Научная статья на тему 'Экспансия шоу в массовой культуре и массовой коммуникации'

Экспансия шоу в массовой культуре и массовой коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
843
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
телевизионное шоу / характеристики / причины распространения / экспансия шоу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никитина Анастасия Евгеньевна

Шоу стали неотъемлемой частью повседневной жизни современного общества. Этот вид «зрелищ» синтезирует в своей структуре различные жанры и методы взаимодействия с аудиторией. В данной статье предпринята попытка осмыслить причины распространения этого явления, а также попытка определить сущностные характеристики шоу, по которым программы данного жанра были бы хорошо узнаваемы, поскольку неоднозначность понимания термина в практике и теории журналистики приводит к сложностям при употреблении понятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспансия шоу в массовой культуре и массовой коммуникации»

Комсомольская правда. - 22.07.2008. - URL: https://www.msk.kp.ru/online/news/3404195/ (дата обращения: 30.06.2019).

13. Сводная энциклопедия афоризмов [Электронный ресурс] / М. Е. Салтыков-Щедрин. -URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/aphorism/2930/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82 %D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 30.06.2019).

Могилевская Ольга Сергеевна - аспирант кафедры журналистики Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Электронная почта: olga-mosk-grigorova@yandex.ru

Научный руководитель: Полонский Андрей Васильевич - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики факультета журналистики Белгородского государственного национального исследовательского университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10129

А. Е. Никитина

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ЭКСПАНСИЯ ШОУ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ И МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Шоу стали неотъемлемой частью повседневной жизни современного общества. Этот вид «зрелищ» синтезирует в своей структуре различные жанры и методы взаимодействия с аудиторией. В данной статье предпринята попытка осмыслить причины распространения этого явления, а также попытка определить сущностные характеристики шоу, по которым программы данного жанра были бы хорошо узнаваемы, поскольку неоднозначность понимания термина в практике и теории журналистики приводит к сложностям при употреблении понятия.

Ключевые слова: телевизионное шоу, характеристики, причины распространения, экспансия шоу.

Изменения, произошедшие на телевидении после 1991 года, затронули не только тематический, но и жанровый состав телепередач. В те годы возникают проекты, связанные с игровым, драматургическим началом: ток-шоу, реалити-шоу. Большинство из этих проектов - заимствованные аналоги иностранных форматов, не укладывающиеся ни в одну из традиционных систем жанров СМИ. Они активно используют новые приемы, формируя определенное зрительское поведение. Таким образом, появляется новая группа жанров, связующим звеном которой становится «шоу».

Шоу - одно из самых динамично развивающихся явлений на современном российском телевидении. Однако до сих пор ни среди практиков, ни среди теоретиков телевизионной журналистики нет однозначной дефиниции этого понятия: что можно назвать «шоу» на российском телевидении и каковы его сущностные черты? Нет определенности и среди смежных составных понятий: так в программной сетке в качестве ток-шоу может обозначаться и кулинарное шоу, и беседа с гостем.

Шоу от английского - зрелище, показ, «одна из форма артизации, своеобразный спектакль, театральное зрелище, которые сопровождает мероприятия общественной или культурной жизни (политические собрания, художественные конкурсы, телевизионные игры, вручение различных премий и т. д.)» [1. С. 102].Таким образом, для того, чтобы

превратить мероприятие в шоу, необходимо проводить его на сцене и разыгрывать действие при помощи актеров. Разумеется, сцена не обязательно должна быть похожа на театральную, а в роли актера может выступать любой человек, оказавшийся в кадре.

Сегодня на российском телевидении происходит процесс «ошоувления», иными словами, проникновения этого жанра и гибридизация его с другими. Таким образом, «чистых» жанров практически не остается, а традиционные, классические жанры журналистики перенимают черты жанра «шоу». Шоу становится многогранным средством заполнения эфира. В ходе исследования нами была предпринята попытка осмыслить причины распространения этого явления, а также попытка определить сущностные характеристики шоу, по которым программы данного жанра были бы хорошо узнаваемы, поскольку неоднозначность понимания термина в практике и теории журналистики приводит к сложностям при употреблении понятия.

Какие же предпосылки привели к популярности шоу?

Исторические предпосылки. История страны и народа, находившися долгие годы под гнетом тоталитарной власти, также играет определенную роль в популярности телевизионных шоу. Телезрители получили свободу, а вместе с ней - возможность давать оценку и принимать решение самостоятельно. К аудитории, как на исповедь, приходят герои шоу, и аудитория сама вправе решить, как относиться к поступкам гостей студии.

Вуайеризм - «жажда познания мира через замочную скважину», при этом не вмешиваясь в активную жизнь социума. Вуайеризм становится своеобразным симптомом современного общества. Вездесущность образов, по мнению С. Сонтанг, привела к «установлению между человеком и миром отношений «хронического вуайеризма» [7. С. 171].

Склонность аудитории к эмпатии. Сценаристы - тонкие психологи, которые улавливают настроения и желания аудитории, именно поэтому драматургия становится одной их главных характеристик телевизионного шоу не случайно, поскольку человеку обладает способностью к сопереживанию другим людям.

Итак, какие черты шоу как явления массовой коммуникации можно выделить.

1. А. А. Новикова в книге «Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия» пишет о том, что шоу - это вид зрелищ, который далек от традиционного телевизионного искусства и от классической телевизионной журналистики, но при этом он аккумулирует в себе черты и того и другого, синтезируя в своей структуре различные жанры и методы воздействия на аудиторию [8. С. 167]. Таким образом, одним из главных признаков, позволяющих классифицировать то или иное зрелище как шоу, становится его способность к гибридизации. Синтезируя в своей структуре различные жанры и приемы воздействия на аудиторию, телевизионные шоу стремятся вызвать у зрителей всплеск эмоций.

2. Драматургичность (не как трагичность, а как отношение к драме, как театральное зрелище) и нарративность. Чтобы вызвать у зрителей эмоции, создатели шоу идут на все, нарушают этические нормы, вызывают из недр памяти давно забытые традиции. В. Л. Цвик пишет, что в основе драматургии всегда лежит конфликт - столкновение двух противоположенных начал [2]. Жанр шоу раскрывает такие понятные любому зрителю темы любви и ненависти, власти и денег, победы и поражения и, в конце концов, жизни и смерти. Все это перипетии, жизненные ситуации за которыми наблюдают зрители, «укладываются» в определенные истории, или нарративы.

3. Для шоу характерно наличие актуальной или актуально поданной проблемы, предполагается, что в каждой передаче будет предложено какое-то, хотя бы и промежуточное, решение поставленной проблемы [3]. Потенциально телевизионные шоу могут служить освобождением от распространенных культурных страхов и предубеждений.

4. Еще одной составляющей шоу является его смотрибельность, иными словами, время, проведенное за просмотром, шоу проходит быстро, легко, смотрится на одном дыхании.

5. Массовость. Анализируя природу шоу, В. В. Миронов приходит к выводу о том, что если спектакль - элитарен, то шоу - ориентированно на человека-массу; спектакль насыщен мыслями, шоу рассчитано не на осмысление, а на инстинктивные чувства, как и карнавальная культура, у которой современные шоу охотно заимствую приемы [6. С. 108]. Однако карнавальная культура - это культура различий, шоу - культура унификации и обезличивания.

6. Структурированность - предполагает соблюдение структуры. Несмотря на огромную вариативность современных шоу, можно выделить постоянные структурные элементы и требования к данным программ, которые можно определить как сущностные характеристики явления. Одним из первых к изучению шоу в России обратился Г. В. Кузнецов, который в качестве отличительных особенностей данного вида программ выделял следующие: «легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие аудитории», «железный сценарий» [4. С. 29]. И. А. Мальковская отмечает, что основу телевизионных шоу составляет интерактивная модель, построенная по правилам «асимметричной коммуникации», или доминирования ведущего, заранее знающего результат коммуникации, ведущий как бы ведет аудиторию к установка и ценностям, создавая якобы свободное интерактивное взаимодействие в заданном фоновом поле дискуссии [5. С. 154]. На наш взгляд, к перечисленным структурным особенностям, выявленным Г. В. Кузнецовым и И. А. Мальковской, стоит добавить наличие зрительского зала, который может выступать в роли как активного, так и пассивного звена коммуникации. Зритель играет особую роль, он источник эмоций, так как создает атмосферу через эмоциональные реакции. Именно поэтому кадры со зрительским залом часто появляются в телевизионных шоу. Круг действующих лиц зачастую представляет собой треугольник активных участников: 1) ведущий, вызывающий доверие аудитории, 2) герой - «человек из народа», 3) эксперты - профессионалы разных областей. Также, несмотря на вариативность шоу на современном телевидении, можно смело утверждать, что данный вид зрелищ построен на жестком регламенте - время и приемы организации дискуссии прописываются в сценарии и умело подаются аудитории, создавая иллюзию живого общения здесь и сейчас. Стоит учитывать, что в зависимости от авторской задумки те или иные структурные элементы могут быть опущены, а их комбинация может меняться.

7. Диалогичность. Ведущий вызывает зрителя к диалогу, соучастию, но это лишь иллюзия соучастия. Обратимся к словообразовательной стороне вопроса: приставка со-обозначает совместное действие или действие, поделенное на половину, таким образом аудитория получает возможность открыто судить, высказывать свое мнение, но при этом не нести ответственность за свои суждения. Эффект «причастности» аудитории реализуется в разных формах - от включенности в действие перед экраном телевизора до реального участия людей в различных телевизионных шоу, звонков в студию и послания сообщений, которые отображаются в бегущей строке на экране. Каждый проявляющий активность телезритель становится сопродюсером, соведущим, соавтором шоу. Именно шоу позволяет моделировать ситуации, сообща переживать их, заручаясь поддержкой виртуального коллектива, и проговаривать допустимые линии поведения.

Таким образом, шоу на российском телевидении отличается совершенно неуемным стремлением заполнить собой все культурное пространство телевидения, вытеснив из него остальные жанры. Структурные элементы жанра могут выстраиваться в разные комбинации, создавая таким образом многогранный продукт, который воспринимается аудиторией как новый, но на самом деле сохраняет свои сущностные характеристики:

способность к гибридизации, наличие актуальной проблемы, диалоговость, массовость. Популярность телевизионных шоу объясняется выявленными нами причинами, которые основывается на психологии человека, а также на менталитете, это позволяет сделать вывод о том, что востребованность шоу не временное явление, это новый вид зрелищ, который требует дальнейшего изучения.

Список литературы

1. Гуленко, П. В. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «ток-шоу» [Текст] / П. В. Гуленко, Ю. И. Долгова // Вестн. РУДН. Сер. Литературоведение, журналистика. - 2016. - № 3. - С 102-109.

2. Кондратьева, Н. Е., Мордовина, Л. В. Ток-шоу как жанр современной массовой культуры [Текст] / Н. Е. Кондратьева, Л. В. Мордовина // Аналитика культурологии. -2008. - С. 205-210.

3. Кузнецов, Г. В. Как работают журналисты ТВ [Текст] / Г. В. Кузнецов // М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 224 с.

4. Мальковская, И. А. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации [Текст] / И. А. Мальковская. - М. : КомКнига, 2005. -272 с.

5. Миронов, В. В. Коммуникация глобальная [Текст] / В. В. Миронов. - М. : Радуга, 2003. - 1327 с.

6. Мясникова, Л. А. Визуальная репрезентация повседневности в современном медиаобществе [Текст] / Л. А. мясникова, А. В. Дроздова, Ю. В. Архипова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 19 - С. 168-172.

7. Новикова, А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия [Текст] / А. А. Новикова. - СПб. : Алетейя, 2008. - 208 с.

8. Цвик, В. Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика [Текст] / В. Л. Цвик. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

Никитина Анастасия Евгеньевна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: nastynikitina96@yandex.ru

Научный руководитель: Антропова Вера Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10130 И. Н. Тшчева

Белгородский государственный национальный исследовательский университет Белгород (Россия)

РОССИЯ И ПОЛЬША: ДИАЛОГ КУЛЬТУР НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «НОВАЯПОЛЬША» (ПРОБЛЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ)

Диалог культур - важнейший инструмент движения обществ к взаимному пониманию, уважению и развитию. Русскоязычный журнал «Новая Польша», основателем (1999 г.) которого является польский публицист, «проповедник духа свободы» Ежи Гедройц, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.