Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТЕЛЕПРОГРАММ НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ'

КОНЦЕПЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТЕЛЕПРОГРАММ НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
741
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребительские телепрограммы / формат / региональная реклама

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколова Людмила Николаевна, Симиренко Дарья Алексеевна

В статье рассмотрен формат «потребительской телепрограммы» в исторической ретроспективе и на современном телевидении, выявлены жанровые особенности, проведен обзор популярных передач на федеральных телеканалах. Проанализирована концепция потребительской программы «Цена вопроса» на региональном телеканале АТВ-Ставрополь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТЕЛЕПРОГРАММ НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ»

государственного университета. Saitgalin.timur@mail.ru.

Научный руководитель: Антропова Вера Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

БОТ: 10.24411/2070-0717-2020-10212

Л. Н. Соколова

Северо-Кавказский федеральный университет

Ставрополь (Россия) Д. А. Симиренко Северо-Кавказский федеральный университет

Ставрополь (Россия)

КОНЦЕПЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТЕЛЕПРОГРАММ НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

В статье рассмотрен формат «потребительской телепрограммы» в исторической ретроспективе и на современном телевидении, выявлены жанровые особенности, проведен обзор популярных передач на федеральных телеканалах. Проанализирована концепция потребительской программы «Цена вопроса» на региональном телеканале АТВ-Ставрополь.

Ключевые слова: потребительские телепрограммы, формат, региональная реклама.

Формат «потребительских телепрограмм» отсутствует в большинстве традиционных жанровых классификаций телевидения, тем не менее, программы, которые можно отнести к потребительской журналистике, наличествуют не только на федеральных, но и на региональных телеканалах. Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, высоким устойчивым интересом телезрителей к потребительской информации; с другой стороны, телекомпании в условиях высокой конкуренции постоянно ищут новые формы привлечения аудитории, смешивая жанры.

Жанрообразование всегда идёт параллельно с тенденциями развития общества, телевидение составляет «портрет эпохи, нации, культуры и искусства как такового» [1. С. 73].

Развитие в мире во второй половине XX века движения защиты прав потребителей раскрыло еще одну потребность в информации не только о разнообразии товаров и услуг, но и о правах потребителей (консьюмеризм).

Потребительские передачи на российском телевидении начали появляться в начале 2000-х годов, когда рынок насытился разнообразием товаров и услуг, интерес общества обратился к материальным благам, бытовому комфорту. Такие программы стали выполнять функцию помощника для покупателей, которых атаковала агрессивная телереклама. Своего рода ликбез с экранов телевидения, потребители учились быть более разборчивыми при выборе товара. Прошло много лет, а потребительские передачи все так же помогают ориентироваться в мире покупок. Как отмечает Т. Е. Новикова [8. С. 1283], цель таких проектов - проверить качество продуктов, научить рядовых покупателей их правам и обязанностям, помочь зрителю ориентироваться на рынке товаров и услуг. Поэтому такие телепроекты смогут потерять свою актуальность лишь в том случае, если мы перестанем регулярно приобретать разнообразные товары и услуги и быть потребителями.

Часть исследователей [2. С. 53] выделяет потребительскую журналистику в

информационной деятельности СМИ. Маркером её существования является именно ориентированность на аудиторию, которая интересуется товарным рынком и рынком услуг.

История потребительской тележурналистики в России началась с программы «Москва: Инструкция по применению», которая выходила в эфир на канале ТНТ с 2003 по 2008 год. Ведущим программы был Владимир Тишко. А также с 2007 по 2008 год он работал шеф-редактором одноимённого городского еженедельника в газетном формате. Тишко тогда был уже известен российскому зрителю как герой нашумевшего рекламного ролика стирального порошка. Однако именно благодаря программе «Москва: Инструкция по применению» Тишко обрел популярность среди зрителей. В ней рассматривались потребительские аспекты «жизни в большом городе». Программа была стилизована под советскую эпоху и включала в себя 6 рубрик: «Узнай», «Расслабься», «Берегись», «Не болей», «Заработай и потрать» и «Погоду знай!». С 2003 года выходили также региональные версии программы, выпускавшиеся либо непосредственно региональными партнёрами ТНТ, либо по их заказу местными продакшн-студиями.

После 2010 года все чаще можно было увидеть на отечественном телевидении потребительские программы в жанре расследования. Именно таковой является передача «Без обмана» на канале «ТВ Центр». Авторы описывают программу так: «масштабное потребительское расследование, задача которого дать зрителям подробные советы, как не попасть в неприятности за собственные деньги». Корреспонденты программы перевоплощаются в тайных агентов, которые внедряются в коллективы торговых точек, фабрик и заводов и находят компрометирующие факты о том или ином товаре или услуге. Цель программы - защитить права пострадавших потребителей, выдвигая их обидчикам обоснованные претензии. Кроме того, в передаче рассказывается о похожих проблемах в других странах и о том, как производили те же продукты питания в советскую эпоху. Отличительная особенность передачи «Без обмана» - достаточно агрессивная подача материала. Тональность закадрового текста напористая, в нем прослеживается яркая эмоциональная окраска. Голос за кадром кажется особенно угрожающим, когда агенты обнаруживают какие-то шокирующие факты о продуктах. Несмотря на то, что программа расследовательская, она не отличается высокими рейтингами. Возможно, именно из-за резкой подачи материала.

Проанализируем жанровое разнообразие форматов потребительских программ на федеральных телеканалах. Подробно о разнице понятий «жанр» и «формат» описано О. Р. Лащук [6. С. 36-41], Г. В. Лазутиной [5. С. 14-21], М. А. Мясниковой [7. С. 2935]. Именно форматность наряду с редакционной политикой Н. С. Гегелова [3. С. 49] выделила как основополагающие характеристики вещания телеканалов.

Т. Е. Новикова [9. С. 1283], анализируя форматные признаки потребительских программ, выделяет следующие основные параметры: тематическая направленность на проверку качества продуктов или услуг, утилитарность обязательно сочетаются с развлекательностью; аудитория - потребители товаров и услуг.

Однако жанровая принадлежность программ может быть весьма разнообразна. Зачастую налицо сочетание нескольких жанров. Яркий пример этого явления -программа «Ревизорро» (проект телеканал «Пятница!»), которая сочетала в себе реалити-шоу и журналистское расследование. Программная политика телеканал «Пятница!» основана именно на тактике жанрового смешивания, эксперимента и шокирования. Программа имела оглушительных успех в течение нескольких телесезонов с 2014 по 2017 гг. Высокий и устойчивый интерес данного формата потребительской программы стимулировал создание последующих передач: проект «Ревизорро. Медицинно», «Ревизорро. Дети», «Ревизолушка», «Магаззино»; Елена Летучая в 2017 г. вела на Первом канале программу «Летучий отряд». Похожие проекты стали возникать и на других

телеканалах, но не смогли повторить успеха «Ревизорро».

Самыми популярными на отечественном телевидении В. В. Лавров [4. С. 135] считает развлекательные и юмористические программы. Данный жанр программ в сочетании с эффектом реалити определил успех формата «Ревизорро».

Стоит отметить, что не все потребительские программы сочетают в себе несколько жанров. Такой четко ориентированной программой является «Среда обитания» - это цикл документальных фильмов, выходивших с 2009 до 2012 года на Первом канале. Проект рассказывает о том, как городскому жителю ориентироваться в море изобилия товаров и услуг. Каждый документальный фильм - это своеобразное расследование, в ходе которого выясняются обстоятельства инцидентов с неприятными последствиями, к которым привело использование тех или иных товаров и услуг. При этом развлекательной программу назвать нельзя, в ней преобладает только познавательная функция.

Но абсолютное большинство потребительских программ имеет признаки аналитического репортажа. Одним из главных жанрово-стилевых признаков репортажа является то, что авторы анализируют событие со всех сторон, привлекая к этому людей, имеющих прямое отношение к происходящему; такое изложение способствует тому, что читатели сами сопоставляют факты, обобщают их. А жанровыми особенностями репортажа являются:

- последовательное воспроизведение события, динамизм повествования;

- наглядность - создание образной картины происходящего путем предметного показа подробностей ситуации;

- образная аналитичность: отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, журналист выступает как исследователь;

- эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий дополнительную убедительность;

- активная роль личности самого репортера, позволяющая не только видеть событие его глазами, но и побуждать аудиторию к самостоятельной работе воображения, появление «эффекта присутствия».

Потребительские программы имеют очень обширную тематику. Обычно предметом потребительской передачи могут быть товары или услуги, но сами по себе эти группы имеют множество разновидностей. Так, например, в программе «Ревизорро» ведущая проводит проверку не только в кафе, ресторанах и столовых, но и в гостиницах, отелях, банях, саунах, бассейнах и других местах отдыха. А в «Контрольной закупке» в качестве предмета исследования выступает не только рыба, мясо, сыр, консервы и другие пищевые продукты, но и бытовая химия, косметика, посуда и мелкая бытовая техника. В свою очередь в проекте «Моя жизнь сделана в России» ведущий проводит своеобразное исследование потребительского рынка и знакомит зрителей с самыми интересными примерами отечественного производства. В связи с этим можно сделать вывод, что тематическая направленность потребительских программ ограничена лишь понятием «потребительский рынок» (рынок потребительских товаров и услуг) - это система экономических взаимоотношений между его участниками по поводу купли-продажи потребительских товаров. Огромное разнообразие товаров, услуг, производителей, культура потребления, практические советы - все это может стать темой потребительской передачи.

Федеральные проекты потребительских программ, как отмечается в титрах перед программами, «не сотрудничают с рекламодателями», следовательно, их нельзя отнести к рекламным. Реклама на ТВ представлена либо в виде прямых рекламных включений: рекламные ролики, заставки, объявления, отдельные телерепортажи и т. д., либо в виде спонсорства. Ужесточение Закона «О рекламе», а именно объема времени, выделенного

под рекламу, вынудило региональные телеканалы, у которых рекламный бюджет в объеме доходов телеканала является критически важным для выживания, искать варианты «вовлеченности» спонсора в контекст телепрограммы. Задача маскировки рекламной информации спонсора может решаться различными вариантами: в виде названия компании в титрах, использовании продакт-плейсмента (лого спонсора на мебели, атрибутах студии и т. п.), устном объявлении ведущего.

Другим основанием для появления формата потребительских программ явился иммунитет к рекламным сообщениям. П. В. Решетников [10. С. 8] подробно проанализировал причины возникновения этого потребительского иммунитета к рекламе. Зная о снижении эффективности воздействия рекламы, и рекламодатели и телеканалы ищут новые формы и новые жанры для сообщения информации вне рекламных блоков.

Именно такой познавательно-рекламный потребительский телегибрид существует на региональных телеканалах. Примером такой программы можно считать проект «Цена вопроса» на телеканале АТВ в г. Ставрополе. Аналогичные проекты существовали на этом телеканале на протяжении всей его 25-летней истории: одна из первых программ, возникших одновременно с выпусками новостей в 1994 г., - «НЛО» (нужные людям объявления), затем «Разведка», «Штрих-код» и другие. В 2019 г. телеканал запустил новый телепроект - «Цена вопроса». Каждый выпуск программы посвящен решению одной потребительской задачи: как выбрать отдых на двоих, где выгодно отдохнуть в одиночку, как вызвать Деда Мороза, идеи подарков для детей на Новый год, как правильно выбрать красную икру и т. д. При этом рекламная задача информирования об услугах спонсора решена достаточно творчески, оригинально, насыщена полезной потребительской информацией. Для рекламодателей данный вид подачи материала интересен тем, что исключено соседство с конкурентами (такая вероятность есть при размещении в рекламном блоке), информация подается в развлекательно-познавательном ключе, что снижает отторжение у телезрителей. При соблюдении положений Закона «О Рекламе» данный формат обладает всеми шансами на живучесть: имеет ресурсы для решения рекламных задач спонсора и отвечает запросам потребителей.

Список литературы

1. Белоусова, М. Н. Современное состояние и тенденции развития жанров тележурналистики [Текст] / М. Н. Белоусова // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. - 2011. - № 1. - С. 73-81.

2. Волгина, Е. В. Потребительская журналистика на региональных информационных порталах [Текст] / Е. В. Волгина, В. М. Амиров // Известия Уральского федерального университета. - 2013. - № 4. - С. 52-56.

3. Гегелова, Н. С. Форматное телевидение [Текст] / Н. С. Гегелова // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. - 2011. - С. 49-57.

4. Лавров, В. В. Доминирующие форматы передач на отечественном телевидении [Текст] / В. В. Лавров // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2016.- № 1. - С. 134-137.

5. Лазутина, Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики [Текст] / Г. В. Лазутина // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. -2010. - С. 14-21.

6. Лащук, О. Р. Термин «Формат» в массовой коммуникации [Текст] / О. Р. Лащук // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - С. 36-41.

7. Мансурова, В. Д. «Сервильная журналистика»: на грани социального [Текст] / В. Д. Мансурова // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2013. - Т. 12, Вып. 10. -

С. 45-48.

8. Мясникова, М. А. Форматы и жанры как категории телевизионной морфологии [Текст] / М. А. Мясникова // Вестник НГУ Серия: История, филология. - 2011. - С. 29-35.

9. Новикова, Т. Е. Потребительские программы на современном ТВ: от утилитарности к развлекательности [Текст] / Т. Е. Новикова // Молодой ученый. - 2016. - № 9 (113). -С. 1283-1285.

10. Решетников, П. В. Восприятие телевизионной рекламы в современной России [Текст] / П. В. Решетников // Вестник Омского университета. Серия Экономика. -2013. - № 4. - С 7-14.

Соколова Людмила Николаевна - доцент кафедры журналистики ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», sokollova@mail.ru.

Симиренко Дарья Алексеевна - студентка направления подготовки «Журналистика» ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет».

БО1: 10.24411/2070-0717-2020-10213 В. В. Трифонова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Самара (Россия)

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ: ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ, ЭСТЕТИКА, КОММУНИКАЦИЯ

В статье предпринята попытка исследовать особенности визуализации метеорологической информации в выпусках новостей на современном телевидении. Под влиянием развития технологий изменяется как информационная составляющая прогноза погоды, так и приемы визуализации информации. При этом выбор каждым конкретным телевизионным каналом набора приемов зависит от концепции канала, психо-эстетической совместимости зрителя и телепродукта, творческого потенциала и технологических возможностей телекомпании.

Ключевые слова: прогноз погоды, телеграфика, медиаинфографика, визуализация, телепродукт.

Прогноз погоды является обязательной частью - чаще всего заключительной -любого выпуска новостей на практически каждом телевизионном канале вне зависимости от формы собственности, способа вещания, тематической направленности. Большинство выпусков новостей сверстаны по следующему принципу: наиболее важная и значимая информация оказывается в начале выпуска, затем следуют более длинные сюжеты очеркового плана, в заключение - культурные события, спортивные новости, прогноз погоды. Являясь составным и немаловажным блоком выпуска новостей, прогноз погоды представляет собой своего рода «экспериментальную площадку», где общая для всех СМИ информация репрезентуется аудитории только так, как необходимо именно данному каналу, для достижения его конкретных целей - информационных, коммерческих, воспитательных, культурно-просветительских и т. д.

Актуальность исследования определяется тем, что телевидение - это постоянное производство нового продукта, даже устойчивый формат, например, новости или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.