Научная статья на тему 'Технология индивидуализации содержания образовательной деятельности студентов'

Технология индивидуализации содержания образовательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митяева A. M.

Дано обоснование сущности и содержания индивидуализации образовательной деятельности, выявлены пути наиболее полного использования индивидуальных особенностей студентов в ходе образовательного процесса. Доказано, что своеобразие индивидуализации обучения обусловлено комплексом психолого-педагогических и личностно-деятельностных особенностей студентов. Выделены направления и определены специфические методы в реализации индивидуализации образовательной деятельности студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология индивидуализации содержания образовательной деятельности студентов»

Митяева А.М.

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Дано обоснование сущности и содержания индивидуализации образовательной деятельности, выявлены пути наиболее полного использования индивидуальных особенностей студентов в ходе образовательного процесса. Доказано, что своеобразие индивидуализации обучения обусловлено комплексом психолого-педагогических и личностно-деятельностных особенностей студентов. Выделены направления и определены специфические методы в реализации индивидуализации образовательной деятельности студентов в вузе.

Условия современного научно-технического прогресса диктуют, что образовательный процесс в высшей школе должен идти с учетом многообразия социальных, профессиональных, личностных, возрастных, гендерных, психологических особенностей обучающихся. Данные особенности, как показывает анализ теории и практики высшего образования, могут быть учтены при условии индивидуализации образовательной деятельности студентов, что позволяет наиболее полно раскрыть и учесть их потенциальные возможности.

Реализация индивидуализации образовательной деятельности происходит в содержании изучаемого материала, методах и формах организации образования в вузе и рассматривается нами в соответствии с концепцией о трех уровнях формирования содержания образования (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин).

До недавнего времени постановка вопроса об индивидуализации образования на первом уровне - уровне теоретического представления не представлялась правомерной. Это объясняется тем, что все должны овладеть единым уровнем содержания образования, знаниями, опытом осуществления определенных способов действий, опытом творческой деятельности и т. д.

На втором уровне - уровне учебного предмета - при решении вопроса, чему нужно учить, допускается некоторая индивидуализация содержания образования. Она выражается во введении авторских курсов; в наличии факультативных курсов, ставящих своей целью закрепить и развить интерес студентов к избранной отрасли знаний, обеспечить углубленную теоретическую подготовку для последующей успешной научной специализации, овладеть второй специальностью.

Третий уровень формирования содержания образования - уровень учебного материала. Он предполагает подбор заданий, различных по содержанию, объему, степени сложности, времени, отведенному на их выполнение, различающихся

по уровню требований и по вспомогательным средствам их выполнения; к оказанию дифференцируемой помощи, включающей дифференцированные рекомендации для отдельных студентов, разноуровневые вопросы, дополнительную помощь слабоуспевающим; к отбору профессионально направленного материала. Это способствует тому, что сильные студенты углубляют знания, удовлетворяют интересы и склонности к научным исследованиям, средние - усваивают необходимые знания, умения и навыки не ниже требований учебной программы, слабые -ликвидируют пробелы в знаниях и подтягиваются до уровня программных требований. Следует заметить, что индивидуализация обучения в виде варьирования вопросов, заданий по проблемам, интересам, подготовленности, способностям, конкретизации учебного материала, дополнительных заданий исключает нивелировку индивидуальных различий обучающихся и зависит в большей мере от преподавателя, его психолого-педагогической подготовки.

Проведенный нами анализ научно-методической литературы и педагогической практики позволил выявить несколько направлений в индивидуализации образовательной деятельности студентов в вузе.

Первое направление связано с осуществлением индивидуального подхода в форме дополнительных занятий со студентами, обнаружившими пробелы в знаниях. С целью развития у них учебных возможностей при выяснении причин отставания (недостаточное развитие навыков мышления и учебной деятельности, отсутствие воли) разрабатывается программа дополнительных занятий, которая предусматривает занятия по выделению главного в тексте учебника, составлению плана текста, конспектированию, планированию ответа, письменной и практической работы, выработке алгоритмов решения задач и выполнения практических заданий, систематизации знаний, способов систематизации и самоконтроля.

Такие занятия делятся на две части. В первой части преподаватель объясняет и показывает значение того или иного приема в учебной работе, демонстрирует образец его использования, студенты пробуют свои силы. Во второй части обучающиеся упражняются в применении рассмотренного приема, сдают зачеты по отдельным вопросам темы. Данное направление позволяет обеспечить принцип программного единства образования для всех студентов, т.к. перед дидактикой высшей школы стоят проблемы органического сочетания обязательной образовательной деятельности и дополнительных занятий, их содержания и методики.

Второе направление связано с организацией учебно-познавательной деятельности каждого студента в условиях коллективной работы в группах. Коллективной признается такая работа, в процессе которой все обучаемые стремятся к получению знаний, оказывая друг другу непосредственную или опосредованную помощь, поддерживая друг друга в продвижении к цели. С целью индивидуализации образовательной деятельности рассматриваются различные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы. Возможности решения данной задачи многие педагоги-практики видят в дифференциации обучения, в делении студентов по их индивидуальным особенностям.

Анализ современной педагогической литературы позволяет выделить различные подходы к определению критериев дифференциации обучения студентов: деление их по учебно-познавательным возможностям на группы («сильных», «средних», «слабых») и проведение обучения на трех уровнях; либо дифференциация на основе отношения их к изучению учебного материала и по уровню познавательной самостоятельности, когда деление на группы идет по содержанию и характеру изучаемого материала и индивидуальным особенностям обучаемых а также на базе выделения личностных свойств отдельных студентов (специальные способности, познавательные интересы, отношение к труду и др.); либо деление ведется по уровню успеваемости, уровню познавательной самостоятельности, интереса к предмету.

Третье направление проявляется в поиске способов осуществления индивидуализации обучения в рамках конкретного занятия. К приемам и правилам осуществления индивидуализации относятся: 1) вовлечение обучаемых в активную познавательную деятельность при вос-

произведении опорного материала, при фронтальной работе над темой, использование карточек обучающего характера, наглядного материала при включении слабых в состав групп хорошо подготовленных студентов для выполнения определенных заданий и т. д.; 2) приемы контролирования и оценивания действий (выставление отметок за удачные ответы, создание ситуаций успеха путем поощрения и т. п.), когда создается благоприятная моральная атмосфера стимулирования на дальнейшую работу с помощью организации взаимопроверки, оказания помощи слабоуспевающим, без острого реагирования на ошибки; 3) приемы воздействия на социально и профессионально значимые качества личности (микрогрупповая и бригадная форма работы, привлечение студентов к распределению обязанностей, индивидуальных поручений, определение времени на выполнение заданий, оценка результатов собственной работы и т. д).

Это направление проявляется в педагогическом предпочтении работы со слабыми и сред-неуспевающими студентами, причем сильные несут при этом невосполнимые потери знаний. Однако подлинное равенство в области образования заключается в том, чтобы каждый получил те знания, которые соответствуют его способностям и трудолюбию. Поэтому приемы и способы индивидуального подхода должны быть разработаны и для сильных студентов, которые показали высокие результаты успеваемости, в наибольшей степени овладели навыками самостоятельной работы, проявили склонность к педагогической и научно-исследовательской работе. Учебная деятельность таких студентов, выведенных на индивидуальный план, предполагает: посещение лекционных занятий по собственному выбору; изучение заданного объема по программе; введение элементов самоконтроля; работу с опорными конспектами; участие в семинарских занятиях, практических занятиях; подготовку рефератов, докладов, сообщений; контроль (текущий и рубежный) со стороны преподавателя.

Индивидуализация обучения должна идти от профессиограммы выпускника (специалиста). При этом складывается следующая технология индивидуализации образовательной деятельности. 1. Подготовительный этап (на котором посредством методик психолого-педагогической диагностики выявляется уровень подготовки студентов и выбирается соответ-

ствующая индивидуальная методика). 2. Этап получения образования (по индивидуальным планам и программам). 3. Этап определения результатов индивидуальной подготовки и внесения коррекции.

Таким образом, индивидуализация образовательной деятельности студентов в вузе позволяет решить задачи развития творческих, познавательных способностей личности, самостоятельности мышления; воспитания и формирования личностных качеств, в целом - профессионального и личностного развития.

Велик воспитательный эффект учебной, образовательной, профессиональной, социально-бытовой и других видов деятельности, рассмотрим их возможности в процессе индивидуализации.

Образовательная деятельность студентов предполагает знание преподавателем индивидуальных способностей обучающегося и в соответствии с ними умение предъявлять конкретные требования по овладению учебным материалом, подбирать соответствующие методы, приемы и средства обучения. Это предупреждает возникновение напряженности в состоянии студента из-за осознания невозможности достичь решения поставленных задач, положительно отражается на формировании его личности.

Поскольку профессиональная деятельность является одной из главных факторов воспитания, то и управление ее овладением непосредственно влияет на развитие тех или иных качеств личности. Следовательно, учет индивидуальных особенностей личности при определении требований к качеству выполнения профессиональной деятельности, позволяет гармонизировать становление и развитие личностных качеств.

Требования внутреннего распорядка вуза едины для всех. Однако и здесь необходимо исходить из того, что окружающая среда влияет на психологию человека не непосредственно, а преломляясь через его сознание. Следовательно, основное содержание индивидуализации воспитательного воздействия внутреннего распорядка вуза заключается в настройке и ориентации студентов на положительное отношение к выполнению требований вуза в повседневной жизни.

Сфера межличностных контактов, которые пронизывают всю повседневную жизнь студента, должна привлекать пристальное внимание педагогов. Именно здесь осуществляется индивидуальное влияние одного человека на друго-

го, реализуется естественное стремление личности к общению, признанию и реализации в обществе. Преподавателю важно не только знать социометрические характеристики членов коллектива, но и управлять характером складывающихся в нем взаимоотношений.

На воспитание личности оказывает влияние и тот смысловой фон, который создается средствами стенной печати, оформления вуза, мест проживания, учебных аудиторий и помещений факультета. Момент индивидуализации здесь возможен в двух позициях: индивидуализация содержания нацеленности оформления, стенной печати на конкретного обучающегося и индивидуализация личного участия обучающегося в создании плакатов, стендов, в выпуске стенной печати и т. д.

Таково содержание воспитательного воздействия различных факторов повседневной жизнедеятельности студентов при их индивидуализации. Эффективность воспитательной работы преподавателей растет по мере расширения их знаний, определения наиболее результативных форм и методов воспитания конкретного студента. Лейтмотивом методики работы педагога в рамках этого структурного элемента также является изучение особенностей личности студента, но уже после проведенного педагогического воздействия. И если в характеристике личностных свойств обучающегося произошли изменения любой направленности, необходимо немедленно отреагировать изменением в отношении к нему, в противном случае воспитательное воздействие «зависнет», не ощутив соприкосновения с объектом.

На современном этапе требования к подготовке специалистов связываются с появлением новых специальностей. Поэтому, исследуя проблемы индивидуализации, необходимо показать диалектику и взаимозависимость индивидуальных и групповых (коллективных) форм деятельности. Первая тенденция в совершенствовании формы обучения связана с коллективным характером выполнения задач и заключается в целенаправленной подготовке студентов к профессиональной деятельности. Эта подготовка осуществляется в процессе преподавания специальных дисциплин, а также в преподавании дисциплин специализаций. В ходе занятий обучающиеся знакомятся с предстоящей профессиональной деятельностью, моделируются типичные ее ситуации, приобретаются практические навыки.

Последовательное выполнение ролей разных специалистов помогает лучше уяснить себе алгоритм будущей профессии.

Сущностью данной формы организации обучения является обеспечение наибольших возможностей для освоения и выполнения каждым членом группы различных функций, взаимопомощь, коллективная заинтересованность в конечных результатах труда. Коллективный характер работы наблюдается при фронтальной форме обучения, которая, как показывает практика, занимает 90% учебного времени в вузе. Фронтальная работа позволяет обучать большую группу студентов одновременно. Однако при этом возможна нивелировка личности, индивидуальных особенностей студентов, поскольку они при овладении знаниями, умениями и навыками идут одним путем, выполняют одну и ту же работу и в одном темпе. Поэтому фронтальная работа дополняется дифференциацией содержания, способами предъявления материала, вопросами отдельным группам студентов, использованием дополнительной наглядности. Расширение коллективного характера работы при фронтальной форме обучения возможно при предоставлении обучающимся возможности совместно обсуждать планы, выбирать оптимальные средства выполнения учебных и профессиональных заданий, обсуждать полученные результаты. Такой характер фронтальная работа приобретает при проблемном обучении. При коллективном характере работы цель деятельности воспринимается как единая, требующая объединения усилий всего коллектива, заботы об общем успехе, ответственности за ее результаты каждого студента, дружеских взаимоотношений и т. д.

На современном этапе требований к подготовке специалистов в работе групповым методом велика роль совместной и согласованной учебной деятельности на семинарских занятиях. Суть ее состоит в том, что студенты работают в «динамических парах» или «парах сменного состава». Каждый из них, по очереди работая с каждым и выступая то обучающим, то обучаемым, обучает, воспитывает всех, а все - его. Конечно, все это происходит при непосредственном и опосредованном руководстве профессионального педагога.

Характерной особенностью современной групповой работы является деление обучающихся на несколько подгрупп, бригад, звеньев. При этом учитываются уровень обучаемости, способ-

ности к учению, сложившиеся отношения, обеспеченность учебным оборудованием, средствами обучения и т. д. Как правило, все группы выполняют задания в рамках изучаемой темы, но содержание изучаемого материала, степень сложности, способы действий могут быть различны. Возможно также создание временных подвижных групп с делением на «сильных» и «слабых», тогда преподаватель может уделить больше внимания слабоуспевающим, в то время как «сильные» выполняют задание самостоятельно.

В настоящее время в практику вошли групповые дискуссии, где в качестве предмета группового обсуждения выступают не только специально сформулированные проблемы, но и случаи из практики. Групповая дискуссия способствует выработке каждым обучаемым своей точки зрения, развивает инициативу и коммуникативные качества, умение пользоваться своим интеллектом.

Этот метод прививает обучающимся способность анализировать реальные ситуации, взаимодействие с товарищами, умение слушать, видеть верность возможных решений, моделировать сложные ситуации и т. д. Вместе с тем следует иметь в виду, что эффективность использования метода группового обсуждения зависит от признания личности обучающегося как мыслящего, чувствующего и активно действующего участника дискуссии.

При игровых методах обучения (деловые, управленческие, ролевые, организационно-деятельные игры и т. д.) осуществляется совместная деятельность студентов в ходе постановки и принятия соответствующих индивидуальных и групповых решений. В ходе игры, выполняя различные роли, студенты чувствуют личную ответственность за конечный результат работы группы или бригады, и при этом раскрываются и совершенствуются их личностные и деловые качества, а обмен ролями помогает оценить свою деятельность.

Внедрение в учебный процесс ЭВМ за счет использования их дидактических возможностей усиливает индивидуальную форму обучения, увеличивает ее удельный вес, а индивидуальная работа характеризует выполнение студентами отдельных заданий не только в процессе фронтальных, групповых форм работы, но также независимо друг от друга. Они могут выполняться полностью самостоятельно или при помощи преподавателя. Использование современной вычислительной техники, ЭВМ, оборудования

дисплейных аудиторий накладывает отпечаток на формы и методы обучения в современной высшей школе, которые используются для индивидуальной работы, самостоятельного изучения материала, закрепления знаний и умений, решения практических задач. В обучающем режиме программа ЭВМ рассчитана на усвоение серии кадров, подобно обучению с помощью программированных тестов; в зависимости от результатов диагностического тестирования, проводимого ЭВМ, предлагается соответствующая обучающая программа; в тренировочном режиме программа ЭВМ чаще всего используется, когда нужно в совершенстве овладеть предметом или темой, отработать задачи определенного типа. Последовательность тренировочных задач разветвлена в зависимости от результатов решения предыдущей задачи, ЭВМ предлагает студентам дополнительный материал или задачи следующего уровня.

В современной практике расширение возможностей индивидуальной работы связывается с использованием ЭВМ в учебном процессе. Однако для реальной индивидуализации обучения необходимо использование специально со-

ставленных обучающих программ. В настоящее время имеется определенный опыт создания прикладных программ по некоторым учебным дисциплинам для индивидуальной или групповой работы студентов. Такие программы включают анкетные вопросы, задачи и упражнения, проблемные задания располагают управляющим блоком, позволяющим регистрировать правильные и неправильные ответы, время ответа и число обращений за помощью. После обработки всего этого материала преподаватель получает информацию о каждом обучающемся или группе в целом.

Таким образом, индивидуализация образовательной деятельности студентов основывается на педагогических и психологических закономерностях, детерминируется содержанием, методами, организацией образовательного процесса, индивидуальными особенностями студентов и представляет собой совокупность приемов, способов их реализации, осуществляемых на этапах целеполагания, мотивации, определения содержания, характера, степени сложности образовательных задач, способов действия, контроля и самоконтроля.

Список использованной литературы:

1. Бордовский Г.А., Нестеров A.A., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб., 2001.

2. Индивидуализация процесса обучения: поиск и тенденции (анализ зарубежного опыта XX столетия). Педагогика и образование за рубежом. М., 1999.

3. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.