Научная статья на тему 'Критерии сформированности метапредметных навыков старшеклассников (на примере информатики)'

Критерии сформированности метапредметных навыков старшеклассников (на примере информатики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
метапредметные навыки / качество образования / уровни достижения метапредметных результатов обучения / meta-subject skills / quality of education / levels of achievement of meta-subject learning outcomes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарудко Андрей Сергеевич

В статье сделана попытка осветить возможность разработки критериев сформированности метапредметных навыков, формируемых у учащихся-старшеклассников в процессе обучения информатике. За основу принято понимание метапредметных навыков как автоматизированных метапредметных умений учащегося, метапредметных действий, которые достигли уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Критерии сформированности познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий рассмотрены на репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарудко Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR THE FORMATION OF META-SUBJECT SKILLS OF HIGH SCHOOL STUDENTS (FOR EXAMPLE AN INFORMATICS LESSON)

The article touches upon the issue the formation of metodisciplinary skills of high school students in computer science lessons. As a basis, we took an understanding of meta-subject skills as automated meta-subject skills of a senior student. As well We studied meta-subject actions that reached a level of automatism and characterized by integrity, lack of element-wise awareness. We reviewed the criteria for the formation of cognitive, communicative, regulatory universal educational actions at the reproductive, partially search and research levels.

Текст научной работы на тему «Критерии сформированности метапредметных навыков старшеклассников (на примере информатики)»

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ

ИНФОРМАТИКИ)

CRITERIA FOR THE FORMATION OF META-SUBJECT SKILLS OF HIGH SCHOOL STUDENTS (FOR EXAMPLE AN INFORMATICS LESSON)

Зарудко Андрей Сергеевич, студент, Филиал Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского, г. Новозыбков,

Zarudko A.S. xx99999999xx@gmail.com

Аннотация

В статье сделана попытка осветить возможность разработки критериев сформированности метапредметных навыков, формируемых у учащихся-старшеклассников в процессе обучения информатике. За основу принято понимание метапредметных навыков как автоматизированных метапредметных умений учащегося, метапредметных действий, которые достигли уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Критерии сформированности познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий рассмотрены на репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском уровнях.

Summary

The article touches upon the issue the formation of metodisciplinary skills of high school students in computer science lessons. As a basis, we took an understanding of meta-subject skills as automated meta-subject skills of a senior student. As well We studied meta-subject actions that reached a level of automatism and characterized by integrity, lack of element-wise awareness. We reviewed the criteria for the formation of cognitive, communicative, regulatory universal educational actions at the reproductive, partially search and research levels.

Ключевые слова: метапредметные навыки, качество образования, уровни достижения метапредметных результатов обучения

Keywords: meta-subject skills, quality of education, levels of achievement of meta-subject learning outcomes

Сегодня, говоря о развитии практических умений и навыков учащихся старших классов, подразумевается, в первую очередь, развитие их

метапредметных качеств, которые определяют успешность дальнейшего профессионального обучения и самореализации в процессе жизнедеятельности.

Проблема формирования метапредметных качеств старшеклассников не нова для отечественной педагогики и образования. Метапредметность с точки зрения методологических подходов рассматривается в трудах А.Г. Асмолова, А.М. Агапова, К.А. Баранникова [2] и др.; теоретические и методические вопросы метапредметного подхода в обучении школьников комплексно представлены в исследованиях О.Е. Дроздовой [4], Л.И. Картошовой [5], Ю.А. Прокудиной [8], Д.А. Хомяковой [10], и др.; формированию метапредметных навыков обучающихся посвящены работы О.В. Гукаленко, В.Н. Пустовойтова [9] и др.

Вместе с тем, тема формирования метапредметных навыков остается актуальной, требует разработки как методологических, так и методических вопросов применительно ко всем учебным предметам, в том числе - к информатике. В частности, требуют рассмотрения вопросы определения критериев сформированности метапредметных навыков применительно к конкретному учебному предмету.

В настоящей статье сделана попытка осветить возможность разработки критериев сформированности метапредметных навыков, формируемых у учащихся-старшеклассников в процессе обучения информатике.

Метапредметные результаты обучения старшеклассников определены рядом государственных документов в сфере образования. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования метапредметные требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы называет: "освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности" (п.7).

Понятие метапредметных результатов обучения определено и в научной психолого-педагогической литературе. А.А. Кузнецов определяет метапредметные результаты образовательной деятельности как выходящие за рамки обучения "способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных

жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов" [6, а 12].

Содержание метапредметных результатов освоения основной образовательной программы определено федеральным государственным стандартом среднего общего образования (п.8) и конкретизировано в Примерной основной образовательной программе среднего общего образования в п.1.2.2. "Планируемые метапредметные результаты освоения ООП". Данная программа выделяет регулятивные универсальные учебные действия (организация деятельности; управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность и др.), познавательные универсальные учебные действия (общеучебные, в т.ч. -постановка и решение проблемы, работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие и др. ), коммуникативные универсальные учебные действия (речевая деятельность и навыки сотрудничества).

Универсальные учебные действия (в том числе - общеучебные умения как "умения межпредметного характера, имеющие широкую область переноса на разные школьные предметы и виды учебной деятельности") [3, с. 18] составляют основу метапредметных умений и навыков. Исходя из содержания универсальных учебных действий, метапредметные умения учащегося можно определить, как усвоенные им способы выполнения действий, затрагивающие познавательную, регулятивную и коммуникативную стороны познавательно-образовательной и социальной деятельностей учащегося, являющиеся проявлением и результатом опыта такого рода деятельности. Метапредметные навыки - это автоматизированные метапредметные умения учащегося, метапредметные действия, "достигшие уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания" [1].

Анализ содержания метапредметных результатов обучения дает возможность определить критерии сформированности знаний учащихся-старшеклассников, включающие предметные и метапредметные характеристики усвоения учебного материала. Приведем данные критерии на примере информатики:

низкий (репродуктивный) уровень: учащийся владеет отдельными существенными признаками объектов (явлений), изучаемых в курсе учебного предмета; выделяет преимущественно их внешние (поверхностные) свойства; владеет алгоритмическими действиями (например, дает определение

алгоритма, записывает ранее усвоенный код программы и др.); умеет выполнять задания по аналогии, по заранее представленному плану: воспроизведение алгоритма, исполнение алгоритма, запись алгоритма с помощью блок-схем, запись по данному алгоритму программного кода и др.; умеет организовать свою деятельность по усвоенному образцу; имеет низкие навыки управления своей деятельностью; контроль и коррекция осуществляет с помощью извне; инициативность и самостоятельность на низком уровне; проявляет низкий уровень коммуникативных умений и навыков; речевая деятельность низкого уровня, с ошибками, недостаточно развита; проявляет низкие навыки сотрудничества; испытывает затруднения в постановке и решение проблемы, работе с информацией; с учебными моделями; проявляет низкий уровень использования знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие проводит по образцу, с затруднениями;

средний (частично-поисковый) уровень: в своих знаниях учащийся демонстрирует осознанность взаимосвязи существенных и второстепенных признаков явлений, процессов, понятий; объясняет причины различия в подобных явлениях, фактах, событиях, процессах; учащийся владеет ключевыми умственными и практическими методами обработки информации и познавательной деятельности, обладает навыками отбора методов решения учебных заданий с опорой на таблицы, схемы, разобранные примеры решения подобных задач, типовые задания; учащийся проявляет навыки переноса в практических действиях известного на новое, рассматриваемое; умеет организовать свою деятельность не только по усвоенному образцу, но и умеет строить собственный план действий на основе известного; имеет навыки управления своей деятельностью; проводит контроль и коррекции своих действий самостоятельно, без помощи извне; проявляет инициативность и самостоятельность на должном уровне; проявляет средний уровень коммуникативных умений и навыков; речевая деятельность высокого уровня без ошибок; проявляет навыки сотрудничества высокого уровня эпизодически; не испытывает затруднений в постановке и решение проблем, организации работы с информацией, с учебными моделями; проявляет средний уровень использования знаково-символических средств, общих схем решения, решение ведет по известным алгоритмам; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления

аналогий, подведения под понятие проводит по стандартным схемам без затруднений, без творчества;

высокий (исследовательский) уровень: наличие у учащегося в образе познаваемого объекта (явления) "субъективного содержания, в котором как бы зафиксирован эмоциональный опыт субъекта" (Е.Д. Божович) [7, c. 12]; учащийся проявляет умение отбора рациональных способов решения задания, проявляет элементы творчества, проектирует новые для себя способы познавательной деятельности, обработки информации в различных формах; умеет организовать свою деятельность и преимущественно ее ведет по собственному плану действий, может отобрать наиболее рациональный способ управления своей деятельностью; проводит контроль и коррекцию своих действий самостоятельно, без помощи извне; постоянно проявляет инициативность и самостоятельность в выполнении заданий; проявляет высокий уровень коммуникативных умений и навыков; речевая деятельность высокого уровня без ошибок; проявляет навыки сотрудничества практически всегда высокого уровня; не испытывает затруднений в постановке и решение проблем, организации работы с информацией, с учебными моделями, творчески подходит к обработке информации; проявляет высокий уровень использования знаково-символических средств, общих схем решения, решение ведет не только по известным алгоритмам, но и самостоятельно разработанным схемам; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие проводит как по стандартным схемам, так и творчески.

Подводя итог сказанному, отметим: метапредметные навыки затрагивают познавательную, регулятивную и коммуникативную стороны познавательно-образовательной и социальной деятельностей учащегося. Их формирование должно вестись в процессе изучения всех учебных дисциплин в школе (в том числе - информатики), что требует детальной разработки критериев сформированности метапредметных результатов обучения старшеклассников применительно к конкретному учебному предмету, конкретной содержательной линии, конкретному разделу и теме обучения.

Литература

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва: Издательство ИКАР. 2009. - 448 с. ISBN 978-7974-0207-7.

2. Баранников, А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход / А.В. Баранников. - Москва: ГУ ВШЭ, 2002. - 51 с.

3. Демидова, Т.А. Профессиональная подготовка будущего учителя к формированию общеучебных умений у младших школьников: автореф. дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.08 / Т.А. Демидова. - Москва, 2006. - 40 с.

4. Дроздова, О.Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения: монография / О.Е. Дроздова. -Москва: Междунар. отношения, 2016. - 314 с. ISBN 978-5-9063-6727-3

5. Карташова, Л.И. Развитие познавательной мотивации старшеклассников при обучении информатике на основе решения задач межпредметного характера: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л.И. Карташова. -Москва, 2009 - 17 с.

6. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008. - № 2. - C. 11-18

7. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. науч. трудов / Под ред. Е.Д. Божович. - Москва: Новая школа, 1995. - 96 с.

8. Прокудина, Ю.А. Формирование метапредметных знаний старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.А. Прокудина. - Нижний Новгород, 2013 -25 с.

9. Пустовойтов, В.Н. Информационное образовательное пространство как среда формирования метапредметных навыков школьников и студентов / В.Н. Пустовойтов, О.В. Гукаленко // Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения. Сборник научных статей. Том 2. - М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. - 389 с. - С.46-56. - ISBN 978-5-91955-2413

10. Хомякова, Д.А. Формирование универсальных учебных действий как основы метапредметных образовательных результатов учащихся основной школы в процессе решения задач по информатике: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Д.А. Хомякова. - Москва, 2014. - 206 с.

Literature

1. Asimov, E. G. a New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching) / E. G. Azimov, A. N. Schukin. - Moscow: Publishing house IKAR. 2009. - 448 p. ISBN 978-7974-0207-7.

2. Barannikov, A. V. Content of General education: the Competence approach / V. A. Barannikov. - Moscow: HSE, 2002. - 51 S.

3. Demidova, T. A. Professional training of future teachers to the formation obshcheuchebnyh abilities in primary school: Avtoref. Diss. ... doctor. PED. Sciences: 13.00.08 / T. A. Demidova. - Moscow, 2006. - 40 p.

4. Drozdova, O. E. Interdisciplinary teaching Russian language in schools: the theory and the practical realization: monograph / O. E. Drozdova. - Moscow: Intern. relationship, 2016. - 314 p. ISBN 978-5-9063-6727-3

5. Kartashova, L. I. Development of cognitive motivation of senior pupils in teaching computer science on the basis of the decision of the task of interdisciplinary nature: author. dis. kand. PED. Sciences: 13.00.02 / L. I. Kartashova. - Moscow, 2009 - p. 17

6. Kuznetsov, A. A. The school About the standards of the second generation / A. A. Kuznetsov // Municipal education: innovation and experiment. - 2008. -No. 2. - C. 11-18

7. Innovative ways of assessing the quality of knowledge of pupils. Psycho-pedagogical aspect: Sat. scientific. Works / Under the editorship of E. D. Bozhovich. - Moscow: New school, 1995. - 96 p

8. Prokudina, J. A. Formation of interdisciplinary knowledge older-graders in the conditions of profile training: Avtoref. dis. kand. PED. Sciences: 13.00.01 / Y. A. Prokudin. - Nizhniy Novgorod, 2013 - 25 C.

9. Pustovoitov, V. N. Information and educational space as the environment of formation of meta-subject skills of pupils and students] / V. N. Pustovoytov, O. V. Gukalenko // Scientific basis for the development of education in the education system, the socialization of modern teenagers and the children's movement. Collection of scientific articles. Volume 2. - M.: FSBSI "IIDSF RAO", 2019. - 389 S. - S. 46-56. - ISBN 978-5-91955-241-3

10. Khomyakova, D. A. Formation of universal educational actions as the basis of metasubject educational results of students of the foundations of the Noi schools in the process of problem solving in Informatics: Diss. kand. PED. Sciences: 13.00.02 / D. A. Khomyakov. - Moscow, 2014. - 206 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.