- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
УДК 373.034
И. В. Вологдина
Содержательные организационно-педагогические основы нравственно-правового образования детей дошкольного возраста
Московский психолого-социальный университет, г. Москва, Россия
Аннотация. В данной статье автор кратко описывает содержательные организационно-педагогические основы нравственно-правового образования детей дошкольного возраста. Приведён анализ современного нормативно-правового ландшафта Российской Федерации в части нравственно-правового образования подрастающего поколения. Обозначены фундаментальные основы государственного взаимодействия с формирующимся в Российской Федерации гражданским обществом в целях социального благополучия всех страт населения. Дан педагогический анализ основных общеобразовательных программ дошкольного образования в части нравственно-правовой ориентированной образовательно-воспитательной деятельности современной дошкольной организации; раскрыта специфика некоторых парциальных программ дошкольного образования, раскрывающих проблематику нравственно-правового образования детей 3-7 лет. Подчёркнуто, что необходимо включать в образовательно-воспитательную практику нравственно-правового толка проектную деятельность как ведущей образовательной методики в воспитании гармонично развитой личности ребёнка-дошкольника.
Ключевые слова: нравственно-правовое образование, дети дошкольного возраста, педагогический анализ, ФГОС ДО, общеобразовательная и парциальная программа дошкольного образования.
I. V. Vologdina
Substantive organizational and pedagogical foundations of the moral and legal education of preschool children
Moscow Psychological and Social University, Moscow, Russia
Abstract. In this article, the author briefly describes the substantive organizational and pedagogical foundations of the moral and legal education of preschool children. The analysis of the current regulatory landscape of the Russian Federation in terms of moral education of the younger generation is given. The fundamental foundations of state interaction with the emerging civil society in the Russian Federation for the social welfare of all strata of the population are outlined. The pedagogical analysis of the main general educational programs of preschool education in terms of the moral-legal educational and upbringing activities of the modern preschool organization is given; the specifics of some partial programs of preschool education are disclosed, revealing the problems of
ВОЛОГДИНА Ирина Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики образования факультета психологии, Московский психолого-социальный университет, г. Москва, Россия.
E-mail: volvg@mail.ru
VOLOGDINA Irina Valerievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Education, Faculty of Psychology, Moscow Psychological and Social University, Moscow, Russia.
moral éducation of 3-7 year-old children. It is emphasized that it is necessary to include project activity as the leading educational methodology in upbringing a harmoniously developed personality of a preschool child in the moral and legal educational practice.
Keywords: moral and legal education, preschool children, pedagogical analysis, Federal State Educational Standards of Pre-school Education, general and partial program of preschool education.
Введение
Во все времена во всех важнейших сферах деятельности общества, включая его духовную жизнь, идея нравственности и правовых основ занимала знаковое место. Данный факт позволяет говорить о патриотизме, любви к Родине в Российском государстве как о черте национального характера. Синтез нравственности и правового образования играет важнейшую образовательно-воспитательную роль в современном детском саду.
Формирование нравственно-правовых основ, безусловно, необходимо начинать с первой ступени общего образования - с дошкольного детства. Нравственно-правовое образование формировалось сквозь призму российского патриотизма, развитию которого способствовала многовековая история русской общественной мысли. Понятие патриотизма, как правило, в национальном русском самосознании приравнивалось к традиционной культуре, в том числе и православной.
Проблематика нравственно-правового образования детей в дошкольном учреждении
В начале третьего тысячелетия в Российской Федерации уделяется огромное внимание к процессу укрепления и развитию инновационной системы нравственно-правового образования юных граждан.
С 2001 года и до настоящего времени реализуются различные государственные программы нравственно-правового толка, последней из которых является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Данный нормативно-правовой документ закладывает фундаментальные основы государственного взаимодействия с формирующимся в нашей стране гражданским обществом в целях социального благополучия всех слоёв населения.
Особенно важно понимать, что именно правильное нравственно-правовое образование, закладываемое педагогами дошкольных организаций в начальный период взросления индивида, будет способствовать решению ряда дальнейших социальных проблем.
Современные исследователи развития образования Н. А. Асташова [1], В. П. Вершинин [2], И. В. Вологдина [3, 4], Е. М. Корж [5, 6], Т. Н. Мельников [7, 8], Р. И. Платонова [9, 10] и др. полагают, что формирование человека как личности начинается в дошкольном возрасте, в котором также закладываются нравственные и правовые основы.
В процессе становления личностной культуры происходит приобщение ребёнка к духовно-нравственным основам, обретение им ценностных ориентиров. Развитие нравственности и правовой культуры, которые является базовыми единицами патриотизма, не может быть обусловлено естественным взрослением человека. Их формирование и совершенствование должно базироваться на профессиональном педагогическом взаимодействии педагогов, детей и их родителей.
Проблема нравственно-правового и патриотического образования нового поколения нашла отражение в исследованиях В. А. Сухомлинского, Р. И. Жуковской, А. П. Усовой, К. Д. Ушин-ского, И. Ф. Харламова и др.
Будучи необходимой составной частью современного образовательного процесса дошкольной организации, нравственно-правовое образование взаимосвязано с нравственным, гражданским, трудовым воспитанием, обладая при этом относительной самостоятельностью.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) актуализирует проблему нравственно-правового образования детей дошкольного возраста и ориентирует современных акторов образовательно-воспитательной деятельности
на необходимости развития личности ребёнка-дошкольника, в том числе и в вопросах гуманного и правового взаимодействия с субъектами социальной действительности.
Очевидность актуальности проблемы формирования нравственно-правового образования у детей дошкольного возраста связана с изменением приоритетных научно-методических подходов к рассматриваемой нами проблематике; а также с более комплексным развитием эмоциональной и интеллектуально-креативной сфер личности ребёнка-дошкольника.
В настоящее время в современной психолого-педагогической литературе раскрыты краткие особенности нравственного воспитания дошкольников. Однако нигде не исследуется феномен нравственно-правового образования, который более системно и в полной мере отражал бы полисферность содержания чувства гражданственности и патриотизма.
Так, Т. Н. Доронова затрагивает идею формирования патриотических чувств, а не патриотизма.
В исследованиях Р. И. Дудкиной, О. П. Новоселовой отражены психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания дошкольников. Формирование патриотических чувств сквозь призму любви к родному краю рассматривает А. С. Артамонова. О. В. Коваленко делает акцент на знакомство с малой родиной, а Т. И. Бабаева, О. Л. Князева, Т. С. Комарова, В. И. Логинова, Т. А. Ротанова, Л. Е. Никонова, Н. А. Ноткина и другие - на приобщение детей к культурному наследию народа.
Существующие на сегодняшний день программы патриотического воспитания предоставляют возможность целенаправленной работы по формированию нравственно-патриотических убеждений, когда ребёнок осознаёт собственную принадлежность к своей стране и испытывает чувство гордости за её достижения. Однако проблема нравственно-правового образования детей дошкольного возраста остаётся пока малоизученной.
В целом в настоящее время в области воспитания патриотических чувств у дошкольников появляются новые тенденции и проблемы, которые свидетельствуют о необходимости применения новых технологий и методик воспитания. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте начать формирование у детей таких навыков, как самостоятельность, активность, инициативность в поиске ответов на вопросы, учить их сбору информации, поощрять экспериментирование и развивать умение применять полученный опыт в реальной жизни.
ФГОС ДО диктует требования к построению образовательной деятельности на основе принципов личностно-ориентированного и деятельностного подходов, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Необходимость воспитания подрастающего поколения в духе нравственно-правовых основ, патриотизма связана с формированием у них чувства преданности к Родине, с готовностью защищать её интересы, с выполнением долга перед своей страной в целом, ответственностью за её судьбу, а также за судьбу своих близких в частности.
Педагогическую работу по формированию нравственно-правовых основ необходимо начинать в дошкольной организации с раннего возраста, суть которой должна заключаться в целенаправленной и систематической деятельности с целью становления патриотического сознания, духовно-нравственных начал, чувства любви к Родине и др.
Комплексная и всесторонняя работа по нравственно-правовому образованию детей дошкольного возраста юридически закреплена в ряде нормативных правовых документов.
В первую очередь, это Стратегическая общегосударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 года.
Также некоторые указы Президента Российской Федерации затрагивают направления нравственно-патриотического воспитания детей, например, Указ Президента России от 20.10. 2012 г. № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
Основным документом, в котором продекларирована необходимость активизировать процесс воспитания нравственно-правовых чувств детей дошкольного возраста, является ФГОС ДО.
Нравственно-правовое образование в контексте реализации ФГОС ДО подразумевает создание таких специальных организационно-педагогических и организационно-управленческих условий, в рамках которых будет возможна позитивная социализация ребёнка, а также морально-нравственное и познавательное развитие юного гражданина. Этому будут способствовать такие виды деятельности, которые соответствовали бы его возрастным особенностям, вызывали бы у ребёнка-дошкольника чувство радости и удовлетворенности, имели бы непосредственное влияние на гармоничное развитие умственных и физических способностей. Из этого следует, что базовым направлением ФГОС ДО являются личностно-ориентирован-ные образовательные технологии, при этом должен учитываться принцип согласованности нравственно-правового, патриотического воспитания и всех образовательных сфер в период обучения и воспитания в дошкольной организации.
Так, в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» происходит формирование вовлечённости в жизнь страны, понимания необходимости заботиться о малой родине, бережно относиться к природе, быть отзывчивым к родным и близким, друзьям, а также закладываются практические навыки правовой культуры.
Цель образовательной области «Познание» заключается в расширении кругозора, получении знаний об истории Отечества, куда непосредственно входит художественная, этническая и политическая культура. Помимо этого, в процессе познавательного развития у ребёнка формируется толерантное отношение ко всем национальностям и т. д. Так, нравственно-правовое самосознание будущего гражданина подкрепляется глубинными знаниями, которые способствуют приобретению им активной гражданской позиции и активного, ответственного поведения в обществе.
В процессе речевого развития детям открывается увлекательный мир родной речи, художественная литература знакомит их с легендарными героями и исконными традициями, богатством родной природы. Дети узнают уникальные факты из жизни страны, что полностью способствует развитию нравственно-правовых основ в системе дошкольного детства.
Принимая во внимание положения ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проанализируем самые распространённые программы дошкольного образования, их цели и задачи в части нравственно-правового образования детей дошкольного возраста.
В Примерной общеобразовательной инновационной программе «От рождения до школы» под редакцией профессора Н. Е. Веракса, академика Т. С. Комарова и Э. М. Дорофеевой воспитанию в детях нравственно-правовых чувств уделяется большое внимание.
На взгляд авторов программы «... решение основных задач по данному направлению реализуется в процессе расширения знаний об окружающем мире: воспитываются патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине; закрепляются представления о многонациональности нашей страны; с первых лет жизни у детей воспитываются гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации)» [11].
В программе «Детство» нравственно-правое образование рассматривается сквозь призму патриотического воспитания. Это связано с тем, что детям дошкольного возраста присуща особенная отзывчивость к окружающему их миру, активное проявление интереса и любознательности, искреннее сопереживание и понимание чувства других.
В качестве основных задач Программы выступают следующие:
• развитие представлений о родном городе и стране, гражданско-патриотических чувств;
• развитие этнической идентичности ребенка;
• формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира;
• знакомство детей с былинными и современными защитниками Родины, их качествами, внешним обликом [12].
Рассмотрим также цели и задачи программы «Истоки», которые сводятся к:
• необходимости создания условий для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим);
• воспитанию чувства патриотизма, осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну);
• формированию чувства патриотизма и любви к природе родного края [13].
В современной дошкольной педагогической теории и образовательной практике существует достаточное количество парциальных программ нравственно-правовой направленности.
Например, парциальная программа «Дружные ребята» Р. С. Буре, в замысле которой зиждется феномен «воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Отсюда и вытекает цель программы, состоящая в развитии эмоционально-нравственной сферы ребёнка средствами совместной продуктивной деятельности» [14].
Программа построена на возрастном принципе. В ней содержится целостная система формирования гуманных чувств у дошкольников. Последовательное представление задач, содержания и методики связано с их поэтапным усложнением, начиная со второй младшей группы, когда у детей постепенно происходит развитие практического опыта общения между собой. При всем этом обязателен индивидуальный подход к каждому ребенку.
Заключение
Итак, анализ феномена нравственно-правового образования детей дошкольного возраста позволяет говорить о том, что совместная деятельность детей является основным видом деятельности в процессе формирования доброжелательного отношения к сверстникам, в то время как начинает развиваться общественная устремленность к деятельности. Благодаря методическим приёмам, изложенным в программах, каждый ребёнок получает возможность реализации своих желаний и интересов, а также у детей формируются дружеские отношения и социально-общественные качества, основанные на уважении.
Мы выяснили, что существует множество программ по нравственно-патриотическому воспитанию, разрабатываемых педагогами дошкольных образовательных организаций, благодаря которым происходит реализация регионального компонента ФГОС ДО. Так, дети знакомятся с историей, культурой, традициями и обычаями, природой и другими отличительными характеристиками своего родного края, то есть получают более глубокие знания о родном крае, городе, Родине в целом.
Таким образом, проанализировав как основные общеобразовательные, так и парциальные программы дошкольного образования нравственно-правовой направленности, можно сделать вывод о том, что в каждой из программ представлен достаточно обширный и богатый материал по развитию эмоционально-личностных и нравственно-правовых качеств личности ребёнка-дошкольника. Однако, на наш взгляд, необходимо включать в образовательно-воспитательную практику проектную деятельность, являющуюся сложным видом педагогической деятельности, реализация которой в современных цифровых условиях необходима.
Литература
1. Асташова Н.А., Вологдина И.В., Бондырева С.К. Диалог о семейном воспитании в гуманистической педагогике: от теории к практике // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2019. № 4. - С. 127-138.
2. Вершинин В.П., Пристром И.Н., Столярова Е.Л. Основные аспекты инновационной развивающей модели обучения «Ступени» // Современные проблемы науки и образования. - 2015. № 1-1. - С. 1095.
3. Вологдина И.В. Педагогические возможности ИКТ в правовом образовании детей дошкольного возраста // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2019. № 4. - С. 13-24.
4. Вологдина И.В. Становление нравственного воспитания в теории дошкольной педагогики // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. - Москва, 2020. - С. 187-195.
5. Корж Е.М., Новикова С.А. Взаимосвязь коммуникативных способностей и самооценки старших дошкольников // Актуальные проблемы социализации и профессионализации личности в современных условиях: матер. межвузов. науч.-практ. конф. - Москва, 2018. - С. 22-24.
6. Чужинова О.А., Корж Е.М. Взаимосвязь сформированности игровых навыков и социальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста // Актуальные направления социально-психологических исследований личности в онтогенезе: сб. матер. межвузов. науч.-практ. конф. - Москва, 2019. -С. 144-147.
7. Мельников Т.Н., Москвина А.С., Третьяков А.Л. Музейная педагогика как инновационная технология организации экологического образования детей дошкольного возраста // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2019. № 3. - С. 23-29.
8. Demidov A.A., Melnikov T.N., Moskvina A.S., Tretyakov A.L. The organization of ecological education of per-school children by means of media literacy education: theory, national policy, scientometrics and vectors of development // Медиаобразование. - 2019. Т. 59. № 4. - С. 470-481.
9. Платонова Р.И. Моделирование в научно-педагогических исследованиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. Т. 6. № 3. - С. 190-194.
10. Платонова Р.И., Колодезникова М.Г., Парфенова М.И. Взаимодействие как научно-педагогическая категория // Наука и образование. - 2013. № 4. - С. 95-100.
11. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 336 с.
12. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Детство-пресс, 2019. - 352 с.
13. Истоки: комплексная образовательная программа дошкольного образования / научн. рук. Л.А. Парамонова. - М.: Сфера, 2018. - 192 с.
14. Дружные ребята: парциальная программа дошкольного образования / под ред. Р.С. Бурье. - М.: Просвещение, 2016. - 141 с.
References
1. Astashova N.A., Vologdina I.V., Bondyreva S.K. Dialog o semejnom vospitanii v gumanisticheskoj pedagogike: ot teorii k praktike // Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. - 2019. № 4. - S. 127138.
2. Vershinin V.P., Pristrom I.N., Stolyarova E.L. Osnovnye aspekty innovacionnoj razvivayushchej modeli obucheniya «Stupeni» // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. № 1-1. - S. 1095.
3. Vologdina I.V. Pedagogicheskie vozmozhnosti IKT v pravovom obrazovanii detej doshkol'nogo vozrasta // Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. - 2019. № 4. - S. 13-24.
4. Vologdina I.V. Stanovlenie nravstvennogo vospitaniya v teorii doshkol'noj pedagogiki // Innovacionnaya deyatel'nost' v doshkol'nom obrazovanii: mater. XIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Moskva, 2020. -S. 187-195.
5. Korzh E.M., Novikova S.A. Vzaimosvyaz' kommunikativnyh sposobnostej i samoocenki starshih doshkol'nikov // Aktual'nye problemy socializacii i professionalizacii lichnosti v sovremennyh usloviyah: mater. mezhvuzov. nauch.-prakt. konf. - Moskva, 2018. - S. 22-24.
6. CHuzhinova O.A., Korzh E.M. Vzaimosvyaz' sformirovannosti igrovyh navykov i social'noj gotovnosti k shkole detej starshego doshkol'nogo vozrasta // Aktual'nye napravleniya social'no-psihologicheskih issledovanij lichnosti v ontogeneze: sb. mater. mezhvuzov. nauch.-prakt. konf. - Moskva, 2019. - S. 144-147.
7. Mel'nikov T.N., MoskvinaA.S., Tret'yakov A.L. Muzejnaya pedagogika kak innovacionnaya tekhnologiya organizacii ekologicheskogo obrazovaniya detej doshkol'nogo vozrasta // Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. - 2019. № 3. - S. 23-29.
8. Demidov A.A., Melnikov T.N., Moskvina A.S., Tretyakov A.L. The organization of ecological education of per-school children by means of media literacy education: theory, national policy, scientometrics and vectors of development // Mediaobrazovanie. - 2019. T. 59. № 4. - S. 470-481.
9. Platonova R.I. Modelirovanie v nauchno-pedagogicheskih issledovaniyah // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. - 2017. T. 6. № 3. - S. 190-194.
10. Platonova R.I., Kolodeznikova M.G., Parfenova M.I. Vzaimodejstvie kak nauchno-pedagogicheskaya kategoriya // Nauka i obrazovanie. - 2013. № 4. - S. 95-100.
11. Osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Ot rozhdeniya do shkoly» / pod red. N.E. Veraksy, T.S. Komarovoj, E.M. Dorofeevoj. - M.: Mozaika-Sintez, 2019. - 336 s.
12. Kompleksnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Detstvo» / pod red. T.I. Babaevoj, A.G. Gogoberidze, O.V. Solncevoj. - SPb.: Detstvo-press, 2019. - 352 s.
13. Istoki: kompleksnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya / nauchn. ruk. L.A. Paramonova. - M.: Sfera, 2018. - 192 s.
14. Druzhnye rebyata: parcial'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya / pod red. R.S. Bur'e. - M.: Prosveshchenie, 2016. - 141 s.
ÀtrÀtrÀtr