Научная статья на тему 'Модель формирования экологической культуры учащихся в образовательном учреждении с национальным компонентом'

Модель формирования экологической культуры учащихся в образовательном учреждении с национальным компонентом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СРЕДСТВА ЭТНОПЕДАГОГИКИ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / MODEL OF ECOLOGICAL CULTURE / ETHNOPEDAGOGICS ITEMS / ETHNOCULTURAL ENVIRONMENT / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мингалеева Милеуша Талгатовна

Представлена модель формирования экологической культуры подростков в образовательном учреждении с национальным компонентом, раскрыты педагогические условия формирования экологической культуры, возможность использования традиций своего народа в учебно-воспитательном процессе школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мингалеева Милеуша Талгатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of formation of ecological culture of pupils in educational institution with a national component

There is a formation model to present, revealing teenagers' ecological culture in an educational institution with a national component, disclosing pedagogical conditions of the environmental culture, the possibility of using nations' traditions in the educational process of the school.

Текст научной работы на тему «Модель формирования экологической культуры учащихся в образовательном учреждении с национальным компонентом»

УДК 74.1 ББК 54.7

Мингалеева Милеуша Талгатовна

соискатель кафедра педагогики Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова

г.Ульяновск Mingaleeva Mileush Talgatovn competitor pedagogics chairs The Ulyanovsk state pedagogical university of I.N.Ulyanov

Ulyanovsk

mil383@mail.ru

Модель формирования экологической культуры учащихся в образовательном учреждении с национальным компонентом Model of formation of ecological culture of pupils in educational institution with a national component

Представлена модель формирования экологической культуры подростков в образовательном учреждении с национальным компонентом, раскрыты педагогические условия формирования экологической культуры, возможность использования традиций своего народа в учебно-воспитательном процессе школы

There is a formation model to present, revealing teenagers’ ecological culture in an educational institution with a national component, disclosing pedagogical conditions of the environmental culture, the possibility of using nations’ traditions in the educational process of the school.

Ключевые слова: модель формирования экологической культуры, средства этнопедагогики,этнокультурная среда, межпредметные связи

Keywords: model of ecological culture, ethnopedagogics items, ethnocultural environment, interdisciplinary connections.

В настоящее время формирование экологической культуры жизненно необходимое условие выживания человечества и требование к результату экологического образования. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ. В подростковой группе на первый план выступает практическая деятельность по облагораживанию окружающей среды, исследовательская деятельность. Ясно, что определяющим в экологической культуре является ценностная составляющая, воспитание любви к природе.

По мнению Мамедова Н.М., «если литература и история нужны для усвоения духовной культуры, естествознание - закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого, гуманистического отношения к природе. Это предполагает понимание допустимой меры преобразования природы, усвоения адекватных нормативов поведения, при которых возможно сохранить экологические условия на нашей планете для дальнейшей жизни и развития человека» [2, с.13].

Важную роль в формировании экологического мировоззрения и нравственных отношений к природе должна сыграть опора на традиции национальной культуры. Этнопедагогические исследования обращены на опыт и традиции народа в отношении к родной природе. Они обогащают педагогическую науку такими находками, которые имеют бесспорную воспитательную ценность. Мудрость народа, заложенная в фольклоре неисчерпаемый источник знаний, умений, ценностных ориентиров.

Мировоззрение людей формировалось под влиянием культурноисторических процессов. Традиционная культура человека и система взаимоот-

и О и ч_/

ношений нации с окружающей природой на основе традиций, любви к родной земле важнейшее условие выживание человечества. Человеческие цивилизации различны, как различны культуры народов, их традиции и мироощущения. Учение древних предполагало необходимость ограничения вмешательства человека в природу в целях сохранения ее естественной данности. Человек рассматривал природу как объект покорения и подчинения. Существовали разнообразные табу, нарушение законов взаимодействия с природой со стороны человека рассматривалось как один из основных источников экологической опасности. Народная педагогика отраженная в фольклоре, прикладном творчестве - это кладезь нравственности и любви к родной природе. Сельская культура, закрепленная в сознании людей, овеществлялась предметами крестьянского быта и выражалась в системе человеческих взаимоотношений, преданиях, ритуалах. Массовое творчество происходило в устно-фольклорных формах. Наличие положитель-

ных черт в крестьянском культурном наследии признают многие исследователи, видя в нем наличие таких ценностей, как преданность земле, единение человека с природой, активные формы творчества и досуга. Разрушение цельности крестьянской культуры в результате вытеснения из жизни общества традиционных норм, обычаев грозит перерасти в глобальную проблему «экологии культуры». Для жизни человека важна среда, созданная культурой. Он должен находиться в процессе постоянного обмена с нею, чтобы сохранить свою жизнь [1,с.3].

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»(2000-2025г.г.) [3]отмечается, что система образования призвана обеспечить не только историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, но и воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов своей страны, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Необходимо проводить уроки непосредственно на природе, на экологической тропе, использовать знания своего народа о природе на уроках при изучении национально-регионального компонента.

Для формирования экологической культуры школьников на основе этнокультурных ценностей была разработана модель формирования экологической культуры учащихся средствами энопедагогики (рис1.). В основе ее лежит представление о цели экологического образования школьников, как формирование экологической культуры личности под которой понимается

особое свойство личности - субъекта культуры, обладающего экологическим сознанием и реализующим свое отношение к природе в экологически направленных поступках и действиях, осознающего себя частью социо-природной и социокультурной среды, принимающего традиционные ценности направленные на облогораживание родной природы.

Под педагогическими условиями формирования экологической культуры школьников мы понимаем целенаправленно используемые учителем объективные возможности педагогического процесса и специально организуемые факторы и обстоятельства, которые обеспечивают формирование экологической культуры школьника в ее когнитивном, ценностном, нормативном и деятельностно-практическом аспектах. Раскроем содержание педагогических условий формирования экологической культуры школьников на основе этнокультурных ценностей, реализующихся в социокультурной татарской среде в ОУ с национальным компонентом.

-ознакомление учащихся со средствами этнопе даго гики: изучение творческого наследия местных писателей и живописцев о природе родного края. Во время похода, выхода в природу обращать внимание учащихся на красоту флоры и фауны родного края, приводить яркие примеры из устного народного творчества, подводить учащихся к пониманию природы родного края, формируя у них экологическую культуру и патриотические чувства. Проведение экологических праздников, относящиеся к определенной дате, (например-«Сабантуй», «Каз омясе»);

-использование межпредметных связей: возможности использования экологического содержания в естественнонаучных и гуманитарных предметных областях, также в предметах эстетического блока.

Формированию экологической культуры учащихся способствуют проведение исследовательской и проектной работы по родному краю, на основе интеграции разных предметных дисциплин, практическая реализация проекта;

Содержательные аспекты

У

Ч

Е

Б

Н

О

В

О

С

П

И

Т

А

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

П

Р

О

Ц

Е

С

С

Когнитивный

(формирование системы экологических знаний)

Ценностный

(формирование эмоциональноценностного отношения к природной среде)

Норматив-

ный

(овладение системой моральных и правовых норм и правил)

Деятельностно-

практический

(формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

_1__________ \

Ознакомление учащихся со средствами этнопедагоги-ки

г "\

УЧИТЕЛЬ

Использование межпредметных связей

Внедрение региональной программы

Создание эт-нокультур-ной среды

УЧ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

г л

УЧЕНИК

г л

СЕМЬЯ

У

У

№ір И Ф®РМЬ0 ©ржзкшрк! ^^{]<§(§С{](5Н^

Индивидуальная

Подготовка докладов, сочинения, декоративно-прикладное искусство искусство-творчество и др

Групповая

Работа в кружках, экскурсии, ролевые игры и др.

Массовая

Конкурсы, конференции, акции, выставки

Уровни сформированно-сти

экологической культуры -высокий -средний

Сформированная

экологическая

культура

Рис.1. Модель формирования экологической культуры подростков

-создание этнокультурной среды: включение учащихся, родителей и педагогов в материально-пространственную среду с этнокультурным содержанием и в деятельность по облагораживанию природы;

Совместная деятельность учащихся и взрослых, создает благоприятную основу формирования экологической культуры. Основой для становления ребенка как личности, является семья, в ней у ребенка закладываются первые ростки экологической культуры. Знания татарского народа о природе, воспитательное и природоохранное наследие, закладывают в сознание ребенка прочную основу бережного отношения к природе;

-внедрение региональной программы.

Цель программы: формирование экологической культуры подростков средствами этнопедагогики на основе приобщения детей к традициям своего народа

Программа направлена на решение ряда задач: изучение природопользования на местности, изучение учащимися народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе, развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира, вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и охране природы родного края.

Содержательные аспекты программы:

• Народные семейные ценности и традиции для устойчивого развития

• Ценность экономности, нерасточительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, религиозных тексах .

• Экологические, нравственные, правовые ограничения природопользования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Принцип экологически безопасного поведения(«не навреди»)

• Моральный кодекс народа: истина, добро, труд.

• Экологический кризис как кризис ценностных установок человека.

• Проблема нравственного выбора: экоцентризм -эгоцентризм

Содержание программы реализуется в таких предметах как география, искусство (музыка+ИЗО), родная литература.

Программа состоит из 4 разделов.

1. Этнографический - происхождение народа и его национальная специфика.

2.Экологический - использования традиций татарского народа в экологическом воспитании, природоохранной деятельности.

3.Культурологический - богатое культурное наследие татарского народа в формировании культурной личности, любящей природу и разделяющая ценности своего народа.

4. Футурологический - экологическая культура в интересах устойчивого развития, духовно - религиозные основы экологического воспитания

Основная идея, объединяющая разделы - неразрывная связь и глубокое исторически сложившееся взаимовлияние в системе природа-этнос.

Для реализации программы предусмотрены разнообразные формы работы:

-индивидуальная - подготовка докладов, сообщений, сочинение стихов, эссе, создание номеров художественной самодеятельности, декоративноприкладное творчество, выполнение заданий и др.

-групповая- работа в кружках, инсценировка, занятия по изобразительной деятельности, ролевые игры, экскурсии и др;

-массовая -конкурсы, конференции, выставка творческих работ по изобразительному искусству, музыкальные занятия и др.

В результате реализации программы по формированию экологической культуры средствами этнопедагогики у школьников будут сформированы: представление об этносе, познавательный интерес к изучению культуры своего народа, к экологическому состоянию окружающей среды и изучение способов взаимодействия в системе этнос-природа; понимание ценности природы и места человека в природе, этнокультурная толерантность, этническая идентич-

ность, умение через звуки и краски изображать гармонию окружающей природы; наличие этнических знаний и навыков для природоохранной деятельности, способность собирать и изучать краеведческий материал (исследовательская деятельность); уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине.

Библиографический список

1. Лосев, А.В., Провадкин, Г.Г. Социальная экология. Учеб. пособие для вузов [ Текст]/А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1998 - 312 с.

2. Мамедов, Н.М. Новые грани экологического образования [Текст]/ Н.М. Мамедов //Экологическое образование- 2011.-№4.- С. 13-15.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] /информационно-правовой портал.- Режим доступа: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

Bibliography

1. Losev, A.V. Provadkin, G.G.Sotsialnaya ecology. Studies. grant for

[Text]/A.V higher education institutions. Losev, of Provadkin - M: Гуманит. prod. VLADOS center, 1998 - 312 pages.

2. Mamedov, N of M. New sides of ecological education [Text] / N M. Mamedov//Ecological education - 2011.-№4. - Page 13-15.

3. The national doctrine of education in the Russian Federation [Electronic re-

source] / information and legal portal. - Access mode: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.