-*
100
Психология развития, акмеология
В.М. Рудомазина
Проявление субъектности у детей младшего школьного возраста
В статье представлены результаты одного из этапов диссертационного исследования, посвященного изучению связи тревожности и субъектности детей младшего школьного возраста. Приводится анализ феномена субъектности как личностного новообразования, формирующего и приводящего к преобразованию себя и окружающего мира. Путем теоретического анализа современных исследований развития субъектности у детей выявлено пять ее атрибутов: активная позиция, инициативность, надситуативность, прогнозирование, рефлексия. Исследование проходило с 2010 по 2014 г., респонденты: 241 учащийся младшей школы с 1-го по 4-й класс. Для изучения субъектности были выбраны и модифицированы три методики, в основу которых заложен проективный метод. Удалось выявить определенные закономерности проявления субъектности как качественной характеристики личности ребенка младшего школьного возраста. Стало возможным наметить новые этапы изучения субъектности и выявить закономерности проявления ее атрибутов.
Ключевые слова: младший школьный возраст, субъектность, атрибуты субъектности, атрибуты субъектности в младшем школьном возрасте.
В настоящее время в образовательной среде отмечается повышенный интерес к личности учащегося, его успешности и психологическому благополучию. Интересным с научной и педагогической точки зрения является младший школьный возраст, в котором закладывается основной фундамент для развития и становления личности ребенка.
проявляясь в различных поведенческих паттернах: в виде избегания или ее преодоления трудностей. «Избегание» проявляется в неуверенности о| в себе, замкнутости, чувствительности, повышенной эмоциональности, § ¡2 обидчивости, покладистости, заниженных требованиях к себе и окру- | ^ жающим. «Преодоление трудных ситуаций» - поведение, характеризую- з I щееся активностью, уверенностью в себе, общительностью, умением о § прогнозировать ситуацию, анализировать поступки собственные и ок- Э о. ружающих. В представленном исследовании форма человеческой актив- с ° ности «преодоление» и проявление инициативности в поиске решения задач нашло свое выражение в феномене субъектности.
Настоящая статья исследует проявление субъектности в младшем школьном возрасте.
Теоретическое обоснование феномена субъектности, по словам И. С. Якиманской, определяется как «приобретаемое, формируемое свойство, но существующее благодаря сложившейся природе жизнедеятельности человека, кристаллизованной в потенциях учащегося» [10].
По мнению А.К. Осницкого, субъектность определяется как активность человека в деятельности и поведении, как основная характеристика этой активности [6]. Ее «оживление» способствует формированию основных жизненных целей и решений конфликтных ситуаций. Роль субъектности в младшем школьном возрасте соответствует третьей ступени формирования личности - «персонализации», и, по мнению В. И. Слободчикова, является фундаментальной для качественных изменений развития личности [9].
Таким образом, активность субъекта в представленном исследовании понимается как побудительный механизм к преобразованию себя и окружающего мира, как жизненная позиция и образ жизни.
При изучении субъектности стало возможным описать ее содержание через атрибуты, которые, по мнению автора статьи, а также на основе опыта работы с детьми младшего школьного и подросткового возраста, считаются первостепенными и важнейшими в понимании и формировании субъектности ребенка: активная позиция, инициативность, надситуативность, прогнозирование и рефлексия.
Исследование проводилось на базе нескольких общеобразовательных школ ЮЗАО г. Москвы. В нем принимали участие 241 учащийся младшей школы с 1 по 4 класс. Возраст детей, участвовавших в исследовании, - от 7 до 11 лет. Психологические и физиологические показатели развития детей соответствовали возрастной норме. Дополнительно в диагностике приняли участие классные руководители девяти классов младшей школы. Исследование проводилось в конце учебного года.
о о
ЕЦ ЕЦ
о о
X СВ
В программу исследования были включены следующие методики. Методика незаконченных предложений М. Ньюттена в модификации А.Б. Орлова, основанная на словесных ассоциациях, первоначально применялась для определения мотивации учения детей младшего школьного возраста и состояла из 25 незаконченных фраз. Анализ основных методик, изучающих субъектность [1; 5; 8], позволил модифицировать «незаконченные предложения» А.Б. Орлова таким образом, чтобы каждое из них предоставляло ребенку выбор одной из форм поведения: проявление активной позиции / пассивной позиции, проявление инициативности / безинициативности, умение прогнозировать / отсутствие прогнозирования, надситуативность / ситуативность, рефлексия / отсутствие рефлексии. Обработка данных проводилась на основании анализа каждой продолженной фразы с точки зрения атрибутов субъектности.
Также в исследовании использовался прием «Сочинение сказки», который применялся для определения основных атрибутов субъектности. При интерпретации сказок описывался характер поведения главного героя сказки. Также принималась во внимание степень его эффективности, проявляющаяся в способе решения проблемных ситуаций.
Для объективности полученных данных по субъектности был сформирован опросник учителей, в котором оценивались качества личности ребенка, исходя из степени проявления у него атрибутов субъектности.
В результате диагностики субъектности младших школьников в течение 2013-2014 учебного года были получены следующие результаты (рис. 1-5).
Крайние значения субъектности (низкий, высокий) в целом имеют низкую границу проявления (рис. 1). В 3 классе происходят изменения в общей динамике: низкий уровень субъектности количественно уменьшается, а высокий уровень - увеличивается, проявляясь в этот период наиболее ярко.
Средний уровень субъектности количественно превосходит остальные уровни, оставаясь примерно одинаковым во всех классах начальной школы. Это объясняется формой и содержанием проективного метода. Перед учащимися стояла задача продолжить часть предложения соответственно своим представлениям об учебной ситуации, поведенческим формам, образу жизни и ценностным ориентациям. Ответы на незаконченные предложения, относящиеся к учебной и социальной ситуации, являлись также показателем степени развития «внутренней позиции школьника», включающей осознанное отношение к школьной жизни, желание выглядеть в глазах взрослых чуть лучше, чем есть на самом деле. Это побуждало детей, отвечая на вопросы, демонстрировать идеальный образ «успешного ученика», отчасти не имеющего
отношения к реальности. Этим обстоятельством объясняется количественное превосходство среднего уровня субъектности над крайними значениями.
70% 60% 50% 40% -30% -20% 10% 0%
и низкии Ш! средний ЕЭ высокий
с ^
та та ч: О. ш Ю 1= О
Рис. 1. Уровни субъектности по методике «Незаконченные предложения». Здесь и далее (рис. 2) по оси х: 1 - 1-й класс, 2 - 2-й класс, 3 - 3-й класс, 4 - 4-й класс; по оси у - степень выраженности субъектности.
Крайние значения субъектности (низкий, высокий) в целом имеют низкую границу проявления (рис. 1). В третьем классе происходят изменения в общей динамике: низкий уровень субъектности количественно уменьшается, а высокий уровень - увеличивается, проявляясь в этот период наиболее ярко.
Средний уровень субъектности количественно превосходит остальные уровни, оставаясь примерно одинаковым во всех классах начальной школы. Это объясняется формой и содержанием проективного метода. Перед учащимися стояла задача продолжить часть предложения, соответственно своим представлениям об учебной ситуации, поведенческим формам, образу жизни и ценностным ориентациям. Ответы на незаконченные предложения, относящиеся к учебной и социальной ситуации, являлись также показателем степени развития «внутренней позиции школьника», включающей осознанное отношение к школьной жизни, желание выглядеть в глазах взрослых чуть лучше, чем есть на самом деле. Это побуждало детей, отвечая на вопросы, демонстрировать идеальный образ «успешного ученика», отчасти не имеющего отношения к реальности. Этим обстоятельством объясняется количественное превосходство среднего уровня субъектности над крайними значениями.
Уровень субъектности и ее атрибуты также исследовались приемом «Сочинение сказки» (рис. 2).
о о
ЕЦ ЕЦ
о о
X (V
Рис. 2. Уровень субъектности, определенный по приему «Сочинение сказки».
В сказке наиболее ярко выражен низкий уровень субъектности, стабильно проявляющийся в 1-2 классах, незначительно увеличивающийся в 3-ем классе и опускающийся к 4-му классу (рис. 2). Похожая динамика проявляется при среднем уровне субъектности. В свою очередь, высокий уровень субъектности имеет наименьшее количество проявлений, но более стабильную динамику развития, незначительно меняющуюся в сторону возрастания с 1-го по 3-й классы, в 4-ом классе резко увеличиваясь.
Таким образом, в 3-м классе субъектность детей незначительно падает, выражаясь в основном низким уровнем, что, скорее всего, связано с особенностями развития мышления в этот период: у детей происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому типу мышления. Это предположение иллюстрируется содержанием детских сказок в этот период, в которых присутствует бытовой сюжет, составляющий пересказ прошедшего дня или повседневный режим дня, в такой сказке также отсутствует элемент волшебства и волшебный персонаж.
В 4-ом классе ребенок становится более поливалентным и учится успешно решать задачи во всех планах: практическом, действенном и вербальном [3]. Субъектность ребенка увеличивается, т.к. в этот период для него характерно проявление социальной желательности и стремление продемонстрировать свои способности. Это объясняется подготовкой к переходу в среднюю школу и появлением, вследствие этого, конкуренции среди учеников.
Прием «сочинение сказки» также позволил определить динамику развития атрибутов субъектности (рис. 3).
30%
25%
20% -
15%
10%
5%
0% 1
Активная позиция □ Инициативность ^ Надситуативность Прогнозирование ЕЗ Рефлексия
2
3
Рис. 3. Развитие атрибутов субъектности (определено по приему «Сочинение сказки»). По оси х: 1 - 1-й класс, 2 - 2-й класс, 3 - 3-й класс, 4 - 4-й класс; по оси у - степень выраженности атрибутов субъектности.
Как видно из диаграммы (рис. 3), на протяжении всего младшего школьного возраста наиболее ярко выражен атрибут «Активная позиция», который представлен в одинаково высоком значении, незначительно меняясь от класса к классу.
Инициативность менее ярко выражена и представлена в среднем значении. Инициативность детей проявляется в 1-2 классах, уменьшаясь к 3-4 (рис. 3). Возможно, это связано с наличием в 1-2 классах социальной желательности, эффекта новизны учебной ситуации. К концу начальной школы ребенок перестает стремиться к оценке взрослых и проявляет инициативность избирательно, в зависимости от интереса и собственной цели.
Наблюдая за изменениями динамики атрибута «Надситуативность», стоит отметить, что увеличение его выраженности происходит по мере взросления ребенка и в 3-4 классах проявляется наиболее ярко. Надситуативность в сказках выражается как нестандартное выполнение поставленной задачи. Герой сказки выражает надситуативность в способности нестандартно мыслить, решая проблемную ситуацию.
Атрибут «Прогнозирование» отличается волнообразной динамикой развития: наиболее ярко выражен в 1-м и 3-м классах, уменьшаясь ко 2-му и 4-му классам. В целом степень выраженности атрибута на протяжении всей младшей школы отличается незначительно (1-4%). Способность к прогнозированию в сказках детей проявляется в умении
о о
ЕЦ ЕЦ
о о
X СВ
главного героя планировать ситуацию и заранее просчитывать возможные трудности.
Таким образом, анализируя в целом динамику развития атрибутов субъектности по приему «Сочинение сказки», необходимо отметить их индивидуальную степень выраженности и единую закономерность к увеличению по мере взросления ребенка.
На завершающем этапе диагностики был проведен опрос, в котором уровень субъектность и степень выраженности ее атрибутов оценивалась не самим ребенком, а учителями. Динамика развития субъектности, измеряемая с помощью опросника учителей, представлена в следующей диаграмме.
80% 70% 60% 50% -40% -30% -20% 10% 0%
] Низкий I Средний И Высокий
Рис. 4. Развитие субъектности (определено по «Опроснику учителей»). По оси х: 1 - 1-й класс, 2 - 2-й класс, 3 - 3-й класс, 4 - 4-й класс; по оси у - степень выраженности субъектности.
Высокий уровень субъектности, по опроснику, представлен в наименьшем количестве, выражаясь меньшим значением в начале младшей школы (1-2 классы), увеличиваясь к 3-ему и значительно уменьшаясь к 4-му классу (рис. 4). Результаты, полученные приемом «Сочинение сказки», противоположны: к 4-му классу у детей наблюдается увеличение субъектности, которая достигает своего максимального значения за весь период начальной школы.
Можно предположить, что разница результатов по субъектности объясняется, в одном случае (методики «Незаконченные предложения», «Опросник учителей») - изменением характера требований учителей к учащимся в связи с завершением начальной школы, оценки собственной субъектности ребенка в рамках школьных достижений; в другом
(прием «Сочинение сказок») - увеличением в этот период личных достижений и форм взаимодействия.
Процедура проведения исследования при помощи «Опросника учителей» предполагала также и оценку атрибутов субъектности (рис. 5).
25%-
20%-
■ Активная позиция ЕЗ Инициативность ^ Надс итуа т ив нос ть ИЗ Прогнозирование Ш Рефлекс ия
с ^
ю
пз пз
ч о.
ф ю 1= о
2
3
4
Рис. 5. Развитие атрибутов субъектности. По оси х: 1 - 1-й класс, 2 - 2-й класс, 3 - 3-й класс, 4 - 4-й класс; по оси у - степень выраженности атрибутов субъектности.
Отличительной особенностью результатов, полученных «Опросником учителей», является относительно одинаковые данные высокого значения атрибутов субъектности. Очевидно, это связано со структурой опросника, имеющей расширенную оценочную шкалу по каждому из атрибутов (0-5 баллов), где каждый атрибут оценивался выше 1 балла.
Среди пяти атрибутов субъектности наиболее ярко выражены активная позиция (во 2-ом и 4-ом классах), инициативность (2-й класс) и надситуативность (4-й класс). Нельзя сказать, что лишь данные качества учеников знакомы учителям, т.к.к перед заполнением опросника объяснялся смысл всех атрибутов, основанный на примерах и особенностях проявления в поведении ребенка. Несмотря на это, лишь три качества (активная позиция, инициативность и надситуативность) оказались более понятными и выраженными во внешнем поведении ребенка.
В результате проведения исследования субъектности в младшем школьном возрасте можно сделать следующие выводы.
1. В 1-м и 2-м классах субъектность проявляется в наименьшем значении (по трем методикам), выражаясь в активности, инициативности
о о
ЕЦ ЕЦ
о о
X CD
и прогнозировании; в 3-4-м классах уровень субъектности увеличивается, достигая максимального значения за весь период начальной школы, наблюдается увеличение атрибутов надситуативности и рефлексии.
2. По опроснику учителей и методике «Незаконченные предложения» в 3-м классе уровень субъектности увеличивается, выражаясь в атрибутах «надситуативность», «прогнозирование» и «рефлексия». Это соответствует результатам исследования Ю.В. Зарецкого, В.К. Зарецкого, И.Ю. Кулагиной [4], где к 3-м классу наблюдается наиболее выраженная «субъектная позиция», которая к подростковому возрасту уменьшается за счет снижения активности, осознанности и включенности в учебную ситуацию. По приему «Сочинение сказки» к 3-му классу, напротив, наблюдается снижение уровня субъектности за счет уменьшения активной позиции и инициативности. Возможно, речь идет о проявлении разного содержания субъектности, что ставит перед автором новые задачи и требует дальнейших исследований.
Библиографический список
1. Азлецкая Е.Н. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности: Дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2001.
2. Иовлева Т.Е., Рудомазина В.М. Проявление тревожности младших школьников в сюжетах сочиненных сказок. Возможности и ограничения приема сочинительства // Наука и школа. 2013. № 4. С. 139-143.
3. Иовлева Т.Е., Рудомазина В.М. Сочинение сказки как диагностический прием исследования уровня тревожности младших школьников // Научное обозрение. Гуманитарные науки. 2012. № 6. С. 118-123.
4. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 98-109.
5. Лапкова О.С. Психолого-педагогическое развитие субъектности младших школьников и подростков: Дис. ... канд. психол. наук. Воронеж, 2007.
6. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1995. № 1. C. 5-19.
7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.
8. Пыжьянова М.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. Новгород, 2006.
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека // Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М., 2000. C. 212-385.
10. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64-76.