Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ТВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ТВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
672
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жанр / формат / темы / проблемы / политические ток-шоу

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саитгалин Тимур Рамилевич

В статье рассматривается своеобразие форматов политических телепередач, которые транслируются на каналах, занимающих принципиально разные позиции по отношению к действующей власти. В качестве элементов формата в статье выступают проблемно-тематические характеристики (рассматривается один и тот же инфоповод, но в совершенно разных интерпретациях экспертов), а также жанровые признаки телепередач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ТВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

12. Зельдович, М. Г. Программность критики и критические жанры [Текст] / М. Г. Зельдович // Русская литературная критика : история и теория : межвузовский научный сборник. - Саратов : Саратовский государственный университет, 1988. -С. 88-97.

13. Кормилов, С. Критика Серебряного века в жанровом ракурсе [Текст] / С. Кормилов // Вестник МГУ Серия 9. Филология. - 2002. - № 1. С. 185-191.

14. Коробкова, Е. Еще один «толстяк» умер [Электронный ресурс] / Е. Коробкова // Комсомольская правда. - URL: https://www.chel.kp.ru/daily/26928/3979191/ (дата обращения: 27.04.2020).

15. Маркова, О. В. Литературный портрет как вид «писательской» критики [Текст] / О. В. Маркова // Художественное творчество и литературный процесс. Выпуск VIII. -Томск, 1988. - С. 210-224.

16. Поляков, М. Я. Поэзия критической мысли : о мастерстве Белинского и некоторых вопросах литературной теории [Текст] / М. Я. Поляков. - М. : Сов. писатель, 1968. - 342 с.

17. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учебное пособие для вузов [Текст] / А. А Тертычный. - 5-е изд. испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2014. - 350 с.

18. Удлер, И. М. Литературная критика на сайте «Горький» [Текст] / И. М. Удлер, К. С. Стеценко // Медиасреда. - 2019. - № 2. - С. 36-41.

19. Шакиров, С. М. Дискурс литературной критики и его трансформации [Текст] / С. М. Шакиров // Дискурс-Пи. - 2013. - № 1-2. - С. 87-88.

20. Шильникова, О. Г. Жанровая парадигма программного дискурса литературно-художественного журнала [Текст] / О. Г. Шильникова // Вестник ВолГУ Сер. 2: Языкознание. - 2013. - № 3. - С. 213-220.

21. Шильникова, О. Г. Рецензия как жанр литературной критики: генезис, формирование структурно-функциональных параметров [Текст] / О. Г. Шильникова // Вестник ВолГУ Сер. 8: Литературоведение. Журналистика. - 2017. - № 1. - С. 55-67.

22. Эпштейн, М. Эссеистика и эссеизм в культуре Нового времени [Текст] / М. Эпштейн // Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX вв. / М. Эпштейн. -М. : Сов. писатель, 1988. - С. 224-380.

Орлова Людмила Александровна - студент второго курса магистратуры факультета журналистики Челябинского государственного университета, miss.lyudmila-orlova@ yandex.ru.

Научный руководитель: Удлер Ирина Михайловна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета. udl.irenm@gmail.com.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10211

Т. Р. Саитгалин

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ТВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ

АНАЛИЗ

В статье рассматривается своеобразие форматов политических телепередач, которые транслируются на каналах, занимающих принципиально разные позиции по отношению к действующей власти. В качестве элементов формата в статье

выступают проблемно-тематические характеристики (рассматривается один и тот же инфоповод, но в совершенно разных интерпретациях экспертов), а также жанровые признаки телепередач.

Ключевые слова: жанр, формат, темы, проблемы, политические ток-шоу.

Телевидение является одним из главных средств распространения информации в современном обществе. Важнейшей задачей телевидения можно считать привлечение и удержание внимания аудитории [2]. Именно с этой целью и было придумано множество жанров и форматов.

Жанр и формат - это два обязательных аспекта телепроцесса - творческого (транслирующего смыслы и создающего ценности) и бизнес-процесса (производящего и продающего услугу или продукт) [4].

Основываясь на вышенаписанном высказывании А. Г. Качкаевой, мы с уверенностью можем сделать вывод о том, что современное телевидение невозможно без применения таких понятий, как жанр и формат. Жанр - это более традиционный термин. Необходимо отметить, что он является важным параметром новостного дискурса [5]. В журналистике существует три группы жанров:

Информационные жанры, к которым в телевидении можно отнести:

- видеосюжет - краткое сообщение, в котором излагается факт;

- интервью - публицистический жанр, представляющий собой разговор журналиста с социально-значимой личностью по актуальным вопросам. Можно сказать, что интервью - это обмен взглядами, фактами, мнениями и сведениями. Интервью в визуалистике получает дополнительную зрелищность, поскольку через видео есть возможность передать не только речь человека, но и его мимику, жесты и поведение, а также окружающую среду, в которой проходит общение интервьюера с интервьюируемым. Благодаря этому факту мы с уверенностью можем сделать вывод, что жанр интервью является ведущим в преобладающем большинстве всех современных телевизионных передач.

- репортаж - жанр журналистики, сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист. В репортаже наиважнейшим параметром является погружение в сюжет, то есть важно, чтобы журналист смог передать личностное восприятие события или явления. Для репортажа у телевизионной журналистики тоже есть все необходимое, ведь человек получает 80 % информации об окружающем мире через органы зрения. Именно поэтому видеоряд играет в телевизионном репортаже решающую роль.

Несмотря на то, что аналитических жанров в чистом виде в телевизионной журналистике почти не осталось, они являются важным структурным элементом во множестве телевизионных форматов. К таким жанрам относятся:

- комментарий - одна из форм аналитического материала, с помощью которой можно передать смысл актуального общественного события или документа. В телевизионной журналистике используется визуальный комментарий, который является формой выступления в кадре. Этот жанр также является обязательным элементом множества форматов, ведь он нужен для того, чтобы вскрыть причинно-следственные связи между событиями, и говорит о вероятных последствиях события. Основой для комментария как жанра служит открытая авторская оценка и анализ;

- обозрение - жанр, являющийся традиционным для аналитической публицистики. Факты для обозрения отбираются и группируются с учетом определенной авторской цели. Обозреватель не просто рассматривает факты, он следит за их взаимодействием:

вскрывает существующие между ними причинно-следственные связи, отыскивает единичное в общем. Также он может попробовать вписать все в общемировой контекст. К характерным чертам обозрения можно причислить то, что этот жанр отличается широтой исследования материала;

дискуссия - этот телевизионный жанр является модификацией интервью и представляет собой разговор нескольких спикеров, как правило, придерживающихся противоположных позиций касательно обсуждаемого вопроса и отстаивающих их с помощью объективных доводов, фактов и аргументов;

ток-шоу - это максимально персонифицированный экранный жанр. Вышел из жанра дискуссии. Именно программы ток-шоу являются важнейшим элементом современного российского телевидения, а следовательно, и структурообразующим компонентом множества телепередач. Этот жанр визуалистики пришел к нам в страну с запада [1]. К обязательным элементам ток-шоу относятся: ведущий, герои, эксперты, «простые» зрители, которые сидят в зале и иногда тоже могут высказывать свое мнение по обсуждаемому в студии вопросу. Также необходимо отметить, что современные ток-шоу зачастую являются «прародителями» многих трендов, которые потом активно обсуждаются в Интернете, и популяризаторами людей, которые затем становятся медиаперсонами. Кроме того, в ток-шоу часто применяется принцип сериальности для сохранения внимания аудитории [3];

пресс-конференция - это разновидность интервью с большим количеством интервьюеров, которые задают вопросы одному или нескольким, хорошо осведомленным в теме респондентам. Сейчас пресс-конференция уже не является самостоятельным жанром журналистики.

К художественно-публицистическим жанрам относятся:

- очерк - классический художественный жанр, который пришел в журналистику из литературы, ядро художественной публицистики. Является пограничным жанром, находится между исследованием и рассказом. От рассказа очерк отличается тем, что в нем есть четкие факты, реальные имена реальных людей и понятное обозначение места действия. Для очерка являются характерными такие черты, как художественная образность, большая степень типизации, особое композиционное построение и внутренняя драматургия;

- зарисовка - это художественный жанр, отличительной чертой которого является то, что образность в нем преобладает над информационностью. Эмоциональная составляющая в зарисовке важнее, поэтому в ней не нужен информационный подход. Тем не менее зарисовка - это не просто красивая картинка. Обязательно должна быть общая идея. Также у этого жанра нет текста. Авторский замысел передается через качественный видеоряд;

документальное кино - еще один важный жанр визуалистики. Существует фестивальное документальное кино, телевизионная документалистика, документальные проекты, в которых активно используются постановки.

Как мы писали выше, сейчас проекты, созданные в рамках одного жанра, почти не используются на телевидении. Это обусловлено тем, что относительно недавно в телевизуалистике появилось такое понятие, как «формат». Важным свойством формата, отличающим его от жанра, является гибридность [7]. Она позволяет адаптировать формат под реалии быстро меняющегося современного мира.

Формат - (от латинского йгто - «придаю форму») - способ презентации журналистского продукта в тех его характеристиках и особенностях, которые определяются вкусами массовой аудитории и ориентированы на коммерческий успех [11].

Ориентируясь на определение Е. Б. Футерман, мы можем сделать вывод о том, что формат сейчас является главным определением при составлении синопсиса

телепрограммы. Тем не менее понятие жанра не стало менее важным, ведь жанры являются необходимым структурным компонентом любого формата, при этом уход от конкретных жанров и слияние их в форматы могут быть связаны с ускорением темпа современной жизни [9. С. 90].

Обязательными структурными элементами формата, которые должны быть указаны при его составлении, можно считать: ведущего, героев, действия, гостей, жюри, сюжеты, командное/индивидуальное участие, достижения. А. А. Хлызова объясняет такой обширный набор характеристик тем, что в телевизионной журналистике появилась необходимость создать шоу из событий реального мира [12]. Этим можно объяснить то, что такой способ подачи информации как инфотейнмент является форматом, а не жанром [10].

В рамках нашего исследования мы провели сравнительный анализ двух политических телепередач, транслирующихся на телеканалах, которые позиционируют себя на принципиально разных фронтах по отношению к действующей власти: «Время покажет» [8] на Первом канале и записи эфира телеканала «Дождь», включающей программу «Паноптикум» [6]. Для объективности мы взяли один инфоповод, а именно, второе обращение президента Российской Федерации Владимира Путина в связи с коронавирусом, и проследили реакцию на него на двух анализируемых платформах.

Телеканал «Дождь» всегда отличался своей оппозиционностью по отношению к власти. Непосредственно после обращения президента свой комментарий дал Кирилл Мартынов, редактор «Новой газеты». После этого в эфире программы «Паноптикум» прошло обсуждение данного обращения. Экспертами были блогер Василий Уткин и публицист Александр Невзоров.

Можно сказать, что формат передачи по большей части основан на жанрах дискуссии и ток-шоу. Ведущим программы «Паноптикум» является Анна Немзер. Как мы писали выше, в качестве экспертов выступили Василий Уткин и Александр Невзоров. Формат передачи построен на том, что каждый участник озвучивает свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, а затем эти точки зрения сталкиваются в дискуссии. Несмотря на то, что оба эксперта придерживаются оппозиционных взглядов, Василия Уткина можно считать все же умеренным оппозиционером, Александр Невзоров, в свою очередь, придерживается достаточно радикальной точки зрения. Отдельно хотелось бы рассмотреть роль ведущего. Анна Немзер, в отличие от своих коллег с Первого канала, не является ярым участником дискуссии. Она тоже иногда высказывает свое мнение по данному вопросу, но больше ведущая здесь занимает роль некоего модератора спора, который озвучивает текущий актуальный вопрос, касающийся темы передачи, а затем передает слово экспертам.

Перейдем к анализу проблемно-тематического поля данного медиапродукта. Как мы писали выше, главной темой выпуска стало второе обращение Владимира Путина в связи с ситуацией с коронавирусом. Учитывая, что телеканал «Дождь», а также ведущий и эксперты придерживаются оппозиционных взглядов по отношению к действующей власти, они увидели в основном негативный посыл в обращении В. В. Путина. Сразу же прозвучали слова о том, что наш президент не сказал ничего конкретного, что он просто перекладывает ответственность на губернаторов регионов. Также ведущая отметила, что Путин в первую очередь должен был высказаться о ситуации с парадом Победы, но он этого не сделал. Касательно парада очень резко высказался Александр Невзоров. Он назвал парад пережитком прошлого, атрибутом уже сформировавшегося культа Победы, абсурдность которого будет подтверждена в этом году, когда парад придется перенести или отменить. Также очень показательно, что, проводя аналогии, Александр Олегович назвал весну временем обновления. Он говорил, что именно в это время года

отмечаются многие религиозные праздники, что во всех религиях, начиная с язычества и заканчивая японским синтоизмом, весной так или иначе празднуется обновление мира, начало периода плодородия и т. д. Именно поэтому Невзоров считает, что перенос парада Победы на осень потеряет смысл, что и будет являться подтверждением абсурдности данного мероприятия; это впоследствии приведет к тому, что в этом году парад Победы будет праздноваться в последний раз. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что такой аналогией, как сравнение парада Победы с религиозными праздниками, Невзоров показывает свое отношение к этому мероприятию.

Василий Уткин касательно парада Победы высказался в более позитивном и намного менее радикальном ключе. Он считает, что пока рано делать окончательные выводы о судьбе парада в этом году, именно поэтому президент и не затронул эту тему в своем обращении. Уткин считает, что коронавирус, наоборот, поспособствовал тому, чтобы создать идеальные условия для репетиции парада. Следуя этому утверждению, Василий делает вывод о том, что в этом году, благодаря большему времени и хорошим условиям для репетиции, мы можем провести самый лучший парад Победы. Пустые вследствие карантина улицы и проведение на них репетиций парада, наоборот, порадуют местных жителей.

Крайне резко Александр Невзоров высказался о действиях власти в период пандемии коронавируса. Он сравнил правящие должности с Большим адронным коллайдером, а тех, кто находится на этих должностях, - с обезьянами, которые «ерзают нижней частью поясницы по клавиатуре управления». Этим Невзоров хотел показать свою позицию по отношению к действиям власти, а именно то, что он считает их бессмысленными и деструктивными в итак непростых условиях пандемии. Также Невзоров не раз назвал это будущим крахом системы, которая итак уже умирает.

Подводя итоги по программе на телеканале «Дождь», мы бы еще раз хотели отметить то, что эксперты обратили внимание только на негативные стороны обращения президента. Например, они ни разу не сказали, что все эти меры необходимы для того, чтобы сдержать распространение коронавируса. Это, скорее всего, обусловлено тем, что и эксперты, и ведущий придерживаются оппозиционной точки зрения.

Перейдем к анализу обсуждения того же инфоповода на идейно противоположной «Дождю» площадке - Первом канале. Данное СМИ почти всегда высказывается позитивно о действиях правительства и президента. Возможно, именно положительное отношение к власти, а также популярность и доступность Первого канала стали причиной того, что данное средство массовой информации попало в первый мультиплекс.

В частности, мы бы хотели проанализировать отрывок эфира передачи «Время покажет», посвященный обсуждению экспертами второго обращения Владимира Путина к нации в связи с коронавирусной ситуацией, а также продлением режима самоизоляции на 4 недели, до 30 апреля.

«Время покажет» - это общественно-политическая передача, в эфире которой обсуждаются важнейшие новости, касающиеся России и всего мира. В студии в качестве экспертов часто присутствуют политики, политологи, журналисты, депутаты, аналитики и социологи. С точки зрения жанрово-форматной структуры «Время покажет» - это политическое ток-шоу, в основе которого лежит жанр дискуссии. Также в эфире программы часто воспроизводятся информационные сюжеты, суть которых в том, чтобы посвятить зрителей в те или иные подробности обсуждаемого вопроса. Постоянные ведущие передачи - Артем Шейнин, Анатолий Кузичев, Екатерина Стриженова. К отличительной черте данной передачи мы бы хотели отнести то, что ведущий здесь является не только модератором дискуссии, который объявляет вопрос и дает слово экспертам, он еще и активный участник этой дискуссии, который вполне может вмешаться в обсуждение темы и высказать свою точку зрения по данному вопросу. Иногда это

доходит до того, что ведущий перебивает экспертов.

В эфире, посвященному обсуждению второго обращения президента, ведущим являлся Артем Шейнин. В студии присутствовало множество экспертов по различным отраслям: экономике, здравоохранении, делам СНГ и др. Константин Затулин, первый заместитель председателя комитета ГД РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, высказался о том, что продление периода самоизоляции ожидалось. При этом несколько слов также было посвящено параду Победы. Студия высказала свои надежды на то, что к концу апреля пандемия сойдет на нет, и парад будет проведен как обычно. Интересно то, что в программе была продемонстрирована совершенно противоположная «Дождю» точка зрения касательно оценки действий президента и правительства Российской Федерации. Константин Затулин считает, что авторитет государства достаточно высок, чтобы применять такие существенные меры. При этом также обсуждалось увеличение полномочий глав регионов в рамках противодействия коронавирусной инфекции. Дмитрий Морозов, председатель комитета ГД РФ по охране здоровья, особенно положительно высказался о предпринятых мерах. Он считает, что меры полностью оправдывают себя, ведь за ними стоит санитарно-эпидемиологическое благополучие жителей России. Учитывая, что Дмитрия Морозова поддержало преобладающее большинство других экспертов, можно сделать вывод о том, что студия положительно относится к решениям президента. Но несмотря на это, эксперты также высказали мнение о том, что руководителям регионов нельзя пренебрегать полномочиями и вводить крайние излишние меры.

Также рассматривался вопрос о важности врачей и необходимости повышения зарплат, а также дополнительного финансирования больниц и других медицинских учреждений.

Важное место в эфире было уделено обсуждению экономической ситуации в настоящем и будущем. Здесь тоже хотелось бы отметить, что эксперты придерживаются позитивных сценариев развития ситуации в данном сегменте. Ирина Гусева, первый заместитель председателя комитета ГД РФ по бюджету и налогам, уверила, что на поддержку малого и среднего бизнеса, а также нуждающихся граждан выделяются огромные деньги из федерального бюджета, принимаются новые законы, упрощающие процедуры получения этих денег. Можно сделать вывод о том, что Ирина Гусева выражает позитивную позицию касательно состояния малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса. Таким образом, она полностью опровергает сценарий Александра Невзорова о полном разрушении экономической системы. Также Ирина Гусева отдельно отметила то, что президент ведет диалог и принимает необходимые для поддержания ситуации решения.

Крайне интересным является дискуссия Михаила Конева, создателя молодежного отделения политической партии, и Ирины Гусевой. Можно сказать, что Михаил Конев произносит те же самые тезисы касательно состояния малого и среднего бизнеса, что и Василий Уткин, и Александр Невзоров. Он говорит о том, что принятых мер недостаточно, что предприниматели не могут воспользоваться выплатами. Учитывая, что преобладающее большинство экспертов, а также ведущий аргументировано поддержали Ирину Гусеву, можно в очередной раз сделать вывод о том, что в передаче «Время покажет», в отличие от «Дождя», просматривается позитивное отношение к предпринятым мерам. Точку в данном конкретном споре поставил Дмитрий Морозов. Он пояснил, что здоровье и жизнь граждан в любом случае будет важнее экономической обстановки.

Подводя итоги анализа программы «Время покажет», мы можем сделать вывод о том, что эксперты стараются объективно подтвердить позитивный характер мер, предпринятых президентом. В эфире присутствовало большее количество экспертов,

чем в «Паноптикуме» «Дождя, а также было обсуждено больше вопросов.

Таким образом, средства массовой информации, придерживаясь разных позиций по отношению к власти, могут вычленять из одного и того же инфоповода отдельные фрагменты информации и освещать их через призму своей позиции. Этим и обусловлено то, насколько разные мнения в обществе могут возникать у широких групп социума касательно одной темы. Можно сделать вывод о том, что проблемно-тематическое поле и жанровая палитра у данных политических телепередач очень схожи, но выводы из обсуждения делаются полностью противоположные. Еще одним выводом можно считать то, что достижение объективности в обсуждении таких существенных инфоповодов, как обращение президента к нации, практически невозможно.

Список литературы

1. Алиева, А. Г. Развитие телевидения в период перестройки: легенды и уроки [Текст] / А. Г. Алиева // Научные исследования. - 2017. - № 7 (18). - С. 20-23.

2. Горшкова, Е. А. Целесообразность использования формата ток-шоу на современном телевидении [Текст] / Е. А. Горшкова, Е. Б. Футерман // Медиасреда. - 2019. - № 1. -С. 16-21. - DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10103.

3. Захарченко, Н. А. Принцип сериальности как способ организации современного телевизионного контента [Текст] / Н. А. Захарченко // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. - 2017. - № 2. - С. 36-42.

4. Качкаева, А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации [Текст] / А. Г. Качкаева // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - № 6. - С. 42-51.

5. Клушина, Н. И. Дискурс-анализ и стилистика: интерактивные методы исследования медиа-коммуникации [Текст] / Н. И. Клушина // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2016. - № 4. - С. 78-90.

6. Нерабочие дни продлили до конца апреля. Обсуждаем обращение Путина [Видеозапись] // Видеохостинг Youtube. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=Q46P3kEQ634 (дата обращения: 09.04.2020).

7. Новикова, А. А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата [Текст] / А. А. Новикова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - № 6. - С. 56-65.

8. Продление режима самоизоляции. Время покажет. Выпуск от 02.04.2020 [Видеозапись] // Видеохостинг Youtube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=wLAiq-fuA_4 (дата обращения: 09.04.2020).

9. Фадеева, Г. М. Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты [Текст] / Г. М. Фадеева ; под ред. Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой. - М. : Флинта ; Наука, 2014. - 268 с.

10. Филиппова, А. Н. Интерпретация понятия инфотейнмент: «формат» или «жанр»? [Текст] / А. Н. Филиппова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9. - С. 296-299.

11. Футерман, Е. Б. Современная телевизионная документалистика: особенности журналистского контента [Текст] / Е. Б. Футерман // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2010. - № 1 (5). - С. 33-37.

12. Хлызова, А. А. Обновление системы телевизионных жанров в современных медиаусловиях [Текст] / А. А. Хлызова // Журналистский ежегодник. - 2015. - № 4. -С. 73-76.

Саитгалин Тимур Рамилевич - студент факультета журналистики, Челябинского

государственного университета. Saitgalin.timur@mail.ru.

Научный руководитель: Антропова Вера Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

БОТ: 10.24411/2070-0717-2020-10212

Л. Н. Соколова

Северо-Кавказский федеральный университет

Ставрополь (Россия) Д. А. Симиренко Северо-Кавказский федеральный университет

Ставрополь (Россия)

КОНЦЕПЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТЕЛЕПРОГРАММ НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

В статье рассмотрен формат «потребительской телепрограммы» в исторической ретроспективе и на современном телевидении, выявлены жанровые особенности, проведен обзор популярных передач на федеральных телеканалах. Проанализирована концепция потребительской программы «Цена вопроса» на региональном телеканале АТВ-Ставрополь.

Ключевые слова: потребительские телепрограммы, формат, региональная реклама.

Формат «потребительских телепрограмм» отсутствует в большинстве традиционных жанровых классификаций телевидения, тем не менее, программы, которые можно отнести к потребительской журналистике, наличествуют не только на федеральных, но и на региональных телеканалах. Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, высоким устойчивым интересом телезрителей к потребительской информации; с другой стороны, телекомпании в условиях высокой конкуренции постоянно ищут новые формы привлечения аудитории, смешивая жанры.

Жанрообразование всегда идёт параллельно с тенденциями развития общества, телевидение составляет «портрет эпохи, нации, культуры и искусства как такового» [1. С. 73].

Развитие в мире во второй половине XX века движения защиты прав потребителей раскрыло еще одну потребность в информации не только о разнообразии товаров и услуг, но и о правах потребителей (консьюмеризм).

Потребительские передачи на российском телевидении начали появляться в начале 2000-х годов, когда рынок насытился разнообразием товаров и услуг, интерес общества обратился к материальным благам, бытовому комфорту. Такие программы стали выполнять функцию помощника для покупателей, которых атаковала агрессивная телереклама. Своего рода ликбез с экранов телевидения, потребители учились быть более разборчивыми при выборе товара. Прошло много лет, а потребительские передачи все так же помогают ориентироваться в мире покупок. Как отмечает Т. Е. Новикова [8. С. 1283], цель таких проектов - проверить качество продуктов, научить рядовых покупателей их правам и обязанностям, помочь зрителю ориентироваться на рынке товаров и услуг. Поэтому такие телепроекты смогут потерять свою актуальность лишь в том случае, если мы перестанем регулярно приобретать разнообразные товары и услуги и быть потребителями.

Часть исследователей [2. С. 53] выделяет потребительскую журналистику в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.