Научная статья на тему 'Географическое образование как основа глобальноговзаимопонимания в современном мире'

Географическое образование как основа глобальноговзаимопонимания в современном мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕОИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GLOBAL UNDERSTANDING / GEOGRAPHICAL EDUCATION / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / GLOBAL CITIZENSHIP / CRITICAL GEO-ECOLOGICAL THINKING / GEO-INFORMATION EDUCATION / MULTICULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобжанидзе Александр Александрович

Цель. Сравнение подходов в национальных системах географического образования к развитию глобального взаимопонимания в странах мира. Процедура и методы. Автором собраны и проанализированы отечественные и зарубежные сведения об основных направлениях развития глобального взаимопонимания в национальных системах географического образования. Использованы описательный, исторический и библиометрический методы. Результаты. Определено понятие «глобальное взаимопонимание» и его основные элементы, охарактеризованы основные тренды развития географического образования в странах мира, ориентированные на формирование глобального мышления будущих поколений. Теоретическая/практическая значимость. Обобщение аналитических материалов, характеризующих формирование глобального взаимопонимания как важнейшего направления развития географического образования в странах мира, позволяет определить пути совершенствования содержания и методов отечественной школьной географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобжанидзе Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHICAL EDUCATION AS A BASIS FOR GLOBAL UNDERSTANDINGIN THE MODERN WORLD

Aim. The paper analyses the existing approaches in national systems of geographical education to the development of global understanding in different countries around the world Methodology. Use is made of the collected domestic and foreign sources of containing information about the main directions of development of global understanding in national systems of geographical education. The study uses descriptive, historical and bibliometric methods. Results. The concept of ‘global understanding’ is defined and its main elements and major trends in the development of geographical education in the countries of the world, focused on the formation of global thinking of future generations, are described. Research implications. The paper presents the synthesis of analytical materials that characterize the formation of global understanding as the most important direction for the development of geographical education in the world, which makes it possible to show the prospects for improving the content and methods of domestic school geography.

Текст научной работы на тему «Географическое образование как основа глобальноговзаимопонимания в современном мире»

ГЕоГЛоБАЛиСТиКА:

актуальные тренды и прогнозы

УДК 911.3 : 372.891

DOI: 10.18384/2712-7621-2020-2-9-17

географическое образование как основа глобального взаимопонимания в современном мире

Лобжанидзе А. А.

Московский педагогический государственный университет

119991, г. Москва, улица Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Российская Федерация

Аннотация.

Цель. Сравнение подходов в национальных системах географического образования к развитию глобального взаимопонимания в странах мира.

Процедура и методы. Автором собраны и проанализированы отечественные и зарубежные сведения об основных направлениях развития глобального взаимопонимания в национальных системах географического образования. Использованы описательный, исторический и библиометрический методы.

Результаты. Определено понятие «глобальное взаимопонимание» и его основные элементы, охарактеризованы основные тренды развития географического образования в странах мира, ориентированные на формирование глобального мышления будущих поколений. Теоретическая/практическая значимость. Обобщение аналитических материалов, характеризующих формирование глобального взаимопонимания как важнейшего направления развития географического образования в странах мира, позволяет определить пути совершенствования содержания и методов отечественной школьной географии.

Ключевые слова: глобальная гражданственность, критическое мышление, геоэкологическое мышление, образование в целях устойчивого развития, географическое образование, геоинформационное образование, поликультурное образование

geographical education as a basis for global understanding in the modern world

A. Lobzhanidze

Moscow Pedagogical State University

1/1 Malaya Pirogovskaya ul., 119991 Moscow, Russian Federation

Abstract.

Aim. The paper analyses the existing approaches in national systems of geographical education to the development of global understanding in different countries around the world

© CC BY Лобжанидзе А. А., 2020.

Methodology. Use is made of the collected domestic and foreign sources of containing information about the main directions of development of global understanding in national systems of geographical education. The study uses descriptive, historical and bibliometric methods. Results. The concept of 'global understanding' is defined and its main elements and major trends in the development of geographical education in the countries of the world, focused on the formation of global thinking of future generations, are described.

Research implications. The paper presents the synthesis of analytical materials that characterize the formation of global understanding as the most important direction for the development of geographical education in the world, which makes it possible to show the prospects for improving the content and methods of domestic school geography.

Keywords: global understanding, geographical education, education for sustainable development, global citizenship, critical geo-ecological thinking, geo-information education, multicultural education

Введение

Глобальное образование - одна из ведущих инициатив ЮНЕСКО для будущих поколений, которые должны попытаться разрешить глобальные проблемы, содействовать реализации задач устойчивого развития. Глобальное взаимопонимание в условиях глобализации выступает как цементирующий фактор нравственных ценностей национальных систем образования и представляет собой базовые ценности современной цивилизации. Социально-экономическое процветание человечества в XXI в. во многом зависит от способности стран обеспечить равный доступ к образованию всех членов общества и тем самым реализовать перспективы социализации личности в стремительно меняющемся мире [9].

В последней трети ХХ в., по мнению ряда ученых [13], кризис глобального образования наиболее отчетливо проявился в следующих противоречиях:

- воздействие глобальных проблем на личность и нарастание ощущения их неразрешенности;

- исчерпанность факторов социализации личности в условиях индустриального и постиндустриального обществ;

- возрастающая потребность организационного единства между рациональной стороной образовательной деятельности и сохранением индивидуальной природы личности и неудовлетворенность разрешением этого противоречия посредством получаемого образования;

- активизация процессов информатизации общественной жизни и усиление влияния коммуникативных систем (по масштабам и по силе воздействия) на сферу образования;

- универсализация национальных систем образования и одновременно усиление консерватизма в сложившейся системе национальных ценностей.

Современное географическое образование как часть глобального образования рассматривает такие проблемы, как изменения климата и биоразнообразия, политические, культурные, социальные и религиозные конфликты, экологический и демографический кризисы, которые сегодня находятся в центре внимания географической науки и являются существенными чертами глобального мира. Глобальное географическое образование призвано научить будущие поколения жить в условиях глобального взаимопонимания в целях сохранения планеты Земля. Каковы же основные элементы глобального взаимопонимания в системе географического образования стран мира?

Обзор ранее проведенных исследований

В условиях нарастания глобальных геоэкологических проблем необходимо осознавать важность развития навыков системного мышления у будущих поколений при оценке планетарных изменений. Важным достижением географической

ISSN 2712-7613^

науки является системный подход, который реализуется через исследование природных и природно-антропогенных систем, что позволяет проследить последствия взаимодействия общества и окружающей среды. Ключевым элементом формирования глобального взаимопонимания становится образование для устойчивого развития (мир, демократия, бедность, гражданственность, безопасность, права человека, терроризм, социально-экономическое развитие, здравоохранение, гендерное равенство, культурное разнообразие, религиозная и этническая толерантность, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.), которое отражает структуру системы нравственных ценностей всего человечества [9].

Ключевые проблемы образования для устойчивого развития в перестройке содержания современного глобального образования можно сформулировать следующим образом:

- осознание социально-экономических, политических и экологических условий устойчивого существования человечества на Земле;

- осмысление социально-экономических и экологических последствий роста численности жителей нашей планеты и роста потребления невозобновимых природных ресурсов;

- постижение экономических, правовых и экологических регуляторов увеличивающегося роста отходов, загрязняющих окружающую среду;

- понимание экономических и правовых средств предотвращения политических и международных кризисов на при-родно-ресурсной и экологической почве.

Таким образом, образование для устойчивого развития базируется на основных направлениях экологического образования и просвещения, которое представляет собой следующий шаг развития гуманистической этики, основывающейся не только на взаимном уважении ныне живущих поколений, но и на заботе

/ 2020 / № 2

о сохранении биосферы для будущих поколений людей [5].

Глобальное образование способно изменить массовое сознание, ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей, гуманное отношение к природе, поиск компромисса там, где политические и экономические интересы вступают в конфликт с экологическими интересами общества и законами развития природы [7].

Особо останавливаясь на нравственных основах экологического образования, академик Н. Н. Моисеев подчеркивал, что самое страшное - не грязь в городе, на стройке и на заводе, а грязь в душах людей, которая порождает небрежность к природе, непонимание и неуважение законов ее развития, а главное - сеет агрессивность и недоброжелательность к ближним своим, «преодолеть современные, а тем более грядущие экологические трудности, выжить в современных условиях, решить проблемы "sustainable development" сможет только по-настоящему интеллигентное общество» [6].

Чтобы люди могли научиться вести ответственную жизнь и решать сложные проблемы мирового значения, образование должно поощрять развитие критического мышления и качеств, позволяющих прогнозировать ход событий в будущем и совместно принимать решения. Для этого необходимы новые подходы к обучению, развитие динамичных и экологичных обществ и экономики, а также воспитание глобальной гражданственности [10].

Современный мир формируется в условиях процесса глобализации, которая уже давно представляет не просто одну из концепций мировой экономики, но выступает и как многосторонний феномен, находящий отражение в политическом, культурном и образовательном развитии стран современного мира. Наряду с процессами глобализации, в мире происходит универсализация ценностей (спра-

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

ISSN 2712-7613^

ведливость, милосердие, независимость, верность, праведность, патриотизм, долг). При этом под универсализмом подразумевается не единообразие, а многообразие ценностей. «Когда дело доходит до выбора подлинных ценностей, - считает американский антрополог Р. Шведер, - всегда имеет место своеобразный торг. Именно по этой причине в мире существуют различные ценностные системы (или культуры), и как раз поэтому ни одна культурная традиция не в состоянии восславить все блага жизни сразу» [8].

Географическое образование для глобального взаимопонимания следует рассматривать как инструмент стимулирования познавательного интереса к глобальным проблемам, а не только как систему определенных географических знаний. Иными словами, задача географического образования состоит не только в том, чтобы научить знанию закономерностей организации земного пространства, а в том, чтобы научиться критически оценивать локальные и глобальные пространственные взаимодействия [2-4].

Результаты исследования

Какова же роль географии как учебной дисциплины в реализации концепция «глобального понимания в мире»? Прежде всего, нужно исходить из того, что ни одна школьная дисциплина не может полностью разрешить данную проблему, и поэтому необходим междисциплинарный подход. Вместе с тем только география в силу своей междисциплинарной природы обладает мощным потенциалом для достижения целей глобального взаимопонимания.

Важнейшим элементом географического образования, который содействует развитию концепции «глобального взаимопонимания» является географическое мышление, которое должно помочь будущим поколениям сформировать представление о путях решения проблем, связанных с нехваткой пресной воды и продовольствия, энергетической и эко-

| 2020 / № 2

логической безопасностью, быстрым ростом населения и гиперурбанизацией, транспортом и миграциями, спорными границами и этноконфессиональными конфликтами.

Становление критического геоэкологического мышления должно осуществляться через обмен информационными материалами и результатами наблюдений, полученных в ходе геоэкологических исследований в различных частях Земли. Таким образом, «глобальное взаимопонимание» должно строиться на глокаль-ном принципе (глобально-локальном), использующим подход «снизу-вверх» и признающим тот факт, что все действия, происходящие в конкретном месте и совершаемые индивидуумом, имеют свое глобальное отражение. Таким образом, значимость географии как учебного предмета заключается в том, что она помогает выстроить взаимосвязи между протекающими глобальными процессами и дает возможность вырабатывать устойчивые стратегии в будущем, которые нацелены на снижение рисков для окружающей среды, если каждый житель Земли будет им следовать.

В условиях глобализации возрастет мобильность населения, которая, с одной стороны, положительно влияет на развитие стран, привнося новые традиции и идеи, создавая условия для лучшего взаимопонимания и обмена культурным опытом, а с другой стороны - способствует развитию ксенофобии и нетерпимости к другим народам и религиям. Современные исследования показывают, что межкультурное понимание является важнейшим структурным элементом в концепции глобального образования. Поэтому, уже начиная с 70-х гг. ХХ в., в ряде многонациональных стран важнейшим элементом глобального взаимопонимания стало развитие поликультурного образования.

Информационные технологии делают наш мир более взаимосвязанным, потоки информации перемещаются в глобальном пространстве, люди различных

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

ISSN 2712-7613^

культур активно взаимодействуют друг с другом, в результате происходит глобализация географической информации. Все это способствует тому, что расширяется аудитория людей, участвующих в обсуждении глобальных проблем. В современном многополярном мире большие данные (Big Data) выступают своего рода ключом, который имеет доступ к каждому человеку, способствуют формированию его электоральных предпочтений, политических, экономических и экологических взглядов, воздействуют на общественное мнение в странах и регионах мира. Информационные технологии, -с одной стороны, они могут помочь в решении глобальных проблем, с другой -способны порождать новые конфликты, например, стимулировать «экспорт революций» через социальные сети.

Сегодня необходимо осознавать взаимосвязь между глобальным взаимопониманием и пространством, которое под воздействием информационных технологий становится все более глобальным [1].

Важнейшим преимуществом геоинформационных систем становится реализация в режиме реального времени совместных межнациональных проектов, реализующих цели устойчивого развития. Международный географический союз признал важность этих инструментов в Международной хартии по географическому образованию, заявив, что «геопространственные технологии предлагают уникальные возможности для понимания современного мира» и формируют бесценный набор навыков XXI в. для географического образования [12]. Поэтому важным элементом глобального взаимопонимания сегодня выступает геоинформационное образование.

В странах современного мира существует различное понимание роли школьной географии в развитии системы глобального взаимопонимания.

В школах Великобритании переход к «глобальному обучению» отражает трансформацию от прежней ориентации

| 2020 / № 2

на страны Британского содружества в направлении более целостного понимания международного развития, глобальных отношений и взаимозависимостей, усиление внимания на развитие навыков и ценностей у молодого поколения. Общая цель состоит в том, чтобы ученики становились гражданами мира, «вовлеченными в процесс, где их жизнь и глобальные процессы взаимосвязаны». Глобальная программа обучения, принятая в стране, направлена на то, чтобы поддержать школы в стремлении к глобальному взаимопониманию. Главные ее цели [11] заключаются в том, чтобы:

- помочь понять студентам их роль в глобальном взаимозависимом мире и исследовать пути устойчивого развития;

- познакомить учащихся с понятиями развития взаимозависимости и глобализации;

- стимулировать критическое осмысление учащимися глобальных проблем как на уровне всей школы, так и на уровне каждого ученика;

- помочь школам повысить осведомленность о глобальных экономических и социальных контрастах и о том, как их возможно уменьшить.

Глобальное взаимопонимание в Финляндии было определено как глобальное измерение гражданственности в проекте «Образование для глобальной ответственности» и включает в себя пять тем: образование и развитие, образование и права человека, образование и устойчивое развитие, образование и предотвращения конфликтов, межкультурное образование. В значительной степени эти темы реализуются в курсе географии, который демонстрирует важность знание планетарных феноменов как основы для освоения концепции глобального взаимопонимания. В средней и старшей школе есть курсы, которые способствуют развитию географического мышления, пониманию глобальных процессов и способствуют развитию концепции глобального взаимопонимания, но, к сожалению,

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

vjv

ISSN 2712-7613

эти курсы являются курсами по выбору и изучаются крайне редко.

В странах Иберийского полуострова школьная программа достаточно противоречива. В Испании география не входит в перечень обязательных предметов в старшей школе и, кроме того, изучаемый курс направлен, прежде всего, на изучение региональной географии. С одной стороны, Испания рассматривается как единое целое, с другой - усиливаются националистские споры по поводу идентичности Каталонии и Страны Басков. Школьный курс географии в старшей школе крайне опосредованно касается глобальных проблем, роли и места, которое занимает Испания на мировой арене, что также не способствует развитию понимания школьниками мировых тенденций и глобального взаимопонимания. В Португалии, напротив, ситуация изменилась со вступлением страны в Евросоюз, когда изучение национальной географии перестало представлять особый интерес и фокус изучаемых проблем обращен в сторону большой родины - Европы.

Рост процесса глобализации начал оказывать влияние на распространение идей глобального образования в США, которые уже приобретают популярность среди населения. География в американской школе, к сожалению, перестала быть обязательным предметом и в большинстве учебных планов она входит в модуль общественных наук. Профессор Техасского Университета О. Муньес Солари констатирует низкий уровень знаний по географии американцев [11]. Географические знания, непосредственно связанные с глобальными проблемами, в начальной школе представлены весьма незначительно. В старшей и средней школе, только в тех штатах, где география изучается как самостоятельный предмет, географическое образования ориентируется на тренды будущего, развивает глобальное мировоззрение, формирует знания об окружающей среде и способствует воспитанию будущих граждан мира.

| 2020 / № 2

В Сингапуре важнейшей задачей образования является подготовка «поколения думающих и преданных граждан, которые будут способствовать процветанию страны». В школьной программе по географии большое место занимает раздел «проблемы XXI века», который изучается в курсе географии в начальной школе в контексте общественных наук, а в средней и старшей школе - как самостоятельный предмет.

В Японии одна из статей Закона об образовании гласит: «Мы должны воспитать уважение к традициям и культуре, любовь к стране и ее регионам, а также уважение к другим странам и стремление содействовать миру во всем мире и развивать международное сообщество». В старшей школе география преподается в рамках предметной «группы общественные науки», при этом делится на два уровня. Примечательно, что изучение географии на обоих уровнях направлено на то, что различные явления, наблюдаемые в мире, рассматриваются как «ключи» для изучения географических теорий и принципов. Учащиеся старшей школы тем самым узнают о различиях и сходствах процессов в современном мире и подходят к понимаю процессов, лежащих в основе тех или иных географических явлений. При этом на уровне А студенты изучают глобальные проблемы на примерах из мировой практики, на уровне В происходит более системный подход к изучению географии, а для объяснения природных и социальных проблем используются географические теории.

Географическое образование в Китае начинается в средней школе и предусматривает изучение географии своей страны и географии мира. Современная программа по географии способствует развитию концепции глобального взаимопонимания и отражению новой роли Китая на мировой арене. Вместе с тем, согласно исследованиям, более половины учителей географии Поднебесной считают, что концепция глобального взаи-

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

vj4y

¡$$N2712-7613 ^

мопонимания слишком широка и для ее понимания учащимися требуется значительно больше различных примеров социальных и природных явлений и процессов, направленных на формирование географического мышления.

География в индийской школьной программе является своего рода мостом между социальными и естественными науками. Индия является крайне многообразной страной в этнокультурном отношении, поэтому уже с малых лет воспитание толерантности является главной задачей географического образования. В начальной школе географическая картина страны складывается на основе изучения индийского эпоса, который предоставляет красочные описания природы и населения различных регионов Индии. В средней школе подробно изучается региональная география, студенты учатся оценивать природные богатства страны, получают возможность осознать, что минеральные ресурсы Индии широко используют в других странах мира. Программа средней и старшей школы больше ориентирована на глобальные темы индустриализации и урбанизации, проблемы, связанные с высокой плотностью населения в городах. В курсе географии старшей школы учебная программа по географии использует мультикультур-ный подход, студенты получают возможность узнать, что культурные нормы не одинаковы во всем мире, что также воспитывает уважение и терпимость к другим народам и культурам внутри страны.

Таким образом, одна из важнейших задач географического образования в современном мире - подготовить граждан планеты Земля к новым географическим реалиям, активно формировать основы глобальной гражданственности, способ-

| 2020 / № 2

ствовать развитию диалога культур и понимания важности мыслить глобально в целях устойчивого развития. Идеи глобального взаимопонимания в школьной географии все больше находят отражение в содержании национальных программ многих стран мира.

заключение

В российской школе также необходимо обратить внимание на усиление позиций глобального взаимопонимания в курсе школьной географии. Главные задачи географического образования в основной школе в целях формирования глобального взаимопонимания могут выглядеть следующим образом:

- формирование целостного образа мира путем познания разнообразия современного географического пространства в его различных масштабах, от локального до глобального;

- формирование мировоззрения через географические знания, основанные на ценностях системы, а также идентичности, социальной ответственности и толерантности;

- понимание взаимосвязи между природным и социально-экономическим развитием и его влиянием на жизнь человека с целью воспитания бережного отношения к окружающей среде и формирования критического геоэкологичесого мышления;

- понимание роли окружающей среды, жизненного пространства всего человечества как важного фактора образования общества и личности;

- развитие навыков использования современных геоинформационных технологий для получения данных и объективной оценки результатов.

Статья поступила в редакцию 09.03.2020

Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кочуров Б. И., Горбанев В. А. Географическое и геоэкологическое образование: состояние и перспективы // Проблемы региональной экологии. 2017. № 2. С. 16-22.

2. Лобжанидзе А. А. Географическое образование в фокусе глобальных проблем // Теоретические и прикладные проблемы географической науки: демографический, социальный, правовой, экономический и экологический аспекты. Воронеж: ВГУ, 2019. С. 130-140.

3. Лобжанидзе А. А. Глобальные проблемы и географическое образование в России // Симбирский научный вестник. 2017. № 3. С. 52-58.

4. Лобжанидзе А. А. О положении географии в российской школе. // География и экология в школе XXI века. 2019. № 6. С. 34-37.

5. Марфенин Н. Н. Экология и гуманизм // Россия в окружающем мире: 2000 (Аналитический ежегодник) / Под общей ред. Н. Н. Моисеева, С.А. Степанова. М.: МНЭПУ, 2000. С. 41-42.

6. Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. 210 с.

7. Преподавание философии в мире (обзор исследования ЮНЕСКО «Философия. Школа свободы» // Вопросы философии. 2008. № 10. С. 3-19.

8. Харрисон Л. Главная миссия либерализма: как политика может изменить культуру и спасти ее от самой себя. М.: Новое издательство, 2008. 279 с.

9. Commission on Sustainable Development (CSD) // Sustainable Development: knowledge platform (United Nations) URL: https://sustainabledevelopment.un.org/csd.html (Дата обращения: 03.05.2020).

10. Erofeeva M., Stolyarova A., Evseeva I., Popova T., Lobzhanidze A., Luchenkova M., Kalinin I. The Development of a Safe Educational Environment at a Higher Education Institution within the Framework of the Ecopsychological Approach // Ekoloji. 2019. № 28. Р. 5089-5093.

11. Geography Education for Global Understanding / A. Demirci, R. de Miguel Gonzбlez, S. W. Bednarz, A. Lobzhanidze. NY.: Springer Publ., 2018. 255 p.

12. Gerber R., ed. International Handbook on Geographical Education. Dordrecht: Springer Publ., 2003. 360 р.

13. Stoltman J., Lidstone J., Kidman G. The 2016 International Charter on Geographical Education // International Research in Geographical and Environmental Education. 2017. Vol. 26. № 1. P. 1-2.

1. Kochurov B., Gorbanev V. [Geographical and geoecological education: state and prospects]. In: Prob-lemy regional'noi ekologii [Problems of regional ecology], 2017, no. 2, pp. 16-22.

2. Lobzhanidze A. [Geographical education in the focus of global problems]. In: Teoreticheskie ipriklad-nye problemy geograficheskoi nauki: demograficheskii, sotsial'nyi, pravovoi, ekonomicheskii i ekologich-eskii aspekty [Theoretical and applied problems of geographical science: demographic, social, legal, economic and environmental aspects], Voronezh, VSU Publ., 2019, pp. 130-140.

3. Lobzhanidze A. [Global problems and geographical education in Russia]. In: Simbirskiy nauchnyi vest-nik [Simbirsk Scientific Bulletin], 2017, no. 3, pp. 52-59.

4. Lobzhanidze A. [Situation of geography in the Russian school]. In: Geografiya i ekologiya vshkoleXXI veka [Geography and ecology in the school of the XXI century], 2019, no. 6, pp. 34-37.

5. Marfenin N. [Ecology and humanism]. In: Moiseev N., Stepanov S., eds. Rossiya v okruzhayushchem mire: 2000 (Analiticheskii ezhegodnik) [Russia in the surrounding world: 2000 (Analytical Yearbook)]. Moscow, MNEPU Publ., 2000, pp. 41-42.

6. Moiseev N. S myslyami o budushchem Rossii [With thoughts about the future of Russia]. Moscow, Fond sodeystviya razvitiyu sotsial'nykh i politicheskikh nauk Publ., 1997, 210 p.

7. [Teaching philosophy in the world (review of UNESCO research 'Philosophy. School of Freedom»]. In: Voprosy filosofii [Philosophy Issues], 2008, no. 10, pp. 3-19.

8. Harrison L. The Central Liberal Truth: How politics can change a culture and save it from itself]. Oxford, Oxford University Press, 2006, 274 p.

9. Commission on Sustainable Development (CSD). In: Sustainable Development: knowledge platform (United Nations). Available at: https://sustainabledevelopment.un.org/csd.html (accessed: 03.05.2020)

10. Erofeeva M., Stolyarova A., Evseeva I., Popova T., Lobzhanidze A., Luchenkova M., Kalinin I. The Development of a Safe Educational Environment at a Higher Education Institution within the Framework of the Ecopsychological Approach. In: Ekoloji, 2019, no. 28, pp. 5089-5093.

11. Demirci A., Miguel Gonz6lez R. de, Bednarz S. W., Lobzhanidze A. Geography Education for Global Understanding. NY., Springer Publ., 2018, 255 p.

12. Gerber R., ed. International Handbook on Geographical Education. Dordrecht, Springer Publ., 2003, 360 p.

REFERENCES

13. Stoltman J., Lidstone J., Kidman G. The 2016 International Charter on Geographical Education. In: International Research in Geographical and Environmental Education, 2017, vol. 26, no. 1, pp. 1-2.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Лобжанидзе Александр Александрович - доктор географических наук, заведующий кафедрой экономической и социальной географии имении академика РАО В. П. Максаковского Московского педагогического государственного университета; e-mail: alobjanidze@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Alexander A. Lobzhanidze - Doctor of Geographical Sciences, Head of the Department of Economic and Social Geography named after V. P. Maksakovsky, Moscow State Pedagogical University; e-mail: alobjanidze@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Лобжанидзе А. А. Географическое образование как основа глобального взаимопонимания в современном мире // Географическая среда и живые системы. 2020. № 2. C. 9-17. DOI: 10.18384/2712-7621-2020-2-9-17

FOR CITATION

Lobzhanidze А. Geographical education as a basis for global understanding in the modern world. In: Geographical Environment and Living Systems, 2020, no. 2, pp. 9-17. DOI: 10.18384/2712-7621-2020-2-9-17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.