Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия индивидуализации обучения студентов в высшей школе'

Организационно-педагогические условия индивидуализации обучения студентов в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / PROFESSIONAL EDUCATION ORGANIZATION / MODELS OF INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гетман Наталья Александровна, Петрусевич Аркадий Аркадьевич

Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий индивидуализации обучения студентов в высшей школе. Анализируются особенности педагогической деятельности вуза и задачи совершенствования многообразной, многоуровневой и многовекторной подготовки обучающегося, предоставляющей индивиду возможность успешной адаптации к быстрым и резким трансформациям социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гетман Наталья Александровна, Петрусевич Аркадий Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-pedagogical conditions of individualization of students training in higher school

The article is devoted to the analysis of organizational-pedagogical conditions of individualization of training of students in higher education. The analyses is done of peculiarities of educational activity at an university and challenges for the development of a diverse, multi-level and multi-vector preparation of the student, providing the individual the possibility of successful ADAP-adapt to the rapid and dramatic transformations of the society.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия индивидуализации обучения студентов в высшей школе»

подготовленных, удовлетворительно и плохоподго-товленных спортсменов. Для каждой из этих групп должны быть разработаны индивидуализированные нормы нагрузок.

В результате решения этих задач и осуществления индивидуального подхода у занимающихся более успешно формируется устойчивый интерес к занятиям спортом (см. табл.), более эффективно совершенствуется двигательная функция спортсменов.

Таким образом, исследования показали, что индивидуализация процесса формирования мотивации у студентов с учетом уровня развития их двигательных качеств не только повышает устойчивость интереса к занятиям спортом в вузе, но и помогает студентам впоследствии, после окончания вуза, своевременно и безболезненно переключиться от занятий спортом к систематическим занятиям физической культурой.

Библиографический список

средством удовлетворения их потребностей : дис. ... канд. пед. наук / В. Б. Антипин. — Омск, 2007. — 175 с.

2. Мироненко, Е. Н. Повышение рациональности движений конечностей в спортивных способах плавания на основе дифференцированного применения упражнений скоростной и координационной направленности на этапе базовой подготовки : дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Мироненко. — Омск, 2003. - 143 с.

АНТИПИН Виталий Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт».

МИРОНЕНКО Егор Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Физическое воспитание и спорт».

ТЕРЕЩЕНКО Алексей Анатольевич, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт». Адрес для переписки: [email protected]

1. Антипин, В. Б. Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной спортивной специализации по-

Статья поступила в редакцию 14.04.2014 г. © В. Б. Антипин, Е. Н. Мироненко, А. А. Терещенко

УДК 378 145 Н. А. ГЕТМАН

А. А. ПЕТРУСЕВИЧ

Омская государственная медицинская академия Омский государственный педагогический университет

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий индивидуализации обучения студентов в высшей школе. Анализируются особенности педагогической деятельности вуза и задачи совершенствования многообразной, многоуровневой и многовекторной подготовки обучающегося, предоставляющей индивиду возможность успешной адаптации к быстрым и резким трансформациям социума.

Ключевые слова: система образования, организация профессионального образования, модель индивидуализации образования.

Одной из важнейших задач развития современного высшего образования является интеграция в международное образовательное пространство. Началом в ее решении стало подписание Российской Федерацией Болонского соглашения и Лиссабонской конвенции, в которых подчеркивается важность создания условий для академической мобильности студентов, полной реализации их личностного потенциала, развития индивидуализации обучения. Данные документы ориентируют высшее образование на разработку вариативных программ, обеспечивающих индивидуализацию учебной деятельности студента, компетентностное обучение и личностно-ориентированный подход в осуществлении всех современных образовательных задач.

Для качественного выполнения этих задач необходим иной подход к организации профессионального образования и взаимодействию студентов и преподавателей в процессе обучения. Сегодня уже не требует доказательства, что конкурентоспособному специалисту (выпускнику вуза) требуются профессиональная компетентность, выражающаяся в способности принимать решения в нестандартных ситуациях, умение работать в команде и индивидуально, самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, рационально работать в быстроизменяющемся мире. Вместе с тем, наряду с академическими успехами, сегодня не менее важно, чтобы специалисты обладали целым рядом других качеств, а именно: име-

ли сформированные навыки устной и письменной коммуникации, владели навыками работы с информационными технологиями, критически мыслили, ощущали потребность в непрерывном образовании, были творческими и инициативными, способными к постоянной работе, требующей значительных усилий, демонстрировали свою культурную восприимчивость, в том числе и на международном уровне.

Если раньше система образования выполняла преимущественно роль транслятора социального опыта, то теперь она становится катализатором социальной мобильности человека. Это система, которая открывает широкие возможности для постижения интеллектуальных и культурных ценностей, позволяющих личности быстро продвигаться по социальной лестнице.

Анализируя прошлый опыт высшего образования можно отметить, что советская система образования, некогда основательная и качественная, перестала отвечать запросам общества. Сегодняшним выпускникам вуза должны прививаться умения, позволяющие совмещать аналитические способности с практическими навыками работы в условиях внедрения современных технологий. Это непременно повлечет за собой изменение системы оценки качества образования, которая, в отличие от нынешней, должна способствовать развитию креативной состоятельности специалиста.

В соответствии с современными темпами жизни становится необходимой многообразная, многоуровневая и многовекторная подготовка, предоставляющая индивиду возможность успешной адаптации к быстрым и резким трансформациям социума. Свободное обучение в условиях инновационной парадигмы базируется на принципе самостоятельности и ведущей роли личности в процессе своего обучения [1, с. 12].

Европейская система высшего образования, в которой превалирует самостоятельная деятельность студента и личностно адаптированные формы обучения, основывается на реализации системы зачетного перевода (ECTS) — кредитной системы обучения в вузе, обеспечивающей полноценную индивидуализированную подготовку профессиональных кадров. При этом ее проецирование на сферу профессионального образования требует, прежде всего, научного обоснования и систематизации процесса индивидуализации обучения студентов в вузе с учетом уже имеющегося в странах опыта профессиональной подготовки [2].

Для разработки и реализации отечественной образовательной модели индивидуализации важно осмыслить с позиции педагогики само понятие индивидуализации, которое до сих пор, несмотря на многолетние исследования проблем индивидуализации обучения, остается самым неопределенным и понимаемым либо слишком широко, либо слишком узко. Проблема усугубляется тем, что вследствие мировой глобализации, в том числе и в образовании, в нашем сознании начинает доминировать представление об индивидуализацации, сложившееся в западной культуре, как образовании:

— организующем индивидуальное продвижение по учебной программе и характеризующемся определенной обособленностью в работе отдельного обучаемого посредством индивидуальной работы;

— предусматривающем разделение обучаемых по способностям на потоки, различающиеся объемом и глубиной изучения материала и предоставляющие выпускникам разные возможности

дальнейшего образования и профессионального самоопределения.

В советской педагогике основным был принцип единого для всех общего образования, общих задач и единых требований к усвоению его содержания в условиях коллективной учебной работы. Под индивидуализацией обучения понимался индивидуальный подход, который заключался в адаптивной организации учебного процесса путем гибкого использования педагогом методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

В дальнейшем, по мере смены доминирующих целей отечественного образования и типов обучения в педагогических исследованиях, стало все чаще рассматриваться понятие и его организационно-содержательные основы индивидуализации обучения.

Современная трактовка индивидуализации обучения связана с таким её пониманием, как организация образовательного процесса, которая направлена на развитие общих познавательных способностей обучаемого посредством уровневой дифференциации содержания, заданий и способов учебной деятельности с учетом его интересов, познавательных потребностей, актуальных способностей, с опорой на зону его ближайшего развития (но по прежнему в рамках коллективных форм обучения).

С точки зрения гуманистической парадигмы образования, под индивидуализацией обучения стали понимать личностно-ориентированный подход к образованию как к системе средств организации образовательного процесса, образовательной среды и условий, обеспечивающих целостное развитие личности. То есть той среды, которая способствует развитию личности как субъекта познания и культуры, как носителя индивидуальных личностных качеств, необходимых для полной его самореализации в различных сферах деятельности.

Уже отсюда следует, что в построении современных педагогических моделей индивидуализации необходимо предусматривать соотношение социального и индивидуального начал в структуре личности, что обусловливает приоритетность, взаимодействие и взаимообусловленность двух процессов:

— персонализации, как удовлетворение потребности государства, общества и личности на данном историческом этапе в формировании и развитии социально значимых субъектных качеств личности, позволяющих эффективно выполнять социальные и профессиональные роли;

— персонификации, как удовлетворение потребности личности быть самим собой, со своей «Я-концепцией»: свободно проявлять свои индивидуальные качества, поступать в соответствии с собственными интересами, взглядами, мировоззрением.

Индивидуализация обучения, как существенный признак современного образования, требует альтернативности образовательных систем, гибкости и динамичности учебно-программной документации, адаптивности к изменяющимся условиям социально-экономической среды. В организационном плане это может выражаться в наличии у студентов индивидуальных учебных планов уже с первого семестра. При этом, учитывая особенности и различия в начальном уровне подготовки студентов необходимо предусмотреть некоторый ряд действий по внесению необходимых изменений в их индивидуальные образовательные планы. Составление индивидуальных учебных планов дает возможность продвинутым студентам исключить из образова-

тельной программы модули, уже освоенные ими в процессе изучения в продвинутых образовательных учреждениях полной средней школы с углубленным изучением данных дисциплин.

Индивидуальное планирование позволяет естественным образом включать в семестровые учебные планы студентов модули «по выбору», что каждый студент вправе делать самостоятельно. Расширением данной возможности является предоставление студенту параллельно с основной образовательной программой осваивать интересующие его модули специализаций. При индивидуальном планировании учебных программ каждый студент может осваивать учебную программу в сокращенные сроки.

Важным следствием перехода к составлению индивидуальных учебных планов является возможность включения студентом в семестровые учебные планы учебных модулей, по которым он получил по итогам текущего семестра невысокую оценку, для повторного обучения. Здесь необходимо отметить, что при индивидуально-ориентированной организации учебного процесса студенты могут не только формировать индивидуальные планы, но и самостоятельно составлять свои индивидуальные семестровые учебные расписания [3, с. 47].

Учебный процесс в высшей школе, построенный в соответствии с принципом индивидуализации может вполне наполняться новыми организационно-методологическими решениями. Принято считать, что одним из путей индивидуализации высшего образования может стать проектирование индивидуального образовательного маршрута студента. Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося предусматривает его собственные пути достижения общих и индивидуальных целей образования — а это уже новый, перспективный вектор создания образовательных программ нового поколения.

Рассматривая высшую школу России, как лидера системы непрерывного образования страны и ее интегратор в ситуации быстрых изменений, в условиях информационной революции и глобализации сфер жизненного пространства, необходимо отметить, что важнейшим средством, обеспечивающим реализацию принципа индивидуализации образования студентов, является введение кредитно-модульной системы в обучение.

Российскими учеными убедительно доказано, что установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволит предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебных процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создает условия для совершенствования образовательных технологий [2, с. 9]. Все это обеспечивает академическую мобильность и востребованность выпускников в стремительно меняющихся условиях рынка труда за счет гибкого планирования академических программ, ориентированных на запросы рынка труда, повышением качества преподавания, интенсификацией учебного процесса, внедрением информационных систем, повышением роли самостоятельной работы студента.

Использование зачетных единиц (кредитов) отражает принцип индивидуализации обучения, поскольку оно направлено на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуальной подготовки студентов

[2, с. 13]. В рамках новой инновационной модели обучения, где зачетные единицы выступают как индикаторы качества образования, осуществляется унификация знаний по общеобразовательным и базовым дисциплинам, предоставление студенту возможности самостоятельно формировать свою образовательную траекторию, устраняется субъективизм при оценке знаний, выделяется больше времени для организации индивидуальных занятий. В связи с этим инновационная деятельность вуза рассматривается по ряду направлений, таких как: освоение современных педагогических технологий; освоение новых инновационных курсов; реализация ФГОС, система контроля, построение кредит-но-модульной системы обучения и т. д.

Результатом воздействия на инновационный процесс вуза является создание условий, необходимых для успешной инновационной деятельности, осознание большинством преподавателей того, что развитие вуза является необходимостью и общей ценностью. Также условиями будут: информированность участников работы о целях развития и критериях их достижения, принятие этих целей всеми участниками инновационных процессов и готовность всех ресурсов (в том числе и материально-технических), необходимых для успешного внедрения индивидуализации образования [4]. На формирование индивидуальных образовательных процессов влияют многие личностные образования и социокультурная среда, которые формируются постепенно, по мере развития личности [5].

Таким образом, индивидуализация образования в современном вузе может успешно строиться при создании целого ряда организационно-педагогических условий. К ним можно отнести: индивидуальное планирование учебной деятельности студентов, учитывающее их различный уровень подготовки, мотивы и устремления, ценностные ориентации; разработку индивидуального образовательного маршрута и индивидуального сопровождения каждого обучаемого в течение всего периода обучения; внедрению в профессионально-образовательный процесс зачетных единиц (кредитов) как средства развития индивидуализации образования. Уже только это, последнее, приведет к изменению философии образования, то есть превращению учета успеваемости из контролирующей функции в самоконтрольно-стимулирующую. При этом кре-дитно-модульная система становится важнейшим средством образовательной активности и мобильности студента, существенно интенсифицирующим процесс обучения студентов в высшем учебном заведении.

Библиографический список

1. Государственная программа Российской Федерации: «Развитие образования на 2013 — 2020 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/докумен-ты/3409 (дата обращения: 08.02.2014).

2. Методические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц (кредитов) / Государственный университет управления, Центр качества ; [сост. О. В. Давыдова, В. И. Звонников, М. Б. Челышкова ]. - М. : ГУУ, 2010. - 50 с.

3. Сазонов, Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования / Б. А. Сазонов // Высшее образование в России.- 2011. - № 4. -С. 10-24.

4. Гетман, Н. А. Управление развитием психолого-педагогической компетенции преподавателя вуза / Н. А. Гетман //

Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. - № 01 (48). - С. 252-256.

5. Гетман, Н. А. Образовательная среда медицинского вуза как средство реализации дидактических возможностей самостоятельной работы студентов: современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ / Н. А. Гетман // Вузовская педагогика : материалы конф. / гл. ред. С. Ю. Никулина. — Красноярск : Тип. КрасГМУ, 2013. - С. 72-76.

ГЕТМАН Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и

психологии Омской государственной медицинской академии.

ПЕТРУСЕВИЧ Аркадий Аркадьевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.03.2014 г. © Н. А. Гетман, А. А. Петрусевич

УДК 378.1+371.3

Т. В. МАКАРОВА А. А. КОШЕЛЕВ О. А. КОЗЫРЕВА

Омский государственный технический университет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52», г. Новокузнецк

Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк

КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ: ТИПОЛОГИЯ,

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ

В статье раскрыты различные аспекты формирования и развития культуры самостоятельной работы обучающихся общеобразовательных школ; представлены определения и модели, фасилитирующие понимание данного явления.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, КСР, модель формирования КСР, критерии культуры самостоятельной работы, портфолио ученика.

Возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающегося может идти двумя путями: стихийным, не организованным педагогической деятельностью старшего поколения и системным, реализующим идеи и нормы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в структуре воспитания, обучения, развития, образования, социализации, адаптации, самоопределения, самосовершенствования и пр., где личность включена в систему поиска решения основного противоречия «хочу — могу — надо — есть», эффективность такого рода деятельности тем выше, чем объективнее выявление и реализация всех аспектов единиц выше обозначенной цепи, т.е. единиц, выступающих в качестве процессов, продуктов, средств, результатов и пр. какого-либо направления педагогического знания и практики.

Рассмотрим различные аспекты феномена «культура самостоятельной работы» [1-4].

Феноменологический смысл культуры самостоятельной работы обучающегося представляет собой совокупность формально-логических и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как

психолого-педагогическому феномену, обусловливающему формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе — это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр.

Широкий культурологический смысл культуры самостоятельной работы обучающегося представляет собой личностно и социально обусловленный процесс включения человека на объектном, индивидуальном, субъектном и личностном уровнях в поиск условий для проявления активности и креативности, гибкости и мобильности, состоятельности и продуктивности, способствующих получению, трансформации социального опыта, пополнению и преобразованию модели познания объективной реальности внутреннего и внешнего генеза, где нормальное распределение является фактором предельного выбора векторного или матричного преобразования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.