М.А. Петрова, канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии и педагогики начального образования, Педагогический институт, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия, mpetrova2007@rambler.ru
ВЛИЯНИЕ ДЕВАЙСОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются особенности современных младших школьников, оказывающие влияние на формирование их субъектности. Приводится анализ феномена субъект-ности, выделяются его наиболее важные характеристики с позиций педагогики и психологии. В качестве значимых атрибутов формирования субъектности обозначены инициативность и особенности освоенной человеком преобразующей активности. Автором выполнен обзор особенностей развития современных детей, появление которых обусловлено чрезмерным использованием новейших электронных устройств, увлеченностью компьютерными играми в ущерб сюжетно-ролевым, что влияет на формирование субъектности. Современные дети очень рано начинают использовать девайсы. Поэтому приводится психологический портрет дошкольника. Проанализирован актуальный уровень социального и психического развития младших школьников, отмечено снижение показателей инициативности и познавательной активности детей. Кроме того, представлены и проанализированы возрастные особенности развития памяти и внимания учащихся начальных классов, которые влияют на процесс формирования атрибутов субъектности. Проведенный анализ позволил автору выделить направления деятельности учителя, содействующие осознанному использованию детьми электронных устройств и формированию атрибутов субъектности. В статье приводятся примеры средств и методов, стимулирующих проявление детьми осознанной активности и инициативности.
Ключевые слова: субъектность, атрибуты субъектности, инициативность, познавательная активность, младший школьник, современный ребенок, девайсы, компьютерные игры, аналитические способности, познавательная сфера.
В информационном обществе свободно реализующая себя личность должна быть субъектом жизнедеятельности и обладать определенной системой психологических качеств и умений. Перемены в современном социуме приводят к логичному изменению подходов к построению технологий обучения и содержания образования. В них в качестве основного ориентира определяется формирование субъектности личности обучающегося.
В связи с широкой информатизацией общества и вхождением девайсов в обыч-
ную жизнь детей можно говорить о формировании у них ряда социально обусловленных особенностей. К сожалению, речь идет о снижении показателей развития личностных характеристик, являющихся значимыми для формирования субъектности.
Категория субъектности в теоретическом плане является одной из наиболее дискуссионных в отечественной педагогике и психологии. Субъектность рассматривается как интегративное качество личности, объединяющее в себе такие характеристики, как активность, инициативность, рефлексив-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Многие задания, связанные с хорошей памятью, эрудицией,
аналитическим складом ума, сейчас могут выполнять электронные устройства, но по причине
выполнения мелких задач девайсами мозг отвыкает от их самостоятельного решения. В случае с детьми мозг, не испытывая напряжения, не получает необходимой нагрузки, что препятствует формированию мыслительной активности и инициативности.
ность, самостоятельность, автономность, от- лять самостоятельность4. Таким образом, ветственность, деятельностное отношение инициативность, действительно, является к себе и окружающей действительности, определяющей характеристикой, так как способность к саморазвитию, конструк- способствует проявлению ведущих атрибутов субъектности. Она запускает активность, позволяет проявлять самостоятельность и ре-ализовывать свои способности.
Субъектность всегда соотносится с индивидуальными особенностями освоенной человеком преобразующей активности, а именно с особенностями постановки и решения задач. Человек изучает, анализирует, комбинирует, использует объекты в качестве средств деятельности. В силу глубокой увлеченности современных детей различного рода девайсами и компьютерными играми у них отсутствует данный опыт преобразований. Известно, что чрезмерное использование новейших электронных устройств ведет к недостаточному развитию у детей коммуникативных навыков, снижению двигательной активности, нарушениям в эмоциональной сфере. Но в последнее время педагоги и психологи связывают с бесконтрольным использованием детьми девайсов снижение у них показателей инициативности и познавательной активности. У младших школьников наблюдаются нарушения функций памяти, снижение концентрации внимания, рассеянность, слабость аналитических способностей и др.
Новинки технического прогресса, безусловно, очень облегчают жизнь. Многие задания, связанные с хорошей памятью, эрудицией, аналитическим складом
тивное взаимодействие с окружающей средой, адаптивность к внешним условиям, целостное восприятие окружающего мира, способность разрешать противоречия и др. Указанные особенности личности тесно взаимосвязаны и в совокупности дают целостную характеристику рассматриваемой категории. Но первостепенными и важнейшими в понимании и формировании субъектности ученые называют разные атрибуты.
Так, Е.С. Мурашева, проанализировав особенности исследования субъектности в контексте педагогического и психологического знания, отмечает, что общими для обеих наук являются такие базовые характеристики, как активность, разные виды способностей, самостоятельность, саморегуляция; и следующие периферические характеристики: деятельностное отношение, инициативность, саморефлексия и самореализация. Данные атрибуты являются основой психологического развития ребёнка и основой его учебной деятельности1.
Многие учёные связывают субъект-ность с наделением индивида инициативностью. А.К. Осницкий -рассматривает её как активность, инициированную субъектом в данный момент2. По мнению Ю.А. Артемьевой, субъектность на втором уровне развития проявляется как собственно инициатива к новым формам деятельности3. Н.Г. Оськи- ума, сейчас могут выполнять электронные на считает, что инициативность является устройства, но по причине выполнения мел-основой субъектной позиции и дает воз- ких задач девайсами мозг отвыкает от их са-можность младшим школьникам прояв- мостоятельного решения. В случае с детьми
Современные младшие школьники склонны полагаться на память компьютера, на наличие информации в Интернете. Без постановки задач на запоминание память не тренируется, что ведет к нарушению её функций.
дискуссия
журнал научных публикаций
мозг, не испытывая напряжения, не получает необходимой нагрузки, что препятствует формированию мыслительной активности и инициативности.
Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения. Усиливается объем словесно-логического запоминания, развивается произвольность, дети овладевают приёмами запоминания. Произвольная память основывается на создании установки на заучивание и является функцией, на которую опирается учебная деятельность. Современные младшие школьники склонны полагаться на память компьютера, на наличие информации в Интернете. Без постановки задач на запоминание память не тренируется, что ведет к нарушению её функций.
Несовершенство регулирующей функции коры головного мозга младших школьников сказывается в виде недостаточного развития внимания в силу отсутствия нужной направленности. Работа в Интернете, нередко подразумевающая выполнение нескольких задач одновременно, также способствует легкой отвлекаемости и затрудняет концентрацию внимания на чем-то
одном, что препятствует своевременному формированию функций регуляции активности (прогнозирование, программирование, контроль), свойственных субъекту деятельности.
Ученые убеждены: электронные устройства ослабляют способность человека анализировать поступающую информацию, поскольку любая информация не задерживается в сознании и быстро сменяется новой5. Особенно это проявляется при чтении и осмыслении сложных текстов. Конечно, благодаря техническим средствам и Интернету люди имеют неограниченные возможности поиска информации в кратчайшие сроки, но доступность и скорость поиска информации зачастую сочетаются с ее недостоверностью. Недостаток аналитических способностей у детей ведет к тому, что они используют легкодоступные непроверенные данные. Также отсутствие способности анализировать информацию ведет к акценту в восприятии информации на эмоциях. Таким образом, дети становятся податливыми к манипуляциям и могут стать объектом чужих воз-действий6.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Уровень развития познавательной сфе- ния на уроках, использование игр, заданий ры ученика младших классов является ре- и материалов, развивающих творческий по-зультатом формирования познавательных тенциал, и др. Функции, которые выполня-функций в дошкольном возрасте. Современ- ют данные виды деятельности, соотносятся
с сущностными особенностями субъектности.
Считаем необходимым выделить ряд на-
ные дети, в большинстве своем, начинают пользоваться девайсами уже в раннем детстве. Ряд изменений в портрете современного дошкольника педагоги-практики связывают с чрезмерным просмотром телевидения и играми на электронных носителях. Это неумение играть в сюжет-но-ролевые игры; выраженный ориентир на наглядность в ущерб слуховому восприятию; быстрота улавливания символов и знаков; неумение слушать и слышать партнера по общению; проблемы в речевом развитии (звукопроизноше-ние, скудность словаря, неразвитость коммуникативных навыков); сниженная творческая активность7. Механизм появления данных особенностей скрывается в том, что в компьютерных играх детям не предлагается самим придумать сюжет игры и воплотить свой замысел в жизнь, нет возможности распределить роли, договориться об условиях изменения игры. Компьютерные игры как игрушки, «готовые к употреблению», не позволяют проявлять фантазию. Тем самым компьютерные игры редко предоставляют детям возможности исследовательского поиска и моделирования человеческих действий и социальных отношений.
Очевидно, что в современной школьной практике важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста, обусловленные воздействием на них электронных устройств. Учителям необходимо использовать методы и средства, стимулирующие проявление детьми осознанной активности и инициативности, что будет способствовать оптимизации процесса формирования субъектности. Примерами таких технологий являются включение детей в проектную деятельность, организация сотрудничества и диалогического обще-
В компьютерных играх детям не предлагается самим придумать сюжет игры и воплотить свой замысел в жизнь, нет возможности распределить роли, договориться об условиях изменения игры. Компьютерные игры как игрушки, «готовые к употреблению», не позволяют проявлять фантазию.
правлений деятельности учителя, содействующих решению данной задачи: формирование культуры использования детьми девайсов; умений работать с информационными ресурсами; использование потенциала электронных технологий в образовательных целях; формирование у педагогов исследовательской культуры и умений развивать исследовательскую позицию у детей; формирование у родителей культуры совместной деятельности с детьми.
Таким образом, изменение понимания проблемы формирования субъектности у младших школьников предполагает знание и учет механизмов влияния на современных детей чрезмерного использования ими девайсов, а совершенствование учебно-воспитательного процесса с учётом указанных закономерностей и особенностей современных детей позволит педагогам быть более продуктивными в организации процесса формирования субъектности как целевой установки современного образования. (
Литература
1. Мурашева Е.С. Методика формирования субъектности младших школьников средствами языкового портфеля как компонента учебно-методического комплекса по иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 239 с.
2. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-19.
3. Артемьева Ю.А. Модель формирования субъектной позиции старшеклассников в процессе предпрофильной подготовки // Успехи современного естествознания. 2008. № 8. С. 121123.
4. Оськина Н.Г. Развитие субъектной позиции в младшем школьном возрасте как задача образовательного процесса // Омский научный вестник. 2012. № 4 (111). С. 207-210.
5. Табурца В.А. Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 15. С. 1826-1830. URL: http://e-koncept. ru/2016/96284.htm (дата обращения: 01.10.2016);
Глущенко В.В., Глущенко И.И. Педагогический процесс в условиях информационных технологий // Инновационная наука. 2016. № 2. С. 44-46.
6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Педагогический процесс в условиях информационных технологий // Инновационная наука. 2016. № 2. С. 44-46.
7. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства. 2011. № 1. С. 248-255.
INFLUENCE OF DEVICES ON SUBJECTIVITY'S FORMATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
M.A. Petrova, Candidate of Psychology, Docent, The department of psychology and pedagogy of primary education, Pedagogical Institute, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia, mpetrova2007@rambler.ru
The article is devoted to the analysis of modern junior schoolchildren's features, which influences their subjectivity's formation. The paper analyzes the phenomenon of subjectivity form the viewpoint of featuring them most important characteristics from the position of pedagogy and psychology. As significant attributes of subjectivity's formation the author underlines initiative and features of mastered transforming activity. The author also reviews the features of modern children's development, the appearance of which is conditioned by excessive application of new electronic devices, infatuation for computer games instead of role ones which influence subjectivity's formation. Concerning early application of new devices by schoolchildren there is a psychological portrait of schoolchild. The article analyzes actual level of social and psychological development of junior schoolchildren; it marks out decrease of initiative and cognitive activity of children. Besides, the paper provides and analyzes age features of development of memory and attention for primary school children, which influence on subjectivity's attributes formation process. The conducted analysis allowed the author to separate out ways of a teacher's activity, which promote realized application of electronic devices by children and formation of subjectivity's attributes. The article provides examples of means and methods for stimulation of realized activity and initiative for children.
Key words: subjectivity, the attributes of subjectivity, creativity, cognitive activity, Junior schoolchildren, the modern child, devices, computer games, analytical skills, cognitive sphere.
References
1. Murasheva E.S. Metodika formirovaniia sub»ektnosti mladshikh shkol'nikov sredstvami iazykovogo portfelia kak komponenta uchebno-metodicheskogo kompleksa po inostrannomu iazyku: dis. ... kand. ped. nauk [The method of formation of subjectivity of Junior schoolchildren by facilities of the language portfolio as a component of educational-methodical complex in a foreign language. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Moscow, 2014, 239 p.
2. Osnitskii A.K. Problemy issledovaniia sub»ektnoi aktivnosti [Problems of research of subject activity].
Voprosy psikhologii - Questions of psychology, 1996, no. 1, pp. 5-19.
3. Artem'eva Iu.A. Model' formirovaniia sub»ektnoi pozitsii starsheklassnikov v protsesse predprofil'noi podgotovki [The model of formation of subjective position of senior pupils in the process of pre training]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniia - The success of modern science, 2008, no. 8, pp. 121-123.
4. Os'kina N.G. Razvitie sub»ektnoi pozitsii v mladshem shkol'nom vozraste kak zadacha obrazovatel'nogo protsessa [The development of a subject position in younger school age as a task
дискуссия
журнал научных публикаций
of the educational process]. Omskii nauchnyi vestnik - Omsk scientific Bulletin, 2012, no. 4 (111), pp. 207-210.
5. Taburtsa V.A. Vliianie gadzhetov na psikhiku rebenka: markery problemy, spektr posledstvii [The effect of gadgets on the child's mind: the markers, the consequences]. Kontsept: nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal - Koncept: scientific and methodological e-magazine, 2016, vol., 15, pp. 18261830. Available at: http://e-koncept.ru/2016/96284. htm (accessed 1.10.2016); Glushchenko V.V., Glushchenko I.I. Pedagogicheskii protsess v usloviiakh informatsionnykh tekhnologii [The
pedagogical process in the conditions of information technology]. Innovatsionnaia nauka - Innovative science, 2016, no. 2, pp. 44-46.
6. Glushchenko VV, Glushchenko I.I. Pedagogicheskii protsess v usloviiakh informatsionnykh tekhnologii [The pedagogical process in the conditions of information technology]. Innovatsionnaia nauka - Innovative science, 2016, no. 2, pp. 44-46.
7. Boiakova E.V Osobennosti razvitiia sovremennogo rebenka [Features of development of the modern child]. Pedagogika iskusstva - Pedagogy of art, 2011, no. 1, pp. 248-255.