Научная статья на тему 'Сущность и специфика проявления воспитательного потенциала традиций казахской народной педагогики'

Сущность и специфика проявления воспитательного потенциала традиций казахской народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
553
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика проявления воспитательного потенциала традиций казахской народной педагогики»

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

УДК 336

Т. Д. Бимаханов

Аспирант

Институт психологии и образования Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Российская Федерация

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИЙ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация

Целью данной статьи является обоснование того, что традиции народной педагогики обладают большим воспитательным потенциалом, реализация которого позволяет формировать у человека, особенно у подрастающего поколения, социально-гуманитарные ценности. В статье рассматриваются сущность, признаки и функции народных традиций и обычаев; на примере героических действий представителей казахов-батыров, на основе использования устного народного творчества раскрывается специфика проявления воспитательного потенциала, в частности патриотического содержания, традиций казахской народной педагогики.

Ключевые слова

сущность, признаки, функции народных традиций, обычай, воспитательный потенциал, патриотизм,

преемственность

Возрождение национального самосознания народа в единстве с его нравственным опытом поведения и духовной культурой приобретают в настоящее время особую актуальность. В этой связи наблюдается возросший интерес ученых-гуманитариев к изучению народных традиций и обычаев. Это объясняется и тем, что, не раскрыв выполняемых ими воспитательных функций, нельзя правильно понять процессы социализации человека. Уяснение природы традиций и обычаев, их места и роли в общественной жизни и в воспитательном процессе подрастающего поколения имеет существенное значение не только для изучения исторических процессов, но и для организации человеческих отношений и обустройства их поведения. Как следует из Казахской советской энциклопедии, «традиция - это духовная основа общественных организаций, поведения и деятельности народа».

Воспитание во многих общеобразовательных, профессиональных, высших и внешкольных учреждениях до недавнего времени велось шаблонно, без учета национальных, этнопсихологических характеристик, особенностей культуры быта и народных традиций. Педагогическая наука и школьная практика так и не смогли в силу объективных и субъективных причин до конца реализовать и концепцию патриотического воспитания учащейся молодёжи, в чём особенно нуждается современная Республика Казахстан.

Давно известно: диалектическое единство национального и общечеловеческого предполагает учет национальных и индивидуальных особенностей подрастающего поколения, знание национальных традиций и специфики их воспитательного воздействия на личность. Многое зависит от объективных социально-экономических и политических преобразований, которые создают предпосылки для подъема уровня духовной культуры казахского народа.

Между тем, огромным патриотическим воспитательным потенциалом обладает народная педагогика казахов. У любого народа нет будущего, если у него не хватает мудрости передавать эти традиции и культуру будущим поколениям. Патриотические традиции казахов, как и любых других народов, — величайшая общечеловеческая ценность. Но чтобы понять национальный дух, народную душу, надо вникнуть в систему народного воспитания.

Как следует из общефилософской мысли, развитие представляет собой направленное движение от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. А процесс сохранения и переноса из прошлого в настоящее и будущее необходимых элементов, обеспечивающих историческую связь развития, означает преемственность. В древние и средние века преемственность духовной культуры достигалась путем неукоснительного соблюдения новыми покалениями обычаев и традиций своего народа.

В обществе преемственность представляет собой особое социальное отношение — традицию. Само слово «традиция» (от лат. tradicio — «передача») указывает на преемственный характер этих отношений. Поскольку традиция, воплощая диалектическую преемственность, выражает историческую логику «устанавливания» связи между прошлым, настоящим и будущим, она тем самым является необходимым объективным общественным отношением.

Более того, традиция, являясь устойчивым, повторяющимся социальным отношением, представляет некую закономерность исторической преемственности. Констатируя это, мы имеем в миду, что традиция является специфическим социальным выражением общего закона преемственности в развитии общественных отношений. По справедливому утверждению ученых (философов и педагогов), традиции — это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколениию и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Без традиций и обычаев немыслима сама история человечества, вместе с тем их социальные функции исторически изменялись. Среди многих функций традиций и обычаев, проявляющихся во всех формах общественных отношений, необходимо выделить две. Нормативно-регулятивная функция обусловлена нормативностью традиций и обычаев, когда накопленный социальный опыт, устойчивые идеи и чувства признаны нормой, правилом, образцом, отступление от которых осуждается. До возникновения государства традиции и обычаи сохранялись веками, подвергаясь лишь незначительным изменениям, и составляли, по сути, единственный и всеобъемлющий институт регулирования взаимоотношений между людьми.

Исследователи выделяют следующие признаки традиций: всеобщность, массовость (традиции поддерживаются широкими массами, общественным мнением); прочность (традиции создаются временем как коллективный опыт, навык); жизненность (традиции — явления жизни, факт самой действительности, проявляются в убеждениях и действиях людей, многие овеяны духом романтики, красоты; они впечатляют, влекут, волнуют); долговечность (традиции обладают постоянством, устойчивостью, повторяемостью); многообразие (традиции бывают семейные, трудовые, школьные, студенческие, молодежные, армейские, медицинские, спортивные и т. д.) [2, 106].

Но самое главное в традициях, на наш взгляд, это то, что они оказывают огромное влияние на взаимоотношения людей, на формирование их патриотических чувств. С одной стороны, традиции являются частью культуры, которая исторически сложилась у того или иного народа, с другой, - механизмом передачи этой народной культуры от одного поколения к другому. Следовательно, традиция, являясь историческим законом развивающейся системы общественных отношений, специфически социальным выражением диалектической преемственности, вместе с тем сама диалектически развивается.

Народные традиции и обычаи принято относить в основном к числу этнических признаков нации, считать их одним из важнейших элементов национальной специфики. Действительно, с древнейших времен и вплоть до наших дней они развивались в связи с этническими особенностями племен, народностей и наций. Каждый народ развивается и живет в своеобразных социальных, исторических, природно-географических условиях, что накладывает определенный отпечаток на его воспитательные традиции и обычаи. В традициях и обычаях в сложном единстве воплощаются отдельные стороны национальной культуры, национального самосознания, нравственно-психологические аспекты жизни нации, особенности быта, взаимоотношений между людьми и т. д.

В каждой местности, в каждом регионе существуют свои обычаи, характерные для данной народной культуры. Например, в прогрессивных традициях и обычаях казахского народа заключена многовековая мудрость житейского опыта: многие приемы, советы, рекомендации представляют интерес и для современности, благотворно влияют на личность, органично включаются в образ жизни. И в современных условиях продолжают жить многие народные традиции и обычаи, хотя при этом меняются их функции и социальное значение, идеологический смысл. Они способствуют развитию патриотизма, гуманистических качеств личности, воспитывают бережное отношение к народной мудрости.

Воспитательное воздействие казахских народных традиций и обычаев усиливается проявлением такого мощного воспитательного средства, как общественное мнение. Появившиеся в конкретной общности, они функционируют до тех пор, пока охраняются единым общественным мнением. Как регуляторы взаимоотношений и поведения людей в обществе, они соблюдаются и придерживаются, в отличие от других социальных норм, силой общественного мнения, мнением человеческой общности того или иного казахского поселения.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что приобщение подрастающего поколения к прогрессивным народным традициям является необходимым условием их патриотического воспитания. Выступая как коллективная память, народные героические традиции являются неотъемлемым элементом этнического патриотического сознания. Такой памятью являются духовные, материальные ценности этноса, произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство, устные народное творчество.

Например, традиции чести и гордости казахского народа проявляются во взглядах на свою нацию, на другие нации, на себя и др. Совесть, честь, гордость - самые высшие проявления патриотизма. Доказательством этого служат такие казахские пословицы как «Лучше смерть, чем стыд», «Если ты умный, береги честь и совесть свою, совесть нужна в любое время», «Цена джигита - сто лошадей, совести - тысяча лошадей». Эти пословицы показывают, как казахский народ сильно ценит и дорожит своей совестью, честью. Детей учили этому с детства. Старшие давали более молодому поколению благословение такого хараактера: «Будь авторитетен!», «Пусть Аллах не отнимет у тебя совесть и честь!».

Ради совести и чести казахский народ мог идти на смерть. Например, по данным М.Козыбайтеги [1], в прошлом веке на казахской земле было около 300 народно-освободительных восстаний. Все усастники этих восстаний, встававшие на защиту родной земли и её независимости, были всесторонне пропитаны героическими традициями своих предков. Героизм всех батыров-казахов - Толе би, Казыбек би, Айтеке би, Абылай, Богенбай, Наурызбай, Естай, Кабанбай, Карасай, Жанибек, Олжабай, Райымбек, Исатай, Махамбет

- тесно связан с народными традициями совести и чести.

Понятию «совесть» казахский народ обращал большое внимание и сравнивал его с одним из нравственных качеств гуманизма. Здесь можно привести следующие пословицы: «Честность - признак человечности, невежливость - признак глупости», «Знай, совесть - драгоценное украшение», «У кого совесть

- у того порядочность», «Бессовестная женщина - несоленая пища, безсовестный мужчина - лошадь без ноши» и др.

Следовательно, народные воспитательные традиции и обычаи на протяжении многих веков играли решающую роль в передаче подрастающему поколению накопленных ценностей, в подготовке его к практической жизни. При отсутствии письменности, книг, школ народ, создавая ценности материальной и духовной культуры, одновременно вырабатывал эффективные пути передачи их последующим поколениям. Народные воспитательные традиции при умелом и творческом подходе к ним и сегодня являются неотъемлемой частью всех форм и уровней образования.

Список использованной литературы:

1. Козыбайтеп М. Ата тарихы туралы сыр // Егемендi Казахстан. - 1992 ноябрь

2. Менлибаев К.Н. Роль национальных традиций в патриотическом воспитании. Дисс. ...канд.филос.наук. -Караганда, 1995. - С. 95-97

3. Нигматов З.Г. Гуманистические основы педагогики: Учеб. Пособие - М.: Высш. шк., 2004. - С. 106

© Т. Д. Бимаханов, 2015

УДК 37.013

С. Б.Бобоева

старший преподаватель Кафедра общественных наук Таджикский государственный университет, права бизнеса и политики,

г. Худжанд, Таджикистан

К НЕКОТОРЫМ АСПЕКТАМ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация

Статья освещает важные аспекты воспитания толерантности молодёжи на современном этапе развития общества в связи с глобализационными процессами, социальную значимость толерантного поведения, как на межличностном, так и на государственном уровне. Особая роль в формировании толерантности отводится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.