Научная статья на тему 'Индивидуализация обучения как психологопедагогическая проблема'

Индивидуализация обучения как психологопедагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9552
1220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПОВЫШЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION / INDEPENDENT WORK / IMPROVING SCHOOL RESULTS / INDIVIDUAL APPROACH / INDIVIDUALITY / EFFECTIVE TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хубиева Фатима Магометовна

В статье говорится об индивидуализации обучения как психолого-педагогической проблеме, которая призвана создать условия для раскрытия и развития творческих и индивидуальных способностей учащихся, повысить успеваемость, активизировать саморазвитие, углубить знания, расширить учебные возможности каждого. На основе теоретического анализа философской, психологической и педагогической литературы уточнена сущность понятия «индивидуализации обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about the individualization of education as psychological and pedagogical problem, the solving of which must stipulate for disclosure and development of pupils creative and individual abilities, improving school results, provoking selfdevelopment, extending knowledge and educational abilities of every pupil.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация обучения как психологопедагогическая проблема»

тивности в деятельности, его социальную позицию и приобретаемый им жизненный опыт.

Библиографический список

1. БорисоваЛ.Г., КирилловаА.И. Социализация: определение качественных границ понятия // Социализация молодежи в условиях развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции (Новосибирск, апрель 2004). - Новосибирск, 2004. - С. 76-84.

2. ГоловановаН. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. -

1998. - №>5. - С. 42-45.

3. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы и отклонения, социализацион-ная траектория // Социологические исследования. - 2003. - №°7. - С. 109-115.

4. МудрикА.В. Социализация как социальнопедагогическое явление // Вестник РГНФ. Серия: Комплексное изучение человека. Психология. Педагогика. - М., 1999. - Вып. 4. - С. 142-148.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., доп. - М.: Академия, 2003. - 200 с.

УДК 371.03

Ф.М. Хубиева

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье говорится об индивидуализации обучения как психолого-педагогической проблеме, которая призвана создать условия для раскрытия и развития творческих и индивидуальных способностей учащихся, повысить успеваемость, активизировать саморазвитие, углубить знания, расширить учебные возможности каждого. На основе теоретического анализа философской, психологической и педагогической литературы уточнена сущность понятия «индивидуализации обучения».

Ключевые слова: индивидуализация обучения, самостоятельная работа, повышение успеваемости, индивидуальный подход, индивидуальность, эффективные технологии.

В конце ХХ века отечественное школьное образование, традиционно строившееся на основе официальной государственной идеологии, оказалось в состоянии теоретико-методологической неопределенности. Существовавшие идеологические и научные подходы теряли свою актуальность, а новые только оформлялись и не достигли уровня теоретико-методологического осмысления. В результате школа в постсоветское пространство вступила в состоянии переосмысления педагогического наследия прошлого. Неудовлетворенность результатами предыдущих этапов школьного образования привела к поиску путей и способов его модернизации (М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, Е.С. Полат и др.). Одним из таких путей явилась гуманизация образования, подразумевающая максимально возможную индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, его дифференциацию, создание условий для самоактуализации личности учащегося.

Проблема индивидуализации учебного процесса приобрела особую значимость, поскольку с ее решением связано создание условий для раскрытия и развития творческих и индивидуальных спо-

собностей учащихся, повышения успеваемости каждого ученика, активного саморазвития, углубления знаний, расширения учебных возможностей.

Когда говорят об индивидуализации обучения, имеется в виду оказание помощи всем учащимся в реализации их права на получение полного среднего образования путем создания условий для достижения каждым этой общей, единой для всех цели и, прежде всего, обучения их необходимым приемам познавательной деятельности. Основными ключевыми понятиями в данной проблеме являются индивидуальность, индивидуализация, индивидуальный и дифференцированный подходы, личностно-ориентированная модель развития школьника, творческая деятельность.

Требования учитывать индивидуальные особенности школьника в процессе обучения - давняя традиция. Проблема индивидуализации обучения рассматривается во многих исследованиях, среди которых следует отметить работы Т.Д. Глейзер, А.А. Кирсанова, Я.И. Ковальчук, В.С. Мерлина, В.М. Монахова, Н.М. Шахмаева, И.Э. Унт, И.С. Якиманской и др.

Современная теория индивидуализации обучения сформировалась в общей теории обуче-

ния, основы которой были заложены С.П. Барановым, В.В. Давыдовым, М.А. Даниловым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым и др. В качестве теоретической базы выступает психолого-пе-дагогическая теория индивидуального развития в системе дифференцированного обучения. Ее различные стороны освещены в трудах Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна др.

Большой вклад в развитие индивидуализации обучения и проблемы самостоятельной работы внесли Н.Ф. Добрынин, Б.П. Есипов, В.С. Ильин, А.С. Лында, П.И. Пидкасистый, ГИ. Щукина и др. В центре внимания педагогов находятся вопросы совершенствования индивидуализации обучения в ходе учебно-воспитательного процесса (М.Я. Виленский, Г.М. Коджаспирова, А.В. Муд-рик, В.А. Ситаров, В.Д. Тужилин и другие).

В основе индивидуализации обучения - 2 аспекта: во-первых, принцип развития учащихся

и, во-вторых, процесс реализации данного принципа через индивидуализированный и дифференцированный подходы.

Понятие «индивидуализация обучения» используется в педагогической литературе в различных значениях. Это связано с тем, что авторы исходят из различных педагогических концепций (см. табл.).

Формы индивидуализации обучения: индивидуализированные творческие учебные задания, индивидуальное обучение, программированное, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым и др.

Результаты: индивидуализация создаёт предпосылки для развития интересов и специфических способностей школьников; оптимизация учебного процесса, особенно применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы); представление свободы выбора ряда элементов процесса обучения; формирование мотивации достижения, уверенности в своих возможностях, собственной позиции в учебной деятельности; формирование адекватной самооценки учащихся; учитель должен не только стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, но и пробуждать новые.

Основной задачей индивидуализации обучения является обеспечение максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика,

сохранение, формирование и дальнейшее развитие индивидуальности, умственной самостоятельности, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность. Индивидуализация повышает личную ответственность и активность обучаемых как участников учебного процесса, развивает их творческое начало и вырабатывает навыки самостоятельного приобретения знаний. Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.

Цель индивидуализация обучения: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности школьника, его способностей; содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости; улучшение мотивации учения и развитие познавательных интересов; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества. Условия успешной индивидуализации обучения: помощь учителя ученикам на пути их собственного развития; опора на уровни самостоятельности учащихся, хорошая структурированность системы целей, чтобы «главная ценность» практической деятельности направляла конкретные действия учеников.

Важность учета «свойств ума», «природных наклонностей» в обучении отмечали многие мыслители прошлого (М.Ф. Квинтилиан, Я.А. Ко-менский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.). Русские ученые-педагоги (П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) также неоднократно подчеркивали необходимость ориентации на индивидуальные особенности учеников в процессе обучения. Известно, что дореволюционная отечественная школа была дифференцированной по полу и сословиям.

Что касается истории российской педагогики в постреволюционный период, то здесь обнаруживается цикличность интереса педагогической теории и практики к проблеме индивидуализации и дифференциации. Начиная с 20-х гг. прошлого века в опытно-показательных учреждениях Нар-компроса России разрабатывались и проверялись различные формы и виды индивидуально-дифференцированного обучения. Предпринимались попытки индивидуализировать учебный процесс в соответствии с познавательными интересами учащихся, а также их способностями.

Таблица

Педагогическая энциклопедия (Гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров) Индивидуализация обучения - организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению. Индивидуализация обучения проводится в условиях коллективной учебной работы с классом и в рамках общих задач и содержания обучения: все учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебными программами [6, с. 201].

Педагогический энциклопедический словарь (Гл. ред. Б.М. Бим-Бад) Индивидуализация - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика [5; 104].

Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения [3, с. 47].

А.А. Бударный, И.Б. Закиров, Е.С. Рабунский и др. Индивидуализация обучения - такая организация учебного процесса, при которой учитель выбирает способы, приемы, темы обучения, учитывая индивидуальные особенности учащихся, степень развития их способностей к овладению знаниями.

А.А. Кирсанов Индивидуализация учебной работы - система воспитания и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальных познавательных возможностей коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения.

Е.Н. Кабанова-Меллер, З.И. Калмыкова Индивидуализация - средство развивающего обучения, средство формирования личности.

М.А. Мартынович, И.Э. Унт, И.А. Чуриков Индивидуализация обучения - знание сильных и слабых сторон личности, учет особенностей каждой личности в отдельности путем создания условий для ее развития.

П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев Индивидуализация обучения - индивидуальная или самостоятельная работа.

И.Э. Унт Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Г.И. Щукина Индивидуализация обучения - самоорганизующаяся учебная деятельность индивида, осуществляемая в относительной независимости от педагогических воздействий, побуждаемая мотивами, целями, задачами и содержанием обучения, которые меняются в зависимости от уровня психологической готовности к учебной деятельности достигнутого им.

И.М. Чередов Индивидуализация обучения - принцип процесса обучения.

И.М. Осмоловская Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.

Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Словарь по педагогике. Индивидуализация - 1. процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность; 2. учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. И. о. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. И. о. осуществляется через индивидуальные и групповые задания, широкие возможности открываются в связи с использованием в процессе обучения компьютерной техники.

В конце 50-х гг. XX в. идеи дифференциации и индивидуализации стали активно разрабатываться отечественными учеными - А.М. Арсеньевым,

Н.К. Гончаровым, М.А. Мельниковым и др. В стране начался эксперимент по внедрению дифференцированного обучения в общеобразовательной школе, который осуществлялся в рамках организации факультативных занятий. В школах создавались классы по интересам, объединявшие учеников, посещавших один и тот же факультатив. Эксперимент показал не только целесообразность, но и эффективность найденных форм индивидуализации и дифференциации обучения.

Анализ работ по проблеме индивидуализации обучения показывает, что основные исследования в этом направлении были развернуты в 19601980-е гг. Этому способствовали работы психологов по изучению сущности индивидуальных отличий среди детей и их роли при организации учебно-воспитательного процесса. Несмотря на положительный опыт их реализации, в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. исследования этих проблем были свернуты и возобновились лишь с конца 80-х годов. В этот период развернулись работы как по теоретическому обоснованию индивидуализации обучения, так и по практическим его аспектам. Проблема индивидуализации стала рассматриваться в двух планах: психологическом и собственно педагогическом. 1980-е гг. характеризуются тем, что индивидуализация стала рассматриваться в контексте развивающего обучения.

В ряде работ авторы подчеркивали, что индивидуализация есть движущая сила учебной деятельности учащихся и их развития. Однако чтобы индивидуализация выступила такой движущей силой, необходимо: знание реальных учебных возможностей и индивидуальных особенностей ученика; четкая и ясная постановка цели деятельности, принятие ее каждым учеником; соответствие средств учебной деятельности ее цели; соразмерность сложности выдвигаемых перед учащимися учебных задач и их реальных и потенциальных возможностей; создание условий, направленных на обеспечение активной учебной деятельности каждого ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом цели деятельности.

Педагогический аспект проблемы индивидуализации, разрабатываемый в трудах А.П. Аристовой, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, А.А. Кирсанова, М.М. Левиной, И.Э. Унт и др., акцентировал внимание на повышении познава-

тельной активности школьника за счет опоры на его личностные структуры. По словам Б.Г. Ананьева, индивидуализация означает «приближение содержания к постоянно развивающемуся уровню подготовленности каждого ребенка и тем самым способствует совершенствованию знаний и способов деятельности, удовлетворению его познавательных интересов и потребностей, помогает развитию личности».

Анализ педагогических источников и опыта образовательной практики показывает, что чаще всего исследователи рассматривают индивидуализацию в уровневом режиме. Так, Е.С. Рабунс-кий [7] дифференцирует учащихся по трем уровням: 1) уровень успеваемости; 2) уровень познавательной самостоятельности; 3) степень действенности интереса к учению.

А.А. Бударный [1] в основу различения учащихся кладет способности к учению и трудоспособность. При этом ученый отмечает, что необходимо учитывать и личность обучаемого в целом - ее интересы, отношение к учебе, эмоциональные и волевые качества.

Индивидуализация учебно-воспитательного процесса в различных модификациях представлена в школах ФРГ, Бельгии, Голландии, Австрии и ряда других стран. Под понятием «индивидуализация» подразумевают: любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся, совершенствование самостоятельной работы учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями.

Л.С. Славина [8] обосновывает ее необходимость тем, что у учащихся проявляется разное отношение к учению, возникают трудности усвоения учебного материала, у них по-разному развиты интеллектуальные способности, сформированы навыки учебной работы, умения трудиться, у многих отсутствует познавательный интерес. На этом основании автор делает вывод о необходимости индивидуализации как способе изменения негативного отношения школьника к учебной деятельности.

Индивидуализация в реальной практике относительна по следующим причинам: индивидуальные особенности характеризуют не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения; наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конк-

ретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим; иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья); индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с неин-дивидуализированной работой (И. Э. Унт).

По мнению И.М. Осмоловской [4], в реальной образовательной практике с наполняемостью учебных групп до 25-30 учеников осуществить индивидуализацию обучения в полном масштабе, т.е. учесть индивидуальные особенности каждого ученика, невозможно. Поэтому, как приближение к индивидуализации можно рассматривать дифференциацию, когда учитываются особенности группы учеников. В этой связи исследователи предлагают различные варианты. А.С. Границ-кая [2] вводит нелинейную конструкцию урока: часть первая - обучение всех, часть вторая - посвящается самостоятельной работе учащихся и индивидуальной работе с ними. И.Э. Унт [9] предложила рабочие тетради на печатной основе с руководством к индивидуализированной самостоятельной работе, приспособленной к имеющейся литературе. В.Д. Шадриковым [10] создан учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень, ученики оказываются в классах с переменным составом. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается «не навсегда», как в классах выравнивания.

При рассмотрении индивидуализации как феномена нередко используется категория принципа. Принцип индивидуализации означает такую организацию учебной работы, когда она активизирует каждого отдельно взятого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. Он предполагает учет таких способностей обучаемых, которые влияют на их учебную деятельность и от которых зависят результаты учения.

Образовательная система, построенная на основе принципа индивидуализации, призвана: обеспечивать индивидуально-личностный подход к каждому обучающемуся и целостное развитие личности на основе признания ее индивидуальности; способствовать мотивации и достижению успехов всеми учащимися на основе динамики познавательных задач, осознания полноценности своей лично-

сти, доведения ученика до уровня самооценки; превратить образовательное пространство учебного заведения в комфортную среду, способствующую гармонизации отношений учителей и обучающихся на основе доверия и уважения.

Благодаря индивидуализации обучения в учебном процессе можно учитывать такие особенности школьников, как: обучаемость, наличие учебных умений, обученность, познавательные интересы и активность.

Принцип индивидуализации обеспечивает реализацию личностно-ориентированного образования - образования, обеспечивающего развитие и саморазвитие личности ученика.

Образование является общечеловеческой ценностью, выступает средством трансляции культуры, овладевая которой, молодое поколение не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Библиографический список

1. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. - 1965. - №7. - С. 18.

2. ГраницкаяА.С. Научиться думать и действовать. - М.: Просвещение, 1991. - 172 с.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

4. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение. - М.: Сентябрь, 2002. - С. 14, 18.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. Т. 1. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

6. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. - М.: Сов. энциклопедия, 1964. - С. 543.

7. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М.: Педагогика, 1975. - 183 с.

8. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. - М., 1958. - С. 58.

9. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

10. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994. - 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.