Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ГЛОБАЛЛАБ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GLOBALLAB UNIFIED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL INTERNET COMMUNITIES / ENVIRONMENTAL PROJECTS / RESEARCH SKILLS / EDUCATIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мингалеева Милеуша Талгатовна

Переход к информационному обществу расширил границы познания человека, экологическое образование призвано в условиях глобализации общества решать задачу реализации социального поведения. В глобальном мире все большую роль приобретает сетевое взаимодействие. Деятельность экологических интернет-сообществ направлена на реализацию инициатив в деле охраны природы, осуществление мероприятий и акций, направленных на защиту природы Земли и населяющих ее живых существ, сохранение и восстановление природного и эколого-культурного наследия человечества. В современной школе все интенсивнее внедряются технические средства обучения, осуществляется сетевое взаимодействие. Для успешности обучения и стимулирования учащихся к выполнению экологических проектов в школе организована исследовательская деятельность в рамках единой образовательной среды ГлобалЛаб. Анализируются доступные темы проектов в рамках глобальной лаборатории, возможности реализации проектов во время урока и во внеурочной деятельности. В результате работы над проектами формируются умения и навыки, которые пригодятся учащимся при выполнении проектов по любой дисциплине, что является требованием современного стандарта образования. К основным метапредметным результатам освоения проектной деятельности относятся: умение работать с разными источниками информации, овладение приемами исследовательской и проектной деятельности, ИКТ-компетенциями, культурой сетевого общения. Охарактеризованы ключевые образовательные компетенции: учебно-познавательная, информационная, социально-коммуникативная. Дидактический потенциал глобальной школьной лаборатории является благоприятной образовательной средой для личностного развития учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мингалеева Милеуша Талгатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING RESEARCH SKILLS AND EDUCATIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING ENVIRONMENTAL PROJECTS

The transition to the information society has expanded the boundaries of human knowledge, environmental education is designed to solve the problem of implementing social behavior in a globalized society. In the global world, networking is becoming increasingly important. The activities of ecological Internet communities are aimed at implementing initiatives in the field of nature protection, at carrying out activities intended to protect the nature of the Earth and its living creatures, to preserve and restore the natural and ecological-cultural heritage of mankind. In modern schools, technical educational tools are being introduced more and more intensively along with network interactions. To ensure the success of education and encourage students to implement environmental projects, our school has organized research activities within the unified educational environment of the GlobalLab. We analyze accessible project topics within the framework of the global laboratory, the possibilities of implementing projects during the lesson and in extracurricular activities. As a result of project making, we develop skills that will be useful to students when working on projects in any discipline, which is a requirement of the modern standard of education. The main metasubject results of mastering project activities include: the ability to work with different sources of information, the mastering of research and project activity techniques, ICT competencies and the culture of network communication. The article describes key educational competencies: educational and cognitive, informational, social and communicative. The didactic potential of the global school laboratory is a favorable educational environment for the development of students’ personality.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2020. №4(62)

DOI: 10.26907/2074-0239-2020-62-4-167-171 УДК 373.1

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

© Милеуша Мингалеева

DEVELOPING RESEARCH SKILLS AND EDUCATIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING ENVIRONMENTAL PROJECTS

Mileusha Mingaleeva

The transition to the information society has expanded the boundaries of human knowledge, environmental education is designed to solve the problem of implementing social behavior in a globalized society. In the global world, networking is becoming increasingly important. The activities of ecological Internet communities are aimed at implementing initiatives in the field of nature protection, at carrying out activities intended to protect the nature of the Earth and its living creatures, to preserve and restore the natural and ecological-cultural heritage of mankind. In modern schools, technical educational tools are being introduced more and more intensively along with network interactions. To ensure the success of education and encourage students to implement environmental projects, our school has organized research activities within the unified educational environment of the GlobalLab. We analyze accessible project topics within the framework of the global laboratory, the possibilities of implementing projects during the lesson and in extracurricular activities. As a result of project making, we develop skills that will be useful to students when working on projects in any discipline, which is a requirement of the modern standard of education. The main metasubject results of mastering project activities include: the ability to work with different sources of information, the mastering of research and project activity techniques, ICT competencies and the culture of network communication. The article describes key educational competencies: educational and cognitive, informational, social and communicative. The didactic potential of the global school laboratory is a favorable educational environment for the development of students' personality.

Keywords: Globallab unified educational environment, environmental Internet communities, environmental projects, research skills, educational competencies.

Переход к информационному обществу расширил границы познания человека, экологическое образование призвано в условиях глобализации общества решать задачу реализации социального поведения. В глобальном мире все большую роль приобретает сетевое взаимодействие. Деятельность экологических интернет-сообществ направлена на реализацию инициатив в деле охраны природы, осуществление мероприятий и акций, направленных на защиту природы Земли и населяющих ее живых существ, сохранение и восстановление природного и эколого-культурного наследия человечества. В современной школе все интенсивнее внедряются технические средства обучения, осуществляется сетевое взаимодействие. Для успешности обучения и стимулирования учащихся к выполнению экологических проектов в школе организована исследовательская деятельность в рамках единой образовательной среды ГлобалЛаб. Анализируются доступные темы проектов в рамках глобальной лаборатории, возможности реализации проектов во время урока и во внеурочной деятельности. В результате работы над проектами формируются умения и навыки, которые пригодятся учащимся при выполнении проектов по любой дисциплине, что является требованием современного стандарта образования. К основным метапредметным результатам освоения проектной деятельности относятся: умение работать с разными источниками информации, овладение приемами исследовательской и проектной деятельности, ИКТ-компетенциями, культурой сетевого общения. Охарактеризованы ключевые образовательные компетенции: учебно-познавательная, информационная, социально-коммуникативная. Дидактический потенциал глобальной школьной лаборатории является благоприятной образовательной средой для личностного развития учащихся.

Ключевые слова: единая образовательная среда ГлобалЛаб, экологические интернет-сообщества, экологические проекты, исследовательские навыки, образовательные компетенции.

В современном постиндустриальном обществе главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу, распространению и использованию информации как важнейшего условия развития. Знания выступают источником технических и экономических инноваций. Важнейшей движущей силой изменения в постиндустриальном обществе выступают автоматизация и компьютеризация производственных процессов и так называемые «высокие технологии». Отличительными чертами информационного общества являются увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание глобального информационного пространства для эффективного взаимодействия людей. Во взаимодействии природы и общества наметился эколого-информационный период, который характеризуется осознанием ограниченности ресурсов планеты, стремлением общества утвердиться в нише новых реальностей мира, преодолеть кризисные явления, вызванные техногенными последствиями цивилизационного развития. Экономика, основанная на знаниях, а не на расширении потребления природных ресурсов, направленная на поиск оптимальных путей сокращения потребления, использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, технологических способов переработки отходов, способствует решению экологических проблем [Суравегина, Самкова, с.159]. Решение глобальных экологических проблем требует признания необходимости международного сотрудничества. В глобальном мире все большую роль приобретает сетевое взаимодействие. Информационная революция привела к возникновению «сетевого общества». Специальные интернет-сообщества призывают задуматься об экологических проблемах и внести личный вклад в их решение. Сегодня в интернете можно найти разнообразные сайты экологической тематики. Они могут быть общероссийскими, международными и региональными. Наиболее известный международный сайт Гринпис борется против загрязнения Мирового океана, против испытаний оружия на атоллах, вырубки лесов в сибирской тайге. Межрегиональное экологическое движение «ЭКА» появилось в 2010 году, его деятельность направлена на построение «зеленой» экономики. Всероссийское общество охраны природы (ВООП), представлено в каждом регионе России. Деятельность общества направлена на озеленение населенных пунктов, охрану водных ресурсов. Интернет-

сообщества, занимающиеся темой экологии, ведут большую просветительскую работу. Глобальные экологические проблемы требуют решений на глобальном уровне. Современная школа не может остаться в стороне от изменений в обществе, поэтому технические средства обучения и дистанционные технологии все интенсивнее внедряются в процесс обучения. Образовательный потенциал интернета используется для повышения качества знаний, реализации индивидуальных возможностей обучающихся. Системы мультимедиа позволяют формировать навыки, которые нужны в информационном обществе [Сапаркина, Хусаинов]. Информационно-коммуникативные и проектные технологии относятся к современным педагогическим технологиям. В общеобразовательной школе исследовательская деятельность обучающихся относится к технологиям дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака: гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии с индивидуальными способностями учащегося; разработка индивидуальных форм работы и образовательной траектории. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Учитель, способный к осуществлению инновационной деятельности в школе, должен быть готов к использованию информационных технологий. В настоящее время значение интернет-ресурсов возросло в связи с высокой востребованностью дистанционного обучения. Проводятся дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Для экологического образования и развития исследовательских навыков большую помощь может оказать глобальная школьная лаборатория. На платформе данного ресурса можно не только выполнять проекты, но и участвовать в конкурсах и проходить образовательные курсы. Исследовательские проекты ГлобалЛаб построены по принципу «гражданской науки», особого вида краудсорсинга (от англ. crowdsourcing), предполагающего, что небольшой вклад каждого участника формирует общее качественно новое знание. Участники проводят измерения, создают базы данных, привлекают единомышленников к

сбору данных по всему миру. В результате анализа экологических проектов в глобальной лаборатории выявлено, что многие из них являются междисциплинарными. Основными подходами в реализации экологического образования являются междисциплинарный и системно-деятельност-ный. Междисциплинарный подход обеспечивает целостность процесса экологического обучения, интегрируя разные учебные дисциплины - биологию, географию, химию; затрагивает вопросы здоровья, искусства, агротехнических умений. Сегодня имеется огромное количество междисциплинарных наук, зародившихся в связи с развитием высоких технологий [Ялалов, 2015, с. 155]. Системно-деятельностный подход является современным подходом к организации учебного процесса, направленным на приобретение собственного творческого опыта в процессе деятельности. Он позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного развития ребенка. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования. Преобразования в общественной жизни требуют развития новых способов усвоения знаний, формирования навыков самостоятельного решения экологических проблем в информационном сетевом пространстве.

Экологические проекты реализуются в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся, материально-технической базы школы, личных предпочтений [Ялалов, 2001]. Проекты адаптируются и модифицируются учащимися, дополняются их собственными взглядами, формулируются новые идеи. Проектная работа может проводиться в рамках урока как выполнение домашнего задания, а также во внеурочной деятельности. В сетевой лаборатории ГлобалЛаб представлены проекты, которые нашли свое применение в школе. Проект «Растения-репелленты» позволяет выявить эффективность действия растений-репеллентов на насекомых-вредителей культурных растений. Хлороргани-ческие инсектициды обладают высокой эффективностью в уничтожении большинства видов вредителей, но имеют существенный недостаток - они слишком токсичны. Проект направлен на поиск легких и доступных мер борьбы с вредителями без использования химических препаратов. Природные инсектициды, в отличие от химических, не причиняют вред окружающей среде. Исследовательская работа состоит в составлении списка растений-репеллентов, в выявлении возможности их выращивания на конкрет-

ных садовых участках, в обмене информацией о проделанной работе между участниками проекта. Главная цель проекта «Влияние гигиенических средств на здоровье подростка» - научиться определять и распознавать вредные вещества в средствах личной гигиены. Обмен опытом между участниками проекта позволяет расширить знания об исследуемой проблеме и прийти к совместным выводам. При выполнении проекта «Таинственная болезнь» анализируются история болезни (цинги), польза витамина «С». Выясняется, в каком из выбранных продуктов содержится больше или меньше витамина С. Проводится исследование на выявление свойств аскорбиновой кислоты при ее реакции с йодом. Этот проект развивает исследовательские навыки учащихся и может быть реализован в качестве дополнительной работы по химии и биологии. Проект «Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов» помогает определить чистоту воздуха в определенном районе на основании интенсивности роста эпифитных мхов, которые являются биоиндикаторами загрязнения атмосферного воздуха. Дети получают знания в области биологии и опытным путем определяют степень загрязненности территории. Выполнение проекта «Фракталы в живой природе» направлено на выявление сходных объектов живой и неживой природы. В проекте предлагается найти в окружающей среде самоподобные объекты, собрать коллекцию этих предметов и попробовать провести исследование, которое даст обширное представление о фракталах и их свойствах. Выполнение данного проекта важно для развития наблюдательности и фантазии, образно-эстетического восприятия окружающего мира. При выполнении проекта «Влияние электронного мусора на окружающую среду» анализируются виды электронных отходов, их токсичность, влияние на здоровье людей, возможные методы их утилизации. Проект позволяет задуматься о проблемах экологии, привлечь внимание людей к проблеме утилизации электронных отходов. В процессе работы над проектами выясняются интересы детей, осуществляется выбор проблемы, требующей исследовательского поиска в ее решении. Выполняя проекты глобальной лаборатории, дети могут сравнивать результаты, полученные в разных регионах страны. Работая над проектом «Когда просыпаются муравьи?», по результатам наблюдений дети фиксируют даты, когда они увидели первых муравьев после зимней спячки. По результатам заполненных анкет сравнивают, в каком из регионов муравьи появились раньше всего. Проект «Красная книга» направлен на создание списка живых организмов, кото-

рым может угрожать опасность. Дети готовят рассказы о растениях, грибах, животных, размещают фотографии. Таким образом, создаются базы данных по разным регионам. Для глобальных изменений важна деятельность каждого участника проекта. Дети отвечают на вопрос «Что я сделал для сохранения природы?». Участники проекта размещают фотографии, иллюстрирующие их деятельность.

Главный ожидаемый результат проектной работы - это приобретение и развитие новых исследовательских умений и навыков. К основным результатам освоения проектной деятельности относятся: умение работать с разными источниками информации, научно-популярной литературой, анализировать и оценивать информацию, осваивать приемы исследовательской и проектной деятельности, включая умение выдвигать проблему и формулировать гипотезу; умение проводить эксперименты, делать выводы, защищать свои идеи перед аудиторией; использовать измерительные приборы; владеть ИКТ-компетенциями для получения дополнительной информации при оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентации; способность корректно вести диалог в дискуссии.

В процессе выполнения проектов глобальной школьной лаборатории развиваются специфические умения и навыки проектирования, а именно: умение осуществлять выбор актуальной проблемы, планировать исследовательскую работу; умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать и оформлять проект. Особенностью исследовательской деятельности в рамках глобальной лаборатории является представление общей картины выполнения проектов участников в виде живых карт, графиков, диаграмм, галерей и другой инфографики; общий результат может служить предметом дискуссий, основой для возникновения новых проектов. С учетом содержания проектов и особенностей организации исследовательской работы разработаны критерии оценки сформированности образовательных компетенций учащихся (таблица 1) [Аргунова, Плюснина, с.45].

Таблица 1

Критерии оценки сформированности образова-

экологического образования, соблюдать научную корректность при проведении исследований.

Информационная Работа с источниками информации; умение использовать современную телекоммуникационную технику; умение применять знания в сфере информационных технологий для решения поставленных задач.

Социально-коммуникативная Способность быть контактным в различных социальных группах, принимать решения, отстаивать свою позицию, выступать в качестве лидера в социально-значимой деятельности, работать в команде, объединяющей участников из разных стран.

Проектная деятельность в сетевой системе ГлобалЛаб предлагает педагогу современный мультимедиа-насыщенный инструментарий для организации проектной и исследовательской деятельности школьников при реализации ФГОС нового поколения [Гильмутдинова, с. 258]. Международные сетевые проекты дают возможность выйти за рамки школы, района, включиться в глобальные исследования, соотнести результаты своего исследования с результатами других участников. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Формирование исследовательских навыков и образовательных компетенций направлено на осуществление проектно-исследова-тельской деятельности. В ходе выполнения экологических проектов у школьников формируются навыки правильного оформления результата и формулировки соответствующих выводов. Учащиеся приобретают умения анализировать, осуществлять рефлексию. Исследовательская работа стимулирует ребенка к поисковой активности, учитывая его интересы и потребности, позволяет самоутверждаться и самореализоваться в социально-значимой деятельности.

Список литературы

Аргунова М. В., Плюснина Т. А. Технологический подход в экологическом образовании для устойчивого развития // Экологическое образование для устойчивого развития в условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, Ульяновск: УлГПУ, 2011. С.33-46

Гильмутдинова Л. С. Формирование экологической культуры в процессе работы в единой образовательной ГлобалЛаб // Формирование эколого-

тельных компетенций учащихся

Ключевые образовательные компетенции Критерии оценки

Учебно-познавательная Анализ, синтез; умение задавать вопросы, обозначать свое понимание на основе надпредметного информационно-деятельностного

географической культуры обучающихся в школе и вузе. Казань: Отечество. 2018. С.358-360.

Сапаркина М., Хусаинов З. А. Использование информационной технологии в учебном процессе географии // Формирование эколого-географической культуры обучающихся в школе и вузе. Казань: Отечество, 2013. С.10-16.

Суравегина И. Т. Самкова В. А. Глобальные процессы и цели образования. Экологическое образование для устойчивого развития в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: Материалы Международной научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ, 2011. С.153-164.

Ялалов Ф. Г. Многомерность содержания профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №1. С. 126-131.

Ялалов Ф. Г. Становление и развитие национального гимназического образования: дис. ... д-ра пед. наук: Казань, 2001. 31с.

References

Argunova, M. V., Pliusnina, T. A. (2011). Tehnologicheskii podhod v ekologicheskom obrazovanii dlia ustoichivogo razvitiia [Technological Approach in Environmental Education for Sustainable Development]. Ekologicheskoe obrazovanie dlia ustoichivogo razvitiia v usloviia realizatsii Federalnih gosudarstvennih obrazovatelnih standartov. Pp. 33-46. Ulianovsk, UlGPU. (In Russian)

Мингалеева Милеуша Талгатовна,

кандидат педагогических наук, учитель биологии,

филиал Октябрьского сельского лицея, 433435, Россия, с. Абдуллово, Школьная, 1. mil383@mail.ru

Gelmutdinova, L. S. (2018). Formirovanie ekologicheskoi kultury v protsesse raboti v edinoi obrazovatelnoi GlobalLab [Developing Environmental Culture in the Process of Working in the Unified Educational GlobalLab]. Formirovanie ekologo-geograficheskoi kulturi obuchaiuschihsia v shkole i vuze. Pp. 358-360. Kazan, Otechestvo. (In Russian)

Ialalov, F. G. (2015). Mnogomernost soderjaniia professionalnogo obrazovaniia [Multidimensionality of the Content of Vocational Education]. Vestnik Adigeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Pedagogika i psihologiia, No. 1, pp. 126-131. (In Russian)

Ialalov, F. G. (2001). Stanovlenie i razvitie natsionalnogo gimnazicheskogo obrazovaniia: dis. ... d-ra ped. nauk [Formation and Development of National Grammar School Education: Doctoral Thesis Abstract ]. Kazan, 31 p. (In Russian)

Saparkina, M., Husainov, S. A. (2013). Ispolzovanie informatsionnoi tehnologii v uchebnom protsesse geografii [Use of Information Technology in the Educational Process of Geography]. Formirovanie ekologo-geograficheskoi kulturi obuchaiuschihsia v shkole i vuze. Pp. 10-26. Kazan, Otechestvo. (In Russian)

Suravegina, I. T., Samkova, V. A. (2011). Global'nye protsessy i tseli obrazovaniia [Global Processes and Goals of Education]. Ekologicheskoe obrazovanie dlia ustoichivogo razvitiia v usloviiah realizatsii Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 153-164. Ulianovsk, UlGPU. (In Russian)

The article was submitted on 12.11.2020 Поступила в редакцию 12.11.2020

Mingaleeva Mileusha Talgatovna,

Ph.D. in Pedagogy, Biology Teacher,

the branch of the Octyabr'sky rural lyceum, 1 Shkol'naya Str.,

Abdullovo Village, 433435, Russian Federation. mil383@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.