Научная статья на тему 'Целесообразность использования формата ток-шоу на современном телевидении'

Целесообразность использования формата ток-шоу на современном телевидении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2187
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ток-шоу / целесообразность / телевидение

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горшкова Екатерина Алексеевна, Футерман Евгения Борисовна

Телевидение – один из самых доступных способов получения информации в обществе. Задача современного телевидения – привлечь и удержать внимание многочисленной аудитории. Жанр ток-шоу – один из популярнейших жанров, он имеет большое количество вариаций. Однако сегодня мы можем видеть достаточно много однотипных программ на телевизионных экранах, различающихся только тематикой и/или направлениями. Возникает вопрос: необходимо ли такое количество однотипных передач формата ток-шоу в телевизионных реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целесообразность использования формата ток-шоу на современном телевидении»

Список литературы

1. Амзин, А. А. Новостная интернет-журналистика [Электронный ресурс] / А. А. Амзин. - URL: http://alex-alex.ru/nij/NIJ-2-20131006.html (дата обращения: 26.03.2019).

2. Ахмадулин, Е. В. Основы теории журналистики [Текст] / Е. В. Ахмадулин. - М.: Феникс, 2009. - 358 с.

3. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 269 с.

4. Демина, И. Н. Сущность экономической журналистики [Текст] / И. Н. Демина // Известия Байкальского государственного университета - 2011. - № 1 (75). - С. 217-221.

5. Ким, М. Н. Основы творческой деятельности журналиста [Текст] : учеб. для вузов / М. Н. Ким. - СПб. : Питер, 2011. - 400 с.

6. Колесниченко, А. В. Настольная книга журналиста [Текст] / А. В. Колесниченко. -М. : Аспект-Пресс, 2013. - 400 с.

7. Мельник, Г. С. Методы журналистики [Текст] / Г. С. Мельник. - М. : Аспект-Пресс, 2008. - 272 с.

8. Олешко, Е. В. Конвергентная журналистика [Текст] / Е. В. Олешко. - М.: Флинта, 2016. - 128 с.

9. Савостина, Н. Ю. Коммуникационные стратегии: взаимодействие СМИ и бизнеса в реализации социальных проектов [Текст] / Н. Ю. Савостина // Вестник Московского университета. - М. : Изд-во МГУ, 2010. - С. 200-206.

10. Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Тертычный. - М. : Аспект-Пресс, 2010. - 352 с.

Бычков Михаил Дмитриевич - студент 4 курса факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: т^аП997@таП.т

Научный руководитель: Сафонов Андрей Владимирович - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10103 Е. А. Горшкова, Е. Б. Футерман

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМАТА ТОК-ШОУ НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

Телевидение - один из самых доступных способов получения информации в обществе. Задача современного телевидения - привлечь и удержать внимание многочисленной аудитории. Жанр ток-шоу - один из популярнейших жанров, он имеет большое количество вариаций. Однако сегодня мы можем видеть достаточно много однотипных программ на телевизионных экранах, различающихся только тематикой и/или направлениями. Возникает вопрос: необходимо ли такое количество однотипных передач формата ток-шоу в телевизионных реалиях.

Ключевые слова: ток-шоу, целесообразность, телевидение.

Ток-шоу, от англ. talk-show, - разговорное представление. Однако за два десятилетия существования данного формата на российском экране не сложилось однозначного понимания этого термина, что можно проследить по словарям. Телевизионные жанры, которые применяются в ток-шоу, разнообразны и сочетают в себе множество разновидностей: интервью, дискуссии, беседы, телемосты и прочие [4. C. 102].

Формат ток-шоу берёт своё начало с американского телевидения. Появился он совершенно случайно в 60-х годах ХХ века. Американский журналист Фил Донахью во время одного из прямых эфир осознал, что у него закончились вопросы к «гостю». Тогда он предложил зрителю из аудитории задать свой вопрос, таким образом, образовалась дискуссия между приглашённым гостем и зрителями [7. С. 40]. Этот случай и стал предтечей появления нового жанра в телевидении [1].

С 1963 по 1967 тележурналист Фил Донахью работал утренним ведущим и проводил ток-шоу с приглашёнными в студию гостями на канале WHIO-TV. Телестанция выделяла мизерный бюджет, ввиду этого факта приглашение гостей в ток-шоу из числа знаменитостей было невозможным. Для привлечения аудитории Донахью в своём ток-шоу ввёл обсуждение в прямом эфире скандальных и острых, волнующих публику проблем.

Первое ток-шоу американского тележурналиста The Phil Donahue Show было проведено в Дейтоне (штат Огайо), гостем которого стала атеистка Маделин О'Хэйр. Темой явились конфликты на религиозной основе между учениками в колледжах.

Полноценную популярность благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу приобрёл в конце 80-х годов. Свои ток-шоу появились практически на всех телеканалах США. В большей степени американские ток-шоу приобретали скандальный характер [3], [8].

Можно выделить несколько задач современного ток-шоу:

1) сделать из примитивной темы всесторонне интересную программу с элементами интриги;

2) привлечь внимание и сформировать конкретное отношение к обсуждаемой теме;

3) найти индивидуальные пути решения той или иной проблемы.

В современном телевидении ток-шоу разнообразны, формат включает в себя огромное количество жанров: Travel-show, кулинарные шоу, шоу преображения и множество других. Всё они усиленно разрабатываются, а также создаются новые подвиды для того, чтобы зритель мог получить все более разнообразный контент. Ведь именно «разбавление» развлекательными программами телевизионной сетки вещания удерживает внимание зрительской аудитории. Попробуем классифицировать современные ток-шоу.

1. Шоу талантов.

Такие шоу предоставляют возможность показать зрительской аудитории свои уникальные возможности, иначе говоря - таланты. Независимо от возраста, национальности, пола, участники демонстрируют то, что в большинстве случаев не могут повторить другие. Это и цепляет любителей данного жанра. Чем сложнее и необычнее номер выступающего, тем активнее внимание аудитории.

Как раз именно советское телевидение явилось создателем первого шоуталантов в 1970 году. Оно называлось «Алло, мы ищем таланты», и её ведущим был Александр Масляков, который и по сей день не покидает российское телевидение.

Участвовать в данном шоу может каждый, главное иметь свой талант. Участники оцениваются судьями, а в качестве выигрыша обычно выступает денежное вознаграждение. Оценки судей тоже влияют на количество просмотров ток-шоу такого жанра. Несправедливость судейства может значительно понизить рейтинг программы. Талант-шоу многим помогает добиться популярности и знаменитости. Для примера хотелось бы привести Антона Беляева, моего «земляка» с Магадана. После участия в музыкальном шоу талантов «Голос» он добился известности по всей России.

2. Реалити-шоу.

Особенность этой разновидности ток-шоу в том, что именно реалити направлено на получение зрителем большего количества эмоций. Отсюда и исходит само название -реалити (от англ. reality - реальность).

Действия происходят среди группы людей, которые попадают в жизненные ситуации. Таким образом, телезритель наблюдает со стороны за действиями своих героев. В течение телепередачи показывается естественная жизнь персонажей, ведь её герои -обычные люди, не имеющие актёрских навыков. Это являлось отличительной чертой первых реалити-шоу. В современном телевидении реалити-шоу наполовину потеряло свою уникальность, ведь во многие шоу стали приглашать актёров, которым заранее предоставлены сценарии их «игры» в телеэфире. И хотя режиссеры телепроектов предполагают, что актёры способны скрыть то, кем они являются на самом деле, со стороны всё же виднее, где реальность, а где игра.

Истоком этой разновидности ток-шоу уже оказалась не Россия, а США. Шоу «Скрытая камера» 1948 года быстро набрало популярность и завоевало симпатии американских телезрителей. Участники шоу и не подозревали о том, что по воле сценариста и предлагаемых им обстоятельств окажутся на экранах телевидения.

А на российском телевидении самым продолжительным является всем известное шоу «Дом-2», которое транслируется на канале ТНТ уже более 13 лет.

3. Travel - show.

Они же - шоу путешествия. Очень полезный жанр для современного телезрителя, особенно для тех, кто не может позволить себе путешествовать по миру. Трэвел-шоу можно назвать особым гибридом информации и развлечения. Ведущий регулярно путешествует по миру и предоставляет информацию о тех местах, которые он посетил: историю, географию, биологию, знакомит зрителя с традициями и культурой местного населения.

Для того чтобы собрать зрительскую аудиторию, создатели трэвел-шоу «докапываются» до самого неизведанного о месте, про которое идёт съёмка выпуска. Только тогда у зрителя появляется энтузиазм смотреть и в дальнейшем данный жанр ток-шоу.

Исследовав несколько научных статей по тематике телевизионной журналистики, мы выяснили, что трэвел-журналистику многие критики не воспринимают всерьёз. Однако это направление журналистики способно влиять на образованность телезрителя, в отличие от, например, реалити-шоу «Дом-2», не предоставляющего ничего, кроме развлекательного содержания.

Более того, именно трэвел-шоу способствует межнациональному обмену информацией. Страны узнают про культуры и быт других стран. Можно сделать вывод о том, что трэвел-шоу - одна из самых удачных разработок мирового телевидения.

Первым в travel-show проявил себя Владимир Шнейдеров - ведущий «Клуба путешественников» в 1960 году. Интересный факт - передача была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как старейшая передача российского телевидения. С того момента российские телезрители начали своё путешествие по миру, не выходя из дома.

4. Кулинарное шоу.

Шоу такого жанра не могут не пользоваться популярностью, ведь они направлены на одну из главных потребностей человечества - потребность в питании.

Кулинарные шоу, так же, как и трэвел, можно отнести как к развлекательным, так и познавательным. В зависимости от сюжета и постановки режиссёра.

Сценарий гостя и ведущего предоставляеттелезрителям информацию по приготовлению изысканных и необычных блюд. Обычно в качестве гостя приглашена медийная личность. Такая программа вызывает у зрителя потребность повторить и приготовить блюдо, при достижении желаемого результата зритель «загорается» энтузиазмом узнать

новые рецепты. Соответственно просматривает и последующие выпуски кулинарного шоу, этого и добиваются сценаристы. Однако чаще всего приготовленное медийной личностью блюдо - всего лишь красивая картинка, но заинтересованный зритель об этом не догадывается.

Не меньшей популярностью пользуются соревновательные кулинарные шоу. В данном случае зрителя притягивает не «красивая картинка», а элементы напряжённой борьбы за главный приз и подача эмоций. Данный поджанр кулинарных шоу позаимствовал характерные черты реалити-шоу.

В выпуске первого кулинарного шоу преуспели британцы. В 1960-х британец Грэм Керр стал первым, кто начал готовить вместе со зрителями в прямом эфире в шоу «The Galloping Gourmet».

По исследованиям, ток-шоу такого жанра в современном телевидении считается одним из самых популярных и имеет многочисленное количество аналогов. В западном телевидении кулинарные шоу занимают время дневного эфира и имеют устойчивую аудиторию. И хотя рейтинги такого жанра не особо высоки, о прекращении новых выпусков даже не думают.

5. Шоу-преображения.

Самый привлекательный для женской аудитории подвид ток-шоу. Такие телепередачи рассказывают про самые последние модные новинки, дают полезные советы в плане красоты и здоровья, а в некоторых программах преображают приглашённых гостей до неузнаваемости. Для девушек - это парадоксальная экономия времени. Такие программы помогают заменить салоны красоты советами, которые женская аудитория применяет в домашних условиях.

Иная причина просмотра шоу-преображения - интерес к судьбе главного героя. Зрителю интересно наблюдать со стороны, как «золушку» превращают в «принцессу». Периодически такие «преображения» мотивируют зрителя к собственным изменениям.

Одно из старейших шоу-преображений в российском телеэфире - «Снимите это немедленно». Вот уже более 10 лет ведущие ток-шоу меняют жизни простых девушек в лучшую сторону.

Приведя характеристику нескольких подвидов ток-шоу, можно сделать вывод о том, что спектр направлений данного формата телевещания достаточно широк и разнообразен. Этот факт позволяет формату ток-шоу уверенно удерживать интерес зрительской аудитории.

Основой интереса и привлечения внимания зрителя ток-шоу является ведущий [2. С. 19]. От его характера, манеры, способности коммуникации с героем и аудиторией зависит популярность телевизионной передачи. Приглашённый гость должен иметь актуальную, обсуждаемую историю, чтобы появилась возможность построения полилога между всеми участниками ток-шоу. Зрители, среди которых необходимо присутствие экспертов по обсуждаемой проблеме, принимают активное участие в диалоге, не пренебрегая высказыванию своих точек зрения и позиций. Таким образом, структура ток-шоу строится по принципу треугольника: «ведущий» - «приглашённый гость, он же главный герой с историей» - «зрители и эксперты» [6], [5].

Сюжетная линия ток-шоу проста и известна любому телезрителю. Приглашённому гостю, столкнувшемуся с какой-либо проблемой, даётся понять, что его ситуация не уникальна: есть люди, пережившие схожую или абсолютно идентичную проблему, готовые поделиться своим жизненным опытом. Ток-шоу способствует моделированию ситуации, ее коллективному переживанию, предположению о последующем развитии событий. Предположительно в итоге каждой телепередачи будет предложено если и не окончательное, то хотя бы промежуточное решение проблемы или же план дальнейших действий. В таком случае не редкость выхода в эфир последующих частей телепередач с единой тематикой.

В последнее время телевидение активно пытается задействовать массовую аудиторию в телевизионные программы. Поэтому жанр ток-шоу так пользуется популярностью. Режим «включённости аудитории» реализуется в разных формах - звонки в студию, сообщение и непосредственное присутствие, и участие зрителя на съёмочной площадке.

Хотели бы дополнить, что ток-шоу - это не только беда, но и шоу, проходящее в прямом эфире. Это дополнение помогает сильнее привлечь внимание аудитории.

С появлением данного формата на экранах российского телевидения ток-шоу не переставали развиваться, распространяться и прочно заняли позицию одного из самых популярнейших форматов.

Однако, как бы ни был широк охват вещания формата ток-шоу, их тематическая составляющая и структура на большинстве телеканалов очень схожа. Тем самым актуальных и отличающихся ток-шоу на российском телевидении не так уж и много. Мы предположили, что многие, ввиду своей неоригинальности, не имели постоянного зрителя и просто исчезали с российского телеэкрана.

Примером может послужить ток-шоу «Нереальная политика», которое выходило в эфир с 2009 по ноябрь 2011 года. Идея создания программы принадлежит Василию Бровко. Ток-шоу включало в себя разговор ведущих, Тины Канделаки и Андрея Колесникова, с приглашенными звёздами. Основной темой обсуждения, исходя из названия ток-шоу, была политика. 7 ноября 2011 года Андрей Колесников принял решение закрыть телепередачу. Однако причина закрытия до сих пор остаётся под вопросом. Есть две точки зрения:

1) конфликт между ведущими из-за приглашённого гостя;

2) низкий рейтинг программы.

Другим примером может служить ток-шоу «Pro жизнь», которое было почти идентично популярнейшей телепередаче «Пусть говорят» на Первом канале. Ток-шоу выходило в эфир с 2010 по 2013, и его ведущими были Ольга Бакушинская и Ярослава Танькова. В передаче, как и во многих других ток-шоу схожего содержания, шли дискуссии на самые волнующие и злободневные темы. Гости также делились своим опытом и помогали решать сложные жизненные задачи.

Вывод напрашивается сам: оригинальность и необычность - залог успешного и популярного ток-шоу. На современном телевидении выпускают слишком много однотипных передач данного формата. Вследствие отсутствия оригинальности многие ток-шоу являются просто копией и нецелесообразны для выхода в эфир. Создание собственного оригинального ток-шоу требует немалых умственных, временных и финансовых затрат. Необходимо тщательно продумывать концепцию, внимательно подбирать участников ток-шоу, распланировать возможные неудачи и успехи. К сожалению, креативных идей становится все меньше, чаще форматы покупаются на Западе и не являются оригинальными, так как пик популярности данных шоу прошел лет 10-15 назад.

Список литературы

1. Бирбом, М. Хозяин ток-шоу [Текст] / М. Бирбом // Спутник-ТВ. - 2005. - № 7. - С. 87.

2. Вартанов, А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках [Текст] / А. С. Вартанов. - М.: КДУ; Высшая школа, 2003. -320 с.

3. Голованова, М. Г. Фестиваль, объединяющий регионы [Текст] / М. Г. Голованова // Техника кино и телевидения. - 1997. - № 6. - С. 22-23.

4. Гуленко, П. В. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «ток-шоу» [Текст] / П. В. Гуленко, Ю. И. Долгова // Вестник

Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. -2016. - Вып. 3. - С. 102-110.

5. Засорина, Т. Д. Профессия - журналист [Текст] / Т. Д. Засорина, Н. А. Федосова. -Ростов н/Д., 1999. - С. 116-123.

6. Кондратьева, Н. Е. Ток-шоу как жанр современной массовой культуры [Текст] / Н. Е. Кондратьева, Л. В. Мордовина // Аналитика культурологии. - 2008. - Вып. 12. -С. 205-210.

7. Могилевская, Э. В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования [Текст] / Э. В. Могилевская // Акценты: новое в массовой коммуникации: альманах. - Воронеж, 2006. - Вып. 5-6. - С. 40-47.

8. Телевизионная журналистика [Текст] / под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского. - М.: Высшая школа, 2002. - 304 с.

Горшкова Екатерина Алексеевна - студентка четвертого курса факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Футерман Евгения Борисовна - старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10104

С. В. Жак

Курганский государственный университет

Курган (Россия)

КУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС В СМИ КУРГАНА

Рассматриваются вопросы насыщенности культурного дискурса курганского медиаполя, его количественного и качественного наполнения. Исследуются сходство и различие в манере подачи информации между печатными и интернет-СМИ. Жанровая структура, стилистические характеристики, особенности наполнения дискурса в анализируемых СМИ представлены предварительными, но показательными результатами, демонстрирующими тенденции развития курганского медиапространства.

Ключевые слова: культура, дискурс, медиатекст, регион, контент-анализ.

Существует несколько классификаций функций журналистики. Сергей Григорьевич Корконосенко, профессор факультета журналистики СПбГУ, выделяет следующие: рроизводственно-экономическая; регулятивная; информационно-коммуникативная; духовно-идеологическая [4].

Евгений Павлович Прохоров, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, различает такие функции журналистики: коммуникативная; непосредственно-организаторская; идеологическая; культурно-образовательная; рекламно-справочная; рекреативная [9].

Несмотря на разницу формулировок, исследователи сходятся в мнении о том, что культурное обогащение людей необходимо, так как общество должно всесторонне развиваться. Уровень культуры зависит от информированности массовой аудитории, поэтому культурно-образовательная функция участвует в распространении высоких духовных ценностей [3]. На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит, как правило, художественная культура - литература, изобразительное искусство,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.