Научная статья на тему 'Изучение особенностей отношения к психологическому здоровью у подростков воспитанников интерната'

Изучение особенностей отношения к психологическому здоровью у подростков воспитанников интерната Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шерешкова Елена Андреевна

В статье представлены результаты исследования особенностей отношения к психологическому здоровью у старших подростков, воспитывающихся в интернате и в семье. Рассматривается проблема выделения структуры осознанного отношения к психологическому здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей отношения к психологическому здоровью у подростков воспитанников интерната»

Е. А. Шерешкова

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ У ПОДРОСТКОВ - ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТА

В статье представлены результаты исследования особенностей отношения к психологическому здоровью у старших подростков, воспитывающихся в интернате и в семье. Рассматривается проблема выделения структуры осознанного отношения к психологическому здоровью.

Продолжительный социальный, экономический, культурный, нравственный кризис общества предельно обострил проблемы современного детства. Резко возросло число детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах. Нарушение механизмов функционирования семьи приводят к отсутствию гармонии ребенка с самим собой и с социумом, что в свою очередь является главным условием нарушений психологического здоровья.

Социальная ситуация развития подростка, воспитывающегося в условиях интерната, характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, не стабильностью, малой динамичностью по отношению к подростку, что препятствует нормальному развитию субъективной реальности подростков.

Целью нашего исследования было изучение особенностей отношения к психологическому здоровью у старших подростков, воспитывающихся в интернате и в семье.

Вслед за А.В. Шуваловым, психологическое здоровье мы понимаем как состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни [2].

Опираясь на структуру отношения, предложенную В.Н. Мясищевым, мы выделяем в структуре отношения к психологическому здоровью три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий [1].

1. Особенности когнитивного компонента отношения к психологическому здоровью у старших подростков, воспитывающихся в интернате и в семье.

На основании анализа высказываний относительно определения сущности понятия «психологическое здоровье» воспитанников интерната и старших подростков, воспитывающихся в семье, можно сделать вывод, что они не достаточно осведомлены о значении понятия «психологичес-

кое здоровье», называют лишь некоторые характеристики этого феномена, либо затрудняются с ответом. Испытуемые преимущественно определяют понятие «психологическое здоровье» через отсутствие психических отклонений, поведение, адекватное ситуации и душевное состояние («Когда на душе спокойно», «Нормальное душевное состояние», «Не псих», « Когда человек соображает, что делает»). Значимость различий между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье - ф*= 1,62 (р<0,05).

Подростки не указывают функции психологического здоровья: обеспечение гармонии между различными аспектами внутри человека, возможность полноценно развиваться. Нами был предложен следующий вопрос: «Что дает человеку психологическое здоровье?».

Для воспитанников интерната по сравнению с подростками, воспитывающимися в семье, значимыми функциями психологического здоровья являются: обеспечение душевного равновесия по средствам саморегуляции психических состояний, установление отношений с противоположным полом («Тебя доводят, а тебе все равно, ты не орешь, спокойный», «Когда бросил парень, не психовать, найти другого»). Значительно реже у воспитанников интерната встречаются высказывания относительно саморазвития и самосовершенствования, психологическое здоровье не рассматривается как возможность саморазвития.

Для подростков, воспитывающихся в семье, значимыми являются категории - общение, «Я», т.е. они рассматривают психологическое здоровье как возможность эффективного общения и самосовершенствования («Становиться лучше», «Решать свои проблемы самому», «Быть хорошим другом»). Значимость различий между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье - ф*= 2, 32 (р<0,05).

С целью выявления знаний старших подростков о способах сохранения психологического здо-

ровья задавался следующий вопрос. Данный вопрос вызвал значительные затруднения, как у воспитанников интерната, так и у подростков, воспитывающихся в семье. В целом можно сказать, что испытуемые указывают лишь на один способ сохранения психологического здоровья - саморегуляцию. Для подростков, воспитывающихся в семье и в интернате, в разной степени наиболее значима категория «саморегуляция взаимоотношений» («Не ссориться с родителями, одноклассниками», «Не иметь врагов»), в равной степени «саморегуляция эмоциональных состояний» («Не психовать», «Уметь прощать», «Сдерживать чувства»). Значимость различий между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье - ф*= 1, 92 (р<0,05).

С целью выявления знаний старших подростков о путях самопознания нами анализировался вопрос «Откуда можно больше узнать о себе?». У испытуемых преобладают ответы «не знаю». Это свидетельствует о слабой осведомленности о способах самопознания у подростков, воспитывающихся в интернате и в семье. Различия между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, статистически не значимы.

Следующий вопрос был направлен на выявление знаний подростками способов саморазвития. Подростки - воспитанники интерната предлагают способы саморазвития, которые в основном связаны с совершенствованием учебной деятельности и расширением кругозора («Лучше учиться», «Не лениться», «Смотреть умные передачи», «Больше читать»). Подростки, воспитывающиеся в семье, придают значение преимущественно самосовершенствованию в сфере увлечений («Заниматься спортом», «Тренироваться, чтобы выигрывать на соревнованиях»). Значимость различий между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье - ф*= 2, 55 (р<0,05).

Таким образом, полученные данные позволяют констатировать, что у подростков - воспитанников интерната отсутствуют знания в области сохранения психологического здоровья. Однако, знания подростков, воспитывающихся в семье, также нельзя назвать достаточным.

С целью определения представленности признаков психологического здоровья в образе «Я» проводилась методика «20 определений «Я» М. -Кума и Т. МакПартлэнда.

Анализ экспериментальных данных показал, что такие субкатегории как личностные свойства

и внешность, в обеих выборках относятся к наиболее распространенным и выражены как у подростков, воспитывающихся в семье, так и в интернате примерно одинаково. Различия между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, статистически не значимы.

Три субкатегории - «оценивание себя как сына», «оценивание себя как друга» и «навыки общения» - значительно выражены у подростков, воспитывающихся в семье, и почти не представлены у воспитанников интерната. Различия между выборками подростков, воспитывающимися в интернате и в семье, статистически значимы (соответственно Ф*= 4,56; 3,82; 4,27 при р<0,05). Очевидно, что степень их выраженности в образе «Я» в наибольшей степени зависит от того, воспитывается ли подросток в семье или в интернате.

В субкатегории «личностные свойства» воспитанники интерната указывают преимущественно социально одобряемые свойства, которые поощряются воспитателями и педагогами интерната. Эту особенность можно объяснить сознательным приспособлением воспитанников к требованиям социума при внутреннем непринятии этих требований.

Объективные категории одинаково представлены у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате. Различия между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, статистически не значимы.

С целью самооценивания испытуемым предлагался «Лист самооценивания психологического здоровья», разработанный О.В. Хухлаевой и модифицированный нами для старшего подросткового возраста.

Анализ полученных данных показывает, что воспитанники интерната, оценивая свое психологическое здоровье по предложенным признакам, предпочитают ответ «иногда», что свидетельствует об усредненной оценке своего психического развития. Подростки, воспитывающиеся в семье, преимущественно выбирают ответы «иногда», «часто», что, по нашему мнению, связано с высокой самооценкой.

2. Особенности эмоционального компонента отношения к психологическому здоровью у старших подростков, воспитывающихся в интернате и в семье.

С целью изучения эмоциональных переживаний в адрес «Я» нами использовался тест-опросник самоотношения Столина В.В.

Таблица 1

Типы эмоциональных переживаний в адрес «Я» у старших подростков, воспитывающихся в интернате и в семье (%)

Эмоциональные переживания в адрес «Я» Интернат Семья

самоуважение, аутосимпатия 17,2 62,1

неуважение, аутосимпатия 29,6 25,7

самоуважение, антипатия 9,9 3,3

неуважение, антипатия 43,3 8,9

Таблица 2

Типы самопринятия у старших подростков, воспитывающихся в условиях интернат и в семье (%)

Типы самопринятия Интернат Семья

условное принятие себя 41,5 31,2

безусловное принятие себя 31,5 55,5

не принятие себя 27 13,3

Опираясь на исследования В.В. Сталина, Е.Т. Соколовой, Т.Е. Дубасовой, Е.К. Чернышевой, нами выделены типы эмоциональных переживаний в адрес «Я». С целью распределения испытуемых на группы - кластеры нами использовался статистический метод - кластерный анализ.

Из таблицы 1 видно, что у воспитанников интерната преобладающими эмоциональными переживаниями в адрес «Я» являются «неуважение, антипатия» и «неуважение, аутосимпатия». У подростков, воспитывающихся в семье, преобладающими эмоциональными переживаниями в адрес «Я» являются «самоуважение - аутосимпатия». Значимость различий между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье - ф*= 3,64 (р<0,05).

С целью исследования самоприятия, приятия других, эмоционального комфорта мы использовали методику «Шкала социально-психологической приспособленности». Методика разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой. Интерес для нас представляли шкалы: принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт.

В результате кластерного анализа данных нами были выделены три кластера - типа самоприня-тия у старших подростков, воспитывающихся в интернате и в семье:

1) безусловное принятие себя;

2) условное принятие себя;

3) непринятие себя.

Структуру первого варианта задают следующие характеристики: высокий уровень самопринятия и низкий уровень тенденции к самообвинению.

Структура второго варианта задается характеристиками: средний уровень самопринятия, высокий уровень тенденции к самообвинению.

Структура третьего варианта задается характеристиками: низкий уровень самопринятия, высокий уровень самообвинения.

Данные таблицы 2 показывают, что в отличие от воспитанников интерната, подростки, воспитывающиеся в семье, преимущественно имеют безусловное принятие себя, что благоприятно сказывается на их психологическом здоровье. Старшие подростки, воспитывающиеся в интернате, в большинстве случаев принимают себя условно или не принимают себя вообще. Значимость различий между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье - Ф*=

2, 73 (р<0,05).

Анализ данных по показателю «принятие других» показал, что в обеих группах в большинстве случаев выражено принятие других. Различия между выборами подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, статистически не значимы.

Данные по показателю «эмоциональная комфортность» свидетельствуют о том, что у подро-

стков - воспитанников интерната преобладает низкий уровень эмоциональной комфортности. Преобладание отрицательных эмоциональных состояний является негативной тенденцией развития личности воспитанников интерната. Старшие подростки, воспитывающиеся в семье, имеют преимущественно низкий и средний уровни эмоциональной комфортности. Значимость различий между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье - ср*= 1,64 (р<0,05).

В процессе констатации мы пришли к выводу, что у воспитанников интерната преобладающими эмоциональными переживаниями в адрес «Я» являются «неуважение, антипатия» и «неуважение, аутосимпатия». У подростков, воспитывающихся в семье - «самоуважение - аутосимпатия». Старшие подростки, воспитывающиеся в интернате, в большинстве случаев принимают себя условно или не принимают себя вообще. Подростки, воспитывающиеся в семье, преимущественно имеют безусловное принятие себя. В обеих группах в большинстве случаев выражено принятие других.

3. Особенности поведенческого компонента отношения к психологическому здоровью у старших подростков, воспитывающихся в интернате и в семье.

С целью изучения установки относительно ответственности за свое психологическое здоровье изучался показатель субъективной причинности - локус контроля.

Приведенные в таблице 3 данные показывают, что у воспитанников интерната преобладает эк-стернальный и неопределенный типы локуса контроля. Аналогичные тенденции наблюдаются у подростков, воспитывающихся в семье.

Анализ данных свидетельствует о том, что подростки, воспитывающиеся в условиях интерната и в семье, не считают себя ответственными

за свое развитие и свое психологическое здоровье. Различия между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, статистически не значимы.

С целью изучения стремления к самоактуализации нами был использован вопросник САМОАЛ. Для нашего исследования особый интерес представляли шкалы: ориентация во времени, стремление к творчеству, автономность, спонтанность, самопонимание, контактность, гибкость в общении.

Анализ данных по показателю «ориентация во времени» свидетельствует, что у воспитанников интерната преимущественно не выражена ориентация во времени(84,4 %). Подростки - воспитанники интерната в большинстве случаев ориентируются лишь на один из отрезков временной шкалы: прошлое, настоящее, будущее. Однако у 53,8 % подростков, воспитывающихся в семье, компетентность во времени также не выражена, что связано, по всей видимости, с подростковым кризисом идентичности. Различия между выборами подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, статистически значимы - р*= 2,34 (р<0,05).

Полученные результаты дают возможность констатировать у старших подростков неумение установить гармонию между отношением к прошлому, настоящему и будущему, у них не развивается ответственное отношение к собственному времени жизни.

Анализ данных по показателю «автономность» показывает, что у воспитанников интерната в большинстве автономность не выражена (75,3 %). Подростки - воспитанники интерната зависимы в своих поступках, не стремятся руководствоваться в жизни своими убеждениями, установками, принципами. Они подвержены внешнему влиянию, зависимы, проявляют конформ-

Таблица 3

Распределение испыгтуемыгх в зависимости от локуса субъективного контроля

Интернат Семья

Экстер- Неопре- Интер- Экстер- Неопре- Интер-

нальный деленный нальный нальный деленный нальный

Ио 32 38 30 28 49 23

Ин 35 40 25 34 41 25

Ид 29 45 26 21 39 40

ность и несамостоятельность. У старших подростков, воспитывающихся в семье, преимущественно - внутренняя поддержка, хотя количество испытуемых с внешней поддержкой также вели-ко(43%). Значимость различий между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье - р*= 3,51 (р<0,05).

Анализ данных по показателю «гибкость общения» показывает, что у большинства воспитанников интерната гибкость общения не выраже-на(63 %), они не обладают способностью ситуационно, быстро и адекватно реагировать в ситуации общения. Тенденции ригидности в общении отмечены нами у 43,6 % старших подростков, воспитывающихся в семье. Испытуемые не умеют выбирать ситуации, соответствующие собственным потребностям и ценностям. Значимость различий между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье - р*= 2,52 (р<0,05).

Анализ данных по показателю «самопонимание» показывает, что у 46,9 % воспитанников интерната самопонимание не выражено. Испытуемые не способны отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах. У 56,9 % испытуемых, воспитывающихся в семье, самопонимание не выражено, что превышает процентный показатель воспитанников интерната. Различия между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, не выражены. У подростков самопонимание еще не достигает необходимого уровня, у них не выражена способность к объединению различных сторон психической жизни в целостный, рефлексируе-мый субъектом внутренний мир.

Полученные данные позволяют констатировать отсутствие спонтанности в поведении воспитанников интерната(69,33 %). У испытуемых затруднено непосредственное выражение своих чувств, что свидетельствует о не возможности не рассчитанного заранее способа поведения, о чувстве страха вести себя естественно, раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. Испытуемые преимущественно демонстрируют в поведении одни и те же стереотипы. У 46,9 % старших подростков, воспи-

тывающихся в семье, спонтанность поведения не выражена. Значимость различий между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье - р*= 1,72 (р<0,05).

Экспериментальные данные показателя «контактность» позволяют констатировать, что у 68,7 % воспитанников интерната контактность не выражена, что свидетельствует о трудностях в установлении глубоких, эмоционально насыщенных, тесных контактов с людьми. У 46,5 % старших подростков, воспитывающихся в семье, контактность не выражена, что является негативной тенденцией становления субъектности испытуемых. Значимость различий между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье - р*= 1,93 (р<0,05).

У 50,9 % воспитанников интерната и 57,5 % подростков, воспитывающихся в семье, стремление к творчеству не выражено. Значимость различий между выборками подростков, воспитывающихся в интернате и в семье - р*= 1,62 (р<0,05).

Выводы

1. Показатели осознанного отношения к психологическому здоровью в большей степени выражены у старших подростков, воспитывающихся в семье, в отличие от подростков, воспитывающихся в интернате.

2. Депривация влияет на особенности личностной сферы у старших подростков, воспитывающихся в условиях интерната.

3. Особенности осознанного отношения к психологическому здоровью у старших подростков, воспитывающихся в условиях интерната, обуславливают необходимость его целенаправленного формирования.

Библиографический список

1. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: МПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

2. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. - 2001. -№ 4. - С. 91-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.