УДК 159.922.7
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ ТИПОМ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ
© 2016 Т. А. Липская
канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии e-mail: tatyanalipskaya@yandex. ru
Оренбургский государственный педагогический университет
В статье рассмотрено понятие субъектности, проанализированы содержательные характеристики субъектности. Представлены результаты изучения особенностей субъектности у младших школьников. Выявлены содержательные характеристики субъектности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях с разным типом материнского отношения.
Ключевые слова: субъектность, содержательные характеристики субъектности, младший школьник, тип материнского отношения.
В современном мире происходят изменения всех сфер жизнедеятельности человека. Современное общество сталкивается с необходимостью воспитания человека как самоценной, целеустремленной и уникальной личности. Воспитательные воздействия будут эффективными лишь в том случае, если сама личность осознает, принимает их, проявляет активность. Соответственно, в условиях качественно новой образовательной ситуации, характеризующейся ориентацией на личностное развитие обучающихся, развитие субъектности младшего школьника становится приоритетной задачей воспитания. Согласно исследованиям С.К. Нартовой-Бочавер (2008), субъектность рождается на границе взаимодействия с миром. Следовательно, на наш взгляд, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования таких качеств личности, как ответственность, инициативность, целеустремленность, активность, умение делать выбор и нести за него ответственность, способность к рефлексии, а также ценностное отношение к себе и окружающим, то есть качеств, которые в психологической науке именуются субъектными, отражающими активную, преображающую позицию человека.
Изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях ребенка на данном возрастном этапе. Становление и развитие предпосылок субъектности ребенка в младшем школьном возрасте во многом зависит от отношений взрослых к нему как к личности изменяющейся и развивающейся. В частности, в зависимости от отношения родителей к ребенку у него формируются основы ценностного отношения к себе и к миру, рефлексии, ответственности.
Проблема субъектности не нова в психологии. В психологических исследованиях анализируется понятие субъектности (В. А. Петровский, А.К. Осницкий, Л. А. Стахнева, О. А. Ленгер, Е.В. Гребенникова, Е.А. Уваров и др.); изучаются возрастные особенности субъектности (Р.В. Овчарова, Н.М. Скрипник, Н.И. Вьюнова и О.С. Лапкова, А.С. Обухов и др.).
Теоретический анализ психологических исследований позволяет говорить о большом разнообразии качественных характеристик, составляющих субъектность.
Субъектность, по мнению В. А. Петровского, является определяющей характеристикой личности. Субъектность представляет собой центральное образование личности, которое возникает на определенном уровне ее развития и представляет новое системное качество, интегрирующее такие составляющие личности, как самостоятельность, активность, инициативность, рефлексивность, самодетерминация, осознанная саморегуляция [Петровский 1997]. В исследованиях А.К. Осницкого субъектность определяется как единая характеристика активности человека, обнаруживаемая в деятельности и поведении [Осницкий 1996]. Анализируя феномен субъектности, С. Л. Рубинштейн и А.В. Брушлинский говорят о системной целостности всех сложнейших и противоречивых качеств человека, которая формируется в ходе исторического и индивидуального развития [Рубинштейн 2005; Брушлинский 2003]. Индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности. Субъектность на каждой стадии развития личности имеет свои специфические особенности. Как отмечала И.В. Дубровина, в период младшего школьного возраста на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего свой опыт действования в этом мире [Психология 2003]. Таким образом, в младшем школьном возрасте в личности ребенка появляются качественные изменения, которые являются предпосылками развития субъектности.
Опираясь на изложенное понимание субъектности, мы организовали изучение содержательных характеристик субъектности младших школьников, воспитывающихся в семьях с разным материнским отношением.
Анализируя результаты, отметим, что в исследуемой выборке в семьях с преобладающим кооперационным типом материнского отношения выявлены следующие особенности субъектности детей: высокий уровень ответственности -у 84%, средний уровень инициативности - у 69%, средний уровень самостоятельности - у 61% и высокий уровень развития рефлексивности - у 61% младших школьников. Кооперационный тип материнского отношения характеризуется проявлением интереса
Липская Т. А. Содержательные характеристики субъектности младших школьников, воспитывающихся в семьях с разным типом материнского отношения
мамы к увлечениям ребенка, поощрением его самостоятельности и инициативы. В таких семьях младший школьник, ощущая поддержку матери, не боится проявлять свою решительность и активность во всех сферах деятельности, несет ответственность за принятые решения, старается самостоятельно справиться с возникающими трудностями, склонен к анализу своей деятельности и поступков.
Младшие школьники, воспитывающиеся в семьях с принятым типом материнского отношения, характеризуются следующими особенностями субъектности: высокий уровень ответственности и развития рефлексивности преобладает у 75% детей, средний уровень инициативности - у 88%, средний уровень самостоятельности - у 75% младших школьников. В таких семьях, где матери предъявляют обоснованные требования, прислушиваются к мнению ребенка, зачастую одобряют его решения, у младшего школьника развиваются ответственность и решительность. Он старается организовывать собственную деятельность, стремится к содержательному общению, осознает себя как личность и способен поставить себя на место другого человека. Мамы принимают ребенка таким, какой он есть, уважают его решения и индивидуальность. Младший школьник проявляет инициативность как в учебной, так и во внеучебной деятельности, обдуманно принимает решение, осознает, ради чего и зачем ему нужно сделать то или иное действие, в трудных ситуациях всегда находит выход.
Субъектность детей, воспитывающихся в семьях с симбиотическим типом материнского отношения, отличается следующими особенностями: средний уровень развития ответственности сформирован у 58%, инициативности - у 58%, рефлексивности - у 86% младших школьников - и низкий уровень самостоятельности - у 44% младших школьников. Симбиотический тип отношений характеризуется отсутствием психологической дистанции между мамой и ребенком, стремлением мамы постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. В семьях с симбиотическим типом материнского отношения младший школьник не может сам себя организовать, нуждается в подсказке. В таких семьях чрезмерная опека мамы не способствует развитию самостоятельности ребенка. Он теряется в трудных ситуациях, часто обращается за помощью к родителям.
Анализ характеристик субъектности детей, воспитывающихся в семьях с инфантильным типом материнского отношения, показал, что у 44% младших школьников доминирует низкий уровень ответственности; низкий уровень инициативности преобладает у 86%; самостоятельность сформирована также на низком уровне (71% выборки); средний уровень рефлексивности свойственен 58% младших школьников. Семьи с инфантильным типом отношения к ребенку характеризуются чрезмерной опекой ребенка, игнорированием его мыслей, чувств и интересов. В таких семьях матери несерьезно воспринимают увлечения и интересы ребенка, тем самым понижая его активность. Младший школьник без участия родителей не может сам себя организовать, постоянно нуждается в одобрении мамы, без которого сильно сомневается при принятии решений. Таким образом, инфантильный тип материнского отношения не способствует развитию субъектности младшего школьника.
Характеризуя субъектность младших школьников, воспитывающихся в семьях с авторитарным типом материнского отношения, отметим, что у 60% из них выражен в основном низкий уровень ответственности, у 80 % преобладает низкий уровень инициативности развития самостоятельности и рефлексивности. В семьях с авторитарным типом материнского отношения преобладают строгость по отношению к ребенку, требовательность, наличие жестких дисциплинарных рамок. В таких семьях матери строго следят за поведением ребенка, инициативность ребенка не поощряется.
Жесткие дисциплинарные рамки мешают младшему школьнику проявлять свои интересы. Мамы ставят перед ребенком высокие цели, тем самым навязывают свою волю. Младший школьник, не достигнув желаемых результатов, переживает, ему тяжело справляться с трудностями. Дети, воспитывающиеся авторитарными мамами, безынициативны, не способны самостоятельно принимать решения, не склонны анализировать свою деятельность и поступки.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что в семьях с кооперационным и принятым типами материнского отношения у младших школьников развиваются такие характеристики субъектности, как ответственность, инициативность, самостоятельность и рефлексивность. В семьях же, где преобладают симбиотический, инфантильный и авторитарный типы материнского отношения, не создаются условия для развития субъектности у младших школьников. Ведь именно отношения людей выступают условием развития субъектности. Если родители относятся к ребенку как к субъекту, дают возможность осознать свою самостоятельность, свободу выбора, ответственность, то тем самым они способствуют развитию субъектности ребенка. Когда родители не осуществляют субъектно-ориентированного взаимодействия, то в полной мере субъектность ребенка не развивается.
Библиографический список
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Изд. 2-е, испр. М.: МПСИ, 2003. 408 с.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Академия, 2008. 320 с.
Мерабишвили Т.А. Особенности развития субъектности в младшем школьном возрасте // Образование и общество: научный, информ.-аналит. журнал. 2009. № 2. С. 53-56.
Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-19.
Петровский В.А. Феномены субъектности в развитии личности. Самара: Междунар. ин-т «Открытое о-во», Самар. фил., Самар. госуниверситет, Каф. педагогики и психологии. 1997. 101 с.
Психология: учебник. 2-е изд., стереотипное / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. М.: ACADEMA, 2003. 464 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. 720 с.
Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 76-87.