УДК 378.146
ББК 4448.028 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01
Гетман Наталья Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия», Министерство здравоохранения Российской Федерации; 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12, к. 357; e-mail: [email protected].
Котенко Евгения Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия», Министерство здравоохранения Российской Федерации; 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12, к. 357; e-mail: [email protected].
Петрухина Ольга Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», Министерство образования и науки Российской Федерации; 646099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14; e-mail: [email protected].
АУТЕНТИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аутентичные способы оценивания; технология оценивания; балльно-рейтинговая система.
АННОТАЦИЯ. Анализируются современные технологии аутентичного оценивания учебных достижений студентов медицинского вуза.
Getman Natalia Aleksandrovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Omsk State Medical Academy, Omsk, Russia.
Kotenko Evgenia Nikolayevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Omsk State Medical Academy, Omsk, Russia.
Petrukhina Olga Anatolievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia.
AUTHENTIC METHODS OF ASSESSMENT OF ACADEMIC STANDING OF STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY
KEYWORDS: authentic evaluation; authentic methods of assessment; rating system.
ABSTRACT. The article deals with modern technologies of authentic evaluation of academic standing of students of medical institution of higher learning.
Сегодня в мировом образовательном сообществе обсуждаются и апробируются различные виды оценки, форм и технологий контроля результатов образовательного процесса.
Современным контрольно-оценочным средством педагогического контроля становится аутентичное оценивание. Рассматривая различные источники, описывающие данное понятие, мы трактуем его как «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание», или «оценивание реальных достижений обучающихся». Аутентичные способы оценивания позволяют отразить абсолютные и относительные показатели достижений личности в образовательном процессе [2].
Объективна необходимость оказания помощи преподавателям высших образовательных учреждений в конструировании и использовании современных технологий оценивания для повышения качества образовательных услуг и самого образователь-
© Гетман Н. А., Котенко Е. Н., Петрухина О. А., 2015
ного процесса. Различные модели аутентичного оценивания направлены на выявление объективно существующего уровня сформированное™ профессиональных компетенций; трудностей усвоения учебного материала; развития мыслительной деятельности; критического отношения к учебной деятельности. Аутентичное оценивание позволяет сформировать культуру критического мышления, логику, умения анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать учебную информацию.
Рейтинговая система оценки знаний -один из аутентичных способов оценивания, основными принципами которого являются полнота представления учебного материала, определяемая введением обязательных и дополнительных баллов для определения рейтинга обучающегося.
Для оценивания самостоятельных работ, курсовых проектов, зачетных заданий, решения ситуационных задач и т. д. применяются обязательные баллы. Выполнение
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 1
23
творческих заданий, написание рефератов, участие в олимпиадах, конференциях, решение задач повышенной сложности, своевременное выполнение контрольных и учебных заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях поощряется дополнительными баллами.
Оценке рейтинга свойственны:
- относительность, проявляющаяся в том, что общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенных на ее изучение кредитов (часов), а также от значимости данной темы по сравнению с другими;
- открытость - такая система оценки позволяет обучающемуся быть более активным в образовательной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценке, стимулирует соревновательность в учебно-воспитательном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию, например на рынке труда;
- прозрачность - с помощью рейтинга всегда виден статус данного обучающегося на фоне учебной группы и легко определить, насколько приблизился в данный момент обучающийся к итоговой оценке, на которую рассчитывает;
- простота и доступность - рейтинговая система особенно хорошо будет работать, когда ее результаты начинают рассматривать как способ проявить себя в профессии, выделиться, обратить на себя внимание, быть привлекательным на рынке труда [1].
Таким образом, рейтинговая система оценки достижений обучающихся выявляет динамику формирования компетенций у каждого обучающегося на всех этапах учебного процесса; позволяет оценить уровень усвоения промежуточных и итоговых знаний, повышает значимость оценок, полученных обучающимся, отражает количество вложенного труда; повышает объективность оценки.
Предлагаемая система демонстрирует диапазон знаний и умений, сформированных компетенций обучающихся. Принцип добровольности обучения, а следовательно, и контроля результатов, переводит оценку в способ рационального определения личного рейтинга.
Зарубежный опыт применения балль-но-рейтинговой системы показывает, что при организации учебного процесса с использованием системы кредитов асинхронная схема его организации обеспечивает студентам свободу в выборе последовательности изучения вариативных учебных дисциплин основной образовательной программы по конкретному направлению подготовки или специальности. Успевающим студентам предоставляется возможность освоить образовательную программу за меньший, по сравнению с установленным
стандартом по избранному направлению или специальности, срок.
Несомненным преимуществом данной системы является участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана; предоставление студентам права выбора части учебных дисциплин; возможность выбора преподавателей, обеспечивающих учебный процесс; вовлечение тьюторов (академических консультантов) в учебный процесс с целью информирования студентов по вопросам содержания образовательной программы, составления семестровых индивидуальных учебных планов, контроля учебного процесса, успеваемости. Во многих медицинских вузах России уже введена балльно-рейтинговая система (БРС), при которой учебный процесс организуется с использованием кредитных и рейтинговых оценок, что позволяет обеспечить студенту благоприятные условия для освоения основной образовательной программы и получения по завершении обучения соответствующей степени и квалификации в полном соответствии с требованиями действующего законодательства [3].
Целью применения БРС является повышение качества подготовки высококвалифицированных кадров, побуждение студентов к самостоятельной мыслительной работе с учебным материалом, повышение интенсивности труда студентов в течение всего учебного года и объективности оценки их знаний, умений, навыков. В медицинской академии на ряде кафедр уже применяется данная система [5].
По дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» разработана и внедрена балльно-рейтинговая система оценивания, дающая возможность рассчитать фактический, текущий, рубежный, экзаменационный и итоговый рейтинги. В качестве контрольно-измерительных материалов, позволяющих оценить компетенции, освоенные обучающимися лечебного факультета в процессе изучения дисциплины «Пропедевтики внутренних болезней», выступают устный опрос, тестовые задания, клинические задачи, контрольные работы, промежуточная аттестация по владению физи-кальными методами исследования, учебная история болезни. Для каждого обучающегося разработана таблица успешности, куда заносятся его баллы за весь период освоения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» [5].
В дополнение к балльно-рейтинговой системе с учетом вышесказанного разработана система оценивания, которая позволяет определить уровень сформированности (знания, умения и владение) компонентов профессиональных компетенций в процессе промежу-
точной аттестации по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» у обучающихся по специальности «Лечебное дело». Для этого составлен экзаменационный пакет контрольно-оценочных средств, состоящий из паспорта экзаменационного пакета, заданий для экзаменующегося и пакета экзаменатора.
Разделы экзаменационной работы оцениваются определенным количеством баллов (высокий уровень освоения материалов получает максимальную оценку - з балла, средний уровень - 2 балла и низкий уровень -1 балл, если задание не выполнено - о баллов), которые студент может набрать (или не набрать) при выполнении заданий. Объективность оценивания обеспечивается тем, что ка-яедый раздел оценочной шкалы разбит на пункты, содержащие критерии оценки и имеющие определенное балльное выражение.
Нами критериально описаны конкретные дидактические единицы, которые необходимо освоить и продемонстрировать на экзамене студенту. Оценочный лист содержит образец балльных оценок за каждый пункт ответа (демонстрации) с указанием максимально возможного количества баллов по каждому пункту и разделу. Баллы, набранные студентом за каждый раздел, суммируются, итоговый балл трансформируется в отметку с использованием шкалы трансформации баллов. По результатам контроля студенту выставляются отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Эффективность критериального оценивания зависит не только от качества контрольно-измерительных материалов, но и от уровня овладения преподавателем инновационным инструментарием, тщательности анализа результатов контроля. Разработанные критерии помогают оценить качество образовательных достижений в процессе компе-тентностно ориентированного обучения.
Промежуточная аттестация по дисциплине заключается в объективном выявлении результатов обучения, которые позволяют определить степень соответствия действительных результатов обучения тем, которые запланированы в программе. Итоговый кон-
троль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление уровня усвоения обучающимися системы знаний, умений, овладений компетенциями, освоенными в результате изучения отдельной дисциплины. Промежуточная аттестация - это интегрирующий показатель, позволяющий оценить общие достижения обучающихся за весь период изучения дисциплины.
При подготовке к ней происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. Понимая, что профессиональные компетенции являются основой успешной профессиональной деятельности обучающегося, мы усовершенствовали критериальную базу оценивания их сформированное™ в процессе изучения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней».
Таким образом, в инновационных методах и технологиях, используемых в образовательном процессе высшей школы, акцент делается на позиции обучаемого, на отношении к нему со стороны преподавателя. Осознание этого позволяет выделить личностно ориентированные методы и технологии, при применении которых стержнем образовательной системы является личность студента, требование обеспечения комфортных условий его развития, реализации его природных потенциалов [4].
Подчеркнем следующее: аутентичное оценивание как актуальный способ оценивания активно применяется в практико-ориентированном образовании, т. е. происходит оценивание знаний, умений, сформированное™ компетенций студентов в ситуациях, приближенных к реальной жизни. Использование балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений в образовательном процессе вуза показало, что это способствует усилению профессиональной направленности деятельности студентов, интернов, ординаторов, слушателей центра последипломного образования, формированию их профессиональных компетенций, проектированию индивидуальной образовательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов И., Лазарев С., Ануфриенко С., Чмыхова Е., Усольцева И., Калинина Н. Психология и педагогика. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/ (дата обращения: 12.12.2014).
2. Гетман Н. А., Котенко Е. Н. Проектирование индивидуального образовательного маршрута в последипломном образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 40. С. 78-87.
3. Национальная доктрина образования Российской Федерации // Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе. URL: http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrinl.htm (дата обращения: 29.09.2014).
4. Суртаева Н. Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве : моногр. Омск : БОУДПО «ИРООО», 2009.
5. Усачева Е. В., Гетман Н. А. Оценивание уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся медицинского вуза // Омский науч. вестн. 2014. № 2 (126). С. 160-163.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. И. Раскина.