ИДЕТ УРОК
УДК 372.882.161.1:371.321
ББК Ч426.839(=411.2)-058.0 ГСНТИ 14.25.07 Код ВАК 13.00.02
Э. Р. Бикбаева
Екатеринбург, Россия
ЛУЧШЕ ЛЬ ГОРЬКАЯ ПРАВДА? (УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
ПО РАССКАЗУ А. ЖВАЛЕВСКОГО И Е. ПАСТЕРНАК «ПРАВДА»)
Аннотация. Урок внеклассного чтения по рассказу из сборника А. Жвалевского и Е. Пастернак ориентирован на формирование Я-концепции школьника. Урок построен на основе стратегий смыслового чтения («ориентиры предвосхищения», «чтение про себя с вопросами»), в нем использованы разные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная. Работа над рассказом ориентирована на анализ системы персонажей, внешнего и внутреннего конфликтов, сквозного образа. Определяющим при выборе произведения для внеклассного чтения является принцип актуализации преемственных связей с произведениями классической литературы, изучаемыми в 6-ом классе. Это дает ученикам возможность вспомнить и переосмыслить содержание ранее прочитанных произведений, осознать актуальность проблем, которые поднимают писатели разных эпох, а также ценность идей, которые они утверждают. Именно современная детская литература является мощным средством духовного развития личности, питая ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, которые можно реализовать в современном обществе.
Ключевые слова: детская литература; внеклассное чтение; методика преподавания литературы; методика литературы в школе; подростки; смысловое чтение; нравственность.
E. R. Bikbayeva
Ekaterinburg, Russia
IS HONESTY THE BEST POLICY?
(LESSON PLAN OF EXTRACURRICULAR READING BASED ON THE STORY «THE TRUTH» BY A. ZHVALEVSKY AND E. PASTERNAK)
Abstract. The lesson of extracurricular reading based on the story from the collection of A. Zhvalevsky and E. Pasternak is focused on the formation of the student's self-concept. The lesson is built on the basis of semantic reading strategies («orientation of anticipation», «silent reading with questions»), it uses different forms of work — collective, group, individual. The work with the story is focused on the analysis of the system of characters, external and internal conflicts and cross-cutting image. The principle of actualization of successive links with the works of classical literature is determinative when choosing a book for extracurricular reading in the 6th grade. This gives pupils the opportunity to recall and rethink the content of the books previously read, to understand the relevance of the problems raised by the writers of different eras, as well as the value of the ideas they affirm. It is modern children's literature that is a powerful means of spiritual development of the personality, feeding the mind and imagination of the child, revealing to him new worlds, images and patterns of behavior that can be realized in modern society.
Keywords: children's books; extracurricular reading; methods of teaching Literature; methods of teaching Literature at school; teenagers; semantic reading; morality.
Современное образование нацелено на достижение не только предметных и метапредметных, но и личностных результатов, которые связаны с формированием Я-концепции ученика, то есть на становление его взгляда на себя в мире, на нормы и правила жизни в социуме [ФГОС: 5-6]. Отвечая поставленным задачам, программный материал по литературе может и должен быть дополнен произведениями современной прозы для подростков.
«Известно, что если к 12 годам ребёнок не становится активным читателем, если в свободное время он не читает самостоятельно выбранные книги, то этот пробел в полной мере он никогда не восполнит» [Сметанникова: 7]. Надо стремиться к тому, чтобы ребенок стал активным читателем современной литературы именно в раннем подростковом возрасте, когда и формируется его Я-концепция. Подростку необходима детская литература о современной жизни; та литература, которая дает возможность постепенного расширения взгляда на окружающий мир, в которой главный герой — подросток, вступающий в жизнь, главная проблема — самоопреде-
ление личности; литература, которая написана на понятном подростку языке. Это нужно для того, чтобы ребенок мог в пространстве литературы в выдуманном за него устойчивом мире «получить последнюю прививку онтологической устойчивости» перед вхождением во взрослую жизнь [Литовская 2010: 30].
Крайне важна в этой ситуации продуманная, методически грамотная деятельность учителя по организации внеклассного чтения. Нужно научить подростка выбирать книгу, настраиваться на восприятие содержания, самостоятельно понимать прочитанное. Покажем, как можно работать с рассказом А. Жвалевского и Е. Пастернак «Правда» из сборника «Типа смотри короче» на уроках внеклассного чтения в опоре на стратегии смыслового чтения текста [Сметанникова 2011: 42, 46].
В основном при работе по внеклассному чтению по современной детской литературе организующим является принцип актуализации преемственных связей с произведениями классической литературы. Ключевая проблема рассказа Жвалевского-
Пастернак — выбор поступка, мучительное размышление о том, нужно ли сказать правду. Герои-подростки в русской литературе неоднократно попадали в подобные ситуации. Рассказ, таким образом, может быть рассмотрен в сопоставлении, например, с рассказом В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», повестью В. Г. Короленко «В дурном обществе» и другими произведениями.
Форма урока: беседа на основе стратегий смыслового чтения.
Планируемые результаты обучения
Личностные: воспитывать у обучающихся чувство справедливости, способность принимать решение по совести.
Предметные: выявить конфликт(ы) в рассказе и определить его (их) характер; определить способы раскрытия внутреннего конфликта героини (описание, несобственно прямая речь, художественная деталь); развивать у обучающихся умение осмысленно читать художественный текст.
Метапредметные: формировать навык смыслового чтения, умение задавать вопросы к тексту; способность формулировать вопросы к уроку (ставить проблему урока); совершенствовать у обучающихся умение формулировать устные высказывания, участвовать в диалоге, делать выводы.
Оборудование: карточки с пословицами, текст рассказа, разбитый на фрагменты.
Домашнее задание к уроку: определить по толковому словарю значение слова «правда».
Ход урока
1 этап. Мотивация. Постановка проблемы.
а) Используется стратегия смыслового чтения «Ориентиры предвосхищения». Ученикам раздаются карточки с пословицами.
Учитель: Прочитайте пословицы и отметьте те, с которыми вы согласны [Пословицы и поговорки 2007: 39-41]. Поставьте знаки «плюс» или «минус» в первую колонку таблицы. Ученики каждый самостоятельно обдумывают пословицы.
Далее следует обсуждение пословиц. Ученики высказывают разные мнения. В процессе работы реализуется и домашнее задание (толкование слова «правда»). Приведем вероятностные ответы учащихся, отражающие их понимание пословиц о правде.
Первая пословица оказывается для ребят спорной, потому что, сказав другу правду, можно его оби-
деть, это может стать причиной ссоры. С другой стороны, настоящей дружбы один случай не разрушит.
Вторая пословица кажется верной, если речь не идет о конкретном случае: почти все мы знаем, как тяжело слышать правду, принимать ее.
Третья пословица большей части учеников не вполне понятна. С ней они, в основном, не соглашаются, настаивая на том, что «правда должна быть».
Четвертая пословица после обсуждения третьей заставляет задуматься: бывают ситуации, когда тяжело хранить правду, тяжело всегда говорить правду: появляется много недоброжелателей, люди обижаются на правду, могут затаить злобу, начать мстить, будут сторониться. Человек, всегда говорящий правду, рискует остаться в одиночестве.
В верности пятой пословицы почти никто не сомневается, хотя всей ее глубины ребята не понимают.
б) Учитель: Какие вопросы возникли у вас после работы с пословицами о правде?
Ученики:
Нужно ли открывать друзьям «горькую» правду?
Как поступать, если не знаешь, что будет, когда откроешь правду?
Выигрывает или проигрывает человек, говоря «горькую» правду?
в) Учитель объявляет тему урока: «Лучше ль горькая правда?»
Ученики записывают тему в тетрадь.
Учитель: Сегодня мы попробуем решить эти сложные вопросы, читая рассказ А. Жвалевского и Е. Пастернак «Правда».
2 этап. Чтение и осмысление текста.
а) Используется стратегия текстовой деятельности «Чтение про себя с вопросами».
Учитель: Прочитайте начало рассказа до слов: «Короче, дважды два четыре, и никаких вариантов» [Жвалевский, Пастернак 2016: 70-71]. Сформулируйте вопросы по этой части рассказа для одноклассников.
Ученики задают друг другу вопросы:
Почему в журнале стоят «десятки»?
Кто герои рассказа?
Что произошло в классе?
Из-за чего произошел скандал?
Кто главный герой этой истории?
Кто и о чем переживает?
Учитель может дать короткую справку об авторах, поясняя, почему максимальный балл в журнале — «десятка». А. Жвалевский и Е. Пастернак — писатели из Республики Беларусь, которые пишут на русском языке. Авторы сотрудничают уже почти 15 лет. Они рассказывают о себе, что «начинали как «взрослые» писатели ...а потом доросли до подростковых» [Материалы. URL]. А. Жвалевский и Е. Пастернак совместно создали увлекательнейшие книги для подростков: «Время всегда хорошее», «Я хочу в школу», «Бежим отсюда», «Открытый финал», «Типа смотри короче» и другие. Их повести и рассказы — о ребятах, которые учатся в обычных (или в не совсем обычных) школах, с ними происходят истории, которые помогают им узнать друг друга, разобраться в себе, открыть много интересного. Кстати, «десятки» герои книг получают, потому что
До чтения Пословицы После чтения
Говорить правду — не терять дружбу.
Горькая правда приятней сладкой лжи.
Правде нигде нет места.
На правде не далеко уедешь: либо затянешься, либо надорвешься.
И в бедах люди живут, а в неправде пропадают.
в школах Республики Беларусь 10-балльная система оценивания.
Ученики дают ответы и поясняют свои суждения:
Герои рассказа — Маша, Катя и Саша. Саша, чтобы обратить на себя внимание Кати, которая влюблена в другого мальчика, ставит ей в журнал две «десятки» по математике. Подозрения падают на саму Катю. А Саша струсил и не признался, что это сделал он. О переживаниях Маши сказано в самой первой строке: «Как же гадко было на душе у Маши! Так мерзко не было её двенадцатилетней душе ещё ни разу» [Жвалевский, Пастернак 2016: 70]. Именно с ее позиции передано все, что произошло. Именно она случайно видела, как Саша выходил из учительской с журналом, она одна знает правду. И то, что чувствуют Катя и Саша, передано с позиции Маши: Катя «ревела три урока подряд», а Саша «сидит себе в сторонке и делает вид, что вообще ни при чём» [Жвалевский, Пастернак 2016: 71]. Заострено внимание на том, что Саша ведет себя странно. Главная героиня рассказа, скорее всего, Маша, во-первых, потому что только она знает правду, а во-вторых, рассказ хоть и написан от 3 -его лица, но мы как будто слышим в авторской речи голос Маши, ее мнение о происходящем. Создается впечатление, что именно от Маши будет зависеть, как решится эта непростая ситуация.
б) Учитель: Читаем рассказ дальше — до слов: «И вообще — ябедничать нехорошо!». [Жвалевский, Пастернак 2016: 71-72]. Ученики читают фрагмент рассказа.
Учитель: Работаем в парах: один задает вопросы, другой отвечает. Вопросы и ответы запишите в тетради. Учитель наблюдает за работой, смотрит, какие записи появляются. Возможные варианты вопросов и ответов:
в) Учитель предлагает прочитать дальше — до слов: «Оч хорошо». [Жвалевский, Пастернак 2016: 72-73]. Работа осуществляется тем же образом, только ученики меняются ролями: тот, кто задавал вопросы на предшествующем этапе работы, теперь отвечает на вопросы соседа по парте.
Возможные вопросы и ответы учащихся:
в) Учитель: Следующая фраза в рассказе: «И в этот момент Маша приняла решение». Почему именно в этот момент? [Жвалевский, Пастернак 2016: 73-74].
Ученики: Поступок мамы подтолкнул Машу к этому. Мама честно расплатилась за свое нарушение, и совесть ее чиста, на душе нет чувства вины. Она не стала подстраиваться под ситуацию, делать так, как ждут, как поступают обычно. Маша уже не умом, а сердцем почувствовала, какое решение надо принять.
г) Учитель: Читаем рассказ до конца.
Учитель: На какие вопросы вы получили ответ
в конце рассказа?
Ученики: Какие последствия имело решение Маши? Правильным ли оно было? Почему в конце рассказа опять появляется льдинка?
Саша сначала повел себя непорядочно, но потом признался, и у них с Катей завязались дружба. Машу это огорчает, но она чувствует и понимает, что пережитые терзания хуже, чем видеть вместе Сашу с Катей. Она с легкостью, с хрустом раздавила льдинку.
3 этап. Рефлексия.
а) Учитель: Вспомните, что свойственно для рассказа как жанра, и определите, что стало событием в рассказе «Правда»?
Ученики: Рассказ — это эпическое произведение малой формы, где повествуется об одном событии, в котором раскрывается характер человека, его судьба. «Правда» — рассказ, потому что здесь в жизни Маши произошло важное событие: она, может быть, в первый раз в жизни приняла самостоятельное решение, выстрадала его.
Учитель: Что сумела преодолеть Маша в сложной душевной борьбе?
Ученики: Сначала ее мучили мысли, что будут чувствовать и думать другие. Она пыталась найти
Вопросы Ответы
Какие варианты решения проблемы были у Маши? Почему Маша не может найти решения проблемы? Маша решает вопрос, рассказать или нет. Для этого надо решить, кому рассказать. Маша пытается предположить, как Саша, Катя, классная отреагируют на правду. И не может принять решение.
Какой смысл имеет ледышка, которую пинает Маша? Разбиваются вдребезги попытки Маши решить головоломку. В ее душе нет ясности, цельности.
Что происходит с Машей дома? Как переданы переживания Маши? У девочки все валится из рук, все не так: «уроки не делались», «по телеку показывали сплошную фигню», «игры надоели до дрожи», «мама приехала неожиданно», «еда в горло не лезла, одежда не надевалась, тренировка вызывала дикое отвращение» [Жвалевский, Пастернак 2016: 71]. Все, что раньше было нормой и вызывало радость, сейчас отходит на второй план, существует «на заднем фоне», потому что Маша поглощена решением вопроса, как поступить.
Почему она не может найти выход? Она не может решить, кого спасать, в чью пользу делать выбор.
Вопросы Ответы
Зачем Маша обращается к маме? О чем она спрашивает маму? Почему не открывает правду маме? Маша словно хочет убедиться, что ее нравственные принципы верны: ябедничать нехорошо. Маше нужно сделать выбор: кто будет страдать: невиновная Катя или Саша, а вместе с ним Маша.
Зачем опять упоминается льдинка? «Как моё сердце», — сравнила Маша. Ей кажется, что вспомнила про льдинку некстати, но на самом деле, она, видимо, почувствовала, что логически, умом эту задачу не решить.
Что произошло по дороге? Мама превысила скорость и честно оформила штраф.
Какое впечатление произвел на Машу поступок мамы? Маша предлагала маме дать взятку, спрашивала, не жалко ли ей денег на штраф. Поступок мамы ее удивил.
решение с оглядкой на них. А в конце концов прислушалась к себе, к голосу сердца.
Учитель: Кто еще из героев рассказа делает выбор?
Ученики: Мама Маши, Саша, возможно, Катя.
Учитель: В каких произведениях герои решают подобные вопросы? Чем они похожи на Машу, а чем нет?
Ученики: Герой рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» попал в сложную ситуацию и соврал бабушке, одна ложь повлекла за собой другую. В отличие от Маши, мальчик чувствовал, что делает неправильно, но не смог сказать правду. Его ожидало горькое запоздалое раскаяние. В повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» мальчик скрывал от близких правду, боясь подвести, выдать друзей, которым эта правда могла навредить. Вася боялся отца, но был готов страдать и понести наказание, потому что был уверен, что спасает этим Ва-лека и Марусю.
б) Учитель: Вернемся к пословицам о правде. Отметьте, согласны ли вы с ними теперь, после чтения рассказа (дети делают записи в третьей колонке таблицы).
Учитель: Изменилось ли ваше мнение?
Как бы вы сейчас ответили на вопросы, которые сформулировали в начале урока?
Нужно ли открывать друзьям «горькую» правду?
Как поступать, если не знаешь, что будет, когда откроешь правду?
Выигрывает или проигрывает человек, говоря «горькую» правду?
Ученики: Тот, кто не выдержит твоей правды, скорее всего, вовсе тебе не друг. Поступать нужно по совести, честно. С правдой жить легче.
Домашнее задание на выбор: 1. Написать отзыв о рассказе в дневник читательских приключений. 2. Написать рассказ от лица Саши или Кати.
ЛИТЕРАТУРА
Жвалевский А., Пастернак Е. Типа смотри короче. — М.: Время, 2016. — 152 c.
Литовская М. А. «Время всегда хорошее»: социальная психология для современного подростка // Детская литература сегодня: материалы научно-практического семинара. — Екатеринбург, 2010. — С. 29-34.
Материалы сайта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://az-book.info/.
Пословицы и поговорки / сост. В. Д. Сысоев. — М., 2007. — 65 с.
Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. — М.: БАЛАСС, 2011. — 125 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 от 29 декабря 2014 г. № 1644 от 31 декабря 2015 № 1577 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D00/oBA0/oD10/o83%D0%BC%D0 %B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения: 02.09.2017).
REFERENCES
ZhvalevskiyA., PasternakE. Tipa smotri koroche. — M.: Vremya, 2016. — 152 c.
Litovskaya M. A. «Vremya vsegda khoroshee»: sotsial'-naya psikhologiya dlya sovremennogo podrostka // Detskaya literatura segodnya: materialy nauchno-prakticheskogo seminara. — Ekaterinburg, 2010. — S. 29-34.
Materialy sayta [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://az-book.info/.
Poslovitsy i pogovorki / sost. V. D. Sysoev. — M., 2007. — 65 s.
Smetannikova N. N. Obuchenie strategiyam chteniya v 5-9 klassakh: kak realizovat' FGOS: posobie dlya uchitelya. — M.: BALASS, 2011. — 125 s.
Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart os-novnogo obshchego obrazovaniya: utverzhden prikazom Minis-terstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dek-abrya 2010 g. № 1897 ot 29 dekabrya 2014 g. № 1644 ot 31 dekabrya 2015 № 1577 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0% B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (data obrashcheniya: 02.09.2017).
Данные об авторе
Эльвира Ринатовна Бикбаева — учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МАОУ лицей № 12 (Екатеринбург).
Адрес: 620034, Россия, г. Екатеринбург, ул. Готвальда, 15а. E-mail: [email protected].
About the author
Elvira Rinatovna Bikbayeva, Teacher of Russian and Literature, Higher Qualification Category, School № 12 (Ekaterinburg).