Научная статья на тему 'Конструирование технологии индивидуализированного обучения'

Конструирование технологии индивидуализированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1774
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА / СИСТЕМА ЗАДАЧ / МАТРИЦА УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровских Татьяна Анатольевна

Обосновывается необходимость использования в школе образовательной технологии, учитывающей уровень обучаемости и обученности учащихся. Раскрывается понятие технологии индивидуализированного обучения. Обоснованы требования к технологии индивидуализированного обучения и ее структура. Раскрывается задачи и механизм конструирования педагогической технологии, основанной на учете индивидуальных различий учащихся. Представлена концептуальная модель технологии индивидуализированного обучения, раскрыты дидактические основы и показаны элементы педагогической техники, адекватные индивидуальному подходу к обучению. Описана система контроля и учета индивидуальных особенностей и достижений учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструирование технологии индивидуализированного обучения»

4. Лешер, О. В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи [Текст]: теория и практика: дис. д-ра пед. наук. О. В. Лешер - Челяб. гос. ун-т. - Челя-бинск,1997. - 289 с.

5. Найн, А. Я. Программа и методика исследования проблемы «Основы концепции интерсоциального образования» [Текст] / А. Я. Найн - Челябинск: ЧГИФК, 1992. - 80 с.

6. Педагогика [Текст] / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. -608 с.

7. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций [Текст] /В. В. Сафонова. - Воронеж: ИСТОКИ, 1996. - 237 с.

8. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. С. Селиванов; под ред. В. А. Сластенина. - 3-е Изд., испр. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. -336 с.

9. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -192 с.

10. Философский словарь [Текст] / Под. ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 559 с.

11. Штофф, В. А. Моделирование и философия [Текст] / В. А. Штофф. - М.: Наука, 1966. - 301 с.

УДК 373.1

Боровских Татьяна Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры неорганичекой химии и методики преподавания химии МПГУ, Tabor911@yandex.ru, Москва

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Borovskikh Tatyana Anatolyevna

Candidate of pedagogical science, docent Moscow State Pedagogical University. Department oflnorganic Chemistry andMethods ofTeaching Chemistry, Tabor911@yandex.ru, Moscow

DESIGN OF INDIVIDUALIZED TEACHING TECHNOLOGY

Понятие технологии в последние годы стало едва ли не самым часто употребляемым педагогическим термином. Создается впечатление, что российская педагогическая наука и система образования вступили в новую технологическую эпоху. Действительно, сегодня в практике школ получили распространение различные педагогические технологии, целью которых является максимальная индивидуализация обучения. Среди них модульно-рейтин-

говая технология обучения, технология естественного обучения, технология интегрированного обучения, индивидуальная технология обучения, технология программированного обучения, технология уровневой дифференциации и пр.

Вслед за Б. Т. Лихачевым [7] мы считаем, что предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителя и учащихся, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения, с использованием различных технических средств. В результате этого достигается устойчивый позитивный результат в усвоении учащимися знаний, умений и навыков. Технологическая схема образовательного процесса состоит из воспроизводимого обучающего цикла, который включает в себя обратную связь, диагностику, коррекцию и рефлексию.

Однако большая часть существующих образовательных технологий, даже позиционируемых как личностно-ориентированные, являются по существу информационно-перцептивными и базируются на объяснительно-иллюстративном методе обучения. По нашему мнению, большинство этих технологий имеет многочисленные сходства с традиционным способом обучения: это и сходные структурные элементы учебных занятий, и доминирующий учебный стиль учителя, выбирающего технологию, и запоминание как основа для формирования знаний, и выстраивание процесса обучения в большинстве случаев без учета индивидуальных познавательных предпочтений и возможностей ученика [4].

Для осуществления эффективного образовательного процесса необходима такая современная педагогическая технология, в рамках которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Сформулируем основные требования к технологии индивидуализиро ного обучения [5].

1. Основная цель любой педагогической технологии - развитие ребенка. Развитие, как известно, должно исходить из достигнутого уровня, однако у школьников одной возрастной группы этот уровень различен. Поэтому очевидна необходимость выявления и учета уровня развития учащегося. Под уровнем развития учащегося следует понимать - обучаемость (предпосылки к учению), скорость усвоения (показатель темпа запоминания и обобщения -критериями последнего можно принять количество выполненных заданий необходимых для возникновения обобщений и экономность мышления [6]. Кроме общих умственных способностей в учебной работе проявляются специальные способности и одаренность детей.

2. Важнейшим среди прочих факторов, стимулирующих ученика к учебной деятельности, является учебная мотивация, которая определяется как «направленность учащегося к различным сторонам учебной деятельности» [8]. Отсюда возникает требование учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации. Познавательные интересы в процессе обучения

необходимо учитывать с двух точек зрения: 1) побуждение интереса к учебной работе для повышения мотивации; 2) учет уже сложившихся индивидуализированных интересов и формирование новых.

3. Никакая внешне предлагаемая информация, не может стать внутренней для обучающегося, если у него нет соответствующей мотивации. Но отсутствие необходимой информации, которая соответствовала бы реально происходящим внутренним процессам ученика, тормозит его развитие. Таким образом, возникает требование учетауровня обученностиучащихся.

4. Признавая индивидуальность личности учащегося, нельзя не признать за ним и права на реализацию в учебной деятельности собственных познавательных стратегий, поэтому при конструировании технологии индивидуализированного обучения требуется согласовывать нормативные и личностные познавательные стратегии, индивидуальные механизмы и способы познания.

5. Развивающее обучение достигается с помощью индивидуализации учебной работы. Формы и методы, применяемые при организации обучения в технологии индивидуализированного обучения, должны способствовать индивидуализации учебной деятельности.

6. Организация индивидуальной учебной деятельности требует разработки специальных средств обучении - развивающие задания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и формировать рациональные умения умственного труда.

7. Кроме того, необходимо соблюдать еще одно универсальное условие -развиваемый субъект должен быть включен в активную деятельность и общение. Это требование вытекает из того обстоятельства, что ученик в учебном процессе не только объект, но и субъект процесса собственного учения. Эффективность обучения зависит не только от характера предъявленных заданий, но, прежде всего, и от познавательной активности учащегося. Таким образом, активность как состояние учащегося - предпосылка всей его учебной деятельности, а значит, и общего умственного развития.

Изучение особенностей личности, особенностей мотивации учащихся заставляет использовать адекватные методы и средства обучения, включать учащихся в активную познавательную деятельность, что, в конечном итоге, позволит эффективно работать с теми из них, чей интерес в изучении химии невелик, а также реализовать желание сильных и заинтересованных учащихся быстрее и глубже продвинуться в образовании.

В процессе конструирования технологического процесса решается ряд задач образовательного процесса: 1) обработка и структурирование предметного содержания, планирование информационных потоков; 2) исследование, развитие и коррекция развития индивидуальности; 3) формирование системы управления деятельностью учеников.

Любая образовательная технология обязательно включает в себя следующие структурные элементы: 1) представление планируемых результатов обучения; 2) средства диагностики состояния обучаемых и прогнозирова-

ния их ближайшего развития; 3) множество моделей обучения и 4) критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.

В системах индивидуализированного обучения признаётся целесообразность многопрофильного и многоуровневого планирования результатов обучения. Это приводит к проектированию образовательного процесса на основе учета индивидуальных особенностей учащихся и разработке соответствующих технологий. Планирование результатов обучения может осуществляться через систему педагогических целей или систему задач. Та же система задач может служить одновременно и средством диагностики достижения планируемых результатов.

Под моделью бучения будем понимать систему, состоящую из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде [2].

Дидактическая основа модели обучения состоит из метода обучения и организационной формы, в которой он реализован, а педагогическая техника объединяет средства и приёмы, непосредственно используемые в учебном процессе. При этом средства обучения составляют единый комплекс и неотъемлемый компонент модели обучения (рис.).

Модель педагогической технологии индивидуализированного обучения

Также как и традиционная методика обучения, образовательная технология индивидуализированного обучения включает в себя следующие этапы:

1 этап - актуализация знаний;

2 этап - изучения нового материала крупным блоком;

3 этап - закрепление знаний об обязательных элементах содержания, определяемых Государственным стандартом (доведение до автоматизма умения решать типовые задачи);

4 этап - расширение и/или углубление изучаемого материала;

5 этап - развивающее дифференцированное закрепление для закрепления знаний и умений учащегося разного уровня;

6 этап - обобщающее повторение, контроль и индивидуальная коррекция знаний и умений.

Отличительной особенностью технологии индивидуализированного обучения является, во-первых, непрерывный мониторинг успешности учащихся, который и позволяет осуществлять учет их индивидуальных особенностей, во-вторых, предпочтение коллективным и фронтальным формам организации учебной деятельности индивидуальную самостоятельную работу и работу учащихся в малых группах, в-третьих, скрупулезный учет индивидуальных достижений учащихся в виде рейтинга, накопительной оценки, портфолио и т. п.

Системный подход лежит в основе любой педагогической технологии. Вершиной всякой системы является цель, которая должна быть, как отмечает [1], диагностична (проверяема и измеряема), реальна, конструктивна.

При конструировании технологического процесса индивидуализированного обучения необходимо учитывать, что цели задаются через планируемые результаты, а, значит, в единстве должны рассматриваться планирование результатов обучения и дифференциация образовательного процесса.

Содержание образовательных уровней определяется Государственным стандартом и по-разному определяется для разных профилей. В разработках по профильной дифференциации преобладают трёхуровневые структуры, в которых рассматриваются три типа содержания образования, называемые общекультурным, прикладным и профессиональным. Для профильной дифференциации в учебном плане существует инвариантная составляющая. Наряду с разными типами содержания (профильная дифференциация) нужно учитывать и разные степени сложности одного и того же учебного материала (уровневая дифференциация). Здесь также целесообразна трехуровневая система планирования результатов, потому что образовательный процесс Российской школы традиционно строится в соответствии с теорией Л. С. Выготского, классифицирующего учебную деятельность как репродуктивную, реконструктивную, и вариативную, и П. Я. Гальперина, в которой тоже рассматривается три типа ориентировочной основы деятельности.

Способ планирования результатов обучения реализуется через конкретные умения, и систему познавательных задач. Это тоже позволяет решить и проблему индивидуализации обучения, которую можно рассматривать как процесс последовательного решения системы целесообразно подобранных задач.

Системой задач называют совокупность заданий, удовлетворяющую требованиям полноты, связности, возрастания трудности, целевой ориентации, целевой достаточности и психологической комфортности [3].

В соответствии с дидактическими принципами в учебном процессе выделяются шесть постоянных элементов: 1) организация деятельности;

2) повторение; 3) изучение нового материала; 4) закрепление; 5) контроль; 6) коррекция.

В каждом элементе происходит взаимодействие учеников с обучающей системой, требующее в свою очередь управления процессом. Такое взаимодействие можно представить информационными потоками. В системе индивидуализированного обучения предпочтительны самостоятельная работа учащихся, тогда ученики выступают субъектами учения, а информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены вовне, и работа в малых группах, где информационные потоки двусторонние, ученик выступает в субъектно-объектном отношении относительно обучающей системы.

Способы взаимодействия и управления должны быть положены в основу формирования системы уроков в образовательной технологии. Также как и В. В. Гузеев [3], мы считаем, что типология уроков должна соответствовать ведущим дидактическим целям, которым отвечают обозначенные шесть элементов учебного процесса. Отсюда шесть типов урока: организационный; повторения; изучения нового материала; закрепления; контроля; коррекции. Типичный для традиционной методики «комбинированный урок» в технологии индивидуализированного обучения не целесообразен, как не имеющий логической целостности.

Так как каждый урок в педагогической технологии должен иметь единственную дидактическую цель, то основным учебным периодом оказывается не единичный урок, а блок уроков, т. е. множество уроков для изучения относительно автономной темы учебного курса, каждый из которых будет решать свою дидактическую задачу. При конструировании блока уроков следует также учитывать и то, что в рамках одного урока поставленная задача может оказаться нерешенной. Тогда требуется несколько однотипных уроков, преследующих одну дидактическую цель. Таким образом, структура блока уроков может оказаться как линейной, так и разветвленной.

Процесс управления учебной деятельностью определяется, прежде всего, организационной формой, в которую обличена данная деятельность. Поскольку речь в нашем случае идет о технологии индивидуализированного обучения, то наиболее предпочтительными формами являются самостоятельная работа и работа в малых группах. Самостоятельную работу можно рассматривать и как тип деятельности (в этом смысле самостоятельную работу детально исследовал и классифицировал П. И. Пидкасистый) [9] и как форму организации урока, представляющую собой индивидуальный практикум (признаком самостоятельной работы является отсутствие непосредственного управления деятельностью учеников со стороны учителя).

Однако, ведущая деятельность и ведущие потребности подростков (а это, прежде всего, потребность в общении), реализуются в основном через групповые формы поэтому групповое обучение должно занять в нашей технологии значимое место.

Организация временных малых групп может исходить из двух вариантов: без учёта уровневых достижений учащихся (возможно, с опорой на их общую учебную успешность) и с учётом ситуативных уровневых достижений. Первый вариант хорошо изучен в психологии и педагогике. На этой основе построены практически все имеющиеся групповые технологии. Но часто возникают ситуации, в которых существует необходимость построения групп с учётом актуально достигнутых учениками уровней планируемых результатов обучения.

Управление работой такой разноуровневой группы должно строиться по следующим правилам [3]:

- Группы формируются в соответствии с результатами контроля уровневых достижений и применяются на уроках закрепления.

- Группы создаются на короткое время, равное времени работы над задачей.

- По истечении отведённого времени группа отчитывается о своей деятельности. Важна субъективная эффективность группы, поэтому факт решения или не решения задачи роли не играет.

- Наиболее эффективная форма отчёта - «публичная защита». Не применяется для групп, уровень задач которых ниже или выше уровня задач класса.

- От группы отчитывается один представитель. Он назначается учителем в момент начала отчёта. Иногда для создания ситуации успеха отдельным ученикам представитель группы может выставляться группой.

- Оценка, полученная представителем группы при отчете, ставится всем членам группы.

Место и роль групповой деятельности - важная характеристика образовательной технологии.

Для успешного управления деятельностью учеников в технологии индивидуализированного обучения и планирования организационной структуры и содержания уроков необходимо организовать непрерывную обратную связь, получение своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика.

Для диагностики текущего состояния обучаемых применяется жесткая система промежуточного и выходного контроля учебного периода. Предпочтительна комбинация рейтинговой и дескриптивной знаковой оценочных шкал.

Для фиксации результатов должна выстраиваться матрица контроля, отражающая динамику развития учеников. Такая информация позволяет планировать состав групп для организации деятельности учащихся на уроках закрепления и систематизации знаний и подбирать систему задач в зависимости от хода учебного процесса.

В технологии индивидуализированного обучения каждый ученик должен иметь своё место в плане урока. Отсутствие ученика на уроке вынуждает

учителя перестраивать план, иначе организовывать коммуникации и взаимодействие участников учебного процесса.

Функции учителя в технологии индивидуализированного обучения весьма разнообразны - он и организатор самостоятельной деятельности учащихся, и экспериментатор, и участник совместной исследовательской деятельности. Кроме того учитель должен осуществлять диагностику индивидуальности и результатов деятельности учащихся с учетом характера выбранной модели педагогической системы Учитель при необходимости должен переходить от использования одной модели обучения к другой и уметь анализировать процесс и продолжать работу, внося в организацию деятельности необходимые поправки (рефлексия). Педагог должен владеть способами применения вновь разработанных средств обучения и всей учебно-материальной базы.

Педагог, работающей в технологии индивидуализированного обучения должен понимать, что организация деятельности учащихся не должна быть в ущерб здоровью учеников и собственному здоровью. Внедрение новой технологии - по объективным и субъективным причинам - может вызывать на практике конфликты, но педагогическая этика, требования гуманистической педагогики и психологии ориентируют учителя на поступки в духе терпимости, организацию эффективного общения. Технология индивидуализированного обучения - это пример так называемой бесконфликтной, или толерантной, педагогики. Педагог, наделенный такими характерными чертами, способен при использовании нетрадиционных педагогических технологий эффективно решать проблемы гуманистической концепции образования.

Библиографический список

1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько -М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Гузеев, В. В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС [Текст] / В. В. Гузеев - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 208 с.

3. Гузеев, В. В. Интегральная образовательная технология [Текст] / В. В. Гузеев -М.: Знание, 1999 (Серия «Системные основания образовательных технологий»)

4. Боровских, Т. А. Формирование когнитивных стратегий у учащихся -основа индивидуализации процесса обучения химии в школе [Текст] // Свиридов-ские чтения: сб. ст. вып. ч/редкол.: Т. Н. Воробьева С. 24 (отв. Ред.) (и др.). - Минск: БГУ, 2008. - С. 332-338

5. Боровских, Т. А. Индивидуализированные технологии обучения химии. Лекция [Текст] / Т. А. Бордовских // Издательский дом «Первое сентября» приложение «Химия» № 20 от 16-31 октября 2006. - С. 3-11

6. Калмыкова, 3. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики [Текст] / З. И. Калмыкова // В кн.: Проблемы диагностики умственного развития учащихся. Под ред. З. И. Калмыкова - М.: Просвещение, 1975. - 206 с.

7. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст] / Б. Т. Лихачев - М.: Прометей, 1993;

8. Маркова, А. К. Психология обучения подростка [Текст] / А. К. Маркова -М.: Спутник, 1975. - 177 с.

9. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П. И. Пидкасистый - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

УДК 371

Лыюрова Надежда Валентиновна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Астраханского института повышения квалификации и переподготовки, lyurova-nv@mail.ru, Астрахань

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПЕДАГОГА

Lyurova Nadejda Valentinovna

Candidate of pedagogical sciences, Astrakhan Service Teachers Training Institute, lyurova-nv@mail.ru, Astrakhan

DESIGNING OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY AS THE RATING OF THE TEACHER S PROFESSIONAL MATURITY

Профессиональное становление педагога - сложный многоуровневый процесс, включающий в себя несколько стадий. Каждый уровень характеризуется особым состоянием профессионального самосознания и мастерства педагога. По мнению А. К. Марковой в своем развитии педагог проходит ряд этапов: от уровня вхождения в профессию до уровня профессионального мастерства, педагогического творчества. Исследователи определяют различные критерии профессиональной зрелости педагога. В качестве одного из критериев, по нашему мнению, может выступать умение педагогом конструировать свою педагогическую технологию.

Конструирование педагогической технологии - сложный процесс, который требует глубоких знаний педагогики и психологии, умения осуществлять исследовательскую деятельность, большого опыта работы со школьниками. В настоящее время важной характеристикой качества обучения становится компетентность личности, ее конкурентоспособность на рынке труда и самореализация в профессиональной, личной и социальной сферах жизни.

Следовательно, продуктивным будет то обучение, в результате которого ученик получит не только знания и умения (что само по себе является важным и необходимым), но и овладеет механизмами социализации, адаптации, выживания и, что на наш взгляд самое важное, - механизмами самореализации. По мнению ученых, придерживающихся гуманистического направления в психологии и педагогике, самореализация - то, что движет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.