раздел I. общая педагогика, история педагогики и образования
УДК 37.033
DOI: 10.18384/2310-7219-2021-1-6-13
содержательные элементы педагогической модели формирования экологической культуры учащихся
Мингалеева М. Т.
Октябрьский сельский лицей, филиал в с. Абдуллово
433435, Ульяновская обл., Чердаклинский р-н, с. Абдуллово, ул. Школьная,
д. 1, Российская Федерация
Аннотация.
Цель. Основываясь на комплексном подходе к учебно-воспитательному процессу, раскрыть содержательные элементы модели формирования экологической культуры учащихся, определить возможности этнокультурного компонента в экологическом обучении, обосновать содержание когнитивного компонента диагностической карты.
Процедура и методы. В статье используются методы теоретического анализа литературы, метод изучения опыта, методика диагностики экологической культуры учащихся.
Результаты. Представлены содержательные элементы модели формирования экологической культуры, раскрыта сущностная характеристика экологической культуры и разработаны методы её диагностики, согласно требованиям экологической программы, с учётом этнокультурного и регионального компонентов.
Теоретическая и/или практическая значимость. В связи с новыми потребностями регионов содержание экологического образования обновляется с учётом региональных условий и национальной специфики. При условии неразрывной связи обучения и воспитательной работы школы, внеурочной деятельности, на основе комплексного объединения воспитательного влияния школы, семьи, участия в экологических общественно полезных делах обеспечиваются всестороннее развитие личности, формирование её экологической культуры.
Ключевые слова: региональный и этнокультурный компоненты экологического образования, экологическая культура, комплексный подход
© ^ BY Мингалеева М. Т., 2021.
content elements of the pedagogical model on the formation of ecological culture of students
M. Mingaleeva
Municipal educational institution Oktyabrsky rural lyceum (branch in the village of Abdullovo) 1 Shkolnaya ul, Abdullovo village, Cherdaklinsky district, Ulyanovsk region 433435, Russian Federation
Abstract.
Aim. Basing on the comprehensive approach to the educational process, to reveal the content of the model elements for the formation of environmental culture of students, to determine the possibilities of the ethno-cultural component in environmental education, substantiate the content of the cognitive component of the diagnostic map.
Methodology. The article uses methods of theoretical analysis of literature, the method of studying experience, the method of students' ecological culture diagnostics.
Results. The content elements of the model for the formation of ecological culture are presented, the essential characteristic of ecological culture is revealed, and methods of its diagnostics are developed, according to the requirements of the environmental program, taking into account the ethno-cultural and regional component.
Research implications. Due to the new needs of the regions, the content of environmental education is updated taking into account regional conditions and national specifics. The comprehensive development of the individual and the formation of his ecological culture are provided on the basis of the integral combination of educational influences of the school, family, and participation in environmental socially useful activities.
Keywords: regional and ethno-cultural component of environmental education, ecological culture, integrated approach
Введение
Богатым источником и необходимым фактором в учебно-воспитательной работе в целом и в системе экологического образования и воспитания в частности является содержание обучения. В нём отражаются законы развития природы и общества, формируется духовное содержание личности. Учитель обогащает экологическую программу понятиями, законами и теориями из областей экологии, морали, эстетики, отношения к труду и Родине. В воспитательной системе школ в настоящее время актуализировалась проблема сохранения культурной и исторической самобытности народов. Всё больше уделяется внимание воспитательной роли национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней нацио-
нальной культуры. Одна из задач образования - воспитание у детей позитивного отношения к этнокультурным различиям. Интеграция этнокультурного компонента в содержание учебных дисциплин способствует этноэкологическому образованию и повышению экологической культуры личности.
Комплексная экологическая учебно-
воспитательная деятельность в рамках модели по формированию экологической культуры учащихся
Передовой педагогический опыт и научные исследования показывают, что повышение эффективности экологического образования и воспитания возможно при применении комплексного подхода в учебно-воспитательном процессе. Термин «комплексный» происходит от латинского слова «комплексус», что означает «связь, сочетание». Как из-
вестно, в процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающие функции. Повышение воспитанности влияет на учебную мотивацию учащегося, поэтому методы и формы обучения являются необходимыми факторами реализации комплексного подхода в экологическом образовании и воспитании [1; 9, с. 35]. В целях повышения экологической культуры учащихся в школе реализуется педагогическая модель, необходимым условием которой является реализация комплексной учебно-воспитательной деятельности по формированию экологической культуры учащихся (рис. 1). В учебно-воспитательной системе школы в качестве элементов содержания модели разработаны и реализуются эколого-патриотическая воспитательная программа, внеурочные экологические программы, программа летнего лагеря. Воспитательная программа «Красная ромашка» состоит из двух содержательных направлений: «Охранять природу - значит охранять Родину» («Природа, опалённая войной»), «Духовно-нравственное воспитание через экологическое образование и патриотическое воспитание». Выпускник школы в результате реализации программы должен приобрести возможность к широкому, комплексному взгляду на жизнь, способность к многомерной деятельности [14; 15]. Качественной характеристикой выпускника являются высокая гражданская ответственность, осознание общественно-значимых проблем и готовность к их решению, осознание общечеловеческих ценностей: культуры, здоровья, природы, семьи, Родины, - уважение к национальным традициям, высокая экологическая культура. Внеурочная этноэкологическая программа предусматривает изучение природы родного края, участие в решении экологических проблем, в сопереживании и творческом самовыражении своего отношения к природе. Реализация программы возможна во внеурочной деятельности по экологическому образованию и как
включение в содержание регионального компонента учебных дисциплин. В ходе реализации программы используются активные методы работы: познавательная и этическая беседа, практикумы, акции, экологические праздники, игры, викторины, выполнение творческого проекта.
Предусмотрены работа детей в группах, индивидуальная работа, связь с семьёй, проведение круглых столов, конференций. Организуются школьные научные общества, где дети готовятся к олимпиадам и конкурсам, проводят поисковые и научные исследования. Приобщение детей к национальной культуре возможно путём знакомства с топонимами родного края, изучения национальной символики, обычаев и праздников [11]. При этом затрагивается эмоциональная сфера ребёнка, устанавливается духовная самобытная связь человека и природы [7; 10]. Проектная деятельность позволяет ребёнку раскрыться, работать самостоятельно и приобрести умение работать с различными источниками. Обеспечивается единство чувственного, логического и практического в ходе проектной работы учащихся [3; 6]. Биология и география содержат информационную составляющую о природном объекте, литература и искусство позволяют раскрыть его красоту и уникальность. Межпредметные связи: биологии и литературы, географии и искусства позволяют значительно расширить познавательный эффект от уроков. Темы изучаются с разных сторон, что делает занятия творческими и насыщенными. Интересными темами для проекта в результате интеграции различных дисциплин являются: «Литературная орнитология», «Поэзия цветов», «Экология народа», «Синеглазый цикорий», «Топонимика моего края», «Мелодия природы». Программа этноэкологического лагеря позволяет в условиях активного летнего отдыха знакомиться с культурой своего народа, изучать растения и животных, вести наблюдения и выполнять творческие и исследовательские проек-
w
Цель: формирование экологической культуры учащихся
Комплексный подход
Содержание экологического образования в школе
Содержание национально-регионального компонента
Организация учебно-воспитательного процесса
Ш)(Ш7{р
Комплексная экологическая учебно-воспитательная деятельность
Эколого-патриотическая воспитательная работа «Красная ромашка»
Направления «Охранять природу - значит охранять Родину» («Природа, опаленная войной»), «Духовно-нравственное воспитание через экологическое образование и патриотическое воспитание».
Экспериментальный курс «Зеленые хоромы»
Цель национально-регионального компонента Обеспечение условий для формирования у обучающихся целостного представления о взаимосвязи процессов, проис-ходящихврегионе,своейобластии готовностивключитьсяв практическую деятельность поразвитиюсвоегокрая.
Внеурочная деятельность «Экологическое проектирование»
Необходимость проектной деятельности Проектная деятельность рассматривается как фактор и условие формирования экологической культуры школьников, соединяющая все виды интеллектуальной, эмоциональнойи практической деятельностии способствующаясамостоятель-ному конструированию экологических знаний посредством решения практических природоохранныхзадач.
Результат
Компоненты
когнитивный аксиологический праксиологический
У
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
^_Г
Уровни
высокий средний низкий
Рис. 1 / Fig. 1. Содержательные элементы модели формирования экологической культуры учащихся / Content elements of the model for the formation of ecological culture of students
Источник: составлено автором.
ты. Дети совместно определяют живой символ малой Родины, рисуют плакаты о бережном отношении к природе, инсценируют экологические сюжеты из книг. Персонажи оживают, животные рассказывают о своей жизни, цветы танцуют, мир природы становится ближе и роднее.
Экологическая культура личности:
сущность и методы диагностики
Необходимым элементом модели является диагностика экологической культуры личности. Понятие «экологическая культура» представляет собой совокупное единство культуры и экологии и может быть рассмотрено в психолого-педагогической и философско-культуро-логической плоскости, в региональном и этнопедагогическом аспектах [2; 5; 8; 12]. Существуют разные подходы к раскрытию понятия экологической культуры. Согласно социокультурному подходу экологическая культура - это способ освоения социального и культурного опыта в соответствии с принципом коэволюции. С позиции аксиологического подхода экологическая культура анализируется как приобретение экогуманистических ценностей. Ноосферный подход рассматривает экологическую культуру как сознательно организованное общество, в котором установлены новые связи природы и общества на основе равноценности живого. Системный подход позволяет рассмотреть понятие «экологическая культура» как интегративный феномен, состоящий из когнитивного, аксиологического и деятельностного компонентов. Данные компоненты составляют целостность экологической культуры в их диалектическом единстве. ФГОС основного общего образования устанавливает требования к личностным образовательным результатам, но не включает рекомендаций, как именно проводить диагностику. Для мониторинга качества личностных образовательных результатов были проанализированы методики диагностики экологической культуры. В рамках на-
шего исследования были приняты во внимание различные методики и анкеты, использованы ряд вопросов из тестов [4, с. 133]. Исходя из содержания своей деятельности (экологическая программа, проектная деятельность), нами составлены вопросы и задания для выявления уровня сформированности когнитивного компонента экологической культуры, в соответствии с требованиями ФГОС. Особое значение представляют региональный и этноэкологический компоненты в содержании экологического образования. При составлении вопросов и заданий учитывались национальная специфика класса, региональные особенности.
Содержание когнитивного компонента диагностической карты
Когнитивный компонент экологической культуры в нашем исследовании характеризуется стремлением получать знания о закономерностях развития природы, усвоением этноэкологических знаний и традиций, усвоением знаний по выполнению экологического проекта. Эт-нопедагогические знания - это результат умственной и познавательной деятельности ученика, выраженный в освоении основных понятий народной педагогики, отржающихся в его сознании [12, с. 30].
Содержание вопросов и заданий диагностической карты:
1. Экологические термины («экология», «заповедник», «заказник», «национальный парк», «Красная книга»).
2. Связи в природе (цепи питания, компоненты экосистемы).
3. Планета Земля.
4. Организмы. Природные сообщества.
5. Нарушения экологического равновесия.
6. Региональный компонент.
7. Этноэкологический компонент.
Примеры вопросов и заданий:
1. Как называется законодательно выделенная территория для сохранения её в качестве природного эталона, где
полностью исключена хозяйственная деятельность?
2. Определите правильно составленную пищевую цепь.
3. На каком из данных материков находится около 80% запасов пресной воды планеты?
4. Укажите представителей тайги.
5. Какие химические соединения, попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой, могут образовать кислотные осадки.
6. Растения, занесёённые в Красную книгу Ульяновской области.
7. Какие произведения родной литературы затрагивают тему взаимоотношений человека и природы?
В конце каждого учебного года педагог оценивает эффективность образовательных программ с точки зрения формирования экологической культуры и корректирует их.
Заключение
Содержательные элементы модели формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы, представленные в ходе исследовательской работы, реализуются при неразрывной связи процесса обучения с воспитательной работой, внеурочной деятельностью, на основе комплексного объединения воспитательного влияния школы, семьи, общественно-полезной деятельности по охране природы. Использование межпредметных связей делает процесс изучения природного объекта увлекательнее, позволяя раскрыть его с разных сторон. Приобщение детей к национальной культуре осуществляется путём действенного познания, воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, в процессе учебной и внеучебной работы по формированию экологической культуры.
Статья поступила в редакцию 27.04.2020
ЛИТЕРАТУРА
1. Бузаров К. И. Комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной системы школы (теоретический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 32-36.
2. Горлачев В. П. Формирование экологической культуры личности в образовательном процессе: региональный аспект: дис. ... докт. пед. наук. Чита, 2005. 376 с.
3. Громыко Ю. В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 115-124.
4. Кашлев С. С. Педагогическая диагностика в процессе экологического образования: сущность и методика проведения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. 2012. № 2. С. 126-133.
5. Маркинов И. Ф. Формирование экологической культуры старшеклассников в контексте гуманитаризации предметов естественнонаучного цикла: дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2007. 220 с.
6. Новикова Г. П. Теоретические основы развития инновационных процессов в образовательных организациях // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. № 2 (38). С. 100-106.
7. Новикова Г. П. Теоретические основы преемственности содержания непрерывного образования и формирования художественно-эстетической культуры личности // Педагогическое образование и наука. 2017. № 4. С. 101-105.
8. Пазова Р. И. Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики: дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2010. 184 с.
9. Победоносцев Г. А. Совершенствуем систему воспитания школьников: кн. для учителя. М., 1989. 174 с.
10. Раджабов И. М., Саутиева Ф. Б. Совершенствование концепции эстетического воспитания школьников средствами фольклора // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 304-305.
11. Тишков В. А., Степанов В. В. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в России // Вестник Российской академии наук. 2017. № 10. С. 879-890.
12. Хусаинов З. А. Экологическая культура школьников. Саарбрюкен, 2012. 401 с.
13. Яковенко Т. В. Формирование экологической культуры у учщихся классов естесвенно-научно-го профиля. Чебоксары, 2009. 16 с.
14. Ялалов Ф. Г. Многомерность содержания профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 1 (157).
15. Sihvola P. Multidisciplinary Education - Impact on Working Career, Case IDBM // Aalto University School of Business, Department of Management Studies. 2014. P. 157-173.
1. Buzarov K. I. [An integrated approach as a methodological principle for constructing the educational system of a school (theoretical aspect)]. In: Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-ya 3: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology], 2012, no. 2, pp. 32-36.
2. Gorlachev V. P. Formirovanie ekologicheskoi kul'tury lichnosti v obrazovatel'nom protsesse: regional'nyi aspekt: dis. ... dokt. ped. nauk [Formation of the ecological culture of the individual in the educational process: regional aspect: D. thesis in Pedagogic sciences]. Chita, 2005. 376 p.
3. Gromyko Yu. V. [On the problem of creating a nationwide school of the future: a synthesis of subject and design education]. In: Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2018, vol. 23, no. 1, pp. 115-124.
4. Kashlev S. S. [Pedagogical diagnostics in the process of environmental education: the essence and methods of conducting]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholokhova [Bulletin of Moscow State Humanitarian University, named after M. A. Sholok-hov], 2012, no. 2, pp. 126-133.
5. Markinov I. F. Formirovanie ekologicheskoi kul'tury starsheklassnikov v kontekste gumanitarizatsii pred-metov estestvennonauchnogo tsikla : dis. ... kand. ped. nauk [Formation of the ecological culture of senior pupils in the context of the humanization of subjects of the natural science cycle: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Saransk, 2007. 220 p.
6. Novikova G. P. [The theoretical basis for the development of innovative processes in educational organizations]. In: Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve [Psychology of education in a multicultural space], 2017, no. 2 (38), pp. 100-106.
7. Novikova G. P. [Theoretical foundations of continuity of the content of continuing education and formation of artistic and aesthetic culture of the person]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2017, no. 4, pp. 101-105.
8. Pazova R. I. Formirovanie ekologicheskoi kul'tury mladshikh shkol'nikov sredstvami abazinskoi narodnoi pedagogiki: dis ... kand. ped. nauk [Formation of the ecological culture of primary schoolchildren by means of Abaza folk pedagogy: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Pyatigorsk, 2010. 184 p.
9. Pobedonostsev G. A. Sovershenstvuem sistemu vospitaniya shkol'nikov: kniga dlya uchitelya [Improving the system of education of schoolchildren]. Moscow, 1989. 174 p.
10. Radzhabov I. M., Sautieva F. B. [Improving the concept of aesthetic education of schoolchildren by means of folklore]. In: Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2018, no. 1 (68), pp. 304-305.
11. Tishkov V. A., Stepanov V. V. [Inter-ethnic relations and ethno-cultural education in Russia]. In: Vestnik Rossiiskoi akademii nauk [Bulletin ofthe Russian Academy of Sciences], 2017, no. 10, pp. 879-890.
12. Khusainov Z. A. Ekologicheskaya kul'tura shkol'nikov [Ecological culture of schoolchildren]. Saarbrücken, 2012. 401 p.
13. Yakovenko T. V. Formirovanie ekologicheskoi kul'tury u uchashchikhsya klassov estestvenno-nauchnogo profilya [Formation of ecological culture among students of natural science classes]. Cheboksary, 2009. 16 p.
14. Yalalov F. G. [Multidimensionality of the content of vocational education]. In: Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology], 2015, no. 1 (157), pp. 126-131.
15. Sihvola P. Multidisciplinary Education - Impact on Working Career, Case IDBM. In: Aalto University School of Business, Department of Management Studies, 2014, pp. 157-173.
С. 126-131.
REFERENCES
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Мингалеева Милеуша Талгатовна - кандидат педагогических наук учитель биологии филиала Октябрьского сельского лицея в с. Абдуллово; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Mileusha T. Mingaleeva - Cand. Sci. (Education), biology teacher of the branch of the MoE Oktyabrsky rural Lyceum in the village of Abdullovo; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Мингалеева М. Т. Содержательные элементы педагогической модели формирования экологической культуры учащихся // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 1. С. 6-13. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-1-6-13
FOR CITATION
Mingaleeva M. T. Content elements of the pedagogical model on the formation of ecological culture of students. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2021, no. 1, рр. 6-13. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-1-6-13