Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты индивидуализации и дифференциации обучения курсантов военных вузов войск национальной гвардии российской Федерации'

Теоретические и практические аспекты индивидуализации и дифференциации обучения курсантов военных вузов войск национальной гвардии российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL AND DIFFERENTIATED APPROACH / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDIVIDUALIZED TRAINING / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDIVIDUAL EDUCATION / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL QUALITIES / КОМПЕТЕНЦИЯ. / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Супрун Антон Сергеевич

В статье исследуется проблема индивидуализации и дифференциации обучения курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. В условиях перехода системы образования на федеральные государственные образовательные стандарты индивидуализация и дифференциация обучения рассматриваются в качестве эффективного механизма обеспечения достижения каждым курсантом намеченных целей освоения основных образовательных программ. Даны методологические основы индивидуализации и дифференциации обучения, определены особенности, сходства и различия этих двух понятий. Индивидуализация обучения наряду с дифференциацией работы с учащимися рассмотрены в качестве основы реализации принципа индивидуального подхода, а также как создающие необходимые условия для формирования профессионально значимых личностных качеств будущих офицеров, в основе которых лежит учет их индивидуальных особенностей и возможностей. Автор статьи приходит к выводу, что в процессе должным образом подготовленного и правильно организованного практического применения индивидуализации и дифференциации обучения повышается уровень знаний, умений, интерес обучающихся к освоению учебных дисциплин, но они, несомненно, являются довольно трудоемкими организационными формами, достаточно сложными для применения на практике, и требуют от преподавателя существенного багажа теоретических знаний, высокого педагогического мастерства, большого опыта, терпения и высокой и устойчивой мотивации к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Супрун Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical aspects of individualization and differentiation of training cadets of high schools of national guard troops of Russian Federation

The article deals with the problem of individualization and differentiation of cadets training in higher educational institutions of the troops of the national guard of Russia. Within the context of the transition of the education system to federal state educational standards, individualization and differentiation of training are considered as an effective mechanism for ensuring that each cadet achieves the goals of mastering the basic educational programs. The peculiarities of individualization and differentiation of training, the similarity and difference of these two concepts have been discussed. The article gives the methodological foundations of individualization and differentiation. Individualization of training along with differentiation of work with students is considered as a basis for implementing the principle of individual approach. Individualization and differentiation are assumed to create the necessary conditions for forming professionally significant personal qualities of future officers, based on the consideration of their individual characteristics and capabilities. We have concluded that the level of knowledge, skills, the students’ interest in mastering academic disciplines increase in the process of appropriately prepared and properly organized practical application of individualization and differentiation but these are undoubtedly rather labor-intensive organizational forms that are quite difficult to apply in practice, which means that the teacher has to possess substantial theoretical knowledge, high pedagogical skills, great experience, patience and high and stable motive education.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты индивидуализации и дифференциации обучения курсантов военных вузов войск национальной гвардии российской Федерации»

DOI: 10.18721/JHSS.9208 УДК 376.1/378

теоретические и практические аспекты индивидуализации и дифференциации обучения курсантов военных вузов войск национальной гвардии российской федерации

А.С. Супрун

Санкт-Петербургский военный инстиут войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация

В статье исследуется проблема индивидуализации и дифференциации обучения курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. В условиях перехода системы образования на федеральные государственные образовательные стандарты индивидуализация и дифференциация обучения рассматриваются в качестве эффективного механизма обеспечения достижения каждым курсантом намеченных целей освоения основных образовательных программ. Даны методологические основы индивидуализации и дифференциации обучения, определены особенности, сходства и различия этих двух понятий. Индивидуализация обучения наряду с дифференциацией работы с учащимися рассмотрены в качестве основы реализации принципа индивидуального подхода, а также как создающие необходимые условия для формирования профессионально значимых личностных качеств будущих офицеров, в основе которых лежит учет их индивидуальных особенностей и возможностей. Автор статьи приходит к выводу, что в процессе должным образом подготовленного и правильно организованного практического применения индивидуализации и дифференциации обучения повышается уровень знаний, умений, интерес обучающихся к освоению учебных дисциплин, но они, несомненно, являются довольно трудоемкими организационными формами, достаточно сложными для применения на практике, и требуют от преподавателя существенного багажа теоретических знаний, высокого педагогического мастерства, большого опыта, терпения и высокой и устойчивой мотивации к педагогической деятельности.

Ключевые слова: индивидуализация; дифференциация; индивидуальный и дифференцированный подход; индивидуализированное обучение; индивидуальное обучение; личностно-ориентированное образование; индивидуально-психологические качества; компетенция

Ссылка при цитировании: Супрун A.C. Теоретические и практические аспекты индивидуализации и дифференциации обучения курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9, № 2. С. 86—96. DOI: 10.18721/JHSS.9208

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF INDIVIDUALIZATION AND DIFFERENTIATION OF TRAINING CADETS OF HIGH SCHOOLS OF NATIONAL GUARD TROOPS OF RUSSIAN FEDERATION

A.S. Suprun

St. Petersburg military institut of Russian national guard forces, St. Petersburg, Russian Federation

The article deals with the problem of individualization and differentiation of cadets training in higher educational institutions of the troops of the national guard of Russia. Within the context of the transition of the education system to federal state educational standards, individualization and differentiation of training are considered as an effective mechanism for ensuring that each cadet achieves the goals of mastering the basic educational programs. The peculiarities of individualization and differentiation of training, the similarity and difference of these two concepts have been discussed. The article gives the methodological foundations of individualization and differentiation. Individualization of training along with differentiation ofwork with students is considered as a basis for implementing the principle of individual approach. Individualization and differentiation are assumed to create the necessary conditions for forming professionally significant personal qualities of future officers, based on the consideration of their individual characteristics and capabilities. We have concluded that the level of knowledge, skills, the students' interest in mastering academic disciplines increase in the process of appropriately prepared and properly organized practical application of individualization and differentiation but these are undoubtedly rather labor-intensive organizational forms that are quite difficult to apply in practice, which means that the teacher has to possess substantial theoretical knowledge, high pedagogical skills, great experience, patience and high and stable motive education.

Keywords: individualization; differentiation; individual and differentiated approach; individualized training; individual education; personality-oriented education; individual psychological qualities; competence

Citation: A.S. Suprun, Theoretical and practical aspects of individualization and differentiation of training cadets of high schools of national guard troops of Russian Federation, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 9 (2) (2018) 86-96. DOI: 10.18721/JHSS.9208

Введение

Проблематика индивидуализации и дифференциации в обучении курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации, несомненно, является одной из самых актуальных и злободневных в течение многих лет в педагогической теории и практике. Переход системы образования к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) обусловил рассмотрение освоения основных образовательных программ

дифференциации и индивидуализации обучения в качестве эффективного механизма обеспечения достижения каждым обучающимся намеченных целей.

Постановка проблемы и цели исследования

Обучение в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии российской Федерации сегодня ориентировано главным образом на среднестатистического курсанта. Концентрация педагогических усилий на индивидуальных

особенностях отдельно взятого курсанта, уровне его интеллектуального развития, его мотивации и других интересах, на особенностях восприятия им учебного материала, а также скорости и глубине его усвоения на практике отмечается очень редко.

Этот фактор, несомненно, служит одной из главных причин того, что менее подготовленные курсанты часто не выдерживают среднего темпа работы в учебной группе, в то время как сильные ученики начинают утрачивать интерес к предмету и даже иногда оказываются в числе отстающих. В этой связи проблематика дифференцированного и индивидуализированного обучения предстает актуальной, требует пристального изучения.

Результаты исследования

Проблематика учета индивидуальных особенностей обучающихся в учебно-воспитательном процессе отнюдь не нова. Об индивидуальном подходе и его роли в развитии личности писали такие корифеи педагогической мысли, как В.П. Вахтеров,В.В. Зеньковский,Н.К. Крупская, A.B. Луначарский, П.Ф. Каптерев [1].

Сегодня в педагогических трудах различных авторов наряду с терминами «индивидуализация обучения» и «дифференциация обучения» распространены и такие понятия, как «индивидуализированное обучение», «индивидуальный подход» и «дифференцированный подход», «индивидуальное обучение», причем единства в толковании сущности этих понятий часто нет.

В целях раскрытия специфики и особенностей индивидуализации и дифференциации в процессе обучения курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации в первую очередь необходимо решить следующие основные задачи:

1) выделить различия и сходства понятий «индивидуализация обучения» и «дифференциация обучения»;

2) определить специфику и основные особенности индивидуализации обучения;

3) раскрыть основополагающие особенности дифференциации обучения в учебных группах и на основе этого выделить ее достоинства и недостатки;

4) определить основные и наиболее применимые в условиях обучения курсантов военных образовательных организаций высшего обра-

зования войск национальной гвардии Российской Федерации методы и приемы индивидуализации и дифференциации.

Сначала нужно разобраться в том, как трактуют в своих трудах понятия «индивидуализация» и «дифференциация» корифеи педагогической науки, занимавшиеся исследованием данной проблемы.

В Российской педагогической энциклопедии даны следующие трактовки интересующих нас понятий.

«Индивидуализация обучения — это организация учебного процесса, при которой осуществляется учет индивидуальных особенностей обучающихся и создаются условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика»1.

«Дифференциация — это форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, которая характеризуется учетом их склонностей, интересов, проявившихся способностей»2.

Исследователь И.Э. Унт в работе «Индивидуализация и дифференциация обучения» представляет такие трактовки данных понятий:

Индивидуализация — это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Дифференциация — учет индивидуальных особенностей обучающихся в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам [2, с. 31].

В своих работах И.Э. Унт говорит о необходимости разделения категорий «индивидуализация обучения» и «индивидуальный подход». Индивидуальный подход представляет собой один из дидактических принципов обучения, в то время как индивидуализация обучения является практическим осуществлением этого принципа, характеризующимся своими организационными формами и методами.

1 Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Науч. об-во, 1993. С. 359.

2 Там же. С. 276.

Кроме того, И.Э. Унт раскрывает новые черты понятия «индивидуализация» и предлагает осуществлять варьирование не только форм, методов и приемов обучения, но также и самого содержания образования, что предполагает корректировку учебных программ и планов, а также учебного материала.

Индивидуализация обучения включает в себя дифференциацию учебного материала, а также конструирование заданий различных уровней трудности и объема, систему мероприятий по организации учебного процесса в отдельно взятых учебных группах, которые учитывают индивидуальные особенности каждого обучающегося, а следовательно, понятия «индивидуализация» и «внутренняя дифференциация» по существу являются тождественными.

Авторы педагогической энциклопедии и И.Э. Унт одинаково трактуют в своих работах индивидуализацию и видят ее в основном как учет индивидуальных особенностей обучающихся в процессе обучения. А вот дифференциацию обучения они видят всё же по-разному: у И.Э. Унт основной акцент сделан на группировке обучающихся с учетом их различных индивидуальных особенностей для отдельного обучения, у авторов педагогической энциклопедии — на учете индивидуальных особенностей и интересов обучающихся без разделения их на группы.

В научных работах Е.С. Рабунского и А.А. кирсанова под индивидуализацией обучения подразумевается и деятельность преподавателя. Схожая точка зрения нашла отражение в работе В.М. Гольхового [3]: под индивидуализацией он понимает наиболее полный учет возрастных и психических особенностей, индивидуальных умственных возможностей и способностей обучающихся, а также организацию всего процесса обучения.

в качестве методологической основы индивидуализации и дифференциации, несомненно, следует рассматривать концепцию личностно-ориентированного образования, главной целью которого является развитие в обучающемся личности.

В своих трудах В.В. Сериков говорит о развитии способности быть личностью: выбирать жизненные смыслы и принципы, принимать решения, отвечать за свои слова и поступки, быть самостоятельным, внутренне свободным,

инициативным и творческим, владеть собой, т. е. совершать «собственно личностные действия» [См., например: 4].

На наш взгляд, перечисленные выше качества личности, бесспорно, являются профессионально значимыми для курсанта военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии российской Федерации как для будущего офицера.

Основой личностно-ориентированного образования выступает создание специфических педагогических ситуаций, ставящих обучаемого в ситуацию, в которой необходимо проявить себя как личность, потому что при этом существенным образом затрагиваются вопросы его статуса, признания, а также самоопределения.

Эти ситуации инициируют запуск механизмов личностного развития на основе ревизии прежней системы ценностей и апробации на практике новых моделей поведения. наиболее характерными критериями осуществления личностно-ориентированного образования, по мнению В.В. Серикова, являются «включение в деятельность через самостоятельный выбор и обретение опыта поиска смысла, презентации собственного „я", проявление собственной позиции при решении жизненно-практических задач, самоорганизация, самообразование» [Там же. С. 9].

При рассмотрении вопроса о целях индивидуализации обучения необходимо отметить, что практически все авторы научных исследований в этой области видят данную проблему по-разному. Например, И.Э. Унт основными дидактическими и воспитательными целями индивидуализации обучения считает:

• повышение успеваемости;

• улучшение отношения к трудовой деятельности;

• воспитание чувства ответственности и долга;

• развитие у обучающегося индивидуальных познавательных интересов, а также способностей и талантов на основе учета его возможностей.

кроме того, исследователь высказывает мнение, что индивидуальные занятия позволят повысить уровень умений самостоятельно работать, а это немаловажно для самообразования каждого человека [2, с. 6].

Исследователи Ю.К. Бабанский [5] и М.И. Махмутов главной целью индивидуализа-

ции обучения считают предупреждение отставания слабоуспевающих учеников в усвоении знаний и умений. При помощи индивидуального подхода они предлагают выяснять пробелы в знаниях обучающихся, затем выявлять причины отставания и на основе этого искать пути подхода к каждому ученику.

Изучив вопрос о целях индивидуализации обучения, можно сделать вывод, что индивидуализация обучения способствует формированию и развитию личности каждого обучаемого на фундаменте учета его индивидуальных качеств.

В результате исследования различных подходов к проблеме можно вычленить ряд индивидуальных качеств, которые максимально определяют эффективность и результативность обучения:

• общие и специальные способности (обучаемость, способность к творчеству);

• учебные умения (познавательная самостоятельность);

• обученность (уровень предварительных знаний);

• мотивы самообразования (потребность личности в образовании и развитии, признание обществом значимости деятельности индивидуума, стремление к обеспечению себе определенного стиля жизнедеятельности, получению духовного или материального вознаграждения);

• работоспособность (состояние человека, которое определяется возможностью физиологических и психических функций организма, характеризующее его способность к выполнению конкретного количества работы установленного качества за определенный временной промежуток);

• познавательные интересы (интерес к учебной деятельности, приобретению знаний, науке);

• память (быстрота и прочность запоминания);

• индивидуальный стиль деятельности (активность, эмоциональность, саморегуляция и мотивированность);

• глубина и прочность усвоения знаний (образование у обучающихся устойчивых зна-ниевых структур, которые отражают объективную реальность, когда обучающиеся способны актуализировать, а также использовать полученные знания).

существенное положение в структуре индивидуализации обучения занимает дифферен-

циация. Часто дифференциация обучения рассматривается как создание групп обучающихся, которые отличаются на основе тех или иных признаков (содержание учебного материала, уровень учебных требований, форма обучения, интересы, возраст, профильная направленность и др.) (Г.Д. Глейзер, A.A. Кирсанов, В.А. Чистякова, И.Э. Унт, И.С. Якиманская).

Но есть и гораздо более развернутые определения дифференциации (Д.И. Бэлэнел, И.Н. Вольхина), которые включают, например, «разделение, расслоение, расчленение процесса передачи и усвоения знаний, умений и навыков на различные части, формы и ступени» (Д.И. Бэлэнел). Это определение, на наш взгляд, предполагает разделение на части, формы, а также ступени учебной группы, учебного материала, коллектива преподавателей, задач обучения.

Исследователь И.М. Осмоловская [6] считает, что дифференцированное обучение — это учет индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах, а индивидуализация — это предельный вариант дифференциации, при котором построение учебного процесса осуществляется с учетом особенностей каждого отдельно взятого ученика, а не групп.

В своих исследованиях В.А. Челноков [7] обосновывает необходимость дифференциации обучения следующим:

• нужно преодолеть негативное отношение части обучающихся к учебе с использованием в этих целях их интересов и склонностей;

• надо создать наиболее благоприятные условия для выявления и максимального развития задатков обучающихся;

• непрерывное возрастание объема учебного материала приводит к тому, что изучение его всеми обучающимися на одном уровне становится невозможным.

Дифференцировать обучение можно также и на основе характера индивидуальных психических особенностей обучающихся, а образовывать учебные группы — на основе учета индивидуальных способностей, склонностей, мотивов, подготовленности к обучению.

Кроме того, дифференцирование обучения возможно на основе способа организации познавательной деятельности обучающихся. На этой основе принято различать фронталь-

ное, групповое, индивидуальное обучение или их сочетания. Можно также дифференцировать учебный процесс по элементам системы управления и вести в этом случае речь об обучении, которое организовано по разным учебным планам и программам (Г.Д. Глейзер).

Стоит отметить, что независимо от того, по какому бы из вышеперечисленных принципов ни проводилось разделение компонентов процесса обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии российской Федерации, как дифференциация, так и индивидуализация обучения создают необходимые условия для формирования профессионально значимых личностных качеств будущих офицеров, в основе которых лежит учет их индивидуальных особенностей и возможностей.

В современной педагогической практике применяются главным образом следующие организационные формы дифференциации обучения:

1. Внешняя дифференциация, подразумевающая деление обучающихся по возрастным характеристикам, интересам, уровню успеваемости и т. д. Главными формами здесь выступают специальные школы, а также классы с каким-либо уклоном, факультативы по интересам, классы выравнивания.

В образовательном процессе военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии российской Федерации это находит свое отражение в основном в деятельности военно-научных обществ курсантов по тем или иным предметам учебной программы.

Одной из основных форм внешней дифференциации обучения выступают факультативные занятия следующих видов:

• факультативные курсы, которые компенсируют интересы обучающихся по непрофилирующим предметам при дифференцированном обучении;

• факультативные курсы повышенного типа, основными целями которых являются дальнейшая профессиональная ориентация и углубление ранее полученных знаний;

• факультативные курсы, носящие прикладной практический характер.

Все вышеперечисленные виды факультативных занятий успешно применяются в образовательном процессе военных образователь-

ных организаций высшего образования войск национальной гвардии российской Федерации, они не только способствуют повышению уровня знаний курсантов, но и обеспечивают их индивидуальное развитие.

2. Внутренняя дифференциация, подразумевающая деление обучаемых на более мелкие группы внутри каждой учебной группы по разным признакам, например по степени продвижения в обучении или по признакам сочетания сходных индивидуально-психологических качеств3.

Осуществляется внутренняя дифференциация главным образом по следующим направлениям:

а) по содержанию учебного материала и глубине его проработки на занятиях;

б) предъявляемым к обучающимся требованиям и степени помощи им в целях обеспечения достижения максимально высоких личных результатов.

В образовательном процессе военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии российской Федерации внутренняя дифференциация также имеет место, но в основном она осуществляется по инициативе преподавателя и за счет его педагогического мастерства. делается это в целях более качественного и полного усвоения группой учебного материала, нормативно же этот процесс нигде не закреплен.

В образовательном процессе, в том числе и в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии российской Федерации, индивидуализация обучения наряду с дифференциацией работы с обучающимися выступает в качестве основы реализации принципа индивидуального подхода4.

учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что сходство таких педагогических явлений, как индивидуализация и дифференциация обучения, состоит главным образом в том, что в обоих случаях обучение направлено на личность курсанта, а также на его индивидуальные гностические и психологические особенности,

3 Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке: учеб. пособие. Новгород, Изд-во НГПИ, 1972. С. 5—6.

4 Там же. С. 3.

в то время как их основное отличие заключается в том, что в ходе индивидуализации педагог воздействует на каждого конкретного обучающегося, а при дифференциации — на группы обучающихся, формируемые по сходным признакам.

Образовательный процесс в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации строго подчинен определенным закономерностям, знание которых педагогом, несомненно, поможет ему найти эффективные методы и приемы обучения и наиболее целесообразно организовать процесс обучения. К числу таких закономерностей относится неравномерный характер усвоения учебного материала, формирования и развития ключевых компетенций будущих офицеров войск национальной гвардии обучающимися в одной учебной группе, что вызывает необходимость индивидуализации учебной работы.

Непременно следует учитывать, что огромное влияние на курсанта имеет его психическое состояние в процессе проведения учебного занятия: заинтересованность либо апатия; увлеченность либо безразличие; сосредоточенность либо рассеянность; умственное напряжение или же расслабленность; удивление и радость либо недоумение и скука и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях активизации необходимых для успешного освоения учебного материала психических состояний нужно в первую очередь использовать индивидуальный подход к обучающимся, который должен представлять собой целую систему воспитания личности курсанта военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации.

Первоочередные цели индивидуализации обучения — недопущение появления пробелов в знаниях обучающихся, обеспечение максимально продуктивной работы каждого из них, полная мобилизация их способностей, склонностей и интересов [8, с. 9]. Суть этого подхода состоит отнюдь не в приспособлении содержания обучения к индивидуальным особенностям развития и подготовки отдельных обучающихся.

обязательно следует учитывать также, что в ходе практического использования термина «индивидуализация обучения» почти всегда подразумевается индивидуализация

относительная, а не абсолютная. На практике в процессе обучения в военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации индивидуализация всегда носит относительный характер по следующим основным причинам:

1) внимание уделяется главным образом индивидуальным особенностям не каждого отдельного обучаемого, а группе обучаемых, которые обладают приблизительно сходными характеристиками;

2) учитываются в основном только наиболее известные особенности обучаемых, а также их комплексы, преимущественно важные с точки зрения обучения (речь здесь идет в большей мере об общих умственных способностях);

3) часто внимание уделяется некоторым свойствам или состояниям лишь тогда, когда именно это важно для конкретного обучающегося (например, способностям и талантам в определенной сфере);

4) индивидуализация носит в основном эпизодический характер в определенном виде учебной работы и практически всегда взаимосвязана с неиндивидуализированной работой, т. е. находит свое отражение не во всем объеме учебной деятельности [2, с. 34].

В процессе осуществления индивидуализации обучения предполагается организация учебного процесса, при которой в обязательном порядке необходимы тематическое и перспективное планирование, так как преподаватель по окончании изучения темы должен обеспечить усвоение заданных компетенций каждым обучаемым, поурочное планирование здесь абсолютно неприменимо и себя никоим образом не оправдывает.

Во время учебной работы над какой-либо темой или же конкретного занятия преподавателю в первую очередь необходимо определиться с объемом компетенций, подлежащих формированию и развитию, а затем на основе этого приступить к подбору текстов, упражнений для обучающихся различных групп (в первую группу входят самые способные из них, во вторую — средних способностей, в третью — отстающие) и заранее выбрать методику работы с каждой из этих групп. По окончании ознакомления с очередным материалом, подлежащим изучению на занятии, преподаватель очерчивает обязатель-

ный минимум компетенций, который подлежит усвоению всеми обучающимися. Этот материал должен быть включен в рабочий вариант заданий, предназначенных для обучаемых второй группы, а для обучаемых первой группы необходимо осуществлять подбор дополнительного материала в целях предупреждения их «застоя» и потери интереса к обучению и последующей стагнации.

При индивидуализации учебной работы требуется учет некоторых особенностей обучающихся, к числу которых следует отнести:

• обучаемость (включает в себя и общие умственные, и специальные способности);

• учебные умения (приемы умственной деятельности, а также способы самостоятельного приобретения знаний, навыков, умений);

• обученность (система знаний, умений и навыков, которая соответствует ожидаемому результату обучения);

• познавательные интересы (интересы к учебной деятельности, приобретению знаний, науке).

При осуществлении процесса индивидуализации обучения реализуются следующие цели и задачи обучения:

• формирование у обучающихся универсальных учебных действий на уровне «выпускник получит возможность научиться»;

• углубление и расширение знаний обучающихся на основе их интересов и специальных способностей;

• формирование и развитие умений учиться, логического мышления и креативности;

• формирование фундамента для развития интересов и специальных способностей обучающихся;

• учет познавательных интересов обучающихся и обеспечение побуждения новых;

• поддержание и повышение учебной мотивации;

• воспитание личности обучающегося.

Индивидуализация обучения должна являться составной и неотъемлемой частью учебного процесса, в ее фокусе должен находиться каждый курсант, вне зависимости от уровня текущей успеваемости. Основополагающая цель индивидуализации обучения состоит в стимулировании положительной и устойчивой мотивации обучающихся к освоению учебной программы, а также в обеспечении максимально эффективной работы на занятии каждого из

них и предотвращении возникновения пробелов в знаниях курсантов.

Характеризуя дифференцированное обучение курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии российской Федерации, необходимо отметить, что оно заключается в процессе обучения, подразумевающем углубленное исследование индивидуальных особенностей обучаемых, их классификацию по достаточно однородным группам, а также организацию работы этих групп над выполнением специфических учебных заданий, способствующих их умственному и нравственному развитию [9, с. 7].

В своих работах И.М. Осмоловская говорит о том, что необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий [6, с. 5]. В условиях реализации классно-урочной системы, если педагог не будет использовать дифференциацию, учебный процесс будет организован практически одинаково для всех обучающихся, и вследствие этого он окажется для них не одинаково продуктивен и эффективен. Обучающиеся, несомненно, обладают различными общими интеллектуальными особенностями и степенью обучаемости: кто-то из них способен чрезвычайно быстро усвоить новый материал, а кому-то необходимо существенно больше времени для его усвоения и большее число повторений для его закрепления, для одних предпочтительнее аудиальное восприятие учебного материала, для других — визуальное. Некоторые обучающиеся имеют прекрасно развитое логическое мышление и очень успешно усваивают предметы естественно-математического цикла, однако при этом они совсем не испытывают склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам, или же наоборот. Настолько различающихся по своей природе индивидов нельзя обучать одинаково, потому что эффективность и результативность образовательного процесса при этом существенно снизится.

В научных трудах Е.А. Юниной предложены следующие основания для внутренней дифференциации обучающихся:

• неодинаковость скорости и глубины усвоения информации, являющаяся естественной, поскольку все обучающиеся разные;

• процесс усвоения информации бывает эффективным и неэффективным;

• необходимость своевременного выявления причин неэффективного усвоения информации;

• неэффективность усвоения порождает отставание и низкую успешность обучающихся;

• дифференциация осуществляется не по отставанию (сильные/слабые обучающиеся), а на основе причин отставания в усвоении (тип мышления, уровень понимания, канал восприятия и т. д.);

• причины отставания следует рассматривать как основания для дифференциации;

• деление на группы представляет собой следствие дифференциации по причинам отставания.

Заключение

В заключение следует в очередной раз отметить, что индивидуализация и дифференциация — это чрезвычайно схожие, однако всё же различные понятия. Их главным сходством является то, что процесс обучения при их практическом применении прежде всего нацелен на личность курсанта и его индивидуальные психологические и познавательные особенности. основным их различием выступает направленность педагогических воздействий: при индивидуализации преимущественно на конкретного обучающегося, при дифференциации главным образом на группы обучающихся, которые сформированы на основании сходных признаков.

С внедрением компьютеров в учебный процесс военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации открываются новые пути разрешения проблемы индивидуализации обучения. При использовании компьютера может быть разрешено фундаментальное противоречие образовательного процесса — индивидуализация обучения в условиях его всеобщности.

Использование в обучении компьютерной техники открывает огромные ресурсы для индивидуализации темпа изучения материала, а также дает возможность для варьирования объема выполняемой работы и мер помощи в случае возникновения у обучающихся каких-либо затруднений. По мнению В.П. Беспалько, следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для

успешного изучения учебного материала всеми обучающимися, хотя и за разное время [10].

Проводя обобщение мнений исследователей, можно сделать вывод, что в качестве главной движущей силы индивидуализации и дифференциации следует рассматривать существующее противоречие между «одинаковостью содержания общего образования и индивидуальными потребностями и особенностями обучающихся» [11].

Не стоит списывать со счетов и ряд других противоречий педагогического процесса, к примеру между объективными требованиями, которые предъявляются к учению, и направленностью личности обучающегося, которая проявляется в отношении к данным требованиям; между выдвигаемыми учебными задачами и имеющимся в данный момент уровнем знаний и умений обучаемого.

к сожалению, широкое и повсеместное внедрение индивидуализации и дифференциации в процесс обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации затруднено по целому ряду объективных и субъективных причин. Такими причинами являются:

• недостаточное развитие у обучаемых умения самостоятельно работать (И.Э. Унт [12], В.Ф. Харьковская [13]);

• недостаточное учебно-дидактическое обеспечение организации самостоятельной работы (А.Ж. Жафяров [14], В.А. Аникеев [15]);

• недостаточность средств для глубокого изучения индивидуальных особенностей обучающихся.

основными причинами недостаточно высокой эффективности обучения в процессе организации индивидуализации являются также недостаточное использование педагогами результатов текущего контроля, несвоевременность внесения оперативных корректив в средства педагогического воздействия. Сюда можно включить недостаточное число методических рекомендаций по эффективному сочетанию индивидуальной, коллективной и групповой форм работы. В.А. Аникеев, проведя исследовательскую работу по выявлению условий эффективной реализации индивидуального подхода, пришел к выводу, что причина недостаточной реализации индивидуализации на практике —

недостаточное внимание к «содержательной и методической сторонам обучения» [15].

В результате в учебном процессе военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации индивидуализация и дифференциация обучения часто выступают лишь в роли «добавки» к традиционным методам и организационным формам учебной работы с курсантами.

Выводы:

1. Сходство таких педагогических явлений, как индивидуализация и дифференциация обучения, заключается главным образом в том, что в обоих случаях обучение направлено на личность курсанта, а также на его индивидуальные гностические и психологические особенности. Основное отличие состоит в том, что в ходе индивидуализации педагог воздействует на каждого конкретного обучающегося, в то время как в процессе дифференциации — на группы обучающихся, которые формируются по сходным признакам.

2. Индивидуализация обучения должна являться составной и неотъемлемой частью учеб-

ного процесса, в ее фокусе должен находиться каждый обучающийся, вне зависимости от уровня текущей успеваемости. Основополагающая цель индивидуализации обучения состоит в стимулировании положительной и устойчивой мотивации обучающихся к освоению учебной программы, а также в обеспечении максимально эффективной работы на занятии каждого из них и предотвращении возникновения пробелов в их знаниях.

3. В процессе должным образом подготовленного и правильно организованного практического применения индивидуализации и дифференциации возможно повышение уровня знаний, умений, интереса обучающихся к освоению учебных дисциплин, но они, несомненно, являются довольно трудоемкими организационными формами, достаточно сложными для применения на практике, и, конечно же, требуют от преподавателя существенного багажа теоретических знаний, высокого педагогического мастерства, большого опыта, терпения и высокой и устойчивой мотивации к педагогической деятельности.

список литературы

1. Пильбух Ю.3. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. 1994. № 5. С. 80-83.

2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.

3. Гольховой В.М. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в условиях заочно-очных форм обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 16 с.

4. Сериков В.В. Личностный подход к образованию: от концепции к технологии и опыту // Тез. докл. на городской науч.-практ. конф. (Волгоград, 28-29 апреля 1998 г.) / сост. Т.В. Елисеева. Волгоград: Перемена. 1998. 180 с.

5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1997. 184 с.

6. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии : МОДЭК, 1998.

7. Челноков В.А. Уровневая дифференциация обучения учащихся средней общеобразовательной и профессиональной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. казань. 1996. 20 с.

8. Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников: сб. ст. / науч.

ред. А.А. Кирсанов. Казань: Изд-во Казанского гос. пед. ин-та, 1980.

9. Чередов И.М. О дифференциации обучения на уроках: моногр. Омск, 1973.

10. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989. 143 с.

11. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982. 224 с.

12. Унт И.Э. Концепция индивидуализации обучения в дидактических экспериментах и в школьной практике Эстонской ССР // Актуальные проблемы индивидуализации обучения: матер. научн. симп. (Тарту, 13-14 октября 1969 г.). Тарту, 1970. С. 7-10.

13. Харьковская В.Ф. Индивидуальный подход к слабоуспевающим школьникам в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1974. 28 с.

14. Жафяров А.Ж. Дистантная система образования: концепция и опыт ее реализации в педвузах и школах. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995. 19 с.

15. Аникеев В.А. Условия эффективной реализации индивидуального подхода в обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 26 с.

Супрун Антон Сергеевич

E-mail: scarsystems@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2017г.

references

[1] Yu.Z. Gilbukh, [Ideas of differentiated education in Russian pedagogy], Pedagogy, 5 (1994) 80—83.

[2] I.E. Unt, Individualizatsiya i differentsiatsiya obucheniya [Individualization and differentiation of education], Pedagogy, Moscow, 1990.

[3] V.M. Golkhovoy, Individualizatsiya uchebnoy deyatel'nosti uchashchikhsya kak osnova differentsiro-vannogo obucheniya matematike v usloviyakh zaochno-ochnykh form obucheniya [Individualization of educational activity of students as a basis for differentiated instruction in mathematics in the conditions of correspondence-face forms of training], abstr. cand. diss., Moscow, 1997.

[4] V.V. Serikov, Lichnostnyy podkhod k obrazo-vaniyu: ot kontseptsii k tekhnologii i opytu [Personal approach to education: from concept to technology and experience], in: Tezisy doklada gorodskoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii [Abstracts of the report of the city scientific-practical conf.] (Volgograd, Apr. 28—29, 1998), Peremena, Volgograd, 1998.

[5] Yu.K. Babanskiy, Optimizatsiya protsessa obucheniya [Optimization of the learning process], Pedagogy, Moscow, 1997.

[6] I.M. Osmolovskaya, Organizatsiya differentsi-rovannogo obucheniya v sovremennoy obshche-obrazovatel'noy shkole [Organization of differentiated education in the modern secondary school], Institut prak-ticheskoy psikhologii, [Institute of Practical Psychology], MODEK Publ., Moscow, 1998.

[7] V.A. Chelnokov, Urovnevaya differentsiatsiya obucheniya uchashchikhsya sredney obshcheobrazovatel'noy i professional'noy shkoly [Level differentiation of education of students of secondary general and vocational schools], abstr. cand. diss., Kazan', 1996.

[8] A.A. Kirsanov (ed.), Psikhologicheskiye osnovy individualizatsii uchebnoy deyatel'nosti shkolnikov [Psy-

chological bases of individualization of educational activity of schoolchildren], Kazan', 1980.

[9] I.M. Cheredov, O differentsiatsii obucheniya na urokakh [On the differentiation of learning in the classroom], Omsk, 1973.

[10] V.P. Bespalko, Yu.G. Tatur, Sistemno-meto-dicheskoye obespecheniye uchebno-vospitatel'nogo protsessa podgotovki spetsialistov [system-methodical support of the educational process of training specialists], Vysshaya shkola [High school], Moscow, 1989.

[11] A.A. Kirsanov, Individualizatsiya uchebnoy deyatel'nosti kak pedagogicheskaya problema [Individualization of educational activity as a pedagogical problem], Kazanskiy univ. Publ., Kazan', 1982.

[12] I.E. Unt, Kontseptsiya individualizatsii obu-cheniya v didakticheskikh eksperimentakh i v shkol'noy praktike Estonskoy SSR [The concept of individualization of teaching in didactic experiments and in the school practice of the Estonian SSR], in: Aktual'nyye problemy individualizatsii obucheniya [Actual problems of individualization of training], materials of the scientific symp. (Tartu, Oct. 13-14, 1969), Tartu, 1970, pp. 7-10.

[13] V.F. Kharkovskaya, Individual'nyy podkhod k slabouspevayushchim shkol'nikam v protsesse obuche-niya [Individual approach to weak students in the learning process], abstr. cand. diss., Moscow, 1974.

[14] A.Zh. Zhafyarov, Distantnaya sistema obrazo-vaniya: kontseptsiya i opyt yeye realizatsii v pedvuzakh i shkolakh [Distant educational system: the concept and experience of its implementation in the teacher training Universities and schools], NGPU Publ., Novosibirsk, 1995.

[15] V.A. Anikeyev, Usloviya effektivnoy realizatsii individual'nogo podkhoda v obuchenii [Conditions for the effective implementation of an individual approach to teaching], abstr. cand. diss., Moscow, 1997.

Suprun Anton S.

E-mail: scarsystems@mail.ru

Received 26.09.2017.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.