КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ
ИНФОРМАТИКИ)
CRITERIA FOR THE FORMATION OF META-SUBJECT SKILLS OF HIGH SCHOOL STUDENTS (FOR EXAMPLE AN INFORMATICS LESSON)
Зарудко Андрей Сергеевич, студент, Филиал Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского, г. Новозыбков,
Zarudko A.S. xx99999999xx@gmail.com
Аннотация
В статье сделана попытка осветить возможность разработки критериев сформированности метапредметных навыков, формируемых у учащихся-старшеклассников в процессе обучения информатике. За основу принято понимание метапредметных навыков как автоматизированных метапредметных умений учащегося, метапредметных действий, которые достигли уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Критерии сформированности познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий рассмотрены на репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском уровнях.
Summary
The article touches upon the issue the formation of metodisciplinary skills of high school students in computer science lessons. As a basis, we took an understanding of meta-subject skills as automated meta-subject skills of a senior student. As well We studied meta-subject actions that reached a level of automatism and characterized by integrity, lack of element-wise awareness. We reviewed the criteria for the formation of cognitive, communicative, regulatory universal educational actions at the reproductive, partially search and research levels.
Ключевые слова: метапредметные навыки, качество образования, уровни достижения метапредметных результатов обучения
Keywords: meta-subject skills, quality of education, levels of achievement of meta-subject learning outcomes
Сегодня, говоря о развитии практических умений и навыков учащихся старших классов, подразумевается, в первую очередь, развитие их
метапредметных качеств, которые определяют успешность дальнейшего профессионального обучения и самореализации в процессе жизнедеятельности.
Проблема формирования метапредметных качеств старшеклассников не нова для отечественной педагогики и образования. Метапредметность с точки зрения методологических подходов рассматривается в трудах А.Г. Асмолова, А.М. Агапова, К.А. Баранникова [2] и др.; теоретические и методические вопросы метапредметного подхода в обучении школьников комплексно представлены в исследованиях О.Е. Дроздовой [4], Л.И. Картошовой [5], Ю.А. Прокудиной [8], Д.А. Хомяковой [10], и др.; формированию метапредметных навыков обучающихся посвящены работы О.В. Гукаленко, В.Н. Пустовойтова [9] и др.
Вместе с тем, тема формирования метапредметных навыков остается актуальной, требует разработки как методологических, так и методических вопросов применительно ко всем учебным предметам, в том числе - к информатике. В частности, требуют рассмотрения вопросы определения критериев сформированности метапредметных навыков применительно к конкретному учебному предмету.
В настоящей статье сделана попытка осветить возможность разработки критериев сформированности метапредметных навыков, формируемых у учащихся-старшеклассников в процессе обучения информатике.
Метапредметные результаты обучения старшеклассников определены рядом государственных документов в сфере образования. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования метапредметные требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы называет: "освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности" (п.7).
Понятие метапредметных результатов обучения определено и в научной психолого-педагогической литературе. А.А. Кузнецов определяет метапредметные результаты образовательной деятельности как выходящие за рамки обучения "способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов" [6, а 12].
Содержание метапредметных результатов освоения основной образовательной программы определено федеральным государственным стандартом среднего общего образования (п.8) и конкретизировано в Примерной основной образовательной программе среднего общего образования в п.1.2.2. "Планируемые метапредметные результаты освоения ООП". Данная программа выделяет регулятивные универсальные учебные действия (организация деятельности; управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность и др.), познавательные универсальные учебные действия (общеучебные, в т.ч. -постановка и решение проблемы, работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие и др. ), коммуникативные универсальные учебные действия (речевая деятельность и навыки сотрудничества).
Универсальные учебные действия (в том числе - общеучебные умения как "умения межпредметного характера, имеющие широкую область переноса на разные школьные предметы и виды учебной деятельности") [3, с. 18] составляют основу метапредметных умений и навыков. Исходя из содержания универсальных учебных действий, метапредметные умения учащегося можно определить, как усвоенные им способы выполнения действий, затрагивающие познавательную, регулятивную и коммуникативную стороны познавательно-образовательной и социальной деятельностей учащегося, являющиеся проявлением и результатом опыта такого рода деятельности. Метапредметные навыки - это автоматизированные метапредметные умения учащегося, метапредметные действия, "достигшие уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания" [1].
Анализ содержания метапредметных результатов обучения дает возможность определить критерии сформированности знаний учащихся-старшеклассников, включающие предметные и метапредметные характеристики усвоения учебного материала. Приведем данные критерии на примере информатики:
низкий (репродуктивный) уровень: учащийся владеет отдельными существенными признаками объектов (явлений), изучаемых в курсе учебного предмета; выделяет преимущественно их внешние (поверхностные) свойства; владеет алгоритмическими действиями (например, дает определение
алгоритма, записывает ранее усвоенный код программы и др.); умеет выполнять задания по аналогии, по заранее представленному плану: воспроизведение алгоритма, исполнение алгоритма, запись алгоритма с помощью блок-схем, запись по данному алгоритму программного кода и др.; умеет организовать свою деятельность по усвоенному образцу; имеет низкие навыки управления своей деятельностью; контроль и коррекция осуществляет с помощью извне; инициативность и самостоятельность на низком уровне; проявляет низкий уровень коммуникативных умений и навыков; речевая деятельность низкого уровня, с ошибками, недостаточно развита; проявляет низкие навыки сотрудничества; испытывает затруднения в постановке и решение проблемы, работе с информацией; с учебными моделями; проявляет низкий уровень использования знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие проводит по образцу, с затруднениями;
средний (частично-поисковый) уровень: в своих знаниях учащийся демонстрирует осознанность взаимосвязи существенных и второстепенных признаков явлений, процессов, понятий; объясняет причины различия в подобных явлениях, фактах, событиях, процессах; учащийся владеет ключевыми умственными и практическими методами обработки информации и познавательной деятельности, обладает навыками отбора методов решения учебных заданий с опорой на таблицы, схемы, разобранные примеры решения подобных задач, типовые задания; учащийся проявляет навыки переноса в практических действиях известного на новое, рассматриваемое; умеет организовать свою деятельность не только по усвоенному образцу, но и умеет строить собственный план действий на основе известного; имеет навыки управления своей деятельностью; проводит контроль и коррекции своих действий самостоятельно, без помощи извне; проявляет инициативность и самостоятельность на должном уровне; проявляет средний уровень коммуникативных умений и навыков; речевая деятельность высокого уровня без ошибок; проявляет навыки сотрудничества высокого уровня эпизодически; не испытывает затруднений в постановке и решение проблем, организации работы с информацией, с учебными моделями; проявляет средний уровень использования знаково-символических средств, общих схем решения, решение ведет по известным алгоритмам; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления
аналогий, подведения под понятие проводит по стандартным схемам без затруднений, без творчества;
высокий (исследовательский) уровень: наличие у учащегося в образе познаваемого объекта (явления) "субъективного содержания, в котором как бы зафиксирован эмоциональный опыт субъекта" (Е.Д. Божович) [7, c. 12]; учащийся проявляет умение отбора рациональных способов решения задания, проявляет элементы творчества, проектирует новые для себя способы познавательной деятельности, обработки информации в различных формах; умеет организовать свою деятельность и преимущественно ее ведет по собственному плану действий, может отобрать наиболее рациональный способ управления своей деятельностью; проводит контроль и коррекцию своих действий самостоятельно, без помощи извне; постоянно проявляет инициативность и самостоятельность в выполнении заданий; проявляет высокий уровень коммуникативных умений и навыков; речевая деятельность высокого уровня без ошибок; проявляет навыки сотрудничества практически всегда высокого уровня; не испытывает затруднений в постановке и решение проблем, организации работы с информацией, с учебными моделями, творчески подходит к обработке информации; проявляет высокий уровень использования знаково-символических средств, общих схем решения, решение ведет не только по известным алгоритмам, но и самостоятельно разработанным схемам; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие проводит как по стандартным схемам, так и творчески.
Подводя итог сказанному, отметим: метапредметные навыки затрагивают познавательную, регулятивную и коммуникативную стороны познавательно-образовательной и социальной деятельностей учащегося. Их формирование должно вестись в процессе изучения всех учебных дисциплин в школе (в том числе - информатики), что требует детальной разработки критериев сформированности метапредметных результатов обучения старшеклассников применительно к конкретному учебному предмету, конкретной содержательной линии, конкретному разделу и теме обучения.
Литература
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва: Издательство ИКАР. 2009. - 448 с. ISBN 978-7974-0207-7.
2. Баранников, А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход / А.В. Баранников. - Москва: ГУ ВШЭ, 2002. - 51 с.
3. Демидова, Т.А. Профессиональная подготовка будущего учителя к формированию общеучебных умений у младших школьников: автореф. дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.08 / Т.А. Демидова. - Москва, 2006. - 40 с.
4. Дроздова, О.Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения: монография / О.Е. Дроздова. -Москва: Междунар. отношения, 2016. - 314 с. ISBN 978-5-9063-6727-3
5. Карташова, Л.И. Развитие познавательной мотивации старшеклассников при обучении информатике на основе решения задач межпредметного характера: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л.И. Карташова. -Москва, 2009 - 17 с.
6. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008. - № 2. - C. 11-18
7. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. науч. трудов / Под ред. Е.Д. Божович. - Москва: Новая школа, 1995. - 96 с.
8. Прокудина, Ю.А. Формирование метапредметных знаний старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.А. Прокудина. - Нижний Новгород, 2013 -25 с.
9. Пустовойтов, В.Н. Информационное образовательное пространство как среда формирования метапредметных навыков школьников и студентов / В.Н. Пустовойтов, О.В. Гукаленко // Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения. Сборник научных статей. Том 2. - М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. - 389 с. - С.46-56. - ISBN 978-5-91955-2413
10. Хомякова, Д.А. Формирование универсальных учебных действий как основы метапредметных образовательных результатов учащихся основной школы в процессе решения задач по информатике: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Д.А. Хомякова. - Москва, 2014. - 206 с.
Literature
1. Asimov, E. G. a New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching) / E. G. Azimov, A. N. Schukin. - Moscow: Publishing house IKAR. 2009. - 448 p. ISBN 978-7974-0207-7.
2. Barannikov, A. V. Content of General education: the Competence approach / V. A. Barannikov. - Moscow: HSE, 2002. - 51 S.
3. Demidova, T. A. Professional training of future teachers to the formation obshcheuchebnyh abilities in primary school: Avtoref. Diss. ... doctor. PED. Sciences: 13.00.08 / T. A. Demidova. - Moscow, 2006. - 40 p.
4. Drozdova, O. E. Interdisciplinary teaching Russian language in schools: the theory and the practical realization: monograph / O. E. Drozdova. - Moscow: Intern. relationship, 2016. - 314 p. ISBN 978-5-9063-6727-3
5. Kartashova, L. I. Development of cognitive motivation of senior pupils in teaching computer science on the basis of the decision of the task of interdisciplinary nature: author. dis. kand. PED. Sciences: 13.00.02 / L. I. Kartashova. - Moscow, 2009 - p. 17
6. Kuznetsov, A. A. The school About the standards of the second generation / A. A. Kuznetsov // Municipal education: innovation and experiment. - 2008. -No. 2. - C. 11-18
7. Innovative ways of assessing the quality of knowledge of pupils. Psycho-pedagogical aspect: Sat. scientific. Works / Under the editorship of E. D. Bozhovich. - Moscow: New school, 1995. - 96 p
8. Prokudina, J. A. Formation of interdisciplinary knowledge older-graders in the conditions of profile training: Avtoref. dis. kand. PED. Sciences: 13.00.01 / Y. A. Prokudin. - Nizhniy Novgorod, 2013 - 25 C.
9. Pustovoitov, V. N. Information and educational space as the environment of formation of meta-subject skills of pupils and students] / V. N. Pustovoytov, O. V. Gukalenko // Scientific basis for the development of education in the education system, the socialization of modern teenagers and the children's movement. Collection of scientific articles. Volume 2. - M.: FSBSI "IIDSF RAO", 2019. - 389 S. - S. 46-56. - ISBN 978-5-91955-241-3
10. Khomyakova, D. A. Formation of universal educational actions as the basis of metasubject educational results of students of the foundations of the Noi schools in the process of problem solving in Informatics: Diss. kand. PED. Sciences: 13.00.02 / D. A. Khomyakov. - Moscow, 2014. - 206 p.