УДК 159.922.7/.8
Е. А. Шерешкова
ОБРАЗ Я КАК РЕЗУЛЬТАТ САМОПОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА
В статье представлен анализ результатов исследования образа Я подростков, воспитывающихся в интернате. Образ Я подростков рассматривается как результат самопознания.
Ключевые слова: самопознание, образ Я, подростки, воспитывающиеся в интернате, социальное Я, физическое Я, коммуникативное Я, деятельностное Я, перспективное Я, рефлексивное Я.
Подростковый возраст является критическим периодом психического развития человека, который сопровождается тревожными переживаниями, сомнениями и растерянностью. Вместе с этим данный возраст ознаменован стремительным ростом самосознания, открывающим новые возможности личностного развития.
Осознание своих возможностей автономности, самостоятельности, независимости в выборе способов поведения и оценке своей личности в целом, с одной стороны, и непонимание, незнание своих истинных интересов, потребностей, ценностей - с другой, приводит к потере собственных ориентиров, к немотивированным поступкам и непринятию своей личности.
Подросток, не владеющий знаниями о своих способностях, личностных особенностях, специфике эмоциональных реакций, слабо ориентируется в ситуациях выбора способов деятельности и поведения, не умеет оценить свои возможности и соотнести их с требованиями ситуации.
Процесс самопознания в подростковом возрасте разворачивается в учебной деятельности, в общении и в общественной деятельности.
Самопознание - это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т. е. знание о себе. Поскольку самопознание есть последовательность действий, то само оно представляет специфическую познавательную деятельность и как всякая деятельность может быть описано через характеристику целей, мотивов, способов и результатов.
А. П. Красила разделил процессы и механизмы осуществления самопознания личности на три группы: рефлексивные механизмы, предполагающие получение информации средствами самоанализа, самонаблюдения, самооценивания; механизмы отражения, т. е. получение информации от других людей через обратную связь и механизмы научного самопознания посредством специальных диагностических методик [1]. Следуя данной классификации, знания человека о самом себе складываются из собственного мнения, мнения других людей и объективной информации. Идеалом истинного знания о себе является вариант полного совпадения этих трех со-
ставляющих. По мнению Л. П. Гримак, механизмом соотнесения всех видов информации о человеке является его внутренний диалог с самим собой [2].
По мнению Т. А. Мерцаловой, процессы самопознания осуществляются в диалоге и имеют несколько уровней протекания: рефлексивное самопознание (чаще всего неорганизованное, спонтанное), познание себя «от другого» и, наконец, научно организованный процесс самопознания с помощью специальных методик, которым ученик и может быть обучен в диалоге с учителем [3].
Таким образом, самопознание совершается, во-первых, в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими людьми посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами. Во-вторых, при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности). В-третьих, самопознание совершается в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.
Не отрицая влияния и роли процессов познания других, сравнения себя с другими, усвоения оценок других в отношении себя, В. В. Столин считает, что основным механизмом познания человеком самого себя является обнаружение собственных черт в ситуации поступка. Он утверждает, что субъект судит о наличии той или иной черты по невозможности и затруднительности действия, которому данная черта препятствует. Констатация в сознании наличия той или иной черты происходит путем эмоционально-когнитивного обобщения ситуаций, в которых возникли затруднения, и мотивов, относительно которых они возникли [4].
М. П. Карнаух, определяя самопознание как сложный многоуровневый процесс, выделила его пространственно-временную структуру:
- самонаблюдение как непосредственный подход к собственному сознанию, к психическому вообще;
- понимание самого себя, или самопонимание, которое выступает внутренним условием, в значительной степени определяющим развитие личности и формирование индивидуально-типологических особенностей ее структуры;
- самопрояснение, или осознание собственной данности, как форма внутреннего постижения, ассимиляция собственного Я [5].
В. Г. Маралов выделил общие закономерности самопознания.
Степень осознанности - неосознанности. В большинстве случаев процесс самопознания носит непрерывный характер и является до определенного предела неосознанным. Самопознание характеризуется незавершенностью.
Самопознание как осознанный процесс характеризуется целенаправленностью, т. е. человек ставит перед собой специальную цель - выявить в себе ту или иную способность, склонность, черту личности, используя для этого специфические средства, которые помогают проанализировать и оценить себя. Именно в этом случае самопознание превращается в осознанную деятельность и подчиняется ее законам.
Существует разная насыщенность самопознания на различных этапах жизненного пути. Самопознание активизируется там, где жизнь насыщена событиями, когда необходимо принимать ответственные решения [6].
В диссертационном исследовании Г. И. Ковалевой выделены основные причины, побуждающие обратиться к познанию своего Я: потребность в самореализации, самосовершенствовании, саморазвитии; потребность в достижении, самоутверждении; потребность в самоопределении (в том числе профессиональном); неудачи в деятельности, личном общении; сравнение себя со своими товарищами, своим идеалом; проекция видения себя в предстоящих делах, прогнозирование своих возможностей [7].
И. С. Кон установил, что важнейшими психологическими характеристиками самопознания являются:
- усвоение субъектом оценки его другими людьми;
- социальное сравнение - человек осознает и оценивает себя путем сравнения с другими людьми;
- самоатрибуция - индивид заключает о себе и своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях [8].
По мнению Т. Л. Богатыревой, знания о себе подросток получает из двух источников:
- из отношения к нему родителей, учителей, других значимых взрослых и сверстников в виде обратной связи;
- из собственного состояния в процессе переживания внутренней целостности [9].
Необходимыми условиями активизации самопознания, по мнению большинства практикоориентированных авторов (А. В. Мудрик, Б. М. Мастеров, И. С. Кон, В. А. Петровский, Г. А. Цукерман и др.), являются: наличие интереса к собственной личности, определенный уровень интеллектуального и рефлексивного развития, самопринятие.
А. Н. Крылов считает, что образ Я подростка способствует выполнению следующих функций: отбору воспитательных воздействий по их личностной значимости; формированию целей и задач самовоспитания; выступает в качестве побудительной силы, способствуя формированию нравственного плана самовоспитания - активного отношения к его целям и задачам на основе собственных нравственных критериев. Все это делает образ Я мощным фактором в формировании жизненных планов подростков [10].
Цель данного исследования - выявить специфические особенности образа Я подростков - воспитанников интерната в сравнении с подростками, воспитывающимися в семье.
На основе анализа данных по методикам «Кто Я?» (Кун и Макпартленд), КИСС и контент-анализа сочинений «Как я себя представляю» сделаны следующие выводы.
Социальное Я подростков:
- 30 % девочек-подростков, воспитывающихся в семье, указывают на свои социальные роли «девочка», «дочка», «сестра» и 10 % мальчиков-под-ростков указывают на роли «ученика», «россиянина», «сына»;
- девочки-подростки, воспитывающиеся в интернате, не дают характеристику своего социального Я, 7 % мальчиков-подростков говорят о себе как о «россиянине», «ученике интерната».
Мальчики и девочки, воспитывающиеся в кадетской школе-интернате, в отличие от своих сверстников, воспитывающихся в семье, не упоминают о своих родителях, братьях и сестрах, хотя у большинства из них есть родители. Этот факт обусловлен потерей эмоциональных связей с родителями из-за нечастых встреч с ними.
Физическое Я подростков:
- 75 % девочек-подростков, воспитывающихся в семье, характеризуют свою внешность: «симпатичная», «красивая», «похожа на маму», «рыжая»; 15 % мальчиков-подростков упоминают о своей внешности: «красивый», «худой», «длинный»;
- 68 % девочек-подростков, воспитывающихся в интернате, указывают на особенности своей внешности: «красивая», «симпатичная», «уродина»; 43 % мальчиков-подростков упоминают о своих
физических характеристиках: «сильный», «ловкий», «спортивный».
Коммуникативное Я подростков:
- 69 % самоописаний девочек, воспитывающихся в семье, содержат описания общения, что свидетельствует о важной роли дружеских отношений и общения в целом: «имею много друзей, люблю класс, дорожу дружбой, храню секреты, хорошая подруга». Мальчики, воспитывающиеся в семье, реже, чем девочки, воспитывающиеся в семье, говорят о себе как о друге (34 %): «готов помочь друзьям, хороший друг, хорошо дружу с товарищами».
- в самоописаниях подростков, воспитывающихся в интернате, полностью отсутствуют упоминания о дружбе, своей роли друга.
Общение испытуемых носит регламентированных характер, поэтому подростки не могут выбирать себе друзей по желанию.
Деятельностное Я подростков:
- 94 % девочек-подростков, воспитывающихся в семье, описывают те виды деятельности, которыми предпочитают заниматься: «люблю красиво одеваться», «люблю смотреть на звездное небо», «сижу в Интернете», «помогаю маме», «не очень люблю учиться», «люблю путешествовать», «гулять», «стоять у зеркала»; S4 % мальчиков также описывают виды деятельности: «люблю стрелять», «ходить в клуб», «танцую брейк», «слушаю музыку», «люблю развлекаться», «не люблю ходить в школу», «смотрю телевизор»;
- девочки-подростки, воспитывающиеся в интернате, не описывают свою деятельность. Мальчики, воспитывающиеся в интернате, описывая себя, преимущественно перечисляют действия, которые они выполняют каждый день, что связано со строгим соблюдением режима в течение дня: «читаю, играю, учусь, бежать, прыгать, за партой, в Паутине, чувствую, думаю, влюбляюсь, бью». Привычные действия повторяются изо дня в день, входят в состав образа Я.
Перспективное Я подростков:
- материальная и семейная перспективы не выражены у подростков;
- профессиональная перспектива отмечается лишь у 14 % девочек-подростков, воспитывающихся в семье: «хочу стать адвокатом», «буду юристом», «хочу хорошо учиться в институте». У мальчиков не выражена;
- коммуникативная перспектива отмечена у 4 % девочек: «хочу лучше общаться», «хочу больше друзей». У мальчиков не отмечена;
- деятельностная перспектива выражена у 34 % девочек, воспитывающихся в семье: «узнать все, добиться своей цели, отдохнуть на юге, научиться водить машину, хочу шарпея, поехать вокруг света,
жить в Лос-Анджелесе, дом на Черном море, в Египет».
- персональная перспектива отмечена у S % девочек-подростков, воспитывающихся в семье: «хочу быть лучше».
Перспективные характеристики свидетельствует о расхождениях между Я реальным и Я идеальным как стремлении преобразовать себя и свое нынешнее положение, как отправном пункте для самосовершенствования.
У подростков - воспитанников интерната не представлены перспективные характеристики.
Рефлексивное Я подростков:
- особое место в структуре образа Я девочек-подростков, воспитывающихся в семье (1OO %), занимают черты характера, при этом в значительной мере преобладают положительные черты: «умная, красивая, смелая, любознательная, веселая, общительная, ранимая, преданная», что свидетельствует об интересе к своей личности, о фиксации на положительных свойствах своей личности, о принятии себя в целом. У 16 % девочек встречаются характеристики субъектности: «ответственная», «добиваюсь своей цели»;
- мальчики-подростки, воспитывающиеся в семье, как и девочки, выделяют черты своей личности: положительные - «веселый, добрый, спортивный, приколист, ласковый, сильный, смелый, приятный, душевный, выносливый, азартный, везучий, юморной, не курящий, не пьющий» и отрицательные - «вспыльчивый, злой, дурак»;
- анализ самоописаний девочек-подростков, воспитывающихся в кадетской школе-интернате, насыщен описанием черт характера: «нормальная, отзывчивая, вежливая, терпеливая, клевая, супер, классная, справедливая, трудолюбивая». Однако в некоторых случаях описания полностью противоположные по значению: «грустная - веселая, скромная - разговорчивая - льстивая, тупая - умная, добрая - злая, клевая, веселая - невеселая, уродина - красивая, веселая - невеселая». Эти характеристики свидетельствует о противоречивости образа Я, которая явно затруднит в будущем формирование личностной идентичности. В самоопи-саниях девочек содержится большое количество отрицательных черт характера: «наглая до невозможности, уродина, обидчивая, дура»;
- мальчики-подростки, воспитывающиеся в кадетской школе-интернате, выделяют как положительные: «красив, молодец, везунчик, сильный, смелый, внимательный», так и отрицательные черты характера. Говоря о себе, 23 % испытуемых сравнивают себя с героями мультипликационных фильмов: «гоблин, человек-факел, человек-паук», что говорит о пребывании их в мире грез, об отрыве от реальности.
Общие особенности: выделение в образе Я черт характера: положительных и отрицательных.
Специфические: у подростков, воспитывающихся в кадетской школе-интернате, в отличие от подростков, воспитывающихся в семье, отсутствуют упоминания о родителях, о своей роли друга и о дружбе вообще, о своих мечтах и планах. У дево-чек-подростков встречаются противоречивые характеристики образа Я, у мальчиков - описание повседневных действий.
К уровням сформированное™ образа Я авторы отнесли:
- первый уровень: в самоописаниях подростков содержатся характеристики различных компонентов Я: социальные, физические, коммуникативные, деятельностные, перспективные, рефлексивные. Подростки владеют необходимым запасом знаний о себе, своих личностных возможностях и особенностях;
- второй уровень: в самоописаниях подростков содержатся основные характеристики: социальные, физические, рефлексивные, деятельностные.
Подростки владеют основными знаниями о себе, однако в образ Я не входят характеристики, связанные с общением и стремлением изменить себя;
- третий уровень: в самоописаниях содержатся лишь рефлексивные характеристики. Подростки знают о чертах своего характера.
Из таблицы видно, что у подростков, воспитывающихся в интернате, преобладают второй и третий уровни образа Я, у подростков, воспитывающихся в
Список литературы
1. Энциклопедия практического самопознания / сост. А. Красило. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
2. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989.
3. Мерцалова Т. А. Самопознание школьников как педагогическая проблема // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: сб. науч. трудов Ин-та пед. инновации РАО. М., 1994.
4. Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. М.: МГУ, 1983.
5. Карнаух М. П. Критические ситуации как основа самопознания личности: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Магнитогорск, 2001.
6. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студентов пед. учреждений сред. проф. образования. 2-е изд., стер. М.: Academia, 2004.
7. Ковалёва Г. И. Формирование у старшеклассников интереса к самопониманию в процессе решения учебных задач: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1998.
8. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
9. Богатырёва Т. Л. «Удачное переживание» в творческом сотрудничестве сверстников как базовый компонент развития Я-концепции в младшем подростковом возрасте (10-12 лет) // Психологическая наука и образование. 2005. № 1.
10. Крылов А. Н. Образ Я как фактор развития личности: дис. ... канд. психол. наук. М., 1984.
Шерешкова Е. А., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры.
Шадринский государственный педагогический институт.
Ул. Карла Либкнехта, 3, г Шадринск, Курганская область, Россия, 641800.
Материал поступил в редакцию 12.03.2010.
семье, преобладает второй уровень. У мальчиков-подростков, воспитывающихся в интернате и в семье, более высокий уровень образа Я, чем у дево-чек-подростков.
Распределение подростков в зависимости от уровня образа Я, %
Уровень Девочки, воспитывающиеся Мальчики, воспитывающиеся
в интернате в семье в интернате в семье
Первый 13 28 25 34
Второй 39 43 35 41
Третий 48 29 40 25
В исследовании образа Я подростков, воспитывающихся в интернате, выявлены следующие особенности их представлений о себе:
- слабая выраженность представлений о себе как о друге, что свидетельствует о недостаточном внимании к интимно-личностной стороне общения со сверстниками;
- недостаточная выраженность представлений о собственных умениях, интересах;
- недостаточная дифференцированность и целостность, противоречивость образа Я;
- доминирование краткосрочных целей, замыкание на настоящем;
- не выражено перспективное Я;
- отсутствие стремление к саморазвитию;
- отсутствует интенсивное становление образа Я в направлении взрослости.
Ye. A. Shereshkova
SELF-IMAGE AS A RESULT OF SELF-KNOWLEDGE OF THE YOUNGER TEENAGERS WHO ARE BROUGHT UP IN THE CONDITIONS OF A BOARDING SCHOOL
This article is about the results of research of an self-image of teenagers who are brought up in a boarding school. The self-image of teenagers is considered as result of self-knowledge.
Key words: self-knowledge, an self-image, the teenagers who are brought up in a boarding school, social I, physical I, communicative I, perspective I, reflective I.
Shadrinsk State Pedagogical University.
Ul. K. Libknekht, 3, Shadrinsk, Kurgan oblast, Russia, 641800.