Научная статья на тему 'К вопросу о подборе текстов для аудирования в преподавании русского как неродного'

К вопросу о подборе текстов для аудирования в преподавании русского как неродного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алматова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подборе текстов для аудирования в преподавании русского как неродного»

1. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.

2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.

4. Корниенко Е. Д., Козырева О. А., Похоруков О. Ю. Продуктивная самореализация педагога по физической культуре в структуре реализации идей гуманизма // Наука XXI века: проблемы и перспективы: матер. II Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 30-31 мая 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С.46-48.

5. Козырева О.А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978-5-7148-0346-8.

6. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: моногр. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с. ISBN 978-5-85117-411-7.

7. Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 115 с. [+приложение на CD]. ISBN 978-5-85117-357-8.

8. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [+приложение на CD]. ISBN 978-5-85117-359-2.

© Ю. К. Аксененко, О. А.Козырева 2015

УДК 81:371

Н.А.Алматова

Старший преподаватель Алматинский технологический университет, Алматы, Казахстан

К ВОПРОСУ О ПОДБОРЕ ТЕКСТОВ ДЛЯ АУДИРОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО

КАК НЕРОДНОГО

Аннотация

В данной статье автор рассматривает особенности подбора текстов для аудирования в преподавании русского как неродного, основываясь на их последовательной и логичной структуре, информативности, занимательности и доступности.

Ключевые слова

Преподавание русского языка как неродного; тексты для аудирования; содержательная сторона текста; композиция; информативность; избыточность.

Преподавание русского языка в неязыковом вузе требует от преподавателя постоянного поиска наиболее эффективных и рациональных путей передачи знаний студентам. Практическое владение русским языком предполагает наличие таких умений и навыков во всех видах речевой деятельности, которые по окончании курса дадут возможность участвовать во всех сферах общения, читать и понимать оригинальную литературу по специальности.

Речевое общение осуществляется, как известно, посредством таких видов речевой деятельности, как аудирование, говорение, чтение и письмо, между которыми существует тесная взаимосвязь. Речевая деятельность делится на продуктивную и рецептивную. Продуктивной является деятельность, направленная на порождение и сообщение информации. Это - говорение и письменная речь. Рецептивная деятельность ориентирована на восприятие информации. Это аудирование и чтение. В отличие от «слушания», т.е. от акустического восприятия, аудирование представляет собой процесс восприятия и понимания звучащей

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

иноязычной речи, при котором используются специальные тексты для проверки умения понимать на слух. Обучение аудированию желательно начинать с подготовительных упражнений, а затем переходить к речевым. Подготовительные упражнения нужны до тех пор, пока студенты не овладеют определенным автоматизмом восприятия устной речи. При этом должны использоваться звучащие учебные материалы и устные формы работы - чтение и произнесение вслух слов, предложений, текстов и т.д.

Как уже было сказано выше, целью рецептивных видов речевой деятельности является получение информации, которая заключена в смысловом содержании текста. Один из методов рецептивного усвоения неродного языка основывается на психологическом постулате о том, что каждый человек с рождения обладает способностью к пониманию и производству как родной, так и иноязычной речи. Первым этапом развития этой способности является аудиовосприятие и понимание речи других людей [2,с.41]. Слушающий воспринимает речевое сообщение ради его содержания. Поэтому активность психической деятельности рецепиента зависит от его отношения к содержанию текста. Восприятие заключается в особой роли значимости информации [1]. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Только желание понять смысл заставит слушателя, мобилизовав внимание, память и всю психическую деятельность, преодолевать трудности при восприятии неродного языка. Следовательно, эффективность обучения аудированию зависит, в первую очередь, от заинтересованности обучающегося в понимании содержания речи. Однако в практике преподавания часто приходится сталкиваться с тем, что обучение аудированию проводится на текстах неинтересных, неинформативных, бессодержательных. Использование подобных текстов объясняется стремлением облегчить задачу студентов; поскольку иноязычная форма трудна, следует все усилия сконцентрировать на ней, сделав содержание сообщения максимально простым и доступным. Опыт работы показывает ошибочность этой практики. Студенты лучше понимают и запоминают трудные, но содержательные тексты, чем легкие, но примитивные. Таким образом, основным требованием к содержанию текстов для аудирования следует считать их познавательную ценность, информативность, содержательность или занимательность. Градация трудностей в отношении их смыслового содержания может выражаться в переходе от занимательных (интересных) текстов к содержательным (информативным). К занимательным можно отнести тексты, имеющие интересную фабулу. Эти тексты могут быть достаточно просты и доступны студентам. На более продвинутом этапе следует, наряду с занимательными текстами, использовать содержательные тексты, т.е. тексты, содержащие новую и полезную для студентов информацию. К ним относятся тексты научно-популярные, страноведческие, публицистические, культуроведческие и т.п.

Содержательность текстов не должна противопоставляться их посильности. Посильность текста - один из основных принципов отбора. Посильность обеспечивается сочетанием информативности и избыточности. Наряду с новыми сведениями тексты должны содержать и сведения, уже известные студентам. Наличие таких сведений создает благоприятные условия для функционирования механизма вероятностного прогнозирования, повышает его достоверность и тем самым облегчает понимание текста, его смысла. Насыщение текстов информацией и сокращение смысловой избыточности должно происходить постепенно, от текстов менее информативных, либо содержащих более легкую информацию, к текстам, более насыщенным информацией, либо более трудным по языковой форме или по содержанию.

Воспринимая текст на слух, студенты хуже понимают и запоминают информацию, чем при чтении. Однако главную мысль и подтекст они понимают при аудировании так же, как и при чтении. Этот факт позволяет говорить о целесообразности использования при аудировании текстов, имеющих достаточно сложную главную мысль и глубокий подтекст. Однако следует учитывать, что легче всего главная мысль понимается тогда, когда она сформулирована в одной фразе в начале текста, и труднее всего - когда выражена несколькими фразами, разбросанными по всему сообщению.

Рассматривая вопросы смыслового содержания текстов для аудирования, нельзя не упомянуть о роли названия текста и его композиционном строе. Удачное название, отражающее главную мысль или тему, создает верную направленность мысли, повышает достоверность вероятностного прогнозирования, возбуждает интерес, привлекает внимание. Напротив, неудачное название создает неверную направленность мысли, отвлекает внимание, затрудняет понимание. Следовательно, преподаватель должен подбирать тексты для аудирования с учетом содержательной (информативной) ценности и названия.

Для осмысления информации текста большое значение имеет также построение текста, т.е. его композиция. Последовательное и логичное изложение информации способствует её успешному приему. Ясная и четкая структура сообщения играет положительную роль. Сложная композиция (разноплановость сюжетной линии, возвращение назад или забегание вперед и т.п.) существенно ухудшает понимание.

Таким образом, целесообразно в начале обучения использовать тексты с простой и ясной композицией, постепенно усложняя её на более продвинутом этапе. Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. - Прага, 1981.

2. Бердичевский А.Л. Современные альтернативные технологии в обучении иностранному языку // Хабарши-Известия. Серия филологические науки. - КазУМОиМЯ имени Абылай хана, 2013,№ 1-2, -Алматы, 2013. - С. 41-44.

© Н А. Алматова 2015

УДК 373.3

С.П.Ахтырский

К.п.н., доцент Академия психологии и педагогики Южный федеральный университет г.Ростов-на-Дону, Российская Федерация

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье раскрывается сущность современного образования в начальной школе, исторический аспект проектной деятельности. Уделено внимание требованиям, предъявляемым к проектам, рассмотрены классификации проектов, формы продукта проектной деятельности, содержание проектной папки, система оценки проекта. Показана роль проектов в современном образовательном процессе начальной школы.

Ключевые слова

метод проектов, ключевая компетенция, универсальные учебные действия, проблемно-поисковый метод, исследовательские умения, продукт проектной деятельности, паспорт проекта, проектная папка.

Akhtyrsky S.P.

Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University

CONTENT AND TECHNOLOGICAL ASPECTS OF PROJECT ACTIVITIES IN PRIMARY SCHOOL

Abstract

The article reveals the essence of modern education in elementary school, the historical aspect of the project activity. Attention is paid to the requirements of the project, consider the classification of projects, forms, product design activity, the contents of the project folder, the system of evaluation of the project. The role of projects in the modern educational process of primary school.

Keywords

project method, core competence, universal learning activities, problem-search method, research skills, product design activity, passport project, project folder.

Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, основой которого является познавательное и

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.