Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 5-9-Х КЛАССОВ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 5-9-Х КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
520
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Краснощекова Яна Вячеславовна, Уминова Наталья Владимировна

Проблема и цель. В статье обоснован воспитательный и познавательный потенциал современной детской литературы, посвященной отдельным темам русской истории, и даны методические рекомендации по включению подобных произведений в круг подросткового чтения. Проблема обусловлена активной дискуссией в методических кругах об исторических темах, важных для обсуждения с подростками, отборе художественных текстов для внеклассного чтения. Цель статьи - представить содержательные и методические подходы к изучению современной исторической прозы в процессе внеклассного чтения подростков (на примере двух тем - Древняя Русь и сталинские репрессии). Методологию исследования составляет анализ литературоведческих работ, посвященных понятию «историческая проза», а также научно-методических источников, описывающих основы внеклассного и подросткового чтения (методы теоретического исследования). Кроме того, работа опирается на метод эмпирического исследования - анкетирование учащихся. Описан первый этап поискового эксперимента, связанный с разработкой системы уроков внеклассного чтения современных произведений исторической тематики (проведены отбор художественного материала и его распределение по классам, определены ведущие содержательные аспекты и методические приемы, способствующие эффективному усвоению специфики исторических произведений). Результаты. На основе современных подходов к образовательному процессу разработана система уроков, ориентированная на включение произведений исторической тематики в круг подросткового чтения. Обосновано функциональное значение подобных текстов, обозначены методические приемы и центральные содержательные аспекты, важные для обсуждения с учащимися. Заключение. Предложенная в статье авторская концепция изучения современных исторических произведений, адресованных читателю-подростку, может быть реализована в практике школьного преподавания литературы с целью решения важных воспитательных и познавательных задач, формирования метапредметных учебных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT-WISE AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF MODERN HISTORICAL PROSE IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR READING FOR ADOLESCENTS IN 5TH -9TH GRADES

Statement of the problem. The article supports the educational and cognitive potential of modern children's literature devoted to certain topics of Russian history, and provides methodological recommendations for including such works in the circle of adolescent reading. The problem raised in the article follows an active discussion (initiated by methodological circles) of historical topics that are important for discussion with teenagers, the selection of literary texts for extracurricular reading. The purpose of the article is to present content-wise and methodological approaches to the study of modern historical prose in the process of extracurricular reading among teenagers (on the example of two topics - Ancient Russia and Stalin's repressions). The research methodology is based on the analysis of literary works devoted to the concept of historical prose, as well as scientific and methodological sources describing the basics of extracurricular and adolescent reading (methods of theoretical research). In addition, the work is based on the method of empirical research - a survey conducted among students. Description is given to the first stage of the search experiment related with the development of a system of lessons on extracurricular reading of contemporary works on historical themes (the selection of relevant fiction for reading and its distribution among classes, basic content aspects and teaching methods that promote efficient study of historical works specifics). Research results. Based on modern approaches to the educational process, a system of lessons has been developed that focuses on the inclusion of historical works in reading for adolescents. The functional significance of such texts is justified, methodological techniques and central content aspects that are important for discussion with students are identified. Conclusion. The proposed author's concept of studying modern historical works addressed to the adolescent reader can be implemented in school literature teaching as a way to solve important educational and cognitive tasks and develop meta-subject educational results.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 5-9-Х КЛАССОВ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-55-1-254

УДК 372.882

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 5-9-х КЛАССОВ

Я.В. Краснощекова (Красноярск, Россия) Н.В. Уминова (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье обоснован воспитательный и познавательный потенциал современной детской литературы, посвященной отдельным темам русской истории, и даны методические рекомендации по включению подобных произведений в круг подросткового чтения. Проблема обусловлена активной дискуссией в методических кругах об исторических темах, важных для обсуждения с подростками, отборе художественных текстов для внеклассного чтения. Цель статьи - представить содержательные и методические подходы к изучению современной исторической прозы в процессе внеклассного чтения подростков (на примере двух тем - Древняя Русь и сталинские репрессии).

Методологию исследования составляет анализ литературоведческих работ, посвященных понятию «историческая проза», а также научно-методических источников, описывающих основы внеклассного и подросткового чтения (методы теоретического иссле-дования).Кроме того,работа опирается на метод эмпирического исследования - анкетирование учащихся. Описан первый этап поискового эксперимента, связанный с разработкой системы уроков внеклассного чтения современных произведений исторической

Постановка проблемы. Одной из тенденций современного искусства (литература, кино) является повышенный интерес к истории России, как следствие, к историческим жанрам (историческому роману, исторической драме, документальному кино). Писатели, режиссеры активно обращаются к эпизодам отечественной истории для сюжетов своих произведений. Историческая реальность в данных текстах является прежде всего средством репрезентации собственных взглядов, автор «стремится к реконструкции события» [Ащеулова, 2015, с. 29].

тематики (проведены отбор художественного материала и его распределение по классам, определены ведущие содержательные аспекты и методические приемы, способствующие эффективному усвоению специфики исторических произведений).

Результаты. На основе современных подходов к образовательному процессу разработана система уроков, ориентированная на включение произведений исторической тематики в круг подросткового чтения. Обосновано функциональное значение подобных текстов, обозначены методические приемы и центральные содержательные аспекты, важные для обсуждения с учащимися.

Заключение. Предложенная в статье авторская концепция изучения современных исторических произведений, адресованных читателю-подростку, может быть реализована в практике школьного преподавания литературы с целью решения важных воспитательных и познавательных задач, формирования метапредметных учебных результатов.

Ключевые слова: методика преподавания литературы, современная детская литература, внеклассное чтение, историческая проза, патриотическое воспитание.

Большое количество книг русских писателей, получивших различные премии и награды, свидетельствует об интересе современной литературы к событиям истории нашей страны: Е.Г. Водо-лазкин «Лавр», «Авиатор», Г. Яхина «Зулейха открывает глаза», Л.Е. Улицкая «Лестница Якова», З. Прилепин «Обитель», Д.Л. Быков «Июнь» и т.д.

Детская литература подтверждает обозначенную тенденцию. В последнее десятилетие на книжном рынке появилось много детских художественных книг, посвященных истории России. Проанализировав современную детскую исто-

< И

я

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

К

н и

И

рическую прозу, мы выявили единство тем как взрослой литературы, так и книг, адресованных читателю-подростку.

Интерес к истории России в детском чтении уходит корнями в период принятия христианства на Руси и собственно появления переводных книг о подвигах великих людей, в первую очередь святых. Отечественная воспитательная историческая литература возникла на основе литературы житийной, которая «положила начало первым историческим биографиям, художественным биографиям выдающихся людей на Руси и в России»1. Одним из важнейших жанров рукописной исторической литературы Древней Руси был жанр летописи, включавшей хроники жизни государственных деятелей, описание важнейших событий, а также своеобразные произведения, которые ученые считают началом литературы на Руси. Это «Начальный свод» (1095), «Повесть временных лет» (начало XII в.), «Поучение Владимира Мономаха» (ок. 1117), «Слово о полку Игореве» (1187). Это произведения разных жанров - повесть, поучение, слово, но все они имеют ярко выраженную историческую составляющую. По ним дети узнавали историю своей страны.

В XVII в. стали издаваться специальные книги для детей об истории России. Например, «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» (1642), написанная начальником войсковой канцелярии Ф.И. Порошиным. В этот период появляется и первый учебник по русской истории: «История о царях и великих князьях земли Русской» (1669). Книга была создана дьяком Ф. Грибоедовым для обучения царских детей. Автор излагает историю государства в лицах, в их деяниях. Эта книга стала первой в ряду учебников по истории России, адресованных подрастающему поколению.

Большое влияние на развитие исторической прозы в детской литературе оказало издание 1809 г. «Плутарх для юношества» в 10 томах. Перевод с французского был дополнен жизнеописаниями князей, Петра I, Феофана Прокопови-ча, М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, а в издание

1823 г. включено жизнеописание М.В. Кутузова. Четырехтомное издание «Плутарх для молодых девиц», куда входили жизнеописания 76 выдающихся женщин, было осуществлено Ф.Н. Глинкой.

Новый импульс к развитию исторической детской книги в России был дан Н.М. Карамзиным, его «Историей государства Российского», а также важную роль сыграл патриотический подъем после победы в Отечественной войне 1812 г.: он побуждает русскую литературу обратиться к истории с целью изображения народного духа. Особо стоит отметить «Историю России в рассказах для детей» (1837) А.О. Ишимовой, которая принесла автору огромный успех.

Исторические произведения, написанные для детей, преследовали две цели: расширение кругозора читателей, знакомство их с всемирной и отечественной историей; углубленное изучение родной истории, воспитание чувства любви к Родине, ее прошлому и настоящему, воспитание уважения к деяниям и верованиям предков2.

Начиная с середины XX в. интерес к исторической прозе возрастает. Главной темой собственно детской литературы стала тема трудной судьбы советского ребенка, лишенного войной детства. Несколько меняется функциональное наполнение исторической темы. Основной целью детской литературы обозначенной направленности становится не обучение, а воспитание мужества, героизма, патриотизма, доброты и т.д. Особо это заметно во время Великой Отечественной войны. Книги, написанные о войне в 1940-е и 1950-е гг., учили правильному пониманию высокого патриотического долга, дисциплины, ответственности за свои поступки.

Современная детская литература предлагает свой круг исторических тем, охватывающих основные исторические эпохи развития нашей страны: становление и развитие древнерусского государства, правление Екатерины II, революция 1917 г., сталинские репрессии и, конечно же, Великая Отечественная война.

1 Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2002. С. 114.

2 Сетин Ф.И. История русской детской литературы: конец X - первая половина XIX в.: учеб. пособие для ин-тов культуры, пед. ин-тов и ун-тов по спец. № 2113. «Библиотековедение и библиография». М., 1990. С. 79-81.

Несмотря на популярность исторической тематики в современной детской литературе, в круг внеклассного чтения подростка XXI в. подобные произведения не входят. Подтверждает этот факт анкетирование, проведенное во время педагогической практики в октябре 2019 г. в 5-9-х классах МБОУ «Дзержинская средняя школа № 1». В анкетировании приняли участие 49 учащихся, которые отвечали на следующие вопросы.

1. Что вы любите читать? Какая из последних прочитанных книг вам больше всего понравилась?

2. Читаете ли вы художественные книги об исторических событиях? Нужно ли, по вашему мнению, их читать и почему?

3. Какие современные произведения об истории России вы посоветовали бы прочитать вашим ровесникам?

Анкетирование показало, что большинство опрошенных любят читать фантастику и фэнтези (70 %), приключения (20 %), книги про Великую Отечественную войну (2 %) и вообще не любят читать книги (7 %). На второй вопрос 48 человек (98 %) ответили, что не читали художественную литературу об исторических событиях (кроме текстов, изучаемых по школьной программе), но 42 из них (86 %) отметили, что такие произведения необходимо читать, так как они помогают узнать «историю наших предков», «исторические события», «узнать много из прошлого». Только 1 человек (2 %) ответил, что читает книги об исторических событиях, так как в них «можно узнать, как мир развивался и какая была раньше культура». Никто из 49 человек, заполнивших анкету, не смог предложить почитать ровесникам современные книги об истории России. Таким образом, в результате анкетирования был установлен факт понимания подростками важности чтения исторической прозы, но выявлено абсолютное незнание современной отечественной литературы обозначенной направленности.

К сожалению, программы школьного литературного образования не помогают учителю-практику решить выявленную проблему. Так, программа под. ред. В.Я. Коровиной (наиболее распространенная в нашем регионе) предлагает не-

большой круг произведений исторической прозы для обязательного изучения (более того, большая их часть изучается в историко-литературном курсе - 10-11-е классы, а не в среднем звене - периоде, когда формируется интерес к чтению), игнорируя тексты современных авторов даже в списках для самостоятельного чтения3.

В статье Н.Е. Кутейниковой «Чтение литературы о Великой Отечественной войне современными школьниками: размышления в процессе изучения прозы на уроках и вне их» обозначаются факторы, почему современные школьники не интересуются историей страны: «...наше историческое прошлое не было прочувствовано, эмоционально пережито в детском и раннем подростковом возрасте, не было „пропущено через себя" при чтении книг, соответствующих данному возрасту, при просмотре со взрослыми художественных фильмов о Великой Отечественной войне и во время бесед о прочитанном, увиденном, услышанном от старших» [Кутейникова, 2014, с. 22].

Одним из путей решения обозначенной нами проблемы могут быть уроки внеклассного чтения, на которых обсуждается современная историческая проза, адресованная читателю-подростку.

Цель статьи - представить содержательные и методические подходы к изучению современной исторической прозы в процессе внеклассного чтения подростков 5-9-х классов.

Методологию исследования составляет анализ литературоведческих работ, посвященных понятию «историческая проза», а также научно-методических источников, описывающих основы внеклассного и подросткового чтения (методы теоретического исследования). Кроме того, работа опирается на метод эмпирического исследования - анкетирование учащихся. Описан первый этап поискового эксперимента, связанный с разработкой системы уроков внеклассного чтения современных произведений исторической тематики (проведены отбор художественного материала и его распределение по классам, определены ведущие содержа-

< И

я

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

3 Коровина В.Я. Литература. Рабочие программы. Пред-

метная линия учебников (5-9 классы) / под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2014. 352 с.

К

н и

и

тельные аспекты и методические приемы, способствующие эффективному усвоению специфики исторических произведений).

Обзор научной литературы представлен анализом работ литературоведческого и методического характера. Рассмотрению понятия «историческая проза», вопросам поэтики исторических тем в творчестве отечественных писателей посвящены работы Ю.А. Андреева [Андреев, 1962], И.В. Ащеуловой [Ащеулова, 2015], Ков-тун Н.В. [Ковтун, 2019] и др.

Под исторической прозой мы будем понимать прозаические произведения различных жанров, характерными чертами которых являются историзм, документальность, сочетание художественного вымысла с достоверностью, наличие главного героя, частного человека, помимо воли вовлеченного в исторический кризис, на протяжении развития сюжета проходящего обряд инициации.

Основы внеклассного чтения учащихся описаны в работах Н.Е. Кутейниковой [Кутейникова, 2012; 2016], Я.А. Ротковича [Внеклассная..., 1970], И.С. Збарского, В.П. Полухиной [Збарский, Полухина, 1980], Я.Г. Нестурх [Уроки..., 1980], О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана4 и др. Учеными исследован вопрос выбора текстов для внеклассного чтения, а также определены связи программного изучения художественных произведений в школе и уроков внеклассного чтения (жанровые, проблемно-тематические связи, календарная приуроченность художественного материала и др.); ориентация на расширение читательского кругозора ученика, формирование интереса к чтению как ведущая цель процесса внеклассного чтения; обозначены наиболее целесообразные виды деятельности учащихся на уроках указанного типа (в том числе акцентируется нетрадиционность методических приемов). Описанные подходы к организации внеклассного чтения явились теоретической основой для разработки собственной системы уроков изучения современной исторической прозы в 5-9-х классах.

Исследователи И.Н. Арзамасцева5, И.Г. Ми-нералова6, Ф.И. Сетин7, Х.Х. Эверс [Эверс, 2000] и др. отмечают важную роль исторического чтения в жизни детей. Данная литература преследует не только образовательные задачи, но и воспитательные. Вопросами включения современной исторической прозы в круг чтения подростков активно занимается Н.Е. Кутейникова, посвящая ряд работ этой теме. Она считает, что историческая литература для современных подростков помогает сохранить связь между поколениями, не потерять «историческую память», «нового ученика необходимо формировать и воспитывать, опираясь на опыт прошлого, который мы либо потеряли по пути в «светлое будущее», либо сознательно «сбросили с корабля современности», абсолютно забыв, что история этого не прощает» [Кутейникова, 2017, с. 20].

Вопрос о важности обращения к историческим темам в подростковом чтении поднимает Е.А. Асонова на научно-практических семинарах проекта «Детские книги в круге чтения взрослых». Один из семинаров посвящен теме «История в детских книгах» [Асонова, 2017]. Исследователь детской литературы инициирует дискуссию об исторических темах в художественной литературе, важных для обсуждения в школе, настаивает на обращении к темам «неудобного прошлого», которые ранее замалчивались.

В последние годы появляются отдельные методические разработки педагогов-практиков, желающих открыть своим воспитанникам богатый и интересный мир прошлого России через обращение к историческим произведениям: О.А. Дурапова [Дурапова, 2019], В.В. Ершова [Ершова, 2012], Г.Н. Красников [Красников, 2017] и др. Как правило, разработки учителей посвящены обсуждению произведений о ВОВ на уроках внеклассного чтения и в процессе внеуроч-

Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов: в 2 ч. / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. М.: Просвещение, Владос, 1994. Ч. 2. 288 с.

5 Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2005. 576 с.

6 Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2002.176 с.

7 Сетин Ф.И. История русской детской литературы: конец X - первая половина XIX в.: учеб. пособие для ин-тов культура, пед. ин-тов и ун-тов по спец. № 2113. «Биб-

лиотековедение и библиография». М., 1990. 304 с.

ной деятельности. Стоит констатировать факт отсутствия системного и концептуального подхода в изучении обозначенной темы.

Становится очевидной актуальность поиска возможностей включения произведений исторического характера в круг детского и подросткового чтения.

Результаты исследования. Нами была разработана система уроков внеклассного чтения современной подростковой исторической прозы для 5-9-х классов. Предметным результатом описанной ниже системы является поэтапное формирование представлений подростка о специфике современной отечественной исторической прозы (круг авторов, темы, жанры, ключевые идеи, художественные особенности). Безусловно, принципиально важен и личностный результат: «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России»8.

Для уроков внеклассного чтения были выбраны современные произведения, посвященные двум темам: Древняя Русь и сталинские репрессии. В настоящее время писатели особо активно обращаются к этим темам. Однако в программном изучении литературы 5-9-х классов обращение к ним не предполагается (в отличие от темы ВОВ). Важно, что книги обозначенной тематики адресованы читателю возрастной группы 10-15 лет (тогда как произведения о революции 1917 г. и Гражданской войне чаще всего рассчитаны уже на юношеский возраст); отличаются определенным качеством, что подтверждается литературными премиями; рекомендованы ведущими специалистами, изучающими вопросы подросткового чтения. Указанные нами темы хоть и значительно отдалены друг от друга во времени, однако их связывает общая идея: проявление лучших свойств русского характера, помогающих человеку преодолевать непростые исторические испытания.

Коровина В.Я. Литература. Рабочие программы (5-9 классы). Предметная линия учебников / под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2014. С. 6.

Нами был осуществлен отбор текстов для внеклассного чтения подростков. Кратко охарактеризуем особенности выбранных произведений обозначенной тематики.

Эпоха Древней Руси представлена произведениями Ю.П. Вронского «Странствие Кукши за тридевять земель»9, «Юрьевская прорубь»10, Е.П. Чудиновой «Лыбедь»11, «Гардарика»12. Специфика раскрытия темы Древней Руси заключается в том, что в произведениях воссоздан быт и показано мировоззрение средневекового человека: ценности, жизненные цели, устремления, традиции, приметы, обретение веры в Бога. Обращение к подобным произведениям дает возможность современному читателю получить опыт нравственной оценки событий и явлений окружающего мира. Художественными особенностями названных текстов являются введение элементов фантастики, сказочности, захватывающий сюжет, герой-подросток в центре повествования. Эти черты способствуют формированию интереса у читателей, популяризации современной отечественной исторической прозы среди детской и подростковой аудитории.

Особого внимания требует тема сталинских репрессий, лагерей. В современном литературном процессе эта тема возрождается в «новой лагерной прозе». В детской литературе наблюдаются те же процессы, что и во взрослой. Н.В. Ковтун пишет: «Новая лагерная проза» продолжает исследовать механизмы самостояния личности в запредельных для жизни условиях, тема „голого человека" приобретает новые оттенки. Здесь важны не событийная цепь, не сюжет, а эмоциональное восприятие происходящего, что придает лагерному прошлому современное звучание» [Ковтун, 2019, с. 157].

9 Вронский Ю.П. Странствие Кукши за тридевять морей. URL: https://www.litlib.net/bk/88890/read/35 (дата обращения: 02.07.2019).

10 Вронский Ю.П. Юрьевская прорубь. URL: https://www.boo-kol.ru/proza-main/istoricheskaya_proza/73861/fulltext.htm (дата обращения: 15.07.2019).

11 Чудинова Е.П. Лыбедь: сб. М.: Детская литература, 2015. 112 с.

12 Чудинова Е.П. Гардарика [Электронный ресурс]. URL: https://libking.ru/books/child-/child-tale/140455-elena-chudinova-gardarika-istoricheskaya-skazka.html#book (дата обращения: 01.08.2019).

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

н и

w

PQ

Эта тема становится главной в таких произведениях для читателя-подростка, как повесть Е.А. Ельчина «Сталинский нос»13, повести О.К. Громовой «Сахарный ребенок»14, цикле Ю.Ю. Яковлевой «Ленинградские сказки»15. Репрессия как факт является в данных текстах отправной точкой развития действия, хоть она так конкретно и не называется. Ребенок не сможет идентифицировать описанное событие, поэтому важно расшифровать ему этот исторический факт, чтобы он смог глубже прочувствовать весь трагизм произведения.

Значимость обращения к названным текстам заключается не только в том, что они открывают подростку незнакомые ему события истории нашей страны, но и поднимают в них важные нравственные вопросы: помощь ближним, проявление добра, милосердия, борьба со страхами, стойкое перенесение тягот жизни.

Система уроков внеклассного чтения, разработанная нами, опирается на следующие методические принципы изучения художественного текста:

- учет возрастных особенностей (доступность текста для восприятия учащимися, в том числе и ориентация на возраст главного героя произведения);

- выстраивание межпредметных связей (литература - история);

- соотнесенность с учебным материалом (обращение к современным текстам о Древней Руси после изучения раздела «Древнерусская литература»), календарная приуроченность (проведение уроков внеклассного чтения по произведениям о сталинских репрессиях накануне 30 октября - Дня жертв политических репрессий в России);

- ориентация на расширение кругозора (знакомство с новыми авторами, жанровыми формами, темами в литературе);

13 Ельчин Е.А. Сталинский нос [Электронный ресурс]. URL: https://online-knigi.com/page/191632 (дата обращения: 01.08.2019).

14 Громова O.K. Сахарный ребенок: история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской: Люди. События. Факты. М.: КомпасГид, 2018. 216 с.

15 Яковлева Ю.Ю. Дети ворона. М.: Самокат, 2016. 264 с.

- учет специфики уроков внеклассного чтения (нетрадиционность методических приемов).

Система включает в себя рекомендации по возрасту учеников для изучения произведения, описывает содержательные аспекты, важные для обсуждения, дает рекомендации по организации и проведению занятий, а также обозначает дополнительно литературу для самостоятельного чтения.

Основная цель уроков внеклассного чтения - знакомство с новыми авторами, привлечение внимания к новым текстам, стимулирование к прочтению новой книги. Поэтому мы считаем, что предлагать учащимся чтение книги перед уроком внеклассного чтения нецелесообразно. Произведение либо читается на уроке совместно с учителем, либо читаются отдельные фрагменты, главы, а школьник потом делает самостоятельный выбор - дочитывать ему произведение или нет.

В содержательном аспекте мы считаем важным обсудить исторический фон как способ погружения в атмосферу времени, проблему нравственного выбора главных героев, роль исторического события в создании сюжета.

Мы рекомендуем следующие методические приемы: использование фото- и видеоматериалов, показ предметов быта, одежды людей, рассказ о традициях, обычаях для погружения в атмосферу времени, чтение и обсуждение фрагментов произведения, эвристическую беседу, театрализованную постановку, создание бук-трейлеров и т.д. Погрузиться в атмосферу времени помогут электронные ресурсы. Например, у книги Е.А. Ельчина «Сталинский нос» есть сайт, на котором можно узнать о разных сторонах жизни советского человека (кто такой пионер? что такое коммуналка? кто такой Сталин?)16.

Редактор издательства «Розовый жираф», в котором вышла повесть Е.А. Ельчина «Сталинский нос», Н. Крученицкая видит главную ценность книги в том, что «на эмоциональном уров-

16 Breaking Stalin's Nose - Written and Illustrated by Eugene Yelchin / Published by Henry Holt and Company. 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eugeneyelchinbooks. com/breakingstalinsnose/(дата обращения: 14.02.2020).

не эта книжка может стать своего рода прививкой от бездумного примыкания к большинству, от отождествления с „мы". Она позволяет понять, что в каждой серьезной жизненной ситуации ты должен сам принимать решение, за которое несешь ответственность. Никакое „мы" здесь не поможет, и спрятаться за него нельзя. Это то, что, мне кажется, очень важно понимать всегда, во все времена. И в том числе это важно понимать и нынешним детям»17.

Обращение к теме сталинских репрессий можно приурочить ко Дню памяти жертв политических репрессий (30 октября). Понимая сложность и спорность данной проблематики, мы предлагаем акцентировать нравственные аспекты в процессе обсуждения их со школьниками. При изучении произведений рекомендуем форму урока, предполагающую дискуссионность (урок-беседа, круглый стол). Политические репрессии изучаются школьниками на уроках истории в 9-м классе, поэтому обращение к данной теме должно обязательно сопровождаться рассказом учителя об исторической обстановке данного времени с учетом возраста обучающихся.

Ниже представлена разработанная нами система уроков внеклассного чтения.

Тема Древней Руси

5-й класс. Е.П. Чудинова «Лыбедь» (сборник).

Образ подростка - будущего правителя Руси. Как росли, чему учились, в каких домах жили, как развлекались и как принимали серьезные решения будущие правители Руси. Гордость за свою страну, стремление сделать ее лучше. История Древней Руси в лицах.

Методические рекомендации. Работа по группам, эвристическая беседа. Каждая группа делает творческое представление своего рассказа (театральная постановка, портрет главного героя с его цитатной характеристикой, комикс, буктрейлер и т.д.).

Для самостоятельного чтения: Е.Г. Санин «Белый гонец».

Крученицкая Н. «Эта книга может стать прививкой от бездумного соглашения с большинством» [Электронный ресурс]. URL: https://www.papmambook.ru/articles/619/ (дата обращения: 24.01.2020).

6-7-е классы. Е.П. Чудинова «Гардарика». Исторический фон в повести как способ погружения в атмосферу времени. Проблема нравственного выбора главного героя. Синтез реализма и фэнтези. Характерные черты волшебной сказки.

Методические рекомендации. Погружение учащихся в эпоху с помощью различных средств (фото- и видеоматериалы, показ предметов быта, природы, одежды людей Древней Руси, рассказ о традициях, обычаях). Работа с картой, чтение и обсуждение фрагментов произведения (история Гардарики, случай в княжеской библиотеке, превращение в орла, приезд в Киев). Открытие нового жанра - историческая сказка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для самостоятельного чтения: Е.Г. Санин «Мы - до нас».

8-9-е классы. Ю.П. Вронский «Юрьевская прорубь». Особенности мировоззрения человека, его ценности, цели, мышление. Исторические, культурные, религиозные, нравственные основы жизни русского народа. Модель поведения настоящего человека, глубоко нравственного, в ситуации выбора.

Методические рекомендации. Форма - деловая игра (издательство). Эвристическая беседа, обсуждение образов двух народов, двух разных вер, сосуществующих друг с другом. Сравнительная характеристика двух главных героев -Николки и Мартина.

Для самостоятельного чтения: Ю.П. Вронский «Странствия Кукши за тридевять морей».

Тема сталинских репрессий

5-6-е классы. Е.А. Ельчин «Сталинский нос». Исторический контекст повести, конец 1930-х гг. Образ советского ребенка - пионера. Мотивы поступков главного героя. Смысл финала повести (торжество добра и сострадания, а не насилия и зла). Вывод: в любое время одновременно существуют безграничная преданность и предательство, благие намерения и злодеяния, бессилие и помощь ближних.

Методические рекомендации. Знакомство с историей создания повести. Работа с сайтом повести. Комментированное чтение. Эвристическая беседа, обсуждение ключевых эпизодов

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

текста (арест отца, герой разбивает бюст Сталина, история Вовки Собакина, арест учительницы, финал повести). Работа с авторскими иллюстрациями. Творческое задание: письмо Саше Зайчику, иллюстрация, мини-сочинение «Чему меня научила история Саши Зайчика?».

Для самостоятельного чтения: Ю.Ю. Яковлева «Дети ворона».

7-9-е классы. О.К. Громова «Сахарный ребенок». Нравственная проблематика: помощь ближним, проявление добра, милосердия, борьба со страхами, стойкое перенесение тягот жизни. Правила воспитания хорошего человека. Человек и история. Маленькая история в контексте большой Истории.

Методические рекомендации. Форма урока: урок-беседа, урок-дискуссия, круглый стол. Просмотр семейного альбома Стеллы Дубровой. Знакомство с автором повести, историей создания книги. Прочтение глав IV и XII. Работа с названиями. Составление ассоциативного ряда к заглавию повести. Обсуждение обложки книги. Составление памятки хорошего человека. Возможно проведение совместного занятия с родителями. Итоговая дискуссия на тему «Уроки истории» (обсуждение, в чем проявляется связь между разными этапами истории России - Древняя Русь и сталинская эпоха).

Заключение. Описанная система уроков внеклассного чтения современной отечественной исторической прозы в 5-9-х классах была разработана с опорой на теоретическое обоснование проблемы и результаты эмпирической деятельности (анкетирование). Система направлена на формирование представлений учащихся о произведениях обозначенной направленности и включает тексты различных жанров (историческая сказка, историческая повесть), адресованные непосредственно подростку, а следовательно, учитывающие возрастные и читательские особенности адресата, в доступной и часто занимательной форме (приключенческий сюжет, элементы фэнте-зи) иллюстрирующие важные нравственные категории. Таким образом, помимо познавательной составляющей (новые для учащихся име-

на, жанры, темы, исторические реалии), в содержательных аспектах предложенной системы акцентируются воспитательные идеи (нравственный выбор человека в ситуации враждебных исторических событий, милосердие, ответственность за собственные поступки и др.). В описанных методических аспектах системы преобладают нетрадиционные приемы на основе «обратной связи» между формой работы и спецификой рассматриваемого материала. Рекомендуемые виды деятельности учащихся будут, на наш взгляд, способствовать эффективному усвоению учащимися специфики современной исторической прозы.

Библиографический список

1. Андреев А.Ю. Русский советский исторический роман: 20-30-е годы. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1962. 156 с.

2. Асонова Е. Детские книги в круге чтения взрослых. М.: Совпадение, 2017. 288 с.

3. Ащеулова И.В. Русская постмодернистская историческая проза в контексте современной русской культуры // Язык и культура: сб. ст. XXV Междунар. науч. конф., посвящ. Году культуры в России. 2015. С. 23-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25073232 (дата обращения: 16.02.2021).

4. Внеклассная и внешкольная работа по литературе / под ред. Я.А. Ротковича. М.: Просвещение, 1970. 224 с.

5. Дурапова О.А. Методическая разработка по литературе (6 класс): Внеклассное чтение по книге О. Громовой «Сахарный ребенок». URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/ library/2019/03/24/vneklassnoe-chtenie-po-knige-o-gromovoy-saharnyy-rebyonok (дата обращения: 30.01.2020).

6. Ершова В.В. Тема блокадного детства в поэзии XX века. V класс // Литература в школе. 2012. № 5. С. 35-38. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=17664327 (дата обращения: 16.02.2021).

7. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (IV—VIII кл.). М.: Просвещение, 1980. 208 с.

8. Ковтун Н.В. «Голый человек» А. Солженицына на фоне «новой лагерной прозы»: pro et contra // Филологический класс. 2019. № 2 (56). С. 157-167. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/golyy-chelovek-a-solzhenitsyna-na-fone-novoy-lagernoy-prozy-pro-et-contra (дата обращения: 25.11.2020).

9. Красников Г.Н. «Ты припомни, Россия!..» К Дню Великой Победы // Литература в школе. 2017. № 6. С. 7-9. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=30080025 (дата обращения: 13.10.2020).

10. Кутейникова Н.Е. Навигатор по современной отечественной детско-подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации. М.: «МАЭСТРО ПлаТинум», 2017. 158 с.

11. Кутейникова Н.Е. О списках литературы для самостоятельного чтения школьников //

Школьная библиотека: информационно-методический журнал. 2016. № 8. С. 67-71.

12. Кутейникова Н.Е. Художественные произведения на историческую тему для детей, подростков и юношества // Русская словесность. 2012. № 3. С. 36-43.

13. Кутейникова Н.Е. Чтение литературы о Великой Отечественной войне современными школьниками: размышления в процессе изучения прозы на уроках и вне их // Литература в школе. 2014. № 5. С. 21-26. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=21459793 (дата обращения: 13.10.2020).

14. Уроки внеклассного чтения / под ред. Я.Г. Нестурх. М.: Просвещение, 1980. 128 с.

15. Эверс Х.Х. Введение в детскую и юношескую литературу // Ewers H.-H. Literatur für Kinder und Jugentliche. Eine Einführung. Frankfurt am Main, 2000.

<

PQ £ а

4

tí PQ

¡5 к

w

H Я

и ^

ш PQ

к

0

1

к

w PQ H

и ft с £tí

и

о

l-ч

0

ё и ft

1 I

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S

к

н

U

w

PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-55-1-254

CONTENT-WISE AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF MODERN HISTORICAL PROSE IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR READING FOR ADOLESCENTS IN 5TH -9TH GRADES

Ya.V. Krasnoshchekova (Krasnoyarsk, Russia) N.V. Uminova (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The article supports the educational and cognitive potential of modern children's literature devoted to certain topics of Russian history, and provides methodological recommendations for including such works in the circle of adolescent reading. The problem raised in the article follows an active discussion (initiated by methodological circles) of historical topics that are important for discussion with teenagers, the selection of literary texts for extracurricular reading.

The purpose of the article is to present content-wise and methodological approaches to the study of modern historical prose in the process of extracurricular reading among teenagers (on the example of two topics - Ancient Russia and Stalin's repressions).

The research methodology is based on the analysis of literary works devoted to the concept of historical prose, as well as scientific and methodological sources describing the basics of extracurricular and adolescent reading (methods of theoretical research). In addition, the work is based on the method of empirical research -a survey conducted among students. Description is given

References

1. Andreev A.Yu. Russian Soviet historical novel: 1920s-1930s. Moscow; Leningrad: Izdatelstvo AN SSSR, 1962. 156 p.

2. Asonova E. Children's books in the circle of adult reading. Moscow: Sovpadenie, 2017. 288 p.

3. Ashcheulova I.V. Russian postmodernist historical prose in the context of modern Russian culture. In: Language and culture: Collection of articles of the XXV International scientific conference dedicated to the Year of culture in Russia. 2015. P. 23-31. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=25073232 (access date: 16.02.2021).

4. Extracurricular and out-of-school work on literature / Ed. by Ya.A. Rotkovich. Moscow: Pros-veshchenie, 1970. 224 p.

to the first stage of the search experiment related with the development of a system of lessons on extracurricular reading of contemporary works on historical themes (the selection of relevant fiction for reading and its distribution among classes, basic content aspects and teaching methods that promote efficient study of historical works specifics).

Research results. Based on modern approaches to the educational process, a system of lessons has been developed that focuses on the inclusion of historical works in reading for adolescents. The functional significance of such texts is justified, methodological techniques and central content aspects that are important for discussion with students are identified.

Conclusion. The proposed author's concept of studying modern historical works addressed to the adolescent reader can be implemented in school literature teaching as a way to solve important educational and cognitive tasks and develop meta-subject educational results.

Keywords: methods of teaching literature, modern children's literature, extracurricular reading, historical prose, patriotic education.

5. Durapova O.A. Methodological development in literature (6th grade): Extracurricular reading of the book by O. Gromova "Sugar child" [Electronic resource]. URL: https://nsportal. ru/shkola/literatura/library/2019/03/24/vnek-lassnoe-chtenie-po-knige-o-gromovoy-saha-rnyy-rebyonok (access date: 30.01.2020).

6. Yershova V.V. The theme of blockade childhood in the poetry of the XX century. 5th grade // Literatura v shkole (Literature at School). 2012. No. 5. P. 35-38. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=17664327 (access date: 16.02.2021).

7. Zbarsky I.S., Polukhina V.P. Extracurricular reading on Literature (4th-8th grades). Moscow: Prosveshchenie, 1980. 208 p.

8. Kovtun N.V. "The Naked Man" by A. Solzhenitsyn against the background of "new camp prose": pro et contra // Filologicheskiy klass (Philological Class). 2019. No. 2 (56). P. 157-167. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/golyy-che-lovek-a-solzhenitsyna-na-fone-novoy-lagernoy-prozy-pro-et-contra (access date: 25.11.2020).

9. Krasnikov G.N. "You remember, Russia!.." To The Day of the Great Victory // Literatura v shkole (Literature at School). 2017. No. 6. P. 7-9. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=30080025 (accessed: 13.10.2020).

10. Kuteynikova N.E. Navigator on modern Russian literature for children and youth: methodological recommendations. Moscow: MAESTRO PlaTinum, 2017. 158 p.

11. Kuteynikova N.E. About lists of literature for independent reading by schoolchildren // Shkolnaya biblioteka: Informatsionno-metod-icheskiy zhurnal (School Library: Information

and Methodological Journal). 2016. No. 8. P. 67-71.

12. Kuteynikova N.E. Art works on a historical theme for children, teenagers and youth // Russkaya slovesnost (Russian Literature). 2012. No. 3. P. 36-43.

13. Kuteynikova N.E. Reading literature about the great Patriotic war by modern schoolchildren: reflections in the process of studying prose in class and out-of-class // Literatura v shkole (Literature at School). 2014. No. 5. P. 21-26. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=21459793 (accessed: 13.10.2020).

14. Lessons for extracurricular reading / Ed. by Ya.G. Nesturkh. Moscow: Prosveshchenie, 1980. 128 p.

15. Ewers H.H. Introduction to children's and youth literature // Ewers H.-H. Literatur für Kinder und Jugentliche. Eine Einführung. Frankfurt am Main, 2000.

<

PQ £ a

4

tí PQ

¡5 к

w

H Я

и ^

ш PQ

к

о

к

w PQ H

и

ft <

£tí

и

о

l-ч

0

ё и ft

1 I

и

>>

0

1

и w V

к

ь

[-4 <

э

с

S

к

н

U

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.