Научная статья на тему 'Специфика утреннего информационного блока на российских федеральных телеканалах'

Специфика утреннего информационного блока на российских федеральных телеканалах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2530
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
утренний блок / мультимедиа / информационная программа

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алексеева Галина Викторовна, Футерман Евгения Борисовна

Данная статья посвящена утренним информационным блокам на российских телеканалах. В исследовании описана история появления утренних передач, их особенности и степень значимости для современной журналистики. Подробно разобрана специфика утреннего тайм-слота, его аудитории и тематики. Выявлены уникальные черты утреннего блока в целом. Также по итогу исследования были выделены современные мультимедийные приемы для ведения утренней передачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика утреннего информационного блока на российских федеральных телеканалах»

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10101

Г. В. Алексеева, Е. Б. Футерман

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

СПЕЦИФИКА УТРЕННЕГО ИНФОРМАЦИОННОГО БЛОКА НА РОССИЙСКИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕЛЕКАНАЛАХ

Данная статья посвящена утренним информационным блокам на российских телеканалах. В исследовании описана история появления утренних передач, их особенности и степень значимости для современной журналистики. Подробно разобрана специфика утреннего тайм-слота, его аудитории и тематики. Выявлены уникальные черты утреннего блока в целом. Также по итогу исследования были выделены современные мультимедийные приемы для ведения утренней передачи.

Ключевые слова: утренний блок, мультимедиа, информационная программа.

Утро - важная составляющая часть последующего дня. Именно утром программируется весь дальнейший день, планы, задачи, работа и даже настроение человека. Несомненно, для телеканала важно то, что увидит пробудившийся зритель, когда включит телевизор. Поэтому сегодня каждый федеральный и региональный канал имеет в сетке вещания утренний информационный блок. Ведущие этих программ будят телезрителей и желают доброго дня. Они зачастую бывают первыми, кого зрители встречают, включая телевизор. Чтобы удержать свою аудиторию, привить доверие к своему продукту и остановить выбор зрителя именно на своем утреннем блоке, важно обратить внимание на специфику программы. К тому же в современном обществе, когда большая часть телевизионной аудитории давно переключилась на интернет, важно трансформировать, обновлять устойчивую форму утренней программы. В этом плане журналистам помогают мультимедийные приемы, которые сегодня хорошо вливаются в формат утренней передачи.

Несмотря на свою распространенность и популярность, утренний эфир не считается отдельным жанром. Но смело можно заявить, что именно в передачах этого формата происходит слияние не одного телевизионного жанра.

Утренние шоу сегодня - это особый тип телевизионных программ, транслируемых в прямом эфире в утренние часы (с 5:00 или 6:00 до 9:00 или 10:00 часов утра) и обладающих рядом устойчивых жанровых и стилистических (форматных) признаков [6]. Каждое утреннее шоу по-своему уникально, но можно выделать ряд общих признаков. В утренней передаче присутствует ведущий, чаще это пара ведущих. В утреннем блоке существует несколько рубрик, которые затрагивают самые разные сферы жизни. Еще одним из отличительных признаков является наличие гостей, с которыми ведущие беседуют на различные темы. В утреннем шоу всегда присутствует прогноз погоды и астрономический гороскоп.

Если говорить о жанрах, то чаще всего в утреннюю передачу входят такие жанры, как новости, интервью, опрос, репортаж, обзор, выступление и т. д.

Утренние передачи носят информационно-развлекательный характер. Чаще всего создаются в формате ток-шоу, то есть разговорных представлений.

Вообще, история утренних блоков началась в США. Первая передача вышла 14 февраля в 1950 году на местном телеканале штата Пенсильвания (Филадельфия). Полуторачасовое шоу называлось «Three To Get Ready» (Третий канал. Будь готов!). Спецификой данного шоу были яркие импровизации в прямом эфире ведущего-комика Эрни Ковакса. Но, несмотря на развлекательный формат, в выпуск всегда входили рубрики новостей и

прогнозов погоды. Нужно отметить, что эти традиции сохранились и сейчас. Правда, через год передачу закрыли. Но данный формат обрел популярность и стал успешно набирать обороты, как в Америке, так и в других странах, включая Россию.

В отечественное телевидение утренние передачи пришли в 1973 году. Все началось с программы «По письмам телезрителей», она же в дальнейшем - «Утренняя почта». Далее, «60 минут», «Деловое утро» на НТВ, «Доброе утро» на Первом канале, «Утро России» на телеканале «Россия1».

Сейчас утренний информационный блок существует практически у каждого канала. Основные черты его все же схожи, хоть и каждая редакция ищет свой подход к аудитории [4. С. 243].

Перейдем к структуре утреннего информационно блока. Обычно это четырехчасовой канал в канале. Позитивная информация - вот, пожалуй, лучшее определение утреннего эфира. Журналист должен проинформировать зрителя, но в то же время подать эту информацию в нужном русле - в более простом интересном формате. Ведь утром человек еще не готов к полной загрузке мозга и тяжелым задачам. Зритель просыпается вместе с передачей и в то же время становится информационно-подкованным к этому дню. Так, в передаче «Доброе утро» на Первом основными темами являются истории путешественников, интересные факты, стиль и мода, красота и здоровье, реальные истории из жизни людей страны, различные лайфхаки, советы и так далее.

Эти разные темы смешиваются в один микс - утреннюю передачу. Как же так может быть? Дело в том, что большая часть людей собирается утром «под телевизор». И утренний информационный блок опирается практически на всю аудиторию. Аудитория блока все же ближе к аудитории телеканала, на котором он выходит. Чаще всего они полностью идентичны [5. С. 22].

Сложность в удовлетворении аудитории состоит в том, что за все три - четыре часа, что идет передача, зритель постоянно меняется. Сначала встают те, кто собирается на работу, нужно учитывать и то, что рабочий день у всех начинается в разное время. Это примерно 6-7 утра. Аудитория в это время обычно - женщины и мужчины в возрасте от 30 лет. Затем может присоединиться и детская аудитория. Школьники могут включить утренний блок с 7-9 утра, аудитория - от 7 до 16 лет. И до 10 утра время уделено домохозяйкам. Так, по подсчету социологов, человек смотрит всего 7 минут утреннего эфира. Поэтому редактор так должен построить программу, чтобы угодить в эти 7 минут дать нужную информацию своему зрителю [8].

Таким образом, еще одна важная составляющая часть структуры утреннего блока -рубрикация и временные слоты.

Можно выделить три временных слота для утренней передачи: это раннее утро - с 5:00 до 06:20, основное утро - с 06:20 до 08:00 и позднее утро - с 8:00 до 9:00. По этим слотам распределяется и аудитория, и весь контент передачи.

Так как аудитория утреннего блока достаточно обширна, утренняя программа имеет большое количество рубрик. Время выхода этих рубрик сопоставляется с аудиторией, которая находится перед телевизором именно в данное время. Типичные рубрики утреннего блока:

- садовые истории;

- здоровье человека;

- актуальные тренды;

- мода и стиль;

- различные лайфхаки;

- хобби человека;

- спортивная жизнь / утренняя зарядка;

- кулинария;

- права человека;

- опросы людей;

- о культуре;

- рубрика о детях;

- гость в студии;

- музыкальные номера и так далее.

Рубрики также зависят от тематики канала, но в целом общая картина утреннего вещания чаще всего включает в себя перечисленные темы.

Если аудитория передачи постоянно обновляется (одни уходят - другие просыпаются), следует отметить, что информация должна повторяться. От этого зависит информативность телезрителя. Нечестным будет, если прогноз погоды прозвучит лишь в начале передачи, а те, кто проснется позже 6-7 утра, будут не осведомлены, брать ли сегодня зонт, к примеру. Поэтому, существуют «вечные рубрики». Это те рубрики, которые присутствуют в сетке каждой утренней передачи. Именно эти рубрики являются самой важной информационной частью, которую должны увидеть все зрители. К вечным рубрикам относятся:

- прогноз погоды;

- новости;

- гороскоп;

- различные анонсы программ телеканала;

- розыгрыши и конкурсы, если они есть.

Эти информационные составляющие повторяется практически каждые 30 минут. Преимущество, конечно, остается за новостями.

Вообще, как показывают исследования, большинство российских зрителей, утром включают телевизор в фоновом режиме. 71 % опрошенных социологами отметили, что утром в будни они совмещают телепросмотр с другими делами, в то время как вечером так поступает только 50 % опрошенных [9]. Поэтому по утрам зрители менее склонны к зэппингу (переключению каналов), чем днем или вечером (45 % опрошенных против 57 % и 53 % соответственно). Получается, что утром телевизор, скорее, слушают, как радио, совмещая с личными делами и сборами на работу. Сам просмотр телевизора по утрам осуществляется непродолжительное время. Отсюда следует характерная черта утреннего телепросмотра - постоянно переключаемый уровень внимания.

Ведущий - костяк всей концепции и структуры программы. Образы ведущих играют важную роль в структуре передачи. От них зависит эмоциональный настрой программы, ее привлекательность и стиль. Зрители обычно предпочитают программы, где есть ведущий, который им импонирует, с которым они могли бы себя идентифицировать [10. С. 169]. Привычный имидж ведущего гарантирует стабильность аудитории. Ведущие «Доброго утра» отличаются своей элегантностью и в то же время открытостью и простотой. Они жизнерадостные и в меру позитивные. В утренней передаче нет места серым тонам и повседневному макияжу. Обычно цвет одежды подобран в теплых, ярких тонах. Стиль ведущих в кадре - это интеллектуальный юмор, разговорная, но достойная речь, харизматичные подводки и в меру позитивный настрой. Обычно это диалоги, милые беседы.

Вся структура утреннего блока должна обновляться и следовать требованиям времени [1. С. 74]. Утренняя передача должна быть наполнена мультимедийными приемами, новыми, неожиданными взглядами и подходами.

В каком-то смысле утренняя передача становится похожа на мультимедийный продукт. Мультимедийным продуктом считается материал, который посвящен одной теме и сочетает в себе несколько форматов - фото, видео, текст, инфографика, интерактив. Комбинации форматов могут быть разные, но у этого материала всегда есть общий смысл, цель, тема, идея, проблема [7].

Современный зритель слегка избалован, ему уже скучно смотреть классическую четырехчасовую передачу. Мультимедийности требует и ритм сегодняшней жизни. Каждый ждет какую-то фишку и «вау-эффект» [2]. Утренние передачи, для того чтобы остаться на плаву, должны следовать этим запросам социума.

Для этого у телевидения есть не только программа для монтажа. Мультимедиа встречается и в самой подаче материала. Примером служит «селфи-репортаж», который стал популярен не только на просторах интернета, но и на телевидении.

Журналисту уже не нужна огромная камера и оператор для передачи информации с места событий. Достаточно одного нажатия клавиши на телефоне - и ты в эфире. Такой сюжет выделится из основного потока передачи. Это смотрится более современно. И к тому же приравнивает журналиста к зрителю, тем самым добиваясь доверия к информации, снятой на обычный телефон.

Эффекта современности и мультимедийности можно достичь и с помощью дизайна студии [3]. Так, в программе «Доброе утро» на Первом студия оборудована всеми техническими составляющими. Это не только светящиеся панели, переливающиеся конструкции, но и плазма, на которой выводятся и соответствующие видео и фото, а также прямая связь с корреспондентами и ведущими.

Интересным ходом в изменении структуры утреннего блока был выход ведущих на улицу. Вместо теплой уютной студии зрители увидели знаменитых ведущих на знакомых улицах Москвы. Этот прием сработал на отношении людей к программе, они увидели, что их любимые ведущие - не роботы, которые начитывают готовый текст, а такие же простые люди, которые гуляют по улице. К тому же это была смена обстановки - из студии в уличную атмосферу. А динамика очень важна для утреннего эфира. Также это стимулирует людей к выходу в социум, из зоны комфорта. Многим это помогает просыпаться и даже оценить погоду по одежде и поведению ведущих.

Всю передачу пронизывает музыкальное сопровождение. Музыка подбирается в соответствии с темой сюжета. На более легких рубриках, такие как «Полезные советы» и «Счастье есть», музыка радостная и плавная. Что касается «Самообороны» и «Перехват», здесь более динамичные и быстрые композиции. Музыкальное сопровождение придает программе эмоциональные оттенки и задает определенный ритм. Музыка помогает лучше вникнуть в тему, а иногда и заострить внимание на сюжете. К тому же это способствует переключению зрителя от фонового режима к внимательному просмотру.

Передачу «Доброе утро» отличают и фирменные заставки. С начала и до финала передачи в нижнем поле экрана всегда указано текущее время, даже в моменты рекламы. Время находится в форме оранжевого круга, а шрифт текста идентичен стилю текста всей передачи. Этот ход способствует постоянному напоминанию, какая передача идет в эфире в данный момент. К тому же это отличный способ узнаваемости программы.

Помимо времени, заставки изображают и другую информацию. К примеру, перед началом передачи или после рекламы появляется пятисекундная заставка «Доброе утро». Фон этой заставки всегда меняется, но чаще всего это природа. Во время самой передачи на заставках указан курс валют, интересные факты и погода. Заставки нужны для того, чтобы не занимать эфирное время на проговаривание короткой информации. Все это есть в заставках. Так программа получается еще более информативной.

Еще одной особенностью в структуре передачи «Доброе утро» является соавторство и участие зрителей в создании программы. Это отчетливо проявляется в рубрике «О еде». Телезрители присылают свои рецепты, а также задают интересующие вопросы. Это влияет на рост аудитории, ее лояльность к передаче и интерес. Зритель чувствует свое участие в том, что видит по телевизору.

Как мы видим, многое в структуре утренней передачи не меняется с ее основания. Но в то же время утренний информационный блок становится полноценным мультимедийным

каналом, отвечающий всем запросам современной аудитории. Многие поспешно прогнозировали таким передачам вымирание и ненужность в современной журналистике. Но не стоит забывать, что и утром человек нуждается во внимании средств массовой информации. Поэтому утренний информационный блок смело можно назвать наиболее активным для просмотра телевидения. А благодаря технологиям и новым приемам, которые создаются в утренних информационных блоках, этот формат только развивается и совершенствуется.

Список литературы

1. Благова, З. И. Особенности производства отечественных телепрограмм в современных условиях: творческий и экономический аспекты [Текст] / З. И. Благова // Петербургский экономический журнал. Сер. 10. Журналистика. - 2015. - № 1. - С. 71-79.

2. Качкаева, А. Г. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные [Текст] / А. В. Качкаева, И. В. Кирия, К. Г. Коломеец, Н. Г. Лосева, О. М. Силантьева, Л. О. Телень, Т. Б. Тихомирова, М. Г. Филимонов : под ред. А. Г. Качкаевой. - М., 2010. - 200 с.

3. Качкаева, А. Г. Мультимедийная журналистика [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Качкаева, С. А. Шомова, А. А. Мирошниченко, Е. Г. Лапина-Кратасюк, И. В. Кирия, Г. Амирханова, О. М. Силантьева, Ю. П. Пургин, М. С. Корнев, М. В. Петрушко : под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 413 с.

4. Новоженина, А. С. Причина недолгосрочности утреннего шоу на региональном телеканале [Текст] / А. С. Новоженина // Ученые записки. Сер. 10. Журналистика -2013. - № 4. - С. 240-245.

5. Новоженина, А. С. Эволюция жанра телепередачи «утреннее развлекательное шоу» (на примере телеканалов Курска и Орла) [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / А. С. Новоженина. - М., 2015. - 27 с.

6. Полуэтхова, И. А. Структура и содержание утреннего шоу на федеральном телеканале (на примере программы «Доброе утро» на «Первом канале») [Электронный ресурс] / И. А. Полуэтхова, И. Н. Ивченко, Е. В.Овчинская // Медиаскоп. - 2017. -Вып. 3. - URL: http://www.mediascope.ru/2352 (дата обращения: 15.10.2018).

7. Силантьева, О. Мультимедийная журналистика - это больше, «чем работать на сайте» [Электронный ресурс] / О. Силантьева. - URL: http://sila.media/multimedia/ whatismultimedia/ (дата обращения: 15.04.2018).

8. Структура утреннего вещания [Электронный ресурс] / EssaysClab. - URL: https:// ru.essays.club/Профессии/Журналистика/Специфика-утреннего-телевещания-73019.html (дата обращения: 01.11.2018).

9. Утреннее вещание на телевидение [Электронный ресурс] // Vizlit.ru - URL: https:// vuzlit.ru/417314/utrennee_veschanie_televidenii (дата обращения: 10.10.2018).

10. Ширяевская, В. В. Экранный образ: место и роль ведущего в современном телевидении [Текст] / В. В. Ширяевская // Материалы Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной Году российского кино, 31 октября - 2 ноября 2016 г. -Санкт-Петербург: СПбГИКиТ, 2017. - Ч. 2. - С.168-170.

Алексеева Галина Викторовна - студентка 4 курса факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: [email protected]

Футерман Евгения Борисовна - старший преподаватель, заведующая Учебной медиалабораторией Челябинского государственного университета. Электронная почта: [email protected]

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10102

М. Д. Бычков

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ И СТРУКТУРНО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ПУБЛИКАЦИЙ ЖУРНАЛА «ДЕЛОВОЙ КВАРТАЛ - ЧЕЛЯБИНСК»

Рассматриваются основные тенденции и ключевые особенности материалов современной региональной экономической журналистики. Анализируются содержательные, структурные и стилистические черты журналистских материалов, а также смысловые взаимосвязи элементов текста. Исследуются критерии отбора и использования информации в текстах СМИ. В статье выявляются характерные черты и типологические атрибуты материалов экономической тематики, раскрываются закономерности развития ключевых тем и их смыслового наполнения.

Ключевые слова: структура текста, стилистика публикаций, экономическая журналистика, формально-содержательные компоненты текста.

В настоящее время во многих СМИ можно найти примеры всестороннего и глубокого освещения экономических процессов и событий. Одним из показательных примеров является информационно-аналитическое издание «Деловой квартал». Тематика журнала «Деловой квартал» представлена в шести рубриках: «Новости», «Бизнес», «Свое дело», «Качество жизни», «Мнения» и «Лайфхаки». В этой связи мы попытались выделить и систематизировать основные особенности журналистских текстов данного издания на основе их формально-содержательных и функциональных характеристик.

Основная тематика, затрагиваемая в журнале «Деловой квартал», - бизнес-процессы и новости бизнеса. В подобных материалах актуальная проблема раскрывается путем сопоставления мнений нескольких экспертов. В текстах раскрывается подоплека ситуации, приводятся аргументы в поддержку той или иной точки зрения. В издании присутствуют и авторские колонки экспертов разных отраслей. Помимо этого, публикуются рейтинги, прогнозы, обзоры и аналитические статьи. На сайте «Делового квартала» также подробно освещается тема недвижимости: можно встретить как небольшие новостные заметки, так и развернутые информационно-аналитические статьи с анализом ситуации на рынке.

В целом, материалы «Делового квартала» выполняют следующие функции:

- анализ главных событий в регионе, их влияние на деловую жизнь;

- обеспечение аудитории оперативной коммерческой информацией;

- анализ социальных проблем, связанных с изменениями в сфере экономики;

- распространение опыта ведения бизнеса;

- расширение кругозора читателей;

- формирование идеологии бизнеса.

Большинство публикаций в «Деловом квартале» касаются области микроэкономики -зачастую они освещают работу той или иной компании или предприятия на рынке. В ряде текстов рассматривается направление деятельности той или иной компании [4. С. 217]. Наряду с этим анализируются общие экономические тенденции в стране. При этом в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.