Научная статья на тему 'Особенности психологического здоровья подростков, воспитывающихся в семье и кадетской школе-интернате'

Особенности психологического здоровья подростков, воспитывающихся в семье и кадетской школе-интернате Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
521
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH / ПОДРОСТКИ / TEENS / КАДЕТЫ / CADETS / ОБРАЗ Я / SELF-IMAGE / САМОПРИНЯТИЕ / SELF-ACCEPTANCE / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шерешкова Елена Андреевна

В статье раскрываются особенности психологического здоровья подростков, воспитывающиеся в интернате и в семье. Дополнительно проводился анализ половых различий, т.к. девочки и мальчики воспитываются и обучаются в интернате раздельно. В структуре психологического здоровья выделено три компонента: образ Я, самопринятие, субъектность. Были выделены уровни каждого компонента и проведен сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of psychological health of teenagers who are brought up in a family and at cadet boarding school

The author talks about the impact of deprivation on psychological health of cadets. The article also presents the results of a study of the psychological health of teenagers who are brought up in the family. Girls and boys are educated separately. The author has identified three components of psychological health. Namely the image I, self-acceptance, subjectivity. She has also singled out the component’s levels and made an analysis.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического здоровья подростков, воспитывающихся в семье и кадетской школе-интернате»

УДК 159.922.8

Шерешкова Елена Андреевна

кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический институт

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

В статье раскрываются особенности психологического здоровья подростков, воспитывающиеся в интернате и в семье. Дополнительно проводился анализ половых различий, т.к. девочки и мальчики воспитываются и обучаются в интернате раздельно. В структуре психологического здоровья выделено три компонента: образ Я, самопринятие, субъектность. Были выделены уровни каждого компонента и проведен сравнительный анализ.

Ключевые слова: психологическое здоровье, подростки, кадеты, образ Я, самопринятие, субъектность.

Школа-интернат - учреждение, созданное для круглосуточного пребывания воспитанников, с целью обеспечения более благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, оказание помощи семье.

Специфичными для кадетского корпуса являются следующие особенности жизнедеятельности:

- жесткая регламентация распорядка дня;

- преобладание групповых видов деятельности;

- подчинение и субординация;

- совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования, служебных.

В кадетской школе-интернате, где проводилось исследование, дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не превышает 25 человек. Девочки и мальчики обучаются раздельно.

В исследовании принимали участие младшие подростки, воспитывающиеся в кадетской школе-интернате (60 чел.) и в семье (55 чел.).

Подростки, воспитывающиеся в семье, были отобраны нами с целью выделения специфических и общих особенностей.

Общая программа исследования психологического здоровья подростков состояла из трех этапов:

1. Изучение образа Я подростков.

2. Изучение самопринятия подростков.

3. Изучение субъектности подростков.

На первом этапе нами использовались методика: «Кто Я?» Куна и Макпартленда (модификация Т.В. Румянцевой) [4, с. 82].

На основе анализа данных по методике «Кто Я?» нами сделаны выводы.

Мальчики и девочки, воспитывающиеся в кадетской школе-интернате, в отличие от своих сверстников, воспитывающихся в семье, не упоминают о своих родителях, братьях и сестрах, хотя у большинства из них есть родители. Этот факт обусловлен потерей эмоциональных связей с родителями из-за нечастых встреч с ними.

75% девочек-подростков, воспитывающихся в семье, характеризуют свою внешность: «симпатичная», «красивая», «похожа на маму», «рыжая». 15% мальчиков-подростков упоминают о своей внешности: «красивый», «худой», «длинный». 68%

девочек-подростков, воспитывающихся в интернате указывают на особенности своей внешности: «красивая», «симпатичная», «уродина». 43% мальчиков-подростков упоминают о своих физических характеристиках «сильный», «ловкий», «спортивный».

69% самоописаний девочек, воспитывающихся в семье, содержат описания общения, что свидетельствует о важной роли дружеских отношений и общения в целом «имею много друзей, люблю класс, дорожу дружбой, храню секреты, хорошая подруга». Мальчики, воспитывающиеся в семье, реже, чем девочки, воспитывающиеся в семье, говорят о себе, как о друге: «готов помочь друзьям, хороший друг, хорошо дружу с друзьями». В самоописаниях подростков, воспитывающихся в интернате, полностью отсутствуют упоминания о дружбе, своей роли друга. Общение испытуемых носит регламентированный характер, поэтому подростки не могут выбирать себе друзей по желанию.

94% девочек-подростков, воспитывающихся в семье, описывают те виды деятельности, которыми предпочитают заниматься: «люблю красиво одеваться», «люблю смотреть на звездное небо», «сидеть в интернете», «помогаю маме», «не очень люблю учиться», «люблю путешествовать», «гулять», «стоять у зеркала». 84% мальчиков также описывают виды деятельности «люблю стрелять», «ходить в клуб», «танцую брейк», «слушаю музыку», «люблю развлекаться», «не люблю ходить в школу», «смотреть телевизор».

Девочки-подростки, воспитывающиеся в интернате, не описывают свою деятельность. Мальчики, воспитывающиеся в интернате, описывая себя, преимущественно перечисляют действия, которые они выполняют каждый день, что связано со строгим соблюдением режима в течение дня «читаю, играю, учусь, бежать, прыгать, за партой, в паутине, чувствую, думаю, влюбляюсь, бью». Привычные действия повторяются изо дня в день, входят в состав образа Я.

Материальная и семейная перспективы не выражены у подростков. Профессиональная перспектива отмечается лишь у 14% девочек подростков, воспитывающихся в семье: «хочу стать адвокатом», «буду юристом, «хочу хорошо учиться в ин-

© Шерешкова Е.А., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 1

87

статуте». У мальчиков - не выражена. Коммуникативная перспектива отмечена у 4% девочек: «хочу лучше общаться», «хочу больше друзей». У мальчиков не отмечена. Деятельностная перспектива выражена у 34% девочек, воспитывающихся в семье: «узнать все, добиться своей цели, отдохнуть на юге, научиться водить машину, хочу шарпея, поехать вокруг света, жить в Лос-Анжелесе, дом на черном море, в Египет». Персональная перспектива отмечена у 5% девочек-подростков, воспитывающихся в семье: «хочу быть лучше».

Перспективные характеристики свидетельствует о расхождениях между Я-реальным и Я-идеальным как стремлении преобразовать себя и свое нынешнее положение, как отправном пункте для самосовершенствования. У подростков - воспитанников интерната, не представлены перспективные характеристики.

Особое место в структуре образа Я девочек-подростков, воспитывающихся в семье (100%), занимают черты характера, при этом в значительной мере преобладают положительные черты: «умная, красивая, смелая, любознательная, веселая, общительная, ранимая, преданная», что свидетельствует об интересе к своей личности, о фиксации на положительных свойствах своей личности, о принятии себя в целом. У 16% девочек встречаются характеристики субъектности: «ответственная», «добиваюсь своей цели».

Мальчики-подростки, воспитывающиеся в семье, как и девочки, выделяют черты своей личности: положительные «веселый, добрый, спортивный, приколист, ласковый, сильный, смелый, приятный, душевный, выносливый, азартный, везучий, юморной, не курящий, не пьющий»; и отрицательные; «вспыльчивый, злой, дурак».

Анализ самоописаний девочек-подростков, воспитывающихся в кадетской школе-интернате, насыщен описаниям черт характера: «нормальная, отзывчивая, вежливая, терпеливая, клевая, супер, классная, справедливая, трудолюбивая», причем в некоторых случаях - полностью противоположных по значению: «грустная - веселая, скромная-разговорчивая - льстивая, тупая - умная, добрая - злая, клевая, веселая - невеселая, уродина - красивая, веселая - невеселая». Эти характеристики свидетельствуют о противоречивости образа-Я, что явно затруднит в будущем формирование личностной идентичности. В самоописаниях девочек содержится большое количество отрицательных черт характера: «наглая до невозможности, уродина, обидчивая, дура».

Мальчики-подростки, воспитывающиеся в кадетской школе-интернате, выделяют как положительные «красив, молодец, везунчик, сильный, смелый, внимательный», так и отрицательные черты характера. Говоря о себе, 23% испытуемых сравнивает себя с героями мультипликационных

фильмов: «гоблин, человек-факел, человек-паук», что говорит о пребывании их в мире грез, об отрыве от реальности.

Таким образом, у подростков, воспитывающихся в кадетской школе-интернате, в отличие от подростков, воспитывающихся в семье, отсутствуют упоминания о родителях, о своей роли друга и о дружбе вообще, о своих мечтах и планах. У девочек-подростков встречаются противоречивые характеристики образа-Я, у мальчиков описание -повседневных действий.

К уровням сформированности образа Я мы отнесли:

1 уровень. В самоописаниях подростков содержатся характеристики различных компонентов Я: социальные, физические, коммуникативные, деятель-ностные, перспективные, рефлексивные. Подростки владеют необходимым запасом знаний о себе, своих личностных возможностях и особенностях.

2 уровень. В самоописаниях подростков содержатся основные характеристики: социальные, физические, рефлексивные, деятельностные. Подростки владеют основными знаниями о себе, однако в образ Я не входят характеристики связанные с общением и стремлением изменить себя.

3 уровень. В самоописаниях содержатся лишь рефлексивные характеристики. Подростки знают о чертах своего характера.

У подростков, воспитывающихся в интернате, преобладают третий (48%) и второй (39%) уровни образа Я, у подростков, воспитывающихся в семье, преобладает второй уровень (43%). У мальчиков-подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, более высокий уровень образа Я, чем у девочек-подростков.

На следующем этапе исследования нами изучались особенности самопринятия подростков.

С целью изучения самопринятия подростков, воспитывающихся в кадетской школе-интернате и в семье нами использовалась методика МИСС [1], контент-анализ сочинения «Мое имя».

По данным методики КИСС мальчики-подростки, воспитывающиеся в кадетской школе-интернате имеют средний показатель самопринятия г = 0,62, а мальчики-подростки, воспитывающиеся в семье - г = 0,82. Девочки-подростки, воспитывающиеся в кадетской школе, имеют средний показатель самопринятия г = 0,53, девочки-подростки, воспитывающиеся в семье - г = 0,74 (р= 0,001).

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что показатели подростков, воспитывающихся в интернате, снижены, в сравнении с показателями подростков, воспитывающимися в семье. Различия статистически значимы: между девочками - ф*= 2,73 (р<0,05); между мальчиками -ф*= 2,61 (р<0,05).

Данная тенденция отмечена нами при анализе образов Я подростков, воспитывающихся в интер-

88

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

нате. Нами выявлена отрицательная неустойчивая валентность самооценки. У подростков встречаются противоречивые самохарактеристики личности, которые свидетельствуют сниженном уровне самопринятия.

Таким образом, условия социальной депривации оказывают влияние на самопринятие подростков.

К уровням сформированности самопринятия нами отнесены.

1 уровень. Подростки принимают характеристики своей личности: социальные, физические, коммуникативные, деятельностные, рефлексивные, перспективные. Подростки принимают себя такими, какие они есть со всеми достоинствами и недостатками. Они принимают свою внешность, имя, характер, свои эмоции, коммуникативные способности, свои увлечения и интересы, свои перспективы на будущее.

2 уровень. Подростки принимают лишь отдельные характеристики своей личности. Подростки принимают некоторые свои способности и возможности, умения и интересы, эмоции, при этом наличие других отрицается подростками, что препятствует продуктивной работе по их развитию.

3 уровень. Подростки не принимают себя, видя в себе преимущественно отрицательные качества.

У подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, преобладает второй (54% и 41%) уровень самопринятия. У мальчиков-подростков, воспитывающихся в семье более высокий уровень самопринятия в отличие от девочек, воспитывающихся в семье. Между мальчиками и девочками, воспитывающимися в интернате, таких различий не выявлено.

С целью изучения субъектности мы использовали методы наблюдения и тесты «Готовность к саморазвитию» (Г.М. Коджеспирова) [2, с. 173] и «Саморегуляция» (А.К. Осницкий.) [3, с. 211].

С целью наблюдения проявлений субъектно-сти в общении нами разработан план наблюдения за подростками во время групповой дискуссии, на уроке литературы.

На основе анализа частоты встречаемости единиц наблюдения нами было выделено три уровня субъектности подростков:

1 уровень. Подросток имеет свое мнение, ясно осознает свою позицию, самостоятельно включается в дискуссию (в обсуждение темы урока), самостоятельно приводит аргументы в пользу своей точки зрения, четко и планомерно высказывает свою точку зрения, демонстрирует уверенность в своей позиции, радуется результатам своих высказываний, конструктивно общается со сверстниками.

2 уровень. Подросток примыкает к точке зрения, высказанной другими подростками, но в течение дискуссии (урока) четко придерживается ее, активно высказывается, если его об этом просит ведущий дискуссии (педагог), демонстрирует уве-

ренность в своей позиции, конструктивно общается со сверстниками.

3 уровень. Подросток соглашается с предыдущими высказываниями, отказывается аргументировать свою позицию, неуверен в своих высказываниях, не проявляет радость в общении.

Подростки, воспитывающиеся в семье, были разделены нами в соответствие с уровнем субъектности.

У девочек-подростков, воспитывающихся в семье, преобладает второй уровень субъектно-сти (59%). Подростки имеют свое мнение, в котором они опираются на мнение других подростков, они высказывают свое мнение, если их об этом попросят, конструктивно общаются со сверстниками. Подростки этой группы умеют ставить цели в общении, владеют средствами анализа своей позиции и позиции собеседника, умеют оценивать результата диалога. Однако, не проявляют инициативы, гибкости, активности в целом.

24% имеют третий уровень, который предполагает пассивность подростка в процессе дискуссии, непонимание цели обсуждения, принятие цели других членов, не желание обосновать свою точку зрения.

17% имеют первый уровень, который предполагает активность и осознанность в процессе дискуссии. Девочки-подростки этой группы осознают свои цели, осознают свою позицию и активно отстаивают ее, при этом демонстрируют самостоятельность, активность, стремление переубедить других.

У мальчиков-подростков из семьи выражены второй (36% чел.) и третий (51% чел.) уровни субъектности. Третий уровень свидетельствует о некритичном принятии мнения других подростков, о нежелании аргументировано отстаивать свою точку зрения. Подростки этой группы не демонстрируют осознанность своей позиции, инициативность, автономность своей позиции, гибкости поведения в процессе дискуссии.

Мальчики-подростки, отнесенные ко второму уровню, по просьбе психолога высказывают свое мнение, умеют анализировать свою позицию и позицию сверстников, конструктивно общаются в процессе дискуссии, с удовольствием отстаивают свою позицию.

Таким образом, девочки-подростки, воспитывающиеся в семье в отличие от мальчиков-подростков имеют более высокий уровень субъектно-сти в общении. Девочки-подростки более активно высказывают свою позицию, ставят цели в дискуссии, проявляют большую самостоятельность.

У девочек-подростков, воспитывающихся в интернате преобладает третий уровень субъектно-сти (57%).

Между девочками, воспитывающимися в семье и в интернате, выявлены значимые различия ф* = 3,23 (р<0,05).

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

89

У мальчиков-подростков, воспитывающихся в интернате, преобладает третий уровень субъект-ности (51%). 33% испытуемых имеют второй уровень и 16% - третий. Различия между мальчиками, воспитывающимися в семье и в интернате, статистически не значимы.

Субъектность в сфере общения играет важную роль в формировании психологического здоровья подростков, что обусловлено статусом общения как ведущего вида деятельности подростков. В процессе общения подростки имеют возможность познавать особенности своей личности, принимая их вне зависимости от того положительные они или отрицательные.

Субъектность в общении проявляется в умениях ставить цель общения, моделировать условия и средства, оценивать результаты общения. Ведущую роль в процессе общения играют субъектные свойства личности подростков, которые обеспечивают успешность коммуникации, перцепции и интеракции.

С целью изучения субъектных свойств личности подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, нами использовались шкалы опросника «Саморегуляция» А.К. Осницкого. Данные оценки дали возможность определить степень выраженности субъектных свойств личности подростков. Исследование показало, что у подростков, воспитывающихся в интернате, преимущественно не выражены субъектные свойства: ответственность, автономность в действиях, инициативность; выражена - гибкость.

У подростков, воспитывающихся в семье, преимущественно не выражены субъектные свойства: инициативность, осознанность, ответственность; ярко выражены - гибкость, автономность.

Различия между выборками статистически не значимы.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у значительной части подростков не выражены такие свойства субъектности как ответственность, осознанность, инициативность.

С целью изучения субъектности в сфере саморазвития нами использовался тест «Готовность к саморазвитию».

Результаты исследования показали, что большая часть подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, хотят знать себя, но не могут себя изменить, что связано с отсутствием навыков саморазвития и самосовершенствования. Различия статистически не значимы.

На основе полученных нами экспериментальных данных выделены уровни психологического здоровья, критериями которых являются знания о себе, принятие себя, субъектность.

Гармоничный: в образе Я выражены социальные и рефлексивные характеристики, которые не

противоречат друг другу; подросток принимает себя; для подростка характерен первый уровень субъектности, у подростка выражены субъектные свойства.

Оптимальный: в образе Я выделены некоторые противоречия, обусловленные возрастом, при этом подросток в целом принимает себя; для подростка характерен второй уровень субъектности, у подростка частично выражены субъектные свойства.

Дисгармоничный: в образе Я содержатся противоречивые рефлексивные характеристики; у подростка непринятие своей личности; третий уровень субъектности, у подростка не выражены субъектные свойства.

Дальнейший анализ данных позволил распределить испытуемых по группам в зависимости от уровня психологического здоровья. У 46% подростков, воспитывающихся в интернате, дисгармоничный уровень психологического здоровья, у 34% подростков, воспитывающихся в семье также дисгармоничный уровень. Подростки данной группы преимущественно выделяют в образе Я противоречивые характеристики, не принимают себя, затрудняются с постановкой целей деятельности, не осознают мотивы деятельности, не умеют соотносить свои возможности с условиями деятельности.

42% подростков, воспитывающихся в интернате, и 43% подростков, воспитывающихся в семье, имеют оптимальный уровень психологического здоровья. Подростки данной группы имеют некоторые противоречия в образе Я, связанные с его активным становлением, принимают себя, однако затрудняются с постановкой целей деятельности, не вполне осознают свои мотивы.

12% подростков, воспитывающихся в интернате, и 23% подростков, воспитывающихся в семье, имеют гармоничный уровень психологического здоровья. Подростки данной группы имеют непротиворечивый образ Я, принимают себя, умеют ставить цели деятельности, моделировать условия, оценивать результат.

Библиографический список

1. Веретенников О.Ю. МИСС-2000. Методика исследования структуры самосознания. Применение репертуарного теста ролевых конструктов для исследования Я-концепции. - Мурманск: Дельта Я, 2000. - 119 с.

2. Культура профессионального самообразования педагога / под ред. Ю.М. Забродина. - М., 1994. - 344 с.

3. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. - М.: ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.

4. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.

90

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.