Научная статья на тему 'Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад'

Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
928
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подвицкая Г. И.

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования особенностей отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Приводится анализ данных наблюдения за свободным взаимодействием детей и взаимодействием детей в специально организованных экспериментальных условиях (в процессе совместного рисования). На основании ряда диагностических критериев автором делается вывод о том, что для детей, посещающих детский сад, характерно более сопричастное и положительное отношение к сверстникам, а для старших дошкольников, не посещающих детский сад, более эгоцентричное и безразличное отношение к сверстникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад»

детей преобладают эгоистические мотивы поведения, они стремятся действовать только в свою пользу. Большинство первоклассников (55 % испытуемых контрольной группы и 52% испытуемых экспериментальной группы) продемонстрировали некоторое признание другого, однако, у таких первоклассников фрагментарные представления о другом ориентируются на отдельные качества другого. Такие первоклассники стремились оказать помощь другому. 30 % первоклассников контрольной группы и 18% первоклассников экспериментальной группы продемонстрировали эмпатическое восприятие другого, способность быть и собой и другим. В конфликтных ситуациях такие младшие школьники искали разные выходы для реализации возможности быть собой и другим. Они демонстрировали внимание к другому, сопереживание.

При обработке и анализе результатов контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента, статистически-значимых различий выявлено не было, что свидетельствует об идентичности обеих групп.

Таким образом, результаты эмпирического исследования показали, что большинство первоклассников, принимавших участие в данном исследовании, отличает средний уровень развития способности к сотрудничеству со сверстниками. Обучающиеся были не всегда общительны, они не вступали друг с другом в содержательные взаимодействия.

Данные позволяют сделать вывод о необходимости развития способности к сотрудничеству у первоклассников. Наиболее эффективно это возможно реализовать посредством групповой работы, т.к. она позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса [2].

Список литературы

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. СПб. [ и др.]: Питер, 2008. - 398 с. - (Мастера психологии).

2. Виноградова, Н.Ф. Групповая работа младших школьников: проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. 2003. - № 4. - С. 20-24.

3. Маликова, И.В. Психолого-педагогические условия развития способности первоклассников к учебному сотрудничеству / И.В. Маликова. - Оренбург: ОГПУ, 2006. - 208 с.

4. Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова - М.: Московский центр качества образования. 2010. - 120 с.

УДК 373.2

СПЕЦИФИКА ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ И НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЙ САД

Подвицкая Г.И., 2018

Оренбургский государственный педагогический университет, студент Института педагогики и

психологии, Оренбург

Аннотация: в статье рассматриваются результаты эмпирического исследования особенностей отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Приводится анализ данных наблюдения за свободным взаимодействием детей и взаимодействием детей в специально организованных экспериментальных условиях (в процессе совместного рисования). На основании ряда диагностических критериев автором делается вывод о том, что для детей, посещающих детский сад, характерно более сопричастное и положительное отношение к сверстникам, а для старших дошкольников, не посещающих детский сад, - более эгоцентричное и безразличное отношение к сверстникам.

Ключевые слова: отношение, отношение к сверстнику, старший дошкольник, отношение к сверстнику у старших дошкольников, посещающих детский сад; отношение к сверстнику у старших дошкольников, не посещающих детский сад.

THE SPECIFICITY OF ATTITUDE TO PEERS AT SENIOR PRESCHOOLERS VISITING AND

NOT VISITING THE KINDERGARTEN

Podvickaya G.I., 2018

Orenburg State Pedagogical University, student of the Institute of Pedagogy and Psychology, Orenburg

Annotation: the article examines the results of an empirical study of the peculiarities of attitudes toward peers among older preschoolers attending and not attending kindergarten. The data of observation of free interaction of children and interaction of children in specially organized experimental conditions (in the process of joint drawing) are analyzed. Based on a number of diagnostic criteria, the author concludes that for children attending kindergarten, a more participatory and positive attitude towards peers is characteristic, and for older preschoolers who do not attend kindergarten, a more egocentric and indifferent attitude towards peers is characteristic.

Key words: attitude, attitude towards a peer, a senior preschool child, attitude towards a peer among senior preschool children attending kindergarten; attitude towards a peer in senior preschoolers who do not attend kindergarten.

На протяжении всего дошкольного детства определяющую роль в развитии ребенка играет взаимодействие со взрослыми. Однако в старшем дошкольном возрасте все большее значение начинает приобретать сверстник, так как именно в общении с ним ребенок осваивает опыт равноправных отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.). В научных исследованиях отмечается, что при позитивном отношении к сверстникам у детей развивается (содержательно наполняется) образ-Я, формируется способность к сочувствию, сопереживанию (В.В. Абраменкова, С.Г. Якобсон), проявляется критичность суждений и действий, независимость (Е.В. Субботский), складывается нормативность поведения, формируются ценностные ориентации, адекватная реалистичная самооценка, минимизируются и сглаживаются негативные влияния семейных факторов (А.А. Рояк), появляется возможность самоутверждения, признания своей значимости в среде «равных» (Е.О. Смирнова), активно развиваются речь (А.Г. Рузская), моральная саморегуляция (С.Г. Якобсон, В.М. Холмогорова), самосознание (М.И. Лисина). Отношения со сверстниками, согласно мнению В.С. Мухиной, являются «школой социальных отношений» [7]. Так, высокая значимость позитивного отношения к сверстникам для развития личности старшего дошкольника не вызывает сомнений и подтверждается многочисленными исследованиями. Проведенный нами теоретический анализ показал, что наибольшее значение для становления отношения к сверстнику в старшем дошкольном возрасте имеет группа детского сада [1; 2; 3; 5; 6; 7; 8; 9; 10]. Однако в силу различных обстоятельств (нехватка мест в ДОУ, состояние соматического здоровья ребенка и др.) не все старшие дошкольники посещают детские сады. Дефицит общения со сверстниками при отсутствии регулярно посещаемой постоянной группы детей очевиден и в данном случае отношение к сверстникам может иметь негативные тенденции развития, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на особенностях готовности к школьному обучению. Однако специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, не посещающих ДОУ, в современных исследованиях практически не раскрывается, что определило необходимость эмпирического изучения обозначенной проблемы.

С целью проверки гипотезы о том, что отношение к сверстникам будет иметь различия в группах старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад, нами было организовано эмпирическое исследование с участием детей 5-6 лет. Выборка включила 20 детей, регулярно посещающих детский сад, и 20 детей, не посещающих детский сад (нерегулярно посещают студию детского развития, где отсутствуют постоянные по составу группы детей). Эмпирические данные были получены с помощью метода стандартизированного наблюдения, представленного методиками В.Н. Бутенко («Наблюдение за свободным взаимодействием детей», «Рисование на общем листе»), которые позволяют определить характер отношения ребенка к сверстникам (отстраненное, эгоцентричное, конкурентное, обесценивающее, сопричастное) через специфику соотношения отдельных показателей (интенсивность общения, направленность общения,

характер поведения и эмоциональных реакций в адрес сверстников) [1]. Обработка данных исследования в ходе сравнительного анализа проводилась с помощью математико-статистических методов (непараметрического и-критерия Манна-Уитни для несвязанных выборок и ф-критерия Фишера) [4].

Проанализируем далее результаты наблюдения за свободным взаимодействием и рисованием на общем листе в группах старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Нами рассматривались средние балльные оценки по двум наблюдениям, характеризующие обобщенные отношения детей к сверстникам (табл. 1).

Таблица 1. Характеристики отношения старших дошкольников к сверстникам

Группы Интенсивность общения Направленность общения Характер отношения к сверстнику Характер поведения

Посещают ДОУ 2,1 2,3 2,3 2,2

Не посещают ДОУ 1,7 2,0 1,8 1,9

Из данных таблицы 1 можно видеть, что средние результаты по отдельным показателям отношения к сверстникам в группах старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад, относятся к диапазону среднего и высокого уровня (при максимальном количестве баллов равном 3).

Интенсивность общения является менее выраженной в группе детей, не посещающих детский сад. Частота контактов со сверстниками здесь достаточно низкая и дети проявляют мало интереса друг к другу. Наблюдение за детьми проводилось нами в игровой комнате и было отмечено, что как такового свободного взаимодействия у детей не было: дошкольники играли с игрушками по одному, редко объединяясь в пары и не организуя совместных игр всех детей в комнате. Стоит отметить, что элементы сюжетно ролевой игры здесь встречались редко и были опосредованы предметами (игрушками), а сама продолжительность подобных игр была небольшой (по 5-10 минут в среднем). В группе детей, посещающих детский сад, была отмечена иная картина: дети охотно и часто взаимодействовали со сверстниками, нередко организуя сюжетно-ролевые игры с включением в них большого количества детей (по 5-6 человек), а также было отмечено наличие дружеских привязанностей практически у всех детей. При рисовании на общем листе описанные тенденции сохранялись: дети, посещающие детский сад, стремились сотрудничать друг с другом, совместно продумывая содержание рисунка и распределяя ответственность за его части. Дети, не посещающие детский сад, чаще рисовали по одному, проявляя мало интереса к тому, что делают сверстники. Количество контактов было средним и в основном связаны они были с обменом карандашами. Интенсивность общения в данном случае характеризует наличие интереса к сверстнику, который, по результатам наблюдения, существенно выше у детей, посещающих детский сад: они более заинтересованы в сверстнике как партнере по игре, стремятся включаться в большое количество контактов со сверстниками, проявляя дружелюбие и позитивные эмоции. При этом дети, не посещающие детский сад, показывают слабую заинтересованность в сверстниках, предпочитая индивидуальную игру и рисование, что может свидетельствовать о замкнутости и настороженности в отношении к сверстникам.

Направленность общения у детей обеих групп схожа и характеризуется ориентацией на сверстника. Даже не вступая во взаимодействие, дети обращают внимание на действия сверстников, их поведение, их реакции на себя самих. Большинство детей, посещающих детский сад, ориентируются на личность сверстников, что проявляется в устных замечаниях, одобрении, сравнениях и другого рода высказываниях. Несмотря на сходство показателей, у детей, не посещающих детский сад, наряду с общей ориентированностью на сверстника выделяется также и ориентация на самих себя или деятельность, что также проявлялось в отдельных высказываниях (преимущественно призванных привлечь внимание взрослых к себе и своим действиям). Направленность общения детей позволяет понять эмоционально окрашенную потребность в сверстнике. В группе детей, не посещающих детский сад, такая потребность может

характеризоваться как эмоционально-позитивная и эмоционально-нейтральная, не выраженная ярко, в сравнении с детьми, посещающими детский сад и проявляющими яркую эмоционально-позитивную направленность на сверстников.

Характер отношения к сверстникам у детей, посещающих детский сад, по средневыборочному значению может определяться как положительное с преобладанием доброжелательности, дружелюбия, открытости. У старших дошкольников, не посещающих детский сад, чаще отмечалось безразличие к сверстникам, что проявлялось в нейтральности или отсутствии эмоциональных реакций. В этой группе нередко проявлялось стремление детей сравнивать себя в превосходной форме со сверстниками («А я вот так умею, а Маша не умеет!» и т.п.). Положительное отношение к сверстникам у детей, не посещающих детский сад, также встречалось достаточно часто, однако выражалось оно в виде своеобразных «отстраненных», безадресных положительных эмоций.

Характер поведения детей также имеет некоторые особенности в двух группах. Так, у старших дошкольников, посещающих детский сад, отмечается более просоциальное поведение, чем у их сверстников, не посещающих детский сад. Дети здесь более ориентированы на сотрудничество со сверстником, способны проявлять сопереживание, принимать общие задачи. Так, например, при рисовании на общем листе старшие дошкольники, посещающие детский сад, могли замечать сверстников, выполняющих задание отдельно от других, и включить их часть рисунка в общее изображение, наладив при этом взаимодействие со всей группой. Если сверстник допускал ошибку, отклонялся от общего замысла рисунка, то дети не стремились осуждать или чрезмерно критиковать, а только указывали на ошибку и проясняли, как нужно ее исправить. При этом стоит отметить, что конфликтных ситуаций практически не возникало. В группе старших дошкольников, не посещающих детский сад, наряду с просоциальными поведенческими проявлениями, дети также демонстрировали и прагматические, и агрессивные реакции в отношении сверстников. Например, при рисовании на общем листе дети могли конфликтовать из-за несовпадения мнений по поводу частей рисунка, качества отдельных изображений. Прагматизм в поведении мог проявляться в попытках присвоить себе наиболее привлекательные изобразительные средства, не делясь ими с другими детьми. В целом, характер поведения показывает общее содержание отношения к сверстнику у старших дошкольников, которое имеет больший просоциальный характер у детей, посещающих детский сад.

Обобщение данных наблюдения позволило выделить следующие соотношения подгрупп детей с различным характером отношения к сверстникам в выборках старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад (рис. 1).

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

□ Дети, посещающие детский сад □ Дети, не посещающие детский сад

35%

25%

20%

10%

50%

15% 10%

0%

30%

Отстраненное Эгоцентричное Конкурентное Обесценивающее Сопричастное

отношение

отношение

отношение

отношение

отношение

Рис. 1. Характер отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не

посещающих детский сад

Сопричастное отношение к сверстникам отмечается у 50% старших дошкольников, посещающих детский сад, и у 30% детей, не посещающих детский сад. Сопричастное отношение характеризуется высокой интенсивностью контактов, направленностью на другого (сверстника) и

совместную с ним деятельность, положительным эмоциональным отношением к сверстнику, преобладанием просоциального поведения.

Эгоцентричное отношение к сверстникам отмечается у 35% старших дошкольников, не посещающих детский сад, и у 25% детей, посещающих детский сад. Эгоцентричное отношение к сверстникам характеризуется средней интенсивностью контактов, направленностью на себя и деятельность, сочетанием положительного и отрицательного эмоционального отношения (проявляется ситуативно и зависит от удовлетворения желания ребенка), преобладанием прагматического поведения.

Отстраненное отношение к сверстникам отмечается у 20% старших дошкольников, не посещающих детский сад, и у 10% детей, посещающих детский сад. Отстраненное отношение к сверстникам характеризуется низкой интенсивностью контактов, направленностью на себя и собственную деятельность, безразличным эмоциональным отношением к сверстникам, преобладанием прагматического поведения.

Конкурентное отношение к сверстникам отмечается у 15% старших дошкольников, посещающих детский сад, и у 10% детей, не посещающих детский сад. Конкурентное отношение к сверстникам характеризуется высокой интенсивностью контактов, направленностью на другого (сверстника) и совместную с ним деятельность, сочетанием положительного и отрицательного эмоционального отношения (проявляется ситуативно и зависит от успехов ребенка в деятельности), преобладанием просоциального и прагматического поведения (со стремлением «быть лучше», чем сверстник).

Обесценивающее отношение к сверстникам отмечается у 5% старших дошкольников, не посещающих детский сад, и не встречается у детей, посещающих детский сад. Обесценивающее отношение к сверстникам характеризуется низкой интенсивностью контактов, направленностью на себя и на другого, отрицательным и безразличным эмоциональным отношением к сверстникам, преобладанием прагматического и агрессивного поведения.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей, посещающих и не посещающих детский сад, выявляется специфика отношения к сверстникам, которая заключается в большей доброжелательности и эмоционально-положительном восприятии сверстника у детей, регулярно включенных в общение со сверстниками в постоянно существующей группе детского сада. На наш взгляд, описанное выше распределение результатов по характеру отношения старших дошкольников к сверстникам может объясняться именно регулярностью и постоянством (взаимодействие с одними и теми же детьми длительное время) контактов ребенка с детьми. Так, дети, взаимодействующие со сверстниками время от времени в рамках занятий непостоянно существующей группы, могут каждый раз испытывать стеснение, настороженность, а также проявлять защитно-агрессивное поведение в адрес сверстника, так как общее оценочное отношение к сверстникам не является сложившимся и устойчивым.

С помощью математико-статистическим методов нами были просчитаны и проанализированы различия двух групп старших дошкольников по изучаемым параметрам отношения к сверстникам (табл. 2).

Таблица 2. Различия в показателях отношения к сверстникам в группах старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад

Показатели отношения к сверстнику Иэмп(р) Характер отношения к сверстнику (обобщенно) фэмп(р)

Интенсивность общения 116,5 (0,05) Отстраненное отношение 1,22 (нез.)

Направленность общения 119 (0,05) Эгоцентричное отношение 2,66 (0,01)

Характер отношения к сверстнику 109 (0,01) Конкурентное отношение 1,07 (нез.)

Характер поведения 144,5 (нез.) Обесценивающее отношение 1,92 (0,05)

Сопричастное отношение 3,04 (0,01)

Из данных таблицы 2 можно заключить, что старшие дошкольники, не посещающие детский сад, демонстрируют меньшую интенсивность общения, преимущественную направленность общения на себя и деятельность, а не на сверстника, а также более безразличное эмоциональное отношение к сверстникам (с достоверностью 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни). По обобщенному характеру отношения к сверстникам старшие дошкольники, не посещающие детский сад, показывают более эгоцентричное и обесценивающее отношение к сверстникам, в сравнении с детьми, посещающими детский сад и показывающими более сопричастное отношение к сверстникам (с достоверностью 0,05 и 0,01 по ф- Фишера).

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что у старших дошкольников, посещающих детский сад, отношение к сверстникам характеризуется в поведенческом плане большей интенсивностью контактов, направленностью на сверстников и совместную деятельность с ними, а также преобладанием положительных эмоций в адрес сверстника, что совокупно складывается в сопричастный тип отношения к сверстникам (различия с группой сверстников, не посещающих детский сад, достоверны при 0,01 и 0,05 по U-Манна-Уитни и ф-Фишера). У старших дошкольников, не посещающих детский сад, отношение к сверстникам характеризуется в поведенческом плане меньшей интенсивностью контактов, преимущественной направленностью на себя или предметную деятельность, а также преобладанием отрицательных или нейтральных эмоций в адрес сверстника, что совокупно складывается в эгоцентричный и обесценивающий типы отношения к сверстникам (различия с группой сверстников, посещающих детский сад, достоверны при 0,01 и 0,05 по U-Манна-Уитни и ф-Фишера).

Список литературы

1. Бутенко, В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / В.Н. Бутенко. - М.: ПИ РАО, 2007. -25 с.

2. Гребенникова, О.В. Роль сверстников в формировании произвольного поведения дошкольников: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / О.В. Гребенникова. - М.: МШУ, 2006. - 26 с.

3. Детская практическая психология: эмоционально-личностное развитие детей в условиях ДОУ / Под ред. Л.В. Вершининой. - Томск: ТГПУ, 2006. - 290 с.

4. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник / О.Ю. Ермолаев. -2е изд., испр. - М.: Московский социально- психологический институт Флинта, 2003. - 336 с.

5. Клюева, Н.В. Общение: Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 156 с.

6. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

7. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2011. - 656 с.

8. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина. - М.: Педагогика, 1988. - 123 с.

9. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.

10. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - С. 18-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.