Научная статья на тему 'Технологическая модель обеспечения преемственности физического воспитания личности старшеклассника, студента'

Технологическая модель обеспечения преемственности физического воспитания личности старшеклассника, студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / СТУДЕНТЫ / МОДЕЛЬ / КОМПОНЕНТЫ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ОСОБИСТіСТЬ / СТАРШОКЛАСНИКИ / СТУДЕНТИ / КОМПОНЕНТИ / НАСТУПНіСТЬ ФіЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ / PERSONALITY / EDUCATION / STUDENTS / MODEL / COMPONENTS / CONTINUITY IN PHYSICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Виктор Михайлович

Рассмотрены теоретические основы и компоненты на которых построена технологическая модель обеспечения преемственности физического воспитания личности старшеклассника, студента. Доказано, что эффективный процесс преемственности физического воспитания невозможен без построения технологических моделей. Установлено, что технологическая модель является механизмом реализации учебно-воспитательного процесса и объектно-субъектного преобразования личности на всех этапах непрерывного физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вовк Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological pattern of supporting continuity in physical education of students' personality

Theoretical approaches grounds and components, on which technological pattern of supporting of continuity in physical education of senior pupil and students' personality are considered. It is proved that effective process of continuity in physical education is impossible without construction of patterns. It is ascertained that technologies pattern is a mechanism of realization in teaching process and object-subject of the transformation to personalities on base of the physical education.

Текст научной работы на тему «Технологическая модель обеспечения преемственности физического воспитания личности старшеклассника, студента»

Технологическая модель обеспечения преемственности физического воспитания личности старшеклассника, студента

Вовк В.М.

Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля

Анотации:

Рассмотрены теоретические основы и компоненты на которых построена технологическая модель обеспечения преемственности физического воспитания личности старшеклассника, студента. Доказано, что эффективный процесс преемственности физического воспитания невозможен без построения технологических моделей. Установлено, что технологическая модель является механизмом реализации учебно-воспитательного процесса и объектно-субъектного преобразования личности на всех этапах непрерывного физического воспитания.

Ключевые слова:

личность, старшеклассники,

студенты, модель, компоненты, преемственность физического воспитания.

Вовк В.М. Технологічна модель забезпечення наступності фізичного виховання особистості старшокласника, студента. Розглянуто теоретичні основи та компоненти на яких побудована технологічна модель забезпечення наступності фізичного виховання особистості старшокласника, студента. Доведено, що ефективний процес наступності фізичного виховання неможливо без побудови технологічних моделей. Встановлено, що технологічна модель є механізмом реалізації навчально-виховного процесу і об'єктно-суб'єктного перетворення особистості на всіх етапах безперервного фізичного виховання.

особистість, старшокласники, студенти, модель, компоненти, наступність фізичного виховання.

Vovk V.M. Technological pattern of supporting continuity in physical education of students’ personality. Theoretical approaches grounds and components, on which technological pattern of supporting of continuity in physical education of senior pupil and students' personality are considered. It is proved that effective process of continuity in physical education is impossible without construction of patterns. It is ascertained that technologies pattern is a mechanism of realization in teaching process and object-subject of the transformation to personalities on base of the physical education.

personality, education, students, model, components, continuity in physical.

Введение.

Моделирование как научно-практический метод широко применяется в теории и практике физического воспитания. Моделирование - одна из основных категорий познания, на нем базируется любой метод научного исследования, как теоретический, так и практический. Моделирование - процесс построения, изучения и использования моделей для определения и уточнения характеристик и оптимизации какого-либо процесса [7]

Как отмечено в научной литературе, система физического воспитания, базирующаяся на стимулировании, побуждающая, а не принуждающая личность, ориентируется на ее внутренние возможности и способна превратить человека из объекта воздействия педагогов в субъект собственного физического развития и нравственного самосовершенствования [5].

«Переход к креативно-педагогической образовательной модели нуждается в пересмотре традиционного отношения к структуре, содержанию и организации физического воспитания в ВУЗе в контексте трансформации современного общества», - пишет Н.Турчина [10, с. 142].

Эффективный процесс физического воспитания невозможен без построения моделей. Для того чтобы выделить характер воздействий, необходимо предварительно определить возможные реакции организма школьника, студента, их влияние на результат и то, насколько они эффективны при повторном применении для достижения планируемых показателей. Все компоненты физического воспитания можно рассматривать как познавательные системы, обладающие способностью воспринимать внешние воздействия, выделять из них информацию различного уровня сложности и запоминать в виде моделей. На наш взгляд в практике физического воспитания учащейся молодежи моделированию как научно-практическому методу уделяется недостаточно внимания. Кроме наших исследований [2], известно немного работ, посвященных этому вопросу [1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11].

© Вовк В.М., 2011

Работа выполнена согласно плана НИР Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - разработать и экспериментально проверить технологическую модель обеспечения преемственности физического воспитания личности старшеклассника, студента, как программу совершенствования учебно-воспитательного процесса в средней и высшей школах.

Методы и организация исследования. Во время исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение, тестирование, педагогический эксперимент. Опытно-экспериментальная работа, проводилась в течении десяти лет на базе Восточноукраинского национального университета им. В.Даля, многопрофильного лицея, средних общеобразовательных школ № 8, 20, 26, 36 города Луганска.

Результаты исследований.

На основе анализа научных исследований отечественных ученых по вопросам моделирования физического воспитания учащейся молодежи нами была разработана технологическая модель обеспечения процесса преемственности физического воспитания личности старшеклассника, студента (рис.1), где в соответствии с основными положениями диалектики и последовательностью системного развития современной цивилизации предусматривается четыре этапа: возникновение, становление, зрелость и преобразование, и три компонента обозначены нами как объектные, субъектно-функциональные и субъектные фазы.

Возникновение - этап который включает в себя исходное физическое состояние, анализ развития внутренней позиции, Я- концепция, возникающих трудностей в учебно-воспитательном процессе, адаптация учащегося к каждому классу (курсу), разрешение противоречия между уже состоявшимся переходом в новый статус, в новые условия обучения и физического воспитания и еще продолжающейся подготовкой к реализации воз-

никших педагогических установок личностью в новой ситуации физического воспитания.

Становление - этап реализации содержания преемственности физического воспитания, которое не мыслится без методов, связанных с применением педагогических средств - слова и сенсорно-образных воздействий («наглядности»). Учитывая это, следует охарактеризовать в целом как специфические, так и другие методы, органически включаемые в учебновоспитательный процесс. Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания её с отдыхом. Успех в решении поставленных задач гарантируется при умелом применении всего комплекса научно и практически оправданных методов с учетом особенностей используемых средств, контингента занимающихся и условий занятий. Авторские программы преемственности физического воспитания являются одними из важнейших составляющих технологической модели, которые построены на компьютерных технологиях, где осуществляется диагностика, коррекция, рейтинг физических качеств и способностей, контроль отстающих звеньев организма занимающихся физическими упражнениями.

Зрелость - этап разрешения противоречия между уже наступившей фазой физического развития личности и готовностью к самостоятельному выполнению физкультурно-спортивных функций в новых условиях (класса, группы, спортивной секции). Сотрудничество с педагогами в позитивном разрешении противоречий между особенностями нового и старого в учебновоспитательном процессе, сознательном преодолении трудностей в физическом развитии - главный признак активной внутренней позиции личности, позитивной Я - концепции.

Преобразование - этап разрешения противоречий между особенностями новой и предыдущей фазой физического развития личности. В соответствии с целями учебных заведений школьники становятся студентами, студенты - специалистами. Каждый последующий этап учебно-воспитательного процесса (фаза развития личности) преемственно включает в себя содержание предшествующих этапов. И вместе с этим каждый этап (фаза развития) процессуальные, т.е. содержат динамические компоненты в соответствии с отмеченной выше последовательностью системного, всестороннего и гармонического развития личности. Эти компоненты являются объектными, субъектнофункциональными и субъектными фазами.

В представленной технологической модели преемственность физического воспитания рассматривается, как процесс. Этот процесс направлен на формирование воспитуемого в качестве субъекта физического воспитания, самовоспитания, самообразования и самореализации позитивной Я - концепции.

Объектная фаза. Её цель - формирование активной позиции личности в овладении новыми знаниями, умениями, физическими упражнениями в физкультурноспортивной деятельности. Выдвижение перед студентом стимулирующих перспективных целей: ближней

- самоуправлении в новой социальной роли; средней

- освоение функций студента, что позволит участвовать в многообразной, интересной жизни вуза; конеч-

ной - овладение социально значимой и увлекательной профессией. Оказание первокурсникам многосторонней помощи в разрешении противоречия между новыми условиями, установками, требованиями вузовской учебы и физической подготовки, отсутствием опыта студенческой жизни. Мотивация основных задач деятельности и поведения, при которых это противоречие может успешно разрешаться, принося студентам чувство удовлетворения. Ориентация студентов на основной вид деятельности: освоение условий, установок, форм учебно-воспитательного и тренировочного процесса на основе повышения культуры умственного и физического труда, самостоятельной работы, самообразования, самовоспитания и самореализации «реального я». Разъяснение функций различных форм обучения и физического воспитания в вузе, принципиально иного места и значения самостоятельной работы по сравнению со школой. В развитии активной позиции первокурсника важную роль играет особый комплекс психолого-педагогического влияния преподавателя физического воспитания. Реализация принципа «сквозного», (преемственного) преподавания вузовских дисциплин, сознательного отношения к учебному и тренировочному процессу в целом на основе логики учебно-воспитательного и тренировочного процесса кафедры, факультета как фактора связи всех преподаваемых на первом курсе дисциплин с будущей профессиональной деятельностью. Развитие нравственнопсихологического, педагогического микроклимата в группе, на курсе, факультете как фактора, стимулирующего духовные контакты студентов-первокурсников с преподавателями, кураторами, тренерами, старшекурсниками. Учет их интересов, потребностей, запросов и трудностей, создание хороших условий для занятий физическими упражнениями.

Субъектно-функциональная фаза. Знакомство студентов с их основными функциями и видами деятельности, в которых данные функции реализуются. Особенности вузовских условий осуществления этих функций в отличие от школьных в их преемственности. Противоречие: между информационным восприятием предъявленных требований, репродуктивной информацией о вузовских условиях учебно-воспитательного процесса и необходимостью действовать самостоятельно и добиваться поставленных целей и задач. Основной тип деятельности: освоение функций, форм и способов их реализации. Студент - объект освоения новых функций и субъект отношения к ним. В этой фазе особое значение приобретает организация общей жизнедеятельности студента, дальнейшее оснащение его не только соответствующей информацией, но и умениями, навыками, полноценного выполнения своих функций. На первом курсе необходима, как известно, целенаправленная помощь начинающим студентам в формировании активной жизненной позиции, в овладении технологией физического развития основных физических качеств и приобщению к здоровому образу жизни. Если объектная фаза предполагает главным образом их оснащение необходимой информацией, создание новых установок, включение в новые виды деятельности, то данная фаза переориентирует студента на освоение, относительно самостоятельное выполнение новых функций.

Субъектная фаза. Она предполагает не только освоение функций студента, но главным образом самостоятельную их реализацию в различных видах деятельности, в проявлении прав, выполнении обязанно-

стей, в сотрудничестве с преподавательским составом вуза по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Противоречие: между продолжающейся стадией адаптации студента, когда он все еще в боль-

5

СО

со

си

о.

ф

о

о

ф

т

со

■8-

ф

о

X

5

ф

н

о

О

Исходное физическое состояние

го

ю

о

ф

1=

т

Выдвижение основных педагогических требований

Анализ развития внутренней позиции, Я-концепция

Анализ трудностей в учебно-воспитательном и тренировочном процессе

Адаптация к новым условиям учебно-воспитательного и тренировочного процесса

£

Методы: использование слова, средств наглядного влияния, овладение двигательными умениями, навыками, изучение упражнений, развитие физических качеств, равномерный, повторный, переменный, интервальный, круговой, игровой, соревновательный

Компьютерная информационнодиагностическая система управления процессом преемственности физического воспитания: авторские программы физического воспитания, «Паспорт здоровья», диагностика, коррекция, контроль полученных знаний, овладение двигательными умениями и навыками, развитием физических качеств и способностей организма личности старшеклассника, студента

Реализация на каждом этапе учебно-воспитательного и тренировочного процесса содержания преемственности физического воспитания

Разрешение противоречий между особенностями нового и старого в емственности физического воспитания

пре-

Т

Сотрудничество школьников, студентов с спортивными педагогами в преодолении трудностей в учебно-воспитательном и тренировочном

Разрешение противоречий между особенностями новой и предшествующей социальной роли, физического развития и подготовленности: старшеклассник старшеклассник-выпускник; старшеклассник-выпускник-студент первокурсник; Студент первокурсник- студент старших курсов; студент-выпускник - специалист

я

и

н

та

т

и

п

с

о

со

о

к

с

е

ч

и

з

и

ф

с

о

н

н

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

т

с

5

е

е

о.

п

го

н

я

и

н

я

и

с

со

1

о.

о

т

к

го

в

Конечный

результат:

итоговая физическая подготовленность личности старшеклассника, студента (ценностные оринтации, теоретические, методические знания, практические умения, навыки), самореализация позитивной

Я-концепции

Рис.1. Технологическая модель обеспечения процесса преемственности физического воспитания старшеклассника, студента

шей мере объект учебно-воспитательного и тренировочного процесса, и необходимостью относительно самостоятельного выполнения своих функций. Важно создание условий, при которых первокурсники могут результативно использовать свои права, реализовать возрастающие возможности «настоящего» студента. В целом для этой фазы характерны зрелость студента в стадии адаптации и его преобразование в полноценного студента. Он способен теперь уже не только осваивать вузовские условия быта, учебы, физкультурноспортивной деятельности, но и участвует в реализации основных задач учебно-воспитательного процесса.

Указанная технологическая модель использовалась нами в исследовании проблемы преемственности физического воспитания на стыке средней и высшей школы. Она позволяет выявить и уточнить динамические компоненты педагогических явлений, инвариантные для работы со старшеклассниками и студентами младших курсов.

Модель помогает обнаруживать диалектическую связь этапов учебно-воспитательного процесса, в котором реализован принцип преемственности и стадии развития позиции старшеклассника и студента. Возникает основа взаимопонимания и взаимодействия с учащимися, гуманизации учебно-воспитательного процесса. При этом преемственность предстает в виде целостного процесса на уровне старших классов и работы на младших курсах вуза.

В рассмотрении системного взаимодействия этапов учебно-воспитательного процесса, стадий развития внутренней позиции личности, модель позволяет изучать и уточнять «невидимые» педагогические явления и факторы их развития.

Модель привлекает внимание не только к прогрессивно развивающимся компонентам учебновоспитательного процесса, но и к профилактике его регрессивных начал, что стимулирует развитие активной позиции личности, позитивной Я - концепции.

Таким образом, технологическая модель служит средством, основой и программой осуществления, совершенствования преемственности физического воспитания на стыке средней и высшей школы.

Выводы.

Использование предложенной технологической модели в различных звеньях непрерывного образования и физического воспитания Министерства образования и науки Украины с целью осуществления их преемственности позволит решить:

• общие задачи преемственности образования и физического воспитания опережающая (на прогностической основе и обратной связи) подготовка к продолжению образования, профессиональному росту, физическому развитию, обогащающее влияние последующего звена на предыдущее;

• общее по сути основное противоречие, которое условно можно обозначить формулой: противоречие между «еще» и «уже», «уже» и «еще», речь идет о взаимодействии различных институтов непрерывного образования и физического воспитания в конкретных условиях: например, старшеклассник еще учится в школе, но его уже надо готовить к обучению в вузе, к общественно-полезной деятельности, студент первого курса высшего учебного заведения уже находится в новых условиях обучения

(физического воспитания), к которым он еще готов лишь предварительно;

• постоянство происходящих изменений на стыках всех звеньев непрерывного образования и физического воспитания, в каждом случае перехода с одной ступени образования и физического воспитания на другую изменяется или преобразуется статус обучающихся, задачи, установки, требования обучения и физического воспитания, учебные планы, содержание, формы, методы учебно-воспитательного процесса, профессиональная квалификация педагогов и т.д.;

• для всех подсистем непрерывного образования и физического воспитания едина последовательность развития: возникновение, становление, период зрелости и преобразования. Общность компонентов создает методологическую основу для анализа (синтеза) взаимодействия между этапом преемственности и стадией развития внутренней позиции, Я-концепции, компетентностного подхода к объектно-субъектному преобразованию личности на всех ступенях непрерывного физического воспитания.

Дальнейшие исследования планируется направить

на изучение других проблем по совершенствованию

физического воспитания ученической и студенческой

молодежи.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании / А.А. Вербицкий, О.Б. Ермакова //Педагогика. - 2009. - № 2. - С. 12-18.

2. Вовк В.М. Проблемы моделирования физического воспитания ученической и студенческой молодежи / В.М. Вовк //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2010. - № 8. - С. 18-21.

3. Гружевський В.О. Визначення мотиваційних потреб у руховій активності студентів першокурсників для формування моделі фізичного виховання у ВНЗ / В.О. Гружевський //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2007. - № 12. - С. 54-57.

4. Дьоміна Ж.Г Модель педагогічної системи управління професійно-прикладною підготовкою студентів музичних спеціальностей / Ж.Г. Дьоміна //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. -Харків: ХДАДМ - 2007. - № 12. - С. 60-63.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 544 с.

6. Носко М.О. Дидактичне моделювання структури завдань рухової активності людини / М.О. Носко, В.І. Синіговець //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2000. - № 19. - С. 3-7.

7. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 806 с.

8. Приймак С.Г Моделювання параметрів фізичної підготовленості підлітків у процесі фізичного виховання: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. наук з фіз. вихов. і спорту: спец. 24.00.02 - фізична культура, фізичне виховання різних груп населення / С.Г. Приймак. - Львів, 2003. - 20 с.

9. Рыбковский А.Г Организация управления в спортивной тренировке / А.Г. Рыбковский, А.О. Светова. - Донецк: ДонНУ, тов. «Друк-Інфо», 2007. - 418 с.

10. Турчина Н.І. Сучасні особливості педагогічного процесу фізичного виховання студентів вищих навчальних закладів технічного профілю і рекомендації щодо його вдосконалення / Н.І. Турчина //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2007. - № 12. - С.141-148.

11. Шахов В.І. Теоретико-методологічні основи базової педагогічної освіти майбутніх учителів: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня д-ра пед. наук: спец.13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / В.І. Шахов. - Тернопіль, 2008. - 43 с.

Поступила в редакцию 28.04.2011 г.

Вовк Виктор Михайлович [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.