УДК 37
И. С. Синицын, Т. И. Барабанова, Т. Г. Иванова, А. А. Арефьева
Особенности организации учебной деятельности по теме «Глобальные проблемы человечества»
В современном мире обострились глобальные проблемы, представляющие реальную угрозу для человечества. Их решение представляется первоочередной задачей, стоящей перед мировой общественностью и наукой. Кроме того, стоит подчеркнуть огромный потенциал отдельных предметных областей, и географии в первую очередь, которые дают представление о сущности глобальных проблем, их проявлениях, причинах возникновения. В связи с этим имеется необходимость определения тех методов, приемов, средств, которые способствовали бы творческому осмыслению школьниками основных глобальных проблем современности.
В настоящей статье рассмотрены существующие определения понятия «глобальные проблемы человечества», их классификации по разным основаниям, содержание знаний о глобальных проблемах человечества в учебниках географии различных УМК. Беседы с учителями географии позволили выявить проблемы, связанные с изучением данной темы в школьном курсе географии. Все это в конечном итоге способствовало организации деятельности учащихся по освоению содержания данной темы. В работе определены целевые установки изучения данной темы, конкретизированные применительно к познавательной и эмоционально-ценностной сферам, установлены этапы изучения данной темы (мотивационно-ориентирующий, понятийно--сущностный, систематизирующий и рефлексивно-оценочный), конкретизированы применительно к каждому этапу формы, методы и технологии обучения.
Ключевые слова: учебная деятельность, глобальные проблемы человечества, технологии развития критического мышления, ситуационные задачи, практические работы, проектная деятельность.
I. S. Sinitsyn, T. I. Barabanova, T. G. Ivanova, A. A. Arefieva
Organization Principles of Educational Activity on the Subject «Global Problems of Mankind»
In the modem world the global problems posing a real threat to mankind have become aggravated. The solution of these problems is submitted the priority facing world community and science. Besides, it is worth emphasizing the huge potential of separate subject domains, and geography first of all which give an idea of the essence of global problems, their manifestations, the causes. In this regard there is a need to define those methods, means which would promote creative judgment of the main global problems of the present by school students.
In the present article the existing definitions of the concept «global problems of mankind», their classification on different bases, the content of knowledge of global problems of mankind in Geography textbooks of various UMK are considered. Conversations with Geography teachers have allowed us to reveal the problems concerning study of the given subject in a school course of Geography. All these things finally promoted the organization of pupils' activity to develop maintenance of this subject. In the work the purposes of studying this subject, concretized in relation to informative and emotional and valuable spheres are defined, the stages of studying this subject (motivational focusing, conceptual and intrinsic, systematizing and reflexive-estimated) are determined, methods and technologies of training are concretized in relation to each stage of the form.
Keywords: educational activity, global problems of mankind, technology of critical thinking development, case problems, practical works, design activity.
Постановка проблемы. Глобальные проблемы современности возникают во всем мире и во всех сферах деятельности. Мировая общественность, наука, культура рассматривают решение глобальных проблем современности в качестве наиболее важных и первоочередных задач человечества. Образование также призвано внести свой посильный вклад в воспитание личности в современном изменяющемся мире, помочь осмыслить сущность глобальных проблем человечества и понять методологию их решения. Особое место в этом отводится географии. Вместе с тем имеется необ-
ходимость определения тех методов, приемов, средств, которые способствовали бы творческому осмыслению школьниками основных глобальных проблем современности.
Целью настоящего исследования было определить и разработать условия организации учебной деятельностью учащихся по освоению содержания темы «Глобальные проблемы человечества».
Изложение основного материала. За основу в исследовании было взято определение учебной деятельности И. А. Зимней, согласно которому
© Синицын И. С., Барабанова Т. И., Иванова Т. Г., Арефьева А. А., 2016
учебная деятельность понимается как «деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения им, посредством учебных действий, специально поставленных учителем учебных задач на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку самого ученика» [4]. Изучение имеющихся в научной литературе трактовок термина «глобальные проблемы человечества» позволило установить, что глобальными являются проблемы, которые затрагивают весь мир, создают реальную угрозу существованию человечества либо ограничивают его развитие и требуют для своего решения совместных действий всех стран и народов [1, 2, 5, 6, 7]. Анализ имеющихся классификаций глобальных проблем позволил заключить, что наиболее универсальной является классификация Ю. Н. Гладкого, согласно которой выделяется шесть основных групп глобальных проблем: «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера, природ-но-экономического характера, социального характера, смешанного характера, научного характера и социально-психологического свойства [2].
Нами было проанализировано содержание знаний о глобальных проблемах человечества в школьном курсе географии 10-11 класса [1, 3, 6, 8]. Для этого были изучены нормативные документы, содержание наиболее используемых учебно-методических комплектов. Необходимо отметить, что Стандарт среднего общего образования по географии (2004 г.) декларирует в качестве одной из целей освоение системы знаний о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения [12]. В учебниках по географии 10-11 классов разных УМК представлена тема «Глобальные проблемы человечества», на изучение которой разными авторами отведено от 3 до 4 часов. В целях выявления основных проблем изучения темы «Глобальные проблемы человечества» проводились беседы с учителями географии г. Ярославля и Ярославской области. Большинство учителей географии отмечают ценностный потенциал темы «Глобальные проблемы человечества» в формировании личности учащегося, необходимость изучения данной темы именно в школьном курсе географии, но организуют ее изучение по остаточному принципу.
Часть опрошенных указала на то, что изучение глобальных проблем человечества в их образовательных учреждениях реализуется посред-
ством проведения факультативов и элективных курсов интегрированного (как правило, с обще-ствознанием) характера. Большинство анкетируемых указали на использование традиционных форм организации процесса обучения, к которым в первую очередь отнесли комбинированный урок. Около трети ответов свидетельствуют об использовании в процессе обучения форм, позволяющих осуществлять интеграцию в процессе изучения глобальных проблем человечества, из которых наиболее популярны интегрированные уроки и тематические мероприятия и недели.
Традиционно учителя географии при изучении темы «Глобальные проблемы человечества» предлагают учащимся подготовку докладов о конкретных проблемах и презентационного материала.
К числу проблем, ограничивающих изучение глобальных проблем в школьном курсе географии, большинство опрошенных отнесли ограниченность времени на изучение данной темы; недостаточность дидактических материалов и учебных пособий, отражающих интегративное содержание темы; отсутствие методической литературы по вопросам изучения данной темы. Следует отметить, что все без исключения опрошенные проявили полное единодушие по вопросу о необходимости всестороннего использования средств массовой информации и коммуникации при организации изучения данной темы.
За основу организации учебной деятельности по изучению глобальных проблем человечества нами был взят УМК по географии «Полярная звезда» под авторством Юрия Никифоровича Гладкого, Веры Викторовны Николиной. Согласно авторской программе на изучение данной темы рекомендовано 4 часа, но за счет резервного времени имелась возможность увеличения учебного времени до 8 часов. Нами были определены целевые установки изучения данной темы, сформулированные применительно к познавательной и эмоционально-ценностным областям (Табл. 1).
Исследование исходило из положения, что для успешного освоения учебного содержания необходимо определить методические условия его функционирования - факторы, способствующие рациональной организации процесса обучения. В качестве таких факторов рассматривались формы, методы и технологии обучения [9].
Организация учебной деятельности по освоению содержания темы «Глобальные проблемы человечества» осуществлялась нами в несколько этапов.
Таблица 1
Планируемые результаты изучения темы «Глобальные проблемы человечества»
Требования | Содержание
Познавательная сфера
Называть Перечислять глобальные проблемы человечества, факты, подтверждающие их наличие
Определять Давать определение основных терминов, и научных понятий. Классифицировать глобальные проблемы человечества. Пользоваться различными источниками информации
Описывать Выделять существенные признаки и основные закономерности проявления отдельных проблем
Объяснять Устанавливать причины возникновения глобальных проблем человечества в целом и по каждой группе в частности; связь между влиянием глобальных проблем человечества и устойчивостью развития
Прогнозировать Высказывать предположения о последствиях проявления глобальных проблем человечества. Предлагать способы выхода из ситуаций, связанных с проявлением глобальных проблем человечества
Эмоционально-ценностная сфера
Воспринимать и реагировать Воспринимать учебную информацию о глобальных проблемах человечества, причинах, оказывающих влияние на их возникновение. Проявлять интерес и переживать при обсуждении ситуаций, связанных с теми или иными группами проблем (продовольственной, международного терроризма и т. д.)
Осваивать установки о ценности устойчивого развития Осмысливать и принимать ценностные установки, направленные на устойчивое развитие и разрешение глобальных противоречий. Проявлять собственную позицию при обсуждении глобальных проблем человечества, фактов, их подтверждающих, причин возникновения, путей решения
Применять ценностные ориентации в деятельности Пропагандировать знания о необходимости разрешения и устранения глобальных проблем человечества. Участвовать в мероприятиях, посвященных вопросам изучения глобальных проблем человечества. Исследовать влияние различных глобальных проблем человечества на жизнедеятельность человека, общественные отношение и состояние окружающей среды. Выполнять учебные проекты, направленные на изучение глобальных проблем человечества
Первый этап - мотивационно-
ориентирующий - предшествовал непосредственному изучению темы «Глобальные проблемы человечества» и имел своей целью формирование интереса к изучению глобальных проблем человечества и первичного представления о них. Данный этап реализовывался в форме наблюдения учащихся за событиями в мире с использованием средств массовой коммуникации и информации. Данная работа проводилась учащимися систематически, начиная с первого урока географии в 11 классе, и предполагала фиксирование и краткую аннотацию событий, носящих проблемный характер и имеющих исключительную важность для всего человечества.
Каждый урок географии начинался со своеобразного дайджеста, в ходе которого учащиеся представляли сводку происшествий, случившихся в мире за прошедшую неделю. Также все события и происшествия отмечались на настенной политической карте с маркировкой их типа (политические, социальные, экономические, экологические).
На втором этапе - понятийно-сущностном -у учащихся формировалось понятие о глобальных проблемах человечества, их многообразии и причинах возникновения, существующих классификациях. На данном этапе был проведен урок на тему «Понятие о глобальных проблемах человечества», выстроенный с применением приемов технологии развития критического мышления. Процесс усвоения нового учебного материала, согласно базовой модели критического мышления, проводился в три стадии: вызова, осмысления, рефлексии.
Этап вызова предполагал актуализацию имеющихся у учащихся знаний о глобальных проблемах человечества. В начале урока учащимся предлагалось заполнить таблицу «З (знаю) - Х (хочу узнать) - У (узнал)». В начале урока в ходе опроса учитель совместно с учащимися заполнял первую колонку таблицы. После этого учащиеся самостоятельно заполняют вторую колонку таблицы. Для второго задания на стадии вызова использовался прием «понятийное колесо»: учащимся предлагалось подобрать синонимы к слову «глобальный». Третье задание основывалось на приеме «корзина идей» и предполагало формирование учащимися списка проблем, которые можно считать глобальными. Выполнение данного задания основывалось на результатах тех наблюдений, которые учащиеся осуществляли в течение года. По итогам составления списка гло-
бальных проблем учащиеся высказывали предположение, почему выделены именно эти проблемы и что их объединяет. По завершении данной стадии учащиеся пытались выделить признаки, присущие данным проблемам. На стадии вызова работа ведется в группах.
На смысловой стадии учащимся предлагалось подтвердить или опровергнуть свои предположения в процессе работы с текстом. На данной стадии использовался прием «инсерт» - чтение с пометками. Учащимся для работы предлагалось прочитать текст И. Родионовой «Глобальные проблемы человечества» и провести его маркировку на полях с применением следующих значков: «V» - уже знал; «-» - думал иначе; «+» -новое; «?» - не понял, есть вопросы.
На стадии рефлексии учащимся было предложено составить синквейн о глобальных проблемах человечества:
Проблемы Современные, планетарные Возникают, обостряются, угрожают Требуют срочного решения Реалии нашей жизни
ваны на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией, которые опираются на таксономию, разработанную Б. Блумом. Пример одной из таких задач по теме «Сырьевая проблема» представлен ниже [10, 11].
Систематизирующий этап был направлен на формирование знаний об отдельных причинах глобальных проблем. Ознакомление с отдельными проблемами предполагало соблюдение определенной последовательности: Сущность проблемы (ее проявление) ^ Регионы (страны), в которых проблема проявляется наиболее остро ^ Причины, по которым возникла проблема ^ Пути решения. Изучение отдельных глобальных проблем также основывалось на приемах технологии критического мышления и визуализации учебной информации. Например, при изучении проблемы сохранения мира и разоружения учащимися составлялся кластер, иллюстрирующий особенности данной проблемы (см. Рис. 1).
Активно применялся и другой прием графического представления информации - составление схемы «фишбоун», то есть схематической диаграммы в форме рыбьего скелета на основе проработки текста и выполнения заданий к нему.
Также на данном этапе учащиеся вовлекались в решение ситуационных задач, под которыми традиционно понимают средство обучения, включающее совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения учащимися содержания учебного предмета. В исследовании учитывалось, что ситуационные задачи ориентиро-
Рисунок 1. Кластер «Проблемы сохранения мира и разоружения»
«Сланцевый газ: миф или реальность»:
В последние 5-7 лет в мире, в том числе и в России, в средствах массовой информации, научно-популярных и научных изданиях обсуждают тему «сланцевой революции». Этот интерес связан с тем, что за короткий период США смогли преодолеть тенденции падающей добычи нефти и газа и нарастили добычу газа до рекордного уровня, обогнав РФ по этому показателю. Резкий рост добычи наблюдался именно применительно к «сланцевому газу», и сегодня перспективы дальнейшего увеличения доли нетрадиционного газа в структуре добычи в США и ряде европейских стран связывают именно с этим видом источников углеводородов. При повышенном интересе к сланцевой тематике вокруг нее возникают разнообразные мифы.
Но при этом главными вопросами по-прежнему остаются следующие: сможет ли сланцевый газ снизить зависимость от традиционных энергоносителей? Целесообразна ли с экономической точки зрения и безопасна ли с экологических позиций его добыча?
Задания:
1. Ознакомление. Прочитайте текст
самостоятельно. Назовите изменения в структуре мирового энергобаланса, которые произойдут в ближайшее время в мире в связи с ростом добычи сланцевого газа?
2. Понимание. Объясните причины того, что в последние несколько лет возрос интерес ряда стран к сланцевому газу.
3. Применение. Рассмотрев и проанализировав карту «Запасы сланцевого газа» (см. раздаточный материал), определите регионы, в которых наиболее эффективно осуществлять его добычу. Составьте список возможных опасностей, связанных с добычей сланцевого газа.
4. Анализ. Может ли добыча сланцевого газа быть экономически целесообразной? Аргументируйте свое мнение.
5. Синтез. Изложите собственное мнение о необходимости дальнейшего развития добычи сланцевого газа.
6. Оценка. Оцените значимость данного явления для мира в целом и для России частности.
Изучение глобальной проблемы отсталости развивающихся стран и распространения бедности и нищеты реализовывалось в ходе практической работы, которая предполагала ознакомление с индексами, определяющими уровень жизни в стране, и их вычисление. В процессе практической работы учащимся предлагались задания по карте «Различие стран мира по уровню ИРЧП», примеры которых представлены на слайде. Изучение глобальной продовольственной проблемы предполагало сравнение потребительской корзины в развитой и развивающейся странах.
В исследовании учитывалось мнение ряда авторов о важности вовлечения учащихся в проектную деятельность. При изучении глобальной проблемы, связанной с международным терроризмом, учащиеся выполняли проект, суть которого состояла в изучении особенностей организации террористической деятельности в одном из регионов мира. Для этого класс делился на несколько групп, каждая из которых выбирала свой регион для изучения. Работа над проектами проходила в несколько этапов.
На последнем - рефлексивно-оценочном этапе - был проведен урок, на котором подводись итоги изучения темы «Глобальные проблемы человечества», обсуждались сценарии развития человечества. По итогам работы учащимся было предложено написать эссе, раскрывающее следующую мысль: «Цивилизация на нашей планете до сих пор жива благодаря тому, что люди, становясь сильнее, в конечном счете, умели становиться и мудрее».
Таким образом, следует заключить, что обеспечение выделенных методических условий спо-
собствуют творческому осмыслению школьниками основных глобальных проблем современности.
Библиографический список
1. Гладкий, Ю. Н. География. Современный мир. 10-11 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. - М. : Просвещение, 2010. - 272 с.
2. Гладкий, Ю. Н., Сухоруков, В. Д. Экономическая и социальная география зарубежных стран [Текст] / Ю. Н. Гладкий, В. Д. Сухоруков. - М. : Академия, 2009.
3. Домогацких, Е. М., Алексеевский, Н. И. География: Экономическая и социальная география мира: Общая характеристика мира [Текст] : учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 232 с.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов.; изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2005. - 384 с.
5. Ирхин, Ю. В., Зотов, В. Д., Зотова, Л. В. Политология [Текст] : учебник / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - М. : Юристъ, 2002. - 511 с.
6. Кузнецов, А. П. География. 10-11 классы. Базовый уровень [Текст] : учебник / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. - М. : Дрофа, 2015. - 367 с.
7. Максаковский, В. П. Географическая картина мира [Текст] : учебник для вузов. Кн. I: Общая характеристика мира / В. П. Максаковский. - М. : Дрофа, 2003. - 496 с.
8. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира [Текст] : учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений /
B. П. Максаковский. - М. : Просвещение, 2004. -400 с.
9. Механизмы формирования и диагностика универсальных учебных действий при обучении географии [Текст] : методическая разработка / авт.-сост. И.
C. Синицын. - Ярославль : Провинциальный колледж, 2014. - 19 с.
10. Обучающие задачи по страноведению: пособие в помощь учащимся 10-11 класса [Текст] / авт.-сост. И. С. Синицын. - Ярославль : Провинциальный колледж, 2014. - 27 с.
11. Синицын, И. С., Иванова, Т. Г. Географические головоломки: дидактические материалы [Текст] / И. С. Синицын, Т. Г. Иванова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. - 24 с.
12. Стандарт среднего общего образования по географии (2004 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://xn--80abucj iibhv9a. xn--p1ai/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/2365.
Bibliograficheskij spisok
1. Gladkij, Ju. N. Geografija. Sovremennyj mir. 10-11 klassy [Tekst] : uchebnik dlja obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: bazovyj uroven' / Ju. N. Gladkij, V. V Nikolina. - M. : Prosveshhenie, 2010. - 272 s.
2. Gladkij, Ju. N., Suhorukov, V. D. Jekonomicheskaja i social'naja geografija zarubezhnyh stran [Tekst] / Ju. N. Gladkij, V. D. Suhorukov. - M. : Akademija, 2009.
3. Domogackih, E. M., Alekseevskij, N. I. Geografija: Jekonomicheskaja i social'naja geografija mira: Obshhaja harakteristika mira [Tekst] : uchebnik dlja 10-11 klassov obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / E. M. Domogackih, N. I. Alekseevskij. - M. : OOO «TID «Russkoe slovo -RS», 2009. - 232 s.
4. Zimnjaja, I. A. Pedagogicheskaja psihologija [Tekst] : uchebnik dlja vuzov.; izd. vtoroe, dop., ispr. i pererab. / I. A. Zimnjaja. - M. : Logos, 2005. - 384 s.
5. Irhin, Ju. V, Zotov, V D., Zotova, L. V Politologija [Tekst] : uchebnik / Ju. V. Irhin, V D. Zotov, L. V Zotova. - M. : Jurist#, 2002. - 511 s.
6. Kuznecov, A. P. Geografija. 10-11 klassy. Bazovyj uroven' [Tekst] : uchebnik / A. P. Kuznecov, Je. V. Kim. -M. : Drofa, 2015. - 367 s.
7. Maksakovskij, V P. Geograficheskaja kartina mira [Tekst] : uchebnik dlja vuzov. Kn. I: Obshhaja harakteristika mira / V P. Maksakovskij. - M. : Drofa, 2003. -496 s.
8. Maksakovskij V. P. Jekonomicheskaja i social'naja geografija mira [Tekst] : uchebnik dlja 10 klassov obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / V P. Maksakovskij. -M. : Prosveshhenie, 2004. - 400 s.
9. Mehanizmy formirovanija i diagnostika univer-sal'nyh uchebnyh dejstvij pri obuchenii geografii [Tekst] : metodicheskaja razrabotka / avt.-sost. I. S. Sinicyn. - Ja-roslavl' : Provincial'nyj kolledzh, 2014. - 19 s.
10. Obuchajushhie zadachi po stranovedeniju: posobie v pomoshh' uchashhimsja 10-11 klassa [Tekst] / avt.-sost. I. S. Sinicyn. - Jaroslavl' : Provincial'nyj kolledzh, 2014. - 27 s.
11. Sinicyn, I. S., Ivanova, T. G. Geograficheskie golovolomki: didakticheskie materialy [Tekst] / I. S. Sinicyn, T. G. Ivanova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - 24 s.
12. Standart srednego obshhego obrazovanija po geografii (2004 g.) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http ://xn--80abucj iibhv9a. xn--
p1ai/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/2365.