется, чтобы опять получился брак»
На низком уровне дети не обнаруживают способности вступать, друг с другом в содержательные взаимодействия. Придерживаются формальной стороны выполнения задания: старательно выводят орнамент, забывая о предложенном задании совместно изготовить рукавичку (например: «Ты будешь раскрашивать среднюю половинку, а я — большую самую»). Иногда, как и в первой серии методики, дети обращаются друг к другу с вопросами, высказываниями которые, к сожалению, носят бессодержательный характер и никак не способствуют успешному достижению совместного результата: «Женя, ты уже рисуешь или нет?», «Давай поменяемся фломастерами, теперь я тоже хочу рисовать синим», «А ты скоро закончишь?», «А можно два раза узор из цветов нарисовать?» и т. д.
Дополнительная методика «Беседа» Н.И. Непомнящей позволила подтвердить полученные с помощью методики «Рукавички» данные об отношениях первоклассников со сверстниками. Выявление представленности отношений «Я - другой» в сфере самосознания первоклассников показало, что для 15% первоклассников контрольной группы и 30 % младших школьников экспериментальной группы другой сам по себе незначим, отношения с ним не осознаются. У данных
детей преобладают эгоистические мотивы поведения, они стремятся действовать только в свою пользу. Большинство первоклассников (55 % испытуемых контрольной группы и 52% испытуемых экспериментальной группы) продемонстрировали некоторое признание другого, однако, у таких первоклассников фрагментарные представления о другом ориентируются на отдельные качества другого. Такие первоклассники стремились оказать помощь другому. 30 % первоклассников контрольной группы и 18% первоклассников экспериментальной группы продемонстрировали эмпатическое восприятие другого, способность быть и собой и другим. В конфликтных ситуациях такие младшие школьники искали разные выходы для реализации возможности быть собой и другим. Они демонстрировали внимание к другому, сопереживание.
При обработке и анализе результатов контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента, статистически-значимых различий выявлено не было, что свидетельствует об идентичности обеих групп.
Таким образом, результаты эмпирического исследования показали, что большинство первоклассников, принимавших участие в данном исследовании, отличает средний уровень развития способности к сотрудничеству со сверстниками. Обучающиеся были не всегда общительны, они не вступали друг с другом в содержательные взаимодействия.
Данные позволяют сделать вывод о необходимости развития способности к сотрудничеству у первоклассников. Наиболее эффективно это возможно реализовать посредством групповой работы, т.к. она позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса [2].
Список литературы
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. СПб. [ и др.]: Питер, 2008. - 398 с. - (Мастера психологии).
2. Виноградова, Н.Ф. Групповая работа младших школьников: проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. 2003. - № 4. - С. 20-24.
3. Маликова, И.В. Психолого-педагогические условия развития способности первоклассников к учебному сотрудничеству / И.В. Маликова. - Оренбург: ОГПУ, 2006. - 208 с.
4. Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова - М.: Московский центр качества образования. 2010. - 120 с.
УДК 373.2
СПЕЦИФИКА ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ И НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЙ САД
Подвицкая Г.И., 2018
Оренбургский государственный педагогический университет, студент Института педагогики и
психологии, Оренбург
Аннотация: в статье рассматриваются результаты эмпирического исследования особенностей отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Приводится анализ данных наблюдения за свободным взаимодействием детей и взаимодействием детей в специально организованных экспериментальных условиях (в процессе совместного рисования). На основании ряда диагностических критериев автором делается вывод о том, что для детей, посещающих детский сад, характерно более сопричастное и положительное отношение к сверстникам, а для старших дошкольников, не посещающих детский сад, - более эгоцентричное и безразличное отношение к сверстникам.
Ключевые слова: отношение, отношение к сверстнику, старший дошкольник, отношение к сверстнику у старших дошкольников, посещающих детский сад; отношение к сверстнику у старших дошкольников, не посещающих детский сад.