основных курсов обучения, начиная от детского сада до педагогического вуза. Системно обоснованная типология танца позволяет увидеть социальные перспективы педагогических технологий танца и наметить действия, способствующие разработке и развитию жанров и типов, которые действительно необходимы в период глобальных проблем общества.
Авторские программы педагогических технологий танца. Базовый курс «Танец» (Региональный компонент). Специальность: 050 703. Дошкольная педагогика и психология (ДПиП) с дополнительной специальностью - иностранный язык - английский (20 ч. ауд. + 20 ч. самост. раб. = 40 ч.) 1 сем., зач.
Коррекционный танец. Специальность 050 715. Логопедия. (16 ч. ауд. + 16 ч. самост. раб. = 32 ч.) 7 сем., зач.
Коррекционный танец. Специальность 050 717. Специальная дошкольная педагогика и психология. (16 ч. ауд. + 16 ч. самост. раб. = 32 ч.) 2 сем., зач.
Коррекционный танец. Специальность 050 713. 031600.00. Сурдопедагогика с доп. спец. (36 ч. ауд. + 36 ч. самост. раб. = 72 ч.) 1 сем., зач.
Коррекционная ритмика. Специальность 050 717. Специальная дошкольная педагогика и психология. (36 ч. ауд. + 36 ч. самост. раб. = 72 ч.) 8 сем., зач.
Психолого-педагогический практикум «Телесность человека в культуре и искусстве». Специальность: 050 703 (48 ч. ауд. + 48 ч. самост. раб. = 96 ч.) 2 сем., зач.
Направление бакалавриата. Специальность 050 700 педагогика, профиль 03 «Игровые технологии в дошкольном образовании» со степенью Бакалавр педагогики. 1 семестр. 80 ч. (Лекции - 10 ч., лабораторные занятия - 20 ч., практические занятия -10 ч., самостоятельная работа - 40 ч.).
Формы реализации. Результаты полифункционального исследования танца (как компонента инновационной педагогики) рассматривают танец видом поведения и деятельности человека. Введение в НГПУ (с 1987 г.) в образовательный процесс игрового танца обеспечивает студентов основами инновацион-
Библиографический список
ных теоретических знаний, методическими разработками и рекомендациями, опытом практической танцевальной деятельности. Педагогическая практика студентов способствует совершенствованию двигательной активности детей, стимулирует развитие эмоционального и логического интеллекта, способствует ноосферному общению и социальной коммуникации.
Экспериментальные площадки, созданные в Новосибирске, Новосибирской области, Москве, других регионах Российской Федерации показывают только положительные результаты. Просьбы и предложения разных организаций о подготовке в НГПУ педагогов-психологов детского танца остаются пока не реализованными. Результаты фундаментального исследования танца как вида поведения и деятельности человека ориентированы, в частности, на внедрение танца в образовательном пространстве XXI века. Это особенно важно для образования детей дошкольного и начального школьного возраста и подготовки педаго-гов-психологов танца в системе образования, где народный танец© утверждается ценностью, созданной большой общностью людей в результате коллективного творчества на основе преемственности и традиций.
Выводы. Свобода деятельности в игровом танце обеспечивает эмоционально-телесное самовыражение детей как связь с окружающим миром. В этой деятельности ребенок уверен в поддержке педагога и успехе. В этом мы видим современный культурный смысл инновационных педагогических технологий [5]. Авторская программа «Развитие и гармонизация личности в игровом танце» развивает эти позиции, так как задачи Программы сформулированы на основе генезиса танца и его структуры. Цель Программы — стабилизация физического и психоэмоционального благополучия, улучшение межличностных отношений, адаптация и развитие адекватного отношения к себе и миру, повышение самооценки. Диагностика проводится методами биоэлек-трографической визуализации, методами психограмм самооценки детей в процессе танцевальной деятельности и другими способами.
Фомин, А.С. Танец в системе воспитания и образования: учеб. пособ. - Новосибирск, 2005. - Т. 1. Природа, теория и функции танца. Фомин, А.С. Кинезоведение как форма интеграции наук о движениях человека в сфере образования, оздоровления и культуры // Проблемы развития и интеграции науки, профессионального образования и права в третьем тысячелетии: материалы всерос. научн. конф. с межд. Участием / под общей ред. чл.-корр. МАН М.И. Ботова. - Красноярск, 2001.
Фомин, Д.А. Телесность человека в танцевальной деятельности как предмет изучения педагогикой, психологией, медициной / Д.А. Фомин, А.С. Фомин // Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании: материалы Третьей международной междисциплинарной научно-практич. конф. / под науч. ред. М.Г. Чухровой. - Новосибирск, 2012. Устюгов, Е.Д. Индивидуальное психофизическое развитие человека / Е.Д. Устюгов, О.В. Ендропов. - Новосибирск, 1999.
Паршукова, Г.Б. Инновационная педагогика: современный культурный смысл //Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 8.
Bibliography
Fomin, A.S. Tanec v sisteme vospitaniya i obrazovaniya: ucheb. posob. - Novosibirsk, 2005. - T. 1. Priroda, teoriya i funkcii tanca.
Fomin, A.S. Kinezovedenie kak forma integracii nauk o dvizheniyakh cheloveka v sfere obrazovaniya, ozdorovleniya i kuljturih // Problemih razvitiya i integracii nauki, professionaljnogo obrazovaniya i prava v tretjem tihsyacheletii: materialih vseros. nauchn. konf. s mezhd. Uchastiem / pod obtheyj red. chl.-korr. MAN M.I. Botova. - Krasnoyarsk, 2001.
Fomin, D.A. Telesnostj cheloveka v tancevaljnoyj deyateljnosti kak predmet izucheniya pedagogikoyj, psikhologieyj, medicinoyj / D.A. Fomin, A.S. Fomin // Psikhologo-pedagogicheskie tekhnologii v usloviyakh innovacionnihkh processov v medicine i obrazovanii: materialih Tretjeyj mezhdunarodnoyj mezhdisciplinarnoyj nauchno-praktich. konf. / pod nauch. red. M.G. Chukhrovoyj. - Novosibirsk, 2012.
Ustyugov, E.D. Individualjnoe psikhofizicheskoe razvitie cheloveka / E.D. Ustyugov, O.V. Endropov. - Novosibirsk, 1999.
Parshukova, G.B. Innovacionnaya pedagogika: sovremennihyj kuljturnihyj smihsl //Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2012. - № 8.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
з
з
УДК 37 Chukhrov A.S. PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT THE TECHNICAL UNIVERSITY. The paper analyzes the pedagogical conditions and factors of professional and personal formation of engineering students, justified principles of education of students with specific technical education.
Key words: students, youth, education, technical education.
А.С. Чухров, канд.тех.наук, доц. СибГУТИ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье анализируются педагогические условия и факторы профессионально-личностного становления студентов технического университета, обосновываются принципы воспитания студентов с учетом специфики технического образования.
Ключевые слова: студенческая молодежь, воспитание, техническое образование.
Стратегии в области воспитания определяются национальной Доктриной об образовании, принятой до 2025 года, и тесно связаны с проблемами развития российского общества. Сегодняшняя молодежь - это завтрашний день нашего общества, поэтому воспитанию молодежи уделяется особое внимание. Важнейшим субъектами воспитания молодежи всегда были и будут государство и его институты, затрагивающие большинство социально значимых сфер жизнедеятельности личности. Проблема воспитания современной студенческой молодежи, на наш взгляд, никогда не потеряет своей актуальности.
За последние четверть века можно выделить несколько периодов в процессе смены отношения Российского общества к проблеме воспитания. Первый период наблюдался в период перестройки в нашей стране, это было время отказа от воспитания и воспитательной работы под видом «отказа от прежних (старых) стереотипов» (1985 - 1990 гг.). Второй период - инерционный (1991 - 1995 гг.). И третий период - возвращение к воспитанию (с 1999 г.), когда вновь всплыл тезис о том, что воспитание
- это дело государственной важности, и была утверждена «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы» [1; 2]. Основной принцип данной программы заключается в следующем: «Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями». Таким образом, признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий. Стержнем воспитания считается формирование социально необходимых знаний и навыков профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся [3].
В техническом университете осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов инженерных профессий и ИТ-специальностей. Кроме высокого уровня знаний, предполагается, что университеты должны нести культуру, духовность, играть ведущую роль в воспитании молодежи. О таком значении университетов в жизни студентов говорит вся история развития университетов в мире.
Впервые система взглядов на роль университетов в обществе, на их гуманную и культурную миссию была изложена Д. Ньюменом в труде «Идея университета». По его мнению, целью университета является воспитание, а не просто передача знаний; университет должен не обучать, а «образовывать своих студентов», формировать у студентов «философскую привычку ума». Подобные мысли высказывал и немецкий ученый В. фон Гумбольдт. Он называл целью преподавания в университете обучение студентов самостоятельно мыслить, знакомство их с основными принципами научного исследования. Идеи значимости университета в процессе философского осмысления, воспитания духовности, передачи культуры, научной подготовки высказывали позднее многие известные ученые, выделяя основные социальные функции университета, такие как: передача культуры, обучение профессиям, организация научных исследований, подготовка новых ученых, изучение социальных проблем с целью определения способов их разрешения, философское осмысление достижений науки и техники, передача общепринятых и необходимых всем моральных убеждений и правил социального саморегулирования [4].
Студенческая молодежь имеет ряд особенностей. Современные студенты - это, прежде всего, молодежь в возрасте от 17 до 25 лет. Этот период И.А. Зимняя обозначает как «центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов» [3]. Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся, то есть овладевающий знаниями в рамках своей специальности». Учебная деятельность - ведущая деятельность для данной категории молодежи. Сегодня молодежь стала в основном, предметом изучения социологов (Б. Рубин, Ю. Колесников, М. Руткевич, И.М. Ильинский, В. Лисовский, С. Иконников, В. Журавлев, М. Титма и др.) и психологов (Б.Г. Ананьев. К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, С.Д. Столяренко, С.Д. Степанов и др.).
Реализуется воспитательный процесс через деятельность преподавателей вуза. По мнению многочисленных авторов, подобная деятельность предполагает воздействие преподавателя на студента в рамках реализации своих профессиональных функций. В техническом университете все внимание преподавателей направлено на процесс получения студентами качественного технического образования, на процесс становления
личности студента как будущего инженера и ИТ-специалиста. Поэтому техническое образование призвано решать два комплекса взаимосвязанных задач: содействие социально-ценному развитию личности и профессиональному становлению в избранной области деятельности. Воспитательные программы как часть подготовки специалистов-инженеров предполагают формирование таких значимых для профессионала личностных качеств, как высокая социальная адаптивность и мобильность, наличие критического мышления, коммуникативных умений и навыков, высокий уровень общей культуры личности. Вместе с тем, воспитание - это всегда формирование духовности, а знания и умения могут стать не только средством формирования отношения к жизни, но и средством организации собственной жизни. Воспитание - это процесс профессионального и личностного становления специалиста, включающий целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей и способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни.
При этом, каждый студент может и должен «свободно вносить в процесс познания и собственное поведение что-то свое» (В.М. Аллахвердов), поскольку «массовое творчество людьми своих способностей есть фундаментальный признак современного и будущего образования» (К.Я. Вазина). Официально заявленный ориентир на личностно-развивающее обучение подчеркивает ценность «субъектной активности» обучаемых (А. Г. Ас-молов, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий), «их инициативной активности» (В.А. Петровский), что стимулирует развитие и совершенствование профессиональных навыков.
В результате проведенных исследований нами были получены достаточно веские теоретические основания и эмпирические данные, свидетельствующие о необходимости разработки рекомендаций по созданию программ профессионально-личностного становления будущих специалистов в образовательном пространстве современного технического вуза [5].
В качестве основных направлений комплексной педагогической поддержки профессионально-личностного становления будущих технических специалистов выделены следующие:
- развитие мотивационно-деятельностных компонентов, обеспечивающих сбалансированность теоретической и практической подготовки специалистов, а также коррекция общей направленности их учебной деятельности;
- воспитание у современного студенчества экологического мышления, пропаганда такой системы ценностей, в основе которой была бы ценность человеческой популяции как таковой;
- развитие широко востребованных на рынке труда коммуникативных умений и навыков будущих технических специалистов, обеспечивающих высокий уровень их адаптивности в современной организационной среде;
- развитие интеллектуальных способностей и эмоционально-волевых качеств будущих специалистов, являющихся наиболее востребованными и значимыми в контексте специфики их профессиональной подготовки;
- воспитание не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность с такими сформированными качествами и свойствами личности, как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни.
В ходе выявления наиболее значимых факторов профессионально-личностного становления студентов технического университета мы пришли к выводу, что образовательное пространство вуза в целом определяет успешность их профессионально-личностного становления, и в целом способствуют созданию условий для полноценной реализации учебно-воспитательных взаимодействий между преподавателями и студентами. В воспитательном процессе в техническом университете, на наш взгляд, реализуются следующие группы задач.
Профессиональные:
• создание условий для профессионального самоопределения студентов;
• создание условий для развития профессиональных специальных умений и навыков студентов.
Социально-педагогические:
• создание условий для развития нравственного сознания, самосознания и мотивов личности студента;
• создание условий для формирования общей культуры студентов;
• создание условий для формирования здоровьесберегающего стиля поведения студентов;
Социально-психологические:
• создание условий для формирования социальной компетенции и максимально эффективной социальной адаптации студентов, как в процессе обучения, так и для дальнейшей жизни в обществе;
• создание условий для формирования благоприятного психологического климата в группах и коллективах вуза;
Основными принципами воспитания студентов технического университета мы считаем следующие:
• ориентация на общечеловеческие ценности и ценностные отношения:
• принцип целостности педагогического процесса и единства воспитательных воздействий: неразрывного профессионального и личностного воспитания; концентрации воспитания на развитии профессиональной, социальной и культурной компетентности личности;
Библиографический список
• принцип субъект-субъектного взаимодействия (педагогика сотрудничества);
• принцип эффективности социального взаимодействия и общественной направленности воспитания, связи воспитания с социальной и культурной жизнью.
Обобщая основные особенности воспитательного процесса в техническом университете можно сказать, что воспитание студентов вуза должно представлять собой процесс создания условий, способствующих формированию у студентов ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для саморазвития личности будущего инженера, определяющего климат в производственных коллективах. Специфика получаемого образования не всегда позволяет максимально тесно объединить процессы обучения и воспитания, однако к этому нужно стремиться.
1. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательные политики. - М., 1993.
2. Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи: материалы научно-практич. конф. «Теория и практика воспитательной работы в высшей школе». - Барнаул, 2000.
3. Контроль качества и оценки в образовании: материалы междунар. конф. - СПб., 2008.
4. Никитин, В.А. Идея образования, или содержание образовательной политики. - Киев, 2004.
5. Чухров, А.С. Условия и факторы профессионального становления студентов технических специальностей / Современное образование в Сибири: от кейс до ROWEB-технологии: материалы Международной научно-практ. конф. - Новосибирск, 2013.
Bibliography
1. Shadrikov, V.D. Filosofiya obrazovaniya i obrazovateljnihe politiki. - M., 199З.
2. Problemih i puti povihsheniya ehffektivnosti vospitaniya studencheskoyj i uchatheyjsya molodezhi: materialih nauchno-praktich. konf. «Teoriya i praktika vospitateljnoyj rabotih v vihssheyj shkole». - Barnaul, 2000.
3. Kontrolj kachestva i ocenki v obrazovanii: materialih mezhdunar. konf. - SPb., 2008.
4. Nikitin, V.A. Ideya obrazovaniya, ili soderzhanie obrazovateljnoyj politiki. - Kiev, 2004.
5. Chukhrov, A.S. Usloviya i faktorih professionaljnogo stanovleniya studentov tekhnicheskikh specialjnosteyj I Sovremennoe obrazovanie v Sibiri: ot keyjs do ROWEB-tekhnologii: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-prakt. konf. - Novosibirsk, 201З.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
УДК 159.923 StavAriel. PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS WITH A TENDENCY TO PEDOPHILIA. Investigate the structure of the individual patient with a tendency to pedophilia. Identified specific self-attitude, violations of social and psychological adjustment and antitsipaty consistency, high trait anxiety, dysfunctional interpersonal relationships, aggression.
Key words: sexual deviance, pedophilia, personality characteristics.
Став Ариэль, врач-психиатр, зав. факультетом усовершенствования врачей компании «MedicalDiamondInternational», Израиль, магистрант ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. педагогический университет», Е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СО СКЛОННОСТЬЮ К ПЕДОФИЛИИ
Исследована структура личности пациентов со склонностью к педофилии. Выявлено специфическое само-отношение, нарушения социально-психологической адаптации и антиципационной состоятельности, высокая личностная тревожность, дисфункциональные межличностные отношения, агрессивность.
Ключевые слова: сексуальные девиации, педофилия, личностные особенности.
Актуальность исследования проблемы сексуальных девиаций обусловлена несколькими причинами. В первую очередь, сексуальные девиации, и, в частности, педофилия, представляют собой нарушение сексуального предпочтения, которые нередко влекут негативные последствия как для их носителя, так и для окружающих. Сама личность с сексуальной девиацией нередко сталкивается с дезадаптацией. Осознание собственной инакости, отличия от большинства обуславливает неуверенность в себе, чувство неполноценности, нарушение социальных контактов.
При этом при ряде сексуальных девиаций негативные последствия распространяются на других людей. Например, в случае педофилии в сексуальные действия оказываются вовлечены дети, для которых такой опыт становится травмирующим.
Вопросы сексуальных девиаций сегодня представлены широким кругом медицинских и психологических исследований (З. Фрейд, В. Лейбин, В.А. Жмуров, Р Комер, В.Д. Менделевич, Д.Д. Еникеева, И.С. Кон, С. Збигнев, И.А. Мартынюк, А.Е. Личко, Т.В. Анафьянова и т.д.). Однако понимание природы этих рас-
стройств зачастую затруднено, а способы коррекции недостаточно эффективны [1; 2; 3]. Поэтому целью исследования было рассмотрение психологических условий и факторов формирования сексуальных девиаций на примере педофилии.
В исследовании приняли участие 42 испытуемых в возрасте от 26 до 49 лет, из них: испытуемые со склонностью к педофилии (диагноз по МКБ-10) - 21 чел.; испытуемые без сексуальных девиаций - 21 чел. Исследование носило констатирующий характер.
С целью определения структуры личности пациентов были использованы следующие психодиагностические тесты: методика изучения самоотношения РС. Пантелеева, тест антиципационной состоятельности В.Д. Менделевича, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, методика Т. Лири для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», опросник Баса и Дарки для диагностики состояния агрессии, шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера. Результаты проанализированы с использованием критерия Манна-Уитни. Расчеты произведены в программе Статистика 6.