Научная статья на тему 'Формирование у студентов специальной медицинской группы культуры здорового образа жизни с помощью компьютерных технологий'

Формирование у студентов специальной медицинской группы культуры здорового образа жизни с помощью компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
262
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТИ / ЗДОРОВИЙ СПОСіБ ЖИТТЯ / ЗДОРОВ`Я / ФіЗИЧНЕ ВИХОВАННЯ / КОМП`ЮТЕРНі ТЕХНОЛОГії / STUDENTS / SOUND LIFESTYLE / HEALTH / PHYSICAL EDUCATION / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вовк Лариса Викторовна

Рассмотрены результаты педагогического эксперимента с использованием компьютерной информационно-диагностической системы «Паспорт здоровья» по формированию культуры здорового образа жизни у студентов специальной медицинской группы. В эксперименте приняли участие две группы студентов в количестве 151 человек. Доказано, что педагогический эксперимент положительно повлиял на укрепление здоровья, жизненную активность, высокий уровень знаний и практические навыки во время обучения в вузе. Установлено, что одним из главных условий эффективности физического воспитания, являются знания, которые позволяют результативно решать поставленные задачи физического воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вовк Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shaping beside student of the special medical group of the culture sound lifestyle by means of computer technology

Considered results of the pedagogical experiment with use computer information-diagnostic system "Passport of health" on shaping the culture sound lifestyle beside student of the special medical group. Two groups student have took part in experiment in amount 151 persons. It is proved that pedagogical experiment has positively influenced upon fortification of health, life activity, high level of the knowledges and practical skills during education in high school. It is installed that one of the main of the conditions to efficiency of the physical education, are a knowledges, which allow effective to solve the delivered problems of the physical education to personalities.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов специальной медицинской группы культуры здорового образа жизни с помощью компьютерных технологий»

Формирование у студентов специальной медицинской группы культуры здорового образа жизни с помощью компьютерных технологий

Вовк Л.В.

Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля

Аннотации:

Рассмотрены результаты педагогического эксперимента с использованием компьютерной информационнодиагностической системы «Паспорт здоровья» по формированию культуры здорового образа жизни у студентов специальной медицинской группы. В эксперименте приняли участие две группы студентов в количестве 151 человек. Доказано, что педагогический эксперимент положительно повлиял на укрепление здоровья, жизненную активность, высокий уровень знаний и практические навыки во время обучения в вузе. Установлено, что одним из главных условий эффективности физического воспитания, являются знания, которые позволяют результативно решать поставленные задачи физического воспитания личности.

Ключевые слова: студенты, здоровый образ жизни, здоровье, физическое воспитание, компьютерные технологии.

Вовк Л. В. Формування у студентів спеціальної медичної групи культури здорового способу життя за допомогою комп’ютерних технологій. Розглянуто результати педагогічного експерименту з використанням комп'ютерної інформаційно-діагностичної системи «Паспорт здоров'я» з формування культури здорового способу життя у студентів спеціальної медичної групи. У експерименті брали участь дві групи студентів у кількості 151 особа. Доведено, що педагогічний експеримент позитивно вплинув на зміцнення здоров'я, життєву активність, високий рівень знань і практичні навички під час навчання у вищому навчальному закладі. Встановлено, що однією з головних умов ефективності фізичного виховання, є знання, які дозволяють результативно вирішувати поставлені завдання фізичного виховання особистості.

студенти, здоровий спосіб життя, здоров'я, фізичне виховання, комп'ютерні технології.

Vovk L.V. Shaping beside student of the special medical group of the culture sound lifestyle by means of computer technology. Considered results of the pedagogical experiment with use computer information-diagnostic system “Passport of health” on shaping the culture sound lifestyle beside student of the special medical group. Two groups student have took part in experiment in amount 151 persons. It is proved that pedagogical experiment has positively influenced upon fortification of health, life activity, high level of the knowledges and practical skills during education in high school. It is installed that one of the main of the conditions to efficiency of the physical education, are a knowledges, which allow effective to solve the delivered problems of the physical education to personalities.

students, soundlifestyle, health, physical education, computer technologies.

Введение.

В современных условиях, учитывая значительное ухудшение здоровья населения Украины, особую актуальность приобретает проблема физического воспитания школьников и студентов.

Анализ состояния здоровья ученической и студенческой молодежи показывает, что почти 90% из них имеют отклонения в состоянии здоровья, около 50%

- неудовлетворительную физическую подготовку. Только на протяжении последних лет почти на 40% увеличилось число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. 30% студентов вузов по показателю «функциональный возраст» (максимальное потребление кислорода) находится в возрастном диапазоне 50-60 лет.

Эти и другие факторы, так или иначе связанные с образом жизни людей, негативно воздействуют на их здоровье, поэтому сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи является одной из приоритетных задач высших учебных заведений. В связи со сложившейся ситуацией вузы должны создать такие условия общего развития молодых людей, которые бы улучшали их физическое и психическое здоровье. В их решении большое значение принадлежит правильной организации процесса формирования у студентов, в том числе студентов специальной медицинской группы (СМГ), культуры здорового образа жизни средствами физического воспитания с помощью компьютерных технологий.

Проблемы здоровья и здорового образа жизни рассмотрены в работах Амосова Н. М., Апанасенко Г. Л., Бальсевича В. К., Глухова В. И., Закопайло С. А., Капустина Е. Н., Козырева Г. И., Презлята Г. В. и © Вовк Л.В., 2010

многих других, которые являются авторами научных статей, учебных пособий и их труды широко используются в учебном процессе высших учебных заведений. Определенный вклад в решение этой проблемы должны внести компьютерные технологии как одна из составляющих частей информационной технологии, которые формируют принципиально новый стиль работы в системе образования и физического воспитания. Анализ публикаций в отечественной литературе [5, 7, 8, 9, 13, 15, 16, 17] позволяет систематизировать использование компьютерных технологий в процессе обучения и физического воспитания. Это - учебный процесс, оздоровительная физическая культура, спортивная тренировка, однако, это касается только здоровых людей, а что касается людей с отклонениями в здоровье, то таких публикаций очень мало. Практическая деятельность в этом направлении требует их объединения, интеграции и создание оптимальных условий для их реализации в конкретный результат подготовки здоровой и гармонически развитой личности.

Работа выполнена согласно плана НИР Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования компьютерной информационно-диагностической системы (ИДС) «Паспорт здоровья» по формированию у студентов СМГ культуры здорового образа жизни. Во время педагогического эксперимента нами решались следующие задачи:

- проанализировать состояние здоровья студен-

тов специальной медицинской группы ВНУ имени В. Даля по результатам диспансерного обследования;

- определить физическое состояние и физическую подготовленность студентов для составления программы использования физических упражнений с оздоровительной направленностью;

- изучить приоритетные мотивы к занятиям физическими упражнениями.

Методы и организация исследования:

- изучение и анализ научно-методической и специальной литературы;

- анкетирование, антропометрия, физиологические тесты, адаптационный потенциал, физическая работоспособность;

- оценка физического состояния и физической подготовленности;

- педагогические методы (педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование);

- методы математической статистики.

Для решения поставленных задач было организовано 2 группы: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа составляла 76 студентов и занималась по традиционной методике и экспериментальная группа, в которой занималось 75 студентов с использованием разработанной компьютерной ИДС «Паспорт здоровья». В начале эксперимента состояние здоровья и уровень физической подготовленности у студентов обеих групп по результатам тестирования существенно не отличались.

Результаты исследования.

Одна из важнейших проблем в вузе - формирование заинтересованного отношения студента к предмету «Физическое воспитание», пробуждение интереса к укреплению собственного здоровья. Дидактическое требование сознательности результата обучения должно распространено не только на процесс физического воспитания вообще, но и на результат конкретного учебного занятия. Только осознание результата собственной деятельности в учебно-воспитательном процессе способно пробудить и поддерживать собственное «Я», посредством которого содержание двигательного задания трансформируется в сознании студента в побудительный мотив к действию. Эффективность использования новых технологий зависит от решения проблемы формирования информационного пространства, дающего возможность комплексного использования не только различных методов автоматизированной обработки информации, но и эффективной реализации важнейших дидактических принципов и частных педагогических методик [9]. Традиционная организация процесса физического воспитания, ориентирована на одностороннее педагогическое воздействие, где в качестве основного средства воздействия выступают только лишь возможности человека (профессиональные качества преподавателя). Однако существуют определенные пределы эффективности функционирования, ограничиваемые этими возможностями в воздействии на сознание студентов, их мотивацию к оздоровительной двигательной деятельности. Совокупность же компонентов, составляющих

обучающее пространство процесса физического воспитания, позволяет расширить возможность реализации дидактических принципов (наглядности, сознательности, непрерывности, преемственности и др.), активизировать сознание студентов, радикальным образом совершенствовать педагогическую сторону процесса и, тем самым, оказать решающее влияние на эффективность функционирования системы физического воспитания. Совершенно очевидно, что такая система может быть создана, и способна эффективно функционировать только на основе педагогических технологий, реализуемых на базе компьютерных информационно-диагностических систем.

Разработанная нами ИДС «Паспорт здоровья» для студентов СМГ предназначена для экспресс-оценки текущего состояния здоровья, адаптации и физической подготовленности, а также индивидуального программирования занятий аэробными и скоростносиловыми упражнениями с учетом выявленных при тестировании результатов. Этот автоматизированный информационно-диагностический комплекс, который разработан на базе персональных компьютеров, позволяет получить заключение о здоровье и физической подготовленности индивидов в виде ЭВМ-протоколов, содержащих общую их оценку, а также комментариев и методических рекомендаций. Эта система состоит из двенадцати показателей и тестов для оценки здоровья, физического развития и общей физической подготовленности:

а) показатели здоровья и физического развития: рост, масса тела, частота сердечных сокращений в покое, артериальное давление, жизненная емкость легких, форсированная жизненная емкость легких;

б) показатели общей физической подготовленности: тест Купера, ручная динамометрия, сгибание-разгибание рук в упоре (за 30 сек.), прыжок в длину с места, поднятие туловища из положения лежа на спине (за 30 сек.), подтягивание на перекладине (только юноши).

Справочника, в котором в популярно-доступной форме излагается вся необходимая информация для понимания интерпретации выводимых на монитор и печать показателей здоровья, физического развития, адаптации и физической подготовленности студента.

Комплексной системы оценки в баллах, которая позволяет привести общую оценку текущих состояний индивидов к четырем градациям: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

Программ физического воспитания (по циклам) с учетом индивидуальных недостатков в физической подготовленности, а также способов и методов этапного контроля выносливости и скоростно-силовых качеств.

Пакета прикладных программ (МММ), с помощью которых производится оценка здоровья, физического развития и общей физической подготовленности.

Этот ППП включает:

а) базу данных, рассчитанную на 100000 исследований, позволяющую в любой момент получить необходимую информацию;

б) блок просмотра и корректировки данных;

в) блок накопления и сравнения данных при лон-готудинальных исследований (повторные тестирования);

г) блок статистической обработки любых сочетаний по 36 параметрам с выдачей необходимых данных на печать;

д) блок определения рейтинга студентов по всему комплексу показателей «Паспорта здоровья».

С помощью специально разработанных шкал оценивания компьютером, в зависимости от выявленных недостатков, компьютер автоматически проводит фактическую (в цифрах), словесную (например: низкий, ниже среднего) и бальную (от 1 до 5 баллов) оценку показателей и расчетные данные по т.н. по-

казателю адаптации [3], общему скоростно-силовому потенциалу (наша разработка) и общей физической работоспособности. В обобщенном виде состояние здоровья, адаптации и физического потенциала, дифференцируется как отличные, хорошие, удовлетворительные и неудовлетворительные.

Исследование проводилось на протяжении 2 лет на базе Восточноукраинского национального университета имени В. Даля со студентами второго и третьего курсов специальной медицинской группы.

В качестве иллюстрации приводим «Паспорт здоровья» студента Иванова Е. П. (табл.1). Исследованию были подвержены 11 показателей и тестов, входящих в «Паспорт здоровья». В таблицах 2, 3, 4 представлены результаты этих исследований.

Таблица 1

Паспорт здоровья студента

1. Код 243 6. Масса тела 82 кг

2. Дата тестирования 10.09.08 г. 7. Группа КТ-252

3. Ф.И.О. Иванов Е.П. 8. Дата рождения 21.04.88 г.

4. Пол М 9. СМГ

5. Рост 172 см 10. Преподаватель Вовк Л.В.

Показатели Величи- на Градация состояния Функцио- нальный класс

Показатели здоровья Относительная масса тела (%) 110,8 избыточная масса 4

Артериальное давление (мм рт. ст.):

систолическое 135,00 слегка повышено 2

диастоличе ское 55,00

Бронхиальная проходимость (% к ЖЕЛ) 83,72 бронхоспазма нет 4

Адаптационный потенциал (усл. ед.) 2,77 функциональное напряжение 3

Двигательные качества

Общая выносливость (мин. сек.) 15,37 выше средней 4

Общий скоростно-силовой потенциал (усл. ед.) 2,00 ниже среднего 2

Физическая работоспособность (усл. ед.) 0,828 средняя 3

Рейтинг 39,6

22,0 балла при максимуме 31 балл Общая оценка 3,00 - удовлетворительно

Динамика показателей здоровья студентов СМГ за двухлетний период учебно-воспитательного

по традиционной и экспериментальной программе (%)

Таблица 2

процесса

п/п

Показатели

2007/2008 уч. г.

КГ

ЭГ

2008/2009 уч. г.

КГ

ЭГ

1.

Масса тела

оптимальная

86,1

85,2

95,6

избыточная

9,3

7,7

2,6

ожирение

4,6

3,7

2,6

Артериальное давление

нормальное

98,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

98,4

98,6

99,2

повышенное

1,6

1,4

Бронхиальная проходимость

нормальная

89,4

89,1

90,6

96,3

нарушена

11,6

11,9

10,4

5,7

Таблица 3

Динамика показателей адаптации и физической работоспособности студентов СМГ за двухлетний период по традиционной и экспериментальной программе (%)

№ п/п Показатели 2007/2008 уч. г. 2008/2009 уч. г.

КГ ЭГ КГ ЭГ

1. Адаптационный потенциал

удовлетворительная адаптация 94,3 95,2 95,3 98,6

напряжение адаптации 11,0 10,2 7,6 2,3

неудовлетворительная адаптация - - - -

срыв адаптации - - - -

2. Физическая работоспособность

низкая и ниже средней 37,3 38,8 39,4 24,6

средняя 38,4 46,6 40,7 50,9

выше средней 24,3 14,6 19,9 24,5

Таблица 4

Динамика показателей двигательных способностей у студентов СМГза двухлетний период по традиционной и экспериментальной учебной программе X +ст

№ п/п Показатель (конт Юноши рольная группа) Юноши (экспериментальная группа)

2007/2008 уч. год 2008/2009 уч. год Р 2007/2008 уч. год 2008/2009 уч. год Р

1. Сгибания рук в упоре, раз за 30 с 17,61±10,17 18,21±12,11 >0,05 18,25±10,15 23,00±7,74 >0,05

2. Поднятие туловища, раз за 30 с 19,73±5,11 21,97±4,72 >0,05 19,73±3,54 26,55±5,51 >0,05

3. Подтягивание, раз 7,91±4,33 9,00±5,12 >0,05 7,95±4,33 11,00±5,12 >0,05

4. Прыжок с места, см 205,91±20,9 214,8±20,55 >0,05 206,31±15,2 222,24±17,8 >0,05

5. Общий скоростносиловой потенциал, усл.ед. 2,11±0,27 2,15±0,51 >0,05 2,11±0,30 2,23±0,28 >0,05

6. Бег 2414 м, мин. сек. 15,41±1,57 15,35±1,90 >0,05 13,38±2,11 13,06±1,97 >0,05

Как видно из таблицы 2, двухлетний цикл учебновоспитательного процесса ведет к улучшению весовых показателей у студентов экспериментальной группы и, в меньшей степени, в контрольной группе.

Артериальное давление в обеих группах изменяется менее четко, а бронхиальная проходимость остается нарушенной более чем у 10% контрольной группы, что можно объяснить широким распространением курения в настоящее время среди молодежи, что способствует развитию начальных степеней бронхоспазма. В таблице 3 показатель, характеризующий общую адаптацию организма к условиям внешней среды (условия жизни), является наиважнейшим в общей характеристике физического состояния. Его негативная динамика свидетельствует о развитии в организме предпатологических (донозологических) состояний. У обследованных студентов под влиянием 2-х летнего экспериментального цикла физического воспитания выявлены, в общем, положительные сдвиги в этом показателе. Это, в первую очередь, выразилось в увеличении числа лиц с удовлетворительной адаптацией на 3,4% у студентов экспериментальной группы и на

0,9% - у студентов контрольной группы при уменьшении числа студентов с неудовлетворительной адаптацией и ее напряжением.

В таблице 4 приведена динамика двигательных способностей студентов под влиянием двухлетнего цикла занятий физическими упражнениями.

Из таблицы 4 видно, что двухлетний цикл учебновоспитательного процесса в целом положительно повлиял на развитие физических качеств у студентов СМГ. Но в экспериментальной группе по всем показателям результаты на порядок выше, чем в контрольной группе. Полученные данные подтверждают эффективность использования компьютерной технологии в формировании культуры здорового образа жизни, улучшении здоровья и физической подготовленности студентов специальной медицинской группы.

Выводы.

1.Использование компьютерной информационнодиагностической системы «Паспорт здоровья» научеб-ных занятиях усиливает весь учебно-воспитательный процесс, содействует повышению его эффективности во время занятий физическими упражнениями и во внеучебное время.

2.Одним из главных условий эффективности процесса физического воспитания студентов СМГ являются знание не только их физиологических, а и психологических особенностей, что позволяет обеспечить дифференцированный подход и результативно решать

его задачи.

3.Использование в процессе физического воспитания дифференцированного подхода к студентам СМГ при организации и определении содержания учебных занятий с помощью компьютерной ИДС «Паспорт здоровья» повышает эффективность учебного процесса и интерес к нему, содействует улучшению физической работоспособности и укреплению здоровья, повышению жизненной активности, обеспечивает высокий уровень овладения теоретическим материалом и практическими навыками во время обучения в вузе.

Дальнейшие исследования необходимо направить на изучение проблем преемственности здорового образа жизни учащихся старших классов средних общеобразовательных школ и студентов младших курсов вузов, отнесенных к СМГ.

Литература

1. Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н.М. Амосов. - Донецк: Сталкер, 2002. - 590 с.

2. Апанасенко Г. Л. Здоровий спосіб життя (концепція) / Г. Л. Апанасенко // Тези доповідей 1-ї Укр. наук.-прак. конф. «Актуальні проблеми здорового способу життя». - К. : Укр. центр здоров'я, 1992. - 76 с.

3. Баевский Р. М. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях населения / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, Н. Р Палеев // Экспресс-информация. - М. : ВНИИМИ, 1987. - № 10. - С. 1-19.

4. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. -М. : Теор. и практ. физ. культ., 2000. - 275 с.

5. Волков В. Ю. Компьютерные технологии в физкультуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе / В. Ю. Волков // Теор.и пр. физ.культ., 2001. - № 4. - С. 60-63.

6. Глухов В. П. Фізкультура у формуванні здорового способу життя / В. П. Глухов. - К. : Здоров'я, 1989. - 72 с.

7. Годик М.А. Исследование двигательной активности студентов с помощью компьютерной экспертизы / М. А. Годик, В. Н. Тимошкин // Теор. и прак. физ.культ., 1990. - № 2. - С. 32-33.

8. Душанин С. А. Надежность системы “Контрекс-2” в диагностике физического состояния студенток 17-20 лет / С. А. Душанин, В. В. Шигалевский // Теор. и пр. физ. культ., 1979. - № 10. - С. 41-43.

9. Жбанков О. В. Информационно-методические системы в физическом воспитании / О. В. Жбанков // Спорт для всіх. - Донецьк, 2000. - № 1. - С. 76-82.

10. Закопайло С. А. Результати експериментальної роботи з формування у старшокласників цінностей здорового способу життя / С. А. Закопайло // Теорія і пр. фіз. вихов., 2003. - № 2. - С. 100-105.

11. Капустин Е. Н. Здоровый образ жизни учащейся молодежи / Е. Н. Капустин. - Л. : изд-во ЛГУ, 1991. - 69 с.

12. Козырев Г И. Физическое воспитание и образ жизни / Г. И. Козырев // Вестник высшей школы. - 1986. - № 7. - С. 13-17.

13. Наумова Н. И. Динамика показателей физической подготовленности студентов под влиянием занятий различной направленности на основе компьютерных технологий / Н. И. Наумова // Физическое воспитание студентов творческих специальностей : сб. науч. тр. под ред. Ермакова С. С. - Харьков : ХГАДИ (ХХПИ), 2002. - № 1. - С. 79-88.

14. Презлята Г. В. Формування здорового способу життя засобами фізичної культури / Г. В. Презлята // Обрії. - 1998. - № 1. - С. 121-130.

15. Хрипко Л. В. Оптимізація процесу фізичного виховання в аграрних вищих навчальних закладах України з використанням комп'ютерних технологій : дис... канд. наук з фіз. вихов. і спорту, 24.00.02 / Національний аграрний ун-тет. - Л., 2003. - 225 с.

16. Шандригось В. І. Про комп'ютерні технології у галузі фізичної культури та спорту / В. І. Шандригось // зб. наук. пр. ”Молода спортивна наука України”. - Вип 1. - Том 4. - Львів, 2000. - С. 67-69.

17. Шигалевский В. В. Компьютерные технологии оценки физического состояния и физической подготовленности учащейся молодежи / В. В. Шигалевский, А. А. Андрющук. - Луганск : ВУГУ, 1999. - 160 с.

Поступила в редакцию 01.07.2010г.

Вовк Лариса Викторовна [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.