Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ГЕОГРАФИЯ" НА ОСНОВЕ ПОТЕНЦИАЛА УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ГЕОГРАФИЯ" НА ОСНОВЕ ПОТЕНЦИАЛА УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ГЛОБАЛИСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GEOGRAPHICAL EDUCATION / GLOBALISATION / GLOBAL PROBLEMS OF HUMANITY / GLOBALISTIC COMPONENT OF SCHOOL GEOGRAPHICAL EDUCATION / METHODOLOGICAL SYSTEM / TERM ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купцов Сергей Евгеньевич, Синицын Игорь Сергеевич

Современное географическое образование переживает этап обновления содержания. В условиях глобализации и постоянно возникающих проблем и противоречий, носящих общечеловеческий характер проявления, ключевым сюжетом школьного географического образования на уровне старшей школы могут стать глобальные проблемы человечества, изучение которых позволит не только сформировать комплекс образовательных результатов, закреплённых нормативными документами, но и содействовать у школьников становлению глобального типа мышления и поведения, обеспечить формирование ценностного отношения к окружающей действительности и понимание значимости собственной деятельности, направленной на обеспечение устойчивости и сбалансированности развития всего человечества. В настоящей статье определяются содержательные основы изучения глобальных проблем человечества по шести контекстам, имеющим личностный аспект для учащихся. В статье представлена методическая система изучения глобальных проблем человечества в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности и представляющая собой совокупность целевого (цель-идеал и цель-средство, соотнесенные с компонентами изучения: когнитивным, праксиологическим и аксиологическим), содержательного (контексты изучения глобальных проблем и уровни их рассмотрения), процессуального (формы, приемы, методы и технологии обучения, обеспечивающие комплексный характер изучения глобальных проблем современности), результативно-оценочного (критерии, показатели и уровни овладения содержанием о глобальных проблемах человечества) блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купцов Сергей Евгеньевич, Синицын Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND METHODOLOGICAL BASES FOR STUDYING GLOBAL PROBLEMS OF HUMANITY IN THE FRAMEWORK OF THE SUBJECT "GEOGRAPHY" BASED ON THE POTENTIAL OF EXTRACURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Modern geographical education is undergoing a stage of updating its content. In the context of globalisation and constantly emerging problems and contradictions that have a universal character of manifestation, the key theme of school geographical education at the high school level can include global problems of humanity, the study of which will not only form a set of educational results, fixed by normative documents, but also help pupils to form a global type of thinking and behaviour, ensure the formation of a value attitude to the surrounding reality and understanding the significance of their own activities, aimed at ensuring the sustainability and balance of the development of all mankind. This article defines the content bases for studying global problems of humanity in six contexts that have a personal aspect for pupils. The article presents a methodological system for studying global problems of humanity in the process of both regular and extracurricular activities and represents a set of target (goal ideal and goal-means, correlated with the components of learning: cognitive, praxiological and axiological), content (contexts of studying global problems and levels of their consideration), procedural (forms, techniques, methods and technologies of learning that ensure the complex nature of the study of global problems of our time), performance-evaluation criteria, indicators and levels of mastering content about global problems of humanity) blocks.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ГЕОГРАФИЯ" НА ОСНОВЕ ПОТЕНЦИАЛА УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-187-192 УДК 372.8:91

Купцов Сергей Евгеньевич

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Синицын Игорь Сергеевич

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» НА ОСНОВЕ ПОТЕНЦИАЛА УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современное географическое образование переживает этап обновления содержания. В условиях глобализации и постоянно возникающих проблем и противоречий, носящих общечеловеческий характер проявления, ключевым сюжетом школьного географического образования на уровне старшей школы могут стать глобальные проблемы человечества, изучение которых позволит не только сформировать комплекс образовательных результатов, закреплённых нормативными документами, но и содействовать у школьников становлению глобального типа мышления и поведения, обеспечить формирование ценностного отношения к окружающей действительности и понимание значимости собственной деятельности, направленной на обеспечение устойчивости и сбалансированности развития всего человечества. В настоящей статье определяются содержательные основы изучения глобальных проблем человечества по шести контекстам, имеющим личностный аспект для учащихся. В статье представлена методическая система изучения глобальных проблем человечества в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности и представляющая собой совокупность целевого (цель-идеал и цель-средство, соотнесенные с компонентами изучения: когнитивным, праксиологическим и аксиологическим), содержательного (контексты изучения глобальных проблем и уровни их рассмотрения), процессуального (формы, приемы, методы и технологии обучения, обеспечивающие комплексный характер изучения глобальных проблем современности), результативно-оценочного (критерии, показатели и уровни овладения содержанием о глобальных проблемах человечества) блоков.

Ключевые слова: географическое образование, глобализация, глобальные проблемы человечества, глобалистиче-ский компонент школьного географического образования, методическая система, урочная деятельность, внеурочная деятельность.

Информация об авторах: Купцов Сергей Евгеньевич, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0269-2229, аспирант, ассистент, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль, Россия.

E-mail: djkupcov@mail.ru

Синицын Игорь Сергеевич, ORCID https://orcid.org/0000-0002-7096-1005, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г Ярославль, Россия.

E-mail: 1010.86@mail.ru

Дата поступления статьи: 15.05.2020.

Для цитирования: Купцов С.Е., Синицын И.С. Содержательные и методические основы изучения глобальных проблем человечества в рамках учебного предмета «География» на основе потенциала урочной и внеурочной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинети-ка. 2020. Т. 26, № 3. С. 187-192. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-187-192.

Sergey Ye. Kuptsov

Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University

Igor' S. Sinitsyn

Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University

CONTENT AND METHODOLOGICAL BASES FOR STUDYING GLOBAL PROBLEMS OF HUMANITY IN THE FRAMEWORK OF THE SUBJECT «GEOGRAPHY» BASED ON THE POTENTIAL OF EXTRACURRICULAR

AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Modern geographical education is undergoing a stage of updating its content. In the context of globalisation and constantly emerging problems and contradictions that have a universal character of manifestation, the key theme of school geographical education at the high school level can include global problems of humanity, the study of which will not only form a set of educational results, fixed by normative documents, but also help pupils to form a global type of thinking and behaviour, ensure the formation of a value attitude to the surrounding reality and understanding the significance of their own activities, aimed at ensuring the sustainability and balance of the development of all mankind. This article defines the content bases for studying global problems of humanity in six contexts that have a personal aspect for pupils. The article presents a methodological system for studying global problems of humanity in the process of both regular and extracurricular activities and represents a set of target (goal ideal and goal-means, correlated with the components of learning: cognitive, praxiological and axiological), content (contexts of studying global problems and levels of their consideration), procedural (forms, techniques, methods and technologies of learning that ensure the complex nature of the

© Купцов С.Е., Синицын И.С., 2020

Педагогика. Психология. Социокинетика № 3

187

study of global problems of our time), performance-evaluation criteria, indicators and levels of mastering content about global problems of humanity) blocks.

Keywords: geographical education, globalisation, global problems of humanity, globalistic component of school geographical education, methodological system, term activities, extracurricular activities.

Information about authors: Sergey Ye. Kuptsov, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0269-2229, post-graduate student, assistant, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Yaroslavl, Russia.

E-mail: djkupcov@mail.ru

Igor' S. Sinitsyn, ORCID https://orcid.org/0000-0002-7096-1005, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Ushinsky Yaroslavl State Pedagogic University, Yaroslavl, Russia.

E-mail: 1010.86@mail.ru

Article received: May 15, 2020.

For citation: Kuptsov S.Ye., Sinitsyn I.S. Content and methodological bases for studying global problems of humanity in the framework of the subject «Geography» based on the potential of extracurricular and extracurricular activities. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 3, pp. 187-192 (In Russ.). DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-187-192.

Современное образование на всех уровнях переживает этап серьезных изменений, заключающихся в поиске нового вектора развития, прежде всего содержания образования. Данная позиция четко была обозначена в Федеральной целевой, а позднее и государственной программе развития образования в Российской Федерации на 2016-2020 гг. С этой целью в нашей стране началась разработка концепций развития предметных областей и отдельных учебных предметов. География, в определённом смысле пережившая существенные метаморфозы в связи с принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего и потерявшая свои позиции в ряду остальных школьных предметов, в этом плане не стала исключением. В течение достаточно длительного периода времени шло обсуждение концепции развития географического образования, авторы-разработчики которой попытались ответить на вопрос «Как вернуть былой престиж предмета и мотивировать учащихся на его изучение?» К сожалению, обделенным остался вопрос именно с содержательным обновлением географического образования, которое и могло бы стать драйвером его дальнейшего развития.

Содержание географического образования в разные периоды перестаивалось и пересматривалось с позиций комплексного, страноведческого, культурологического и гуманистического подходов. Но в современных реалиях содержательным сюжетом его обновления, на наш взгляд, должны стать глобальные проблемы человечества. В связи с этим считаем необходимым раскрыть содержательные основы и методические особенности изучения глобальных проблем для достижения, с одной стороны, комплекса образовательных результатов, закреплённых нормативными документами, а с другой - содействия у школьников становлению глобального типа мышления и поведения [Урсул: 66], обеспечения формирования ценностного отношения к окружающей действительности и понимания значимости собствен-

ной деятельности, направленной на обеспечение устойчивости и сбалансированности развития всего человечества.

Глобальные проблемы человечества, которые, по мнению исследователей, являются порождением процесса глобализации, затрагивают самые разные сферы человеческой деятельности, имеют всемирный характер проявления, определяют развитие человечества, создают угрозу для его существования и, как следствие этого, могут быть решены только совместными усилиями [География: 258]. Для определения содержательных основ изучения глобальных проблем человечества нами были проанализированы различные их классификации [Глобальные социоприродные процессы и системы: 211; Кондратьев: 37; Купряшкин: 120; Масленников: 133; Социально-экономическая география: 433; Чащин: 10-20]. По нашему мнению, наиболее универсальной является классификация, предложенная Ю.Н. Гладким. Автором выделяется шесть основных групп глобальных проблем: «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера, природно-эко-номического характера, социального характера, смешанного характера, научного характера и социально-психологического свойства [Гладкий: 316]. Анализ существующей практики обучения географии на уровне среднего общего образования показывает, что тема, касающаяся глобальных проблем человечества, в большинстве используемых учебников изучается последней. В связи с этим большая часть учителей географии организуют ее изучение по остаточному принципу ввиду временного ограничения, отдавая предпочтение самостоятельной работе учащихся по овладению содержанием о глобальных проблемах, подготовке докладов и презентаций. К сожалению, сложившаяся практика не позволяет обеспечить комплексного восприятия глобальных проблем, понимания необходимости их решения для достижения целей устойчивого развития.

Усиление акцентов на глобальных проблемах человечества в изучаемом содержании позволяет

выделить «глобалистический компонент содержания географического образования», рассматриваемый нами с позиций совокупности пространственно-временных аспектов изучения глобальных проблем человечества, актуализирующих отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, комплекса педагогических средств, позволяющих актуализировать ценности и необходимость устойчивого развития и решения глобальных противоречий [Синицын: 28]. Рассмотрение каждой глобальной проблемы можно уложить в следующую содержательную матрицу: обозначение проблемы, остроты её проявления в целом в мире, общей сущности (данный компонент ориентирует учащихся на общее восприятие проблемы и мотивирует их к ее дальнейшему изучению) ^ опорные знания, необходимые для понимания сущности проблемы ^ причинность и пространственность проблемы (данный содержательный компонент направлен на выявление причин возникновения проблемы, пространственных особенностей ее проявления. В этом плане обязательно рассмотрение проблемы в пространственной триаде: глобальный - региональный -локальный уровни. Очень важным представляется «наблюдение» проблемы на локальном уровне, поскольку только в таком варианте и может быть реализован императив «Мыслить глобально - действовать локально») ^ сценарии развития и пути решения (обсуждение вопросов, связанных с возможными механизмами и условиями ее преодоления) [Синицын: 29].

Важным условием построения содержания о глобальных проблемах человечества является определение контекстов, понимаемых нами как тематические области, к которым принадлежит та или иная проблемная ситуация. Обращаясь к имеющимся классификациям глобальных проблем человечества, определим следующие контексты их рассмотрения: опасности и риски (группа проблем, связанная с проявлением опасных природных, социальных и техногенных явлений и процессов); здоровье (группа проблем, связанная с общественным и личным здоровьем); окружающая среда (группа проблем экологического характера) и природные ресурсы (группа проблем, отражающих проявление конфликтов природопользования); общество и экономика (группа проблем, связанным с общественным и экономическим развитием); наука и технологии (группа проблем, определяющих научно-технологическое развитие). Рассмотрение каждой проблемной ситуации должно осуществляться не только на разных территориальных уровнях, но и с учетом личностного аспекта, имеющего непосредственное отношение к самим учащимся, их семьям, друзьям. Выделение контекста позволяет практикоориентированно подойти к изучению глобальных проблем и ответить на вопрос,

зачем учащемуся в его жизни может понадобиться то или иное знание. Игнорирование контекста рассмотрения проблемной ситуации может сделать бессмысленной ее изучение.

Определив содержательные основы изучения глобальных проблем человечества, перейдем к рассмотрению методической системы их изучения в рамках учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования. Под методической системой условимся понимать единство целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного блоков.

Основанием для построения методической системы мы видим современные глобальные вызовы и проблемы как реальные жизненные сюжеты. Необходимость подготовки учащегося к жизни и деятельности в таких условиях становится реальной, а не абстрактной миссией современного образования. Это определяет целевой блок нашей методической системы, который можно представить следующим образом: цель-идеал - формирование глобального типа мышления; цель-средство, выраженная через планируемые результаты обучения. Конкретизируем детально цель-средство в соответствии с компонентами изучения глобальных проблем человечества. Когнитивный компонент изучения глобальных проблем человечества направлен на формирование трех групп знаний. Содержательное знание включает в себя знание содержания (понятия, факты, причинно-следственные связи) о глобальных проблемах человечества. Планируемые результаты в данном аспекте следует выразить через действия: раскрывать сущность основных понятий, относящихся к категориальному полю «глобальные проблемы человечества»; перечислять глобальные проблемы человечества, приводить факты, подтверждающие их наличие, классифицировать глобальные проблемы человечества, называть и показывать на карте районы локализации проблем, раскрывать особенности проявления отдельных проблем в связи причинами их возникновения.

Процедурное знание в контексте изучаемой категории понимается нами как знание о разнообразных источниках и методах изучения глобальных проблем, исследовательских процедурах общего и частного плана и алгоритмах их реализации. Сформированность данного знания проявляется через выполнение учащимися следующих действий: называть источники получения информации о глобальных проблемах человечества, приводить примеры методов их изучения, описывать алгоритм реализации исследовательских процедур по получению нового знания о глобальных проблемах человечества.

Методологическое знание связано с интерпретацией полученных данных, использованием их для формулировки выводов. Проявление данного

знания проявляется через описание и объяснение полученных результатов и формулирование на их основе выводов.

Важным компонентом изучения глобальных проблем человечества является праксиологический компонент, понимаемый нами как совокупность потенциальных способов действий учащихся по изучению глобальных проблем человечества. Указанные действия развиваются и проявляются в тесной связи с выделенными категориями знаний и могут быть разделены на частно-предметные действия, имеющие непосредственное отношение к объекту изучения, так и универсальные, среди которых для нас наиболее важны и значимы информационные умения (готовность работать с информацией, включая поиск информации, выбор и обоснование источников и средств ее получения, преобразование информации и ее интерпретация), коммуникативные умения (готовность к осуществлению коммуникации в устной и письменной формах при изучении и обсуждении глобальных проблем), умения проблемно-поискового характера (готовность к выделению проблемы и определению путей ее решения).

Безусловно, изучение глобальных проблем человечества предполагает выделение аксиологического компонента, смысловое наполнение которого связано с пониманием ценности устойчивого развития, необходимости разрешения сложившихся противоречий на разных уровнях для обеспечения позитивного отношения к окружающей действительности. Выражение целей-планируемых результатов применительно к данному компоненту осуществлялось нами на основе таксономии Крат-воля и предполагает осуществление учащимися следующих действий [Синицын: 85]:

- Воспринимать учебную информацию о глобальных проблемах человечества, причинах, оказывающих влияние на их возникновение, и реагировать (проявлять интерес и переживать при обсуждении ситуаций, связанных с теми или иными группами проблем (продовольственной, международного терроризма и т. д.));

- Осваивать установки о ценности устойчивого развития (осмысливать и принимать ценностные установки, направленные на необходимость устойчивого развития и разрешения глобальных противоречий; проявлять собственную позицию при обсуждении глобальных проблем человечества, фактов, их подтверждающих, причин возникновения, путей решения);

- Применять ценностные ориентации в деятельности (пропагандировать знания о необходимости разрешения и устранения глобальных проблем человечества; участвовать в мероприятиях, посвященных вопросам изучения глобальных проблем человечества; исследовать влияние различных глобальных проблем человечества на жизне-

деятельность человека, общественные отношения и состояние окружающей среды; выполнять проекты, направленные на изучение глобальных проблем человечества).

Содержательный блок изучения глобальных проблем составляют обозначенные ранее шесть групп проблем, раскрываемых в различных контекстах, с соблюдением логики в представлении учебного содержания и территориальной уровне-вости проявления проблемы (глобальный - региональный (страновый) - локальный).

Процессуальный блок методической системы представлен формами, методами, приемами и технологиями обучения, имплементация которых осуществлялась нами в условиях не только урочной, но и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность ввиду ограниченных временных возможностей на изучение данной темы в рамках традиционного урока позволяет подойти к их рассмотрению всесторонне с использованием различных образовательных форматов. Раскроем этот блок системы более подробно.

Изучение глобальных проблем осуществлялось поэтапно. На первом - ориентирующем этапе - учащиеся вовлекались в деятельность наблюдательно-фиксирующего характера, целью которой явилось формирование интереса к изучению глобальных проблем человечества и первичного представления о них. С первого урока географии в начале учебного года им был предложен формат работы «Интернет-серфинг», в рамках которого учащиеся на основе изучения новостных лент различных медиапорталов, социальных сетей выделяли наиболее острые проблемные ситуации в мире. Фиксация выделенных проблем осуществлялась в процессе заполнения специальной таблицы, размещенной на облачном сервисе Google:

Что? Где? Когда? Почему?

Сопутствующим форматом работы на данном этапе стал мапатон - работа с картографическими онлайн-сервисами, в ходе которого выделенные проблемы распределялись на группы, а места их проявления локализовывались на интерактивной карте, доступ для редактирования которой имелся у каждого учащегося. Еженедельно на уроке географии организовывался информационный дайджест, где шло представление выявленных проблем. Первый этап предшествовал изучению темы «Глобальные проблемы человечества», а информация, накопление шло в описанных форматах работы, использовалась в качестве примеров при рассмотрении предшествующих тем.

Второй этап - понятийно-сущностный - по времени реализации был приурочен к первому уроку темы «Глобальные проблемы человечества». В рамках этого этапа у учащихся формировалось понятие о глобальных проблемах человечества, их многообразии и причинах возникновения, су-

ществующих классификациях. Методическое пространство урока организовывалось на основе приемов технологии развития критического мышления в три стадии: вызова, осмысления, рефлексии. На этапе вызова актуализировались имеющиеся знания о глобальных проблемах человечества. С этой целью учащиеся совместно с учителем заполняли таблицу «З (знаю) - Х (хочу узнать) - У (узнал)». Смысловая стадия реализовывалась через приёмы «понятийное колесо» и «кластер» для выделения существенных признаков понятия «глобальные проблемы человечества» и формирования их пула, а также предполагала работу текстом И. Ро-дионовой «Глобальные проблемы человечества» с использованием приема «чтение с пометками». Стадия рефлексии была отведена на составление акростиха с целью закрепления существенных признаков о глобальных проблемах человечества.

Систематизирующий этап имел своей целью изучение отдельных глобальных проблем человечества (представленных в учебнике в соответствии с минимумом содержания), причин их возникновения, регионов наиболее острого проявления и сценариев и путей решения. Реализация данного этапа также предполагала активное применение приемов технологии развития критического анализа и визуализации учебной информации. На данном этапе деятельность учащихся предполагала групповое взаимодействие. Каждая группа на основе различных информационных источников составляла «образ выбранной проблемы». Результатом работы становились кластеры или ментальные карты (по желанию учащихся). При обсуждении сценариев развития проблем и путей их решения активно применялся прием «корзина идей», по итогам составления которой в результате последующего обсуждения выбирались наиболее вероятные варианты проявления проблем в будущем и определялись мероприятия по их решению или снижению напряженности проявления. В рамках этого этапа существенное внимание уделялось изучению аспектов проявления проблем на уровне страны и региона, в котором проживают учащиеся. Для этого нами организовывались и проводились практические работы, в ходе которых учащиеся знакомились с методами изучения глобальных проблем и реали-зовывали исследовательские процедуры. Данные работы были предложены по отношению к проявлениям следующих проблем: экологической, демографической, продовольственной, уровня жизни, экстремизма и терроризма.

Синхронно с реализацией систематизирующего этапа в рамках внеурочной деятельности для учащихся была организован и проведен тематический интеллектуальный марафон «Мир проблем -проблемы в мире». Основной формой организации деятельности по изучению глобальных проблем человечества нами были выбраны wed-квесты,

реализованные с применением сервиса Jimdofree. Основу таких квестов составили сюжеты, связанные с проявлением проблем, не представленных в содержании темы или же фрагментарно в ней раскрытых. Так, например, один из квестов относился к довольно острой проблеме - проблеме водопользования. Структурно и содержательно квест включал несколько блоков, каждый из которых нес определенную смысловую нагрузку (значимость ресурса, балансовые запасы, неравномерность и трансграничность распределения ресурса как основа возникновения конфликтных ситуаций, наиболее острые конфликты водопотребления и их проявление, пути решения конфликтных ситуаций). В структуре каждого блока представлена информационная и исполнительская части. В исследовании учитывалось мнение ряда авторов о важности вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность. Учащимся на этапе выбора тем исследования предлагались темы, связанные с глобальными проблемами. Представление результатов исследования осуществлялось в рамках научных сессий учащихся.

На последнем - рефлексивно-оценочном этапе - учащимся было предложено выразить свое отношение к одной из изученных проблем или отдельным аспектам ее проявления и представить его в современных видах и форматах, используемых в социальных сетях: видеообзор, инфогра-фика, утренние страницы, философ в Инстаграме, мем и т. д.

Результативно-оценочный компонент методической системы детерминирован целями - планируемыми результатами обучения, связан с их диагностикой и представлен уровнями освоения учебного содержания о глобальных проблемах человечества, раскрываемыми через совокупность действий: припоминать, называть, показывать, определять, описывать, объяснять, оценивать, прогнозировать и т. д.

Таким образом, представленные в настоящей работе содержательные и методические основы изучения глобальных проблем человечества позволяют преодолеть инертность и традиционализм в их изучении и обеспечить комплексное рассмотрение с применением современных форматов взаимодействия участников образовательного процесса, содействующее достижению, с одной стороны, предметных и метапредметных образовательных результатов, а также осознанию ценностей устойчивого развития и формированию глобального стиля мышления.

Список литературы

География мира: в 3 т. / Н. В. Каледин и др.; под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. Москва: Изд-во «Юрайт», 2020. Т. 1: Политическая география и геополитика: учебник и практикум для вузов. 389 с.

Гладкий Ю.Н., Сухорукое В.Д. Экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 400 с.

Глобальные социоприродные процессы и системы: учебное пособие / И.И. Абылгазиев, Р.Р. Габдуллин, И.В. Ильин и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. 256 с.

Кондратьева И.В. Глобальные проблемы на планете и причины их возникновения // Актуальные проблемы экологии и природопользования: сб. ст. по материалам III Всерос. (национальной) науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.Ф. Сухановой.

2019. С. 36-41.

Купряшкин И.В. Проблема классификации глобальных проблем современности // Вестник научных конференций. 2016. № 9-5 (13). С. 119-121.

Масленников М.И. Теоретико-методологические подходы к анализу и классификации глобальных проблем современности // Журнал экономической теории. 2010. № 3. С. 132-138.

Синицын И.С. Организация учебной деятельности учащихся по освоению содержания темы «Глобальные проблемы человечества» / И.С. Синицын, Т.И. Барабанова, Т.Г. Иванова и др. // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 83-88.

Синицын И.С., Купцов С.Е. Идеи глобализма и футуризма как концепты обновления содержания географического образования // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Москва, 2020. С. 27-31.

Социально-экономическая география: учебник для вузов / М.М. Голубчик, С.В. Макар, А.М. Но-сонов, Э.Л. Файбусович. Москва: Изд-во «Юрайт»,

2020. 475 с.

Урсул А.Д. Становление глобального мышления: пространственно-временной ракурс // Пространство и время. 2012. № 3 (9). С. 61-67.

Чащин Е.В. Формирование представлений о глобальных проблемах современности в информационном обществе и источники спекуляций на этой теме // Вестник Пермского университета. Сер. Философия. Психология. Социология. 2013. № 1. С. 18-29.

References

Geografiya mira: v 3 t. T. 1. Politicheskaya geografiya i geopolitika [Geography of the world: in 3 vols. Vol. 1. Political geography and geopolitics]: uchebnik i praktikum dlya vuzov, ed. by N.V. Kaledina, N.M. Mixeevoj. Moscow, Yurajt Publ., 2020, 389 p. (In Russ.)

Gladkij Yu.N., Suxorukov V.D. Ekonomicheskaya i socialnaya geografiya zarubezhnyx stran [Economic and social geography of foreign countries]: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya, Yu.N. Gladkij, V.D. Suxorukov. M., Akademiya Publ., 2013, 400 p. (In Russ.)

Globalnye socioprirodnye processyi sistemy [Global socio-natural processes and systems]: ucheb-noe posobie, I.I. Abylgaziev, R.R. Gabdullin, I.V Ilin et. al. M., Publ. Mosk. un-ta, 2011, 256 p. (In Russ.)

Kondrateva I.V. Globalnye problemy na planete i prichiny ih vozniknoveniya [Global problems on the planet and their causes]. Aktualnye problem ekologii i prirodopolzovaniya [Actual problems of ecology and nature management]: sbornik statej po materialam III Vserossijskoj (nacionalnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii, S.F. Suxanovoj, 2019, pp. 36-41. (In Russ.)

Kupryashkin I.V Problema klassifikacii globalnyh problem sovremennosti [The problem of classification of global problems of our time]. Vestnik nauchnyh konferencij [Scientific conference bulletin], 2016, № 9-5 (13), pp. 119-121. (In Russ.)

Maslennikov M.I. Teoretiko-metodologicheskie podhody k analizu i klassifikacii globalnyh problem sovremennosti [Theoretical and methodological approaches to the analysis and classification of global problems of our time]. Zhurnal ekonomicheskoj teorii [Journal of Economic Theory], 2010, № 3, pp. 132138. (In Russ.)

Sinicyn I.S. Organizaciya uchebnoj deyatel-nosti uchashhixsya po osvoeniyu soderzhaniya temy «Globalnyeproblemy chelovechestva» [Organization of educational activities of students to master the content of the topic «Global problems of humanity»], I.S. Sinicyn, T.I. Barabanova, T.G. Ivanova, A.A. Arefeva. Yaros-lavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2016, № 6, pp. 83-88. (In Russ.)

Sinicyn I.S., Kupczov S.E. Idei globalizma i futurizma kak koncepty obnovleniya soderzhaniya geograficheskogo obrazovaniya [Ideas of globalism and futurism as concepts of updating the content of geographical education]. Sovremennoe geograficheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitiya: materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern geographical education: problems and development prospects]. Moscow, 2020, pp. 27-31. (In Russ.)

Socialno-ekonomicheskaya geografiya [Socio-economic geography]: uchebnik dlya vuzov, M.M. Go-lubchik, S.V. Makar, A.M. Nosonov, E.L. Fajbusovich. Moscow, Yurajt Publ., 2020, 475 p. (In Russ.)

Ursul A.D. Stanovlenie globalnogo myshleniya: prostranstvenno-vremennoj rakurs [Formation of global thinking: space-time perspective]. Prostranstvo i vremya [Space and time], 2012, № 3 (9), pp. 61-67. (In Russ.)

Chashhin E.V. Formirovanie predstavlenij o globalnyh problemah sovremennosti v informacion-nom obshhestve i istochniki spekulyacij na etoj teme [Formation of ideas about the global problems of our time in the information society and sources of speculation on this topic]. VestnikPermskogo universiteta. Ser. Filosofiya. Psixologiya. Sociologiya [Bulletin of Perm University. Ser. Philosophy. Psychology. Sociology], 2013, № 1, pp. 18-29. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.