Научная статья на тему 'Содержательные характеристики актуализации самообразовательной деятельности студентов вуза'

Содержательные характеристики актуализации самообразовательной деятельности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова О.Л., Шабалкова Т.Н.

Личностный потенциал раскрывается на базе общего развития и зависит от самого обучающегося. Исходя из этого постулата, актуализация самообразовательной деятельности студентов включает в себя не только деятельность педагога по ее актуализации, но и деятельность самого обучающегося по самоактуализации и саморазвитию. В статье показаны содержательные характеристики актуализации самообразовательной деятельности студентов вуза: мотивация, волевые качества (целеустремлённость, организованность, инициативность, самоконтроль), самооценка. Рассмотрены понятия «самообразовательная деятельность», «актуализация» и «личностный потенциал», способствующие овладению будущими специалистами по физической культуре современными знаниями. По результатам исследования были обозначены следующие содержательные характеристики самообразовательной деятельности студентов вуза физической культуры, имеющие устойчивые корреляционные связи с их личностным потенциалом: мотивация, волевые качества (целеустремлённость, организованность, инициативность, самоконтроль), самооценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательные характеристики актуализации самообразовательной деятельности студентов вуза»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКТУАЛИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 15.01.2015 г.

Доктор педагогических наук, профессор О.Л. Карпова1 Аспирантка Т.Н. Шабалкова1

1 Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

CONCEPTUAL CHARACTERSTICS OF ACTUALIZATION OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS

Dr.Hab., Professor O.L. Karpova1 Postgraduate T.N. Shabalkova1

1 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Информация для связи с автором: olga.ursei@mail.ru

Аннотация

Личностный потенциал раскрывается на базе общего развития и зависит от самого обучающегося. Исходя из этого постулата, актуализация самообразовательной деятельности студентов включает в себя не только деятельность педагога по ее актуализации, но и деятельность самого обучающегося по самоактуализации и саморазвитию.

В статье показаны содержательные характеристики актуализации самообразовательной деятельности студентов вуза: мотивация, волевые качества (целеустремлённость, организованность, инициативность, самоконтроль), самооценка. Рассмотрены понятия «самообразовательная деятельность», «актуализация» и «личностный потенциал», способствующие овладению будущими специалистами по физической культуре современными знаниями.

По результатам исследования были обозначены следующие содержательные характеристики самообразовательной деятельности студентов вуза физической культуры, имеющие устойчивые корреляционные связи с их личностным потенциалом: мотивация, волевые качества (целеустремлённость, организованность, инициативность, самоконтроль), самооценка.

Ключевые слова: содержательные характеристики, актуализация, самообразовательная деятельность, студенты вуза, личностный потенциал.

Annotation

The problem of actualization of self-educational activity of students in the current educational environment is relevant due to several reasons. This is, firstly, due to the state standards of the third generation adopted in higher education. The implementation of the federal state educational standard of higher professional education determines the need not only to change the content of training of future Bachelors, but also to search for new approaches to the organization of the educational process, which provide for intensification of the value and constant optimization of students' independent activities. New conditions necessitate the modernization of technology and methodologies of training for students of universities in the field of physical culture, which significantly changes the approaches to teaching methods and organization and technical support of the educational process. Personal capacities are detected on the basis of overall development and depend on the student. In terms of this hypothesis, actualization of self-educational activity of students involves not only teacher's actions to actualize it, but also the work of the student himself aimed at self-actualization and self-development. The findings revealed the conceptual characteristics of self-educational activity of students of university of physical culture related with their individual capacities, being as follows: motivation, volitional qualities and self-esteem.

Keywords: conceptual characteristics, actualization, self-educational activity, university students, individual potential.

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

Введение. Значение проблемы актуализации самообразовательной деятельности (СД) студентов в современном образовательном пространстве обусловлено рядом причин. Это связано, во-первых, с переходом высшей школы на государственные стандарты третьего поколения. Реализация ФГОС ВПО предопределяет необходимость не только изменения содержания подготовки будущих бакалавров, но и поиска новых подходов к организации учебного процесса, в которых предусматриваются усиление роли и постоянная оптимизация самостоятельной работы студентов. Новые условия диктуют необходимость модернизации технологий и методик обучения студентов вуза физической культуры, что существенно меняет подходы к учебно-методическому и организационно-техническому обеспечению учебного процесса.

Во-вторых, быстрый рост информационно-коммуникационных технологий влечет за собой рост технологических изменений, которые требуют от специалистов овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Сегодня на многих предприятиях и в организациях функционирует система

повышения квалификации. Однако как показывает практика, подобная модель обучения, как правило, подразумевает традиционную передачу определенного количества знаний и опыта, воспроизведение уже имеющегося опыта и зачастую не способствует адаптации специалистов к новым требованиям. Очевидной становится актуализация потребности в постоянном обновлении знаний, которой должно быть уделено должное внимание в вузе.

И, наконец, в-третьих, процесс морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире актуализирует развитие СД обучающихся в вузе. Так, например, психолог Е. И. Рогов справедливо отмечает, что в течение последних десятилетий этот период быстро сокращался. Если, например, 50 % знаний инженеров - выпускников 1940 г. «устаревали» через 12 лет, а выпускников 1960 г. - через 8-10 лет, то сегодняшних выпускников - через 2-3 года. Таким образом, постоянное овладение специалистом новыми знаниями становится непременным условием сохранения его квалификации [5, с. 27].

Цель исследования - изучить наиболее приоритетные содержательные характеристики СД студентов вуза физической культуры.

Методика и организация исследования. Рассматривая содержательные характеристики актуализации СД студентов в педагогической теории и практике, отметим некоторые подходы к изучению этой проблемы.

Проблема самообразования является междисциплинарной. Это свидетельствует о возможности использования множества теоретических концепций проблемы СД, присущих различным наукам. Такой подход, как показывает исследование, позволяет получить знание о сущностных характеристиках актуализации СД студентов вуза физической культуры на качественно новом уровне при совместных усилиях различных наук.

Научно-теоретическим фоном актуализации проблемы самообразования, по мнению Е. А. Щуклиной, является совокупность гуманистических идей «человекоцентристского» толка. Развитие гуманистической мысли, начиная с протагоровского «человек - мера всех вещей», подготовило общество к осознанию того, что основой решения его проблем, будь то социальные или экономические, управленческие или технологические, должно стать развитие человека. В данном идейном контексте гносеологическая проблематика, воздействуя на формирование методологии исследования самообразования, дает возможность ответить на вопросы о характере субъекта самообразования, специфике субъект-объектных отношений и особенностях знакового представления о знании как условии, средстве и результате самообразования [8, с. 38].

В психолого-педагогической науке проблема СД рассматривается учёными с позиции формирования потребности обучающихся в самообразовании, мотивации, обеспечения активности, саморегуляции, познавательного интереса личности обучающегося с учетом психических процессов, свойств и состояний личности.

Рассмотрим содержательные характеристики актуализации СД студентов вуза более подробно.

Согласно данным психологов, любая деятельность человека вызывается желанием удовлетворить свои потребности - духовные, общественные, витальные и т. п. СД личности также обусловлена соответствующей потребностью. Эта потребность в психологии названа потребностью в знаниях, которая может быть соотнесена с одной из ведущих в сфере духовных потребностей. Самообразование открывает один из способов удовлетворения данной потребности путём самостоятельного получения знаний [3, с. 67]. При этом рассматриваются когнитивные и личностные особенности, обусловливающие эффективное обучение.

Отметим и значение волевых усилий личности обучающегося в организации СД. Так, например, русский книговед, библиограф и писатель Н. А. Рубакин отмечал, что препятствий к самообразованию всегда много и подчёркивал, что необходимо «научиться сильно хотеть добиваться знаний» [6]. Автор апеллирует к индивидуальному миру человека, особенностям его восприятия, тем личностным смыслам, которые формируются у него при усвоении системы значений.

Изучая содержательные характеристики актуализации самообразования студентов в педагогической теории и практике, обратим внимание и на трактовку СД в педагогической литературе. Здесь проблема самообразования рассматривается как направление самовоспитания; целенаправленная самостоятельная познавательная деятельность; построение индивидуальной образовательной траектории; средство усвоения социального опыта; часть умственного воспитания, являющаяся основой и гарантом развития воли обучающихся и др.

Исследование и опыт преподавательской деятельности показали, что на пути к самообразованию у студентов возникают определённые трудности: отсутствие техники самообразования; трудности в осмыслении и систематизации полученной в самообразовании информации и пр. Для их преодоления в вузе необходима организованная, систематическая, целенаправленная деятельность по актуализации самообразования студентов [2, с. 76].

Рассмотрим понятие «актуализация». В психологическом словаре С. Ю. Головина «актуализация» характеризуется как действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти в целях дальнейшего использования [1, с. 17]. Актуализировать -значит перевести из состояния потенциального в состояние реальное, актуальное.

Значение актуализации СД отмечает В. А. Рубочкин. По мнению учёного, практическое использование специфических потенциалов различных факторов (психофизических, логических, социальных) позволяет создать кумулятивный эффект в самостоятельном приобретении знаний. Это может проявляться одновременно в мобилизации волевых усилий, использовании чувственных образов и возможностей логических абстракций в освоении конкретного теоретического материала. Как верно пишет автор, самостоятельное инициативное овладение знаниями основано на актуализации всех социально-духовных и личностно-психических способностей человека [7, с. 23]. Именно подобная многофакторная интеллектуальная структура, задействованная в инициативном приобретении знаний, обеспечивает эффективность и индивидуальное своеобразие самообразования.

Важной для нашего исследования является позиция Н. М. Миняевой. Автор отмечает, что в природе актуализации ресурса самообразовательной деятельности заложены процессы самообучения и саморазвития студента, причем не столько «технологического», сколько личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза своего деятельност-ного и личностного опыта [4, с. 20-21].

Тем самым современные научные подходы позволяют выдвинуть на первое место в исследовании содержательных характеристик актуализации СД студентов вуза физической культуры не информированность обучающихся, а опыт решения ими проблем, возникающих в познании и объяснении явлений действительности в соответствии с личностным вектором развития.

Результаты исследования и их обсуждение. Как показали материалы нашего исследования, под актуализацией СД студентов понимаются выстроенные в определённой логической последовательности педагогические действия, направленные на мобилизацию «добывания» самостоятельных, инициативных знаний, использование и максимальное раскрытие личностного потенциала обучающихся. Важным направлением актуализации СД является раскрытие личностного потенциала обучающихся.

При этом личностный потенциал характеризуется нами как основа и механизм развития СД студентов. Личностный потенциал рассматривается в исследовании как свойства личности и способности обучающихся, необходимые для успешной СД.

По результатам исследования были обозначены следующие содержательные характеристики СД студентов вуза физической культуры, имеющие устойчивые корреляционные связи с личностным потенциалом студента: мотивация, волевые качества (целеустремлённость, организованность, инициативность, самоконтроль), самооценка.

Раскрытие личностного потенциала происходит на базе общего развития и зависит от самого обучающегося. Исходя

№ 5 • 2015 Май | Мау

http://www.teoriya.ru

из этого постулата, актуализация самообразовательной деятельности студентов включает в себя не только деятельность педагога по ее актуализации, но и деятельность самого обучающегося по самоактуализации и саморазвитию.

Вывод. Апробированные содержательные характеристики актуализации самообразовательной деятельности позволили определить диагностическую базу и тем самым повысить мотивацию и самооценку студентов вуза физической культуры, выработать волевые качества личности.

Литература

1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин.

- Минск: Харвест, 1998. - 348 с.

2. Карпова О.Л. Развитие самообразовательной деятельности студентов: теоретические аспекты: монография / О.Л. Карпова. -Челябинск: Уральская Академия, 2014. - 204 с.

3. Карпова О.Л. Организация самообразовательной деятельности как основа развития профессионализма студентов вуза физической культуры / О. Л. Карпова, Е. Ю. Скочилова // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 4. - С. 66-70.

4. Миняева Н.М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента как инновационная проблема / Н.М. Миняева // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 5 (27). - С. 18-23.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие: в 2 кн. / Е.И. Рогов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 480 с.

6. Рубакин Н. А. Как заниматься самообразованием / Н.А. Рубакин.

- М.: Сов. Россия, 1962. - 127 с.

7. Рубочкин В.А. Теория и практика самообразования: учеб. пособие для всех специальностей / В.А. Рубочкин. - М.: Российский университет кооперации, 2011. - 175 с.

8. Щуклина Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования / Е.А. Щуклина. - Социологические исследования, 2000. - № 6. - С. 29-39.

References

1. Golovin, S.Yu. Slovar' prakticheskogo psikhologa (Dictionary of Practical Psychology) / S.Yu. Golovin. - Minsk: Harvest, 1998. -348 P.

2. Karpova, O.L. Razvitie samoobrazovatef noy deyatel'nosti studentov: teoreticheskie aspekty: monografiya (Development of self-educational activity among students: theoretical aspects: monograph) / O.L. Karpova. - Chelyabinsk: Ural'skaya Akademiya, 2014. - 204 P.

3. Karpova, O.L. Organizatsiya samoobrazovatef noy deyatef nosti kak osnova razvitiya professionalizma studentov vuza fizicheskoy kul'tury (Organization of self-education as a basis for development of professionalism of physical culture university students) / O. L. Karpova, E.Yu. Skochilova // Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury. -2008. - № 4. - P. 66-70.

4. Minyaeva, N.M. Aktualizatsiya resursa samoobrazovatef noy deyatel'nostistudenta kak innovatsionnayaproblema (Actualization of student's self-education resource as an innovative problem) / N.M. Minyaeva // Obrazovanie i samorazvitie. - 2011. - № 5 (27). - P. 18-23.

5. Rogov, E.I. Nastol'naya kniga prakticheskogo psikhologa: ucheb. posobie: v2kn. (Handbook of Practical Psychology: study guide: 2 Vol.) / E.I. Rogov. - 2nd ed., rev. and sup. - Moscow: VLADOS, 1999. - 480 P.

6. Rubakin, N.A. Kakzanimat'sya samoobrazovaniem (Principles of self-education)/ N.A. Rubakin. - Moscow: Sov. Rossiya, 1962. -127 P.

7. Rubochkin, V.A. Teoriya i praktika samoobrazovaniya: ucheb. posobie dlya vsekh spetsia!nostey (Theory and methodology of self-education: general study guide) / V.A. Rubochkin. -Moscow: Rossiyskiy universitet kooperatsii, 2011. - 175 P.

8. Shchuklina, E.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya sociologicheskogo izucheniya samoobrazovaniya (Theoretical and methodological bases of sociological study of self-education) / E.A. Shchuklina. - Sotsis, 2000. - № 6. - P. 29-39.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

УДК/UDC 796.332

Поступила в редакцию 19.02. 2015 г.

Аспирант С.В. Каныгин1

Кандидат педагогических наук, профессор А.В. Лексаков1

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: футбол, юные спортсмены, специальные способности, индивидуальные тренировочные занятия.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность средств развития специальных способностей юных футболистов в процессе индивидуальных тренировочных занятий.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 20 юных футболистов 5-10 лет «ФК Строгино» и «ФК Локомотив». Исследование проводилось с сентября 2013 г. по ноябрь 2014 г. Футболисты были разделены на 2 группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 10 человек в каждой. Развитие специальных способностей юных футболистов КГ осуществлялось в соответствии с разделом физической и технической подготовки общепринятой программы групп начальной подготовки для ДЮСШ по футболу. Отличительной особенностью развития специальных способностей юных футболистов ЭГ явились учебно-тренировочные занятия в мини-группах по 3-4 человека, направленные на развитие отстающих способностей, таких как скоростные и скоростно-силовые, выполняемые в облегченных условиях с применением индивидуального подхода.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ данных результатов исследования свидетельствует, что

юные футболисты КГ к концу формирующего педагогического эксперимента имели прирост показателей в беге на 10 и в вертикальном выпрыгивании на 0,23±0,02 с и 2,4±0,1 см соответственно (р>0,05).

Проведенное исследование позволило установить, что у юных футболистов ЭГ в результате применения индивидуального подхода при совершенствовании специальных способностей к концу формирующего педагогического эксперимента показатели тестовых заданий «Бег на 10 м» и «Вертикальное выпрыгивание» возросли на 0,43±0,03 с и 7,3±0,3 см соответственно (р<0,05).

Вывод. Внедрение индивидуального подхода и дополнительных занятий для совершенствования двигательного компонента специальных способностей юных футболистов позволило существенно повысить быстроту двигательных действий, что создало благоприятные условия для дальнейшего их совершенствования в процессе игровой деятельности в командах «ФК Строгино» и «ФК Локомотив».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованная литература

1. Губа В.П. Теория и методика футбола: учебник / В.П. Губа, А.В. Лексаков. - М.: Советский спорт, 2013. - 536 с.

2. Запорожанов В.А. Индивидуализация - важнейшая проблема спорта высших достижений / В.А. Запорожанов // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 7. - С. 62-63.

Информация для связи с автором: studentfootball@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.