Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОСНОВНАЯ ШКОЛА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвоздев Иван Сергеевич, Корнейков Евгений Николаевич

В статье проведен анализ понимания универсальных познавательных учебных действий учащихся основной школы. Установлено, что данные действия относятся к метапредметным результатам обучения школьника. Основу данных действий составляет познавательная потребность личности. Познавательные учебные действия выступают базой деятельностной стороны познавательной деятельности, познавательной самостоятельности и познавательной компетентности, они "порождают" познавательные компетенции, знания, умения, навыки; при активной позиции личности переходят в опыт познания. Определены критерии сформированности ключевых универсальных познавательных учебных действий учащихся основной школы: умение видеть учебную проблему или проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать информацию, дать определение понятию, формально исполнять алгоритм, умения проведения вычислительных экспериментов, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать объекты, проводить оценку результатов познавательной деятельности, представлять результаты познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гвоздев Иван Сергеевич, Корнейков Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR THE LEVELS OF FORMATION OF UNIVERSAL COGNITIVE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article analyzes the understanding of universal cognitive educational actions of basic school students. It is established that these actions relate to the meta-subject results of the student's education. The basis of these actions is the cognitive need of the individual. Cognitive learning activities are the basis of the activity side of cognitive activity, cognitive independence and cognitive competence, they "generate" cognitive competencies, knowledge, skills, skills; with an active position of the individual, they pass into the experience of cognition. The criteria for the formation of key universal cognitive educational actions of basic school students are defined: the ability to see an educational problem or a research problem, raise questions, hypotheses, structure information, define a concept, formally execute an algorithm, the ability to conduct computational experiments, the ability to draw conclusions and conclusions, classify objects, evaluate the results of cognitive activity, present the results of cognitive activity. activities

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

Критерии уровней сформированности универсальных познавательных учебных

действий учащихся основной школы

Criteria for the levels of formation of universal cognitive educational activities of primary

school students

Гвоздев Иван Сергеевич

ФГБОУ ВО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского", Россия, г. Брянск. e-mail: sinonlinesenpai@yandex. ru

Gvozdev Ivan Sergeevich

Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky,

Russia, Bryansk. e-mail: sinonlinesenpai@yandex. ru

Корнейков Евгений Николаевич

ФГБОУ ВО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского", Россия, г. Брянск. e-mail: korneikoff@yandex.ru

Korneykov Evgeny Nikolaevich

Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky,

Russia, Bryansk. e-mail: korneikoff@yandex.ru

Аннотация

В статье проведен анализ понимания универсальных познавательных учебных действий учащихся основной школы. Установлено, что данные действия относятся к метапредметным результатам обучения школьника. Основу данных действий составляет познавательная потребность личности. Познавательные учебные действия выступают базой деятельностной стороны познавательной деятельности, познавательной самостоятельности и познавательной компетентности, они "порождают" познавательные компетенции, знания, умения, навыки; при активной позиции личности переходят в опыт познания. Определены критерии сформированности ключевых универсальных познавательных учебных действий учащихся основной школы: умение видеть учебную проблему или проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать информацию, дать определение понятию, формально исполнять алгоритм, умения проведения вычислительных экспериментов, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать объекты, проводить оценку результатов познавательной деятельности, представлять результаты познавательной деятельности.

Annotation

The article analyzes the understanding of universal cognitive educational actions of basic school students. It is established that these actions relate to the meta-subject results of the student's education. The basis of these actions is the cognitive need of the individual. Cognitive learning activities are the basis of the activity side of cognitive activity, cognitive independence and cognitive competence, they "generate" cognitive competencies, knowledge, skills, skills; with an active position of the individual, they pass into the experience of cognition. The criteria for the formation of key universal cognitive educational actions of basic school students are defined: the ability to see an educational problem or a research problem, raise questions, hypotheses, structure information, define a concept, formally execute an algorithm, the ability to conduct computational experiments, the ability to draw conclusions and conclusions, classify objects, evaluate the results of cognitive activity, present the results of cognitive activity. activities

Ключевые слова: педагогическая диагностика, универсальные познавательные учебные действия, познавательный процесс, познавательная самостоятельность, познавательная компетентность, основная школа, качество образования.

Key words: pedagogical diagnostics, universal cognitive educational actions, cognitive process, cognitive independence, cognitive competence, basic school, quality of education.

Важнейшей составляющей навыков современного человека являются метапредметные навыки - навыки,

которые являются базовыми для жизни личности в информационном обществе [1]. Формирование данных навыков - цель и задача современного образования, ключевое требование федеральных государственных образовательных стандартов общего (в том числе - основного) образования. Метапредметные результаты обучения учащихся основной школы включают в себя "совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также уровень овладения междисциплинарными понятиями" [2, п. 8].

Универсальные учебные действия (УУД) в научных источниках и документах, определяющих содержание образования школьников, рассматриваются многопланово. Универсальные учебные действия - это: "основополагающий элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни" [3]; "обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик" [4, с. 57]; "совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, деятельность учащегося, обеспечивающая самостоятельное усвоение нового материала и формирование новых знаний, умений и навыков" [5, с. 59].

Анализ приведенных определений показывает, что исследователями универсальные учебные действия понимаются как в широком смысле ("способность учиться"), так и в узком (психологическом, как "действия учащегося"). Отметим, что в большинстве научных исследований авторы используют именно широкое понимание универсальных учебных действий: это "действия учащегося, обеспечивающие его социальную компетентность, культурную идентичность, а также способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений" [6].

Ключевым требованием современного общего образования является формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий, составляющих умение овладевать и использовать на практике "знаково-символические средства (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач)" [2, п. 8]. Применяя "широкое" понимание универсальных учебных действий, заметим, что перед учителем ставится задача: формируя способность у учеников к саморазвитию и самостоятельному приобретению требуемых знаний, умений, навыков, научить учащихся учиться, познавать окружающий мир и себя в этом мире.

Значимость формирования познавательных универсальных учебных действий определяется тем, что познавательные процессы лежат в основе существования личности. Познавательные процессы - это комплекс процессов психической деятельности человека, позволяющих ему воспринимать и осознавать окружающую действительность, получать объективную картину мира. Термин "познавательный", согласно толковому словарю И.О. Ушакова, трактуется как "служащий для познания, дающий познание"; в философском словаре словаре -это "творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире" [7]. Познавательные процессы составляют базу учебно-познавательной деятельности учащихся основной школы. Среди характеристик данной деятельности школьников можно выделить:

- восприятие и овладение учебными знаниями, представляющими собой основы научных знаний, обобщение фактов, а также применение полученных знаний на практике;

- высокую значимость познания на данном этапе жизни (при этом, необходимо различать учебно -познавательную - организованную деятельность, и познавательную - часто самостоятельную деятельность,

направленную на познание мира);

- целостность обучающих, воспитательных и развивающих функций учебно-познавательной деятельности;

- взаимосвязь собственно процесса учения, активности обучаемого, мотивации его учебно-познавательной деятельности.

Наряду с понятием "познавательные действия", в научных источниках используют категории "познавательная самостоятельность" и "познавательная компетентность". Исследователями [8; 11; 13] отмечается, что данные категории рядоположенные, не синонимичные; в основе рассматриваемых феноменов лежит удовлетворение личностью познавательной потребности.

В отечественной педагогике познавательная самостоятельность рассматривается с разных точек зрения: как самостоятельная деятельность по усвоению содержания образования (И.Я. Лернер и др.), как личностная характеристика (свойство личности) (H.A. Половникова и др.), как особое, интегративное качество личности (Т.И. Шамова и др.) и индивидуальности (В.Н. Пустовойтов и др.). Познавательная самостоятельность - это "интегративная качественная динамическая характеристика индивидуальности, включающая в себя единую систему направленности, способностей и умений индивидуума своими силами в ходе самоактуализации вести познавательную деятельность с целью решения задач, значимых для него как члена общества" [9, с. 69].

Компетентность личности в сфере познавательной деятельности также понимается в научных источниках неоднозначно. А.В. Хуторской говорит об "образовательных компетенциях", понимая их как "совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности" [10]. Учебно-познавательная компетентность рассматривается как "владение учащимися комплексной процедурой, интегрирующей совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний и умений и позволяющей эффективно осуществлять самоуправляемую деятельность по решению реальных учебно-познавательных проблем" [11] (С.Г. Воровщиков), "наличие у учащегося совокупности взаимосвязанных знаний, умений и качеств личности, которые позволяют ему эффективно осуществлять самостоятельную познавательную деятельность" [12] (Т.В. Осенчугова). Познавательная компетентность понимается "как личностный опыт учащегося в сфере саморегулируемой познавательной деятельности, интегральная качественная характеристика личности [учащегося], отражающая его стремление и способность накапливать и реализовывать свой потенциал в сфере самостоятельной познавательной деятельности для успешного решения личностно-значимых (в том числе - учебных) задач" [13, с. 91] (В.Н. Пустовойтов).

Сопоставляя сущность понимания универсальных познавательных учебных действий, познавательной самостоятельности и познавательной компетентности, отметим, что познавательные учебные действия составляют основу деятельностной стороны познавательной деятельности, познавательной самостоятельности и познавательной компетентности, они "порождают" познавательные компетенции, знания, умения, навыки [3, с. 6], при активной позиции личности переходят в опыт познания, востребованный в повседневной жизни любого человека [8].

Анализ научных исследований и документов в сфере образования позволяет к универсальным познавательным учебным действиям отнести следующие действия, направленные на познание личностью окружающей действительности:

- читать и анализировать информацию, соотносить ее с целями своей деятельности;

- реализовывать простейшие логические операции: сравнение, анализ, обобщение, выделение

причинно-следственных связей, классификация;

- выделять отличительные признаки предметов и явлений;

- оперировать базовыми понятиями, используемыми в процессе изучения учебных дисциплинах;

- реализовывать различные знаково-символические средства в процессе предоставления информации;

- осуществлять самостоятельно поиск решений поставленных задач.

Выявленное понимание и характеристики универсальных познавательных учебных действий дают возможность выделить следующие ключевые показатели данных действий у учащихся основной школы: умение видеть учебную проблему или проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать информацию, дать определение понятию, формально исполнять алгоритм, умения проведения вычислительных экспериментов, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать объекты, проводить оценку результатов познавательной деятельности, представлять результаты познавательной деятельности.

Ориентируясь на критерии уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы [14] и критерии сформированности компонентов познавательной самостоятельности старшеклассников [8, с. 220-223], определим следующие критерии сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся основной школы (см. Таблица).

Таблица 1. Критерии уровней сформированности универсальных познавательных учебных действий учащихся

основной школы

Показатель сформированности универсальных познавательных учебных действий учащихся основной школы Уровни сформированности показателей

Низкий Средний Высокий

умение видеть учебную проблему, проблему исследования проблема определяется учителем, доводится до ученика, повторяется учащимся учащийся находит проблему сам, благодаря подводящим вопросам учителя учащийся сам определяет учебную проблему

умение ставить вопросы вопрос ставится учителем и повторяется учащимся учащийся ставит вопрос с подсказкой учителя учащийся сам ставят вопросы

умение выдвигать гипотезы гипотеза выдвигается учителем, осознается учащимися учащийся выдвигает гипотезу с подсказкой учителя учащийся сам выдвигает гипотезу на основе анализа проблемы и целей познания

умение структурировать информацию учащийся структурирует информацию на репродуктивном уровне, по образцу, данному учителем учащийся структурирует информацию с помощью учителя учащийся самостоятельно структурирует информацию

умение дать определение понятию учащийся повторяет определение, записанное в учебнике или сформулированное учителем учащийся может сформулировать определение понятия при выделении учителем существенных признаков понятия учащийся самостоятельно выделяет существенные признаки понятия, формулирует его определение

умение формально исполнять алгоритм формальное исполнение алгоритма по образцу формальное исполнение алгоритма с объяснением особенностей алгоритма формальное исполнение алгоритма с осознанным переносом его на решение практических задач самостоятельной деятельности

Показатель сформированности универсальных познавательных учебных действий учащихся основной школы Уровни сформированности показателей

Низкий Средний Высокий

умения и навыки проведения вычислительных экспериментов репродуктивное повторение за учителем хода вычислительного эксперимента выполнение учащимся вычислительного эксперимента на основе инструкций учителя учащийся выполняет вычислительный эксперимент на основе инструкции технологической карты

умение делать выводы и умозаключения учащийся делает выводы с активной подсказкой учителя учащийся делает выводы, обобщая логику изложения учителя или учебника учащийся самостоятельно способен обобщить изучаемое, сделать выводы

умение классифицировать объекты учащийся классифицируют объекты по предложенным группам учащийся классифицирует объекты по аналогии, по предложенным учителем основаниям учащийся может сам определить основание для классификации объектов, фактов, процессов, провести их классификацию

умение проводить оценку результатов познавательной деятельности учащийся проводит оценку по образцу, с подсказкой учителя учащийся оценивает результат по критериям предложенным учителем учащийся может определить критерии оценивания результатов познавательной деятельности, провести ее оценку результативности

умение представления результатов познавательной деятельности учащийся представляет результат познавательной деятельности по предписанному алгоритму, образцу учащийся представляет результат, используя технологическую карту представления результатов познавательной деятельности учащийся самостоятельно выбирает способ и форму представления результатов познавательной деятельности

Приведенные критерии уровней сформированности универсальных познавательных учебных действий учащихся основной школы позволяют организовать эффективную диагностику метапредметно ориентированного учебно-воспитательного процесса, тем самым, повысить качество основного общего образования. Подводя итог сказанному, отметим: формирование универсальных познавательных учебных действий у учащихся основной школы оказывает влияние на развитие личности подростков в целом. Усвоение данных действий на высоком уровне позволяет сформировать у школьников мировоззрение, основанное на реальной научной картине мира, заложить основы компетенций "учиться учиться", социальных компетенции. Формирование универсальных познавательных учебных действий учащихся основной школы требует усилий всех учителей-предметников, модернизации учебно-воспитательного процесса на основе принципов активационно-деятельностной организации обучения.

Список используемой литературы:

1. Borisenkov V., Gukalenko O., Pustovoitov V. The formation of metasubject skills of students in the information educational space // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS : Proceedings of the International Conference Education Environment for the Information Age (EEIA 2019), 04-05 June, 2019, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia. Vol.: 69. Publisher: Future Academy, 2019. P.1054. Pp. 190-196 ; URL:

https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/119/6475/article_119_6475_pdf_100.pdf (дата обращения: 12.04.2022)

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 28.03.2022).

3. Аверина Н.С. Развитие универсальных учебных действий. - М.: Таус, 2013. - 226 с..

4. Макарьев И.С. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования : терминологический словарь. - СПб. : СПб ГБ ПОУ "Охтинский колледж", 2015. - 84 с.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2011. - 79 с.

6. Семушина Л.Б. Аналогия как метапредметная деятельность в процессе обучения математике // Пермский педагогический журнал. - 2013. - № 4. - С. 66-69.

7. Новейший философский словарь / сост. и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. - Минск : Интерпрессервис : Кн. Дом, 2001. - 1279 с.

8. Пустовойтов В.Н. Саморегулируемая познавательная деятельность: понимание и антропологическая сущность // Наука и современность. - 2017. - № 1 (11). - С. 95-104; URL: https://ukonf.com/doc/ns.2017.01.pdf (дата обращения: 15.04.2022).

9. Пустовойтов В.Н. Интегративно-синергетический подход в исследовании развития познавательной самостоятельности старшеклассников: монография. - Брянск: Издательство "Курсив", 2009. -295 с.; URL: https://vnpnov.wixsite.com/pedagogy (дата обращения: 10.04.2022).

10. Хуторской А.В. Образовательные компетенции и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В.В. Краевского. - URL: https://khutorskoy.ru/be/2016/0803/ (дата обращения 12.04.2022).

11. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования // Управление школой. - 2009. - №7; URL: https://upr.1sept.ru/view_article.php?ID=200900704 (дата обращения: 08.04.2022).

12. Осенчугова Т.В. К проблеме формирования учебно-познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения физике // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электронный научный журнал. Декабрь 2006 г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2006/1102.htm (дата обращения 07.04.2022).

13. Пустовойтов В.Н. Трансформация содержания категорий "познавательная активность", "познавательная самостоятельность" и "познавательная компетентность" в современных отечественных научных исследованиях // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 2. - С. 88-92; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1604 (дата обращения : 08.04.2022).

14. Газейкина А.И. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России. - 2016. - №7; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sformirovannosti-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-obuchayuschihsya-osnovnoy-shkoly (дата обращения 23.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.