Научная статья на тему 'Технологии индивидуализированного обучения будущих специалистов социокультурного профиля'

Технологии индивидуализированного обучения будущих специалистов социокультурного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDIVIDUALIZED TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY / ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЕ / PRINCIPLES OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новожилова Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются сущностные характеристики, базовые принципы, условия реализации индивидуализированного обучения. Кроме того, раскрывается содержание технологий индивидуализированного обучения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article they are examined essential characteristics, base principles, the condition the realization of the individualized instruction. Furthermore, is revealed the content of the technologies of the individualized instruction.

Текст научной работы на тему «Технологии индивидуализированного обучения будущих специалистов социокультурного профиля»

2. См.: Блинова А. В. Становление ценностного отношения студентов социально-педагогического колледжа к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Блинова. - Петрозаводск, 2000; Иванова Л. К. Гуманистический ценностный потенциал вузовской учебно-производственной практики социальных педагогов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. К. Иванова. - Тамбов, 2002.

3. См.: Бойко Л. П. Формирование у школьников общечеловеческих ценностей в условиях функционирования социально-педагогической системы «Семья - школа -учреждения культуры»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05, Украина / Л. П. Бойко. - Киев, 1998; Буянкина Е. Г. Социально-культурная деятельность национальных общественных объединений по формированию ценностных ориентаций молодежи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Е. Г. Буянкина. - Барнаул, 2005; Ратанова Н. Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.06 / Н. Г. Ратанова. - М., 1998; Тонконогая Д. А. Социально-педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащихся в сфере семейной жизни: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Д. А. Тонконогая. -СПб., 1989; Хасанова Ч. Х. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в воспитательном пространстве городской микросреды: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ч. Х. Хасанова. - Казань, 2003.

4. См.: Бродский Ю. С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных воздействий (организационно-технологический аспект): дис. ... канд. пед. наук / Ю. С. Бродский - Екатеринбург, 1993; Жданов М. Е. Педагогизация внешкольной среды как условия повышения эффективности коммунистического воспитания учащихся: (Теория и практика): дис. ... канд. пед. наук / М. Е. Жданов. - М., 1997; Заец С. Г. Внеучебная деятельность как фактор педагогизации студенческого социума: дис. ... канд. пед. наук / С. Г. Заец. - Липецк, 2002; Зеленова Т. Г. Педагогизация среды в условиях села: дис. ... канд. пед. наук / Т. Г. Зеленова. - Ярославль, 1998.

5. См.: Липский И. А. Социальная педагогика как образовательный комплекс [Электронный ресурс] / И. А. Липский. - Режим доступа: Ьир://шшш.8ое1а1-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Pub1ic/SP-7.htm1

6. См.: Липский И. А. Социальная педагогика: методологический анализ / И. А. Лип-ский. - М.: Сфера, 2004. - 320 с.

Т. Н. Новожилова

ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

В статье рассматриваются сущностные характеристики, базовые принципы, условия реализации индивидуализированного обучения. Кроме того, раскрывается содержание технологий индивидуализированного обучения. Ключевые слова: образование в сфере культуры, индивидуализированное обучение, профессиональное образование, технологии, принципы и условия индивидуализированного обучение.

In the article they are examined essential characteristics, base principles, the condition the realization of the individualized instruction. Furthermore, is revealed the content of the technologies of the individualized instruction. Keywords: liberal education, individualized training, higher education, technology, principles of training.

Проблема индивидуализированного обучения имеет многовековую историю. Его исторической родиной являются Соединенные Штаты Америки.

Рассмотрение основных концепту-

альных идей индивидуализации высшего образования можно связать с развитием в США трех ведущих направлений:

- бихевиористической ориента-

ции (идеи Д. Брунера, В. Скиннера). Здесь предметом изучения является выражения внешнего поведения человека. Психологические основы бихевиоризма стали источником разработки персонализированной системы обучения в высшей школе США (Personalized System of Instruction). В данной системе один и тот же учебный материал подается различным способом и его изучение организуется с учетом индивидуальных особенностей студентов (2).

- гуманистической ориентации (идеи А. Комбса, А. Маслоу, Г. Олпор-та, К. Роджерса). В рамках этого направления личность студента рассматривается как целостное выражение его творческой потребности в самореализации, характеризуемой свободой в самовыражении, творческой деятельности, стремления в личностном росте, то есть как веер возможностей, самая важная из которых - становление человека, реализация его творческого потенциала. Под влиянием идей гуманистической психологии в системе образования вузов США возникли группы «открытого обучения»: студенты могут свободно определять свои научно-исследовательские интересы и в диалоге с преподавателями выражать различные точки зрения, критически анализировать научные позиции (2);

- когнитивное направление (школа Ж. Пиаже, идеи К. Левина, Э. Тол-мена, гештальтпсихологии). С этим направлением связано развитие кибернетического направления в теории обучения, а также теории когнитивной социологии и психологии управления, например теории социальной справедливости Г. Теджфела, показавших зависимость поведения индивида от его субъектных представлений (2). Представители данного направления связывают развитие индивидуальности в обучении с развитием мышления при информационном обмене.

В отличие от большинства российских университетов, где учебная программа жестко определена для всех студентов одной специальности, американские университеты не придерживаются единой, обязательной программы обучения. Определяя основные требования для получения степени бакалавра, университет предлагает студенту на выбор большое количество сравнительно небольших курсов из разных областей знаний, что, как считают американские методологи, способствует разностороннему развитию студента.

Следует сказать, что в отечественной педагогике индивидуализация обучения рассматривалась в основном в рамках принципа индивидуального подхода, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной схеме, учитывая их личностные и индивидуальные особенности.

В вузах культуры и искусств в силу специфики профессиональной подготовки специалистов (музыкантов, актеров, хореографов) большой объем учебных часов отводится на индивидуальные занятия, то есть индивидуальное обучение традиционно выступает как форма учебной работы со студентом. Несмотря на то, что эта форма уже сама по себе содержит скрытый развивающий студента потенциал, запустить его реализацию в «автоматическом режиме» невозможно. Для реализации индивидуализированного обучения необходим целый ряд условий, способствующих этому.

Итак, под индивидуализацией обучения понимается система многоуровневой подготовки специалистов, учитывающая индивидуальные особенности обучающихся, позволяющая избежать уравниловки, предоставляющая каждому возможность максимально раскрыть способности для получения

соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по:

- содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировать направленность получаемого образования. Эту возможность слушатель получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, в рамках целевой подготовки при использовании элективных дисциплин, а также в ходе научно-исследовательской деятельности слушателей;

— объёму учебного материала, что позволяет способным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях. Для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договоры о целевой подготовке, элективные дисциплины, работа в научном обществе. Этому служит введение многоуровневой системы подготовки специалистов — системы среднего и высшего образования, бакалавриата, магистратуры.

Ключевым в контексте индивидуализированного обучения является вопрос о роли самого учащегося в учебном процессе.

Теоретический анализ публикации позволяет утверждать, что само понятие «ориентация на учащегося» недостаточно разработано как в зарубежных, так и отечественных исследованиях (5, с. 44—54). Однако европейские вузы, как пишет координатор Европейской обсерватории качества У.—Д. Элерс, по крайней мере — в теории, полностью ориентированы на учащегося. Во всех официальных документах подчеркивается мысль об осознанно действующем учащемся, который самостоятельно развивает навыки и компетенции, а также о том, что цель образовательного учреждения — отвести учащемуся главную роль, так сказать «усадить его на место водителя»

(5, с. 44). Отечественные исследователи также обосновывают необходимость активной позиции учащегося в образовательном процессе.

Индивидуализация образования сегодня связывается с разработкой ряда принципов, ориентированных на создание условий для становления личности студента как грамотного специалиста и самостоятельного гражданина:

— принцип осознанной перспективы («сделай себя сам»), согласно которому каждый человек имеет возможность активно участвовать в собственном образовании, чем усиливается мотивация обучения и повышается эффективность усвоения знаний;

— принцип обогащения (пополнения) одинаковой для всех программы по двум направлениям: горизонтальному (знания расширяются) и вертикальному (знания углубляются). Этот принцип индивидуализации в педагогике США является ведущим (3). Так студенты получают возможность работать по программе, соответствующей их индивидуальным интересам и профессиональным намерениям;

— принцип свободного выбора и гибкости системы высшего образования, согласно которому содержание обучения и пути освоения знаний и приобретения профессиональных навыков соответствуют потребностям или уровню притязаний личности. В данном случае оправдывается система многоуровневого высшего образования, подразумевающая возможность изменения специализации или получения нескольких специальностей за период обучения в вузе;

— принцип индивидуального планирования, то есть планирование и проектирование учебного процесса осуществляется исходя из нормативов в расчете на одного учащегося;

— принцип индивидуальной ответственности учащегося и преподавателя

за свои достижения (внутренний самоконтроль вместо внешнего контроля);

- принцип динамичности, связанный со способностью системы высшего образования быстро реагировать при подготовке специалистов на изменения в экономике, информационном и образовательном пространстве;

- принцип преемственности заключается в единстве логической (внутренней) взаимосвязи учебных планов на всех уровнях обучения. Осуществляется в форме единого сквозного учебного плана;

- принцип конкурентности. Конкуренция различных учебных дисциплин (читаемых на кафедре, факультете или, в целом, в вузе). Наконец, конкуренция преподавателей, предлагающих различные учебные программы одной и той же учебной дисциплины;

- принцип индивидуального обучения, реализация которого приводит к возникновению между преподавателем и студентами атмосферы сотворчества, способствующей улучшению качества восприятия информации и выработке профессионального мастерства;

- принцип развития предполагает количественные и качественные новообразования в психической, личностной и профессиональной сфере будущего специалиста;

- принцип самостоятельности. В структуре каждой учебной дисциплины значительное время отводится на самостоятельную работу учащихся.

Однако в современной ситуации наблюдается и ряд противоречий:

- между необходимостью «усадить студента на водительское место» и реальным уровнем осознанности учащимся того, что действительно ему необходимо. Исследования показывают, что у большого числа абитуриентов и студентов не сформирована внутренняя мотивация на обучение. Многие поступают и продолжают

учиться, чтобы получить высшее образование, диплом, потому что надо где-то учиться и т.д. (4);

- между необходимостью учитывать индивидуальные интересы, способности учащихся и валидным диагностическим инструментарием, позволяющим их изучать. Видимо, для учета индивидуальных особенностей необходим банк диагностических методик и критерии для выявления и классификации этих особенностей;

- между необходимостью увеличивать долю самостоятельной работы студентов и реальным состоянием их учебной культурой, зачастую - ее отсутствием. Самостоятельная работа предполагает развитие особых качеств, необходимых студенту для ее осуществления. Совершенно очевидно, что индивидуализированное обучение невозможно без развития у студента учебной культуры в целом и навыков самостоятельной работы в частности.

Как известно, противоречие выступает движущей силой развития, поэтому очень важно их выявлять и вовремя осознавать для выбора верной стратегии движения.

Индивидуализированное обучение предполагает создание особых технологий обучения.

Технологию можно представить как алгоритм деятельности. Признаками педагогической технологии являются: цель, наличие диагностических средств, закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать педагогический процесс, система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей, средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся. Педагогическую технологию отличают две наиболее важные черты:

1) гарантированность - построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достиже-

ние поставленных целей;

2) алгоритмизация процесса взаимодействия преподавателя и учащихся.

Как уже было сказано выше, для реализации проекта индивидуализированного обучения недостаточно доброй воли педагога, необходима реализация особых условий. Среди них обучение студента самостоятельной работе. Именно поэтому технологии следует выделить в несколько групп.

В первую группу входят технологии, направленные на развитие культуры учебной деятельности, без которой в настоящее время успешное обучение невозможно. К таким технологиям отнесем те, которые позволяют обучить учащегося постановке личностных и учебных целей, планированию учебной деятельности, обобщению, выделению главного, рефлексии и т.д. Ведь учебная культура необходима не только для работы по предметам общенаучного цикла, но также и по специальным предметам (4).

Во вторую группу входят технологии, которые позволяют студентам развивать не только психические процессы и личностные качества, но и профессиональные способности. К таким технологиям отнесем саморецензирование, рецензирование, аннотирование созданного учебного (в том числе и художественного) продукта, оппонирование выступлению сокурсников на семинаре, концерте, конференции; обучение созданию проекта с последующей защитой и т.д.

Третью группу составляют технологии программированного обучения и специальные технологии, такие, например, как «План Келлера», основанный на индивидуализации обучения по времени и объёму, что дает возможность способным слушателям более глубоко изучить предмет, пока менее способные или более медлительные изучают обязательный материал. Тех-

нология «План Келлера» позволяет корректировать время усвоения, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями слушателя. Конечно, применение технологий программированного обучения или технологий по типу «Плана Келлера» требуют внедрения новых информационных технологий в обучение, а также освоение преподавателями путей создания учебного ресурса нового типа по своей дисциплине.

Широкий целевой арсенал содержат так называемые Мастер-технологии (Е. С. Дорощук). Понятие «Мастер-технологии» объединяет в себе комплекс авторских технологий, выработанных в результате педагогической и профессионально-творческой деятельности Педагога-Мастера и совместной учебно-образовательной деятельности Педагога-Мастера и студента. Ключевой фигурой Мастер-технологии является фигура Педагога-Мастера. Личность Педагога-Мастера характеризуется в двух аспектах. Первый аспект — функционально-ролевой, основанный на определении и выполнении тех или иных учительских функций и ролей, ставших необходимыми в системе профессионального обучения и саморазвития студентов. Второй аспект — экзистенциальный, выражающийся в тех установках, которые он сам для себя определяет ведущими и которые, в свою очередь, определяют его в системе профессионального обучения и саморазвития студентов (1).

Представим варианты модифицированных Мастер-технологий, которые можно использовать как в индивидуальном классе работы (с музыкантами, хореографами, режиссерами праздников и массовых представлений, актерами и др.), так и на групповых занятиях табл.1.

Таблица 1

Мастер-технологии в профессиональном обучении студентов в вузах культуры и искусств

Мастерские в обучении студентов Цель использования технологии в системе индивидуализации профессионального обучения студентов Сущностные характеристики технологии Методы и подходы к использованию технологии в системе индивидуализации профессионального обучения студентов

Проблемные мастерские Развитие учебно-профессиональной самостоятельности студентов Последовательная постановка познавательных задач, решая которые студенты осваивают объем учебного материала Познавательные задачи - мастер-задачи; проблемно-поисковые методы обучения

Модульные мастерские Приспособление процесса обучения к индивидуальным потребностям личности студента в соответствии с базовыми знаниями личности и уровнем ее подготовки Формирование индивидуальных учебных программ, обеспечение доступа студентов к данным программам, внедрение дистанционных программ и управление самостоятельной работой студента в рамках такого рода программ Индивидуальный темп обучения, план Келлера, проблемные профессионально-творческие мастерские

Мастер- развивающее обучение Развитие личности студента и ее профес-сионально-творчес-ких способностей Учет потенциальных возможностей студента реализация этих возможностей в процессе обучения Вовлечение студентов в различные виды учебно-профессиональной и профессионально-творческой деятельности

Мастер- дифференцированное обучение Создание творческих оптимальных условий в мастерской для развития профессиональных интересов и способностей студента Формирование различных уровней сложности содержания для усвоения программного материала Методы индивидуального обучения

Индивидуальная траектория обучения Создание индивидуальной программы обучения Учет потенциальных возможностей и актуальных образовательных потребностей студента Индивидуальный темп обучения, консультативное сопровождение; методы самообучения

Как видим, все виды Мастер-технологий основываются на идеях гуманной психологии, личностно-ориенти-рованного и развивающего обучения, которые невозможно осуществить без активности самого учащегося.

Таким образом, для реализации индивидуализированного обучения необходим целый ряд организационных и психолого-педагогических условий, которые позволили бы комплексно решать проблему. К таким условиям, по крайней мере, относятся следующие:

— наличие многоуровневой подготовки в вузе;

— изменение соотношений: обучение — учение, то есть доминанта внеш-

него воздействия, направляющая и формирующая сила преподавателя должна уступить место субъектности учащегося, основанной на мотивированном саморазвитии;

— повышение материально-технической и информационной оснащенности учебного процесса;

— повышение психолого-педагогической и информационной культуры преподавателей, что позволит усилить конкурентоспособность каждого;

— разработка и освоение технологий по созданию индивидуализированных программ обучения студентов разной направленности и уровня сложности.

Примечания

1. Дорощук Е. С. Педагогические технологии системно-целевой индивидуализации профессионального обучения и саморазвития культуры творчества студентов-журналистов / Е. С. Дорощук // Ученые записки Казанского государственного университета. — 2007. — Том 149, кн. Гуманитарные науки. — С. 110—122.

2. Елманова В. К. Высшее образование за рубежом / В. К. Елманова. — М.: МГУ, 1989. — 50 с.

3. Захарова А. П. Становление и развитие системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в США: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. П. Захарова. — М.: МГУ, 1995.

4. Новожилова Т. Н. Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности / Т. Н. Новожилова; СГАКИ. — Самара, 2008. — 118 с.

5. Элерс У.—Д. О повышении грамотности в вопросах качества в сфере е^еагп^ / У.—Д. Элерс // Высшее образование в России. — 2006. — № 12. — С. 43—54.

Л. В. Косогорова

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ИНТЕГРАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В статье рассматриваются проблемы проектирования интегративного образовательного пространства средствами искусств в вузе. Обобщается и систематизируется опыт ведущих российских и зарубежных исследователей. Обосновывается необходимость использования в вузах современных методов и технологий интеграции средствами искусств и намечаются пути их реализации. Ключевые слова: образование в сфере культуры, интеграция, развитие, компетенция, модель.

The article focuses on the problem concerning the development of integrative educational sphere in universities by means of Arts. The experience of Russian and foreign key researchers is summarized and systematized. The article gives proof of the necessity to use modern techniques of integration under university conditions by means of Arts and outlines methods of their solution. Keywords: liberal education, integration, development, competence, models.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.