Научная статья на тему 'Методологические основы применения информационных библиотечных ресурсов для индивидуализации обучения в магистратуре'

Методологические основы применения информационных библиотечных ресурсов для индивидуализации обучения в магистратуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ / ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ РЕСУРСОВ / APPLICATION OF INFORMATION LIBRARY RESOURCES / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБЫ / INDIVIDUALIZED INFORMATION AND TECHNICAL SERVICES / ВСТРОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ / IN-BUILT TRAINING AND RESEARCH SERVICES / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРВИС / INFORMATION SERVICE / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНСУЛЬТАНТ БИБЛИОТЕКИ / AN INFORMATION LIBRARY CONSULTANT / INDIVIDUALIZED MASTER'S TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цюнцюн Кан

В статье содержится теоретико-методологический анализ различных подходов к определению сущности и проблем организации индивидуализированного обучения в магистратуре. Автор представляет различные определения понятий «личность», выработанные отечественными и зарубежными учеными и предлагает авторское определение понятия «индивидуализация». В статье также разведены понятия «персонализация», «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Автор выделяет преимущества и недостатки индивидуализированного обучения, предлагает модернизировать индивидуализированный образовательный процесс за счет применения информационных библиотечных ресурсов. Были рассмотрены возможности информационных библиотечных ресурсов для индивидуализации обучения в магистратуре. Автор предлагает создать индивидуализированную информационную и техническую службы, выделяя два режима обслуживания: встроенные учебные услуги и исследовательские услуги. Автор предусматривает создание индивидуализированной платформы индивидуализированного сервиса, посредством которого осуществляется разработка новой модели организации индивидуализированного образовательного процесса с участием сотрудника библиотеки в роли информационного консультанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цюнцюн Кан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological bases of information library resources application for individualized master's training

The article contains a theoretical and methodological analysis of various approaches to determining the essence and problems of individualized Master's training. The author presents various definitions of the concepts of “personality”, developed by national and foreign scientists and offers the author's definition of the concept of “individualization”. In the article the concepts of “personalization”, “differentiation” and “individualization” of training are also differentiated. The author emphasizes the advantages and disadvantages of individualized training, and proposes modernizing the individualized educational process through the use of information library resources. The capabilities of information library resources for individualization of training in the Master's program were considered. The author proposes creating an individualized information and technical service, highlighting two modes of service: built-in training services and research services. The author envisages the creation of an individualized platform an individualized service through which a new model of organizing an individualized educational process is implemented with the help of a library employee as an information consultant.

Текст научной работы на тему «Методологические основы применения информационных библиотечных ресурсов для индивидуализации обучения в магистратуре»

УДК 378

Кан Цюнцюн

аспирант педагогического факультета Московского государственного университета; e-maiL: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ

В статье содержится теоретико-методологический анализ различных подходов к определению сущности и проблем организации индивидуализированного обучения в магистратуре. Автор представляет различные определения понятий «личность», выработанные отечественными и зарубежными учеными и предлагает авторское определение понятия «индивидуализация». В статье также разведены понятия «персонализация», «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Автор выделяет преимущества и недостатки индивидуализированного обучения, предлагает модернизировать индивидуализированный образовательный процесс за счет применения информационных библиотечных ресурсов. Были рассмотрены возможности информационных библиотечных ресурсов для индивидуализации обучения в магистратуре. Автор предлагает создать индивидуализированную информационную и техническую службы, выделяя два режима обслуживания: встроенные учебные услуги и исследовательские услуги. Автор предусматривает создание индивидуализированной платформы - индивидуализированного сервиса, посредством которого осуществляется разработка новой модели организации индивидуализированного образовательного процесса с участием сотрудника библиотеки в роли информационного консультанта.

Ключевые слова: индивидуализация обучения в магистратуре; применение информационных библиотечных ресурсов; индивидуализированные информационная и техническая службы; встроенные учебные и исследовательские услуги; информационный сервис; информационный консультант библиотеки.

Kang Qiongqiong

Postgraduate student, PedagogicaL facuLty of Moscow State University; e-maiL:[email protected]

METHODOLOGICAL BASES OF INFORMATION LIBRARY RESOURCES APPLICATION FOR INDIVIDUALIZED MASTER'S TRAINING

The articLe contains a theoreticaL and methodoLogicaL anaLysis of various approaches to determining the essence and probLems of individuaLized Master's training. The author presents various definitions of the concepts of "personaLity", deveLoped by nationaL and foreign scientists and offers the author's definition of the concept of "individuaLization". In the articLe the concepts of "personaLization", "differentiation" and "individuaLization" of training are aLso differentiated. The author emphasizes the

advantages and disadvantages of individualized training, and proposes modernizing the individualized educational process through the use of information library resources. The capabilities of information library resources for individualization of training in the Master's program were considered. The author proposes creating an individualized information and technical service, highlighting two modes of service: built-in training services and research services. The author envisages the creation of an individualized platform - an individualized service through which a new model of organizing an individualized educational process is implemented with the help of a library employee as an information consultant.

Key words: individualized Master's training; application of information library resources; individualized information and technical services; in-built training and research services; information service; an information library consultant.

Применение информационных библиотечных ресурсов для индивидуализации образовательного процесса в магистратуре является актуальной и значимой проблемой системы уровнего высшего образования. Для ее решения нами был осуществлен теоретико-методологический анализ различных подходов российских, американских и китайских ученых к сущности и проблемам организации индивидуализированного и персонифицированного обучения.

Анализ литературных источников по теме исследования привел нас, прежде всего, к понятию «личность», которое происходит от латинского persona, означающее маску, которую носит актер. Когда люди античного мира играли на сцене, роли распределялись разными масками. Так зрители могли легко распознать характер роли при появлении актера в определенной маске. Маска являлась символом поведения и характера, которые в пьесе всем известны. Поэтому смысл маски был таков: во-первых, она изображала типичные черты характера человека; во-вторых, служила основой для ожидаемых действий человека. Позднее корень латинского слова persona превратился в английское слово personality (личность), но оно сохранило прежнее значение, прослеживается в определении понятия личности у российских и зарубежных ученых.

Л. С. Выготский рассматривал личность как категорию социальной истории, которая исходила от общества [Моцарт в психологии -Л. С. Выготский]. А. В. Петровский проанализировал природу человека с использованием теории систем и представления о структуре. Он предположил, что личность - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении,

а также характеризующее уровень и качество социальных отношений, отраженных в индивиде [Петровский 1976].

Г. Оллпорт дал определение понятию «личность» как «динамической организации тех психофизических систем внутри индивида, которые определяют его характерное поведение и мысли» [Кардуч-чи 2009]. Дж. П. Гилфорд считал, что «личность человека - это его уникальная черта характера»[там же]. Б. Ф. Скиннер предположил, что различия в полученном опыте являются основными причинами индивидуальных различий в поведении [там же].

Ч. Чжунгэн определил понятие «личность» как врожденную тенденцию поведения индивида; она проявляется постоянном изменении сущности индивида, является динамичным, последовательным, постоянным и устойчивым эго, физической и умственной организацией, которая формируется в процессе социализации и наделяет человека определенными чертами [Шаохуа 2004]. Ч. Сюэ считал, что личность является относительно стабильной и уникальной психологической моделью поведения, которая формируется через взаимодействие с приобретенными условиями окружающей среды на основе индивидуального генетического качества [там же]. Х. Ситин считал, что личность сочетает в себе талант, эмоции, стремления, мотивации, достоинства, темперамент, индивидуальность и физические данные индивида [там же].

Таким образом, на основе анализа различных определений можно сделать следующие выводы: личность включает в себя не только индивидуальную внутреннюю и стабильную психологическую структуру и процесс, но и организацию знаний, действий человека в окружающей среде. Личность обусловлена воспитанием на основе особенностей окружающей его среды. Образование является одним из важных факторов, оказывающих влияние на формирование личности благодаря реализации персонифицированного обучения в соответствии с заранее намеченными целями.

«Персонализация» - это понятие, образованное от понятий «персона» и «личность», относится к поведению индивидов, которые развивая свою личность, способствуют формированию индивидуальности в обществе. В сфере образования существуют различные определения понятий «персонализация» и «индивидуализация».

В Национальном технологическом плане в области образования в 2010 г. [Преобразование американского образования] Департамент

образования США предложил считать, что персонализированное обучение предусматривает индивидуализацию учебного процесса и дифференциацию личностных характеристик обучающихся, но это решение приводит к необходимости изменения целей обучения и их адаптации к индивидуальным интересам обучающихся. Национальный план образовательных технологий США в 2017 г. [Переосмысление роли технологии в образовании] определяет индивидуальным такое обучение, при котором цели и подходы к обучению, темп и последовательность изучения содержания должны быть оптимизированы и могут изменяться в зависимости от потребностей каждого обучающегося. Кроме того, образовательная деятельность должна осуществляться исходя из их интересов и по их собственной инициативе.

Таким образом, исходя из содержания этих документов персона-лизация предусматривает индивидуализацию и дифференциацию. При реализации индивидуализированного обучения цели, содержание и темп его переработки, а также методы и средства обучения предусмотрены для каждого отдельно взятого обучающегося и могут варьироваться от обучающегося к обучающемуся. При реализации дифференцированного обучения цели и содержание обучения одинаковы для всех обучающихся, а методы, средства и скорость его переработки зависят от уровня подготовки каждой группы обучающихся.

Российские исследователи по-разному определяют исследуемые в нашей статье понятия. И. В. Кизесова определила персонализацию как вид обучения, характеризующийся индивидуальным отбором педагогом комплекса дисциплин для каждого обучающегося в процессе изучения окружающего мира. Индивидуальное взаимодействие обучающегося и педагога может вызвать взаимную трансформацию сознания и поведения, и в этом процессе может формироваться идеальное представление друг о друге [Кизесова 2007].

Е. В. Богомолова выдвинула предположение о том, что персонализированное обучение предусматривает три основных компонента: индивидуализированный, межиндивидуализированный и метаинди-видуализированный [Богомолова 2011]. А. Г. Солонина также считала, что в процессе индивидуального обучения может развиваться персо-нализация как преподавателей, так и учащихся, которые могут взаимно обогащать друг друга [Солонина 1997]. Таким образом, все авторы

подчеркнули социальный признак индивидуализации, который означает, что в образовании мы должны не только обращать внимание на личность каждого обучающегося, но и исследовать взаимодействие личностей. Разные подходы отечественных ученых к определению понятий «индивидуализация» и «дифференциация» представлены в таблице.

Из данных таблицы можно сделать вывод, что как И. Э. Унт, так и И. М. Осмоловская определяют дифференциацию на основе группового обучения, в котором студенты были разделены на разные группы в соответствии с их личностными особенностями. Понимание индивидуализации у них одинаково: все они подчеркивают, что в процессе обучения необходимо учитывать потенциал студентов. Однако в Российской педагогической энциклопедии нечетко показаны различия между индивидуализацией и дифференциацией.

Китайские ученые полагают, что большинство определений понятий «персонализация» и «индивидуализация» тесно связаны с ин-дивидуализированым обучением. Д. Чживэй считает, что персонализированное обучение имеет следующие коннотации: во-первых, личность и индивидуальность каждого обучающегося должны быть полностью развиты. Во-вторых, учащимся должен быть дан простор для самостоятельного обучения. В-третьих, выбор методов обучения может быть гибким, включая индивидуальную, групповую и другие формы учебной деятельности [Чживэй 2002].

Д. Джунву указывает, что есть две стороны в персонализа-ции обучения: персонализация преподавателя и персонализация обучающихся [Джунву 2016]. В первом случае преподаватели организуют процесс обучения и взаимодействие с другими преподавателями и обучающимися исходя из своих индивидуальных особенностей. Во втором случае обучающиеся занимаются самостоятельно, учитывая свой собственный ритм обучения и индивидуальные особенности взаимодействия между обучающимися. Д. Чживей и Д. Джунву уделяют особое внимание самостоятельному обучению обучающихся, подчеркивая их главную роль в этом процессе.

На основе анализа различных подходов отечественных и зарубежных авторов к понятиям «персонализация» и «индивидуализация» мы выбираем термин «индивидуализация» для проведения нашего исследования и определяем индивидуализацию как процесс обучения, который предусматривает учет индивидуальных потребностей и индивидуально-психологических особенностей обучающихся при

Таблица

Авторские подходы к определению понятий «индивидуализация» и «дифференциация»

ЦП

Автор Индивидуализация Дифференциация

И.Э.Унт Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются [Унт 1990] Под дифференциацией подразумевается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планами и программам [Унт 1990]

Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова. Том 1 «Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика» [Российская педагогическая энциклопедия 1993] Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности [Российская педагогическая энциклопедия 1993]

И. М. Осмоловская Индивидуализация является «крайней формой дифференциации обучения, при которой учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельного взятого ученика» [Осмоловская 1998] Дифференциация - это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности), на основании которых учеников можно объединить в группы [Осмоловская 1998]

£ 3:

С 2 3: С 2 3:

постановке целей, выборе содержания и времени на его изучение, отборе методов и средств обучения, способствующих раскрытию индивидуальности каждого обучающегося. Образовательный процесс, основанный на индивидуализации, - индивидуализированное обучение - можно реализовать во время аудиторных занятий и во внеаудиторное время, во время самостоятельной работы.

По сравнению с традиционным обучением индивидуализированное имеет очевидные преимущества: во-первых, это способ обучения, предусматривающий взаимодействие преподавателя с одним обучающимся, когда он может свободно демонстрировать свою индивидуальность, свои достоинства и недостатки, не боясь публичной критики со стороны преподавателя и сокурсников. Студенты могут учиться в индивидуальном темпе, который удобен только им, так что у них появляется больше мотивации и интереса к обучению. Во-вторых, индивидуальная образовательная среда более гармонична с точки зрения психологической комфортности, возможностей для реализации индивидуально-психологических особенностей и самовыражения. В-третьих, индивидуализированное обучение создает условия для проявления самостоятельности в разрешении учебных проблем и создает условия для развития творческих способностей.

В то же время есть и некоторые недостатки в индивидуализированном обучении: большое разнообразие моделей индивидуализированного обучения усложняет организацию образовательного процесса и контроля за качеством его результата. Предъявляются более высокие требования к преподавателям: необходимо не только составлять индивидуальные рабочие программы, учитывающие уровень индивидуальных знаний и умений студентов, но и корректировать содержание образовательного процесса в соответствии с прогрессом каждого обучающегося.

Теоретико-методологический анализ показал, что индивидуализированная система обучения сложна, прежде всего, с точки зрения отбора, способов представления и объема содержания, средств ее проектирования, организации и контроля [Рыблова, Кан 2017]. В связи с этим нами было выдвинуто предположение о том, что решению проблемы эффективной организации и повышения качества индивидуализированного образовательного процесса в магистратуре будет содействовать использование информационных библиотечных ресурсов во внеаудиторное время. Для подтверждения нашего

предположения рассмотрим, какие возможности предоставляют информационные библиотечные ресурсы для индивидуализации обучения в магистратуре.

Общеизвестно, что академические библиотеки - это информационные центры в университетах, они являются идеальным местом для реализации индивидуализированного обучения. Во-первых, в большом количестве имеются информационные ресурсы, включая традиционный и цифровой форматы; студенты могут самостоятельно получать доступ к материалам и учиться в любое время и в любом месте. Во-вторых, библиотекари могут помочь студентам в получении и использовании ресурсов и играть роль информационных консультантов в подготовке к аудиторным занятиям. В-третьих, атмосфера для обучения и муль-тиформатное пространство в библиотеках помогает студентам заниматься самообучением, либо обучению в малой группе. В-четвертых, современные информационные библиотечные ресурсы способствуют получению студентами удовольствия и удовлетворения от индивидуального использования современных образовательных технологий.

Кроме того, с развитием интернет-технологий сотрудники библиотеки стали использовать различные методы опроса, анкетирования, диагностики и т. п. для того, чтобы узнать больше о личности студентов - пользователей информационных библиотечных ресурсов, понять их запросы и удовлетворить индивидуальные потребности. Мы полагаем, что необходимо создать индивидуализированную информационную и техническую службу, чтобы помочь студентам учиться более целенаправленно и творчески.

Обычная индивидуализированная информационная служба в библиотеках включает в себя встроенную информационную базу, муль-типлатформенную справочную службу, создание и поиск информационных ресурсов, индивидуализированную информационную услугу Push и мобильную библиотеку. Индивидуализированная информационная служба Push - это также данные пользователей о взятых материалах, подборке, оценке и отношении к электронной библиотеке, которые могут регулярно собираться с помощью технических средств, позволяющих прогнозировать информацию, интересующую читателей, и предоставить самые разнообразные материалы для обеспечения индивидуализированной информационной службы. На рисунке 1 показано взаимодействие между преподавателем, обучающимся

и библиотекарем в процессе индивидуализированного обучения и использование индивидуализированного библиотечного сервиса.

« об4)

^Уализированн°е

Рис. 1. Взаимодействие библиотекаря, преподавателя и обучающегося при индивидуализированном обучении

Встроенный сервис - это новая концепция библиотечной информационной службы, которая требует от библиотекарей проявлять инициативу в среде студентов - пользователей и общаться с ними для совместного решения учебных проблем. В основном существуют два режима обслуживания: встроенные учебные услуги и исследовательские услуги. Во встроенном учебном сервисе библиотекари выступают в роли помощника преподавателей, которые могут подбирать и предоставлять обучающимся справочные материалы для поиска и переработки учебной информации, давать студентам рекомендации по оформлению результатов познавательной деятельности и оказывать другие образовательные услуги.

В то же время библиотекари стараются сочетать курсы информационной грамотности с профессиональными курсами, внедрять навыки поиска информации по профессионально значимым дисциплинам [Кан 2013].

Во встроенной исследовательской службе библиотекари объединяются с группой исследователей, принимают участие во всем процессе исследования, включая выбор темы исследования, разработки проекта, обоснование процесса исследования, анализ и оценку достижений, выступая в роли информационного консультанта. В дополнение к традиционной индивидуальной консультации и консультации по телефону, многие академические библиотеки начали создавать консультационные услуги на различных онлайн-платформах. Широко применяются консультационные колонки, размещаемые на официальном сайте библиотеки или в публичном аккаунте на платформах социальных сетей, которые могут не только своевременно показывать информацию, содержащуюся в библиотеке, но и облегчить взаимодействие библиотекаря и студента-читателя. Некоторые библиотеки разрабатывают интеллектуальный чат-робот с автономными функциями обучения, которые могут помочь библиотекарю ответить на вопросы студента-пользователя [Библиотечное обслуживание университета Цинхуа].

Число баз данных, вводимых библиотекой, с каждым годом увеличивается, а их содержание, интерфейсы и методы поиска различаются. Быстро и эффективно выполнить поиск информации, теперь трудная задача для пользователей. Стремясь решить эту задачу, многие академические библиотеки начали создавать индивидуализированную платформу поиска информации - информационный сервис, где студент-пользователь сможет найти всевозможные библиотечные ресурсы, включая книги, журналы, электронные базы данных, диссертации, мультимедийные ресурсы и т. п.

Благодаря широкому использованию смартфонов многие академические библиотеки создали собственную мобильную библиотеку АРР (Приложение). В Приложении студент-пользователь может не только получить доступ к личной информации в библиотеке, но и создавать информационное образовательное пространство, подписываться на каналы чтения, оставлять отзывы о книгах и общаться с другими читателями [Внутренняя мобильная библиотека Монгольского педагогического университета].

Известно, что в последнее время появляются новые тенденции в развитии академической библиотечной технической службы. Они постепенно пробиваются через традиционный сервисный режим и превращаются в комплексный многофункциональный сервисный

центр. Чтобы приспособиться к изменению образовательной среды высшего образования и к реформированию технологий обучения, академические библиотеки должны выступить в качестве активных организаторов и участников учебно-исследовательской деятельности обучающихся, предоставляя дополнительные информационные ресурсы и услуги по распространению информации.

В заключение следует отметить, что эффективное решение проблемы применения информационных библиотечных ресурсов для индивидуализированного обучения студентов в магистратуре потребует разработки новой модели организации образовательного процесса с участием сотрудника библиотеки. В структуре такой модели, помимо преподавателя и обучающегося, необходимо предусмотреть и описать функции библиотекаря как индивидуального информационного консультанта студента. Сотрудник библиотеки обеспечивает обучающемуся не только доступ к различным источникам учебной и научной информации, но и оказывает ему консультативную помощь в ее логической переработке (разработке тезисов, рефератов, докладов, сообщений, презентаций и т. п.) во время подготовки к аудиторным занятиям и в процессе самостоятельной познавательной деятельности, реализуемой в информационном библиотечном пространстве. Это пространство должно быть превращено в психологически комфортное для каждого студента место учения, где он сможет получить доступ к информации, использовать средства переработки и контроля качества, оформления, размножения и архивирования индивидуально полученной информации. При таких организационно-педагогических условиях информационные библиотечные ресурсы смогут обеспечить индивидуализацию и, как закономерный ее результат, повышение качества образовательных услуг в магистратуре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Богомолова Е. В. Персонализированное обучение в системе профессиональной подготовки учителя информатики // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2011. № 1. С. 117-120. Кизесова И. В. Персонализированное обучение слушателей в системе дополнительного профессионального образования: монография / И. В. Кизесова, В. С. Нургалеев. Красноярск: СибГТУ, 2007. 172 с. Моцарт в психологии - Лев Семёнович Выготский: URL : vygotsky.afraid.org/

Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. 160 с.

Петровский А. В. Общая психология. М. : Просвещение, 1976. 479 с. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В Давыдова. Т. 1. М., 1993. 1160 с.

Рыблова А. Н., Кан Ц. Проблемы подготовки китайских магистров управления в системе высшего образования // Вестник МГУ Сер. XX. 2017. № 1. С. 29-35.

Солонина А. Г. Концепция персонализированного обучения : монография.

М. : Прометей, 1997. 187 с. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. : Педагогика, 1990. 192 с.

Библиотечное обслуживание Университета Цинхуа. URL : lib.tsinghua.edu. cn/service/cool.html

Внутренняя мобильная библиотека Монгольского педагогического университета. URL : m.5read.com/nmgsf Джунву Д. Исследование структуры персональной системы обучения. Восточно-Китайский педагогический университет, 2016. С. 16-18.

- 2016. P. 16-18.

Кан Ц. Анализ модели развития вездесущего библиотечного обслуживания // Разработка и развитие информационных технологий Sci-Tech. 2013. № 2.

с. 47-49. жт ттштшшжтш, шштяж^ш.

2013 (2). P. 47-49.

Кардуччи Б. Психология личности: Точки зрения, исследование и применение. Нью-Джерси : Джон Вилей и Сыновья Лимитид Пабликэйшэн, 2009. С. 4-5.

Переосмысление роли технологии в образовании: обновление национального плана технологий в области образования 2017 года. URL : tech.ed.gov/netp/ Преобразование американского образования: Обучение на базе технологий.

URL : files.eric.ed.gov/fulltext/ED512681.pdf Чживэй Д. Теория персонализированного обучения, 2002. С. 54-60. Xß^ft.

- 2002. P. 54-60.

Шаохуа Ч. Личностная психология. 2004. С. 5-8. Ш^^. Afe'M^. - Г 2004. P. 5-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.