Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвоздев Иван Сергеевич

Обоснована и спроектирована содержательно-организационная модель формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся основной школы. В модели представлены три блока: целевой, содержательный и результативно-оценочный. Целевой блок включает в себя задачи формирования универсальных учебных познавательных действий учащихся основной школы средствами воспитания у подростков познавательной самостоятельности. Содержательный блок отражает специфику содержания обучения школьников, требующего от них самостоятельной познавательной деятельности. Результативно-оценочный блок составляют процедуры и критерии оценивания уровня развития универсальных учебных познавательных действий учащихся. Особое место в модели отведено педагогическим условиям формирования универсальных учебных познавательных действий у учащихся основной школы: целенаправленное формирование познавательной самостоятельности школьников, поддержание активной учебно-познавательной деятельности учащихся; использование современных методов и форм обучения, ориентация на внедрение инновационных дидактических средств; педагогический такт, создание благоприятного психологического климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT-ORGANIZATIONAL MODEL OF THE FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The content-organizational model of the formation of cognitive universal educational actions of primary school students is substantiated and designed. There are three blocks in the model: target, content and performance-evaluation. The target block includes the tasks of forming universal educational cognitive actions of primary school students by means of educating adolescents in cognitive independence. The content block reflects the specifics of the content of teaching schoolchildren, requiring them to independent cognitive activity. The evaluation unit consists of procedures and criteria for assessing the level of development of universal educational cognitive actions of students. A special place in the model is given to pedagogical conditions for the formation of universal educational cognitive actions among primary school students: purposeful formation of cognitive independence of schoolchildren, maintenance of active educational and cognitive activity of students; use of modern methods and forms of teaching, orientation to the introduction of innovative didactic tools; pedagogical tact, creation of a favorable psychological climate.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

Содержательно-организационная модель формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся основной школы

Content-organizational model of the formation of cognitive universal educational actions of

primary school students

Гвоздев Иван Сергеевич

Студент Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского,

Россия, Брянск. abc ivan gvozdev@mail.ru

Gvozdev Ivan Sergeevich.

Student of Bryansk State University named after Academician I.G.Petrovsky,

Russia, Bryansk. abc_ivan_gvozdev@mail.ru

Аннотация.

Обоснована и спроектирована содержательно-организационная модель формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся основной школы. В модели представлены три блока: целевой, содержательный и результативно-оценочный. Целевой блок включает в себя задачи формирования универсальных учебных познавательных действий учащихся основной школы средствами воспитания у подростков познавательной самостоятельности. Содержательный блок отражает специфику содержания обучения школьников, требующего от них самостоятельной познавательной деятельности. Результативно-оценочный блок составляют процедуры и критерии оценивания уровня развития универсальных учебных познавательных действий учащихся. Особое место в модели отведено педагогическим условиям формирования универсальных учебных познавательных действий у учащихся основной школы: целенаправленное формирование познавательной самостоятельности школьников, поддержание активной учебно-познавательной деятельности учащихся; использование современных методов и форм обучения, ориентация на внедрение инновационных дидактических средств; педагогический такт, создание благоприятного психологического климата.

Annotation.

The content-organizational model of the formation of cognitive universal educational actions of primary school students is substantiated and designed. There are three blocks in the model: target, content and performance-evaluation. The target block includes the tasks of forming universal educational cognitive actions of primary school students by means of educating adolescents in cognitive independence. The content block reflects the specifics of the content of teaching schoolchildren, requiring them to independent cognitive activity. The evaluation unit consists of procedures and criteria for assessing the level of development of universal educational cognitive actions of students. A special place in the model is given to pedagogical conditions for the formation of universal educational cognitive actions among primary school students: purposeful formation of cognitive independence of schoolchildren, maintenance of active educational and cognitive activity of students; use of modern methods and forms of teaching, orientation to the introduction of innovative didactic tools; pedagogical tact, creation of a favorable psychological climate.

Ключевые слова: учащиеся основной школы, универсальные учебные познавательные действия, познавательная самостоятельность, познавательная компетентность, качество образования.

Key words: primary school students, universal educational cognitive actions, cognitive independence, cognitive competence, quality of education.

XXI век - век информационных технологий. Сегодня от личности требуется владение на высоком уровне навыками обработки огромного количества информации. В федеральном государственном образовательном стандарте присутствуют обязательные требования, подчёркивающие значимость основного общего образования для дальнейшего личностного развития обучающихся. Одной из задач учителя является формирование у учащихся универсальных учебных познавательных действий.

Познавательные действия обеспечивают, собственно познание человеком действительности, которое представляться как "умственный творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку" [4]. Часть этих действий у учащегося носит универсальный характер. Данные действия -

универсальные учебные познавательные действия учащегося - рассматриваются как "умственные действия личности, направленные на планирование, осуществление, анализ ею своей познавательной деятельности, управление познанием на основе способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов" [15]. Тем самым, универсальность данных действий обеспечивается тем, что они не относятся к одному учебному школьному предмету, а формируются в процессе систематического изучения всех учебных школьных дисциплин.

ФГОС основного общего образования рассматривает универсальные учебные познавательные действия как "учебные знаково-символические средства", которые направлены на "овладение и использование знаково-символических средств (замещение, моделирование, кодирование, декодирование информации, логические операции...)" [2, с. 6-7]. Таким образом, универсальные учебные познавательные действия школьника включают в себя следующие навыки и умения:

• поиска и обработки всех видов информации;

• выполнения логических операций (сравнение, анализ, обобщение и др.) и классификации объектов и явлений по различным основаниям;

• владение базовыми понятиями школьных учебных дисциплин и реализация их различными знаково-символическими средствами;

• самостоятельного поиска и креативного подхода к решению учебных задач.

Данные умения отвечают за способность учеников воспринимать и усваивать информацию, проводить анализ и логические операции, определять ключевые элементы, а также проявлять свое творчество и удовлетворять интересы в повседневной жизни.

Универсальные учебные познавательные действия учащегося основной школы взаимосвязаны с его самостоятельной познавательной деятельностью, его познавательной самостоятельностью и, в дальнейшем, - с познавательной компетентностью личности: "под познавательной компетентностью понимается совокупность умений и навыков познавательной деятельности, которая является, в свою очередь, проявлением интегративного качества личности "познавательная самостоятельность"" [11; 12]. Анализ данных категорий показал:

• самостоятельная познавательная деятельность личности представляет собой мотивационно-обусловленную, волевую деятельность, связанную с реализацией человеком его познавательных потребностей [10], она носит индивидуальный характер и представляет собой "форму организации познавательной деятельности, при которой учащиеся осуществляют познание по собственной инициативе" [7, с. 125-126];

• познавательная самостоятельность понимается неоднозначно: например, И.Я. Лернер и др. в большей степени подчеркивают деятельный характер данного феномена (это "черта деятельности ученика, проявляющаяся в умении вести мыследеятельность и осуществлять перенос знаний и навыков в новую ситуацию, использовать имеющиеся знания, навыки для приобретения новых знаний и опыта" [5, с. 6]); Н.А. Половникова и др. анализирует познавательную самостоятельность как социально-значимое свойство личности; Т.И. Шамова и др. понимают под познавательной самостоятельностью интегративное качество личности, которое проявляется в "стремлении и готовности индивидуума вести своими силами познавательную деятельность" [5, с. 7];

• познавательная компетентность личности понимается "совокупность личностных качеств, обусловленных опытом деятельности личности" [9, с. 291], "как личностный опыт учащегося в сфере саморегулируемой познавательной деятельности, ... отражающий её стремление и способность накапливать и реализовывать свой потенциал в сфере самостоятельной познавательной деятельности для успешного решения личностно-значимых (в том числе - учебных) задач" [13, с. 32].

Многими отечественными и зарубежными исследователями подчеркивается большое влияние образовательного процесса на развитие у учащихся навыков саморегулируемой познавательной деятельности, познавательной компетентности и познавательной самостоятельности (см., например: [3; 5; 8]).

Формирование познавательной самостоятельности и формирование универсальных учебных познавательных действий учащихся в основной школе протекает при выполнении ряда условий. Анализ педагогической практики дает возможность сделать следующие обобщения и выделить педагогические приемы развития универсальных учебных познавательных действий учащихся основной школы:

• применение технологий дифференцированного и проблемного обучения, которые позволяют обеспечить успешное усвоение учебного материала каждым обучающимся в зоне его ближайшего развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, заинтересовать школьника в изучении материала, вовлекая в учебный процесс. Данные технологии дают возможность учителю стимулировать познавательную учебную деятельность учащегося;

• создание атмосферы сотрудничества - важный фактор для активного изучения человеком окружающей действительности, в процессе которого учащийся приобретает знания. Атмосфера сотрудничества дает возможность учащимся активно задавать учителю вопросы, взаимодействовать с ним в процессе познания, используя для этого доступные удобные способы и средства для достижения необходимого результата;

• побуждение учеников к анализу и выражению собственного мнения. Учащиеся развивают своё мышление, учатся строить логические связи и, как итог, начинают вести более уверенную познавательную деятельность, критически мыслить;

• опора на активность и самостоятельность учащихся на всех этапах урока. Самостоятельность способствует более охотному использованию знаний учащимися, формированию опыта при решении поставленных задач, выбору алгоритмов деятельности;

• широкое включение в процесс обучения наглядности. Наглядность позволяет связать изучаемый материал с жизнью. Как следствие, учащиеся лучше запоминают учебный материал, имея наглядное представление, успешнее ищут и анализируют информацию, необходимую для решения учебно-познавательных задач.

Исходя из сущности универсальных учебных познавательных действий учащегося основной школы и отмеченной выше взаимосвязи данных учебных действий с деятельностными и личностными качествами учащегося, с опытом его саморегулируемой познавательной деятельности (т.е. с самостоятельной познавательной деятельностью, познавательной самостоятельностью и потенциально, с познавательной компетентностью личности), в качестве основных характеристик самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащегося основной школы можно выделить: восприятие и овладение научными знаниями, применение их в практической деятельности, высокая значимость познавательной деятельности для учащегося подросткового возраста, целостность формального и неформального образования, потребность познания, проявляющаяся в мотивации познавательной деятельности и активности в ее реализации. Другими словами, самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащегося - это процесс овладения им знаниями и умениями, формирование индивидуального мышления.

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы -процесс системный, комплексный. Нами спроектирована содержательно-организационная модель формирования универсальных учебных познавательных действий учащихся основной школы (Рис. 1).

Цель:

формирования универсальных учебных познавательных действий учащихся основной школы. Задачи:

Развитие познавательных универсальных учебных действий

Принципы

научности, наглядности, доступности и

читать и осмысливать тексты. применять базовые

Низкий

Проблема находится учителем и повторяется учащимися Вопрос ставится учителем и повторяется учащимися Гипотеза выдвигается учителем и повторяется учащимися Учащиеся повторяют за учителем структурирование

Средний

Учащие находят проблему благодаря наводке учителя Учащиеся ставят вопрос с подсказки учителя Учащиеся выдвигают гипотезу с подсказки учителя При помощи учителя учащиеся структурируют информацию Учащиеся при

Высокий

Учащиеся сами находят проблему Учащиеся сами ставят вопросы Учащиеся сами выдвигают гипотезы Учащиеся сами

структурируют информацию Учащиеся сами выводят

Рисунок 1. Содерщательно-организационная модель формирования универсальныхучебных познавательных

действий учащихся основной школы

В данной модели представлены три блока: целевой, содержательный и результативно-оценочный.

В целевом блоке модели отражены задачи организации учебно-воспитательного процесса, решение которых позволит, с одной стороны, выполнить дидактические задачи учебного предмета, в с другой -формировать у учащихся основной школы навыки владения универсальными учебными познавательными действиями (в т.ч. - навыки логической обработки информации и навыки учебно-экспериментальной деятельности).

Содержательный блок модели включает в себя принципы, содержание, методы, формы, средства и педагогические условия развития рассматриваемых учебных действий школьников. Особое место отводится принципам организации учебно-воспитательного процесса: научности, наглядности, доступности и посильности, дифференцированный подход, последовательности, сознательности и активности. Следование им обеспечивает достижение поставленной цели.

Требования к содержанию и организации учебного процесса, способствующего формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы, определены требованиям к содержанию учебных предметов Федеральной образовательной программы основного общего образования [1]. Например, в ходе изучения информатики в основной школе у учащихся формируются универсальные учебные познавательные действия в части "базовых логических", "базовых исследовательских" действий и в " в части работы с информацией". В том числе предполагается формирование у учащихся следующих навыков: "различать свойства и признаки объектов, устанавливать связи и отношения, проводить аналогии, распознавать зависимости между объектами, анализировать изменения и находить закономерности, формулировать и использовать

определения понятий, ... использовать символьные и графические модели, ... применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации; ... выдвигать гипотезы, ... использовать пример, аналогию и обобщение, дописывать выводы, результаты опытов, экспериментов... ; ... использовать таблицы и схемы ... , графические способы представления данных; ... выявлять недостаточность и избыточность информации, данных ...; устанавливать противоречия в фактах, данных; ... оценивать надежность информации по критериям" [1]. Тем самым, содержание учебного предмета "Информатика" изначально и по своему содержанию, и по формируемым навыкам обработки информации, создает условия для развития у учащихся основной школы познавательных универсальных учебных действий; задачи обучения информатике - "формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях", "умений формализации и структурирования информации" [14] - соответствуют сущности и содержанию познавательных универсальных учебных действий.

Основу содержания развития у учащихся основной школы универсальных учебных познавательных действий составляют методы, формы и средства. При этом формированию самостоятельности, опыта саморегулируемого познания, формированию и развитию навыков ведения познавательной деятельности, а также повышению мотивации познавательной деятельности способствуют активные методы обучения [3; 5; 8]. Органичное включение учителем активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс создает условия для усвоения школьниками-подростками изучаемого материала, и, одновременно, позволяет решать задачи развития у них универсальных учебных познавательных действий. Для развития познавательных качеств учащихся предполагается использовать ряд активных методов и форм работы школьников на уроках. В совокупности с дидактическими средствами их применение делает усвоение учебного материла более легким, позволяет раскрыть логические и творческие способности школьников. Например, методы: практический эксперимент, групповые обсуждения, мозговой штурм, обучение с использованием компьютерных обучающих программ и анализ практических ситуаций, "ИДЕАЛ" - позволяют учитывать личные качества учащихся, создают условия для работы учителя со всем классом. Учащиеся выполняют практические и теоретические задание под руководством учителя, что помогает анализировать и направлять класс в нужном направлении. Учащимся необходима практическая работа для повышения уровня развития универсальных учебных познавательных действий; особый акцент необходимо сделать на самостоятельную работу в выборе способов решения задач, самостоятельный выбор учащимися формы представления ответов.

Значимое влияние на эффективность учебно-воспитательного процесса по формированию у учащихся основной школы рассматриваемых учебных действий оказывают педагогические условия. Их выполнение позволяет оптимизировать, повысить эффективность и качество формирования универсальных учебных познавательных действий. Среди таких условий выделим:

• целенаправленное формирование познавательной самостоятельности школьников, поддержание активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

• использование современных методов и форм обучения, ориентация на внедрение инновационных дидактических средств;

• педагогический такт, создание благоприятного психологического климата.

Результативно-оценочный блок модели отражает средства анализа учебных достижений, а также уровневые результаты формирования универсальных учебных познавательных действий учащихся основной школы. Для рассматриваемых учебных действий обучаемых: критерии уровней сформированности (восприятие и овладение научными знаниями, значимость ведущей деятельности, целостность образовательного процесса [6]) сформулированы в преломлении к изучению информатики; для диагностики сформированности могут быть

использованы методики определения развития компонентов познавательной самостоятельности старшеклассников [11].

Подводя итог сказанному, отметим: спроектированная модель формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы позволяет выстроить учебно-воспитательный процесс с учетом современных требований к качеству общего образования. Формирование рассматриваемых данных действий целесообразно строить на основе развития у учащихся интегративного качества личности -познавательной самостоятельности. При таком подходе образовательный процесс становится воспитывающе-ориентированным, тем самым, закладываются условия для достижения цели современного общего образования: у личности современного информационного общества активно формируются способности самостоятельно развиваться и самореализоваться, находить оптимальные способы решения познавательных задач.

Список используемой литературы:

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764). -URL: https://edsoo.ru/Federalnaya_obrazovatelnaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya.htm (дата обращения 14.05.2023)

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL:http:// http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения 02.12.2022).

3. Белоус, Н. Н. К вопросу о развитии познавательной самостоятельности студентов и учащихся / Н. Н. Белоус // Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы : Материалы VIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов-на-Дону, 22 марта 2021 года. Том Часть 2. - Ростов-на-Дону: Южный университет (ИУБиП), "Издательство ВВМ", 2021. - С. 63-66.

4. Боженкова, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии : учеб. пособие / Л. И. Боженкова. - Москва : БИНОМ : Лаборатория знаний, 2015. - 144 с.

5. Васильева Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе решения геометрических задач (в обучении геометрии в 6 классе): дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 188 с.

6. Гвоздев, И. С. Критерии уровней сформированности универсальных познавательных учебных действий учащихся основной школы / И. С. Гвоздев, Е. Н. Корнейков // Скиф. Вопросы студенческой науки. -2022. - № 4(68). - С. 194-199.

7. Железнякова О.М., Буздалова Н.В. Индивидуально-самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 1. - С. 124-127.

8. Пустовойтов В.Н. Методологические основы формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике : Монография. - Брянск: ООО "Ладомир", 2013. - 268 с.

9. Пустовойтов, В. Н. Познавательная самостоятельность - ключевая компетенция и компетентность личности / В. Н. Пустовойтов // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2010. - № 3. - С. 290-249.

10. Пустовойтов, В. Н. Природа и механизм формирования познавательной самостоятельности / В. Н. Пустовойтов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - № 6-2. -С. 37-41.

11. Пустовойтов, В. Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов (на материале математики и информатики) : 13.00.01 : дисс. ... канд. пед. наук / Пустовойтов Виктор Николаевич. -Брянск, 2002. - 186 с.

12. Пустовойтов, В.Н. Познавательная компетентность старшеклассника: сущность категории и корреляты / В. Н. Пустовойтов // Европейский журнал социальных наук. - 2012. - № 2 (18). - С. 102-109.

13. Пустовойтов, В. Н. Формирование познавательной компетентности у старшеклассников в процессе обучения (на примере изучения предметной области Математика и информатика) : 13.00.: дисс. ... докт. пед. наук / Пустовойтов Виктор Николаевич. - Москва, 2015. - 415 с.

14. Рабочая программа основного общего образования предмета «Информатика» базовый уровень (79). - М. : ИСРО РАО, 2021. - 52 с. - URL: https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_osnovn.htm (дата обращения 14.05.2023)

15. Чуланова, Н. А. Нормативный контекст определения "познавательные универсальные учебные действия" / Н. А. Чуланова, Т. Н. Черняева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 86-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.