начало эксперимента
конец эксперимента
Рис. 1. Динамика показателей (в % соотношении) количества студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группы с низким, средним и высоким уровнем успешности личности на начало эксперимента и на конец
обучения, мы находили среднюю величину уровня успешности личности у студентов в группе, диагностика которой производилась по формуле: Хср = Sxi / n э (n к),
где Хср - показатель средней величины уровня успешности личности у студентов в группе;
Sx: - сумма значений;
n э - количество значений в экспериментальной группе; n к - количество значений в контрольной группе; i - порядковый номер значений.
Исходя из полученных данных, показатель средней величины уровня успешности личности у студентов экспериментальной группы вначале эксперимента составил: Хср = 2077/37=56,13 балла. Показатель для контрольной группы: Хср = 1989/36= 55,25 балла
Сопоставление полученных цифровых данных с выделенными выше уровнями успешности личности у студентов позволяет нам констатировать, что на начало эксперимента картина в контрольной и экспериментальной группах была практически сходной. У студентов в обеих группах уровень успешности личности находился на «низком» уровне. Анализ полученных показателей по каждому студенту, который был использован для проверки эффективности использованной формы, представил следующую картину на начало эксперимента: в экспериментальной группе 27 студент (72,97%) имеет низкий уровень выраженности успешности, 10 студентов (27,02%) - средний уровень;
Библиографический список
1. Флорида, Р Креативный класс: люди, которые меняют будущее.
2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособ.
Bibliography
соответственно в контрольной группе 27 (75%) и 9 (25%) студентов. В обеих группах студентов с высоким уровнем успешности не оказалось.
Проанализировав результаты уровня успешности по каждому студенту, и сопоставив полученные значения на начало эксперимента и его конец (Рис.1.), мы отметили уменьшение численности студентов в экспериментальной группе с низким уровнем успешности (0%) и увеличение со средним (75,67%) и высоким (24,32%) уровнями. В отличие от описанной выше группы, в контрольной группе, несмотря на положительную динамику в целом, студентов с низким уровнем (52,77%) оставалось больше чем со средним (47,22%) и высоким (0%). Данные диагностики, отражающие в процентном отношении динамику уровней успешности на начало и конец эксперимента, подтверждают эффективность предложенной формы для развития качеств успешности личности. Достоверность результатов экспериментального исследования была проверена с помощью использования ^критерия Стьюдента.
Таким образом, проведенное исследование показало, что среди способов организации учебного процесса достойное место может занять профессиональный клуб как оптимальная форма сочетания учебной, внеучебной и научно-исследовательской деятельности, благоприятно сказывающая на развитии качеств успешной личности и способствующая повышению уровня профессиональной компетентности у будущих выпускников вуза.
- М., 2011.
I Ред.-сост. Д.Я.
Райгородский. - Самара, 1998.
1. Florida, R. Kreativnihyj klass: lyudi, kotorihe menyayut buduthee. - M., 2011.
2. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: ucheb. posob. I Red.-sost.
D.Ya. Rayjgorodskiyj. - Samara, 1998.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
УДК 378.2
Abramovskikh N.V. SUBSTANTIAL ASPECTS OF THE VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS.
Features of the creation of the vocational training system of teachers at higher education institution are considered in the article, components of the system of professional pedagogical education are allocated.
Key words: teacher, pedagogical education, vocational training.
Н.В. Абрамовских, д-р пед. наук, проф. Сургутского гос. педагогического университета, г. Сургут, Е-mail: [email protected]
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В статье рассматриваются особенности построения системы профессиональной подготовки педагогов в вузе, выделяются компоненты системы профессионального педагогического образования.
Ключевые слова: педагог, педагогическое образование, профессиональная подготовка.
Идеи, связанные с переходом на новое качество образования в условиях становления личностно-ориентированной парадигмы образования, находят отражение в научных трудах В.П. Беспалько, И.А. Зимней, С.И. Плаксия, В.А. Хуторского и многих других. Достаточно много работ посвящено исследованию различных аспектов развития личностных свойств в единстве с профессиональными навыками и умениями, например развитие социальной активности студентов [1], формирование коммуникативных качеств личности [2]. В профессиональном педагогическом образовании усиливается интерес к проблемам его эффективности, вопросам изменения его содержания и методам управления его развитием.
Необходимо отметить, что система профессиональной подготовки педагогов в своей сущности является образовательным процессом, имеющим определенную специфику в структурносодержательном и организационном плане. В соответствии с современными представлениями педагогическая система и реализующий ее учебный процесс представляют собой сложную многоэлементную и многоуровневую структуру, включающую личностный, целевой, содержательный, операционально-деятельностный, результативно-рефлексивный компоненты. Рассмотрим их более подробно.
Личностный компонент системы профессионального педагогического образования содержит совокупный субъект ее реализации и включает деятельность преподавателя и студентов. Эффективное его осуществление зависит от педагогического мастерства преподавателей вуза, уровня их психолого-педаго-гической и методической подготовки, проявления творческой инициативы при выборе содержания и технологий его организации, учета индивидуальных особенностей студентов. Одним из важнейших условий, содействующих повышению качества образовательного процесса, является готовность педагогического коллектива к реализации педагогической системы профессиональной подготовки педагогов, единство взглядов преподавателей на профессиональную подготовку педагогов, координацию педагогических действий в единой системе реализации и обеспечении ее качества.
Требования оптимизации системы профессиональной подготовки педагогов инициируют необходимость изменения позиции студента как основного субъекта данного процесса, проявление им активности и понимания ответственности за результаты учебы. В то же время анализ практики работы преподавателей педагогических вузов свидетельствует о наличии целого ряда затруднений в образовательном процессе у студентов: непонимание целей педагогического образования, собственных потребностей, недостаточное осознание индивидуальных особенностей развития, способностей, своего стиля учебы, неумение распределять учебное и свободное время, рационально планировать свою деятельность и др. Поэтому организация системы педагогической поддержки студентов должна включать комплексную программу решения обозначенных проблем: организацию тьюторской и кураторской поддержки, направленной на изучение каждой личности, ее направленности на педагогическую деятельность, анализ ценностных ориентаций студентов и их своевременную коррекцию, психолого-педагогическое консультирование студента, оказание поддержки в выборе индивидуального образовательного маршрута и др.
Целевой компонент системы профессиональной подготовки педагогов включает проектирование целей обучения, воспитания и образования в целом будущих специалистов. Современное педагогическое образование нацелено на обеспечение самоопределения студентов, создание условий для развития и самореализации личности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности, интеграции ее в системы мировой и национальной культур. В этой связи категория «профессиональная компетентность» рассматривается нами как интегральная характеристика качества реализации системы профессиональной подготовки педагога в вузе, организации образовательного и воспитательного процессов, развития, саморазвития, самоопределения студента.
Целью системы профессиональной подготовки педагога является развитие его личности, которая обладает совокупностью интегративных характеристик. Это, прежде всего, компетентный специалист с высокой общекультурной подготовкой, имеющий высокий уровень социально-личностных, общенаучных и специальных педагогических компетенций, предполагающих овладение студентом технологиями реализации педагогической деятельности.
В практике реализации системы профессиональной подготовки педагогов необходимо тщательное исследование рынка труда в сфере педагогической деятельности для компетентного выстраивания целей данного процесса, включающее:
- маркетинг рынка труда и рынка образовательных услуг (система маркетинговых исследований);
- систему взаимодействия с работодателями образовательной сферы как заказчиками и потребителями образовательных услуг;
- система взаимодействия со студентами как заказчиками и потребителями образовательных услуг.
Каждое направление включает два блока: исследовательский, необходимый для принятия решений внутри системы профессиональной подготовки; практико-ориентированный, направленный на учет потребностей внешней среды и формирование соответствующих компетенций у будущих специалистов в соответствии с социальным заказом со стороны работодателя и профессионального сообщества. Полученная аналитическая информация позволяет реализовать целостную систему практико-ори-ентированных мероприятий, в частности:
- допрофессиональную подготовку учащихся общеобразовательных школ к педагогической деятельности, направленную на осознанный выбор педагогической профессии, развитие адекватных представлений о ее специфике, формирование необходимых ключевых и личностных компетенций;
- проведение ежегодных конференций, круглых столов, семинаров с представителями образовательных организаций, где обсуждаются вопросы профессиональной подготовки студентов, итоговые результаты практики будущих специалистов на базе данных учреждений, необходимые коррективы образовательного процесса;
- мониторинг основных мотивов выбора профессии педагога студентами, удовлетворенности выпускников образовательными услугами, выявление причин и негативных тенденций снижения мотивации будущих специалистов, на этой основе принимается программа комплексных мер, направленная на повышение эффективности формирования и развития необходимых педагогу компетенций.
Содержательный компонент является системообразующим в системе профессиональной подготовке педагогов и включает разработку учебно-программных материалов (учебных программ, методических пособий и рекомендаций).
Стандартизация содержания образования определяется необходимостью создания единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень соответствующего образования, получаемого человеком в разных типах образовательных учреждениях. При составлении программ специальной педагогической подготовки студентов основное внимание должно уделяться идеям междисциплинарного, постоянно обновляющегося, целостного и гармоничного знания, необходимости ее взаимосвязи с общенаучной, общепрофессиональной подготовкой [3]. Интегрированные учебные планы и программы являются основными механизмами, обеспечивающими целостность образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к уровню подготовки педагогов.
Содержание программ учебных курсов, реализуемых в процессе подготовки педагогов, может состоять из двух взаимосвязанных компонентов:
- инвариантная компонента, представляющая собой теоретическое ядро курса, единое и обязательное для всех студентов, независимо от их специализации, включающая в основном общегосударственный стандарт по предмету;
- вариативная компонента, определяемая особенностями специализации студента, характером его интересов, потребностей в углубленной подготовке по определенному направлению педагогической деятельности.
Операционно-деятельностный компонент системы профессиональной подготовки педагогов направлен на выбор способов обучения и тесно связан с использованием дифференцированного подхода. По нашему мнению, общей целью дифференцированного подхода в образовательном процессе является подготовка личности к профессиональной деятельности в соответствии с задатками, склонностями и другими ее особенностями. Целесообразно выделение внешней и внутренней дифференциации системы профессиональной подготовки педагогов. Внешняя дифференциация определяется как образовательная
система, в которой дифференцируется содержание образования с учетом потребностей и реальных познавательных возможностей студентов. Ее сущность заключается в специализации обучения в соответствии с интересами, склонностями и способностями будущих специалистов с целью максимального их развития. Это проявляется в вариативности учебного плана, программ, а также в углубленном профильном обучении, разработке вариативных спецкурсов, факультативов.
Разделение обучения между отдельными студентами или их группами образует внутреннюю дифференциацию, предполагающую варьирование форм, методов и условий обучения, видов учебной деятельности, учебных заданий, характера и степени помощи со стороны преподавателя, т.е. применение таких форм и методов обучения, которые приводят студентов индивидуальными путями к одному и тому же уровню овладения материалом с учетом уровня сформированности профессиональной компетентности, личностных особенностей, а также особой системы взаимодействия между преподавателем и студентами. Организация образовательного процесса построена таким образом, что студенты, обучаясь по одной программе, имеют возможность освоить ее на различных уровнях, с углубленным изучением по выбранному направлению, но не ниже уровня обязательных требований установленных в ФГОС ВПО.
Реализация профессиональной подготовки студентов связана с применением различных технологий: информационных, объяснительно-иллюстративных, проблемного обучения, исследовательских. Выбор педагогической технологии основан на целях обучения и развития, подготовленности студентов к вос-
Библиографический список
приятию нового учебного материала, а также на анализе психо-лого-педагогических условий (психологического настроя студентов на учебный процесс, установки, мотивации, контакта с преподавателем и т.д.). Кроме того, технология определяется в связи с предметом изучения, спецификой науки. Таким образом, основным принципом определения технологии профессиональной подготовки педагога является системный подход к данному процессу.
Результативно-рефлексивный компонент системы профессиональной подготовки педагогов включает систему оценивания образовательных результатов, под которыми мы понимаем определенный уровень сформированности его профессиональной компетентности, находящей отражение в переходе от одного уровня развития на другой. Развитие системы рассматривается учеными как «изменение, но не количественное, а качественное (в отличие от роста, совершенствования и т.п.) и при том не любое, а только позитивное, т.е. изменившаяся система с новыми свойствами эффективнее, чем прежде выполняющая свои функции или приобретающая новые функции» [4, с. 136]. Это предполагает, что формирование студента как субъекта системы профессиональной подготовки может и должно быть направлено не только на организацию, но и на диагностику, преобразование себя в данном процессе.
Таким образом, реализация целостной системы профессиональной подготовки направлена на научное обоснование, непрерывное управление, технологическое обеспечение и практическую реализацию процесса формирования профессиональной компетентности будущего педагога.
1. Шанц, Е.А. Педагогические аспекты изучения вопросов социальной активности личности // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 4(68).
2. Лашкова, Л.Л. Компетентностный подход к процессу коммуникативного обучения в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5(17).
3. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996.
4. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2004.
Bibliography
1. Shanc, E.A. Pedagogicheskie aspektih izucheniya voprosov socialjnoyj aktivnosti lichnosti // Izvestiya Uraljskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - № 4(68).
2. Lashkova, L.L. Kompetentnostnihyj podkhod k processu kommunikativnogo obucheniya v pedagogicheskom vuze // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2009. - № 5(17).
3. Andreev, V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. - Kazanj, 1996.
4. Pedagogika professionaljnogo obrazovaniya / pod red. V.A. Slastenina. - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
УДК 378.16:159.9
Algaev A.N. METHOD OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE MOBILITY OF THE FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS. Author's method is aimed at the development of an important but so far little-studied, the quality of the teacher-psychologist - communicative mobility. Methods designed for two years and consists of a 3-stage process under which there are special pedagogical conditions: a) the use of heuristic role in the classroom dialogues between students, and b) the inclusion in the curriculum optional course “Acting skills”, and c) the introduction of a continuous passive practice students with an analysis of the positive and negative aspects of the observed communications. Approbation of a described technique allowed to capture the efficiency of the proposed pedagogical conditions, as well as the forms and methods of their implementation.
Key words: communicative mobility; future teacher-psychologist; pedagogical conditions of the communicative mobility's development.
А.Н. Алгаев, ст. преп. каф. педагогики и психологии Чеченского института
повышения квалификации работников образования, г. Грозный, Е-mail: [email protected]
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Авторская методика направлена на развитие важного, но до настоящего времени мало изученного качества педагога-психолога - коммуникативная мобильность. Методика рассчитана на два года и состоит из трех этапов, при реализации которых создаются специальные педагогические условия: а) использование на занятиях ролевых эвристических диалогов между студентами; б) включение в образовательную программу факультатива «Актёрское мастерство»; в) введение непрерывной пассивной практики студентов с анализом позитивных и негативных аспектов наблюдаемых коммуникаций. Апробация методики позволила зафиксировать эффективность предлагаемых педагогических условий, а также форм и методов их реализации.