Балаковская АЭС
Балаковская АЭС относится к числу крупнейших и современных предприятий энергетики России. Станция имеет четыре энергоблока с водоводяными реакторами корпусного типа ВВЭР-1000 (four power units with water-moderated reactors of tank type VVER-1000) мощностью один млн кВт (эл.) каждый, которые были введены в строй в 1985-1994 годах....
Плавучие атомные энергоблоки
(Floating nuclear power units)
Россия имеет уникальный (unique) опыт по созданию малогабаритных высоконадежных ядерных энергетических реакторов. За последние десятилетия было создано несколько сотен таких реакторов по проектам (on designs) ОАО (JSC) "ОКБМ Африкантов" (Н.Новгород)...________________________________________________________________________________________
Упражнение 6.
Очевидно, что не отдельные виды заданий направлены на развитие ОК и ПК, а, в целом, вся технология обучения, представленная в пособии, профессионально ориентированная и направлена на совершенствование профессиональной подготовки студентов средствами иностранного языка. Данная технология обучения выбрана не случайно и реализуется через обучающий комплекс, состоящий из четырех частей (упражнения, задания, коммуникативные задачи и тренинг). Практика показывает, что именно такая технология работы с изучаемым материалом дает положительную динамику и может считаться эффективной [см. 2, с. 108]: от конструирования языковых единиц вне контекста - упражнения; умения распознать их в самом контексте и правильно понять и использовать - задания; умения определять и чувствовать прагматическое коммуникативное пространство ситуации общения и адекватно функционировать в нем, т.е. использовать изучаемый материал в соответствии с параметрами данного прагматического коммуникативного пространства и речевым регистром - коммуникативные задачи; к моделированию реальной жизненной ситуации в определенной социосфере, в которой студенты могут продемонстрировать коммуникативное (речевое) поведение с нормами социально востребованной разговорной иноязычной речи, при необходимости переходя с одного речевого регистра на другой, - тренинг.
Нельзя не отметить, что данное пособие, как, впрочем, и многие другие, вырабатывают и отрабатывают «тренировочные» ПК и ОКК компетенции, носящие опосредованный характер, т.к. процесс обучения иностранному языку осуществляется в нереальной и неязыковой среде.
Кроме того, проблема формирования ОКК и ПК у студентов технических вузов не может быть решена и без пересмотра содержания образовательных программ. Исходным принципом проектирования новых программ должно стать максимальное приближение образовательных ситуаций к будущим ситуациям профессиональной деятельности.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что для профессионального успеха студенту необходимо быть готовым к непрерывному образованию в течение всей жизни, к деятельности в постоянно меняющихся условиях труда. Он должен уметь быстро анализировать информацию, принимать творческие решения, обладать хорошими навыками общения. Все эти качества входят в состав профессиональных и общекультурных компетенций, сформированность которых зависит от содержания и методов преподавания дисциплин гуманитарного и технического профиля, от активизации самостоятельной работы, от привлечения их к научно-исследовательской работе.
При формировании ПК и ОК студентов, преподавателю необходимо заинтересовать их своим предметом и превращать из пассивных потребителей знаний в активных участников образовательного процесса. Вместе с тем, при формировании ОК и ПК важная роль отводится не только эффективным методам преподавания, активным и интерактивным формам обучения в сочетании с внеаудиторной работой, но и разработке учебных пособий в соответствии с ФГОС, которые обеспечат качественную подготовку современного специалиста, способного к активному включению в профессиональное пространство.
Литература
1. Леонова, Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технических вуза [Текст] / Е.В. Леонова // Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 124-131.
2. Перевезенцева, Ю.С., Атрощенко, С.А. В ожидании «другой» лингвистики: идея национального корпуса и «революция» в языкознании [Текст] / Ю.С. Перевезенцева, С.А. Атрощенко // Приволжский научный вестник. - 2013. - № 12 (28). - Ч.1. - С. 106-
111.
3. Спиридонова, Л.И., Хохлова, Ю.С., Зорина, О.С., Спиридонов, Д.В. Nuclear engineering [Текст]: учеб. пособие по английскому языку для студентов II курса инженерно-физической специальности (ИЯЭ и ТФ) / Л.И. Спиридонова, Ю.С. Хохлова,
О.С. Зорина, Д.В. Спиридонов; под общ. ред. С.М. Дмитриев. - Н. Новгород. - 2010. - 123с.
Гуртовая Т. В.
Соискатель учёного звания кандидата наук по физическому воспитанию и спорту Национальный университет «Львивска
политэхника»
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ, БОЛЬНЫХ ОЖИРЕНИЕМ, В
СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ ВУЗОВ
Аннотация
В работе рассмотрен вопрос физического воспитания студентов вузов, больных ожирением. На основе аналитического анализа теоретического наследия по этому вопросу отмечены фундаментальные теоретико-методологические подходы организации занятий физической культурой с такими студентами в специальных медицинских группах. Определены решающие условия рационального использование арсенала средств физической культуры, как метода обеспечения здорового образа жизни студентов, больных ожирением, в рамках курса физического воспитания вуза.
Ключевые слова: студент, ожирение, физическое воспитание, вуз, специальные медицинские группы.
Gurtovaya T.V.
Polytechnic National University
CONCEPTUAL ESSENCE THE PHYSICAL EDUCATION STUDENTS OF UNIVERSITY, OBESE PATIENS, IN SPECIAL
MEDICAL GROUPS
Abstract
The paper considers the question of physical education students of university, obese patients. Based on an analytical analysis of the theoretical heritage on this issue marked the fundamental theoretical and methodological approaches of physical training organization with such in special medical groups students. Identified the crucial conditions for rational use of the arsenal of means of physical culture, as a way to ensure a healthy lifestyle students, obese patients, in the course physical education of high school.
Keywords: student, obesity, physical education, high school, special medical groups.
111
Широкая распространенность ожирения в студенческом возрасте и связанные с ним осложнения является важной социальной проблемой современности. Несмотря на определенный прогресс, достигнутый в последние годы в исследованиях механизмов формирования ожирения, неблагоприятная динамика состояния здоровья современного студенчества требуют поиска различных действующих мер, направленных на улучшение состояния здоровья студенческой молодежи. Особое значение в этом аспекте надлежит повышению уровня физического здоровья студенческой молодежи, психофизических и психофизиологических возможностей, от которых в определенной степени зависят, профессиональная дееспособность надежность и творческое долголетие [1, 2, 12]. Эти качества личности специалистов высшей квалификации традиционно формируются и совершенствуются в студенческие годы средствами физического воспитания в системе высшего образования.
Проблемы обеспечения высокого уровня здоровья студентов рассматривается в общегосударственном контексте, поскольку оно касается высокообразованной категории граждан, которые в будущем должны составить основу производительных сил общества. Решение этой задачи в высших учебных заведениях важно потому, что именно в это время закладывается фундамент здоровья молодых людей [5]. Вопросы физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья на современном этапе развития общества имеет первостепенное государственное, научное и практическое значение.
Изучение нами динамики прироста численности студентов специального медицинского отделения в течение нескольких лет в Национальном университете «Львивска политэхника», дает основание сделать вывод, что наиболее прогрессирующими заболеваниями среди студентов являются заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, в частности - ожирение. При этом заметный рост наблюдается с ростом курса, в среднем на 1 % ежегодно, что вызывает озабоченность состоянием здоровья будущих специалистов. Рост количества заболеваемости студентов происходит на фоне снижения общего уровня их физического развития.
Определено, что ожирение у студентов - это болезнь студенческого образа жизни. В основе развития этой болезни является тесная взаимосвязь уровня их двигательной активности и образа жизни [2, 5, 8]. Согласно проведенных нами исследований в течение нескольких лет, 90% студентов, больных ожирением, имеют избыток веса в следствии того, что в организм поступает избыток энергии на фоне недостаточности физической нагрузки, и только 10% - по причине серьезных нарушений в организме.
Проблема возникновения и развития болезни ожирения у студентов по мнению ученых, практиков, данных литературных источников [2, 5, 8] заключается прежде всего в понимании причин его возникновения и выбора наиболее эффективных средств и форм в борьбе с прогрессированием процесса накопления лишнего веса. По мнению специалистов органов здравоохранения и физического воспитания, основными методами лечения ожирения является коррекция стереотипов поведения, соблюдение здорового образа жизни в сочетании с физическими упражнениями [1-3, 8, 11]. Фактически, противодействием негативным последствиям ограничения двигательной активности за период обучения в высших учебных заведениях является система физического воспитания [4-14]. В условиях обучения в вузе рациональное использование всего арсенала средств физической культуры, как метода обеспечения здорового образа жизни студентов, больных ожирением, приобретает особую актуальность, учитывая широкие возможности их использования для устранения имеющихся проблем в состоянии ихнего здоровья..
Вопросы физического воспитания студенческой молодежи в специальных медицинских группах, больных ожирением, является предметом научного поиска многих ученых области. Проведенный анализ существующей системы физического воспитания в вузе в исследованиях этого вопроса [4-14] дает основание сделать вывод о том, в условиях современности - это неотъемлемая часть социального становления, всестороннего и гармоничного развития личности. В этом случае физическая культура является методом устранения этого заболевания и профилактики его возникновения в время обучения в вузе, основным фактором восстановления и укрепления здоровья в период становления и окончательного формирования организма студентов.
Указанное выше, дает основание констатировать теоретическую и практическую значимость исследования, которая обусловлена с одной стороны, остротой проблемы ожирения у студентов вузов, а с другой - необходимостью внедрения оздоровительных технологий в физическом воспитании студентов, больных ожирением. Социальная значимость занятий физической культурой для повышения уровня физической подготовленности студентов, больных ожирением, как одного из условий сохранения и укрепления ёё здоровья, обусловили выбор темы исследования и определили его цель.
Цель работы - осуществить аналитический анализ содержательной сущности физического воспитания студентов, больных ожирением, в специальных медицинских группах вузов.
Основным требованием к современной вузовской системе физического воспитания в специальных медицинских группах (далее СМГ) является обучение студентов технологии использования средств и методов с целью избавления отклонений в состоянии здоровья, его укрепления, повышения умственной и физической работоспособности [2, 5, 8]. Ряд авторов отмечают [1, 8, 11-14] что физическая культура, особенно для студентов с отклонениями в состоянии здоровья, должна стать ежедневной потребностью. В системе высшего образования, приоритет формирования и укрепления здоровья, приобретения навыков здорового образа жизни принадлежит именно физическому воспитанию [4-14]. В последние годы все больше утверждается оздоровительнопрофилактическое направление занятий физическим воспитанием как процесса восстановления здоровья и работоспособности. Задачи физического воспитания - сделать так, чтобы у этих студентов здоровье стало важнейшим приоритетом среди многих ценностей современного студента. Занятия по физическому воспитанию должны стать неотъемлемой частью оздоровительнопрофилактической работы со студентами, больных ожирением [2, 5, 8].
Цель занятий по физическому воспитанию студентов СМГ, больных ожирением, при обучении в вузах - совершенствование функциональных возможностей органов и систем, пораженных заболеванием, компенсация недостаточной двигательной активности, улучшение физического уровня организма в целом, а также всеми средствами, формами, методами обучения приучать студентов к здоровому образу жизни и поиска индивидуальных путей самосовершенствования [1, 8, 11]. Занятия по физическому воспитанию в СМГ являются оптимальным средством для достижения изменений, направленных на оптимизацию функционирования как всего организма, так и его отдельных систем. Основная задача этих занятий - восстановить работоспособность студента и поддержать ее в надлежащем уровне в дальнейшем.
Как отмечают авторитетные ученые [2, 5, 12], главной особенностью занятий в СМГ является не спортивная направленность, а целенаправленное использование различных средств физической культуры с целью улучшения физического, психического здоровья студентов, для достижения основной цели - перевода студентов в основную медицинскую группу по физическому воспитанию [8]. В научных трудах [1, 4, 8, 10]. физическое воспитание студентов, больных ожирением, представляется как педагогическая система, которая предполагает воспитание мотивации к систематической двигательной активности на протяжении всей жизни, а также обобщает опыт улучшения состояния собственного здоровья средствами физической культуры и спорта. Оздоровительное направления системы физического воспитания в СМГ является методологической основой и ведущим критерием работы в этих группах [5]. В этом случае предполагается применение с оздоровительной целью физических упражнений в комплексном процессе восстановления здоровья, физического состояния и работоспособности студентов, больных ожирением.
Курс физического воспитания в СМГ непрофильных вузов предусматривает формирование содержания общего физкультурного образования и, в частности усвоение системы физкультурных знаний, практических умений и навыков, которые необходимы для эффективной и целенаправленной жизнедеятельности и обеспечения здорового образа жизни студентов [1, 5]. Что бы ни было первопричиной ожирения в каждом отдельном случае, непосредственной причиной является энергетический дисбаланс [2]. Соответственно уменьшение веса можно достичь только за счет уменьшения энергетических поступлений, или увеличение расходов, или путем сочетания того и другого. По рекомендациям авторов многочисленных публикаций [1-5, 8, 12], базисным
112
компонентом лечения ожирения должен быть комплекс мероприятий: изменение образа жизни, диетотерапия и адекватные физические нагрузки. Отметим, что существует огромное множество предлагаемых способов коррекции избыточной массы тела, но реально возможно достичь снижение веса можно только в состоянии дефицита энергии, то есть преобладание ее расходов над потреблением [2]. Действенным фактором этого является использование средств физической культуры.
Для решения задач, направленных на реабилитацию функций организма, нарушенных при ожирении, используется система различных средств физического воздействия: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы. Разработка современных оздоровительно-профилактических программ и технологий физического воспитания, способствующие укреплению и поддержанию здоровья студентов, больных ожирением, и ликвидации барьеров, препятствующих использованию потенциальных возможностей организма, является важнейшей задачей современного физкультурно-оздоровительного образования студентов вузов, больных ожирением [4-14]. Согласно многочисленным научным источникам [1-14], в разумном сочетании эти технологии оказывают огромное положительное влияние на рост и развитие юношеского организма.
Считается, что рациональная организация двигательного режима студентов, больных ожирением, во время обучения в высшем учебном заведении является залогом сохранения здоровья [2]. Оптимальная физические нагрузки в системе физического воспитания в сочетании с активным образом жизни является эффективным средством улучшения состояния здоровья этих студентов (учитывая возможность влияния на этот процесс). Результатом их физического воспитания должен стать комплекс приобретенных жизненно необходимых знаний, качеств, умений, навыков, которые составляют фундаментальную основу потребности в здоровом образе жизни, как действенного фактора укрепления и восстановления здоровья в целом [1-4, 8, 12].
В этой взаимосвязи отметим и фактор влияния двигательной активности на общий интеллект студента [4, 7, 11]. Ученые утверждают, что интеллектуальное развитие требует соответствующего физического состояния и уровня здоровья. В аргументированных исследованиях обосновано взаимосвязь физического воспитания студенческой молодежи с умственным воспитанием [1, 4-7]. При систематических занятиях физическими упражнениями происходит формирование психофизической устойчивости, профилактика нервно-эмоциональной и психофизической усталости, улучшается внимание, восприятие, память [414].
Рассмотрение современных научно-методологических основ физического воспитания студентов, больных ожирением, позволяет утверждать, что, наряду с устранением имеющихся недостатков в состоянии здоровья, студенты должны совершенствовать свое физическое состояние и уровень физического развития [2, 4-9, 13]. По мнению специалистов [1-3, 6-9], именно низкий уровень физического развития и является главной причиной развития заболевания. В свою очередь, хронические заболевания вызывают ухудшение физического развития и функциональных возможностей организма.
Отклонения в состоянии здоровья при ожирении определяет методику физического воспитания. Приступая к занятиям в СМГ со студентами, больными ожирением, следует определить уровень физического развития студентов, развития двигательных качеств и степень существующих отклонений, обусловленных имеющимися нарушениями в организме. Полученные результаты тестирования функциональных возможностей является основой для определения средств и методов физического воспитания для дальнейшей работу с этими студентами в направлении общего укрепления и сохранения здоровья [2, 5-8]. Методологическая основа занятий физическим воспитанием студентов, больных ожирением, базируется на учете индивидуальных физиологических особенностей, которые обусловлены наличием болезни в организме, и физических возможностях каждого студента. Физическое воспитание в СМГ должно быть личностно-ориентированное. Внедрение этого в работу требует грамотного выбора программ занятий, которые определяются особенностями заболевания ожирения. Необходимо и учитывать особенности состояния организма при организации физического воспитания студентов, больных ожирением: ослабление силы и тонуса мышц, функциональная слабость всех систем и органов [2].
Прежде всего, для достижения максимального оздоровительного эффекта во время занятий нужно использовать строго дифференцированные (в зависимости от нарушений и объема приспособительных возможностей организма) методы занятий. Важно также учитывать, что организм студентов, больных ожирением, требует двигательной активности не меньше, а чаще больше, чем организм студентов, занимающихся в основной медицинской группе по физическому воспитанию. При этом, необходимо учесть и то, что им необходима качественно иная двигательная активность [7]. Дифференцируя выбор методики занятий со студентами, больными ожирением, необходимо учитывать четкую закономерную зависимость поставленных задач от реальных возможностей того или иного студента. Только при оптимальном выборе методики занятий с учетом всего комплекса условий (степени ожирения, сопутствующих заболеваний, физической подготовленности и функционального состояния организма студентов) можно достичь необходимого результата оздоровительного курса занятий по физическому воспитанию в СМГ. Дифференцированного подхода необходимо придерживаться и в определении объема и интенсивности физических нагрузок. Результаты существующих исследований по этому вопросу [2, 5, 8, 11] доказывают, что молодой организм очень быстро приспосабливается к новому уровню нагрузке. Постепенно возрастающие нагрузки в ходе систематических занятий по физическому воспитанию обеспечивают рост тренированности организма, всех его органов и систем, что и является основой восстановления состояния здоровья [9, 12]. Поэтому, изменение средств физического воспитания в занятиях со студентами, больными ожирением, требует поэтапного усложнения компонентов каждого занятия и постепенного повышения уровня физических нагрузок для достижения оптимального результата занятий. Осуществления индивидуальной коррекции физкультурной деятельности этих студентов является одной из важнейших характеристик реализации оздоровительной программы курса СМГ [2, 5, 7, 8].
С учетом всего вышесказанного, достижения оздоровительно-профилактического эффекта на занятиях СМГ со студентами, больными ожирением, возможно при условии соблюдения систематичности, постепенности и адекватности (индивидуализации) физических нагрузок.
В работах специалистов отрасли [1, 2, 4-14] особо отмечается, что отсутствие дифференцированного подхода к характерным упражнений и нагрузок необходимых организму студентов - основная причина отсутствия влечения к занятиям. Именно поэтому, на занятиях СМГ со студентами, больными ожирением, необходимо, наблюдая за их поведением, изучать и анализировать психологические особенности для реализации личностно-ориентированного подхода. По утверждению ученых, именно этого является предпосылкой к созданию сознательного отношение студентов к своему состоянию здоровья [1, 5, 13].
Анализ научно-методической литературы [1-14] по вопросам физического воспитания студентов, больных ожирением, показал, что большинство авторов дают рекомендации по работе с ними на основе улучшения состояния здоровья путем уменьшения массы тела. Учитывая необходимость систематизации существующих подходов к физическому воспитанию студентов вузов, больных ожирением, прежде определим цель структурированной программы физического воспитания этих студентов, которая заключается в достижении оптимальной массы тела и профилактика развития сопутствующих заболеваний. В свою очередь, это определяет следующие задачи курса физического воспитания в СМГ:
1. создание и поддержание мотивации студентов к длительным и систематическим занятиям физической культурой;
2. предоставление студентам информации о заболевании ожирением, о проблемах в состоянии здоровья, которые при этом возникают и пути их решения;
3. разъяснения студентам необходимости уменьшения массы тела для улучшения состояния здоровья;
4. обучение навыкам самоконтроля и планирования питания;
5. укрепления мышц брюшного пресса, повышение тонуса гладкой мускулатуры органов брюшной полости;
113
6. улучшения кровообращения в брюшной полости, предупреждение застоя желчи и нормализация ее оттока (ликвидация застойных явлений), улучшения функционирования кишечника;
7. регуляция массы тела;
8. компенсация недостатка двигательной активности во время обучения в вузе.
Оздоровительное направление занятий по физическому воспитанию студентов, больных ожирением, выдвигает ряд требований относительно грамотного подхода и выбора учебной программы, в соответствии их состоянием здоровья. В занятиях необходимо следовать теоретико-методическим условиям, а именно:
1) применять научно обоснованные средства и методы физического воспитания с точки зрения их оздоровительной ценности;
2) физические нагрузки должны быть адекватны физическим возможностям студентов;
3) в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить их регулярность.
На основании всего вышесказанного, в физическом воспитании студентов, больных ожирением, при применении методов физической культуры, необходимо соблюдать следующее:
1. Индивидуализацию в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей ожирения и общего состояния организма.
2. Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения.
3. Регулярность воздействия, так как только регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма.
4. Длительность применения физических упражнений, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма занимающихся возможно лишь при условии длительного повторения упражнений.
5. Постепенное нарастание физической нагрузки в процессе занятий..
6. Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений (10-15% упражнений обновляются, а 85-90% повторяются).
7 Умеренность воздействия физических упражнений, т.е. умеренная или фазовая физическая нагрузка более целесообразна чем усиленная и концентрированная.
8 Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с медицинскими показаниями, определенными наличием ожирения и сопутствующих заболеваний в организме студентов.
В многочисленных исследованиях [1-14] отмечается, что при существующей системе физического воспитания в СМГ можно только создать определенное противодействие негативному влиянию двигательной недостаточности для студентов, больных ожирением. Существует необходимость самостоятельных занятий, которые позволяют укрепить достижении результаты обязательных занятий в рамках курса. Самостоятельные занятия - это форма занятий физическим воспитанием, которые способствуют эффективному усвоению двигательных задач, совершенствованию общефизических возможностей при методической помощи преподавателей [5, 11]. Главная задача самостоятельных тренировочных занятий - устранение функциональных нарушений в организме и недостатков физического развития, которые обусловлены наличием ожирения. Занятия физической культурой студентов, больных ожирением, в свободное время способствуют рациональному использованию двигательной деятельности, что позволяет снять нервно-эмоциональное напряжение и повысить работоспособность [2, 5, 8, 12].
В связи с постоянным увеличением объемов умственной нагрузки самостоятельные занятия для студентов, больных ожирением, должны приобретать формы активного отдыха, чем и обеспечивается непрерывность оздоровительного процесса по физическому воспитанию. Экспериментально доказано [4, 13], что двукратные в неделю занятия по физическому воспитанию, которые проводились в период сессии, положительно влияют на умственную работоспособность, организм студентов значительно быстрее восстанавливается после экзаменов. Формой проведения таких занятий является утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, активный отдых в течение учебного дня, закаливающие процедуры и мероприятия, а также физкультурнооздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в перерывах между учебой, обеспечивающих здоровый отдых и удовольствие эмоциональных потребностей, связанных с содержательными развлечениями (дни здоровья, активный отдых на лоне природы, туристические походы выходного дня, посещение спортивных соревнований) [5, 9, 14]. Последнее относится к так называемой оздоровительно-реакреционной деятельности, доля которой в общем объеме двигательной активности студентов, больных ожирением, постоянно увеличивается. Эта деятельность направлена на укрепление здоровья, восстановление, восполнение свободного времени с помощью специфических форм и средств двигательной активности, включающей элементы развлечений.
И, наконец, отметим, что правильная психологическая подготовка к занятиям является лучшим показателем положительного воздействия физической культуры на организм студентов, больных ожирением, и с этим согласна подавляющее большинство специалистов [1, 4-8, 12, 13]. Занятия должны вызывать ощущение мышечной бодрости, прилива энергии, хорошего настроения, желание избавиться от лишнего веса, и, таким образом, улучшить состояние своего здоровья. Одновременно, разработка современных социально-педагогических и оздоровительно-профилактических программ и технологий, которые будут способствовать укреплению здоровья молодежи и ликвидации барьеров, препятствующих использованию потенциальных возможностей организма, является важнейшей задачей оздоровительного физического воспитания в СМГ вузов. Однако, ошибочно считать, что занятия по физическому воспитанию могут решить все существующие проблемы со здоровьем у студентов, больных ожирением. В тоже время, правильно организованный учебный процесс для этих студентов может значительно улучшить их состояние здоровья. Эффект от грамотно спланированных и проведенных занятий может быть просто поразительным, что дает возможность оказывать мощное противодействие функциональным нарушением организма студентов, больных ожирением, в целом.
Выводы. На сегодняшний день ожирение - глобальная медико-социальная проблема: распространенность избыточной массы тела среди студентов представляет реальную угрозу общественному здоровью молодежи, что требует проведения надлежащих мер. Согласно многочисленным исследованниям, тенденция к существенному росту количества студентов вузов, больных ожирением, наблюдается из года в год. Рост заболеваемости ожирением среди студентов во время обучения в вузе свидетельствует о неблагоприятном влиянии совокупностей факторов. По мнению специалистов отрасли, высокая доля лиц с тучностью среди студентов вузов связана прежде именно с особенностями студенческого образа жизни.
В условиях обучения в вузе рациональное использование всего арсенала средств физической культуры, как метода обеспечения здорового образа жизни студентов, больных ожирением, приобретает особую актуальность, учитывая широкие возможности их использования для устранения имеющихся проблем в состоянии их здоровья. Обобщающий анализ исследовательского материала по вопросу физического воспитания этих студентов в СМГ вузов, позволяет констатировать, что физическая воспитание при ожирении рассматривается как мощный фактор борьбы с этим заболеванием. Занятия по физическому воспитанию в СМГ - это составная часть общей системы оздоровления студентов вузов, больных ожирением. Они являются оптимальным средством для достижения изменений, направленных на оптимизацию функционирования как всего организма, так и его отдельных систем. Основная задача этих занятий - улучшение состояния здоровья, повышение работоспособности студента и поддержания его в надлежащем уровне в дальнейшем.
114
Литература
1. Бароненко В. А. Здоров’я i фiзична культура студента / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - М.: Альфа, 2009. - 335 с.
2. Блавт О. З. Диференцшований тдхщ до рухового режиму студенлв спещальних медичних груп залежно вiд характеру i
тяжкостi захворювання / О. З. Блавт // дис. канд. наук з фiз. виховання i спорту : спец. 24.00.02 - Фiзична культура, фiзичне
виховання рiзних груп населення. - Л. : ЛДУФК, 2012.- 271 с.
3. Благосклонная Я. В. Ожирение - это болезнь: излечение от лишнего веса / Я. В. Благосклонная, Е. И. Бабенко, А. В. Красильникова. - СПб.: Невский проспект, 2005. - 128 с.
4. Дубогай О. Д. Фiзичне виховання i здоров’я: навч. поабник / О. Д. Дубогай, Завищвська Н. Н., та шш. - К. : УБС НБУ, 2012. - 270 с.
5. Корягш В. М. Фiзичне виховання студенлв у спещальних медичних групах: навч. поабник / В. М. Корягш, О. З. Блавт. -Видавництво «Л^вська полггехтка», 2013. - 488 с.
6. Купчинов Р. И. Физическое воспитание / Р. И. Купчинов. - Минск: «Тетра Системс», 2006. - 351 с.
7. Присяжнюк С. I. Фiзичне виховання / С. I. Присяжнюк. - Кив: «Центр учбово! лггератури», 2008. - 502 с.
8. Тимошенков В. В. Физическое воспитание студентов и учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья : учеб. пособие. [2-е изд., перер. и доп.] / В. В. Тимошенков, А. Н. Тимошенкова. - Минск : Веды, 2000. - 196 с.
9. Физическая культура: учеб. для студ. вузов с отклонениями здоровья / [под. ред. И. В. Муравова]. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 301 с.
10. Физическая культура : учебник / [под ред. Е. С. Григоровича . - Минск : Вышэйшая школа, 2005. - 260 с.
11. Физическая реабилитация : учеб. для студ. вузов., обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптативная физическая культура) [под ред. С. Н. Попова]. - Изд. 4-е. - Ростов-н/Д : Феникс, 2006. - 608 с.
12. Физическая культура : учебник / [под ред. Е. В. Харламова]. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 355 с.
13. Физическая культура: система роботы с учащимися специальных медицинских групп (рекомендации, планирование, программы) / [под ред. А. Н. Каинова, И. Ю. Шалаева]. - Волгоград : Учитель, 2009. - 183 с.
14. Язловецький В. С. Фiзичне виховання студенлв з вiдхиленнями в сташ здоров'я: навч. поабник / В. С. Язловецький // Юровоград: РВВ КДПУ iменi В.Винниченка, 2004. - 352 с.
Петрунина С.В.1, Хабарова С.М. 2, Дворянинова Е.В.3, Кирюхина НА.4, Мастерова Е.В.5
1 2,3,4 Кандидат педагогических наук, доцент,5доцент
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИИ И «ПОМЕХ» В УСТАНОВЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
КОНТАКТОВ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования методик оценки уровня общительности у людей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: церебральный паралич, индивидуальная методика, общительность, эмоциональные контакты, диагностика Petrunina S.V. 1, Khabarova S.M. 2, Dvoryaninova E.V.3, Kiryuhina I.A.4, Masterova E.V.5 1,2,3PhD assistant professor, 4,5assistant of professor Penza State University, Russia DETERMINING THE LEVEL OF SOCIABILITY AND "OBSTANCE" IN ESTABLISHING AN EMOTIONAL
CONNECTION
Abstract
The article presents the results of the research of methods of assessing the level of sociability ofpeople with disabilities.
Keywords: cerebral palsy, individual technique, communicative, emotional contacts, diagnostics
Человек с детства учится общению, и овладевает разными его видами в зависимости от среды обитания, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, на основе житейского опыта. Во время общения, у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого из них проявляются те или иные психические свойства личности.
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться. В нашем обществе есть люди, которым очень трудно осуществлять общение с окружающими - это инвалиды (ДЦП). Проблема общения у инвалидов с последствиями ДЦП заключается в неравенстве возможностей по сравнению с другими людьми, в задержке умственного развития, в невозможности осуществлять передвижения без помощи окружающих людей, и, конечно, в речевой недостаточности, что в самой большой степени осложняет общение этой категории людей с окружающим миром.
Болезни, связанные с нарушениями нервной системы, существуют столько, сколько существует само человечество. В эпоху, когда греческая цивилизация была на вершине славы, когда физическое благополучие являлось одним из главных сокровищ жизни, Плутарх видел в ребенке-калеке лишь «существо, предназначенное жить, лишенное силы и здоровья», Платон писал, что «следовало бы запретить законом проявлять заботу о тех, кто рождается уродом» [В. С. Соколовский, 2004].
В нашем исследовании принимали участие 20 человек, из них 10 человек - это инвалиды с последствиями ДЦП, которые составляли экспериментальную группу, среди которых было 3 мужчин и 7 женщин, а контрольную группу составляли здоровые люди (3 мужчин и 7 женщин). Возрастной диапазон участников составлял от 23 до 50 лет.
Экспериментальное исследование было проведено в два этапа. Первый этап включал в себя проведение диагностики уровня общительности в экспериментальной и контрольной группе. На втором этапе была проведена диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов.
Нами были использованы следующие методики:
1. Методика оценки уровня общительности В. Ф. Ряховского. Данная методика содержит возможности определить уровень коммуникабельности человека, способность находить общий язык в процессе общения. Этот тест позволяет выявить высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий уровень общительности. Сделать предположение о конкретных сферах общения, в которых возникают трудности.
2. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко.
Методика состоит из 25 высказываний, на которые следует отвечать, используя два варианта ответа - «да», «нет».
Среди конкретных «помех» в данной методике выделяют: неумение управлять эмоциями, дозировать; неадекватное проявление эмоций; негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций; доминирование негативных эмоций; нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. Результаты исследования уровня общительности в экспериментальной группе показали, что у 30 % испытуемых показатели свидетельствуют о том, что эти люди общительны, новые проблемы их не пугают. Но все же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно.
115