Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ТРОМБОНЕ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ КИТАЯ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ТРОМБОНЕ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КЛАСС ТРОМБОНА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юй Хуань

В статье кратко представлены содержательные характеристики эвристического подхода к обучению игре на тромбоне в музыкальных школах современного Китая. Художественная идея актуализации данного подхода, по мнению автора, заключается в повышении уровня субъектности учащихся, диверсификации их музыкально-слухового «багажа», необходимости усиления интерпретационно-смысловой составляющей процесса обучения. Объективными предпосылками указанной модели являются индивидуальная форма подготовки в классе тромбона, творческо-исполнительская основа образовательного процесса, а также специфика, связанная с субъективными физиологическими возможностями и самостоятельными действиями обучающегося в процессе освоения инструментально-игровых навыков. Задачами эвристического подхода в обучении начинающего тромбониста можно считать формирование у учащегося собственного личного опыта, связанного с ощущением физиологии своего организма как индивидуального музыкально-исполнительского аппарата, а также конструирование собственных смыслов и целеполагания образовательного процесса. Исходя из этого, эвристический подход в обучении сочетает в себе познавательную и творческую деятельность, а конечной целью является не усвоение конкретных знаний и умений, а творческая самореализация начинающего тромбониста. Актуализация эвристического подхода в классе тромбона базируется на методологических принципах, среди которых принципы личностного целеполагания учащегося, индивидуальной стратегии развития, метапредметного содержания обучения в классе тромбона, продуктивности обучения, контекстуальной ситуативности и образовательной рефлексии. В реальном учебном процессе чаще всего используется комбинация указанных принципов. Их сочетание и контекстуальная корреляция являются прерогативой преподавателя, важнейшими показателями его профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT CHARACTERISTICS OF THE HEURISTIC APPROACH TO LEARNING TO PLAY THE TROMBONE IN CHINA MUSIC SCHOOLS

The article briefly presents the content characteristics of the heuristic approach in the trombone class of music schools in modern China. According to the author, the artistic idea of the actualization of this approach is to increase the level of subjectivity of students, diversify their musical and auditory “baggage”, the need to strengthen the interpretative and semantic component of the learning process. The objective prerequisites of this model are the individual form of training in the trombone class, the creative and performing basis of the educational process, as well as the specifics associated with the subjective physiological capabilities and independent actions of the student in the process of mastering instrumental and playing skills. The tasks of the heuristic approach in teaching a novice trombonist can be considered the formation and creation of the student’s own personal experience associated with the perception of the physiology of his body as an individual musical and performing apparatus, as well as the construction of his own meanings and goal-setting of the educational process. Based on this, the heuristic approach in training combines cognitive and creative activities, and the ultimate goal is not the assimilation of specific knowledge and skills, but the implementation of creative self-realization of a novice trombonist. The actualization of the heuristic approach in the trombone class is based on methodological principles, including the principle of personal goal-setting of the student, individual development strategy, meta-subject content of the trombone class, learning productivity, contextual situativeness and educational reflection. In the real educational process, a combination of these methods is most often used. Their combination and contextual correlation are the prerogative of the teacher in the trombone class, the most important indicator of his professional competence.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ТРОМБОНЕ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ КИТАЯ»

DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-90-99

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ТРОМБОНЕ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ КИТАЯ

Юй Хуань*,

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186

90

Аннотация. В статье кратко представлены содержательные характеристики эвристического подхода к обучению игре на тромбоне в музыкальных школах современного Китая. Художественная идея актуализации данного подхода, по мнению автора, заключается в повышении уровня субъектности учащихся, диверсификации их музыкально-слухового «багажа», необходимости усиления интерпретационно-смысловой составляющей процесса обучения. Объективными предпосылками указанной модели являются индивидуальная форма подготовки в классе тромбона, творческо-исполнительская основа образовательного процесса, а также специфика, связанная с субъективными физиологическими возможностями и самостоятельными действиями обучающегося в процессе освоения инструментально-игровых навыков. Задачами эвристического подхода в обучении начинающего тромбониста можно считать формирование у учащегося собственного личного опыта, связанного с ощущением физиологии своего организма как индивидуального музыкально-исполнительского аппарата, а также конструирование собственных смыслов и целеполагания образовательного процесса. Исходя из этого, эвристический подход в обучении сочетает в себе познавательную и творческую деятельность, а конечной целью является не усвоение конкретных знаний и умений, а творческая самореализация начинающего тромбониста. Актуализация эвристического подхода в классе тромбона базируется на методологических принципах, среди которых принципы личностного целеполагания учащегося, индивидуальной стратегии развития, метапредметного содержания обучения в классе тромбона, продуктивности обучения, контекстуальной ситуативности и образовательной рефлексии. В реальном учебном процессе чаще всего используется комбинация указанных принципов. Их сочетание и контекстуальная корреляция являются прерогативой преподавателя, важнейшими показателями его профессиональной компетентности.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. Д. Корноухов.

© Юй Хуань, 2021

0 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Ключевые слова: эвристический подход, класс тромбона, музыкальные школы, Китайская Народная Республика, методологические принципы обучения.

Благодарности: Автор выражает глубочайшую признательность своему научному руководителю - доктору педагогических наук, профессору кафедры музыкально-инструментальной подготовки Российского педагогического государственного университета имени А. И. Герцена М. Д. Корноухову за ценные советы, существенную помощь в исследовательском труде.

Для цитирования: Юй Хуань. Содержательные характеристики эвристического подхода к обучению игре на тромбоне в музыкальных школах Китая // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 2. С. 90-99. DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-90-99.

DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-90-99

CONTENT CHARACTERISTICS OF THE HEURISTIC APPROACH TO LEARNING TO PLAY THE TROMBONE IN CHINA MUSIC SCHOOLS

Yu Huan*,

The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation, 191186

Abstract. The article briefly presents the content characteristics of the heuristic approach in the trombone class of music schools in modern China. According to the author, the artistic idea of the actualization of this approach is to increase the level of subjectivity of students, diversify their musical and auditory "baggage", the need to strengthen the interpretative and semantic component of the learning process. The objective prerequisites of this model are the individual form of training in the trombone class, the creative and performing basis of the educational process, as well as the specifics associated with the subjective physiological capabilities and independent actions of the student in the process of mastering instrumental and playing skills. The tasks of the heuristic approach in teaching a novice trombonist can be considered the formation and creation of the student's own personal experience associated with the perception of the physiology of his body as an individual musical and performing apparatus, as well as the construction of his own meanings and goalsetting of the educational process. Based on this, the heuristic approach in training combines cognitive and creative activities, and the ultimate goal is not the assimilation of specific knowledge and skills, but the implementation of creative self-realization of a novice trombonist. The actualization of the heuristic approach in the trombone class is based on methodological principles, including the principle of personal goal-setting

91

Scientific supervisor - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Mikhail D. Kornoukhov.

of the student, individual development strategy, meta-subject content of the trombone class, learning productivity, contextual situativeness and educational reflection. In the real educational process, a combination of these methods is most often used. Their combination and contextual correlation are the prerogative of the teacher in the trombone class, the most important indicator of his professional competence.

Keywords: heuristic approach, trombone class, music schools, People's Republic of China, methodological principles, forms and methods of teaching.

Acknowledgements: The author expresses his deepest gratitude to his scientific supervisor -Mikhail D. Kornoukhov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Musical and Instrumental Training at the Herzen State Pedagogical University of Russia, for his valuable advice and substantial assistance in his research work.

For citation: Yu Huan. Content Characteristics of the Heuristic Approach to Learning to Play the Trombone in China Music Schools // Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020; Vol. 9. No. 2. Pp. 90-99. DOI: 10.31862/2309-14282021-9-2-90-99.

92

Введение

В настоящее время в Китае существует острая необходимость и практическая востребованность привлечения инновационных подходов и методов обучения игре на духовых инструментах. К сожалению, сегодня в исполнительских классах музыкальных школ доминирует модель, когда учитель объясняет учебный материал, а ученик получает информацию. В этом процессе начинающий музыкант достаточно пассивно воспринимает знания, его активная личностная позиция, формирующаяся при осознанном отношении к самообучению и самоконтролю, не развивается [1].

Художественная идея актуализации новых подходов в образовательном процессе в классе тромбона в детских музыкальных школах КНР заключается в необходимости обратить внимание на интерпретационно-личностную составляющую музыкального обучения [2], а также повысить музыкально-слуховой

«багаж» учащихся. Это позволит школьникам посредством понимания художественных образов и средств музыкальной выразительности проявить и развить своё воображение и творческую фантазию. Следует придавать особое значение формированию устойчивых эстетических взглядов и способности молодых тромбонистов оценивать явления музыкального искусства, а также собственную исполнительскую деятельность.

Актуализация эвристического подхода в классе тромбона

Указанные задачи можно решить путём обращения к эвристическому подходу, который в настоящее время практически не используется в сфере медно-духового искусства в музыкальном обучении в Китае. Объективными предпосылками эффективности его актуализации являются индивидуальная форма обучения в классе тромбона, творческо-исполнительская основа образовательного процесса, а также

специфика, связанная с самостоятельными субъективными физиологическими ощущениями и действиями обучающегося в процессе освоения инструментально-игровых навыков.

Есть и ещё одно, пожалуй, самое существенное обстоятельство целесообразности использования эвристического подхода именно в китайских школах. Учебный процесс в классе тромбона в значительной степени связан с освоением дыхательных техник. Это напрямую соотносится с категорией «Ци» (иероглиф Ш), одной из основных в китайской философии, обозначающей в различных контекстах дыхание, жизненную силу, воздушный поток, энергию. Эта духовно-энергетическая субстанция является специфическим индикатором китайского этноса, характерным проявлением его культурной идентичности.

Чаще всего содержание «Ци» используется для медитации и в лечебных целях. В эвристическом подходе к обучению в классе тромбона данный феномен может применяться в первую очередь в психологически расслабляющих и организующих целях, учитывая ментальную предрасположенность китайских детей к этому феномену. Необходимо особо подчеркнуть, что осознанное использование учащимися «Ци» - это не сугубо техническая грань процесса освоения исполнительского искусства, а особый способ мышления, который оказывает влияние на всё состояние начинающего тромбониста - от психологического настроя и уровня рефлексии до мышечной активности тела. Здесь уместно заметить, что отсутствие активного осознания индивидуальных ощущений при игре на тромбоне является одной из причин, затрудняющих обучающимся освоение исполнительской техники. Значение категории времени в технике «Ци» представляет огромную

методическую ценность для обучения начинающего тромбониста и в плане эффективной организации его домашних занятий и в целом - постижения исполнительского искусства как искусства процессуального и временного.

Эвристический подход в образовании обычно связывают с знаменитыми диалогами Сократа со своими учениками в заданном «коридоре возможностей» [3]. Путём цепочки наводящих вопросов и ответов-размышлений с последующими уточняющими вопросами и ответами-резюме создаётся впечатление самостоятельного нахождения учащимися ответов на поставленные их наставником вопросы [4].

Безусловно, данный подход значительно поднимает статус ученика. Педагог обращается к нему как к младшему коллеге, максимально задействовав механизмы диалоговой коммуникации и творческого сотрудничества [5]. Вместе с тем повышается ответственность начинающего тромбониста за свои действия - ведь они основаны на личностных ощущениях и рефлексии, а не на указаниях извне. Ценность таких знаний и умений несоизмеримо выше.

Так, например, одно из распространённых упражнений по технике расслабления, применяемых в классе тромбона, -дыхание, лёжа на спине. Для этого используется свёртываемый коврик, принесённый учащимся. В этом положении тело ребёнка пребывает в состоянии полного покоя и умиротворения. В процессе дыхания участвуют мышцы брюшного пресса и диафрагма, и именно тогда можно ощутить и зафиксировать ту самую точку вдоха, которая впоследствии будет необходима в различных исполнительских приёмах игры на тромбоне [6]. Затем это повторяется дома, в процессе самостоятельной подготовки к занятиям.

93

Понятно, насколько здесь важны именно личностные ощущения молодого тромбониста и контроль за своим телом. Никакие педагогические показы этого не смогут заменить.

Конечно, данный подход требует от педагога, помимо многих узкопрофессиональных компетенций, гибкого использования на занятиях разнообразных методов в корреляции с ситуативным контекстом и индивидуальностью учащегося. Ведь многое зависит от умело поставленных вопросов-проблем и их сочетания: от риторических, не требующих однозначной реакции ребёнка - до вопросов, побуждающих к размышлению и не подразумевающих единственно правильного ответа. По крайней мере, немедленного, до получения начинающим духовиком некоторого эмпирического опыта. Выбор конкретных методов остаётся за преподавателем, важно лишь соблюдать условие: они должны быть эффективными и не навредить учащемуся.

Таким образом, задачами эвристического подхода в обучении начинающего тромбониста можно считать формиро-л j вание у учащегося личного опыта, связанного с ощущением физиологии своего организма как индивидуального музыкально-исполнительского аппарата, а также конструирование собственных смыслов и целеполагания образовательного процесса.

Методологические принципы эвристического подхода в классе тромбона

Эвристический подход в обучении сочетает в себе познавательную и творческую деятельность, а конечной целью является не усвоение конкретных знаний и умений, а творческая самореализация начинающего тромбониста [7].

Актуализация эвристического подхода в классе тромбона базируется на следующих принципах.

1. Принцип личностного целеполагания учащегося предполагает организацию учебного процесса в классе тромбона с учётом целей каждого из детей. Следует учитывать невозможность точной фиксации этой цели. Ребёнок, и даже его родители, часто не в состоянии самостоятельно её сформулировать. Однако постановка цели крайне важна, как линия горизонта, к которой необходимо будет стремиться. В эвристическом подходе педагог с помощью наводящих вопросов и приводимых примеров из реальной жизни (желательно знакомых учащемуся) побуждает своего воспитанника к тезисной фиксации желаемой цели обучения, которая впоследствии может быть неоднократно скорректирована.

В качестве одного из примеров можно привести организацию встречи бывших выпускников класса после концерта, где в неформальной обстановке, в разговоре были бы затронуты соответствующие темы, успешные примеры творческого развития сверстников и т.д.

2. Принцип индивидуальной стратегии развития, предусматривающий возможность использования учащимися тех или иных методов обучения, исходя из собственных физических, временных возможностей, художественных предпочтений, мотивационной готовности к занятиям. Это касается, например, выбора конкретных упражнений и музыкального репертуара, участия в концертах и конкурсах, других внеклассных мероприятиях и т.д. Этот принцип, также как и предыдущий, предполагает тесное взаимодействие преподавателя с родителями учащегося - их помощь и советы будут способствовать эффективности учебного процесса.

3. Принцип метапредметного содержания тромбонового образования

подразумевает интегративные способности молодого музыканта, использование знаний, полученных на других дисциплинах музыкального профиля, а также широкого спектра гуманитарной сферы. Данный принцип, к сожалению, ещё крайне недостаточно реализуемый в сфере начального медно-духового образования, в эвристическом подходе имеет свою специфику. Это личностный и практико-ориентированный выбор молодым музыкантом определённого сегмента знаний и умений, обусловленный индивидуальными предпочтениями и контекстуальной востребованностью.

Так, например, неумение чисто интонировать и спеть мелодию тромбонового произведения побуждает учащегося уделять большее внимание формированию навыков сольфеджирования [8]. Желание получить информацию об авторе исполняемого произведения формирует у молодого духовика стремление к познанию учебного содержания соответствующей дисциплины - «Музыкальная литература» и т.д.

4. Принцип продуктивности обучения направлен на личностный образовательный прогресс учащегося. Необходимо фиксировать любой результат учебной деятельности начинающего тромбониста: овладение тем или иным штрихом, дыхательной техникой, публичное выступление в концерте и т.д. При этом получаемый новый продукт должен быть объективно оценён по разнообразным спецификациям и охарактеризован в общей стратегии музыкального становления учащегося. В частности, эффективен метод сравнения, к примеру - достигнутого уровня естественной вибрации губных мышц у ученика с тем, каким он был месяц или полгода назад. Тем самым

ощущения градаций мышечной активности будут сохранены в памяти и сознании молодого тромбониста [9].

5. Принцип контекстуальной си-туативности обучения связан с учётом самого разнообразного контекста образовательного процесса в классе тромбона -физических возможностей учащегося, его мотивации, цели конкретного урока, технологических и художественных характеристик изучаемого произведения, организационных моментов, продолжительности занятий и т.д. Здесь большое значение имеет верная диагностика преподавателем наиболее слабых, уязвимых моментов в комплексном развитии учащегося с целью «подтянуть» их в целостном исполнительском аппарате музыканта. Это может быть решение даже небольшой, локальной проблемы, например, качественное исполнение штриха staccato в барочной музыке с помощью специального упражнения на активизацию работы кончика языка и вибрато губных мышц.

6. Принцип образовательной рефлексии предусматривает непрерывное осознание учащимся личностных смыслов реализуемой в процессе обучения собственной деятельности, актуализацию её интеллектуальной составляющей. Для этого предлагается, например, такой метод, как ведение начинающим тромбонистом дневника своих домашних занятий, в котором фиксировались бы проблемы и достижения, недостатки и пути их преодоления, локальные и более отдалённые цели и т.д.

Методы эвристического обучения в классе тромбона

Следует отметить, что обращение к эвристическому подходу в классе тромбона осуществляется во взаимосвязи с проблемным и развивающим

обучением. Это объясняется тем, что данные методы, несмотря на их специфичность и различие в приёмах работы, направлены на личностно-ориентированный образовательный процесс.

Формулируя методы обучения, наиболее актуальные в эвристическом подходе в классе тромбона, отметим, что в этом аспекте мы опирались, прежде всего, на работы А. В. Хуторского [10] по теории, методологии и практике эвристического обучения. Это, в частности:

• вербальный метод как основная база формирования теоретических и фактических знаний начинающего тромбониста;

• наглядный метод, имеющий особенное значение при индивидуальной форме обучения технике дыхания и исполнительским приёмам;

• практический метод, закрепляющий теоретическую информацию;

• репродуктивный метод, актуальный по мере возрастания объёма получаемых знаний учащимся, обобщающий и структурирующий информацию и физические ощущения начинающего тромбониста;

• проблемно-поисковый метод, раз-л/ вивающий самостоятельность мышления

молодого музыканта, творческо-исследо-вательскую составляющую учебного процесса;

• индуктивный и дедуктивный методы, формирующие умения начинающего тромбониста анализировать информацию в интентности от частного к общему и наоборот.

Адаптируя к учебному процессу класса тромбона указанные методы отметим, что начинающий духовик выполняет такие виды деятельности, как познание (освоение) новых объектов и предметов, связанных с избранным музыкальным инструментом и знаниями о нём; создание личностного продукта образования в форме различных исполнительских

действий на этом инструменте; самоорганизация предыдущих видов деятельности - познания и созидания в самостоятельных домашних занятиях [11] .

При выполнении этих видов деятельности у учащихся развиваются соответствующие качества личности:

1) когнитивные качества - умение адекватно воспринимать музыкально-учебный материал; индивидуальное выражение своего понимания тех или иных знаний, умений и навыков; потребность в диалоговом коммуникационном взаимодействии; стремление находить причинно-следственные характеристики разнообразных явлений окружающего музыкально-образовательного пространства, их личностная коннотация;

2) креативные качества - способность к нестандартным смысловым оценкам и ассоциациям в своём исполнительстве, фантазия, гибкость мышления, толерантность к чужому мнению, богатая эмоциональная палитра понимания художественного значения произведений музыкального искусства, наличие своей аргументированной позиции;

3) методологические (организаци-онно-деятельностные) качества - способность личностного осознания задач учебной деятельности, умение их сформулировать; потребность ставить перед собой цель и организовать её достижение; умение прогнозировать свои действия и структурировать их, готовность к рефлексивному мышлению и организованному взаимодействию в коллективе.

Заключение

Тромбон имеет очень краткую историю своего существования в Китае. Лишь в ХХ веке он получает некоторое распространение в стране, в первую очередь, как оркестровый инструмент. В последнее

время наблюдается заметное развитие этого сегмента китайской музыкальной культуры, в частности, за счёт стремительного роста школьных и университетских духовых оркестров, проведения конкурсов и фестивалей, публикаций музыкальных сочинений современных китайских композиторов. Возрастает (в том числе и географически) сеть учебных заведений различного уровня и статуса, где есть отделения обучения игре на тромбоне.

Обращение к художественной составляющей тромбонового класса в китайских музыкальных школах напрямую коррелирует с личностными, глубоко индивидуальными характеристиками каждого отдельного учащегося - его физиологией, возрастом, темпераментом, интеллектом и т.д. То есть с насущной необходимостью повышения субъектности в образовательном процессе. Это влечёт за собой существенную корректировку всей парадигмы обучения начинающего тромбониста.

В качестве возможного механизма такой регуляции мы выдвигаем эвристический подход, основная идея которого заключается в осознании учащимся себя как ответственного субъекта духового исполнительства, выражающего индивидуальные художественные смыслы музыкального произведения посредством конструирования собственного смысла, цели, содержания и организации обучения, изучения собственных физических ощущений, целенаправленного поиска форм мышечной активности. В эвристическом подходе результатом (даже промежуточным) обучения являются только те знания или навыки, которые личностно осознаны молодым музыкантом. Его рефлексивная деятельность творчески и целенаправленно структурирует учебный процесс в тромбоновом классе. Это своеобразный дидактический каркас уже осуществлённой образовательной деятельности и её дальнейшая перспектива.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Юй Хуань. Педагогические условия эффективности занятий в классе тромбона в музыкальных школах Китая // Электронный научный журнал «Теория: педагогика, экономика и право». 2021, № 1. URL: https://theoria.apni.ru/article/25-pedagogicheskie-usloviya-effektivnosti-zanyatij (дата обращения: 08.04.2021).

2. Корноухов М. Д. Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: Монография / науч. ред. Э. Б. Абдуллин. Великий Новгород: Кириллица, 2011. 300 с.

3. Хуторской А. В. Дидактические основы эвристического обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / М.: Моск. пед. ун-т., 1998. 37 с.

4. Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития: Монография. Казань, Центр инновационных технологий, 2015. 288 с.

5. Король А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. 2007. № 9. С. 18-25.

6. Юй Хуань, Корноухов М. Д. Проблема дыхания как основы базовой техники в учебном процессе духового класса в современном Китае // Материалы VII международной научно-практической конференции «Искусство. Педагогика. Культура». СПб., КультИнформПресс, 2020. С. 293-297.

7. Донченко Н. А. Эвристический подход к методологии педагогического исследования // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2010, № 1. С. 42-48.

97

8. Пронин Б. А. Методика формирования исполнительского аппарата тромбониста: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета Музыки», 2019. 96 с.

9. 4tS:ARW^&M±,2009. 5. 19 - 23Ж [Чжао Жуйлинь. Ежедневные упражнения для тромбона. Пекин: Изд-во народной музыки, 2009. № 5. С. 19-23] (на китайском языке).

10. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика: Научное издание. М.: Международная педагогическая академия, 1998. 266 с.

11. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ 2003. 416 с.

Поступила 09.04.2021, принята к публикации 24.05.2021. Об авторе:

Юй Хуань, аспирант кафедры музыкально-инструментальной подготовки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена» (Набережная реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186), sobaka.mk@mail.ru

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

98

1. Yu Huan. Pedagogicheskie usloviya effektivnosti zanyatij v klasse trombona v muzykal'nykh shkolakh Kitaya [Pedagogical Conditions for the Effectiveness of Classes in the Trombone Class in China Music Schools]. Elektronnyj nauchnyj zhurnal "Theoria: pedagogika, ekonomika i pravo" [Electronic Scientific Journal "Theory: Pedagogy, Economics and Law"]. 2021, no. 1. Available at: https://theoria.apni.ru/article/25-pedagogicheskie-usloviya-effektivnosti-zanyatij (accessed: 08.04.2021) (in Russian).

2. Kornoukhov M. D. Fenomen ispolnitel'skoj interpretatsii v muzykal'no-pedagogicheskom obrazovanii [The Phenomenon of Performing Interpretation in Music and Pedagogical Education]. Monograph. Scientific ed. by E. B. Abdullin. Veliky Novgorod: Kirillitsa Publ., 2011. 300 p. (in Russian).

3. Khutorskoy A. V. Didakticheskie osnovy evristicheskogo obucheniya [Didactic Foundations of Heuristic Learning]. Extended abstract of the Doctor's dissertation (Pedagogy). Moscow, MPGU, 1998. 37 p. (in Russian).

4. Andreev V. I. Pedagogicheskaya evristika dlya tvorcheskogo samorazvitiya: Monografiya [Pedagogical Heuristics for Creative Self-Development. Monograph]. Kazan: Centre innovatsionnykh tekhnologij Publ., 2015. 288 p. (in Russian).

5. Korol' A. D. Dialogovyj podkhod k organizatsii evristicheskogo obucheniya [Dialog Approach to the Organization of Heuristic Training]. Pedagogika [Pedagogy]. 2007, no. 9, pp. 18-25 (in Russian).

6. Yu Huan, Kornoukhov M. D. Problema dykhaniya kak osnovy bazovoj texniki v uchebnom processe dukhovogo klassa v sovremennom Kitae [The Problem of Breathing as the Basis of Basic Techniques in the Educational Process of the Wind Class in Modern China]. Materials of the VII

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2021. Т. 9. № 2 2021, vol. 9, no. 2

International scientific and practical conference "Art. Pedagogy. Culture". Saint-Petersburg: Kul'tlnformPress, 2020, pp. 293-297 (in Russian).

7. Donchenko N. A. Evristicheskij podkhod k metodologii pedagogicheskogo issledovaniya [Heuristic Approach to the Methodology of Pedagogical Research]. Vestnik Polesskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya obshhestvennykh i gumanitarnykh nauk [Bulletin of Polesie State University. Social Sciences and Humanities Series]. 2010, no. 1, pp. 42-48 (in Russian).

8. Pronin B. A. Metodika formirovaniya ispolnitel'skogo apparata trombonista: Uchebnoe posobie [Methodology for the Formation of the Performing Apparatus Trombone Player. Training Manual]. Saint-Petersburg: Lan' Publ.; Planeta Muzyki Publ., 2019. 96 p. (in Russian).

9. 4kM:AKW^M±,2009. 5. 19 -23® [Zhao Ruilin. Daily Exercises for the Trombone. Publishing House "Folk Music", 2009, no. 5, pp. 19-23] (in Chinese).

10. Khutorskoy A. V. Evristicheskoe obuchenie: teoriya, metodologiya, praktika: Nauchnoe izdanie [Heuristic Training: Theory, Methodology, Practice. Scientific Edition]. Moscow: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1998. 266 p. (in Russian).

11. Khutorskoy A. V. Didakticheskaya evristika: Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya [Didactic Heuristics: Theory and Technology of Creative Learning]. Moscow: MSU Publ., 2003. 416 p. (in Russian).

Submitted 09.04.2021; revised 24.05.2021. About the author:

Yu Huan, Postgraduate of Department of Musical and Instrumental Training of Institute of Music, Theatre and Choreography of the Herzen State Pedagogical University of Russia (Moika Emb., 48, St. Petersburg, Russian Federation, 191186), sobaka.mk@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.