Научная статья на тему 'Содержательные аспекты индивидуализированной работы со студентами в вузе'

Содержательные аспекты индивидуализированной работы со студентами в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INDIVIDUALIZED EDUCATION PROGRAM / PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / PERSONALIZED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митяева А. М.

В статье рассматриваются актуальные направления индивидуального подхода в работе со студентами бакалавриата и магистратуры. Особое внимание уделяется вопросам построения индивидуализированной программы воспитания, методам и формам ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBSTANTIAL ASPECTS OF INDIVIDUALIZED WORK WITH STUDENTS AT THE UNIVERSI

This article discusses the current trends in the individual approach in working with undergraduate and graduate students. Particular attention is paid to the construction of individualized education programs, methods and forms of its realization.

Текст научной работы на тему «Содержательные аспекты индивидуализированной работы со студентами в вузе»

УДК 364 иЭС 364

А.М. МИТЯЕВА A.M. MITIAEVA

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the De-

социального управления и конфликтологии, Орловский partment of Social Management and Conflict, OkI State государственный университет University E-mail:konflikt_@mail.ru E-mail:konflikt_@mail.ru

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗЕ

THE SUBSTANTIAL ASPECTS OF INDIVIDUALIZED WORK WITH STUDENTS AT THE UNIVERSITY

В статье рассматриваются актуальные направления индивидуального подхода в работе со студентами бакалавриата и магистратуры. Особое внимание уделяется вопросам построения индивидуализированной программы воспитания, методам и формам ее реализации.

Ключевые слова: индивидуальный подход, индивидуализированная программа воспитания, личностные качества, профессиональная компетентность.

This article discusses the current trends in the individual approach in working with undergraduate and graduate students. Particular attention is paid to the construction of individualized education programs, methods and forms of its realization.

Keywords: personalized, individualized education program, personal qualities, professional competence.

В образовательной деятельности студентов бакалавриата и магистратуры важно выявить индивидуальные способности обучающегося и в соответствии с ними предъявлять конкретные требования по овладению учебным материалом, подбирать соответствующие методы, приемы и средства обучения. Это предупредит возникновение напряженности в состоянии обучающегося из-за осознания невозможности достичь решения поставленных задач, положительно отразится на формировании его личности.

Поскольку профессиональная деятельность - один из главных факторов воспитания, то и управление ее овладением непосредственно влияет на формирование тех или иных качеств личности. Следовательно, учет индивидуальных особенностей личности при определении требований к качеству выполнения профессиональной деятельности позволит гармонизировать становление и развитие личностных качеств, способствовать формированию профессиональной компетентности выпускника бакалавриата и магистратуры.

Индивидуально-воспитательная работа является своеобразным продуктом применения принципа индивидуального подхода в воспитательной работе. Представляя собой, прежде всего, организационную сторону и включая конкретные формы воспитания (индивидуальная беседа, индивидуальное поручение, индивидуальное требование и др.), она, наряду с фронтальным и дифференцированным воспитанием, выступает одним из структурных элементов образовательного процесса в целом.

Под индивидуализацией воспитания понимают процесс реализации принципа индивидуального подхода в педагогической практике, включающего в себя

совокупность методов изучения и воспитания обучающегося, а также последовательность их применения. Иными словами, индивидуализация воспитания отражает, прежде всего, организационно-методическую сторону воспитательной работы.

При этом следует подчеркнуть, что индивидуализация воспитательной работы предусматривает учет индивидуальных особенностей личности бакалавра и магистра при оказании на нее любого педагогического воздействия воспитательного характера. В результате воспитательная работа приобретает новое качество -индивидуализированное воспитание. Его суть заключается в обязательном учете педагогом в проводимой воспитательной работе не только индивидуальных особенностей студента, но и других факторов, формирующих его личность.

Наиболее целесообразной в работе педагога при индивидуализации его воспитательного воздействия на студентов бакалавриата и магистратуры является опора на следующие структурные элементы: всестороннее изучение индивидуальных особенностей обучающихся и содержание объективных факторов, влияющих на формирование их личности; построение индивидуализированной программы воспитания в процессе обучения; реализация положений индивидуализированной программы воспитания в процессе обучения; анализ результатов воспитательного воздействия на студента и внесение корректив в индивидуализированную программу воспитания в ходе обучения.

Остановимся на более подробном анализе содержания каждого из предложенных элементов индивидуализации воспитания в многоуровневом образовании вуза.

Начальным этапом индивидуализации воспитания

© А.М. Митяева © A.M. Mitiaeva

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

в ходе образовательного процесса бакалавров и магистров является всестороннее изучение индивидуальных особенностей обучающихся и содержания объективных факторов, влияющих на формирование у них тех или иных свойств личности. Здесь, прежде всего, следует обратить внимание на уровень развития способностей студентов, отражающих соответствие их психологических и физиологических особенностей требованиям образовательной деятельности, от качества выполнения которой во многом зависит направление дальнейшего развития личности.

Следующим элементом, подлежащим обязательному изучению, является направленность личности студента, включающая в себя мотивы, цели и установки деятельности, ценностные ориентации и другие специализированные качества личности, определяющие общую ее устремленность на решение конкретной жизненной задачи.

Следует заметить, что специфика отдельных качеств личности предполагает применение строго определенного набора методов. Среди них можно выделить традиционные, уже закрепившиеся в практике педагогов (наблюдение, эксперимент, изучение результатов деятельности, анализ независимых характеристик и др.), и сравнительно новые, еще лишь предлагаемые для внедрения в практику.

Однако при изучении личности студента нельзя ограничиваться применением только лишь психолого-педагогических методов, т.к. современный специалист постоянно находится в коллективе, общаясь с коллегами или клиентами, на него действуют факторы социально-психологического характера, что обусловливает необходимость применения некоторых методов социальной психологии, социологии и, прежде всего, социометрической методики. Рассмотренный подход к обучению студентов в вузе соответствует современному пониманию факторов формирования и развития личности.

Следовательно, мы подошли к рассмотрению второго структурного элемента индивидуализации воспитания - к построению индивидуализированной программы воспитания. В ее основе - требования Конституции, законов, а также других документов, регламентирующих образовательную и трудовую деятельность в вузе, учитывающих индивидуальные особенности студентов бакалавриата и магистратуры, условия и обстановку в которой осуществляется их воспитание.

При составлении индивидуализированной программы воспитания можно руководствоваться общими правилами планирования индивидуально-воспитательной работы, предложенными В.П. Давыдовым, с незначительной корректировкой. В целом индивидуализированная программа включает: исходные данные о личности (биографические данные, уровень развития физиологических характеристик организма); психолого-педагогический диагноз (уровень развития основных психологических свойств личности обучаемого); программные цели воспитания (какие качества личности сформировать, какие развить); методы воспи-

тательного воздействия и взаимодействия; вероятные пути коррекции программы в зависимости от результатов воспитательного действия.

Следующий структурный элемент индивидуализации воспитательного процесса - реализация индивидуализированной программы воспитания. Здесь важно выделить методы индивидуализированного воспитания, его формы и направления индивидуализации основных факторов образовательной деятельности, оказывающих воспитательное воздействие на студента. Рассмотрим их содержание в предложенной последовательности.

В основе методов индивидуализированного воспитания лежат методы индивидуально-воспитательной работы: убеждение, упражнение, поощрение, пример, критика. Их анализ дан достаточно подробно в психолого-педагогических работах П.Н. Городова, Н.С. Кравчуна, А.С. Салюжного и др.

Формы индивидуализированного воспитания. Ведущей и наиболее результативной формой индивидуального воздействия является индивидуальная беседа. Она обладает огромным воспитательным потенциалом. Нигде так не раскрывается человек, как в беседе. Она проводится чаще в том случае, когда воспитуемому необходимо что-то разъяснить, предостеречь от ошибок, выяснить причину тех или иных поступков и др.

Однако для того, чтобы индивидуальная беседа сыграла свою воспитательную роль, она должна сочетаться с другими формами воспитания, прежде всего, с индивидуальными заданиями и поручениями. Они могут применяться как для формирования отдельных положительных свойств личности, так и в целях исправления недостатков в поведении, устранении отрицательных черт характера. Действенность этой формы зависит от умения воспитателя увидеть и использовать положительные качества личности обучающегося, а также основана на силе психологического эффекта, порожденного скрытым выражением веры в его силы и возможности.

Весьма результативной формой индивидуализированной воспитательной работы выступает контроль со стороны должностных лиц факультета за деятельностью и поведением студентов. В современной педагогической литературе для реализации в повседневной практике предлагается ряд других форм индивидуализированного воспитания (конкретная помощь, индивидуальные требования). В процессе воспитания на студента воздействует не только фактор педагогической деятельности преподавателя, но и объективные факторы. Здесь мы имеем в виду воспитательный эффект учебной, образовательной, профессиональной, социально-бытовой и других видов деятельности, рассмотрим возможности их индивидуализации.

Требования внутреннего распорядка вуза едины для всех. Однако и здесь необходимо исходить из того, что окружающая среда влияет на психологию человека не непосредственно, а преломляясь через его сознание. Следовательно, основное содержание индивидуализации воспитательного воздействия внутреннего распорядка вуза заключается в настройке и ориентации

студентов на положительное отношение к выполнению требований вуза в повседневной жизни.

Сфера межличностных контактов, которые пронизывают всю повседневную жизнь студента, должна привлекать пристальное внимание педагога. Именно здесь осуществляется индивидуальное влияние одного человека на другого, реализуется естественное стремление личности к общению, признанию и реализации в обществе. Преподавателю важно, опираясь на социометрическую методику, не только знать социометрические характеристики студентов, но и управлять характером складывающихся в нем взаимоотношений.

На воспитание личности оказывает влияние и тот смысловой фон, который создается средствами стенной печати, оформления вуза, мест проживания, учебных аудиторий и помещений факультета. Момент индивидуализации здесь возможен с двух позиций: в содержании нацеленности оформления, стенной печати на конкретного обучающегося и личном участии студента в создании плакатов, стендов, в выпуске стенной печати и т.д. Анализ результатов воспитательного воздействия вносит коррективы в программу воспитания. Динамичный характер становления и развития личности обусловливает ее постоянное развитие. Следовательно, для обеспечения наибольшей эффективности в воспитании, необходимо учитывать происходящие изменения с учетом максимальной объективности оценки.

Методика работы педагога в рамках этого струк-

турного элемента практически ничем не отличается от первого. Ее лейтмотивом также является изучение особенностей личности обучающегося, но уже после проведенного педагогического воздействия. И если в характеристике личностных свойств обучающегося произошли изменения любой направленности, необходимо немедленно отреагировать изменением в отношениях к нему. В противном случае воспитательное воздействие «зависнет», не ощутив соприкосновения с объектом воспитательного воздействия. После проведения необходимой коррекции воспитательного воздействия на обучающегося все рассмотренные этапы повторяются. В этом заключается постоянный характер индивидуализированного воспитания, взаимосвязь и взаимозависимость всех его структурных элементов осуществляется через контроль и коррекцию.

Таково основное содержание индивидуализации воспитания в процессе обучения. Опытные преподаватели уже при первой встрече со студентами начинают работать во всех структурных элементах одновременно. Эффективность воспитательной работы растет по мере расширения знаний, определении наиболее результативных форм и методов воспитания конкретного обучающегося, что позволяет наиболее успешно решать задачи по развитию у студентов бакалавриата и магистратуры личностных качеств, необходимых для формирования профессиональной компетентности.

Библиографический список

1. Митяева А.М. Индивидуализация образовательной деятельности студентов вузов. Монография. СПб. 2009. 210с

2. Митяева А.М. Развитие учебно-исследовательской компетентности студентов в двухуровневом образовании вуза. Монография. Орел. Орлик: 2010. 198 с.

References

1. MitiaevaA.M. Individualization of the educational activities of university students. Monograph. St. Petersburg. 2009. 210р

2. Mitiaeva A.M. Development of teaching and research competence of students in the two-level education institution. Monograph. Orel. Orlik: 2010. 198 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.