Научная статья на тему 'Содержательные и технологические аспекты проектной деятельности в начальной школе'

Содержательные и технологические аспекты проектной деятельности в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательные и технологические аспекты проектной деятельности в начальной школе»

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

ISSN 2410-6070

№ 4/2015

Для осмысления информации текста большое значение имеет также построение текста, т.е. его композиция. Последовательное и логичное изложение информации способствует её успешному приему. Ясная и четкая структура сообщения играет положительную роль. Сложная композиция (разноплановость сюжетной линии, возвращение назад или забегание вперед и т.п.) существенно ухудшает понимание.

Таким образом, целесообразно в начале обучения использовать тексты с простой и ясной композицией, постепенно усложняя её на более продвинутом этапе. Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. - Прага, 1981.

2. Бердичевский А.Л. Современные альтернативные технологии в обучении иностранному языку // Хабарши-Известия. Серия филологические науки. - КазУМОиМЯ имени Абылай хана, 2013,№ 1-2, -Алматы, 2013. - С. 41-44.

© Н А. Алматова 2015

УДК 373.3

С.П.Ахтырский

К.п.н., доцент Академия психологии и педагогики Южный федеральный университет г.Ростов-на-Дону, Российская Федерация

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье раскрывается сущность современного образования в начальной школе, исторический аспект проектной деятельности. Уделено внимание требованиям, предъявляемым к проектам, рассмотрены классификации проектов, формы продукта проектной деятельности, содержание проектной папки, система оценки проекта. Показана роль проектов в современном образовательном процессе начальной школы.

Ключевые слова

метод проектов, ключевая компетенция, универсальные учебные действия, проблемно-поисковый метод, исследовательские умения, продукт проектной деятельности, паспорт проекта, проектная папка.

Akhtyrsky S.P.

Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University

CONTENT AND TECHNOLOGICAL ASPECTS OF PROJECT ACTIVITIES IN PRIMARY SCHOOL

Abstract

The article reveals the essence of modern education in elementary school, the historical aspect of the project activity. Attention is paid to the requirements of the project, consider the classification of projects, forms, product design activity, the contents of the project folder, the system of evaluation of the project. The role of projects in the modern educational process of primary school.

Keywords

project method, core competence, universal learning activities, problem-search method, research skills, product design activity, passport project, project folder.

Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, основой которого является познавательное и

77

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

личностное развитие ребёнка. Целью образования в настоящее время является "общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться" [1,с.3]. Впервые в истории российского образования "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию"[1,с.4] рассматривается как важнейшая задача образования на государственном уровне. В связи с этим, актуальной проблемой становится развитие у учащихся универсальных учебных действий. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали, в первую очередь, новых методов обучения в становлении УУД. Ведущее место среди них принадлежит методу проектов. В основе проектной деятельности лежит проблемно-поисковый метод. Существуют две основные разновидности мыслительного процесса - индукция и дедукция. "Между тем как индукция переходит от отдельных подробностей (или частного) к связному взгляду на положение (общему), дедукция начинает с последнего и идёт обратно к частному, соединяя и связывая его. Индуктивный процесс ведёт к открытию связующего принципа, дедуктивный - к его проверке - подтверждению, отвержению, изменению на основании своей способности превращать различные подробности в целостный опыт" [2, с.80].

В младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру (В.В.Зеньковский, Н.С.Лейтес, А.Н.Поддьяков). Развитие исследовательского отношения к миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые становятся пусковым механизмом для осуществления детьми больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания - исследовательские умения [5,с.6].

Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог, педагог. Правда, ни в одной из таких работ он не употребляет слово "проект" применительно к педагогическому методу. Однако, каждая страница, написанная Дьюи, излучает пафос связи с жизнью, с личным опытом ребёнка и коллективным опытом человеческого общества.

Сначала 20 века метод проектов становится популярным в американской школе. В 1910-е гг. профессор Коллингс, предложил первую в мире классификацию проектов [3,с.15]: 1)"проекты игр" (различные игры, народные танцы", драматизация, различного рода развлечения т.д.);

2) "экскурсионные проекты", цель которых - изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; 3)"повествовательные проекты", цель которых - разработка и получение удовлетворения от рассказа в различной форме: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картине), музыкальной (игра на рояле) и т.д.; 4)"конструктивные проекты". В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса по методу проектов, за один первый год работы было задумано, подготовлено и проведено 54 проекта игр, 92 конструктивных проекта, 396 повествовательных проектов.

На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику российской школы. Эта история, полная драматизма. Сначала - "перспективный" а вскоре и "универсальный метод". Через пять лет -"легкомысленное прожектерство". Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике. Главные причины такого явления кроются в отсутствии подготовленных квалифицированных кадров, слабая разработанность методики проектной деятельности, сочетание метода проектов с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ". В настоящее время метод проектов - один из доминирующих в образовательном процессе в школе.

Требования, предъявляемые к учебным проектам: 1) наличие социально значимой задачи -исследовательской, информационной, практической; 2) технология проектирования проекта; 3) поиск информации, которая впоследствии требует обработки, осмысления и представления участниками проекта; 4) наличие продукта проекта - средство, которое разработали представители проектной группы; 5) презентация продукта проекта. Таким образом, структура проекта может быть представлена следующим образом: проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация -портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и др.).

Существует различные подходы к классификации проектов. Рассмотрим некоторые из них. Так, И.С.Сергеев [4,с.13-15] выделяет следующие группы проектов:

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

1) Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:

а) Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, посёлка. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

б) Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обоснование задач исследования, выдвижение гипотезы, обсуждение полученных результатов. При этом могут использовать методы современной науки: опыты, эксперименты, моделирование, практические работы, тестирование, социологический опрос и др.

в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта может быть создание информационной среды класса и школы.

г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

д) Ролевой проект - один из самых сложных с точки зрения моделирования и его реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Например, будет ли заключён договор или разрешён конфликт?

2) Классификация проектов по комплексности и характеру контактов между участниками.

По комплексности ( иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Такие проекты могут быть, например, естественнонаучными, экологическими, литературно-творческими, культуроведческими, историческими, музыкальными и др.

б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов (например, учителей начальных классов, иностранного языка, изо, музыки, физвоспитания).

По характеру контактов между участниками проекты делятся на следующие виды:

а) внутриклассные; б) внутришкольные; в) региональными (разного масштаба); г) межрегиональные; д) международные.

3) Классификация проектов по продолжительности:

а) Мини-проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, а основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовка презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Возможно сочетание различных форм и методов работы (практикумы, опыты, эксперименты, экскурсии, экспедиции, фото- и видеосъёмки и др.). Всё это делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Традиционно данная работа проводится в рамках ученических научных сообществ. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы исследования до презентации выполняются во внеурочное время.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От её решения в большой степени зависит , насколько выполнение проекта будет увлекательным, а защита проекта - презентабельной и убедительной, предложенные решения - полезными для решения социально значимой проблемы. Наиболее важными и распространёнными формами проектной деятельности в начальной школы могут быть: выставка, газета, видеофильм, журнал, игра, картосхемы, карта, коллекции, чертежи, костюмы, макеты, модели, рекомендации, музыкальное произведение, сценарий

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

праздника, прогноз, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, система школьного самоуправления, статья, пресс-конференция, отчёты экспедиции, путешествия, экскурсии и др.

В школьной практике у учителей должна быть разработана система проектной деятельности. Для этого педагогу необходимо разрабатывать и хранить в кабинете (школьной медиатеке) паспорт проектной работы. Структура паспорта проектной деятельности может быть представлена следующим образом: 1) название проекта; 2) руководитель проекта; 3) консультант(ы) проекта; 4) учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту; 5) учебные дисциплины, близкие к теме проекта; 6) возраст учащихся, на который рассчитан проект; 7) состав проектной группы (Ф.И.учащихся, класс); 8) тип проекта; 9) заказчик проекта; 10) цель проекта; 11) задачи проекта; 12) задания проекта (3-4 проблемных вопроса по теме проекта); 13) необходимое оборудование; 14) аннотация (актуальность, значимость на уровне класса, школы, района, личностное участие, воспитательный аспект, кратко - содержание); 15) предполагаемые продукты проекта; 16) методические этапы над проектом 17) предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Проектная папка (портфолио проекта) - один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Ведущая задача папки на защите - показать ход работы проектной группы.

Грамотно составленная проектная папка позволяет чётко организовать работу каждого участника проектной группы, стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении всей работы над проектом, объективно оценить ход работы, оценивать личные достижения каждого участника проекта на протяжении его выполнения.

В состав проектной папки должны входить: паспорт проекта, планы выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточные отчёты группы, вся собранная информация по теме проекта, результаты исследований и анализа, записи всех идей, гипотез и решений, отчёты группы о проведённых дискуссиях, "мозговых штурмов" т.д., краткое описание всех проблем и способы их преодоления, эскизы, схемы, наброски проекта, материалы к презентации (сценарий).

Система оценки проекта - одна из актуальных проблем образовательного процесса. Критериями оценок проектной деятельности могут быть следующие: актуальность и значимость темы; глубина раскрытия заданий проекта; самостоятельность работы над проектом; креативность решения проблем; качество выполнения продукта, убедительность презентации; ответы на вопросы.

Проектная деятельность требует от учителя создание условий для развития познавательных интересов детей, и на этой основе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Учитель, как организатор проекта, должен обладать большим научным потенциалом, комплексом творческих способностей, обладать высоким уровнем общей культуры. В определённом смысле учитель становится педагогом широкого профиля: энтузиастом, специалистом, консультантом, руководителем, координатором, экспертом.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются различные виды регулятивных, интеллектуально-исследовательских, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способствующих развитию личности младшего школьника, что весьма актуально в современном образовательном процессе.

Список использованной литературы:

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к жизни. - М.:Просвещение,2008 - с.3-4.

2.Дж.Дьюи. Психология и педагогика мышления. - М.: 1997 - с.80.

3.Коллингс. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М.: 1936 -с.15.

4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся - М.:АРКТИ - 2012 - с.13-15.

5.Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников - М.: Просвещение - 2011.

© Ахтырский С П., 2015г.

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

УДК 336

Т. Д. Бимаханов

Аспирант

Институт психологии и образования Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Российская Федерация

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИЙ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация

Целью данной статьи является обоснование того, что традиции народной педагогики обладают большим воспитательным потенциалом, реализация которого позволяет формировать у человека, особенно у подрастающего поколения, социально-гуманитарные ценности. В статье рассматриваются сущность, признаки и функции народных традиций и обычаев; на примере героических действий представителей казахов-батыров, на основе использования устного народного творчества раскрывается специфика проявления воспитательного потенциала, в частности патриотического содержания, традиций казахской народной педагогики.

Ключевые слова

сущность, признаки, функции народных традиций, обычай, воспитательный потенциал, патриотизм,

преемственность

Возрождение национального самосознания народа в единстве с его нравственным опытом поведения и духовной культурой приобретают в настоящее время особую актуальность. В этой связи наблюдается возросший интерес ученых-гуманитариев к изучению народных традиций и обычаев. Это объясняется и тем, что, не раскрыв выполняемых ими воспитательных функций, нельзя правильно понять процессы социализации человека. Уяснение природы традиций и обычаев, их места и роли в общественной жизни и в воспитательном процессе подрастающего поколения имеет существенное значение не только для изучения исторических процессов, но и для организации человеческих отношений и обустройства их поведения. Как следует из Казахской советской энциклопедии, «традиция - это духовная основа общественных организаций, поведения и деятельности народа».

Воспитание во многих общеобразовательных, профессиональных, высших и внешкольных учреждениях до недавнего времени велось шаблонно, без учета национальных, этнопсихологических характеристик, особенностей культуры быта и народных традиций. Педагогическая наука и школьная практика так и не смогли в силу объективных и субъективных причин до конца реализовать и концепцию патриотического воспитания учащейся молодёжи, в чём особенно нуждается современная Республика Казахстан.

Давно известно: диалектическое единство национального и общечеловеческого предполагает учет национальных и индивидуальных особенностей подрастающего поколения, знание национальных традиций и специфики их воспитательного воздействия на личность. Многое зависит от объективных социально-экономических и политических преобразований, которые создают предпосылки для подъема уровня духовной культуры казахского народа.

Между тем, огромным патриотическим воспитательным потенциалом обладает народная педагогика казахов. У любого народа нет будущего, если у него не хватает мудрости передавать эти традиции и культуру будущим поколениям. Патриотические традиции казахов, как и любых других народов, — величайшая общечеловеческая ценность. Но чтобы понять национальный дух, народную душу, надо вникнуть в систему народного воспитания.

Как следует из общефилософской мысли, развитие представляет собой направленное движение от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. А процесс сохранения и переноса из прошлого в настоящее и будущее необходимых элементов, обеспечивающих историческую связь развития, означает преемственность. В древние и средние века преемственность духовной культуры достигалась путем неукоснительного соблюдения новыми покалениями обычаев и традиций своего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.