Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АБСУРДИСТСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АБСУРДИСТСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
280
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЭТИКА АБСУРДА / СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / СМЕХОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уминова Наталья Владимировна, Суровцева Кристина Александровна

Проблема и цель. В статье обоснован психолого-педагогический потенциал современной детской литературы, имеющей абсурдистскую и юмористическую направленность, и даны методические рекомендации по включению подобных произведений в круг подросткового чтения. Проблема обусловлена активной дискуссией в педагогических кругах о воспитательных и социализирующих функциях абсурдистской детской литературы. Цель статьи - определить содержательные и методические подходы к изучению современной литературы, обращенной к читателю-ребенку и опирающейся на традиции абсурда (на примере произведений К. Драгунской, Г. Остера, А. Гиваргизова). Методологию статьи составляют анализ и обобщение научно-методической литературы, посвященной вопросам детского чтения, а также описание экспериментальной работы, включающей констатирующий эксперимент (опрос) и поисковый эксперимент (проектная деятельность по организации внеклассного чтения обучающихся 5-х классов). Результаты. На основе современных подходов к образовательному процессу разработана методическая модель, ориентированная на включение произведений абсурдистского характера в круг детского чтения. Обосновано функциональное значение подобных текстов, связанное с понятием «смехотерапия», и обозначены их центральные содержательные аспекты, важные для обсуждения с учащимися. Заключение. Предложенная в статье авторская концепция изучения современных абсурдистских детских произведений может быть реализована в практике школьного преподавания литературы с целью решения важных психологических и социализирующих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND METHODICAL ASPECTS OF STUDYING MODERN ABSURDIST LITERATURE FOR CHILDREN IN SCHOOL

Problem and goal. The article substantiates the psychological and pedagogical potential of modern children's literature, which has an absurd and humorous orientation, and provides guidelines for the inclusion of such works into the teenagers' reading list. The problem is caused by active discussion in pedagogical circles about educational and socialising functions of absurd children's literature. The purpose of the article is to determine the content and methodological approaches to the study of modern literature addressed to the childreader and based on the tradition of absurdity (based on works by K. Dragunskaya, G. Oster, A. Givargizov). The methodology of the article is the analysis and synthesis of scientific and methodological literature on the issues of children's reading, as well as a description of experimental work, including ascertaining experiment (survey) and search experiment (project activities for the organisation of extracurricular reading of 5th grade students). Results. On the basis of modern approaches to the educational process a methodical model is developed, focusing on the inclusion of works of an absurd nature into the children's reading list. The functional significance of such texts associated with the concept of «laughter therapy» is substantiated, and the main content aspects important for discussion with students are indicated. Conclusion. The author's concept of the study of modern absurdist children's literature proposed in the article can be implemented in the practice of school literature teaching in order to achieve important psychological and socialising goals.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АБСУРДИСТСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-120

УДК 372.882

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АБСУРДИСТСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

Н.В. Уминова (Красноярск, Россия) К.А. Суровцева (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье обоснован психолого-педагогический потенциал современной детской литературы, имеющей абсурдистскую и юмористическую направленность, и даны методические рекомендации по включению подобных произведений в круг подросткового чтения. Проблема обусловлена активной дискуссией в педагогических кругах о воспитательных и социализирующих функциях абсурдистской детской литературы. Цель статьи - определить содержательные и методические подходы к изучению современной литературы, обращенной к читателю-ребенку и опирающейся на традиции абсурда (на примере произведений К. Драгунской, Г. Остера, А. Гиваргизова).

Методологию статьи составляют анализ и обобщение научно-методической литературы, посвященной вопросам детского чтения, а также описание экспериментальной работы, включающей констатирующий эксперимент (опрос) и поисковый эксперимент

(проектная деятельность по организации внеклассного чтения обучающихся 5-х классов).

Результаты. На основе современных подходов к образовательному процессу разработана методическая модель, ориентированная на включение произведений абсурдистского характера в круг детского чтения. Обосновано функциональное значение подобных текстов, связанное с понятием «смехотера-пия», и обозначены их центральные содержательные аспекты, важные для обсуждения с учащимися.

Заключение. Предложенная в статье авторская концепция изучения современных абсурдистских детских произведений может быть реализована в практике школьного преподавания литературы с целью решения важных психологических и социализирующих задач.

Ключевые слова: методика преподавания литературы, проектная деятельность, поэтика абсурда, современная детская литература, смехо-терапия.

П остановка проблемы. Традиции абсурда - одна из тенденций современного литературного процесса. Детская литература не является исключением. В произведениях таких авторов, как Л. Петрушевская, А. Ги-варгизов, Г. Остер, К. Драгунская, С. Седов и др., наблюдаются установки на игру слов, мозаичную структуру текста, размывание границ жанра, активное использование элементов пародирования, межтекстовые связи и т.д. Прозаики увлекаются мелочами и бытовыми деталями, взаимопроникновением смешного и страшного / серьезного, смешением высоких и низких объектов изображения, нанизыванием слов, каламбуров. Драматурги отрицают реалистич-

ных персонажей и правдивые ситуации и все другие театральные приемы: разрушаются привычные со времен классицистической драматургии «три единства»: время и место неопределенны и изменчивы, даже самые простые причинные связи отсутствуют, - возникает абсурдная бесконечность. Реальное воспринимается как бессмысленное, и наоборот. В драматургии ставится вопрос о кризисе понимания и форм высказывания, язык людей обесценивается: появляются бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий. В литературе модернизма этот феномен называют «смыслоутратой» - «автоматизм

языка, который не способен донести реальные значения явлений и лишь создает мифический образ реальности, - ...клишированное сознание человека...» [Литературная., 2001, с. 10].

Но создание абсурдного мира нельзя считать особенностью современной литературы -истоки находятся намного раньше. Классиками абсурда являются английские авторы XIX века: Эдвард Лир и Льюис Кэрролл (причем произведения последнего становятся особенно востребованными в последующей литературе и культуре). В конце этого же столетия приобретает популярность и английский стихотворный жанр ли-мерик - пятистишие абсурдистского содержания. В середине XX века в европейской литературе возникает явление «театр абсурда» (наиболее яркими представителями этого направления в драматургии являются Эжен Ионеско и Сэмюэл Беккет). Предвосхищает его творчество ОБЭРИУ - группа русских писателей и деятелей культуры, существовавшая в первой половине двадцатого столетия, - и произведения К.И. Чуковского. В список смело можно добавить жанр небылиц, макаронические стихи Ивана Петровича Мятлева, творчество Николая Васильевича Гоголя, сатирические стихи и афоризмы Козьмы Пруткова, ранние рассказы Антона Павловича Чехова и многое другое. Развитию культуры абсурда во многом способствовала культура постмодернизма, произведения которой не вмещаются в традиционные представления о жанрах и стилях. Литература постмодернизма характеризуется ярко выраженным игровым началом, это же проявляется и в литературе абсурда.

В педагогических кругах распространено мнение о преобладающей развлекательной функции исследуемой литературы, отсутствии воспитательного потенциала и эстетической ценности подобных текстов. Такое устойчивое пренебрежительное отношение педагогов к литературе абсурда определило тот факт, что в школьных программах эти произведения не предлагаются к изучению учащихся (за редким исключением - например, отдельные тексты Д. Хармса в программах под. ред. В.Г. Ма-ранцмана [Маранцман, 2005] и А.Г. Кутузова

[Программа., 2010]), в современной методике отсутствуют разработки и концепции, предлагающие системный и обоснованный подход по включению текстов абсурдистской направленности в круг детского чтения. В специализированном издании «Литература в школе» за последние 5 лет представлены лишь два урока по текстам Л. Петрушевской для старшеклассников (С.А Макрушиной [Макрушина, 2014] и Ю.В. Оводенко [Оводенко, 2016]). Между тем философия абсурда, на которую опираются писатели и поэты, представляет собой серьезное явление, в основе которого - разрушение излишне рационального и прагматичного взгляда на окружающую жизнь. Детские авторы, как нам видится, решают важную задачу: очищение детского сознания от страхов и комплексов, навязываемых ему взрослым миром, регламентируемым, распланированным и структурированным, требующим неукоснительного соблюдения всех правил и норм. Эти страхи и комплексы связаны в том числе и со сферой школьной жизни. Не случайно во многих рассказах К. Драгунской, пьесах А. Гиваргизова, «ужастиках» Г. Остера предметом абсурдистского изображения является страх ученика перед контрольной работой, учителем, в целом - школой. Проведенный нами опрос среди учеников 5-х классов (данный возраст в психологии считается кризисным, отличающимся повышенной уязвимостью подростка, вступающего в новый этап) подтвердил тенденцию: больше половины опрошенных не испытывают радостных, приятных эмоций от школьной жизни. Среди обозначенных причин были названы боязнь насмешек со стороны одноклассников, частые контрольные и проверочные работы, объемные домашние задания, строгость и «крикливость» педагогов. В аспекте обозначенной тенденции резкого отторжения подростка от школы актуальным становится система действий педагога, направленная на создание доброжелательной атмосферы школьной жизни, разрушающая страх перед учреждением, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Мы убеждены, что важной составляющей такой системы может стать орга-

< И

я

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

к

н и

и

низация внеклассного чтения современной абсурдистской детской литературы. Цель статьи -обозначить содержательные и методические подходы к изучению современной литературы, обращенной к читателю-ребенку и опирающейся на традиции абсурда (на примере произведений К. Драгунской, Г. Остера, А. Гиваргизова).

Методологию исследования составляет анализ научно-методических источников, посвященных особенностям детского чтения, понятию «смехотерапия». Кроме того, выводы исследования опираются на результаты экспериментальной деятельности: констатирующий и поисковый эксперимент по включению современных произведений абсурдистской детской литературы в круг подросткового чтения.

Обзор научной литературы проведен на основе анализа работ литературоведческого и психолого-педагогического характера. Исследователи И.Н. Арзамасцева [Арзамасцева, Николаева, 1997], И.Г. Минералова [Минералова, 2002], Х.Х. Эверс [Эверс, 2000], авторы проекта «Замечательные книги для глобального сообщества» отмечают функциональное богатство детской литературы, среди множества других развлекательная функция занимает важное место. При этом Н.Е. Кутейникова акцентирует различные задачи программного и внеклассного чтения учащихся, обращает внимание педагогов на активные, творческие формы включения современной детской литературы в круг самостоятельного чтения подростков [Кутейникова, 2017]. Исследовательница, ссылаясь на позицию французского писателя и педагога Даниэля Пеннака [Пеннак, 2005], размышляет о свободе читательских предпочтений подростка: «Чтение нового поколения значительно отличается от предыдущих, и то, что интересует современных детей, подростков и юношество, далеко не всегда нравится родителям, учителям и библиотекарям. С нашей точки зрения, главное, чтобы школьники вообще читали на досуге, заинтересовались той или иной книгой, тогда в старшем возрасте у них есть шанс понимать и более серьезную, сложную для восприятия литературу. Однако всем, кто в той или иной мере «руководит», то есть как-либо влияет на чтение де-

тей, подростков и юношества, необходимо помнить ряд советов французского писателя и школьного учителя Даниэля Пеннака. Д. Пеннак считает, что нередко родители злоупотребляют своими правами, тогда как у подростков также есть права, которые необходимо уважать. Одно из этих прав - это право «читать что попало», в том числе примитивную массовую литературу („чтиво")» [Кутейникова, 2017, с. 12]. Другое дело, примитивизм - профессиональная имитация стилистики примитива, в которой смех во всем диапазоне интенций и модуляций - способ познания, существования, критики и утверждения смыслов [Plekhanova, 2018, с. 401].

Смех в литературе абсурда - защитная реакция человека на излишне рационалистический, нормированный, формализованный мир; смех обеспечивает положительный эмоциональный заряд; смех выставляет «бессмысленным, парадоксальным, нелепым или смешным привычные условности, правила, законы и логические значения» [Черняк, 2014, с. 2].

Рассмотрению содержательных аспектов исследуемой художественной литературы, вопросам поэтики и функционального значения абсурда в творчестве детских писателей посвящены работы Н.Е. Анохиной [Анохина, 2016], Т.О. Бобиной [Бобина, 2013], Л.Д. Гутриной [Гу-трина, 2010], А.А. Кочергиной [Кочергина, 2016], К.А. Суровцевой [Суровцева, 2018], М.А. Черняк [Черняк, 2017]. Исследователи выявляют специфику абсурдистской литературы, опираясь на детскую психологию и особенности читательского восприятия подростков: «...автор [Гиваргизов] описывает явления, при столкновении с которыми в реальности ребенок ощущает трудности или страх: больница, школа, взаимоотношения с родителями и старшим поколением. Но в книге Гиваргизова эти феномены переворачиваются и осмеиваются, чтобы снять напряжение у читателей...» [Суровцева, 2018]. К книгам библио-терапевтической направленности относит абсурдистские произведения Э.П. Хомич, обозначая важность смехотерапии и страхотерапии в процессе детского чтения [Хомич, 2016]. Таким образом, можно говорить об особой психолого-

педагогической роли исследуемых текстов. Однако, несмотря на признание важных функций абсурдистской литературы в кругу литературоведов, психологов, специалистов по детскому чтению, педагоги-практики проявляют определенную настороженность к подобным произведениям, свидетельством является отсутствие методических разработок по исследуемой теме. Отдельные подходы к изучению современной детской литературы на школьную тему с учетом ее психотерапевтической функции были обозначены нами в статье «Особенности разработки элективного курса «Школьная тема в современной литературе» в рамках предпрофильной подготовки учащихся» [Уминова, 2017]. Становится очевидной актуальность поиска возможностей включения произведений абсурдистского характера в круг детского чтения.

Результаты исследования. Нами была разработана методическая модель изучения современной детской литературы с традициями абсурда для учащихся 5-х классов.

Обозначим ключевые элементы методической модели. На наш взгляд, проектная технология (реализация творческого проекта), которую мы использовали в процессе экспериментальной работы, наиболее гармонично соотносится с содержательной спецификой исследуемой художественной литературы, а также способствует созданию эмоциональной, непринужденной атмосферы педагогического сотрудничества. Содержательной основой проекта (художественный материал) являются сборники рассказов К. Драгунской «Целоваться запрещено!» [Драгунская, 2008], «Школа ужасов» Г. Остера [Остер, 2008], пьесы А. Гиваргизова «Контрольный диктант и древнегреческая трагедия» [Гиваргизов, 2009].

На этапе планирования деятельности учащимися, интересующимися юмористикой на школьную тему, совместно с педагогом была определена форма творческого проекта - выставка книг современных авторов, а также время презентации конечного продукта: последний учебный день перед каникулами, в преддверии четвертой четверти - эмоционально сложной,

насыщенной контрольными работами (с целью большего «психотерапевтического» эффекта и рекомендации представленных произведений для самостоятельного чтения учащихся).

Технологический этап проектной деятельности включал знакомство с художественным материалом, обсуждение специфики произведений абсурдистского характера, отбор самых интересных и показательных произведений из каждой книги для творческой презентации.

Желание учащихся «оживить» книги и жанрово-родовая специфика художественных произведений обусловили выбор следующих форм презентации выставки книг:

- театрализация (пьеса А. Гиваргизова «Контрольный диктант» была представлена как сценка из журнала «Ералаш»);

- художественный пересказ (рассказ «Ненасытная тряпка» из «Школы ужасов» Г. Остера был воспроизведен с максимальным сохранением стилистики и атмосферы «страшной истории», чтобы акцентней прозвучала юмористическая развязка истории; рассказ «Целоваться запрещено!» из одноименного сборника К. Драгунской также был озвучен с сохранением авторского стиля, ориентированного на устное рассказывание занимательной истории);

- литературное творчество учащихся, связанное с созданием собственных текстов абсурдистского характера (подобную форму деятельности подсказывает писатель Г. Остер, предлагая в своем сборнике «Школа ужасов» ряд завязок «страшных историй» - «Чудовищный ремонт», «Экскурсия во мрак», «Вечный диктант» - с заданием «Допиши этот ужастик»; создание текстов по аналогии с рассказом К. Драгунской «Когда я была маленькая», помимо творческих способностей, развивает у читателя-соавтора самоиронию, умение видеть глупое и нелепое в собственной жизни и, смеясь, освобождаться от него). Лучшие работы учащихся могут быть оформлены в виде газеты, альманаха, сборника (то есть описанный нами проект «Живая выставка книг» может быть продолжен работой над следующим проектом издательского характера).

С И

я

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и

РМ

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[-4 <

э

с

к

н и

и

Эффективность реализованной методической модели была подтверждена фактами читательского интереса к представленным на «живой» выставке книг произведениям (учащиеся взяли сборники с выставки книг для домашнего чтения, а также были многочисленные обращения в школьную библиотеку), активного самостоятельного чтения подобных текстов младшими подростками в каникулярное время (ведение читательских дневников, создание собственных текстов «Допиши ужастик» и «Когда я был(а) маленьким(ой)»).

Заключение. Обращение в школьной практике к современным художественным текстам абсурдистского характера, адресованным читателю-ребенку, значительно расширяет представление учащихся о функциональном многообразии детской литературы. Помимо неоспоримых в своей значимости познавательных и воспитательных задач, развлекательная составляющая детских произведений при умелой организации педагогического процесса, грамотном выборе форм деятельности (творческих, игровых, соответствующих природе исследуемых произведений) может иметь психотерапевтический эффект, способствовать снятию напряжения, возникающего от накапливаемых учеником трудностей и проблем школьной жизни. Как следствие, детская абсурдистская литература возвращает ребенку чистоту, искренность и наивность мировосприятия, освобождая его от ненужных страхов и комплексов взросления.

Библиографический список

1. Анохина Н.Е. Урок-знакомство: Артур Гиваргизов. Изучение современной детской литературы в 5 классе // Филологический класс. 2016. № 3 (45). С. 54-57.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 1997. 448 с.

3. Бобина Т.О. Современная литература для детей: темы и жанры: учеб. пособие для студ., обучающ. по спец. 071201 «Библиотечно-

информационная деятельность» / сост. Т.О. Бобина. Челябинск, 2013. 191 с.

4. Гиваргизов А. Контрольный диктант и древнегреческая трагедия: пьесы: для сред. шк. возраста [ил. А. Войцеховского]. М.: Самокат, 2009. 80 с.

5. Гутрина Л.Д. «Все наоборот» в поэтическом мире Артура Гиваргизова (по книге «Драконы и милиционеры») // Детская литература сегодня: сб. науч. ст. Екатеринбург: УрГПУ. 2010. С. 125-129.

6. Драгунская К.В. Целоваться запрещено! / худож. М. Федоровская. М.: Астрель: АСТ, 2008. 350 с.

7. Кочергина А.А. Приемы построения абсурдного текста у Артура Гиваргизова // Современные тенденции развития науки и технологий. Белгород. 2016. № 3-4. С. 39-44.

8. Кутейникова Н.Е. Навигатор по современной отечественной детско-подростковой и юношеской литературе: метод. рекомендации. М.: МАЭСТРО ПлаТинум, 2017. 158 с.

9. Кутейникова Н.Е. О списках литературы для самостоятельного чтения школьников // Школьная библиотека: информационно-методический журнал. 2016. № 8. С. 67-71.

10. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М.: Ин-телвак, 2001. 1600 с.

11. Макрушина С.А. Пьеса Людмилы Петрушев-ской «Уроки музыки» (XI класс) // Литература в школе. 2014. № 4. С. 31-33.

12. Маранцман В.Г. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2005 (ОАО Иван. обл. тип.). 222 с.

13. Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2002. 174 с.

14. Оводенко Ю.В. Формирование представлений о своеобразии стиля Л. Петрушевской (XI класс) // Литература в школе. 2016. № 2. С. 27-30.

15. Остер Г.Б. Вредные советы и другие истории. М.: Астрель: АСТ, 2008. 462 с.

16. Пеннак Д. Как роман: эссе / пер. с франц. Н. Шаховской. М.: Самокат, 2005. 196 с.

17. Программа по литературе для образовательных учреждений (5-11 классы) / А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева, А.К. Кисилев, И.И. Мурзак,

A.Л. Ястребов. М.: Дрофа, 2010. 80 с.

18. Суровцева К.А. Приемы и функции абсурда в пьесах Артура Гиваргизова // Актуальные проблемы современной гуманитористики: матер. VIII Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей. Красноярск, 25 апреля 2018 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Н.В. Ковтун. Красноярск, 2018. С. 32-35.

19. Уминова Н.В. «Школьная тема в современной литературе» в рамках предпрофильной подготовки учащихся» // Вестник КГПУ им.

B.П. Астафьева. 2017. № 1. С. 39-43.

20. Хомич Э.П. Подросток в литературе нового типа // Литература в школе. 2016. № 7.

C. 17-19.

21. Черняк М.А. «Детский угол»: тенденции современной прозы для детей и подростков // Черняк М.А. Актуальная словесность XXI века: Приглашение к диалогу: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2017. 232 с.

22. Черняк М.А. Петербургский акцент в литературе абсурда XX века // Библиотечное дело. 2014. № 24 (234). С. 2-7.

23. Эверс Х.Х. Введение в детскую и юношескую литературу // Ewers H.-H. Literatur für Kinder und Jugentliche. Eine Einführung. Frankfurt am Main, 2000.

24. Notable Books for a Global Society [Электронный ресурс]. URL.: http://clrsig.org/index. php

25. Plekhanova I. Naive and game of primitivism as the strategy of overcoming the relativism of post-modern // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2018. № 11 (3). P. 396-413.

С

PQ £ a

4

с

PQ

s

ES

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

о

ë и ft

s

>>

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-120

CONTENT AND METHODICAL ASPECTS OF STUDYING MODERN ABSURDIST LITERATURE FOR CHILDREN IN SCHOOL

N.V. Uminova (Krasnoyarsk, Russia) K.A. Surovtseva (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Problem and goal. The article substantiates the psychological and pedagogical potential of modern children's literature, which has an absurd and humorous orientation, and provides guidelines for the inclusion of such works into the teenagers' reading list. The problem is caused by active discussion in pedagogical circles about educational and socialising functions of absurd children's literature. The purpose of the article is to determine the content and methodological approaches to the study of modern literature addressed to the child-reader and based on the tradition of absurdity (based on works by K. Dragunskaya, G. Oster, A. Givargizov).

The methodology of the article is the analysis and synthesis of scientific and methodological literature on the issues of children's reading, as well as a description of experimental work, including ascertaining experiment (survey)

and search experiment (project activities for the organisation of extracurricular reading of 5th grade students).

Results. On the basis of modern approaches to the educational process a methodical model is developed, focusing on the inclusion of works of an absurd nature into the children's reading list. The functional significance of such texts associated with the concept of «laughter therapy» is substantiated, and the main content aspects important for discussion with students are indicated.

Conclusion. The author's concept of the study of modern absurdist children's literature proposed in the article can be implemented in the practice of school literature teaching in order to achieve important psychological and socialising goals.

Keywords: methods of teaching literature, project activity, poetics of absurdity, modern children's literature, laughter therapy.

References

1. Anokhina N.E. Lesson-acquaintance: Arthur Givargizov. The study of modern children's literature in the 5th grade // Philological class. 2016. No. 3 (45). P. 54-57.

2. Arzamastseva I.N., Nikolaev S.A. Children's literature: textbook for students of secondary pedagogical institutions. 2 edition, rev. M.: Academy, 1997. 448 p.

3. Bobina T.O. Modern literature for children: themes and genres: textbook for students majoring in 071201 Library and information activities. Chelyabinsk, 2013. 191 p.

4. Givargizov A. Controlled dictation and ancient Greek tragedy: plays: for secondary school [illustrations of A. Wojciechowski]. M.: Scooter,

2009. P. 80.

5. Gurina L.D. «Reversed» in the poetic world of Arthur Givargizov (according to the book «Dragons and policemen») // Children's literature today: collection of scientific articles. Ekaterinburg: Ural state pedagogical University.

2010. P. 125-129.

6. Dragunskaya K.V. Kissing is forbidden! / art. M. Fedorovskaya. M.: Astrel: AST, 2008. 350 p.

7. Kochergina A.A. Methods of construction of the absurd text in Arthur Givargizov's works // Modern tendencies of development of science and technologies. Belgorod. 2016. No. 3-4. P. 39-44.

8. Kuteynikova N.E. Navigating in modern Russian children and adolescents and youth literature: guidelines. M.: MAESTRO plaTinum, 2017. 158 p.

9. Kuteynikova N. E. On out-of-classroom reading lists for school students // School library: Information and methodological journal. 2016. No. 8. P. 67-71.

10. Literary encyclopaedia of terms and concepts / ed. by A.N. Nikolyukin. M.: Intelvak, 2001. 1600 p.

11. Makrushina S.A. Lyudmila Petrushevskaya's play «Music lessons» (XI grade) // Literature at school. 2014. No. 4. P. 31-33.

12. Marantsman V.G. Schooling programmes. The programme of literary education. 5-9 classes. M.: Education, 2005 (Ivanovo regional printing house). 222 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Mineralova I.G. Children's literature: textbook for university students. M.: VLADOS, 2002. 174 p.

14. Ovodenko Yu. V. Formation of ideas about the originality of the L. Petrushevskaya's style (XI grade) // Literature at school. 2016. No. 2. P. 27-30.

15. Oster G.B. Harmful advice and other stories. M.: Astrel: AST, 2008. 462 p.

16. Pennak D. Like a novel: essays / translated from the French. N. Shakhovskaya. M.: Samokat, 2005. 196 p.

17. The programme for Literature schooling (Class 5-11) / A.G. Kutuzov, E.S. Romanycheva, A.K. Kiselev, I.I. Mursak, A.L. Yastrebov. M.: Drofa, 2010. 80 p.

18. Surovtseva K.A. Methods and functions of the absurd in the plays of Arthur Givargizov // Relevant problems of modern Humanitaristics: materials of the VIII International scientific-practical conference of students, postgraduates and teachers. Krasnoyarsk, 25 April 2018 [Electronic resource] / resp. ed. N. In. Kovtun. Krasnoyarsk, 2018. P. 32-35.

19. Uminova N.V. School theme in modern literature in the framework of pre-profile training of

students // Bulletin of Krasnoyarsk state pedagogical University named after V. P. Astafiev. 2017. No. 1. P. 39-43.

20. Khomich P.E. Teen in the literature of a new type // The Literature at school. 2016. No. 7. P. 17-19.

21. Chernyak M.A. «Children's corner»: tendencies of modern prose for children and teenagers // Relevant literature of the XXI century: Invitation for dialogue: textbook. M.: Flinta: Nauka, 2017. 232 p.

22. Chernyak M.A. St. Petersburg's accent in the literature of absurd of the XX century // Librari-anship. 2014. No. 24 (234). P. 2-7.

23. Evers H.H. Introduction to children's and youth literature // Ewers H.-H. Literatur für Kinder und Jugentliche. Eine Einführung. Frankfurt am Main, 2000.

24. Notable Books for a Global Society [Electronic resource]. URL.: http://clrsig.org/index. php

25. Plekhanova I. Naive and game of primitivism as the strategy of overcoming the relativism of post-modern // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2018. No. 11 (3). P. 396-413.

С PQ

£ a

4

с

PQ

¡5 к

EÜ W H Я

и ^

ш PQ

к

о

к

w PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S К

Н

и

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.