Научная статья на тему 'Истоки и генезис формата «Общественно-политическое ток-шоу»'

Истоки и генезис формата «Общественно-политическое ток-шоу» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1245
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОК-ШОУ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЕЩАНИЕ / ИСТОРИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / ВЛАДИМИР ПОЗНЕР / ФИЛ ДОНАХЬЮ / "ОТ ВСЕЙ ДУШИ" / TALK SHOW / SOCIAL AND POLITICAL BROADCASTING / HISTORY OF TELEVISION / VLADIMIR POZNER / PHIL DONAHUE / "OT VSEJ DUSHI"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гуленко Петр Васильевич

«Общественно-политические ток-шоу» один из популярных форматов современного российского телевидения. История его возникновения, периодизация вопрос мало изученный. В качестве предпосылки возникновения данных программ в России в статье рассматриваются первые ток-шоу США. Автор также исследует прообразы формата на советском телевидении. В качестве основного прототипа современных передач выделяется программа «От всей души». В статье подробно анализируется специфика развития общественно-политических ток-шоу в период перестройки и в первое десятилетие постсоветской России в 90-е гг. ХХ в. Предлагается периодизация процесса становления формата на отечественном телевидении вплоть до 2000-го года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Beginnings and Genesis of Social and Political Talk Show Format

Social and political talk show is one of the most popular format of the contemporary television broadcasting. But its history and the problem of periodization is the poorly understood question. The author analyses the first USA talk show as a precondition of the format appearance, as well on Russian television. The article also investigates the origins of talk show on Soviet television in the 70s. The program «Ot vsej dushi» was distinguished as a prototype of modern social and political talk show. The author examines the development of the format after the easing of political censorship in the 80s and its heyday in the first decade of post-Soviet Russia in the 90s of the twentieth century. The final part represents the periodization of the history of talk show on the national television until 2000.

Текст научной работы на тему «Истоки и генезис формата «Общественно-политическое ток-шоу»»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2016. № 6

Гуленко Петр Васильевич, соискатель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: pgulen-ko@gmail.com

ИСТОКИ И ГЕНЕЗИС ФОРМАТА «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ТОК-ШОУ»

«Общественно-политические ток-шоу» — один из популярных форматов современного российского телевидения. История его возникновения, периодизация — вопрос мало изученный. В качестве предпосылки возникновения данных программ в России в статье рассматриваются первые ток-шоу США. Автор также исследует прообразы формата на советском телевидении. В качестве основного прототипа современных передач выделяется программа «От всей души». В статье подробно анализируется специфика развития общественно-политических ток-шоу в период перестройки и в первое десятилетие постсоветской России в 90-е гг. ХХ в. Предлагается периодизация процесса становления формата на отечественном телевидении вплоть до 2000-го года.

Ключевые слова: ток-шоу, общественно-политическое вещание, история телевидения, Владимир Познер, Фил Донахью, «От всей души».

Petr V. Gulenko, PhD Researcher at the Chair of TV and Radio, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University; e-mail: pgulenko@gmail.com

BEGINNINGS AND GENESIS OF SOCIAL AND POLITICAL TALK SHOW FORMAT

Social and political talk show is one of the most popular format of the contemporary television broadcasting. But its history and the problem of periodization is the poorly understood question. The author analyses the first USA talk show as a precondition of the format appearance, as well on Russian television. The article also investigates the origins of talk show on Soviet television in the 70s. The program «Ot vsej dushi» was distinguished as a prototype of modern social and political talk show. The author examines the development of the format after the easing of political censorship in the 80s and its heyday in the first decade of post-Soviet Russia in the 90s of the twentieth century. The final part represents the periodization of the history of talk show on the national television until 2000.

Key words: talk show, social and political broadcasting, history of television, Vladimir Pozner, Phil Donahue, «Ot vsej dushi».

Исследования генезиса формата «общественно-политическое ток-шоу» в российской и американской теории телевизионной журналистики

История возникновения формата «ток-шоу», в частности «общественно-политического ток-шоу», в российской теории журналистики — мало изученная тема. Дело в том, что ток-шоу появились как одна из примет времени обновленного телевидения 90-х гг. ХХ в. и не были хорошо проанализированы в тот период. Современные исследования ток-шоу в большей степени посвящены методам манипуляции, специфике дискурса ток-шоу, манере поведения ведущих. В своих работах авторы либо не касаются вопросов истории, либо упоминают ее мельком со ссылкой на статью Э. Мо-гилевской1, 2, где, в свою очередь, пересказывается «легенда» создания передач данного вида в США из журнала «Спутник ТВ» 2005 г.

Э. Могилевская предложила классификацию развития формата на отечественном телевидении, в которой были выделены два периода с 1985 по 1991-1993 гг., а также с 1991-1993 гг. по 2006 г.3 Первый этап, по ее мнению, связан с расцветом формата в период перестройки и гласности, второй - с заимствованием российскими продюсерами американских концепций ток-шоу. Однако изучение американских источников по истории данного вида программ, а также анализ российских ток-шоу 80-х и 90-х гг. свидетельствует о том, что предложенное в статье Э. Могилевской представление о происхождении и периодизации формата является несколько упрощенным и устаревшим.

Систематизированная информация по развитию формата в СССР и России в период его становления отсутствует. Стоит отметить разрозненные работы, посвященные отдельным архивным передачам: «Аукцион» (Волкова, 2015: 299), «От всей души» (Кра-снянская, 2003), телевизионные мосты (Корчагин, Скворцов: 2007), «Музыкальный ринг», «12 этаж», «Пресс-клуб», «Тема» (Вартанов, 2003; Кузнецов, 2004; Муратов, 2003).

Обращаясь к историко-генетическому, историко-сравнитель-ному и историко-типологическому методу данная статья представляет анализ процесса становления формата «общественно-политическое ток-шоу» как специфического явления с приоритетными свойствами и функциями. Понимание эволюции феномена является, на наш взгляд, необходимым базисом для изучения современных ток-шоу, исследование которых, серьезное и самостоятельное, в данной работе не планируется.

Автор считает важным исследовать зарождение формата на радио и телевидении США, так как именно там появился вид передач «дневное ток-шоу с участием аудитории» (Макеенко, 2010: 457), ставший прототипом российских общественно-политических ток-шоу. Также рассматриваются прообразы формата на телевидении СССР, анализируется его становление в период перестройки и эволюция в первое постсоветское десятилетие. Таким образом, временные рамки исследования ограничены, с одной стороны, появлением первых диалоговых передач в 1920-1930 гг. на радио США, а с другой стороны, концом ХХ в., когда формат был полностью освоен российскими журналистами и общественно-политические ток-шоу заняли достойное место в программной сетке ведущих телеканалов.

В данной работе мы будем опираться на периодизацию генезиса формата ток-шоу на телевидении США, которую предложили Бернард М. Тимберг и Боб Эрлер. (ИшЪещ, Ег1ег, 2002: 9-12). Внимание будет сфокусировано на первых двух этапах, когда собственно и произошло становление интересующего нас вида передач в Северной Америке: 1948-1962 - эра основателей формата ток-шоу, формирование основных подвидов. 1962-1974 - период, связанный с подъемом сетей, появление первых дневных ток-шоу с участием аудитории4.

При определении формата «общественно-политическое ток-шоу» мы будем основываться на точке зрения российского исследователя Г.В. Кузнецова, который в качестве обязательных элементов формата выделял: «легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие аудитории», «жесткий сценарий» (Кузнецов, 2004: 29-31). Стоит обратить внимание и на специфику тематики анализируемых программ, которые посвящены актуальным проблемам общества и, как правило, касаются вопросов внутренней и внешней политики.

Таким образом, в данной статье под «общественно-политическим ток-шоу» мы будем понимать: телевизионную передачу, в основе которой лежит один из диалоговых жанров (проблемное интервью, дискуссия, беседа, пресс-конференция), в ходе которой ведущий(ие) обсуждает с гостями и аудиторией важные общественно-политические проблемы современности.

Зарождение формата в США

Как отмечают американские исследователи, формат «ток-шоу» стал результатом «многолетней телевизионной практики с исполь-

зованием предшествующих разговорных традиций радио, учебных лекций "Шатокуа" (Chautauqua)5, варьете и популярного театра»6.

Термин «ток-шоу» пришел на телевидение из радиожурналистики. На ранней стадии это был формат «одностороннего» диалога ведущего и гостя студии с пассивной аудиторией радиослушателей. В течение 20-х гг. ХX в. в США выходила в эфир 21 подобная передача, посвященная самым разным темам, таким как общественные проблемы, религия и даже домашнее хозяйство. Радиостанции довольно быстро стали искать возможности для интерактивных форм взаимодействия с аудиторией. В 1930-е гг. в эфире появились интервью с обычными людьми, записанные на улицах. В 1935 г. на Эн-Би-Си (NBC) вышла в эфир программа «Таун митинг оф Эйр» («Town Meeting of The Air»), в которой аудитория в студии могла высказать свое мнение по актуальным вопросам дня. А через 10 лет на частотах нью-йоркской радиостанции Дабл-Ю-Эм-Си-Эй (WMCA) появилось первое так называемое «кол-ин-шоу» («call-in show»). Программа представляла собой интервью ведущего Бэрри Грея с известным певцом Вуди Херманом, во время которого радиослушатели могли звонить в прямой эфир и задавать свои вопросы или высказывать собственное мнение7.

Первые телевизионные станции, появившиеся в США в конце 1940-х гг., привлекали на работу популярных радиоведущих, которые также приносили в эфир культуру и формы работы с аудиторией, опробованные в радиоэфире. В то же время коммерческая модель телевидения, которая изначально развивалась в Соединенных Штатах, а также наличие значительного числа небольших телестанций почти в каждом крупном и многих средних городах, позволяли ведущим иметь относительную свободу в поиске специфических форм и методов работы, в формировании особого телевизионного языка. В то же время шел процесс создания национальных телесетей, Эй-Би-Си (ABC), Эн-Би-Си (NBC) и Си-Би-Эс (CBS), которые получили возможность производить передачи для общенациональной аудитории, распространяя свою продукцию через аффилированные станции. Уже на этой стадии некоторые ведущие имели возможность вести сразу несколько абсолютно разных по стилистике и форме программ, тем самым закладывая основы новых телевизионных форматов. Одним из них был Эдди Марроу, вошедший в историю своим знаменитым разоблачением в прямом эфире сенатора-антикоммуниста Джозефа Маккарти. Исполнительный продюсер, диктор и ведущий на радио Си-Би-Эс Марроу с

1951 по 1960 гг. выпускал на телеканале Си-Би-Эс три разговорных программы в различных жанрах: расследования «Си ит нау» («See It Now»), телевизионного портрета «Песон ту песон» («Person to Person») и дискуссии на научно-популярные темы, в том числе с использованием телемостов, «Смол Ворлд» («Small World»).

Возможность активного участия зрителя в разговоре связана со вторым периодом в становлении формата в США, а именно — с развитием ток-шоу внутри сетей в период их расцвета. Долгое время в подавляющем большинстве передач аудитория в студии выступала в пассивной роли зрителей, чья задача ограничивалась проявлением эмоций — аплодировать, смеяться, свистеть. Изредка кого-то из зрительного зала могли вызвать в качестве статиста или соучастника юмористических конкурсов или сценок. Тем не менее именно в одном из таких шоу впервые ведущий пошел в аудиторию с переносным микрофоном. Вечернее «Ле Крейн Шоу» («The Les Crane Show») выходило в эфир на Эй-Би-Си всего четыре месяца — с ноября 1964 по март 1965 г. Именно в нем ведущий Ле Крейн начал привлекать зрителей в студии в качестве участников эфирного диалога.

Как уже было отмечено, родоначальником формата близкого к российским общественно-политическим ток-шоу считается телеведущий Фил Донахью. Выпускник католической школы в Кливленде, философ и теолог по образованию Донахью в начале 1960-х начал свою журналистскую карьеру на радио, а затем создал собственное ток-шоу на небольшой телестанции в Дейтоне, штат Огайо. В США формат передач Донахью определялся по времени выхода в эфир — «дневное шоу». Несмотря на то, что шоу Донахью появилось в 1967 г., именно эту передачу исследователи считают предзнаменованием следующего этапа развития, который будет связан с упадком телевизионных сетей и активным производством ток-шоу синдикатами, кабельными станциями и общественными вещателями.

Именно синдикатом выпускалось шоу Донахью. Характерной особенностью передачи стала активная роль аудитории в студии, которая задавала вопросы, высказывала собственное мнение. Ведущий с переносным микрофоном находился среди аудитории.

«Шоу Донахью» выходило по будням и предназначалось для дневного тайм-слота, отличительной чертой которого являлось и является преобладание женской аудитории. Поэтому создатели передачи решили сконцентрироваться на проблемах именно этой категории зрителей и были вынуждены балансировать между темами серьезными и имевшими сенсационную окраску, между ди-

скуссией и развлечением. Тем не менее поначалу аудитории в студии не предназначалась активная роль.

Одной из причин для привлечения зрителей к разговору некоторые исследователи называют тот факт, что телестанция в Огайо не могла приглашать в эфир достаточное количество знаменитостей. Первый режиссер Донахью Ричард Минсер вспоминал, как они «открыли» для себя аудиторию. Это произошло во время рекламной паузы на одной из первых недель эфира, когда одна из зрительниц спросила у гостьи, фешен-модели, почему она не заплетает свои волосы. Модель ответила, что никогда не знала, как это делать. Когда программа вернулась в эфир после рекламной паузы, зрительница вышла на подиум и начала прямо перед камерой делать прическу. «Так возникло особое напряжение в студии, — вспоминал Минсер. — Фил и я поговорили об этом позже в тот же день и решили, что нужно делать аудиторию частью происходящего каждый день» (Т1тЪе^, Ег1ег , 2002: 70).

Создателям программы пришлось внести серьезные изменения в расстановку декораций. Изначально студия представляла собой освещенный подиум, на котором происходило основное действие, а аудитория размещалась, как в театре, в неосвещенной зоне. Авторы программы переставили зрительские трибуны в освещенное пространство и разместили их полукругом, напоминавшим классический римский амфитеатр. Голос простых людей, громко звучащий с телеэкрана, стал поистине открытием для телевидения того времени и принес Донахью сначала бешеную популярность в Дейтоне (первый месяц шоу показал феноменальную долю — больше, чем в 50%), а затем и общенациональную славу.

В своих программах Донахью затрагивал наиболее чувствительные для телевизионной аудитории того времени социальные вопросы, которые не было принято обсуждать на публике: проблемы разводов, безработицы, детской беспризорности, гендерного равенства, прав сексуальных меньшинств, СПИДа и многие другие. Стремление во что бы то ни стало удержать внимание аудитории заставляло Донахью и его команду двигаться в направлении все большей сенсационности и провокативности тем. Один из выпусков, посвященных трансвеститам, Донахью даже провел в женской юбке.

В этот период Донахью были сформированы основные принципы создания подобных передач, которые затем заимствовали, видоизменяли создатели ток-шоу по всему миру. Среди них, живая и непринужденная манера общения ведущего с гостями,

обсуждение острых проблем современности со зрителями в студии, театрализация экранного действия.

Разговорные передачи 60-х, 70-х в СССР как прообразы

формата «ток-шоу»

Рост количества телевизоров, а как следствие и телевизионной аудитории в Советском Союзе, стимулировал работников нового средства массовой информации к совершенствованию телевизионного контента. Исследователи, как правило, относят становление телевизионной публицистики к 60-м гг. ХХ в. Именно тогда на экране появились передачи, в которых журналисты активно обращались к диалоговым жанрам аналитической публицистики. В передачах «Эстафета новостей» (1961-1970), «Здоровье» (1960— 1991), «Рассказы о героизме» (1962-1967), «Кинопанорама» (1962-1995) и других портретное, проблемное интервью, беседа, дискуссия становились неотъемлемыми элементами телевизионного контента. В этот период появилось и одно из первых тевизи-онных шоу, придуманное режиссером-документалистом А. Габриловичем, «Телевизионное кафе» («На огонек») (1962-1985).

С методами работы в прямом эфире со зрителями российские телевизионные журналисты во многом познакомились на выставке ЭКСПО-58 (Глуховская, 1988:159-170). Уже позже в 1968 г. на советском телевидении вышла игровая программа «Аукцион» с элементами викторины для зрителей в студии. По мнению И.И. Волковой, именно в этой передаче рождался популярный сегодня формат. В программе присутствовали все необходимые для ток-шоу компоненты: «ведущий, эксперты и зрители, вступающие во взаимодействие» (Волкова, 2015: 299).

Четыре выпуска передачи «Аукцион» были подготовлены руководством Гостелерадио СССР по просьбе Министерства Торговли СССР. Они должны были послужить рекламой некоторых советских товаров, залежавшихся на складе. Во время программы эксперты рассказывали о пользе продуктов, а зрители отвечали на вопросы и голосовали аплодисментами за тот или иной товар. Для анализа силы оваций был использован специальный микрофон. Программа была закрыта после исполнения музыкальным коллективом несогласованной песни, посвященной страхованию. По мнению главного инженера телецентра Владимира Маковеева, после запрета «Аукциона» на телевидении сократилось количество

передач в прямом эфире, выросли плановые объемы видеозаписи8. На наш взгляд, ужесточение цензуры на телевидении того периода связано не столько с упомянутой программой, сколько с изменением общественно-политической обстановки в стране.

Передача «От всей души», которую правомерно называют еще одним прообразом ток-шоу, появилась как раз в период так называемого «застоя», в 1972 г. Программа выходила в записи, съемка осуществлялась по заранее написанному сценарию. «От всей души» можно отнести к заимствованным форматам. Первоначальная идея принадлежала радиожурналисту Йозефу Климентинов-скому, который предложил сотрудникам Молодежной редакции ЦТ создать аналог программы уже существовавшей на телевидении ГДР. Основная идея сводилась к тому, чтобы устроить человеку совершенно неожиданный праздник (Краснянская, 2003).

Оттолкнувшись от этой концепции, творческий коллектив редакции создал телевизионное действо, которое, хоть еще и не имело такого определения, но было очень близко к современному ток-шоу. Те методы журналистской работы, которые родились в процессе создания этой программы, применялись и в более поздних, уже современных форматах, таких как «Старая квартира» (1996—2002), «Жди меня» (1998 — по н. в.), «Большая стирка» (2001—2004).

Участники программы — работники какого-то одного большого предприятия собирались в концертном зале или ДК. Некоторых из них по сценарию вызывали на сцену, и на глазах изумленных коллег выяснялись неожиданные, порой, героические, а порой и драматические подробности их жизни. Создатели «От всей души» искали и находили, по их собственной формуле, «обыкновенных людей с необыкновенной судьбой».

В данном формате проявились такие черты современных ток-шоу, как драматизация и театрализация эфирного действия, которые становились возможными благодаря скрупулезной предварительной работе редакторского коллектива. Для достижения нужной эмоциональной реакции, как самих участников передачи, так и телевизионной аудитории авторы программы использовали такие вспомогательные элементы, как видео, аудиоматериалы. Анализ записей «От всей души», а также воспоминаний современников позволяют выделить три основных приема, способствовавших раскрытию образа героя, а также катарсису зрителей.

«Неожиданная встреча». В ходе прединтервью редакторы программы узнавали о людях, которые сыграли в жизни героя клю-

чевую роль, и о чьей судьбе он ничего не знал. Воссоединение матери и сына после долгой разлуки, неожиданная встреча фронтовых друзей, бывших сослуживцев: на глазах аудитории разворачивались эмоционально напряженные сцены, вызывавшие неподдельные чувства и у самих участников передачи, и у телезрителей.

«Приятный сюрприз». В ходе передачи ведущая неожиданно для героев осуществляла их мечту. Вручала им железнодорожные билеты в город, где проходила встреча одноклассников, или на сцене появлялась известная актриса, к которой герой питал теплые чувства.

«Волшебный предмет». Третий прием - раскрытие образа героя через знаковый предмет. Однажды им стал старенький проектор, которые уже давно сняли с производства, но создатели передачи специально нашли его и привезли в студию, чтобы прямо в зале его запустил киномеханик-инвалид. Именно он в послевоенное время ездил на телеге по самым дальним деревням, показывая зрителям новые фильмы.

Важную, если не ключевую, роль в программе играла ведущая, теледиктор Валентина Леонтьева. «Конечно, Валентина Леонтьева не была автором программы "От всей души" (как и ведущие "Старой квартиры"). Она - диктор, народная артистка СССР, - отмечал Г.В. Кузнецов. - Однако в жанре ток-шоу актерское мастерство, умение общаться выходит на первое место» (Кузнецов, 2004: 33).

В отличие от программы «Аукцион», «От всей души» в большей степени можно считать прообразом современных «общественно-политических ток-шоу», так как в ней важнее была не развлекательная или рекламная функция, а скорее воспитательно-познавательная: рассказать о жизни общества через судьбы современников.

Общественно-политические ток-шоу 80-х

Появление формата «общественно-политическое ток-шоу», предполагающего участие обычных зрителей в обсуждении серьезных политических тем, стало возможно лишь после смягчения политического климата в стране, которое произошло после объявления принятого на Х1Х партийной конференции в апреле 1986 г. курса на «ускорение, перестройку и гласность».

Среди ток-шоу 80-х называют «12 этаж» (1986-1987), «Взгляд» (1987-1990), «До и после полуночи» (1987-1991), «Музыкальный

ринг» (1986-1990), телевизионные мосты с телезрителями из США и Канады. Однако подходят под формат ток-шоу только некоторые из названных передач. Среди программ, которые следует отнести к рассматриваемому формату, необходимо отметить: «12 этаж», «Музыкальный ринг», телевизионные мосты. Рассмотрим их подробнее.

В 1986 г. в эфир вышла программа Молодежной редакции ЦТ «12-й этаж», которая представляла собой дискуссию на общественно значимую тему с использованием большого числа дополнительных элементов: телевизионных мостов с другими городами, репортажами, телефонными включениями телезрителей. Для разговора в студии телецентра «Останкино» собирались министры, депутаты, общественные деятели. В 1987 г. программу закрыли, поскольку, по мнению некоторых членов Политбюро ЦК КПСС, молодежь для участия в разговоре отбирали специально, а вся программа была срежиссирована заранее9 для критики действующего режима.

В том же 1984 г. на Ленинградском телевидении начала выходить в эфир программа «Музыкальный ринг» (ведущая Тамара Максимова), формат которой представлял собой гибрид музыкального концерта и классического ток-шоу, во время которого публика могла задавать вопросы своим кумирам. Передача имела развлекательный характер, однако существовавший в тот период интерес к общественным проблемам превращал многие ее выпуски в острые общественно-политические дискуссии10.

К формату общественно-политическое ток-шоу можно отнести и ряд телемостов, прошедших между СССР и США в 80-е гг. Их появление было продиктовано геополитической обстановкой в мире, а также некоторым смягчением отношений между двумя сверхдержавами. Надо заметить, что еще до начала перестройки, в период с 1982 по 1985 гг., на Центральном телевидении вышла целая серия данных передач: «Дитя мира» (в память о погибшей в авиакатастрофе С. Смит), «Вспоминая войну» (американские и советские ветераны Второй мировой войны делились воспоминаниями о легендарной встрече на Эльбе), «Дети и кино» (мост между Сан-Диего и Москвой с участием детской аудитории, а также режиссеров детских и юношеских кинофильмов), которые уже имели некоторые признаки ток-шоу. Собравшаяся в студиях СССР и США аудитория могла задавать вопросы противоположной стороне, передачи строились вокруг разговора, который моде-рировали профессиональные журналисты. Главным условием их

проведения, по воспоминаниям создателей, стало отсутствие в них обсуждения политических и геополитических проблем. В феврале 1986 г. в эфир вышел телемост «Ленинград-Сиэтл: встреча в верхах рядовых граждан», в котором аудитории дали возможность обсудить любые темы, которые им кажутся важными и актуальными. Его ведущими были Фил Донахью и Владимир Познер (Корчагин, Скворцов, 2007).

Американская сторона выдвинула ряд требований по месту записи программы, а также составу участников, для чего в Ленинград прилетели эксперты по подбору аудитории, работавшие в шоу До-нахью. Данное обстоятельство позволило собрать в ленинградской студии не только передовиков производства и героев социалистического труда, как правило, хорошо подкованных в идеологических вопросах, а обычных советских граждан, представлявших абсолютно разные социальные группы (в том числе и православного священника).

Сам телемост продолжался 3 часа 41 минуту, однако эфирная версия, как в СССР, так и в США была намного короче. Данный факт не позволил, на наш взгляд, его создателям обеспечить один из важных форматных признаков ток-шоу, а именно единство времени и места. Часто видео представляло собой соединенные друг с другом (порой, формально) фрагменты выступлений американских и советских участников. Хотя в некоторых эпизодах сохранились фрагменты живого диалога, споров.

Общественно-политические ток-шоу данного периода стали отражением настроений в обществе, когда назревшая потребность в обсуждении острых социальных и политических проблем повлияла на содержание телевизионных программ. В тот период важнее был сам разговор, чем «шоу». Эта тенденция прослеживалась и в передаче «Пресс-клуб» (1989-2003). В связи с длительным периодом существования программы (1-й канал, ОРТ, ТВЦ), она неоднократно меняла свои форматные характеристики. Особенно в первые годы, когда в основе разговора в студии лежал жанр пресс-конференции, создатели передачи пытались организовать площадку для свободной дискуссии различных политических сил и общественных движений. Стоит отметить, что у политиков в тот период не было достаточного опыта публичных дискуссий, у журналистов не всегда получалось модерировать разговор, где каждый из участников хотел перекричать оппонента. Ю.И. Долгова замечает, что в начале 90-х «демократия участниками политической

коммуникации понималась в духе американской либертарианской концепции прессы. Существовала уверенность, что достаточно предоставить каждому возможность высказаться, и избиратель сам разберется, кто прав: сумеет найти истину» (Долгова, 2015: 98). В результате многие передачи «Пресс-клуб» (1989—1994) были интересны подготовленным телезрителям, следящим за политическими новостями, документальностью происходящего в студии.

Развитие формата на постсоветском телевидении

Отмена цензуры и коммерциализация вещания после 1991 г. сопровождалась серьезной его перестройкой. Возникла потребность в значительной диверсификации форм представления контента на экране, что привело к копированию, а в более позднее время (конец 90-х — начало 2000-х) закупке лицензионных западных телеформатов. Э. Могилевская связывает данный период именно с расцветом заимствованных передач, однако в данный момент времени появилось много интересных, оригинальных программ: продолжал существовать «Пресс-клуб», стали выходить ток-шоу «Один на один», «Глас народа». Произошла и более четкая тематическая кластеризация передач. Выделилась группа ток-шоу общественно-политической тематики, значение которых возрастало в предвыборных период.

Появление формата ток-шоу, в частности «общественно-политического ток-шоу» на российском телевидении, связано с передачей «Тема» (1992-2000), концепция которой была скопирована с проекта Фила Донахью. В какой-то момент В. Листьева (автора и ведущего) упрекали в том, что даже проблемы, обсуждаемые в программе, совпадали с вопросами, выносимыми на дискуссию в программе американского ведущего. Однако для развития формата было важно появление в данной передаче тех основных элементов, которые сегодня связывают с форматом «общественно-политическое ток-шоу»: ведущий, который интересен аудитории и умеет держать ее внимание, общественно-значимая проблема для обсуждения, гости, активное участие зрителей в разговоре. Владислав Листьев, как в свое время Фил Донахью, отправился с микрофоном в зал, чтобы предоставить самим зрителям возможность задать вопрос гостям передачи.

«Тема» выходила в записи, из отснятых примерно трехчасовых материалов авторы монтировали 45 минут эфирного времени еже-

недельно. Монтаж позволял драматургически выстроить передачу, выбрать наиболее интересные вопросы зрителей и ответы гостей. Окончательный вариант программы сохранял ощущение естественности разговора, таким образом соблюдалось единство времени и места происходящего.

Другое общественно-политическое разговорное шоу данного периода также вел бывший ведущий «Взгляда» Александр Любимов. Формат программы «Один на один» (1995-1997) был основан на дискуссии двух приглашенных в студию оппонентов. А. Любимов должен был исполнять роль модератора диалога, предоставляя участникам равные возможности высказаться, однако не всегда с этим справлялся. Именно авторы передачи «Один на один» стали пытаться дополнять дискуссию элементами шоу. Украшенный красным занавесом подиум создавал ощущение, что разговор происходит на сцене, в поздних версиях программы в студии стали присутствовать и зрители.

В процессе становления формата «общественно-политическое ток-шоу» знаковой передачей стал «Глас народа» (1999-2001) на телеканале НТВ. Первым ее ведущим был журналист Евгений Киселев. При подготовке ток-шоу авторы стремились следовать стандартам западной журналистики: актуальность выбираемых тем, объективность, полнота освещения различных точек зрения, предоставление слова публике. Проблем с очередностью высказываний участников в программе уже не возникало: заранее прописанный модульный сценарий распределял время так, чтобы все участники: и У1Р-гости, и эксперты, и люди в студии успели озвучить свою точку зрения. Разговор, разворачивающийся во время записи, должен был соответствовать требованиям формата. На наш взгляд, после «Гласа народа» «общественно-политическое ток-шоу» можно рассматривать как устоявшийся формат передач на российском телевидении11.

В 90-е гг. появление общественно-политических проектов связано преимущественно с выборами: 1995-1997 гг.; 1999-2001 гг. Начиная с нулевых годов ХХ1 в. ток-шоу превратилось в устоявшийся элемент программной верстки. На некоторых каналах существовали и существуют по несколько программ указанного формата: «Первый канал»: «Времена» (2000-2008), «Основной инстинкт» (2003-2005), «Судите сами» (2005-2011) и др.; РТР («Рос-сия-1»): «Вести+» (2002-2003), «Парламентский час» (2002-2003) и другие; НТВ: «Глас народа» (1999-2001), «Свобода слова» (2001—

2004), «К барьеру» (2003-2009), «Воскресный вечер» (2005-2008), «Честный понедельник» (2009-2012) и др.

Заключение. Периодизация генезиса формата

Формат «дневное шоу с участием аудитории» в США стал прообразом «общественно-политических ток-шоу», появившихся на российском телевидении в начале в 80-х, 90-х гг. ХХ в. Если американские ведущие в своей работе ориентировались на опыт своих коллег с радио, то советские и российские журналисты могли обращаться к практике западного телевещания, где данный формат был освоен.

Основные характеристики передач, методики работы с аудиторией, сложившиеся за рубежом, были успешно заимствованы российскими создателями данного вида передач. Среди отличительных свойств: ведущий, интересный аудитории и способный удерживать ее внимание; непринужденность разговора, несмотря на серьезность обсуждаемых проблем; гости; активное участие зрителей в разговоре; предварительная сценарная разработка.

Анализируя историю формата в СССР и постсоветской России можно выделить следующие этапы развития ток-шоу (среди факторов, повлиявших на выделение каждого периода, стоит отметить количество ток-шоу в тот или иной период, а также выраженность форматных характеристик):

Ранний период (1960-1985), когда на телевидении СССР появляются разрозненные передачи по своим форматным характеристикам напоминающие изучаемое явление. В этот момент в СССР существовали технические возможности для осуществления подобных программ, но не было общественно-политических предпосылок, стимулировавших бы открытый диалог ведущего -публики - гостя на экране.

Зарождение формата (1985-1991, 1993). Становление сложных диалоговых программ на общественно-политические темы становится возможным лишь после объявления в СССР курса на демократизацию и гласность. В этот период мы можем наблюдать на экране политические дискуссии, слабо драматургически выстроенные, а также циклические передачи с элементами ток-шоу (не всегда способные скрыть редактуру разговора).

Становление формата «общественно-политическое ток-шоу» (1993-2000). Полная отмена цензуры после 1991 г. привела к появ-

лению новых общественно-политических ток-шоу на телевизионных экранах. Выделилась группа ток-шоу общественно-политической тематики. Постепенно требование коммерческой успешности данных программ (создание контента, понятного широкой аудитории, предварительная разработка сценария, выбор сенсационных тем) привело к подчинению «политической дискуссии» производственным задачам.

С 2000-2001 гг., на наш взгляд, можно говорить о дальнейшем становлении и развитии данного вида передач на российском телевидении, анализ последующей трансформации которого требует дополнительных исследований.

Примечания

1 Волынкина С. В. Ток-шоу. Эффективное речевое общение (базовые компетенции). Словарь-справочник. Красноярск, 2014.

2 Ссылки на данный источник можно также встретить в работах: Кондратьева Н. Е., Мордовина Л. В. Ток-шоу как жанр современной массовой культуры. Аналитика культурологии. № 12. 2008. C. 205—210; Салихов А. Ю. Типология дискурса. Дискурс ток-шоу. Ligua mobilis. № 5. 2014. C. 44—53.

3 Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования. Научно-культурологический журнал. № 15. 17.08.2006. Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/ tgu-www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=1114 (дата обращения: 23. 03.2016).

4 Этап с 1974 по 1980 гг. Бернард М. Тимберг и Боб Эрлер связывают с развитием формата на фоне упадка телевизионных сетей. Следующие два периода: с 1980 по 1990 гг. и с 1990 по 2000 гг. развитие ток-шоу без доминирующего положения сетей сопряжены с трансформацией формата под воздействием технологической революции. Первый из них обоснован изменением культуры телесмотрения жителей США, когда количество каналов выросло до 50—100, а появление пульта дистанционного управления привело к возможности переключать кнопки, не вставая с дивана. В период с 1990 по 2000 г. ток-шоу эволюционируют под влиянием конвергенции информационных и развлекательных форматов, а также в связи с распространением практики по дальнейшему использованию контента ток-шоу для извлечения прибыли благодаря интеграции с веб-сайтами, социальными форумами, а также выпуску одноименной печатной продукции.

5 Chautauqua — американская форма летнего обучения для взрослых, произошла от названия реки в Нью-Йорке, возле которой впервые подобная школа проходила.

6 Encyclopedia of television. Museum of Broadcast Communications. Available at: http://www.museum.tv/eotv/talkshows.htm (accessed: 23.03.2016).

7 Hume E. Talk show culture // Encyclopedia of International Media and Communications. Vol. 4. Available at: http://www.ellenhume.com/node/22 (accessed: 23.03.2016).

8 Маковеев В. Аукционы или первые «рекламные шоу» на телевидении. Available: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=9200#_ftn1. (accessed: 23.03.2016). См. подробнее: там же.

9 Школьники против министров: секрет успеха «12-го этажа» // Программа передач. ТРК «Петербург — Пятый канал». 22.07.2010. Режим доступа: http://www.5-tv.ru/video/504627/ (дата обращения: 23.03.2016).

10 В эфире «Музыкального ринга» впервые появились Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, группы «Форум» и «Караван» и др.

11 Авторы «Гласа народа» также продолжали экспериментировать с дополнительными элементами передачи: зрителям в студии предлагалось воспользоваться электронным прибором для голосования, чтобы оценить выступление главных героев шоу.

Библиография

Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. М.: КДУ Высшая школа, 2003.

Волкова И. И. Игра как системообразующий феномен экранных коммуникаций. Дис... док. фил. наук. М., 2015.

Глуховская Л. Брюссель, ЭКСПО-58 // Шаболовка, 53: Страницы истории сов. телевидения. М.: Искусство, 1988. С.159—170.

Долгова Ю. И. Эволюция предвыборной телевизионной коммуникации в постсоветской России (1989—2008) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 1. С. 95-112.

Корчагин П. П., Скворцов С.В. В СССР секс был! Как мы строили телемосты. М.: Инфомедиа Паблишерз, 2007.

Краснянская М. На голубом экране памяти. М.: Интерграф Сервис,

2003.

Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2004.

Макеенко М. И. Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.

Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект Пресс, 2003.

Timberg B. M., Erler B. Television talk: a history of the TV talk show. University of Texas Press. 2002.

Notes

Makoveev V Aukciony ili pervye «reklamnye shou» na televidenii [Auction or the First Advertising Show on TV]. Available at: http://www.tvmuseum.ru/ catalog.asp?ob_no=9200#_ftn1. (accessed: 23.03.2016).

Mogilevskaja Je. Tok-shou kak zhanr TV: proishozhdenie, raznovidnosti, priemy manipulirovanija [Talk Show as a TV Genre: Origins, Kinds, Methods of Manipulation]. RELGA. Nauchno-kul'turologicheskij zhurnal 15. 17.08.2006. Available at: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main? level1=main&level2=articles&textid=1114

Shkol'niki protiv ministrov: sekret uspeha «12-go jetazha» [Pupils against ministres: the secret of success of «12-ogo jetazha»]. TRK «Peterburg — Pjatyj kanal». 22.07.2010. Available at: http://www.5-tv.ru/video/504627/ (accessed: 23.03.2016).

Volynkina S.V (2014) Tok-shou. Jeffektivnoe rechevoe obshhenie (bazovye kompetencii). Slovar' — spravochnik [The Effective Speech Communication (Basic Competences). Dictionary-Reference]. Krasnojarsk.

References

Dolgova Ju.I. (2009) Jevoljucija predvybornoj televizionnoj kommunikacii v postsovetskoj Rossii (1989—2008) [Evolution of Pre-Electoral Television Communication in Post-Soviet Russia (1989-2008)]. Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika 1: 95—112.

Gluhovskaja L. (1988) Brjussel', JEKSPO-58 [Brussels, EXPO-58]. In Shabolovka, 53: stranicy istorii sov. televidenija [Shabolovka, 53: Pages of TV History]. Moscow: ISKUSSTVO Publ.

Korchagin P. P., Skvorcov S. V. (2007) V SSSR seks byl! Kak my stroili telemosty [There was Sex in the USSR. How We Built Space-Bridges]. Moscow: Infomedia Publ.

Krasnjanskaja M. (2003) Na golubom jekranepamjati [On the Blue Screen of Memory]. Moscow: Intergraf Servis Publ.

Kuznecov G. V. (2004) Tak rabotajut zhurnalisty TV [TV Journalists Work This Way]. Moscow: Moscow St. Univ. Publ.

Makeenko M. I. (2010) Radioveshhanie i televidenie SShA v novom stoletii: struktura, jekonomika, strategii [Radio and TV Broadcasting in the New Century: Structure, Economy, Strategy]. Moscow: Moscow St. Univ. Publ.

Muratov S. A. (2003) Televizionnoe obshhenie v kadre i z,a kadrom [Television Communication in the Frame and behind It]. Moscow: Aspekt Press Publ.

Timberg B. M., Erler B. (2002) Television talk: a history of the TV talk show. University of Texas Press.

Vartanov A. S. (2003) Aktual'nye problemy televizionnogo tvorchestva [Actual Problems of Television Art]. Moscow: KDU Vysshaja Shkola Publ.

Volkova I. I.(2015) Igra kak sistemoobrazujushhij fenomen jekrannyh kommunikacij [The Play as A Framework for On-Screen Communication. PhD Thesis in Philology]. Moscow.

Поступила в редакцию 17.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.